Сообщение на тему вторая половина 19 века. Что мы узнали

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Зима - сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Зима считается самым холодным временем года из всех остальных. Ей присущи крепкие морозы и метели. Зима состоит из трех месяцев, под названиями декабрь, январь, февраль. Длительность этого времени года составляет 90 дней.


Александр вступил на престол после смерти своего отца в 1855г. Российская печать и университеты получили больше свободы.

В результате неудачной Крымской войны (1853-1856) империя оказалась на краю социальной и экономической пропасти: ее финансы и хозяйство были расстроены, технологическое отставание от передовых стран мира все увеличивалось, население оставалось бедным и неграмотным.

Заявка на реформы была сделана Александром II в марте 1856 г., вскоре после его вступления на престол.

В середине ХIХ столетия Россия являлась крупнейшим государством мира. Подавляющее большинство русского населения составляли крестьяне. Основными категориями крестьянства были крестьяне удельные, государственные и помещичьи.

Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья - тягло, При барщинном хозяйстве обработка барского поля производилась бесплатным трудом крепостных крестьян. При оброчном хозяйстве крепостные крестьяне отпускались на оброк: могли заниматься любым видом хозяйственной, ежегодная выплата помещику, Бывали случаи, когда оброчные крестьяне становились богаче своих помещиков. Дворянские хозяйства также находились в состоянии глубокого кризиса. Сельское хозяйство России нуждалось в кардинальном реформировании.

В масштабе страны преобладало мелкое производство, представленное домашней промышленностью и ремеслом (льнопрядение, обработка шерсти, тканье полотна и валяние сукна). В середине XIX в. усиливается специализация мелкой промышленности, и в ряде областей появляются специализированные центры, в которых скапливаются товаропроизводители одной определенной отрасли промышленности. Крупная промышленность в середине XIX в. представлена мануфактурами и фабриками. В стране начинался промышленный переворот . Отставание Российского государства от Европы было огромным. Важнейшей причиной неэффективной работы российской промышленности было крепостничество. Негативным фактором было и отсутствие квалифицированной рабочей силы.

Реформы

Начало проведения одной из центральных реформ относится к 1864 г., были изданы новые «Судебные уставы», изменившие порядок судопроизводства в империи. До реформы суды находились под сильным влиянием властей, По судебной реформе вместо сословных судов вводился суд внесословный . Судьям были даны несменяемость и независимость. Вводилась состязательность суда, что давало возможность объективного и детального расследования. Кроме того суд становился гласным. Была изменена и система судов - для разбора мелких дел - мировые суды. Для разбора мелких дел, возникающих в крестьянской среде - волостные суды, д ля разбора дел более серьезных в губернских городах - окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. За Сенатом же закреплялась функция общего надзора за состояние судопроизводства в стране.

Одновременно с изменением системы судов и судопроизводства была значительно смягчена система наказаний. Так, отменялись разные виды телесных наказаний.

В 1874 г. был обнародован Устав о всеобщей воинской повинности . Раньше русская армия формировалась в результате рекрутских наборов, люди состоятельные могли откупиться от 25-летней военной службы, наняв рекрута. По новому закону на воинскую службу должны были призываться все мужчины, которым исполнялся 21 год. Взятые на службу должны были отслужить шесть лет в строю и девять лет числиться в запасе. Затем до достижения ими 40 лет они должны были числиться в ополчении.

Изменилась система солдатской подготовки. Солдат учили выполнять священный долг по защите своего Отечества, их учили грамоте

Реформа образования началась в 1863 г., когда был утвержден Устав университетов - профессорская корпорация получила самоуправление, а Совет профессоров в каждом университете мог избирать всех университетских должностных лиц. К 1863 г. относится первая в России попытка создать высшее учебное заведение для женщин.

Доступ в гимназии стал одинаково открыт для. Гимназии были двух типов - классические и реальные. В классических основным считалось изучение гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях упор делался на изучение математики и естественных наук. В 1871 г. император Александр подписал новый устав гимназий, - классическая гимназия - единственный тип общеобразовательной и внесословной школы, С конца 50-х годов в стране открываются женские гимназии для учениц из всех сословий, а также женские епархиальные училища для дочерей лиц духовного звания.. При Александре II был создан новый тип светской начальной школы - земские, которые находились на попечении земств и быстро стали многочисленными. Появились вольные крестьянские школы, создаваемые крестьянскими обществами. Продолжали существовать церковноприходские школы. Во всех губерниях были созданы народные воскресные школы. Обучение во всех типах начальных школ было бесплатным

Общая государственная роспись доходов и расходов теперь подлежала ежегодной публикации, т.е. была введена гласность бюджета. Создана система общегосударственного контроля. Регулярно и централизованно рассматривались сметы по всем ведомствам на будущий год. Было также введено «единство кассы» - порядок, при котором движение всех денежных сумм в казначействах империй подчинялось общему распоряжению Министерства финансов. Шло реформирование банковской системы в стране: в 1860 г. был создан Государственный банк. Была проведена и реформа налогообложения. Одним из наиболее важных преобразований была отмена винных откупов. все вино, поступившее в продажу, облагалось акцизом - особым налогом в пользу казны.

В 1875 г., когда вспыхнуло восстание сербов против турок. Это способствовало распространению патриотических чувств в русском обществе. В начале 1877 г. по инициативе России была проведена конференция европейских дипломатов, которая потребовала от султана уступить. Султан отказался. Тогда в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции . Зимой 1878 г. султан запросил мира. Предварительный мирный договор был подписан в Сан-Стефано. Условия Сан-Стефанского мирного договора были опротестованы Англией и Австрией, не желавших усиления России в этом регионе. На Берлинском конгрессе статьи договора были пересмотрены. По Берлинскому трактату (июле 1878г.),Он привел к ухудшению отношений между Россией и ведущими европейскими странами Англией, Австрией, Германией. Таким образом, Россия не смогла помочь славянским народам и усилить свое влияние на Балканах и осталась почти изолированной, без надежных союзников и друзей.

Последствия реформ

Оживилась экономика страны, Ускорился рост городского населения, города стали играть более значительную роль в развитии страны. Более быстрыми темпами, чем раньше, стали развиваться строительство дорог, транспорт, Постройка сети дорог позволила увеличить обороты внешней торговли России, увеличилось число торговых и промышленных предприятий. Улучшилось состояние гос. бюджета.

Дворянство утратило монопольное положение в стране, хотя из числа дворян назначались высшие гос. чиновники и дворяне возглавляли органы управления. Дворяне переживали тяжелый материальный кризис. Земли дворян постепенно переходили к крестьянам и торгово-промышленному классу.

Разорение дворянства, перераспределение земельной собственности и рост антиправительственных настроений в среде дворянской молодежи стали важнейшим итогом преобразований 60-70-х годов XIX в.

Российское общество теперь состояло из граждански равноправных классов. Все одинаково призывались на военную службу, могли на равных основаниях заниматься любым делом. Процесс демократизации общества стал важнейшим следствием реформ Александра. Для некоторых нигилизм был жизненным кредо. Относясь критически к существующему строю, они не считали для себя обязательным подчиняться установленным правилам. Наибольшую роль в агитационной работе в 50-60-е годы сыграли журналы.

В обществе резко усилились революционные и антиправительственные настроения. Сформировались и подпольные организации, ставящие своей целью борьбу против существующего режима в целом и лично против императора Александра II. Большинство их было сосредоточено в Петербурге и Москве. В 1861 г. была создана организация «Земля и воля», выступавшая за созыв бессословного народного собрания и выборное правительство, полное самоуправление крестьянских общин и создание добровольной федерации областей. К ней примыкал тайный революционный кружок ишутинцев, они ставили своей задачей подготовку революционного переворота в России. Член ишутинского кружка Каракозов 4 апреля 1866г. выстрелил в Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Каракозов был арестован и казнен. Выстрел привел к массовым арестам, усилению цензуры. Правительство отошло от реформ.

В 70-е годы революционное движение в России росло и принимало все более экстремистский характер. В начале В конце 70-х годов на базе «Земли и воли» были образованы две новые организации: «Черный передел», желавший добиться перераспределение земель в пользу крестьян и национализации земли, и «Народная воля», ставящая во главу угла политическую борьбу, уничтожение самодержавия, введение демократических свобод и террор против высших лиц в государстве. Основным «объектом» - Александр II, В этих условиях была учреждена «Верховная распорядительная комиссия». 1 марта 1881, Александр II скончался - в Петербурге народовольцы взорвали царский экипаж бомбой.

Эпоха великих либеральных реформ закончилась.

Александр III Его сын Александр III. Главной своей целью Александр III считал укрепление самодержавной власти и государственного порядка. Основное направление его внутренней политике - подавить в стране революционные выступления и пересмотреть принятые при Александре II законы, чтобы сделать невозможным их дальнейшее распространение.

Александр отправил в отставку некоторых министров, и великого князя Константина Николаевича, Из лиц, приближенных к престолу, особо выделялся К.П. Победоносцев (1827-1907). Основным направлением он считал создание сильной монархической России путем восстановления в русской жизни церковности: Значительную роль во внутренней политике играл В. К. Плеве (1864-1904), министр внутренних дел. Благодаря его действиям все личные свободы в стране были ограничены. Была также ужесточена цензура.

Правительство провело важные реформы в сфере налогообложения и финансов. В 1885 г. была отменена подушная подать. Были также введены различные налоги (земельные, на страхование_. В 1888 г. государственный бюджет стал бездефицитным.

Большое внимание правительство по-прежнему уделяло аграрной сфере - главной отрасли экономики страны. Усилия были направлены на то, чтобы облегчить положение крестьян. Был создан Крестьянский поземельный банк - помочь крестьянам покупать и продавать землю. Был издан ряд законов, которые вошли в историю как контрреформы - они привязывали крестьян к сельской общине и помещичьему имению, ограничивали хозяйственную свободу крестьян. Введение в 1889 г. института земских начальников, - усиливал правительственную опеку над крестьянами. Эту же цель преследовало изданное в 1890 г. новое положение о земствах - роль дворянства в земских учреждениях была более усилена. Новое положение о городском самоуправлении в 1892 г. усиливало права администрации.

Для поддержания дворян, в 1885 г. был учрежден Дворянский поземельный банк. .

Для упорядочения отношений между рабочими и фабрикантами было принято фабричное законодательство, - системы штрафов за проступки. Впервые была законодательно оговорена продолжительность рабочего дня. установлены рабочие нормы для женщин и детей.

Царская администрация предпринимала шаги для развития отечественной промышленности. В страну привлекались иностранные капиталы (черную металлургию и в добывающую пром.). Иностранный капитал определял развитие машиностроения и электротехнической промышленности. В стране продолжался промышленный переворот.

Приоритетным направлением деятельности правительства было строительство железных дорог. Уже в 90-е годы железнодорожная сеть охватила почти половину всех российских городов и соединила Москву и Петербург. Однако основным видом транспорта - гужевой, а типом дорог -- грунтовые, что тормозило экономическое развитие страны.

Наиболее распространенным типом городских поселений были малые города.

Во второй половине XIX в. В западных и центральных районах империи намного быстрее развивалась промышленность, Развитие внутреннего рынка и рост товарности с/х оказали влияние на взаимоотношения России и других государств.

Внешняя политика Эпоха 1881-1894 годов оказалась спокойной для России: Россия не воевала с другими гос-ми. Во второй половине XIX в. Продолжался ее территориальный рост. В 50-60-е годы в ее состав вошли казахские и киргизские земли. К 1885 г. в состав Российской им-перии вошла уже вся Средняя Азия. В 1887 и 1895 гг. между Россией и Англией были заключены соглашения, определившие границу с Афганистаном.

Россия по-прежнему ввозила машины и оборудование и разнообразные товары широкого потребления, а вывозила преимущественно с/х продукцию - зерно, пеньку, лен, лес, продукцию животноводства.

Падение хлебных цен отрицательно сказалось на взаимоотношениях русских и германских помещиков. Таможенная война между Россией и Германией была особенно напряженной в 1892-1894 гг., а в 1894 г. был подписан торговый договор, невыгодный для России.

С этого времени усиливаются противоречия между Германией и Россией, которые в начале XX в. приведут к столкновению Этих держав в Первой мировой войне.

В конце XIX в. в империи проживало около 130млн человек. Россия была многонациональным государством Православие являлось государственной религией в империи. Православие являлось важнейшей основой образования и культуры в России.

Культура

Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов -Д.И. Менделеев .

Появилась телефонная связь.

В1892г. началось строительство трамвайных путей.

Литература – Толстой, Достоевский, Тургенев.

Живопись – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский.

Музыка – Чайковский, (Бородин, Мусоргский. Римский- корсаков -Могучая кучка рук. Балакирев)



В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный »). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. - время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.



Статьи по теме: