На год в городе создавалась. История возникновения городов. Один из многих

Именно отсюда берет начало русский флот: здесь по приказу Петра I были построены первые боевые корабли, которым предстояло одержать победу в знаменитом сражении с турками за крепость Азов. Это родина воздушного десанта - празднование дня ВДВ 2 августа установлено в честь произошедшей в 1930 году успешной учебной высадки «крылатой пехоты» на местном полигоне. Предприятие «КБ Химавтоматики» разработало ракетный двигатель, позволивший достигнуть второй космической скорости, а на авиационном заводе организовано первое в мире серийное производство сверхзвуковых самолетов.

Город неоднократно разрушался - его практически уничтожили каневские черкесы в конце XVI века, он серьезно пострадал от пожара в 1748 году и понес огромные потери в годы Великой Отечественной - уцелело менее 10% жилых зданий. И всякий раз за разрушением следовало возрождение. Восстановление шло невероятными темпами. Так, спустя всего семь лет после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, столица Черноземья вновь зажила полноценной жизнью: были реставрированы или выстроены заново почти все дома, заработали заводы и фабрики, кинотеатры и музеи.

Коротко о возникновении

Официальная история создания Воронежа начинается с 1586 года - даты образования и основания крепости, предназначавшейся для защиты юго-восточных рубежей Московского государства, позже ставшей городом. Новое военное укрепление возникло на месте возведенного годом ранее сторожевого пункта. Строителем и первым воеводой царским указом был назначен Семен Сабуров, принадлежавший к видному боярскому роду. На нужды по возведению крепости из казны было выделено 140 000 рублей золотом.

Решение о создании на южных границах ряда укреплений было вызвано необходимостью защиты государства от ногайских и крымских татар, а также для того, чтобы закрепить за Российским правительством владение данной территорией.

В возведении крепости принимали участие казаки и крестьяне Данковского и Ряжского уездов. Считается, что они привлекались в первую очередь на самые тяжелые работы, связанные с рубкой леса и его доставкой к месту строительства. Впрочем, жителей уездов звали и на воинскую службу в будущем городе. Свое желание служить в крепости выразили многие донские атаманы.

Семен Сабуров, лично руководивший строительством деревянных башен и стен, был отозван обратно в Москву сразу после завершения возведения крепости. Примечательно, что дальнейшая жизнь воеводы прошла в приграничных городах и смотровых пунктах нашей страны: Новгороде (бывшим прифронтовым со Швецией), сибирском Тобольске и ныне украинском Чернигове. Несмотря на то, что боярин не был связан с Воронежским краем своим происхождением и пробыл в нем всего несколько лет, он был и остается одной из самых уважаемых и почитаемых исторических личностей Черноземья.

Длительное время в качестве герба города использовался родовой знак Сабуровых, который градостроитель ставил на всех бумагах в ходе официальной переписки. Он состоял из шлема, серебряной стрелы, золотой пики и меча, зажатого в орлиной лапе. Эти символы прекрасно характеризовали изначальное предназначение крепости, которое, к слову, совпадало с боярским долгом - защищать свою Родину.

Крепость ожидало стремительное развитие, чему немало способствовало ее удачное расположение. Находясь на пересечении торговых путей, она быстро превратилась из исключительно военного укрепления в торговый узел.

Первое описание города Воронеж появилось в 1615 году в Дозорной книге, иначе именуемой Сторожевой. Среди прочих сведений авторы приводят и численность населения на то время - около 6-7 тысяч человек. И это несмотря на то, что в 1590 году крепость была фактически стерта с лица земли черкесами.

Происхождение топонима

Происхождение названия Воронеж является одной из интереснейших и спорных тем, связанных с историей города. Долгое время ученые, краеведы и энтузиасты-любители выдвигают различные теории, ни одна из которых не имеет под собой убедительных доказательств.

Одной из версий является происхождение от слова «ворона». Этой этимологии придерживался и знаменитый языковед Иван Срезневский, опубликовавший в XIX веке множество этнографических работ, посвященных южным регионам Российской империи. Позднее точку зрения русского ученого поддержал родившийся в 1886 году в Санкт-Петербурге немецкий ученый-славист Макс Фасмер (в нашей стране его называли Максимилианом Романовичем).

Косвенные доказательства правоты Срезневского и Фасмера можно найти в работах другого известного исследователя - Владимира Загоровского (1925-1994). Он приводит упоминание о двух реках Черноземья с названием Ворона, причем вторую из них, чтобы избежать путаницы, именовали - «Воронаж» («тоже Ворона» или «малая Ворона»).

Сторонники данной этимологии в спорах нередко упоминают другие города, имеющие суффикс «-онеж» (предположительно, «территория, край») в названии: например, Радонеж.

Слово «ворона» в названии не обязательно должно означать птицу. Не исключено, что оно использовалось в значении «чернить». Среди других древнеславянских слов с этим корнем можно вспомнить прилагательное «вороной [конь]» и старинное название ягод черного паслена - вороняжка.

У тех, кто придерживается такого мнения, есть свои доводы. Еще древнегреческий историк Геродот писал о неком племени меланхленов (в переводе - «черные одежды»), обитающих северней Причерноморья. Не лишним будет вспомнить и множество названий рек, связанных с черным цветом: испанская Рио-Негру, казахская Карасу, китайская Хэйшуй («Черная вода») и сотни других топонимов по всему миру.

Кроме того, цвет связан с землей и земледелием. Живших в регионе хлебопашцев (чернь) могли именовать «воронящими», что в итоге дало название местности, реке или рекам и будущей крепости.

Другой вариант этимологии города: славянское имя Воронег. Так звали полумифического человека, который основал в IX веке другой Воронеж - украинский, расположенный на территории современной Сумской области. Примечательно, что возле существующего и поныне поселка встречается немало топонимов, схожих с имеющимися в области: населенные пункты Ромны и Рамень, село и река Девица и многие другие.

Сторонники данной теории считают, что Воронеж связан с переселенцами, которые и увековечили в новых для них реках и поселках родные имена.

Ряд исследователей настаивает на том, что название города имеет неславянское происхождение. В 1946 году советский лингвист Александр Попов (1899-1973), изучавший финно-угорские народности, предположил, что слово происходит от мордовского «вирь неже» (дословно - «Лесная защита»). Мордовские племена проживали на территории нынешней столицы Черноземья в VI-VII веках. Здешние леса и реки служили для них защитой от набегов татар.

Еще один вариант инородных истоков названия связан с тюркским языком, а именно со словами «онега» и «вор», означающими воду и лес.

Существуют и другие версии происхождения, в которых фигурируют «еж» и «нож», но эти этимологии стоит отнести к фольклору и не воспринимать всерьез.

От основания до наших дней

История Воронежа в XVI- XVII веках связана с войнами и восстаниями. Будучи в конфронтации с официальной властью, город поддержал Лжедмитрия I, не принял в качестве правителя Шуйского и безуспешно пытался укрыть Лжедмитрия II. Жители крепости отказались присягать польскому королевичу и подняли бунт, который очень быстро обернулся полнейшей неудачей. Мятежники были разгромлены и бежали.

С окончанием смуты развитие пошло ускоренными темпами. По Дону проходили многочисленные транспортные пути - как торговые, так и дипломатические. Так, в 1627 году будущая столица Черноземья принимала Константинопольского посла Фому Кантакузина, а в 1628 - турецкое посольство, возвращавшееся из Москвы.

В задачи воевод входило обеспечение высоких гостей и их слуг всем необходимым. Способствовали пополнению казны и купцы - Воронеж был удобным и безопасным местом для остановки, отдыха и восполнения запасов провизии. Воеводы предлагали защиту и сопровождение торговцев и за чертой города. Учитывая, насколько реальной была опасность нападения татар, на помощь местных жителей соглашались многие.

К сожалению, мирный период был недолгим - в середине XVII в Московском государстве вспыхнули восстания крестьян. Во время крестьянской войны воеводы смогли не допустить мятежа, хотя на территории крепости проживал родной дядя возглавившего бунт Степана Разина. Однако избегать волнений удавалось далеко не всегда.

В 1670 году оборонительные строения пришли в полную негодность. Было принято решение об их обновлении и перестройке. В первую очередь беспокойство вызывали деревянные конструкции и катастрофические последствия от их возгорания. В 1673 году в городе произошел внушительный по масштабам пожар, который уничтожил огромное количество жилых домов. При восстановлении были учтены прежние ошибки градостроителей и все нежилые здания стали просторней.

Новой страницей истории города Воронежа и края в целом стало решение царя о строительстве военного флота. Наличие ценной древесины и удачное расположение послужили главными причинами, по которым Петр I избрал местом строительства верфи именно эти территории.

Вся жизнь населенного пункта стянулась к реке. Для нужд корабельного строительств были построены пушечный завод, а также суконная, кожевенная и канатная фабрики. Население возросло до 30 000 человек за счет моряков и корабельных строителей, а также людей, занятых в производстве парусов, канатов и другой продукции для флота. Появились учебные заведения для офицеров и судостроителей.

В благодарность Петру I воронежцы в 1860 году поставили ему памятник, ставший одним из первых в России.

В 1709 году в связи с обмелением реки был осуществлен перенос верфи на пять километров вниз по течению, что негативно сказалось на деловой активности и привело к снижению числа жителей. Но серьезного спада не намечалось. Местные купцы выкупили суконную фабрику и основали собственные мануфактуры, а произошедший в 1748 году пожар послужил толчком к переустройству города и ускоренному строительству новых зданий. К 1777 году было возведено более 70 строений из камня, а также 2 000 новых деревянных (в конце века их число составило 107 и 2041).

К концу XVIII века в Воронеже проживало 7 купцов первой гильдии (статус предполагал не менее чем 16 000 рублей во владении), более 40 - второй гильдии (необходимый капитал - 8 000 рублей) и свыше 200 - третьей гильдии (от 2 000 рублей).

Город жил не только торговлей. Открывались фабрики и заводы, учебные заведения и типография, ставшая полноценным издательством, вокруг которого образовался особый литературный кружок.

Жители столицы Черноземья приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года. Против войска Наполеона выступило 10 народных ополчений. Это умение объединяться против врага еще не раз будет продемонстрировано местными жителями.

Во второй половине XIX века была протянута железнодорожная ветка от Козлова до Рязани, ставшая одной из первых в России, построенной не на бюджетные средства, а с привлечением частного капитала. Появление надежного быстрого сообщения с другими регионами положительно повлияло на развитие металлургического и перерабатывающего производства. К 1870 году ветка стала самой загруженной и прибыльной в нашей стране.

В начале XX население города достигло почти 100 000 человек. Свыше 15% от общего числа жителей было занято в промышленности. Появилось большое число гимназий и школ, а также сельскохозяйственный институт. Позже его статус был изменен - он стал Аграрным университетом и был внесен в список ведущих высших учебных заведений.

События октября 1917 года прошли для Воронежа практически бескровно, но уже два года спустя он оказался в эпицентре Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной бывшая крепость попала под оккупацию и 200 дней находилась непосредственно на линии фронта. Как отмечают историки, по уровню разрушений город можно было сравнить со Сталинградом, Севастополем и Минском. И вновь, как уже не раз случалось за более чем четыре века, здания были восстановлены в рекордные сроки, был максимально сохранен их прежний облик.

К сожалению, многие памятники не удалось сохранить или восстановить. И не только по вине захватчиков - часть значимых сооружений была утрачена в мирное время.

Присвоение Воронежу в далеком 1990 году звания исторического города России оживило интерес к истории, вопросу возникновения и исследованиям края, в том числе и на любительском уровне. Вышли многочисленные публикации, посвященные различным периодам. Были установлены памятники родившимся здесь знаменитым писателям: Ивану Бунину и Андрею Платонову.

Краткое изложение истории Воронежа дает общее представление о ее содержании, но оставляет в стороне многие важные и значимые события, повлиявшие на развитие края, формирование особой среды и неповторимой атмосферы.

Город сегодня

Это место по-прежнему хранит в себе множество тайн, привлекающих новые поколения исследователей-краеведов. Возможно, в недалеком будущем появятся не только новые версии происхождения названия, но и будет пересмотрена и дата возникновения. Первое письменное упоминание Воронежа относится к 1177 году (в знаменитой Лаврентьевской летописи он назван Воронож), а значит, если кому-либо удастся доказать, что речь идет об одном и том же поселении, город постареет почти на 400 лет.

Сейчас Воронеж - промышленный и культурный центр Черноземья, в котором причудливым образом сочетаются настоящее время и богатая история, запечатленная не только на фото, но и в многочисленных достопримечательностях, пользующихся неизменной популярностью у туристов. Его парки и музеи, здания, в которых оживают приметы прошедших эпох, привлекают все новых и новых любителей старины и тех, кто просто хочет прогуляться по тихим улицам, увидеть памятник Петру I и герою книги Г. Н. Троепольского, посмотреть на корабль, пришвартованный на Адмиралтейской площади. Коренные жители ценят неповторимую атмосферу и уверены в том, что без этой бывшей крепости летопись страны была бы неполной.

ВОРОНЕЖ - центр одной из крупнейших областей Российской Федерации. Город основан в 1585 году как сторожевой пункт на южной окраине Московского государства в одном из оcтрогов высокого правого берега. Крепость построена в 1586 году по указу царя Федора Иоанновича. Самое раннее описание Воронежа в так называемой Дозорной книге относится к 1615 году - тогда в городе насчитывалось 2 тыс. жителей. Во второй половине XVII века Воронеж утратил военное значение, основным занятием его жителей стало землепашество. Возросла роль города как центра торговли.Новый этап в его развитии начался с 1696 года, когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал Воронеж местом строительства военного флота. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кодевенная фабрики.


Значительным событием в жизни города явилось учреждение в 1836 г. Митрофановского мужского монастыря, который возник на базе архиерейского подворья после обретения (1832) мощей первого воронежского епископа Митрофана (1623-1703) и его канонизации.

С Воронежем второй половины XIX века связаны имена многих из оставивших яркий след в истории и культуре России. Здесь родились И. А. Бунин, С. Я. Маршак , А. П. Платонов.

К началу XX века в Воронеже насчитывалось 1350 промышленных, кустарных и торговых предприятий, на которых трудилось более 10850 рабочих. К 1913 году городское население составило 94800 человек. К началу первой мировой войны Воронеж входил во вторую десятку городов Российской империи. Советская власть была провозглашена в Воронеже 3 (16) ноября 1917 года. События гражданской войны теснейшим образом коснулись города, который был дважды захвачен отрядами двигавшейся на Москву Добровольческой армии .

С 1928 по 1934 год город стал центром Центрально-Черноземной области, включавшей территорию Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний. Это позволило развернуть в нем мощное строительство, расширить городские границы. Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942 по январь 1943 года, город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и на Чижовке. Воронеж был освобожден 25 января 1943 года в результате Воронежско-Касторненской операции. В ходе боев он был сильно разрушен, однако за 10 послевоенных лет полностью восстановился.Воронеж в период ВОВ

В связи с промышленными потребностями города в воде в 1972 году было создано Воронежское водохранилище.

Водохранилище

В 1986 году торжественно отмечалось 400-летие основания города. В 1990 году Правительство РСФСР включило Воронеж в число исторических городов.

В 1996 году к празднованию 300-летия военно-морского флота России была завершена реставрация, и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви.

Город был дважды удостоен государственных наград: в 1975 году - ордена Отечественной войны I степени, в 1986 году - ордена Ленина.

Нынешнее население Воронежа - около 1 млн человек. Это административный, экономический и культурный центр области . Границы раздвинулись на западе до реки

Ярославль – один из интереснейших русских городов, чья история тесно связана с историей страны, языком народа, богатой русской культурой.

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

История возникновения Ярославля

Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).

Легенда о возникновении города Ярославль

Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним» . Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя» , и жители «ужасеся и падоша ниц князю» . Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть , где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.

Медвежий угол в Ярославле

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке» . Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное» , т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j- . Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л ? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта j- , поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город

Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика

Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле

Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).

Ярославль — родина Некрасова

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить , означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем . Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Сейчас, в наше время, слово «город» не вызывает ни у кого удивления. Это привычное место жительства основной массы людей. Но мало кто задумывается, какой процесс эволюции прошел, чтобы мы могли вовсю наслаждаться привилегиями городской жизни – горячей водой, инфраструктурой, интернетом, телефоном и т.д. Поэтому в нашей статье, мы расскажем вам, как возникали и строились города, в разные эпохи жизни человека.

Конечно же, сначала мы расскажем вам о самых первых городах, которые существовали на нашей планете задолго до появления системы канализации, отопления и остальных благ.

Когда появились первые города

  • По сведениям уважаемых историков, первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин. Также по некоторым историческим сведениям, в таких странах как: Индия, Греция, Китай и Египет, города возникали в 3 тыс. – 2 тыс. годах до н. э.
  • Древние поселения занимали довольно обширные территории. Большая их часть была окружена стенами и рвами. Центральным местом селения по праву являлись храмы или дворцы.
  • По мере развития первых городов, остро появлялись потребности в системах хозяйства и планировке. В то время как проходило расслоение общества, также проходила и дифференциация их жилищ. Вместе с роскошными дворцами, располагались и темные лачуги, в которых находила свое пристанище беднота.
  • Первыми элементами хозяйства городов являлись канализационные сооружения и централизованное снабжение водой, бани, санитарная чистка.

Как появились города средневековья

  • Основной составляющей властвующего на то время феодализма, были не города, а крестьянские общины, деревни и хозяйства. То есть в ранние периоды феодального строя, города практически отсутствовали. Но с возникновением потребности в торговле и ремесел, вскоре начинают строиться феодальные города. Крупные поселения начали возникать вокруг замков, на торговых путях. Именно так возникла Пиза, Венеция, Гамбург, Тулуза, и прочие знаменитые города. Поселения средневековья были невелики. На то время наибольшими городами считались те, в которых проживало около 10 000 человек.
  • Города средневековья были не слишком развитыми. Городское хозяйство не создавалось, санитарные условия были на зачаточном уровне, водопровод отсутствовал, так же, как не было и канализации. Только лишь в XV веке, в Нюрнберге и в Любеке, появились первые службы по очистке улиц. Именно в данный период в крупных европейских городах возникают цехи ассенизаторов.

Как образовались города эпохи Возрождения

Оживление жизни и переход к мануфактурному производству дали толчок к формированию крупных городов. Теперь начали появляться первые системы городского хозяйства. Первоочередной задачей обеспечения населения являлась организация водопроводно-канализационной сферы. Позже начались постройки мусоросжигательных станций, начали применяться машины для чистки улиц. Понемногу прибавлял в развитии общественный транспорт. В XIX веке появилось газовое освещение улиц. После, начали использовать керосиновые лампы. И только к концу века, стало применяться электричество.

Как строили города в постиндустриальный период

Неизменно растет число городского населения, а вместе с ними и города. Примыкающие поселки понемногу застраиваются, так как уже не могут справиться с количеством жителей. Таким образом, появляются целые междугородние агломерации с огромным количеством жителей. Нередко центр города уже не считается престижным, и люди переселяются в недавно отстроенные престижные районы на окраинах города.

Основная особенность данного периода заключается в развитии абсолютно всех систем городского хозяйства. В его число входят приоритетные сферы развития, в том числе инфраструктура города, которая и составляет качество жизни населения.

Города, появившиеся при Петре 1

В эпоху знаменитого русского царя произошел отказ от феодального строя, начались развиваться мануфактуры, и поэтому все больше населения нуждалось в качественном жилье. Таким образом, были закреплены социальные структуры, развивалось городское хозяйство, градостроение приобрело внушительные масштабы. Так, многие города, построенные во времена Петра 1, существуют и процветают по сей день. Это Петербург, Верхне-Камчатск, Омск, Екатеринбург, Таганрог. Но, к сожалению, технологии Российской Империи не достигали масштабов Европы, и по состоянию на начало XX века только у 20% городов имелись водопроводы.

Город, как система, появился только в начале XX века, с появлением электростанций, городского транспорта и условий для нормального проживания населения.

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. А. Васнецов. 1922 год

С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII-VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .

Наконец, земляные курганы X-XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Летописи: факты и вопросы

«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля .

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский .


Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX-X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные . Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200-300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам .

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5-22.
  2. Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 26-56.
  3. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей / Сост. И.К. Кондратьев. — М.: И.А. Морозов, 1893. — С. 3-6.
  4. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович (1188-1238). Источниковедение, история, историография (диссертация). — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. — С. 289-299.
  5. Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. — М., Л.: Наука, 1964.
  6. Наек Е.Л. Отечественная хронология конца XVIII в. — 1991 г.: историографический опыт (диссертация). — М.: Московский государственный областной университет, 2010. — С. 164-165.
  7. Кайгородова Т.В. Научное историко-хронологическое знание в России в XVIII — начале ХХ века (диссертация). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — С. 135-139.
  8. Назаревский В.В. Москва — сердце России. Восемь веков истории. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 7-21.
  9. Тюняев А.А. Сколько лет Москве? К вопросу о спорах между археологами и летописцами // Россия и современный мир: Научный журнал. — М.: РАН, ИНИОН, Институт экономики, 2011. — № 1 (70). — C. 172-178.
  10. Важдаева Н. Пожилая моя столица // Итоги. — 2012. — № 37 (848). — C. 78-79.


Статьи по теме: