Что за арка на елагином острове. Елагин дворец. Смотреть что такое "Елагин остров" в других словарях

Елагин остров - это охраняемый природный комплекс, расположенный на самом севере устья Невы. На сегодняшний день остров представляет собой стремительно развивающееся пространство, предлагающее многочисленные варианты культурного досуга для отдыхающих любого возраста.

Елагиноостровский дворец

Изначально Елагин остров был резиденцией высокопоставленных особ. Петр I во время создания нового города на Неве старался благоустроить максимальное количество территорий, и те земли, которые в одиночку он охватить не мог, отдавались ближайшим соратникам.

Подобная судьба постигла и Елагин остров. Первым его владельцем стал видный государственный деятель начала XVIII столетия П. П. Шафиров. Всего же за один век сменилось девять хозяев острова, а свое современное название он получил по имени пятого по счету владельца - И. П. Елагина.

Главным украшением острова является, несомненно, Елагиноостровский дворец-музей, который возводился в 1818-22 годах в качестве летней царской резиденции, и до 1917 года был собственностью императорской семьи.

В советскую эпоху дворец приобрел музейные функции, в его стенах заработала экспозиция, посвященная истории и быту. Однако с 1930 по 1987 год деятельность музея была приостановлена из-за разорения и последующего разрушения Елагиноостровского дворца в годы Великой Отечественной войны.
Только в 1987-м началось создание новой музейной коллекции. Сейчас посетители Елагиноостровского дворца имеют возможность увидеть произведения искусства начала XIX века и по достоинству оценить русский жилой интерьер конца XIX – начала XX столетия.

Елагин остров - одно из лучших мест проведения досуга в Петербурге, где созданы все необходимые условия, чтобы отдохнуть душой и телом. Можно посетить одну из увлекательных выставок либо заняться спортом на свежем воздухе.

ЦПКиО имени Кирова

Когда петербуржцы говорят «Елагин остров», то в большинстве случаев подразумевается именно ЦПКиО. Открытие парка состоялось в 1932 году, и с тех пор он стал излюбленным местом отдыха для жителей Ленинграда.

На сегодняшний день ни один из парков Санкт-Петербурга не может сравниться с ЦПКиО по популярности. Елагин парк ежедневно привлекает гостей и жителей города, предлагая большое количество вариантов проведения досуга, среди которых:

  • тренировки на свежем воздухе - в парке созданы комфортные условия для спортсменов, а по субботам занятия проводятся профессиональными тренерами;
  • музыкальные концерты начинающих и уже состоявшихся артистов, поэтические вечера и встречи с видными петербургскими деятелями культуры;
  • костюмированные балы для всей семьи в стиле XIX века;
  • «Творческая дача» - здесь устраивают всевозможные мастер-классы для детей и взрослых;
  • отдых в одном из уютных кафе;
  • детская игровая площадка для самых маленьких посетителей парка;
  • кормление белок - на аллеях ЦПКиО им. Кирова можно встретить множество белок, которые не прочь полакомится орешками с рук посетителей.

Музей художественного стекла

Данный музей является единственным подобным учреждением в Петербурге и относится к структуре дворца-музея на Елагином острове. Музейный фонд составлен из огромной коллекции отечественного художественного стекла, большая часть которого некогда принадлежала Ленинградскому заводу.

Всего в музее, который расположен в Оранжерейном корпусе, на сегодняшний день насчитывается порядка 700 экспонатов из хрусталя и стекла. Помимо постоянной экспозиции, здесь организовывают мастер-классы по росписи стекла и тематические презентации.

Елагин остров открыт для посещения ежедневно, с 6 часов. В летнее время парк работает до полуночи, а в зимнее - до 23 часов.

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818-1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом - «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759-1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти - Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка - ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа - фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758-1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776-1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка - новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).


.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагина острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К.И. Росси.


.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената, которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна. . .

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
.


.

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.
.

.
В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
.

.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
.


.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.
.


.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов.
.
Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.
.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М.М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.
.


.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.
.

.
Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.
.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.
.

Текст подготовили: "Spb-guide".

Легенды городских названий - Елагин остров
В одну из майских ночей 1703 года отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы.

Осторожно шли русские солдаты по небольшому, крайнему к взморью островку. Послышался какой-то треск.

Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. Вдруг из-за большого повалившегося дерева с рёвом поднялся большущий серый медведь.

"Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из солдат, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись. Значит, остров этот не шведский, а Мишкин". Или Мишин. Или Михайлин.

Эти названия и закреплены на картах 1703 года. Но остров был обжит задолго до основания Петербурга. На старинных шведских и финских картах отмечены рыбачьи поселения и ухоженные огороды.

Остров имел название Мистула-саари (Медвежий остров). Возможно, это название было дано финскими охотниками, так же как названия других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне Васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский).

Первым хозяином Мишина острова был любимец Петра дипломат П. П. Шафиров. Затем им владели П.Я.Ягужинский, А. П. Мельгунов, Г. А. Потёмкин, каждый из которых пытался увековечить своё имя в названии острова. Но только обер-гофмейстеру императорского двора Ивану Перфильевичу Елагину, к которому остров перешёл в 1777 году, удалось это вполне и надолго.

Один из культурнейших людей своего времени, Елагин был известен своим богатством, тонким художественным вкусом и гостеприимством. При нём был разбит парк с регулярными и пейзажными участками, прорыты каналы и пруды с затейливыми очертаниями берегов, выстроены мостики и беседки, гроты и павильоны.

У великосветского Петербурга остров пользовался неизменной популярностью. В 1816 году Елагин остров приобретается в казну и передаётся в пользование матери Александра I Марии Фёдоровне, чтобы она в летние месяцы могла быть вблизи своего сына, облюбовавшего для своей летней резиденции соседний Каменный остров.

С этого времени начинается новая глава в истории острова. К работе по благоустройству острова по высочайшему повелению привлекается известный паркостроитель Д. Буш и мало известный в Петербурге тех лет начинающий архитектор Карл Росси.

Совместными усилиями эти два выдающихся художника создали блестящий садово-парковый ансамбль с великолепным дворцом, хозяйственными постройками, каждая из которых предстала неожиданным архитектурным шедевром, садовыми павильонами.

Елагин остров стал первым градостроительным ансамблем, данным Росси в Петербурге, первым в ряду гениальных замыслов, изменивших и навсегда определивших впоследствии классический облик Северной Венеции.

Главная -> Энциклопедия ->

Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин?

ЕЛАГИН Иван Перфильевич (1725-1793) – тайный советник, сенатор, обер-гофмейстер, писатель, драматург, переводчик.

С 1766 г. Елагин – директор придворного театра и музыки. Его деятельность оставила заметные следы в истории русского театра. При нем было основано театральное училище, учрежден в Санкт-Петербурге публичный русский театр, введена практика командировок русских актеров за границу для усовершенствования в сценическом искусстве и приглашение на гастроли иностранных знаменитостей.

Масон с 1750 г. Долгое время играл ведущую роль в российском масонстве. В соответствии с дипломом, полученным из Англии, стал Провинциальным Великим Мастером масонов в России. Глава лож “первого елагинского” и “второго елагинского” союзов.

Первое наименование острова: на допетербургских, шведских картах он назывался Мистуласаари, что в переводе означает Медвежий остров. Надо полагать, что это название было дано финскими охотниками так же, как и другим островам невской дельты: Заячий, Лосиный (ныне Васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский) и т.д. http://www.masons.ru/Publications/bio.ht...

Остров так и назывался - Мишиным, или Михайлиным - до того времени, пока в 1777 году остров не приобрел обер-гофмейстер императорского двора Иван Перфильевич Елагин. Имя прижилось - остров сохранял это название и при всех последующих хозяевах. Сам же дворец в том виде, в котором он дошел до нас, к самому Елагину имеет мало отношения - в начале 19 века он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Федоровны, которой было уже тяжело ездить в загородные резиденции Павловска и Гатчины.



Статьи по теме: