Знаменитая, древняя и легендарная мечеть Кул–Шариф. Мечеть Кул Шариф: все о ней История казанской мечети кул шариф

Адрес: улица Кремлевская, 13

Режим работы: 9.00-19.30

Сегодня великолепное архитектурное сооружение - знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй, самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.

Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф , построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода , сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани , в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.


И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища , которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди - только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.


Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень , посвященный закладке мечети, и Пожарная част ь, выстроенная в стиле самой мечети.


Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования . В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.

Сооружение мечети, сориентированное точно на Мекку , организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман - «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» - легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир - символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана , означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.


Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных, цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр, музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы керамика , роспись , резьба по дереву и камню, римская мозаика , аяты Корана и 8 полумесяцев . Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства - хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.


Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади,

а чтобы посетить Музей ислама , нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны.


Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума.

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

Сеид Кул Шариф

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем. Ему приписывают авторство знаменитого произведения «Победа Казанского вилайета», описывающего исторические события 1550 года, когда войско ханства одержало кратковременную победу над русскими. Но автор предчувствовал беду, написав о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов...»

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам - бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той сгоревшей в огне деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы - символ власти Всевышнего.

Воссоздание мечети

В середине 1990-х «в целях сохранения исторической преемственности» было решено воссоздать величественное строение как одну из главных доминант Казанского кремля. Наряду с Благовещенским собором, мечеть Кул-Шариф является символом воссоединения двух главных религий Казани - православия и мусульманства, что было признано важным аргументом при включении Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытая в 2005 году мечеть представляет собой симметричное здание, в основании которого - два пересеченных под углом 45 градусов квадрата: известный мусульманский символ бисмилла («во имя Аллаха»). На вершине конструкции из восьми пересекающихся стрельчатых арок покоится купол в форме Казанской шапки - короны ханов, хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Четыре основных минарета высотой 55 метров и четыре малых сияют, как и встарь, серебряными полумесяцами. Помимо самой мечети, комплекс включает в себя музеи исламской культуры Поволжья и древней рукописи, библиотеку, издательский центр и управление имама.

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Главный храм Казани и Татарстана - мечеть Кул-Шариф является самой высокой мечетью в Европе и самым высоким зданием Кремлевского комплекса. Название мечети дано в честь сеида Кул-Шарифа – национального героя Татарстана. Он являлся поэтом, главой мусульман Казанского ханства и одним из предводителей обороны Казани. Погиб он, защищая мечеть.

В те времена мечеть выглядела не так, как сейчас. Доподлинно неизвестно, как она выглядела, так как была полностью разрушена войсками Ивана Грозного. Мечеть находилась на месте современного Благовещенского собора и состояла из восьми минаретов. В преданиях и легендах татарского народа много говориться о том, как выглядела мечеть Кул-Шариф в те времена. Также ее облик был положен в основу архитектуры храма Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь завоевания татарского ханства.

В 1996 году было начато строительство храма с целью воссоздания легендарной мечети, которая была разрушена войсками Ивана Грозного во время штурма Казани в октябре 1552 года. Открытие обновленной мечети состоялось в 2005 году, к тысячелетнему юбилею Казани.

В республике был объявлен конкурс на лучший проект возрожденной мечети. Конкурс завершился в мае 1996 года победой проекта, объединившего творчество двух победителей первого тура. В результате объединения возникло новое архитектурно-художественное решение воссоздания мечети при сохранении существующей композиции комплекса. Художественный смысл всего ансамбля изменился из-за того, что в него были заложены смысловые элементы, приближающие архитектуру мечети к местным реалиям. Мечеть возводилась с ориентацией на Мекку с точностью до долей секунды.

Мечеть располагается внутри комплекса Казанского Кремля и является частью симметричной композиции. В центре композиции располагается сама мечеть, по обеим сторонам ее ограждают павильоны - «мавзолеи», дополняющие строгий мемориальный образ комплекса. Высота каждого минарета составляет 57 метров. Купольное здание символически воссоздает древний символ татарского Ислама – мечеть Аль-Кабир города Булгар, разрушенную много лет назад.

Также в многоминаретности находит свое отражение старинная легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф. Купол здания был декорирован формами, ассоциирующимися с декоративными деталями и образом короны казанских ханов. Эта корона, названная «Казанской шапкой», была увезена в Москву после завоевания Казани и сейчас выставляется в Оружейной палате московского Кремля.

Внутри пространство мечети может вместить более полутора тысяч человек, а на площади перед мечетью могут расположиться еще десять тысяч. При строительстве мечети главной идеей стал символический знак мусульманского народа, называемый Бисмилла. Он представляет собой два квадрата, расположенные относительно друг друга под углом 45 градусов.

Перед архитекторами была поставлена задача - с помощью архитектурных средств отразить тысячелетнюю традицию исламской архитектуры татар. Эту тему они раскрыли, создав конструкции стрельчатых арок, переплетающихся между собой и напоминающих о каркасных конструкциях юрт, которые были первыми мобильными мечетями кочевых татар.

У древних булгар символом процветания и возрождения являлся тюльпан. Он послужил элементом художественного образа при создании мечети, органично вплетаясь в архитектуру здания. Помимо восстановления композиционной и градостроительной целостности ансамбля, у архитекторов была задача отразить мирное сосуществование мусульманской и православной конфессий, которые являются основными в Татарстане. В художественный образ мечети заложены идеи возрождения государственности, память о защитниках отечества, мемориальность.

Появление этого здания в Казани совершило переворот в сознании жителей города. Изменилась градостроительная композиция Кремля и художественный образ исторического центра столицы Татарстана. Строительство этой уникальной мечети дает возможность по-новому, более объективно, вдумчиво и пристально взглянуть на историю страны, на материальное и духовное наследие, разобраться в духовных ценностях, которые завещаны минувшими столетиями.

Заново построенная мечеть Кул-Шариф становится новым символом Татарстана и Казани, религиозным и культурным центром, притягивающим всех татар в мире. Это дорога, связывающая историческое прошлое, настоящее и будущее. Комплекс мечети Кул-Шариф играет не только в религиозную роль для жителей Татарстана. Он также представляет собой культурно-просветительский комплекс и научный центр. В его состав входит Музей древних рукописей с исследовательской частью, Музей исламской культуры Поволжья, библиотека.



Статьи по теме: