Как в гармонии с природой. Как жить в гармонии с природой? Гармония с миром

Если у вас появилось ощущение, что жизнь потеряла всяческий смысл, что все ваши дни наполнены только лишь суетой и переживаниями, значит, были нарушены законы гармонии. Ведь для того, чтобы человек ощущал себя счастливым, он должен находиться в гармонии с собой, окружающим миром и природой. Как же обрести гармонию в душе?

Гармония с собой

Как жить в гармонии с собой? Как понять себя?

  • В первую очередь проанализируйте свои мысли и эмоции. Но при этом, не корите себя за них, если они негативны. Настоящий смысл имеют только ваши поступки. Ненужное самобичевание за плохие мысли – путь в никуда.
  • К внутреннему голосу прислушиваться, конечно, стоит. Но лишь прислушиваться. Не совершайте необдуманных поступков. К внутреннему голосу обязательно подключайте разум.
  • Не стоит слишком активно критиковать себя. С этой задачей за вас прекрасно справятся другие. А, если серьезно, в том случае, если вы недовольны собой, не занимайтесь самобичеванием. Лучше всего найти способ все исправить.
  • Не критикуйте других. Это бесполезная трата вашего времени. К тому же, от вашей критики, люди не станут лучше. А критикой других людей вы добьетесь только того, что гармония в душе нарушится.
  • Избавляйтесь от чувства вины. В том случае, если все сделанное можно исправить, потратьте время на то, чтобы обдумать, как можно все исправить. Если же исправить ничего нельзя, чувствуя себя виноватым, вы только добавите в свою жизнь дисгармонии.
  • Переставайте переживать о будущем. То, что должно произойти – обязательно произойдет, хотите вы того или нет. Конечно, на некоторые события жизни можно оказать влияние, поэтому лучше составляйте планы и стремитесь к ним вместо пустых переживаний.
  • Вы не можете понять, как обрести гармонию, если ваши планы постоянно срываются? Стоит научиться гибкости. Вносите в ваши планы корректировку, в зависимости от ситуации, и тогда все наладится.
  • Ответьте честно на вопрос «Нравитесь ли вы сами себе?» Если ваш ответ отрицательный, подумайте, как жить в гармонии с собой, если вы не любите сами себя? Как вы можете понравиться кому-то еще, если не нравитесь самому себе? Подумайте, каким человеком вы хотели бы быть, и меняйтесь!
  • Не забывайте о правиле бумеранга. Все то, что мы посылаем в мир и другим людям, непременно возвращается! Если мы посылаем добро и позитив, именно оно вернется к нам. А если наши посылы наполнены зла, не стоит удивляться, что гармония в душе нарушена.
  • Помните притчу, где два человека сидели в тюрьме и смотрели в окно? Один из них видел решетку, а другой звезды. Так же и с гармонией. Каким вы видите мир, таким он и будет. Либо ярким и радостным, либо серым и унылым.
  • Стоит помнить о том, что каждый человек, появляющийся в нашей жизни, был послан нам с какой-то целью. Быть может для того, чтобы научить нас терпению или, например, прощению. Задумайтесь об этом, когда этот человек уйдет из вашей жизни. Вполне возможно, что он уже выполнил свою цель свыше, лучше его отпустить и мысленно поблагодарить за тот жизненный опыт, который он вам дал.
  • Если вы никак не можете понять, как обрести гармонию с собой, попробуйте поискать причины в себе самом. И только потом в окружающем мире.
  • Знайте, счастье в нас самих. И нет определенных понятий счастья, у каждого оно свое. Не оглядывайтесь на других, творите свое счастье.
  • Дайте себе право на ошибку. Это право есть у каждого человека, ведь все мы несовершенны. Вместо того, чтобы корить и казнить себя, направьте все силы на исправление ошибки, если это возможно.
  • Гармония в душе непременно придет, если вы будете всегда совершенствоваться. В чем угодно – в профессии, в любимом деле, даже в отношениях с близкими.
  • Если вы из такой категории людей, которые предпочитают советоваться перед тем, как что-то сделать, не забывайте, решение всегда должно оставаться за вами. Иначе потом вы будете винить других в том, что сделали сами.
  • Ну и, конечно, чтобы понять, как жить в гармонии с собой, стоит следить за своим здоровьем, образом жизни, который вы ведете и за своим питанием. Помните? «Мы то, что мы едим!»

Гармония с природой

В то же время, обрести гармонию в душе невозможно, если не находиться в гармонии с природой. Как научиться жить в гармонии с природой?

  • Не стоит держать дома, в качестве питомцев, диких животных, которым чужда жизнь в неволе. Если вам кажется, что животному или птице нужна помощь, окажите ее, а затем отпустите в естественную среду обитания. Или если вы увидели, например, маленьких ежат без взрослых, это не обязательно значит, что их нет. Вполне вероятно, что родители просто заняты поиском корма для потомства.
  • Никто не спорит, что очень интересно посмотреть на маленьких птенцов в их гнездах, или даже подержать их в руках. Но, прежде, чем вы достанете пташку, подумайте о том, что его мать потом может от него отказаться, так как от него будет пахнуть человеком. И птенец погибнет. Стоит ли ваш сиюминутный интерес чьей-то жизни?
  • Придя отдохнуть в лес, всегда помните обо всех, даже самых маленьких его обитателях. Не стоит разорять муравейник из интереса, как же поведут себя муравьи. Если вы хотите понять, как жить в гармонии с природой, не стоит нарушать эту самую гармонию.
  • Запомните, природа не делит живых существ на нужных и ненужных. На хороших и плохих. На красивых и мерзких. Все одни – от лягушки до гусеницы нужны и важны.
  • Постарайтесь не приезжать в лес на автомобиле. Во-первых, продукты отходов работающего авто могут серьезно навредить обитателям леса. Во-вторых, за урчанием мотора или песней на магнитоле, вы просто не услышите волшебных звуков леса – пения птиц, стучания дятла и многих других.
  • Не срывайте растения без надобности. Красивые цветы, сорванные вами в начале прогулки по лесу, к ее концу, скорее всего, увянут. И вы просто выбросите их. Оставьте их расти, и они будут радовать вас каждый раз, когда вы придете в лес.
  • Как здорово гулять по лесу и вдруг наткнуться на орешник, или на полянку с ягодами. Но не стоит обрывать все подчистую, да еще бежать к этим дарам природы сломя голову, круша все вокруг. Помните о том, что этими дарами пользуются не только люди, но и обитатели леса, которым больше неоткуда добыть пропитание.
  • Большинство людей очень любят березовый сок, но многие не задумываются о том, что дерево, после такого вмешательства, может просто погибнуть. Если же вам ну очень хочется добыть сок, не поленитесь потом заделать ранку, хотя бы кусочком пластилина.
  • Многие задумываются о том, как жить в гармонии с природой, но, при этом, оставляют после себя горы мусора в лесу. Тем самым нарушая экологию, вынуждают животных покидать места обитания, и даже погибать. Не посчитайте за труд забрать вес мусор с собой.
  • Выращивайте цветы! Если вы живете в квартире, сделайте на балконе живой уголок, расставьте цветы в горшках по подоконникам. А если вам повезло жить в частном доме, разбейте клумбу под окном, или, даже, создайте садик с красивыми растениями и цветами.
  • Вы знаете о том, что полиэтиленовые пакеты способны разлагаться до двухсот лет? Представляете, какой урон природе наносит этот процесс? Какая уж тут гармония?! Приобретите вместительную полотняную сумку для покупок, и откажитесь от пакетов. Природа скажет вам спасибо!
  • Если вы хотите понять, как жить в гармонии с природой, постарайтесь использовать как можно больше естественного, а не искусственного освещения. Чаще мойте окна, открывайте шторы в дневное время, одним словом, впустите свет в свое жилье!
  • Откажитесь от транспорта, если вам необходимо преодолеть не очень большое расстояние. Пройдитесь пешком, или, прокатитесь на велосипеде.
  • Если вы живете за городом, в частном доме, скорее всего, вы уже и сами поняли, как жить в гармонии с природой. Если же вы обитатель так называемых каменных джунглей, рассмотрите, хотя бы, такую возможность, как приобретение дачи. Как здорово будет всей семьей выбираться туда в теплое время!
  • Попробуйте чаще просыпаться на рассвете. Это волшебное время, когда природа просыпается! Лучи солнца только-только касаются земли, птицы щебечут радостно и громко. В эти моменты можно почувствовать самое настоящее единение с природой, обрести гармонию.

Гармония с миром

Мы – часть существующего мира, причем неотъемлемая его часть. И невозможно жить в гармонии с собой, если не понять, как находиться в гармонии с миром. Итак, как достичь этой гармонии? Для начала стоит определиться с самим термином. Что значит находиться в гармонии с миром? Если кратко, то это – научиться находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других людей, найти некие точки их соприкосновения. Кроме того, это еще и определение своего предназначения в этом мире. Какие конкретные действия стоит предпринять?

  • Знаете ли вы, что мысль способна материализоваться? Чаще всего так и происходит. Постарайтесь больше думать о тех успехах, которых вы хотите достичь, мечтайте. И, наоборот, сведите к минимуму негативные мысли, страхи, что у вас ничего не получится.
  • Помните о том, что подобное притягивает подобное. В вашей жизни, в последнее время, появилось много людей, которые тянут вас вниз? Задумайтесь, возможно, вы сами настроены пессимистично.
  • Подумайте и решите, что больше всего раздражает вас в других людях. Именно это качество самое негативное в вас самих. Подумайте, как это можно изменить.
  • Знайте, что там, где закончилось что-то, тут же начинается что-то другое. Не стоит останавливаться, посмотрите вперед. Возможно, там вас ждет что-то еще лучшее.
  • Если вы стремитесь понять, как жить в гармонии с миром, понаблюдайте за морем. Приливы и отливы вод в нем неизбежны. Точно так же происходит и в жизни. Если что-то не получилось сегодня, вполне вероятно, что завтра это получится с легкостью.
  • Как вы думаете, что произойдет, если пружину очень сильно зажать? Правильно, в конце концов, она раскроется с такой силой, с которой ее зажимали. Эта аналогия к тому, что все должно быть в меру. Если переусердствовать в чем-либо, неизбежно настанет время, когда вас с такой же силой отбросит обратно.
  • Всему происходящему в мире есть свои причины. Просто так не происходит ничего. Поэтому, если вы хотите жить в гармонии с миром, вы не должны думать, что все бессистемно. Всему происходящему есть объяснения.
  • Важное правило – уметь сохранять и приумножать. Начните откладывать деньги прямо сегодня. И сработает еще одно правило Вселенной, описанное выше – подобное к подобному. Чем больше вы сохраняете, тем быстрее приумножаете.
  • Чтобы жить в гармонии с миром, нужно научиться благодарить Вселенную за подарки. Старайтесь всегда отдавать часть того, что имеете сами другим людям, и тогда Вселенная отблагодарит вас еще больше.
  • Если вы часто пребываете в состоянии напряжения, обязательно выделяйте время для того, чтобы расслабиться. Все должно быть уравновешено, гармонично. Чем больше вы работаете, тем больший отдых давайте своему организму.
  • Обязательно выделяйте время для того, чтобы побыть наедине с самим собой. Это очень полезно. Помогает лучше понять себя, проанализировать настоящее, спланировать будущее. Да и, наконец, от всех отдохнуть.
  • Не забывайте о том, что в мире все движется, а значит движение – жизнь. Не позволяйте себе проводить все выходные или отпуск на диване или шезлонге. Больше двигайтесь, это поможет обрести гармонию не только с миром, но и с собой!

Внутренняя гармония

Если не достичь внутренней гармонии, то можно даже и не пытаться достичь ее с миром или природой. Поэтому, внутренняя гармония, можно сказать, самое важное. Есть несколько видов внутренней гармонии. Рассмотрим их ниже.

  • Физическая гармония. Это все, что относится к нашему телу. Нравится ли вам ваше тело, или вы хотели бы что-то в нем изменить? Обязательно пересмотрите свое питание – все ли продукты, потребляемые вами, способствуют улучшению вашего физического состояния? Возможно, от чего-либо можно было бы отказаться или заменить на более полезное.
    Кроме того, подумайте, достаточно ли активен тот образ жизни, который вы ведете? Способствует ли он развитию физического состояния или, наоборот, угнетает.
  • Психологическая гармония. Психологическое состояние очень важно для того, чтобы достичь внутренней гармонии. Поэтому, вы должны постараться всячески избегать неприятных для вас контактов. Не делайте того, что вам не нравится и неприятно.
    Кроме того, не стоит копить в себе обиду на других людей. От этого они лучше не станут, а вы будете постоянно находиться в дискомфорте. От чистого сердца простите своих обидчиков, и отпустите их из своей души.
    Не зацикливайтесь на прошлом. От этого оно не станет другим. Воспринимайте его, как опыт, который вам пригодится в дальнейшем. И стройте планы на будущее.
  • Духовная гармония. Дух не менее важен, чем тело, если вы пытаетесь понять, как достичь внутренней гармонии. Читайте больше хороших и интересных книг, посещайте выставки или те мероприятия, которые приносят вам удовольствие. Вспомните о давно заброшенных и забытых увлечениях, как знать, может они вдохнут в вас вторую жизнь. Встречайтесь с друзьями, делитесь с ними хорошим настроением. А когда захочется побыть наедине с собой – попробуйте освоить медитации. Они способны научить вас по-настоящему расслабляться и отдыхать.
  • Умственная гармония. Если долго не заряжать аккумулятор, от которого работает какой-либо прибор, рано или поздно его энергия закончится, и прибор работать перестанет. То же самое можно сказать и о нашем мозге. Он нуждается в постоянной подпитке. Старайтесь приобретать новые знания в интересующих вас сферах, решайте умственные задачи.

Напоследок хотелось бы сказать, что, пытаясь понять, как жить в гармонии с собой, в гармонии с природой и миром и, наконец, как достичь внутренней гармонии, в первую очередь нужно найти и ликвидировать из вашей жизни все источники дисгармонии. Только тогда вы сможете обрести гармонию в душе и стать счастливым! Успехов вам и радости!

Гармония

В жизни каждого человека бывают времена когда опускаются руки, такое бывает даже у людей сильных – руководителей, бизнесменов, для которых очень важен успех в карьере.

И подчас они ищут гармонию сами с собою, с окружающим обществом, гармонию с природой.

Гармония! Какое приятное для нашего слуха и желанное слово. Как не хватает нам его в повседневной жизни. В музыке, гармония – это порядок, строй, слаженность звуков. С древнегреческого языка гармония переводится как согласие, слаженность, единство.

В древнегреческой мифологии Гармония – это богиня согласия, олицетворяющая собой счастливый брак. Дочь Богов Афродиты (Богини любви и красоты) и Ареса (Бога войны).

Обратите внимание, прекрасная Богиня, рождённая от двух противоположностей. Вот так и в жизни, гармония – это согласие разностей. У китайцев есть целое учение, в котором говорится, как жить в гармонии с окружающей природой, всем известный фэншуй.

Фэншуй переводится как ветер и вода. По мнению китайцев, если человек не борется с природой, а учится жить с ней в единстве, его самочувствие, настроение гармонизируется, а это значит, что он быстрее достигает успеха, меньше болеет.

Китайцы предполагают, что во всём живом есть жизненная энергия, которую и должен использовать человек. Так, например, много жизненной энергии в тёплом легком ветерке, поэтому мы так хорошо себя чувствуем на берегу моря или реки, когда нас обдувает лёгкий бриз.

Я, к примеру, когда гуляю по набережной Волги, всегда радуюсь подобному ветру. Для меня он всегда на пользу и даже не пытаюсь укутаться и спрятаться от него. Часто отдыхаю на море не в сезон, когда нет многочисленных отдыхающих, и люблю дышать солёным свежим бризом.

Славяне тоже всегда были тесно связаны с природой. Любимым строительным материалом было дерево, дома старались не располагать на горе или в овраге.

Вспомните, как удачно вписываются в окружающий пейзаж старые церквушки и деревеньки, чего не скажешь о современных бетонных домах – коробках, в которых, выглядывая в окно, вы видите окно соседа.

Наши предки очень внимательно относились к выбору места будущего строительства, они обращали внимание, как ведут себя животные на выбранном месте, как растут деревья и растения. В неблагоприятных зонах рано опадают листья на деревьях, деревья более чахлые и дают скудный урожай.

Интересным фактом является то, что всем известный храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве был построен на месте, где каждую ночь ложился на земле спать известный в то время юродивый Василий.

В последнее время человек всё чаще и чаще задумывается, как жить в гармонии с природой. Начинают возникать экопоселения, в которых люди пытаются жить в соответствие с солнечными ритмами, питаться продуктами, выращенными на собственных огородах, где есть гарантия, что вы не употребите в пищу генномодифицированные продукты.

Ограничивают продукты животного происхождения, не употребляют алкоголь и табак. Может быть это крайности, иногда достаточно просто выйти за пределы душной квартиры, а может и города.

Нет ничего лучше, чем пройти по берегу ручейка, обнять многовековую сосну или посидеть под белой берёзкой, а может поваляться в стогу сена или проехаться на лыжах по зимнему лесу! Человек – это часть природы, он создан из тех же частиц, что и окружающий нас мир.

Но в последнее время мы, в гонке за благами цивилизации совсем отдалились от природы, поэтому мы часто болеем и плохо себя чувствуем. Мы находимся в постоянной гонке, работа – дом – работа, надо всё успеть. Советую иногда остановиться.

Стряхните с себя повседневные заботы, забудьте на пару часов о делах и проблемах, доберитесь до ближайшего парка или леса, до берега реки или озера. Или просто остановитесь в поле, думаю, вы ощутите столь долгожданную гармонию, а потом можете возвращаться к своим делам и заботам, которые после соединения с природой, будут выполняться быстрее.

В настоящий момент я нахожусь в обучающей и развивающей ВИП-группе Владислава Челпаченко, инфобизнесмена и коуча успеха. У нас есть интересное упражнение для расширения жизненных траекторий. Упражнение заключается в смене стандартных направлений своих передвижений.

Если есть привычка ходить на работу, учёбу определённым маршрутом, то следует попытаться изменить его, хотя бы на некоторое время. Так и происходит расширение жизненных территорий.

Гармония с природой. Отдых на природе

Обычно я в холодное время года хожу кататься на лыжах на трассах спортивно-учебного центра «Чайка». Катаюсь даже в апреле, когда на улицах города уже нет снега.

В лесу ведь плотный снег можно встретить до середины апреля. Мы же всё-таки в северной стране проживаем.

Итак я решил, в большей степени неожиданно и необычно для себя, поменять маршрут и развернулся в сторону городского центрального парка.

И прогулялся по, сказочно красивому в тот апрельский день, заснеженному парку. И скажу вам ощущение прекрасное! Смена декораций работает.

Ты отдыхаешь и душой, и телом. Дошёл до Волги-матушки и наслаждался невероятной спокойной мощью реки. Энергия в такой момент идёт невероятная!

Так что, друзья, меняйте маршруты, дышите свободно и будьте в гармонии с природой и с самим собой. Здоровья и Успехов!

P.S. Если задумались над созданием сайта, Вам поможет курс “Сайт с нуля” . При покупке по ссылкам с Блога Андрея Хвостова возвращу вам 30% своих комиссионных денег . Скачайте бесплатные видеоуроки “ТОП 5 способов заработать в Интернете”

Смотрите бесплатный вебинар “Инфобизнес изнутри” . Если хотите узнать Как Заработать на Партнёрских Программах и Инфопродуктах , скачайте бесплатный видеокурс Владислава Челпаченко .

Вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры в нынешнее время является наиболее актуальным. С момента своего появления на Земле человек начинает активно преобразовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в качестве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющееся столкновение между природой и человеком, выражающееся в виде экологического кризиса, нарушении естественного баланса и т.д.

Причины утраты гармонии с природой разными исследователями называются различные. По мнению Л. Уайта, истоки подобного отчуждения следует искать в христианской концепции мира, которая вытеснила языческий анимизм. Каждое дерево или река имели своего духа-покровителя, у которого необходимо было получить соизволение для каких-либо действий по отношению к этому дереву или реке. Л. Уайт полагает, что этот анимизм, который ограждал природу от человека, был разрушен христианским представлением о том, что человек как бы возвышается над природным миром. Эта установка представила человека в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать, способствовала покорению природы.

Существует точка зрения, согласно которой корни отчуждения от природы уходят в дохристианские времена. Так, ряд современных исследователей (например, Ю. Яковец) указывает в качестве исходного момента разрыва человека с природой неолитическую революцию, когда произошел переход от простого потребления даров природы к производящему хозяйству, когда человек начал вести самостоятельное существование, формируя техносферу, когда возникли общество и проблема его взаимоотношений с природной средой.

К. Маркс считает, что все беды человечества начинаются с появлением частной собственности, которая порождает не только эксплуатацию человека человеком, но и эксплуатацию человеком природы.

Э. Фромм усматривает начало утраты гармонии с природой в факте возникновения человеческого сознания, это разрывает естественные связи человека с природой, разрушает изначальную гармонию с ней. Человек не может вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, поэтому он ищет единства с ней на основе своих разумных, сугубо человеческих способностей.

Однако история развития европейской культуры свидетельствует о том, что свои способности человек употреблял скорее на обеспечение независимости от природы, для чего ему потребовалось постичь ее тайны и, следовательно, противопоставить себя ей. Это обусловило утилитарный подход к природе, апофеоз которого выражен в знаменитой формуле: «Природа не храм, а мастерская».

Превращение природы в простой объект научного знания обеспечило многочисленный ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности, убедило человека в могуществе его разума. Направленность западной культуры на практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на индивидуальную активность, содействовала преобразованию и покорению природы. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь человека максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжительность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приводит к возникновению новой зависимости - от техники, машин. Тем самым мощь человека одновременно оказывается его слабостью. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. По словам Н. Бердяева, техника становится последней любовью человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.

Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало неотъемлемой частью человеческого бытия технику. Усовершенствование технических средств на основе научных знаний приобрело все больший масштаб, ускоряя темп в эпоху Нового времени. Научная революция кардинально изменила не только способы и средства деятельности, но и мировоззрение людей, отношение к окружающему миру - как социальному, так и природному. Распространение в массовом сознании точки зрения, сформулированной Ф. Бэконом, согласно которой научное знание есть техническая власть над природой, оказало огромное влияние на развитие западной культуры и мировой цивилизации в целом.

Еще со времен Ж.-Ж. Руссо, выступавшего против технического оптимизма эпохи Просвещения, многие мыслители предостерегали от чрезмерного доверия к науке, считая, что технизация духа, разума, отрывает человека от основ его бытия. Вместе с тем в Новое время распространенным стало представление о том, что прогресс общества и культуры тесным образом связан с прогрессом науки и техники. Однако события XX столетия заставили усомниться в безоговорочном признании научно-технического прогресса как безусловного блага для человечества. Основным противоречием при этом представляется то, что научно-технический прогресс опережает прогресс духовный, нравственный. Все чаще возникают сомнения в благополучной перспективе технизированного будущего и, как следствие, идеализация «неиспорченного» техникой прошлого: «Пока изуродованный утилитаризмом прогресс творит насилие над землей, обезображивая ее поверхность, никогда до конца не исчезнет ощущение, вопреки всем доказательствам от противного, что все, что не поспевает за тенденцией современного развития, все, что находится по эту сторону ее и до нее, в своей отсталости гораздо гуманнее и лучше ожидающего нас будущего». 1

Не случайно над осмыслением проблемы противоречий природы и человека размышляли не только философы, культурологи, представители других областей социально-гуманитарных наук, но и ученые - естественники. Нельзя не признать актуальность мысли, высказанной И. Пригожиным и И. Стенгерс, что отношения человека с природой должны строиться на принципах диалога, при этом наука не должна слишком дистанцироваться от проблем общества и культуры.

Поиски экологической гармонии на путях утопии предлагают несколько вариантов решения этой проблемы. Один из них можно обозначить как слияние с природой, возвращение в естественную среду, к естественному состоянию. Этот тип представлен моделью так называемой утопии сада. Это утопии «земного рая», противопоставляющие рациональным, функциональным моделям утопии города природную неорганизованность, выражают идею близости к природе. Идеализация сельского образа жизни в духе пастушеских идиллий с налетом сентиментализма противостоит урбанизму, техницизму европейской цивилизации. «Сентименталистов в общении с природой, - отмечал Т.

Адорно, - радовало все нерегулярное, несхематическое... Но прогресс цивилизации легко обманывает людей, заставляя их забыть, насколько они еще слабы и незащищенны. Счастье общения с природой было неразрывно связано с концепцией, согласно которой субъект представляет собой некую самодовлеющую и якобы бесконечную величину; поэтому он проецирует себя на природу и как отколовшаяся от нее часть ощущает свою близость к ней; его бессилие в обществе, «затвердевшем» до состояния второй природы, становится побудительным мотивом для бегства в природу якобы первую». Идеи Ж.-Ж. Руссо, Г. Торо, литературные робинзонады в значительной степени определили развитие этой модели экологической гармонии. Этот романтический эскапизм в естественность предполагает отказ от активной природопреобразующей деятельности, отстраненную созерцательность и вместе с тем «погружение» в «чистую» природу. Такой путь к экологической гармонии можно определить как эмоциональную модель гармонии человека и природы.

Другое направление поисков экологической гармонии ориентируется на рациональное решение проблемы. Человек должен осознать и взять на себя ответственность за отношения с природой. Поскольку именно человек повинен в том состоянии природы, до которого он довел ее «благодаря» силе своего разума, то теперь он должен употребить все возможности разума для преодоления этого кризиса. В этой связи моделью искомого состояния гармонии природы и человека выступает учение о ноосфере. Несмотря на то, что учение о ноосфере имеет статус научной теории, в то же время оно несет в себе черты утопизма (В.А. Кутырев, Д. Винер). Основоположниками учения о ноосфере (Э. Ле Руа, П. Тейяром де Шарденом, В.И. Вернадским) была выдвинута идея о превращении человеческого разума в планетарную геологическую силу, которая приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Результатом сознательного преобразования биосферы станет ее переход в качественно новое состояние, т.е. возникнет ноосфера. Однако проблема заключается в том, отмечает В.А. Кутырев, что становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию людского рода кризиса - один и тот же процесс. Ноосфера, находящаяся в стадии интенсивного воплощения, по масштабам соперничает с биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет биологическое бытие. К тому же возникает новая опасность - сциентизации, а не натурализации жизни. Поэтому идею о том, что космос будет рационально управляться человеческим разумом, о триумфе разума в космическом масштабе следует рассматривать как утопию, несущую в себе заряд надежды, что при длительном совместном развитии биосферы и ноосферы «скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашей адаптации к ней». Таким образом, ноосфера как гармония природы и общества, основанная на вере в торжество разума и великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой - «сциентистский аналог социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних мечта- 2

нии о рае».

В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения Д. Винера, что «и культ ноосферы, и культ природы равно игнорируют индивидуальную ответственность и отвергают компромисс с несовершенной реальностью».

Не случайно, Н.Н. Моисеев, анализируя определение ноосферы, данное В.И. Вернадским, что ноосфера - это такое состояние биосферы, при котором человечество, ставшее основной геологообразующей силой планеты, должно взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и человека, подчеркивает, что ноосфера - это желательное, но отнюдь не единственно возможное состояние биосферы.

Тейяр де Шарден утверждает ноосферу - единую сферу разума - как одухотворенность планеты, которая может быть достигнута лишь при условиях избавления человеческой культуры от эгоцентризма и наполнения ее энергией любви. Переход человеческой культуры на новый, космический уровень мыслится Шарденом как высвобождение духовной энергии за счет сворачивания чувственной жизни посредством организации научных исследований, сосредоточенных на человеке, соединения науки и религии. Таким путем культура, приобретающая все более коллективную и духовную форму, должна достигнуть своей высшей точки, закономерного конца, т.е. слияния с Богом. По сути, гармония природы и общества здесь мыслится как слияние духовного и материального, а точнее говоря, растворения чувственного, т.е. природного, биологического в духовном посредством разума. Иными словами, сознание отделится от своей материальной оболочки, чтобы слиться с Богом. Таким образом, концепция Тейяра де Шардена, соединяя христианскую мистику, рационально-философское теоретизирование, естественнонаучные данные, конечным итогом подразумевает гармонию с природой вплоть до слияния в едином бытии. В этом смысле данная теория обнаруживает свою внечеловеческую тенденцию, что придает учению Шардена характер утопии.

Вместе с тем, в условиях осознания гибельности безудержного осквернения природы обращает на себя внимание другой аспект концепции Шардена - эволюционно-экологический, заключающийся в идее личной ответственности перед эволюцией, одухотворенного понимания природы. Под влиянием этих идей возник так называемый «прикладной шарденизм» как движение, сосредоточенное на поисках альтернативного образа жизни, направление которых задается предчувствием экологической катастрофы. Порывая с индустриальной цивилизацией, «прикладные шарденисты» создают общины, надеясь своим коллективным трудом и возвышенным общением смягчить и одушевить мир любовью.

В этой связи привлекает внимание одно из направлений этого поиска, принявшее форму аркологии (экологической архитектуры), концепция которой была разработана архитектором П. Солери. Под влиянием идей Тейяра де Шардена Солери выступил инициатором и руководителем строительства в Аризонской пустыне города-дома Аркосанти. Он был задуман как идеальная гуманистическая модель поселения будущего, экономящая энергию, одухотворяющая природу. «По идее Солери, - отмечает С.П. Батракова, - своеобразный симбиоз архитектуры и природы явится залогом новой общественной гармо- нии». Несмотря на то, что строительство этой «экоархитектурной ниши» затянулось на несколько десятилетий и воспринимается скорее как пример «старомодной экстравагантности», идея интеграции человека и природы посредством архитектуры оказывается достаточно актуальной и жизнеспособной.

Направление экологической архитектуры, ставшее одной из тенденций современного зодчества, особенно ярко проявилось в последней трети XX в. в связи с обострением проблем взаимодействия человека и окружающей среды. Произведения такого рода тяготеют к «природным» формам, как бы следующим изгибам рельефа, в них широко применяются естественные, несинтетические материалы, а также ресурсосберегающие технологии типа систем энергоснабжения, использующих энергию солнца и ветра. Задача экологической архитектуры заключается в стремлении максимально обеспечить человеку комфортные условия проживания, не отдаляя при этом его от природы, а, напротив, подчеркнув их близость и сведя к минимуму негативное воздействие человека на природную среду.

Будучи моделью мироздания, архитектура, помимо чисто эстетических задач, связана с выполнением прикладных, утилитарных требований в соответствии с запросами времени и потому рассматривается как своеобразное отражение общественной и культурной ситуации эпохи. Экологическая архитектура, выступая моделью новых отношений человека и окружающей среды, выходит за пределы художественной сферы и имеет значение для решения более широкого круга проблем социальной и экологической гармонии. Присутствующий здесь, безусловно, элемент утопизма в духе Морриса, тем не менее, имеет и позитивный смысл - гармонизация всей среды обитания человека, не только материальной, предметной, но и природного окружения.

Среди предпосылок формирования экологической архитектуры следует назвать «органическую архитектуру», основоположником которой был Ф.-Л. Райт. Его произведения, воплощавшие концепцию здания как организма с единым свободно развивающимся пространством, связанного с природной средой, во многом способствовали развитию европейской архитектурной теории и практики. Достижению гармонии с природой, и, одновременно, соответствия здания повседневным потребностям его обитателей способствовало, во-первых, естественное слияние здания с окружающим ландшафтом, чему служит соответствие его композиции особенностям местности, а также применение террас, галерей, широких проемов, подчеркивающих связь с внешним миром; во-вторых, использование естественных строительных материалов; в-третьих, вытекающий отсюда принцип свободного формообразования, отклоняющий все привычные схемы. «Стиль прерий» Райта с некоторой долей романтизма выражал, таким образом, антиурбанизм, идеал руссоистского бегства от индустриальной цивилизации к природе, стремление к прочной гармоничной связи со средой.

Если Райт тяготел к индивидуальному единению с природой (не случайно он строил, преимущественно, индивидуальные жилые дома - Уиллитс-хаус, Дом над водопадом и др.), то Э. Ховард, разработавший концепцию города-сада, стремился воплотить идею гармонии с природой в социально значимых масштабах. Предложенный Ховардом проект небольших, обильно озелененных городов, органично сочетавших преимущества городской и сельской жизни, имел целью преодолеть недостатки современной цивилизации, оторвавшей человека от природы, а в конечном счете гармонизировать социальную сферу архитектурными средствами. В этом смысле программа Ховарда близка к социально-эстетической утопии Морриса. Примечательно, что радиально-кольцевая схема плана ховардовского города-сада имеет сходство с архитектурным обликом Города Солнца Кампанеллы, что, возможно, определило и судьбу самого проекта. Под влиянием идей Ховарда возникло движение дезурбанизма и строительство городов-садов (поселки Лечуорт в Англии, Хеллерау в Германии), хотя и содержащее позитивный опыт планировки, увязанной с окружающей природой, но не нашедшее значительного продолжения в градостроительной практике.

Более широкую известность получили проекты и сооружения «пионеров» современной архитектуры (В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др.). Хотя их произведения, оцениваемые весьма неоднозначно, отнести к предвестникам экологической архитектуры довольно затруднительно, тем не менее, идея соединения жилья и природы была им не чужда. Дома Ле Корбюзье, поднятые на столбы, например, в отличие от домов Райта, параллельных земной поверхности, как бы «парят» над землей. Связь архитектуры с природой осуществляется здесь в виде расположенных на плоских крышах садов, немногочисленных деревьев, служащих напоминанием о природе, ленточных окон. Обилие стекла и зеркальных поверхностей в «современной архитектуре» имеет двоякий смысл. С одной стороны, большие стеклянные поверхности вплоть до полностью остекленных стен создают впечатление открытости миру, природе, входящей в здание потоками света и воздуха, но с другой стороны, эта прозрачность, открытость содействует соблазну и удобству тотального контроля. Не случайно, «стеклянная» архитектура становится одним из атрибутов антиутопии и объектом критики (наряду с монотонностью, геометризмом) со стороны постмодернистов. В этом проявилась метаморфоза стекла и самой идеи, ведь «прообразом «стеклянной» архитектуры были оранжерейные сооружения, которые издавна связывались с представлением о земном рае, полном тепла, солнечного света, аромата цветов. Отсвет этой райской гармонии лежит на многих творениях «пионеров». В их мечте о «стеклянной» архитектуре сплавляются воедино и романтический образ сияющего идеала, и воспоминания о «Хрустальном дворце»

Джозефа Пэкстона, и томистская идея света, и простая привычка связывать со стеклом (кристаллом) представления о чистоте, ясности и совершенстве».

Обобщив достижения предшествующей архитектуры, ее позитивный опыт в части достижения гармонии с природой, экологическая архитектура становится тем третьим, компромиссным вариантом поиска экологической гармонии, интегрирующим стремление к естественности с рациональностью и функционализмом, используя новейшие достижения науки и техники. Можно сказать, что в ней находит выражение «давняя мечта всех градостроителей (от утопистов до современных) - превращение среды, в которой живет человек, в некий гармонический комплекс». Экологическая архитектура способствует также решению проблемы «перенаселенности», которая ставит вопрос: как сохранить качество жизни при растущей плотности. Архитекторы предлагают строить дома в виде многоуровневых парков с использованием высоких технологий, примером чему служит павильон Голландии на выставке Экспо-2000 в Ганновере, этажи которого представляют различные голландские ландшафты - море, дюны и т.д. (архитекторы В. Маас, Я. ван Рийс и Н. де Врис).

По мнению А.В. Иконникова, основополагающим фактором для архитектуры нового тысячелетия станет восстановление связи между людьми и их почвой, как и между самими людьми. Многозначительным в этом смысле является обращение архитекторов к образу Атлантиды (проект группы венгерских архитекторов, утопия- предостережение «К новой Атлантиде»). «Утонувший город здесь - символ гармоничного сосуществования человека и земли, но также - катастрофы, последовавшей за нарушением этой гармонии».

Экологический критерий становится ведущим в строительстве и дизайне, что особенно выражено в концепции экодома, который призван соединить достижения урбанизации и природную среду. Жизнь в нем максимально удобна и практически приближена к естественному существованию и в то же время минимально тревожит окружающую природу. Экодом является не барьером, преградой между человеком и природой, а своеобразным связующим звеном. Характерными чертами экодома (индивидуального дома с прилегающим земельным участком) являются «вписанность» в ландшафт, применение естественных строительных материалов и природных элементов в интерьере, энергосберегающие и малоотходные технологии, использование природных источников энергии, минимизация электромагнитного воздействия бытовых приборов и т.д. Реализация этих проектов, зачастую воспринимаемых как очередная утопия (хотя отчасти это, безусловно, справедливо), начатая в индивидуальном строительстве, должна способствовать становлению экологического мышления, когда критерии практичности и комфортабельности не будут заслонять необходимости взаимодействия с природой, т.е., используя терминологию Фромма, «быть» возобладает над «иметь».

Экологическая архитектура, как способ преодоления оппозиции природы и культуры, составляет своего рода «практическую» часть экологической эстетики, формирующейся в европейской постмодернистской культуре. Экоэстетика, по определению Н.Б. Маньковской, - «это философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры». Именно эстетический аспект изменений природы позволяет отказаться от восприятия человека как разрушителя естественной гармонии. В экологической эстетике концепция гармонии человека и

природы приобретает моральное содержание, удерживающее человека

от экологической тирании.

Итак, проблема экологической гармонии как единства человека и природы определяется отношениями человека с окружающей средой, складывающимися в процессе его жизнедеятельности, в условиях современной культуры приобретает особую актуальность. Экологическая гармония подразумевает, в широком смысле, отношения человека и окружающей среды, включающей как собственно природный, так и социальный мир, вплоть до непосредственного места обитания человека - его жилища.

Однако, как было отмечено ранее, современное состояние отношений природы и человека характеризуется как экологический кризис, который порожден социальной дисгармонией, чрезмерным и бесконтрольным развитием материального производства за счет ограничения развития других сфер общества.

Экологическая гармония не означает при этом отказ от научно- технических достижений современной цивилизации в духе призыва

Руссо «Назад, к природе!». Напротив, для достижения этой гармонии необходимо использовать возможности техники в союзе с наукой и искусством под девизом «Вперед, к природе!». В процесс поисков пути к экологической гармонии в европейской культуре включается утопическая мысль, в рамках которой предлагаются различные проекты решения этой проблемы - от «бегства» в природу до конструирования окружающей среды эстетическими средствами (экологическая архитектура). Гармонизация окружающей среды, рассматриваемой не только как мир природы и техники, но и как мир человека, приобретает, таким образом, более масштабное значение воссоздания гармонии социума и Космоса.

Поскольку экологическая гармония - это гармония человека и окружающей среды, куда входит не только природа, но и социальный мир, то характер общественных отношений, уровень социальной организации накладывают отпечаток и на взаимоотношения с природой. Поэтому проблема экологической гармонии находится в тесной связи с вопросами взаимоотношений общества и человека. Гармонии природной среды и общества должна способствовать гармонизация всех сфер общественного развития.

  • Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
  • Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //Вопросы философии, 1989, № 2. С. 148.
  • Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000. С. 283.
  • Там же. С. 285.

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка – это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, – мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели – в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии – науки о нашем общем доме. Термин « » предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» – жилище, дом, местопребывание, а «logos» – слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой – «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров – дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь , выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь – лес заживет своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать – например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все... на одной и той же планете – мы все экипаж одного корабля».

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Земля – это наша кормилица. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Иногда хочется пройтись тихим шагом, вглядываясь в каждый бугорок, в каждую травинку, в каждую березку. Много пережила наша земля весенних ливней, которыми поила посеянное зерно, зимних метелей, которые укрывали белыми снегами поля и леса. Сколько земля пережила вместе с человеком радости и сколько боли доставляют ей бездушные люди, творящие недобрые дела! Все может родная земля сделать для

Человека. Она может накормить хлебом, напоить чистой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может.

Защита родной земли – это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек – часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек – старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Не случайно многие люди бьют тревогу, стараясь предупредить нас о том, что человек – часть природы и, уничтожая

Ее, он уничтожает самого себя. Человек опустошает недра земли, вырубывает леса, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных химических веществ. И в то же время пьет загрязненную воду, питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Мы редко задумываемся о том, как все это отразится на нашем здоровье и здоровье будущих поколений. Нас не интересует вопрос, надолго ли хватит природных ресурсов при таком их интенсивном использовании. Ведь люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, даже без общения со зверями и птицами. А в погоне за деньгами истребляются многие животные, уничтожаются редкие растения.

Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее. На Земле уже исчезли многие виды растений и животных.

Мы порой забываем, что природа – это и источник вдохновения. Представьте себе поэта, который никогда не слышал пение птиц и журчание ручья, не любовался восходом или заходом солнца, красотой цветка. Да, наверное, и не станет поэт настоящим поэтом, если не сможет любить природу, не сможет удивляться и восхищаться ею так, как это делал Н. Рыленков. Он считал, что природа и человек неотделимы, но нужно помнить, что

Она отдаст нам все: бери, но не уродуй

Известной красоты для суетных затей…

И тянет нас побыть наедине с природой,

Как заглянуть в глаза наставницы своей.

Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Человек разрушает природу собственными руками. Он уничтожает все, что он видит, что ему больше нравится. А ведь отношение к природе, к земле определяет духовный уровень людей.

Бездуховное отношение к жизни, когда человек живет по принципу “после нас хоть потоп”, эгоизм, равнодушие может привести к духовной деградации.

Каждый из нас должен быть не только хозяином, но и верным другом природы. И только тогда она сможет открыть свои кладовые, одарить здоровьем, дать все необходимое для человека. Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Верно заметил Н. Рыленков:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слышать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать.

Любовью к ней зажжен в нас тот источник света,

Который столько тайн помог нам разгадать.

Гармония человека и природы оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Эта гармония помогает в наши дни противостоять разрушительному натиску на человеческую душу ненависти, жестокости, равнодушия.

Сочинения по темам:

  1. Обращение к традиционным представлениям родного народа помогает понять, что древнему украинская было свойственно органическое единение с миром природы. Человек осознавал...
  2. Каждое утро, проснувшись, я подхожу к окну и гляжу сквозь него. Я вижу тополя, соседку, кормящую голубей, людей, спешащих по...
  3. Владимир Алексеевич Солоухин – русский писатель и поэт, видный представитель “деревенской прозы” в своем тексте рассуждает о проблеме взаимоотношений человека...
  4. О том, как правильно вести себя в окружающем мире, подробно рассказывает читателям поучительное сочинение на тему “Берегите природу”. Если ребенок...


Статьи по теме: