Результат либеральных реформ 60 70

Непосредственной причиной проведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века стала крестьянская реформа 1861 года. Она потребовала реорганизации всей системы государственного управления.

1.Земская реформа. Была проведена в 1864 г .

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все избиратели были разделены на 3 курии – землевладельцы, крестьяне, горожане. Они избирали гласных (депутатов) уездных земских собраний. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Из своей среды (среди себя) они избирали членов уездных земских управ и представителей в губернское земское собрание. В губерниях также избирались земские управы. Губернские и уездные земские собрания выполняли распорядительные функции, управы – исполнительные.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. На эти цели земства имели права назначать и собирать налоги с местного населения. Земства находились под контролем губернаторов, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

2. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы самоуправления – городские думы и городские управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем губернаторов.

3. Судебная реформа. Начала осуществляться в 1864г . Основные принципы реформы:

1) всесословность суда

2) независимость суда от администрации

3) состязательность судебного процесса.

4) гласность и публичность судебных заседаний (в зал суда допускается публика и ход процесса освещается в печати)

2) принцип презумпции невиновности (пока не доказано в суде – невиновен)

Появилось несколько видов судебных учреждений:

1.Мировые судьи (низший уровень). Они избирались на уездных земских собраниях. Им передавались в ведение мелкие уголовные и гражданские дела. Главная задача судей – не осудить виновного, а привести стороны к соглашению. Максимальное наказание – до 1 года тюрьмы или исправительных работ. Мировые суды освобождали суды более высоких инстанций от мелких дел, чем ускоряли судопроизводство.

2. Окружной суд (общая инстанция). Рассматривал более серьезные уголовные дела, заседание вел коронный судья. Решение о виновности подсудимого выносил суд присяжных, состоящий из представителей общественности. Подсудимому предоставлялся адвокат. Заседание суда состояло из состязания между защитником и обвинителем.

3. Судебная палата. В ней можно было обжаловать решение вышестоящих судов. Это был суд первой инстанции для политических преступлений.

4. Сенат (высшая судебная инстанция), в которой можно было обжаловать решение нижестоящих судов. В Сенате составлялись списки коронных судей, которые затем подписывал император. Звание судьи было пожизненным.

4. Военная реформа стала осуществляться с 1874г. По этой реформе был изменён порядок набора армии. Вместо рекрутской повинности была введена всеобщая воинская обязанность. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 лет – в армии, 7 лет – во флоте. Призыву подлежали все лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Они должны были встать на воинский учёт. Из признанных годными по состоянию здоровья по жребию отбиралось необходимое армии и флоту количество новобранцев. Остальные записывались в ополчения.

Существовали льготы в несении службы по семейному положению и образованию. В армию не брали единственного кормильца семьи. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 3-х лет, среднее-2-х, высшее-1 года.

Была проведена реформа высших военных учебных заведений, в которые теперь могли поступать не только дворяне. В армии запрещались телесные наказания. Все люди, прошедшие военную службу должны были научиться читать и писать. В результате реформы численность армии в мирное время сокращалась примерно в 3 раза, а в военное время могла увеличится в несколько раз за счёт обученного резерва. Сэкономленные на содержании армии средства шли на ее перевооружение.

5. К либеральным реформам 60-70гг. относят также образовательную реформу , которая заключалась в увеличении количества высших и средних учебных заведений и облегчению поступления в них недворян. Университеты получили внутреннюю автономию. Должности ректора и деканов стали выборными.

6. Реформа печати заключалась в ослаблении цензуры и облегчении процедуры открытия новых газет и журналов.

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

Земская реформа

Городская реформа

Органы управления

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда

Бессословность суда.

Несменяемость и независимость судей.

Гласность.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Система судов

Специальные.

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

    Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

    Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

    Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Тема: «Либеральные р
еформы 60­70­х годов

XIX
века»
Цели:
образовательная: знакомство с основными положениями земской,
городской, военной, судебной реформ, преобразований в области
просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,
«управа», «присяжный заседатель».
воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между
положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,
показ важности изучения данной темы для становления современного
правового государства.
развивающая: формирование умения самостоятельной работы с
историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка
умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.
Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы
«Система земских органов самоуправления», «Структура городского
самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».
Тип урока: комбинированный.
Деятельность учителя
и учащихся
1. Опрос домашнего задания
(13 минут).
Фронтально.
Индивидуально.
Фронтально.
Индивидуально (письменно, у
доски). Фронтально.
Подведение итогов опроса.
Приемы и средства обучения
Определите значение понятий: «уставная
1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом
уроке?
2. К какой главе относится эта тема?
3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш
взгляд, внесла личность Александра II?
4. Определите важнейшие причины отмены
крепостного права.
5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская
реформа являлась реформой «сверху»? Почему?
6. Каковы основные положения реформы?
7.
грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне»,
«отрезки»?
8.
крестьян при годовом оброке 12 рублей?
9.
составлена уставная грамота; крестьяне переводились в
положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬
ли выплачивать ссуду государству?
10.
Отмена крепостного права коренным образом изменила
структуру общественных отношений. Изменившаяся
ситуация требовала принятия новых законов, введения
новых институтов управления.
В течение какого срока: должна была быть
Рассчитайте сумму выкупного платежа
В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске
и в тетрадях. Доведение
целевой установки урока до
сведения учащихся.
Изучение нового материала
(25 минут).
Работа с документом.
Постановка проблемного
задания.
Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­
70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково
основное содержание реформаторских преобразований
Александра II.
«Реформы 60­70­х годов XIX века».
План изучения нового материала:
Земская (1864) и городская (1870) реформа.
I.
Судебная реформа (1864).
II.
Военная реформа (1874).
III.
IV.
Преобразования в области просвещения и цензуры.
I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов
местного самоуправления. Закон о местном
самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру
земских учреждений и их компетенцию.
Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них
имело распорядительные (земские собрания) и
исполнительные (земские управы) органы. Ими были
землевладельцы, собственники неземельных недвижимых
имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям
осуществлялись на основе имущественного ценза.
Губернские собрания избирались на заседании уездных из
числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).
Прочитайте документ на странице 157 учебника и
укажите круг полномочий земств.
ДОКУМЕНТ
Заведывание имуществами и земельными сборами
Устройство и содержание принадлежащих земству
Попечение о развитии местной торговли
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведование земскими благотворительными
Дела, подлежащие ведению земских учреждений...
1.
земств.
2.
зданий, других сооружений и путей сообщения.
3.
4.
заведениями... способы прекращения нищеты.
5.
и промышленности.
6. Участие... в попечении о народном образовании, о
народном здравии и тюрьмах. Земские органы
первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти
российских губерний, где было сильным влияние
дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что
земства не могли работать в полную силу: бюджет
удовлетворял реальные потребности земств только на
80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства
не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а
активно включились в политическую борьбу, став основой
либерального движения в России.
На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была
проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городской глава
Активизация класса. Работа со
схемой.
Городская управа
Городская дума

Мелкие Средние Крупные
Плательщики городских сборов
Представительными органами городского самоуправления
были городские думы, избиравшиеся на четыре года из
числа городских собственников ­ плательщиков городских
налогов. Избиратели заносились в список по порядку
уменьшения суммы налога, который они платят. Затем
список делился на три равные части, от каждой из
которых избиралась треть депутатов (гласных) в
городскую думу. Городская дума избирала членов
городской управы и городского голову (исполнительные
органы городского самоуправления). В компетенции
органов городского самоуправления были вопросы
благоустройства, заведование школьным, медицинским и
благотворительным делом.
Прослушайте выдержки из документа и определите,
каким образом органы городского самоуправления
зависели от царской администрации.
ДОКУМЕНТ
Из городового положения (1870 г.)
Активизация класса. Работа с
документом. Постановка
проблемного задания.
Городское общественное управление,
«Попечение и распоряжение по городскому
1.
хозяйству и благоустройству предоставляется
городскому общественному правлению, а надзор за
законным его
исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил
настоящего Положения.
2.
в
постановлениях и распоряжениях своих не может
выходить из круга указанных ему дел.
Всякое
постановление его, в противность сего
состоявшееся, недействительно.
3.
Лица, избранные на должность Городского Главы, а
также назначенные для временного замещения сей
должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских
городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах
­ Губернатором».
В целом органы городского самоуправления не принимали
участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.
Бессословность.
Гласность.
Состязательность.
Выборность судей.
инертности купечества.
II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по
настоянию общественности правительство провело
судебную реформу. Реформа вводила новые принципы
судопроизводства.
Принципы судопроизводства:
1.
2.
3.
4.
5. Независимость судей от администрации.
Основным звеном судебной системы являлся окружной
суд с присяжными заседателями. 12 присяжных
заседателей избирались по жребию на каждый судебный
процесс. Кандидаты на должность присяжного должны
были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­
имущественный ценз. На основании вердикта присяжных
(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает
снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие
уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного
судьи, избираемого на три года городскими думами и
земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог
быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в
судопроизводство.
Несмотря на прогрессивность
основных положений судебной реформы, она осталась
незавершенной: были сохранены сословные суды;
существовали ограничения вправе быть присяжным
заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по
схеме.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.
Активизация класса. Работа со
схемой.
Сенат
Судьи
Прокурор 12 присяжных Адвокат
(имущественный ценз)
Мировой судья
Городские думы Мировой суд Земства
III. Вспомните причины поражения России в Крымской
войне и подумайте, проведение каких мер в армии было
необходимо.
Одно из важнейших преобразований александровского
Активизация класса.

Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Закрепление (5минут)
царствования ­ военная реформа, которая проводилась с
1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением
реформы военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин.
Содержание реформы сводится к следующему:
1. отмена рекрутской системы комплектования армии;
2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на
флоте;
3. изменение тактических приемов; принимаются новые
воинские уставы;
4. улучшение руководства вооруженными силами,
Россия делится на военные округа;
5. перевооружение армии;
6. пополнение офицерского состава квалифицированными
кадрами.
Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.
Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая
война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой
подготовки армии.
Проведение реформ требовало подготовки
IV.
квалифицированных специалистов,
поэтому перед
правительством Александра II встала задача коренного
реформирования народного образования.
Изменение в системе просвещения можно свести к
следующему:
1. введение новых университетского (1863) и школьного
(1864) уставов;
2. восстановление автономии университетов;
3. выборность ректора, деканов, преподавателей;
4. создание совета, решавшего все внутренние
дела университета;
5. значительное увеличение числа начальных и средних
учебных заведений, в том числе для детей из
малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты
«Временные правила» о цензуре, согласно которым
отменялась предварительная цензура рукописей. Но в
целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех
преобразований 60­70­х гг.

последовательный характер?

продуманной системой?

Чем вы можете объяснить большую или меньшую
глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней
России?

капитализм, а что тормозило его развитие?
Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.
«великими». И действительно, были созданы новые,
современные органы самоуправления и суда, реформы
Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее
Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой
Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов.

способствовали росту производительных сил страны, ее
обороноспособности,
гражданского
развитию
самосознания среди населения,
распространению
просвещения, улучшению качества жизни. Россия
подключалась к общеевропейскому процессу создания
передовых, цивилизованных форм государственности. Но
реформы имели половинчатый характер: в местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские привилегии,
Объяснение домашнего
задания (2 минуты).
реформы не затронули верхних этажей власти.
Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение
реформ».
Ответить на вопросы на стр.167 учебника.
(При подготовке домашнего задания обратите внимание
на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)
Запомнить даты, исторические понятия, персоналии
темы.

Цели урока:

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4) . Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5) :

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7) :

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы

Ответ учеников:

  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8) ;
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9) ;
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11) .

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12) .

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31) .

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14) .

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15) .

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16) .

Ученики : совершенствование боевой подготовки.

Ученики (Слайд 17) . Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18) .

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20) .

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22) . Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

III. Заключительный этап урока

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (Слайд 24) :
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html



Статьи по теме: