Способы взаимодействия и формы объединения людей. Способы взаимодействия и формы объединения людей: примеры

§ 1 Понятие «общество»

Для того чтобы говорить об обществе, его жизни и его проблемах, нам нужно выяснить, что скрывается за этим понятием. Многие слова в русском языке имеют несколько смыслов, или употребляются в нескольких значениях. Понятие «общество» также имеет несколько значений.

Мы можем говорить о группе людей, объединенных какими-либо интересами или совместной деятельностью - общество любителей книги или общество декабристов. В данном случае понятие «общество » синоним понятия «союз», «организация», «объединение».

Если мы говорим об определенном этапе истории человечества, первобытном или средневековом, то синонимами будут термины «этап», «период».

Если речь идет о качественном состоянии определенного типа развития, то это аграрное общество, постиндустриальное и т.д.

Население страны, государства, региона тоже являются обществом - советское, европейское, французское.

Это примеры употребления термина «общество» в узком смысле слова.

Нас интересует значение понятия «общество» в самом широком смысле - это обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального (реального) мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Ключевыми в данном определении являются две позиции:

1. общество является частью реального мира;

2. общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях.

Люди, способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют, в конечном счете, общество.

Ученые считают, что человек и общество возникли одновременно. Множество проблем, возникающих в жизни человека, (защита, добыча пропитания, поддержание огня, передача информации другому поколению), можно было решить только совместно, иначе было просто не выжить. Общество появилось как форма совместной жизнедеятельности людей на основе взаимопомощи и разделения труда. Все люди, когда-либо жившие на земле, или живут сейчас, и те, кто будет жить - часть общества. То есть, общество - это все человечество в целом, вместе с его прошлым, настоящим и будущим.

В древности считалось, что общество - это просто совокупность отдельных людей. В целом это верно, но людей, живущих в обществе, всегда что-то объединяет. Различных связей, возникающих между людьми, огромное множество. Структура общества очень сложна.

Каждый человек одновременно может быть членом многих коллективов (семейного, спортивного, трудового). Также человек входит в большие группы: классы, нации. Являясь членом многих коллективов, человек вступает в разнообразные отношения как внутри одного коллектива, так и с другими коллективами. Такие отношения, возникающие между различными группами людей, а также внутри них, называют общественными отношениями.

§ 2 Сферы жизни общества

Общество возникло вместе с человеком и развивается вместе с ним. Следовательно, мы можем говорить об обществе как динамической системе. Попробуем разобраться. Динамическая - значит, изменяется, развивается; возникают новые и отмирают старые части и связи между ними. Система - значит, «целое», «составленное из частей», совокупность. Мы можем сравнить общество с автомобилем. Это тоже система, которая состоит из многих составляющих: ходовая часть, топливная система, тормозная. Все они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Так же и общество состоит из множества частей. Ученые называют их подсистемами или сферами и выделяют четыре главных, взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью.

Принято начинать характеристику общества с его экономической сферы, в которой осуществляется деятельность людей по производству, распределению и потреблению результатов труда: условий жизни, материальных благ и услуг. Экономика является основой жизнедеятельности общества. Все, что мы производим, покупаем и обмениваем, является предметом экономической деятельности. Таким образом, экономическая сфера - это то, что позволяет нашему обществу развиваться с материальной точки зрения.

Политическая сфера- это очень важный элемент человеческой жизни, включает в себя все, что связано с управлением человеческим обществом, с властью. Она захватывает проблему государства, политических партий, объединений, групп и т. д.

Социальная сферарассматривает проблемы деления общества на классы, слои и национальные общности. Регулирует отношения между сословиями, классами, нациями и возрастными группами.

К духовной сфереотносится все то, что связано с наукой, искусством, религией, моралью. Любому человеку необходимо не только восстанавливать физические силы с помощью еды, но и получать определенную духовную пищу. Все отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, потребления, относятся к этой сфере.

Все сферы жизни общества между собой связаны, друг на друга влияют и составляют единое целое.

Чтобы сохранялась эта целостность общества, существуют социальные нормы. Это правила поведения, складывающиеся в соответствии с потребностями общества. Социальные нормы демонстрируют, какое поведение обществом одобряется, а какое нет с помощью предписаний (указаний на требуемые действия), дозволений (разрешения вести себя определенным образом) и запретов (указания на действия, которые совершать не нужно). К наиболее распространенным социальным нормам относятся обычаи, мораль и правовые нормы.

§ 3 Этапы развития общества

Общество прошло длительный путь своего развития и претерпело множество преобразований.

Ранние общества - это аграрные или доиндустриальные общества. Для аграрного общества характерны следующие черты: большая часть людей занята в сельском хозяйстве, труд преимущественно ручной, примитивные орудия труда. В таком обществе сохраняется сильная зависимость от природы, общинный уклад жизни, религиозное мировоззрение, жизнь согласно обычаям и традициям. Поэтому эти общества еще называют традиционными.

Следующий этап общественного развития - это индустриальное общество. Индустриальное общество от аграрногоотличается тем, что большая часть населения занята в промышленном производстве. Преобладает машинное, массовое производство, а также бурный рост городов, городского населения и значительная социальная мобильность. Многие страны до сих пор находятся на этом этапе развития общества, поскольку переход - это очень сложный процесс, и развитие общества происходит неравномерно.

Постиндустриальное или информационное общество- последний на данный момент этап развития общества. В информационном обществе на первое место выходит сфера услуг и информации. Этому типу общества присуще следующие черты:ведущая роль науки, знаний и информации в обществе, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда. Происходит стирание классовых различий. Высокая социальная мобильность. Меняется отношение к природе, она уже не рассматривается как простой источник сырья.

Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития сильно влияли на повседневную жизнь людей, на структуру общества. Меняется общество - меняется жизнь людей. На каждом этапе исторического развития существуют общества, очень различные по своему устройству, по положению в нем каждого конкретного человека.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен»

Использованные изображения:

    кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

    конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

    конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников - интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

    Социальное действие, его структура, сущность и содержание.

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Вебер выделяет четыре типа социального действия :

1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное - определяется эмоциями;

4. традиционное - определяется традицией или привычкой.

Признаки действия:

    Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);

    Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);

    Наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие - единичный акт со след структурой:

    Субъект - тот, кто совершил действие (коллективный, индивид).

    Объект - тот на кого направленное действие.

Этапы соц. действия:

    Способ реализации цели;

    Средство;

    Результат.

    «Понимающая социология » Г. Зиммеля и М. Вебера.

Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и, следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия

между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям».Ценностное суждение

всегда личностно и субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравствен­ной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности

Это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше приме­ре эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия религии и разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Каковы же инструменты познания, через которые реализу­ются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.

Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, какчистых форм.

Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма

Это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их жела­ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео­метрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты вообще и построить такую систему, в которой соци­ологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

    Теории О. Конта и Г. Спенсера.

Общество и природа

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Понятие общества в социологии

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество – это все люди, проживающие на земном шаре. Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. В отличие от природы общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные сферы общественной жизни взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек – дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь – это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество – единое целое.

Теории происхождения общества.

1.2 Теории происхождения

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.

В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные проце0ссы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.

Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.

В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

1.2.1. Эволюционизм

Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.

О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.

Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно- экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Концепция эволюционизма сыграла положительную роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря признанию объективного характера общественного развития.

Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения (Т.Парсонс).

1.2.2. Теория циклического развития

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

1.2.3. Теория социального изменения

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур общества и его изменения лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет системой доверия. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. С этой точки зрения можно поставить вопрос о специфике русской культуры и русской ментальности, которые существовали на протяжении всей истории русского общества независимо от всех политических, экономических и иных потрясений.

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

1.Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это 1)активное сообщество 2)научное

объединение 3)общество 4)этап исторического развития

2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

3 . Верны ли утверждения?

А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

4. Верны ли утверждения?

А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5. Признак общества как системы:

1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

8 . Верны ли утверждения?

А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

9 . Верны ли утверждения?

А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

10 . Признак общества как динамической системы:

1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

Закончите высказывание: Вид общественных отношений мужду лицами и организациями, ругулируемых путем установления правовых норм и применения этих

норм,называется.........

Обособившаяся от природы,но тесно я ней связанная часть материального мира,которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их обьядинения называется....

«Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира называется __________(А), когда она представляет собой группу

людей, объединённых общими интересами. Общество развивается как сложная _________(Б), так как включает в себя разнотипные составляющие элементы. Группируя определённые ________(В), а также отмечая важные изменения в организации обществ, происходящие с течением времени, выделяют различные типы обществ.Для традиционного общества аграрный сектор является основой _________(Г), а сохранение традиций представляется более высокой ценностью, чем развитие. __________(Д) общество основывается на промышленности с гибкими динамичными социальными структурами, а характеризуется оно разделением труда, широким развитием средств массовой коммуникации и высоким уровнем урбанизации (развитием городов). В результате научно-технической революции общество трансформируется в ___________(Е) общество, и приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг».

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

D. Все способы взаимодействия людей и формы их объединения

3. Науки, которые изучают жизнь общества называются

A. Гуманитарные

B. Естественные

C. Общественные

D. Технические

4. Человеку, в отличие от животного свойственно

A. Инстинкты

C. Потребности

D. Сознание

5. Человек, в отличие от животного, обладает способностью

A. Действовать сообща с себе подобными

B. Видеть цель своих действий

C. Обучать потомство

D. Защищаться от опасности

6. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку своего поведения называется

B. Самореализация

C. Ответственность

D. Совесть

7. Игра, учение и труд выступают в качестве

A. Критериев истины

B. Видов деятельности

C. Социальных качеств

D. Биологических потребностей

8. Одним из признаков человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных является

A. Проявление активности

B. Целеполагание

C. Приспособление к среде обитания

D. Взаимодействие с окружающим миром

9. К профессии не относится ..

B. Механик

D. Математик

10. И человеку, и животному свойственны потребности в

A. Самореализации

B. Самосохранении

C. Самопознании

D. Самообразовании

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

B. Общении

C. Самосохранении

D. Сохранении потомства

12. Глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности

A. Склонность

B. Интерес

C. Желание

A. Д.Тойнби

B. А. Маслоу

D. В. Ленин

14. Главным критерием истины является

B. Практика

C. Гипотеза

D. Теорема

15. Ложь – это…

A. Искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман

D. Искажение действительного состояния дел, ошибочно принимаемое за истинное

16. Важнейшей ценностью современной цивилизации является

A. Недвижимость

B. Природные ресурсы

C. Свобода личности

17. Внутренним ограничителем свободы человека является

A. Совесть

B. Ответственность

D. Нравственность

18. Коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп

A. Взаимоотношения

B. Деятельность

C. Общение

D. Познание

19. Неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, жесты

A. Вербальное

B. Формальное

C. Неформальное

D. Невербальное

20. Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя ему аплодировали. Это пример… общения

A. Делового

B. Ритуального

C. Повседневного

D. Речевого

21. Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

A. Систему

B. Часть природы

C. Материальный мир

D. Цивилизацию

22. Общество как систему характеризует

A. Обособление от естественной среды

B. Наличие общественных отношений

C. Сохранение связи с природой

D. Совокупность подсистем и элементов

23. Одной из подсистем общества является… сфера жизни общества

A. Духовная

B. Бюджетная

C. Налоговая

D. Структурная

24. Только благодаря природе общество имеет возможность

A. Формировать этические установки своих членов

B. Удовлетворять биологические потребности своих членов

C. Создавать важнейшие социальные институты

D. Создавать ноосферу в дополнение к биосфере

25. Примером воздействия общества на природу является

A. Обнаружение ранее неизвестной древней летописи

B. Пикетирование парламента экологической организацией

C. Захоронение радиоактивных отходов

D. Реформа календаря

26. Глобальной экологической проблемой является

A. Организация заповедников и заказников

B. Распространение наркомании и алкоголизма

C. Истощение природных ресурсов

D. Угроза мировой войны

27. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

A. Прогресс

B. Революция

C. Реформа

D. Регресс

28. В страну А вторглись кочевники, разорив города, села, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути. Этот пример иллюстрирует такую форму общественного изменения как

A. Реформа

B. Революция

C. Модернизация

D. Регресс

29. К – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители ведут натуральное хозяйство, живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Это пример иллюстрирует … тип общества

A. Традиционный

B. Индустриальный

C. Информационный

D. Постиндустриальный

30. Возникновение транснациональных корпораций в современном мире, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

A. Модернизации

B. Глобализации

C. Демократизации

D. Информатизации

31. Отрицательное последствие глобализации

A. Разрушение традиционных укладов

B. Усиление колониального гнета

C. Усиление «холодной войны»

D. Увеличение рождаемости

32. Положительное последствие глобализации

A. Распространение образцов массовой культуры

B. Появление новых рабочих мест

C. Усиление противостояния между странами

D. Разрыв уровня развития между странами Севера и Юга

33. Культура в широком смысле слова, - это

A. Уровень развития общества в определенный момент истории

B. Все, что относится к деятельности к сфере искусства

C. Степень воспитанности определенного человека, коллектива

D. Все достижения человека с момента его возникновения

34. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков называется

A. Народной

B. Массовой

C. Национальной

D. Элитарной

35. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

A. Экранной

B. Народной

C. Массовой

D. Духовной

36. К гуманитарным наукам относится

A. История

B. Математика

C. Искусствоведение

37. Логически стройная систем знаний, проверенная теориями и практикой называется

A. Относительной истиной

B. Абсолютной истиной

C. Образованием

D. Наукой

38. Науку от других отраслей культуры отличает

A. Эмоциональное выражение личностного отношения к миру

B. Выявление сущности общественных и природных явлений

C. Отражение реальности в художественных образах

D. Оценка поведения отдельных индивидов

39. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

A. Дошкольное, общее образование

B. Дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

C. Дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

D. Основное, профессиональное образование

40. Виктор поступил в техникум для обучения по профессии механизация сельского хозяйства. На какой ступени образования находится Виктор.

A. Основное общее образование

B. Среднее профессиональное образование

C. Высшее профессиональное образование

D. Дополнительное образование

41. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир.

A. Начальное образование

B. Основное общее образование

C. Среднее профессиональное образование

D. Высшее профессиональное образование

A. Честь и достоинство

B. Комфорт и удобства

C. Природа и культура

D. Здоровье и успех

43. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

B. Искусства

C. Образования

D. Морали

44. Самой ранней мировой религией является

B. Буддизм

C. Православие

D. Католицизм

45. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

A. Правдоподобностью результатов

B. Созданием художественных образов

C. Ясностью и целостностью выражения

D. Созданием материальных ценностей

46. К видам искусства относится

A. Живопись

B. Литературоведение

C. История

D. Искусствоведение

47. Видом искусства не является

A. Литература

B. История

48. Экономическая наука

A. Контролирует правильность заключения договоров между предпринимателями

B. Отслеживает качество продукции и применяет санкции к недобросовестным производителям

C. Разрабатывает правила по безопасному использованию машин и оборудования

B. Труд

D. Конкуренция

51. Отличительной чертой рыночной экономики является

A. Централизованное распределение ресурсов

B. Свободное ценообразование

C. Введение подоходного налога

D. Товарный дефицит

52. Для традиционной экономики характерно

A. Периодическое возникновение кризисов перепроизводства

C. Командной

D. Смешанной

54. К доходам потребителя относятся

A. Оплата коммунальных услуг

B. Заработная плата

C. Выплата ипотечного кредита

D. Приобретение автомобиля

55. Одним из ограничителей возможностей потребителя является

A. Уровень образования

B. Размер доходов

C. Социальный статус

D. Профессия

56. Потребитель имеет право вернуть товар в магазин в течение … дней с момента покупки

57. Функцией рынка в экономике является

A. Регулирует денежное обращение

D. Товаров и услуг

59. Рынок регулирует экономику через механизм

A. Налогообложения

B. Свободных цен

C. Государственного планирования

D. Государственного заказа

60. Совпадение цены спроса и цены предложения на определенный товар свидетельствует о наличии на данном рынке

A. Товарного дефицита

B. Товарного переизбытка

C. Равновесной цены

D. Монопольной цены

61. За год производство товара удвоилось. Результатом этого будет

A. Спрос на него упадет

B. Цена на него упадет

C. Цена на него вырастет

D. Предложение не изменится

62. В экономике под определением спроса подразумевают число товаров и услуг которые…

A. Производители представляют по данной цене

B. Потребители хотели бы иметь

B. Прибыль

C. Стоимость

D. Дотации

64. Деление издержек на постоянные и переменные обусловлено изменением

A. Уровня цен

B. Объема производства

C. Количества ресурсов

D. Эффективности использования ресурсов

65. К явным (бухгалтерским) переменным издержкам не относится

A. Приобретение сырья

B. Сдельная оплата труда

C. Расходы на тару и упаковку

A. Налог

C. Субсидия

68. Основная функция системы налогообложения в стране заключается в

A. Стимулировании производства

D. Производительность труда

73. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека, называется

A. Среднедушевым потреблением

B. Потребительской корзиной

C. Прожиточным минимумом

D. Минимальным размером оплаты труда

74. Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может найти ее в определенное время на определенной территории

A. Пенсионеры

B. Инвалиды

C. Безработные

D. Несовершеннолетние

75. Средство осуществления меновых отношений; всеобщий эквивалент стоимости товара, средство обращения и средство сбережения – это

A. Кредитная карта

B. Облигация

C. Вексель

D. Деньги

76. Исключительным правом эмиссии денег в РФ обладает(-ют)

A. Инвестиционные компании

B. Центральный банк

C. Коммерческие банки

D. Правительство РФ

77. Ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты, называется

B. Банковским процентом

C. Дивидендом

D. Учетной ставкой

78. Вывоз товаров и услуг за границу с целью продажи на мировом рынке - это

D. Экспорт

79. Ввоз товаров и услуг в страну с целью их продажи на внутреннем рынке – это

A. Импорт

C. Экспорт

80. Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов - это

A. Фритридерство

B. Меркантилизм

C. Протекционизм

D. Кейнсианство

81. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная

A. Стратификация

B. Мобильность

C. Интеграция

D. Дискриминация

82. Различные социальные группы в любом обществе занимают определенные позиции. Данный факт является результатом

A. Интеграции

B. Дифференциации

C. Стабилизации

D. Модернизации

83. Касты, сословия, классы – это

C. Мобильностью

D. Нестабильностью

85. Формой вертикальной мобильности является

A. Создание семьи

B. Безупречная производственная деятельность

C. Постоянное проживание в городе

D. Повышение по службе

86. Формой горизонтальной мобильности является

D. Профессор

89. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен социальными привилегиями. Это статус

A. Чиновника

B. Аристократа

C. Финансиста

D. Предпринимателя

90. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека – это социальная (-ый)

B. Санкция

91. К числу неформальных санкций относится

A. Вручение грамоты

B. Хороший отзыв

C. Премирование

D. Вручение памятного подарка

92. Гражданин Н совершил аморальный поступок, за что друзья выразили ему свое неодобрение. Данный факт является примером

A. Социального неравенства

B. Социальной стратификации

C. Социальной мобильности

D. Социального контроля

93. Позитивное отклоняющееся поведение иллюстрирует ситуация

C. Наркомания

95. Конфликт – это

A. Стремление превзойти друг друга, добиться определенного успеха в притязаниях на власть, привилегии и т.д.

B. Участие в общем деле, проявляется в дружбе, партнерстве, сотрудничестве

B. Средний

97. Высокий уровень социальной мобильности является одним из признаков… общества

A. Западного

B. Восточного

C. Традиционного

D. Индустриального

98. Субкультурой является

A. Совокупность норм, основанных на повседневном опыте

B. Только культура, основанная на научном мировоззрении

A. 16-25

101. Единство территории и языка играют важную роль при формировании

A. Общественных классов

B. Этнических групп

C. Культурных общностей

D. Политических организаций

102. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в

A. Сепаратизме

B. Усилении межнациональных особенностей

C. Сближении народов

D. Национальной изоляции

103. К разновидностям этноса относятся (-ится)

B. Народности

D. Электорат

104. Признаком, отличающим семью как малую социальную группу является

A. Совместное посещение курсов иностранного языка

B. Осуществление профессиональной деятельности

C. Наличие единых предпочтений в одежде

C. Семья

106. Хозяйственную функцию семьи характеризует

A. Регламентация поведения

B. Воспроизводство социальной структуры

C. Организация семейного досуга

C. Государство

D. Политическая культура

109. Признаком любого государства является наличие

A. Трех ветвей власти

B. Республикой

C. Монархией

D. Охлократией

111. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица, никем и ничем не ограничена и передается по наследству называется

A. Абсолютной монархией

B. Конституционной монархией

C. Парламентской монархией

D. Республикой

112. Государство Н. состоит из субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Его парламент состоит из двух палат, у каждого субъекта есть своя конституция. Формой государственного устройства данного государства является

A. Унитарное государство

B. Монархия

C. Федерация

D. Республика

113. Для демократического режима характерно

A. Господство исполнительной власти

C. Демократический

D. Диктаторский

116. Лидерство, основанное на силе закона, называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Харизматическое

D. Формальное

117. Лидерство, основанное на вере в существование у человека особенных, исключительных качество называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Формальное

D. Харизматическое

E. Формальное

118. Цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики называется политическим

A. Антагонизмом

B. Плюрализмом

C. Детерминизмом

D. Процессом

119. Целью существования гражданского общества является

A. Мажоритарная

B. Пропорциональная

C. Смешанная

124. Демократическую процедуру выборов в органы власти характеризует

D. Оппозиционная

127. Любую политическую партию характеризует

A. Наличие в партийных рядах членов правительства

C. СМИ

129. Информация, отличающаяся регулярность распространения, открытостью содержания для всех – это…. информация

A. Социальная

B. Элитарная

C. Духовная

D. Массовая

130. К средствам массовой информации не относится

C. Книга

D. Телевидение

131. Нормы права, в отличие от норм морали

A. Регулируют общественные отношения

B. Обеспечиваются силой общественного мнения

C. Соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

B. Правовой обычай

C. Нормативно-правовой акт

D. Конституция

133. Придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел – это…

A. Правовой обычай

B. Судебная практика

C. Нормативный договор

D. Судебный прецедент

134. Основным источником российского права являются

B. Уголовная

C. Дисциплинарная

D. Гражданско - правовая

136. Видом дисциплинарной ответственности является (-ются)

A. Ограничение свободы

C. Исправительные работы

D. Строгий выговор

137. Конституция РФ была принята

A. Указом Президента РФ

B. На совместном заседании Федерального Собрания РФ

D. Возраст

139. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей называется

A. Гражданство

B. Подданство

C. Принадлежность

D. Правоотношения

140. Основные права и свободы человека принадлежат каждому гражданину РФ от рождения. Это положение закреплено

A. Решением Конституционного Суда РФ

B. Гражданским кодексом РФ

C. Конституцией РФ

D. Административным кодексом РФ

141. Высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам является

A. Конституционный суд РФ

B. Правительство РФ

C. Совет безопасности РФ

D. Верховный суд РФ

142. К компетенции нотариуса относится ситуация

A. Гражданка С. планирует обратиться в суд

B. Гражданин К. стал свидетелем преступления

C. Гражданка Н. потеряла паспорт

A. Гражданское

B. Трудовое

C. Конституционное

D. Семейное

144. Гражданским правонарушением является

A. Дача взятки должностному лицу

B. Пропуск занятий по неуважительным причинам

C. Основное общее

D. Среднее

149. Порядок приема на работу, увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются … кодексом

A. Административным

B. Трудовым

C. Гражданским

D. Уголовным

150. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя

A. Трудовой кодекс РФ

B. Трудовой договор

C. Трудовая книжка

D. Декларация

151. К административным правонарушениям, посягаю­щим на общественный порядок, относят:

A. Нарушение прав государственной собственности

B. Кража

D. Хулиганство

154. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

A. Уголовное наказание

B. Уголовная ответственность

C. Уголовное право

D. Уголовное правоотношение

155. Органом защиты прав человека, учрежденным Советом является

A.Комитет по правам человека

B. Экономический и социальный совет

B. Способы взаимодействия и формы объединения людей

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

2. Обществом в широком смысле называют

A. Исторический этап в развитии общества

B. Группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки

C. Все формы объединения людей в процессе производственной деятельности



Статьи по теме: