Отличие духа от души православие. Чем отличается дух от души: сравнение и отличия

На моих семинарах и вебинарах мне часто задают такой вопрос: «душа и Дух - это одно и тоже?» или «разве Душа человека и Дух человека - это не одно и тоже?»

Разумеется, душа и Дух - это не только не тождественные, но очень разные понятия, очень отличающиеся составляющие части человека.

Моё тело максимально проявлено, материально, объективно.
А мой Дух - это самая абстрактная, Абсолютная (Духовная) моя составляющая, моя самая глубокая, субъективная, осознающая часть.
Для связи этих двух противоположностей во мне - моего Духа («сознания») и моего тела («объективного мне») - нужна мне душа , то есть живой посредник («жива»), который в отличии от тела может чувствовать мой Дух.

1) Дух – это внутреннее, необъективное и нематериальное понятие, возникающее из осознанности, из ощущения собственного существования (ощущения «Я есть»), это есть Сила существования - Сила Бытия, которая всё объединяет, является началом и источником всего .

2) Душа – это представитель единого Духа в множественной сфере его проявлений . Душа хотя не материальна, но имеет индивидуальные проявления, ощущаемые как индивидуальные качества Сущности (индивидуального Духа). Каждая индивидуальная Душа связана со своим источником – с единым Духом (Богом).

Фундаментальное различие между Духом и душой не только можно понять благодаря науке Тантра-Джйотиш или системам Ведических философий или других философий. Даже философы европейских школ философии различали эти две отличающиеся Силы и описывали разницу между ними. Наиболее известен за свои исследования духа Людвиг Клагес.

Людвиг Клагес / Ludwig Klages (1872-1956) - немецкий мыслитель и философ, получивший европейскую известность в период 1920-1940-х годов.

Наиболее ценное, что я вижу в философском понимании Людвига Клагеса, это:

  • он видел разницу между Духом и душой;
  • он говорил, что Дух человека проявляется как его «воля» (Сила Духа/Бытия выражает себя в человеке как Сила воли/личности, то есть Сурья представлен Мангалой),
  • а душа человека проявляется как его «чувства», ощущения (Сила «души» / Воспринимающий Ум выражает себя в человеке как Сила ощущений, то есть Чандра представлена Шукрой);
  • жизнь составляет сущность Природы в целом.

Немецкий философ Клагес - метафизик традиции европейской философии. Для него Дух и душа - ключевые философские категории и реальные сущности (в отличие от «эго», «ничто» и прочего). Дух и душа / сознание и жизнь - главные понятия человеческого существования. Задача каждого философа - знать правильное осмысление их. Опознав Дух в качестве «противопоставления» души, он утвердил его фундаментальность для Бытия.

Клагес различал Дух и жизнь: человек развивается творчески в проявлениях жизни, но под целенаправленным систематизирующим Духом, что жизни принадлежат тело и душа, которые соединены, но эту «жизнь» Дух выстаивает по-своему. Вторжение Духа приносит противоречия между Духом и душой, присущие человеку; поиск их «гармонии» - задача философии. Выживание человечества зависит от Духа; Путь - обращение к Первооснове/Первоистоку, растворение личности (эго) ради Духа.

Клагес утверждал действительность ощущений человека, постулируя связь между «образами внешнего мира» (познаваемыми объектами) и «образами души» (восприятием) человека, которые представляют осмысленные объекты органов восприятия, реальные силы воспринимаемого мира, действующие на «душу» (Воспринимающий Ум) через внимание и выражение (экспрессию).

Клагес внёс большой вклад в исследование отношений между «Я» человека и окружающим миром, способствовал развитию знания о взаимодействии Духа и жизни/души в человеке. Выступая против механистического интеллекта, он показал внутренние связи между природой и культурой, явлениями и структурами, он будил интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал всё враждебное существованию.

И тем более, с точки зрения всех систем Ведических философий (Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика и других) Дух и душа - это совершенно разные понятия. Это - Атман [Истинное «Я»] и Манас [Воспринимающий Ум] , то есть моё Существование (мой опыт Бытия {от слова «быть»}) и моё Восприятие (мой чувствование/ощущение, моё управляемое внимание {от слова «внимать»}).

Урок по обществознанию на тему «Человек как духовное существо»

Цель: охарактеризовать особенности духовной жизни современного человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Человек, взрослея, всё чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства – духовный мир человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнём со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовным мир также весьма разнообразен: у разных людей – разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определённым правилам. Это – необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Категорический императив – это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок (обдумайте её и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». (Максима – высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категорического императива И. Канта, известный философ XX в. К. Поппер () писал, что «ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, стоятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.

Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Всё, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать добро), служащее обобщённой характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек – это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

Без совести нет нравственности. Совесть – внутренний суд, который человек вершит над самим собой. «Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность полагаться на себя и отвечать за себя.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного учёного, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»

Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например, школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами и или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации , но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – и в этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов , Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определённая картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения – проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек ещё не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность – это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады – задача неисчерпаемая, но её неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в её решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признаёт равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране – общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально-ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение , неприкосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт () говорил, что хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

III. Практические выводы.

1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы , музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

IV. Документ.

Из творческого наследия русского философа .

…В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала… а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

Вопросы и задания к документу

1) В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

2) Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?

4) Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?

5) Какие выводы можно сделать из этого текста?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чём состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты её исторического развития?

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

VI. Задания.

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

4. Академик писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

VII. Мысли мудрых.

«Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

(), русский писатель

VIII. Завершающая часть.

1. Оценивание ответов учащихся.


Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования

Человеческая личность целостна и состоит из тела, души и духа. Эти составляющие едины и взаимопроникновенны. Библия четко разделяет понятия «духа» и «души». Однако этот один из важнейших богословских вопросов остается закрытым для простого человека. Даже в религиозной литературе понятия «духа» и «души» часто смешиваются, что приводит ко многим недоумениям и неясностям.

Определение

Душа — нематериальная сущность человека, заключенная в его теле, жизненный мотор. С ней тело начинает жить, посредством ее познает окружающий мир. Нет души – нет жизни.

Дух — высшая степень человеческого естества, влекущая и ведущая личность к Богу. Именно наличие духа ставит человека выше всех в иерархии живых существ.

Сравнение

Душа – это горизонтальный вектор человеческой жизни, связь личности с миром, область вожделений и чувств. Действия ее разделяются на три направления: чувствующие, желательные и мыслительные. Это все мысли, чувства, эмоции, желание чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать выбор между антагонистичными понятиями, все то, чем человек живет. Дух – вертикальный ориентир, стремление к Богу. Действия духа направлены исключительно на горнее: страх Божий, жажда Его и совесть.

Душа есть у всех воодушевленных предметов. Духом человек не владеет. Душа помогает духу внедриться в физические формы жизни с целью их усовершенствования. Душой человек наделяется при рождении или, как считают некоторые богословы, при зачатии. Дух посылается в момент покаяния.

Душа оживотворяет тело. Как кровь проникает во все клетки человеческого организма, так душа пронизывает собою все тело. То есть, человек обладает ею, как обладает телом. Она – его сущность. Пока человек жив, душа не покидает тело. Когда умирает, то уже не видит, не чувствует, не говорит, хоть имеет все органы чувств, но они бездеятельны, потому что нет души.

Дух не принадлежит человеку по его природе. Он может покидать его и возвращаться. Его уход не означает смерти человека. Дух оживотворяет душу.

Душа – это то, что болит, когда нет причин для физической боли (тело здорово). Это бывает, когда желания человека идут вразрез с обстоятельствами. Дух лишен чувственных подобных ощущений.

Дух – это исключительно нематериальная часть человека. Но с душой он связан неразрывно. Согласно святым отцам, дух составляет ее высшую сторону. Тем не менее, душа относится также и к материальной части человека, так как она неразрывно связана с телом.

Одна из чувственных сфер жизнедеятельности человека – тяга ко греху. Повинуясь телу, душа может быть запятнанной грехом. Дух же ведает красоту Божественную. Он, действуя на душу, устремляет ее к идеальности: очищает мысли, пробуждает желание бескорыстности, влечет чувства к изящности. Влиять на дух душа не в состоянии.

Выводы сайт

  1. Душа связывает человека с миром, дух устремляет его к Богу.
  2. Душа есть у всех живых существ, духом обладает только человек.
  3. Душа оживотворяет тело, дух – душу.
  4. Душа посылается в момент рождения, дух – во время покаяния.
  5. Дух отвечает за разум, душа – за чувства.
  6. Человек обладает душой, но не властен над духом.
  7. Душа может переживать физические страдания, дух лишен чувственных ощущений.
  8. Дух нематериален, он связан только с душой. Душа неразрывно связана как с духом, так и с телом.
  9. Душа может быть запятнанной грехом. Дух содержит в себе Божественную благодать и не соприкасается с грехом.

(), (), душа почившего человека () либо человеческая вообще (); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) , нрав () (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 4) настроенность (пример: воинственный дух); 5) суть (пример: дух произведения).

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. )

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. . В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

«Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (; ). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (). Преподобный на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (; ), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого , он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

  1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Документ

Из творческого наследия русского философа С- Н. Булгакова,

    В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

  1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
  2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
  3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
  4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?
  2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
  3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
  4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
  5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
  6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
  7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
  8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Задания

  1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определенным образом или она дает свободу? Аргументируйте свой ответ.
  2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
  3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие,- говорил Адам Смит,- предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чем, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
  4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением ученого? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать свое определение понятия «порядочность».

Мысли мудрых

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Л. Н. Толстой (1828-1910). русский писатель



Статьи по теме: