Символ америки статуя свободы. Символ свободы и демократии – Статуя Свободы в Нью-Йорке

Где находится самый известный символ Нового Света

Полное название Статуи Свободы — «Liberty Enlightening the World», то есть «Свобода, Озаряющая Мир». Это — абсолютный чемпион среди всех символов США и американского континента по упоминанию и значению для поп-культуры. Именно она стала тем первым и самым значимым объектом, который видели сотни тысяч иммигрантов, вплывая в бухту Нью-Йорка. Поэтому «Свобода» для американцев ассоциируется сразу в большим количеством символов: это и новая жизнь и отказ от всего старого и при этом нечто столь вопиюще неоклассическое и европейское прямо в центре мегаполиса.

Точное местоположение Статуи Свободы

Памятник находится в Северной Америке, на побережье Атлантики в крупнейшем городе США, Нью-Йорке.

Более точное расположение: Остров Свободы (LibertyIsland) в устье реки Гудзон на 40.68 градусах Северной Широты и 74.04 градусах Западной долготы.

Место, где стоит статуя живописно и со многих ракурсов выглядит живописным: одинокий и сравнительно маленький остров посреди залива с сильным течением, окружённого сверкающими небоскрёбами. Всё это в самом сердце Нью-Йорка рядом с Манхэттеном.

Статуя Свободы как достопримечательность

История возникновения Статуи Свободы — это история реализации американского пафоса молодого республиканского народа. Символично, что скульптура символизирует не только абстрактную свободу, но и её универсальность и всеобщность. Её создатели вдохновлялись духом европейского Просвещения и верой в силу индустрии и прогресса века 19-го. Поэтому нет ничего удивительного в том, что соавтором её создателя, Фредерика Бартольди, стал тот самый Гюстав Эйфель, который спроектировал знаменитую башню в Париже. При этом медь для покрытия, по-видимому, была взята с уральских месторождений, так что проект оказался действительно интернациональным и глобальным.

Строительство потребовало неимоверных сил, поскольку на тот момент технические возможности были гораздо меньше. Именно поэтому потребовалась детальная проработка стального каркаса Эйфелем. Уже на каркас крепится медная оболочка, созданная скульптором Бартольди. Доставка и установка сами по себе оказались титанической задачи и потребовали множества сил от обоих стран, Франции и США. Даже создание массивного бетонного пьедестала на маленьком островке заняло много времени и было связано с затруднениями.

Статуя Свободы была подарена французским правительством американскому народу в 1876 году на столетие Революции в США. Вся конструкция преисполнена символизмом: семь лучей символизируют количество континентов, факел призван освещать мир, распространяя свет свободы, в левой же руке находится изображение конституции США, как гаранта этих свобод. То, что выглядит «Свобода» как древнегреческая богиня, также является попыткой создать преемственность в символах европейской истории и привить традицию неоклассицизма в Новом Свете.

При общем весе в 183 тонны и высоте в 93 метра Статуя Свободы кажется крупным объектом даже на фоне небоскрёбов, в 19-м же века она была просто поразительной и вселяла веру в достижения техники и промышленности.

Статуя Свободы – вот уже больше века является одним из символов США. Но очень многие представления о ней неверны, а кое-что крайне мало известно. Давайте узнаем побольше об этом необычном памятнике.

Прежде всего, заметим, что официально она называется по-другому – «Озаряющая мир Свобода». Скульптура расположена на одноимённом острове в трёх километрах к юго-западу от Манхэттэна. Долгое время он именовался остров Беллоу. Памятник держит в правой руке факел (который как бы и «озаряет» мир, а в левой скрижаль с датой Декларации независимости США, записанной латинскими цифрами. Одна из ног «Озаряющей» попирает разорванные кандалы.

Семь лучей в увенчивающей статую короне символически обозначают моря и континенты. И всё-таки, из чего сделана статуя свободы в США? Казалось бы, она должна быть стальной или каменной, судя по восприятию.

Однако не всё так просто. Сталь там присутствует – 125 тонн. Использовали скульпторы и 31 тонну меди, которая покрывает её слоем чуть более двух с половиной миллиметров. Однако цифры и стали, и меди просто меркнут по сравнению с бетонным основанием, которое достигает двадцати семи тысяч тонн. Тонкие медные листы смонтированы поверх стального каркаса. Вместе с фундаментом и пьедесталом высота до верхней части факела достигает девяноста трёх метров.

Где была сделана статуя свободы?

Памятник, символизирующий США, на самом деле был сделан не в Америке и даже не в Западном полушарии!

Автором скульптуры является француз Фредерик Огюст Бартольди. Замысел состоял в том, чтобы преподнести её в дар к столетнему юбилею США. Интересно, что собирались установить её в египетском Порт-Саиде и называть «Свет Азии». Однако каирское правительство решило не тратиться на установку и перевозку.

Когда Франция и Америка заключили договор, предполагалось, что они сделают, соответственно – скульптуру и монтаж за счёт Парижа, а пьедестал за счёт Вашингтона. Но возникшие на обеих берегах океана материальные трудности тормозили дело.

Какой материал применялся для изготовления?

Вроде бы мы уже знаем ответ на этот вопрос. Но… не будем спешить. Медь для той самой статуи, была либо добыта в Башкирии, либо выплавлена в Нижнем Тагиле. Постамент под ней сделан из немецкого цемента.

Однако и это ещё не всё! Помимо самой скульптуры, существует немало её копий. Только в Париже их четыре; позолоченный вариант с фонарём вместо факела в Сен-Сир-сюр-Мер. Есть и многие другие версии – например, в одном из казино Лас-Вегаса, в Японии, отбитая голова некогда существовавшей «свободы» в Третьяковской галерее, в Днепропетровске, Львове, Будапеште, Риге.

После трагедии 11 сентября подлинная статуя свободы была закрыта для посещения. В настоящее время она доступна всем, но при условии тщательного досмотра, подобного проводимому в международных аэропортах. Следовательно, символ США – один из наиболее безопасных для туристов объектов в мире.

28 октября 1886 под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник Соединенных Штатов Америки - легендарная Статуя свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка встречает каменное изваяние женщины с факелом свободы в руке, протянутой к небу.

История Статуи свободы

Как ни странно, главный символ свободы Соединенных Штатов - детище французских мастеров. Именно в в Париже Статуя появилась на свет. Затем ее разобрали на части и переправили через . Здесь ее снова собрали и установили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров свободы (Liberty Island). Остров свободы, на котором расположена статуя, является федеральной собственностью на территории штата Нью-Йорк. Остров располагается ближе к берегу Нью-Джерси, из-за чего некоторые ошибочно относят его к штату Нью-Джерси.

Идея о создании Статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frideric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.

При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. «…Будучи красивой, французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи свободы Бартольди». (Рут Брэндон, «Зингер и швейная машина: капиталистический романс»).

Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой . Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант.

По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а - создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи. В организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете «World» обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Это возымело действие и способствовало увеличению пожертвований со стороны американцев.

Статуя была завершена во Франции в июле 1884 года, и в нью-йоркскую гавань была доставлена 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие Статуи свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.

В 1984, Статуя свободы была внесена в Список Всемирного Наследия . В 1986 году, перед столетней годовщиной, монумент был временно закрыт для тщательной реставрации и вновь открылся для посетителей 5 июля 1986 года.

Особенности Статуи свободы

Сегодня Статуя свободы - один из национальных символов США. Возвышаясь в устье Гудзона у входа в Нью-йоркскую гавань, женщина в изящных, ниспадающих одеждах, несущая факел, олицетворяет свободу и широкие возможности страны. На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов. У ног женщины - разорванные путы тирании. В левой руке женщина она держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации независимости - 4 июля 1776 года.

Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Высота Статуи (кстати, первоначально ее называли более пафосно - «Свобода, несущая свет миру») - 46 метров, таким образом, если еще брать в расчет 47-метровый постамент, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес монумента - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр.

Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке. Обычно статуя открыта для посетителей, которые, как правило, прибывают на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань.

В 1972 году внутри самой Статуи был открыт Музей заселения Америки, в который можно попасть на специальном лифте. Здесь представлена вся история страны: от предков - индейцев, которые населяли неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.

Мнения о Статуе свободы совершенно противоречивые. Ничего подобного до возведения этой скульптуры в Америке не видели. Ценители отмечали высокую технику исполнения, четкость пропорций и грациозность линий. Но оппоненты тех, кто признавал монумент Свободы восьмым чудом света, отмечали, что символ Свободы в образе статуи трактуется слишком холодно и бесстрастно. Не случайно появился эпитет, что Свобода «слепа», а величие передается только большими размерами.

Однако злые языки Свободе не помеха. Во всем мире Статую считают Символом США, олицетворяющим демократические принципы, которыми так гордится эта страна.

Статуя Свободы находится в США в городе Нью-Йорк и является символом страны. Мало кто знает о том, что полное название статуи Свободы — это «Свобода, озаряющая мир». Люди больше привыкли называть ее просто «статуя Свободы» или «Леди Свобода». Эта легендарная статуя является подарком Франции в честь столетия американской революции, расположена она на острове Свободы, в нескольких километрах к юго-западу от Манхеттена, в штате Нью-Йорк. Остров Бедлоу был официально переименован в остров Свободы благодаря леди с факелом в 1956 году, хотя американцы стали его так называть еще в начале XX века.

Высота статуи Свободы в США составляет 93 метра вместе с 47-ми метровым постаментом. Леди Свобода стоит на обломках цепей. В левой руке она держит скрижаль, на которой выгравирована римскими цифрами знаменательная для Америки дата — день подписания Декларации независимости США – 4 июля 1776 года, а в правой находится факел, который символизирует свет, освещающий путь к свободе. Чтобы подняться до короны, посетителям необходимо пройти 356 ступеней, где их взорам открывается чудесная панорама Нью-Йорка, которой они могут любоваться прямо с главной смотровой площадки, расположенной в короне. Здесь находятся 25 окон, которых принято считать символами драгоценных камней, а 7 лучей короны символизируют моря и континенты в соответствии с традициями западной географии. Внутри самой статуи Свободы находится музей, посвященный истории создания статуи. В него можно попасть, поднявшись на лифте.


История создания статуи Свободы в США.

Автором проекта статуи Свободы считается французский скульптор и архитектор Фредерик Бартольди. В создании каркаса и укрепляющих конструкций принимал участие французский инженер Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни. Однако, над постройкой всего монумента трудились как французы, так и американцы. Например, постамент в форме звезды был разработан американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом.

Части тела будущей статуи были отлиты во Франции, а пьедестал создавался в США. В течении 4 месяцев статуя собиралась воедино. Бартольди несколько ошибся в своих расчетах: как оказалось, материалов, выделенных для постройки статуи, категорически не хватало, поэтому были организованы всевозможные концерты, лотереи и благотворительные вечера, целью которых был сбор средств на закупку материалов. Американцы крайне неохотно расставались со своими деньгами, поэтому американский журналист Джозеф Пулитцер в своей газете «The World» написал несколько статей, призывая высшие и средние классы общества принять участие в постройке символа независимости США. Его слова содержали такую острую критику, что это возымело действие, и со всех уголков страны начали поступать средства. Совместными усилиями к концу лета 1885 года вся сумма наконец-то была собрана. К тому моменту французы как раз закончили свою половину работы, и готовые части статуи были доставлены в Америку на фрегате «Изер» в июле 1885 года. Ценный груз занимал более 200 ящиков и представлял собой 350 частей тела леди Свободы.

Торжественное открытие статуи состоялось 28 октября 1886 года при участии президента США – Гровера Кливленда. Интересным фактом является то, что на церемонии открытия присутствовали только мужчины, и это несмотря на то, что статуя была символом демократии. В качестве исключения на остров были допущены лишь несколько женщин, среди которых была жена Бартольди.


С 1924 года статуя Свободы в США относится к числу Национальных памятников, а сам остров обрел звание Национального парка США. В 1984 году статуя Свободы и весь остров был объявлен представителями ООН памятником мирового значения.

В настоящее время памятник освещается лазерной подсветкой, статуя неоднократно реставрировалась, приобретая новые элементы, но в целом сохранился первоначальный вид.


Чтобы добраться до леди Свободы ежегодно более 5 миллионов туристов отправляются в короткое путешествие на пароме. Вход в сам памятник свободный, а вот за паром придется заплатить. На протяжении многих лет статуя Свободы в США остается символом независимости страны и визитной карточкой Нью-Йорка.

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы) – эта гигантская женщина в короне и с факелом в руке… кто она? – Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, или всё же национальная гордость? – Ну, разумеется, гордость нации, - вопрос только в том, о какой именно нации идёт речь. О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах, и финансовой стороне существования «леди» говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус – ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди - если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа – без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам (напоним, что их представители 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства).

Египетские наброски

В 70-е годы 19 века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походотайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал - она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно – это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского - одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением. Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры – бога мира, согласия, а впоследствии солнца. Так статуя получила взамен факел и семилучевую корону.

Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана – так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение


Близился 1876 год – столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить – как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый - Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё - издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей массового очковтирательства критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант не промах - это значительно подняло тираж его газеты!) Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Гюстав Эйфель, тогда ещё не прославившийся своей знаменитой башней. Он сделал все рассчёты, а так же спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», в левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду. Но это не всё: Бартольди придал ей черты лица своей матери - Шарлотты Бейсер.

Американская жизнь статуи


После изготовления статуя, безнадёжно опоздав на событие, которому посвящалась, была привезена в США и установлена на острове Бедлоу (в остров Свободы он был переименован лишь в 1956 году). Этот остров, как и непосредственно Манхеттен, фактически принадлежал (и принадлежит) респектабельным зажиточным еврейским семьям. Позже именно здесь появились деловые кварталы, головокружительные небоскрёбы и вообще образовался крупнейший финансовый центр мира. На официальном открытии статуи 28 октября 1886 года присутствовали представители Вольных каменщиков включительно с президентом США Гровером Кливлендом. Пафосная речь произносилась, видимо, чтобы отдать дань утончённому сарказму: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен». Хотя нет, отчего же – ведь эти люди обладали огромной властью и действительно были свободны!

Поначалу ни восторга, ни патриотических чувств мужеподобная «свобода» у людей не вызывала. А Бартольди пришлось как-то объяснять подозрительную символику своего детища: факел - атрибут Просвещения, а корона – символ семи океанов и семи континентов (помнится, их было только шесть, когда мы последний раз проверяли…) И вот подошло время Первой мировой войны – подходящий момент чтобы лицемерно манипулировать сознанием людей и нажиться на патриотизме доверчивых обывателей. Начался массовый тираж и рекламная кампания плакатов с изображением статуи. Так родились одни из самых древних мотивационных плакатов (от которых, в свою очередь, ведут свой род любимые всеми демотиваторы). Средства, вырученные с продажи вот этих разноцветных бумажек (под видом подлинного символа Свободы Америки), и покрыли почти половину военного бюджета.

Сегодня монумент раскручен не хуже Эйфелевой башни и пирамид в Гизе, продолжая приносить доходы кругу избранных, «о которых не говорят». А статуя всё стоит на постаменте, в основании которого высечены слова: «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно…»




Статьи по теме: