Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности. Управление человеческими ресурсами в организации. Ресурсы и потребности образуют основу любой экономики

население, занятое в общественном производстве, находящееся на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть привлечены для комплектования войск и органов ПС РФ.

  • - Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - нравственные людские недостатки и ошибки, происходящие от незнания, непросвещения...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - англ. resources; нем. Ressourcen. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств дохода...

    Энциклопедия социологии

  • - В это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы; людские ресурсы, включая способности и квалификацию...

    Экономический словарь

  • - источники дохода, источники для ведения дел предприятия...

    Справочный коммерческий словарь

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов...

    Политология. Словарь.

  • - совокупность трудовых, материальных, технических и финансовых средств, необходимых для выполнения работы в строительном производстве - ресурси - zdroje; zásoby - Ressourcen; Quellén - erőforrás - нөөц - środki...

    Строительный словарь

  • - средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Людские парашюты - парашюты, которые служат для безопасного снижения человека при покидании им ВС..." Источник: ПРИКАЗ ФСВТ РФ от 12.08...

    Официальная терминология

  • - Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете. Различают Р. экономические и природные. См. также Природные ресурсы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. СВОЕ -...
  • - См. СВОЕ - ЧУЖОЕ См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

"Людские ресурсы" в книгах

Я не искал людские тайны

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я не искал людские тайны Я не искал людские тайны, Как следопыт. Но мир изменчивый, случайный Мной не забыт. Тепло людского излученья В лесной глуши, Земные донные теченья Живой души. И слишком многое другое, О чем нет слов, Вставало грозное, нагое Из всех

Причудливы стези людские

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Причудливы стези людские Продолжаю читать роман Шницлера. Георг едет с Анной, своей возлюбленной (которая ждет от него ребенка, но на которой он все никак не может решиться жениться), в Италию – и приходит в дом, где ухаживал когда-то за своей больной матерью и где та

Планеты и людские пороки

Из книги Как защититься с помощью ангелов автора Коллектив авторов

Планеты и людские пороки По древней легенде наша планета Земля является своеобразной тюрьмой, куда злое божество заманило людские души. В более поздней астрологии, принятой в гностицизме, появились архонты - злые архангелы, которые также являлись управляющими семи

5. Материальные и людские ресурсы

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

5. Материальные и людские ресурсы Приведенная выше оценка достижений партизан показывает, что материальный ущерб, нанесенный ими военным усилиям Германии, и материальная помощь, оказанная военным усилиям Советского Союза, были существенными, но далеко не впечатляющими.

Судьбы людские (до мая 1945 г.)

Из книги Непростительный 1941 [«Чистое поражение» Красной Армии] автора Иринархов Руслан Сергеевич

Судьбы людские (до мая 1945 г.) Генерал-майор Антонов А. И. - нш Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, зам. нач. и нач. ГШ КА, генерал армии.Подполковник Афонин И. М. - 469 сп, и.д. ком. 333 сд, нш 5 кк, ком. 300 сд, 18 гв. ск, генерал-лейтенант, Герой Советского

Людские надежды

Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах Хорст

Людские надежды Время тянулось однообразно, пока не наступил один весенний день. Погода стояла холодная и дождливая, и наша одежда промокла насквозь, но никто не обращал на это внимания; мы продолжали класть шпалы. В тот день многие не вышли из барака из-за болезни, и в

Материальные и людские потери

Из книги Наполеоновские войны автора Безотосный Виктор Михайлович

Материальные и людские потери Страну, безусловно, возвышает одержанная победа, а воспитывает и закаляет – изнурительный путь к ней. Всегда интересно и проанализировать последствия важных исторических событий, и проследить их влияние на последующий ход истории. С этой

Людские потери

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Людские потери Беларуское население западных губерний оплатило войну России с Францией колоссальными жертвами - до 25 % жителей погибло во время сражений, от рук французских и русских оккупантов, от голода и холода, от болезней и эпидемий. В ряде городов и местечек

Людские судьбы

Из книги Хрущев: интриги, предательство, власть автора Дорофеев Георгий Васильевич

Людские судьбы Отзыв Хрущева из Украины в Москву не был для него неожиданным. Находясь в Киеве, он внимательно следил за событиями, происходящими в столице, знал, что наибольшим доверием у Сталина пользовались Маленков и Берия. Они часто встречались и о чем-то подолгу

Судьбы людские

Из книги Небо истребителя автора Ворожейкин Арсений Васильевич

Судьбы людские 1.В конце 1946 года Сергей Елизаров, Николай Захарченко и я, а также авиационный техник Федор Иващенко были откомандированы для переучивания на новый тип самолета. Начальник Центра переучивания подполковник Прокопий Семенович Акуленко, небольшого роста,

Людские потери

Из книги Большая ничья. СССР от Победы до распада автора Попов Василий Петрович

Людские потери Проблема людских потерь принадлежит к числу самых важных, трудных и запутанных проблем нашей истории. Ее изучение осложнялось тем, что вплоть до 90-х гг. важнейшие архивные документы были недоступны историкам и общественности. Сказался и политический

Война и людские ресурсы лагерной экономики

Из книги автора

Война и людские ресурсы лагерной экономики С началом войны ряд процессов негативно повлиял на количество и качество людских ресурсов ГУЛАГа. Прежде всего, по указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 г. было освобождено и передано для

Людские различия

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Людские различия А вышли мы бедствовать, переносить горе, голод, жажду, быть милостивыми (Мф. 5:7), чистыми сердцем (Мф. 5:8), миротворцами душою (Мф. 5:9), терпеть позор, гонение, если нужно, оклеветания, стать уметами мира (см. 1 Кор. 4:11–13); наконец, если настанет время мучений, то

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ На исчисления… и на пророчества (предвещания людские) нельзя положиться: о дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един (Мф. 24, 36); и мы, оставив это Его святой воле, должны приготовляться, каждый из нас, к неизвестному для нас

Людские добродетели

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Людские добродетели В темпераменте и характере египтян трудно четко выделить черты, благоприятные для отшельнической жизни. Но, может быть, нам стоит вспомнить в этой связи некоторые качества и естественные добродетели, которые оказывают влияние на суровую и грубую

Население, занятое в общественном производстве, на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны. Людские ресурсы, которыми комплектуются вооруженные силы в мирное время, и подготовленные мобилизационные контингенты являются важным элементом военного потенциала, оказывающим непосредственное влияние на военное строительство, обусловливают количественный и качественный состав кадровых войск, а также возможности пополнения вооруженных сил и формирования новых частей и соединений. Численность личного состава армий, участвовавших в войнах, особенно в 20 веке, непрерывно возрастает. В 1-й и 2-й мировых войнах её максимальная величина соответственно составляла (в млн. чел.); в Германии - 8,2 и 9,6; в США - 3,7 и 12,2; в России (1917) - 9,9 и в СССР (1945) - 11,4. Естественно, что для развёртывания вооруженных сил и восполнения потерь потребовались огромные мобилизационные резервы. В странах, участвовавших во 2-й мировой войне (без колоний), из 210 миллионов мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 миллионов человек. Воевавшие государства были вынуждены поставить под ружьё до 12-20% общей численности населения. Необходимость в массовых армиях и заблаговременной подготовке крупных мобилизационных резервов как общая закономерность военного строительства сохраняется и в наше время.
Людские ресурсы как источник рабочей силы для различных отраслей экономики, в том числе оборонных, составляют необходимый элемент военно-экономического потенциала. От численности и социальной структуры населения, его культурно-технического уровня и политико-морального состояния зависят возможности покрытия потребностей военного производства в кадрах, обеспечения высокой производительности труда и эффективности экономики. Для обеспечения сражающихся армий оружием, военной техникой и другими материальными средствами требуются огромные трудовые ресурсы. Так, в Германии в 1917 в военном секторе было занято 58,3% всех промышленных рабочих, в 1943 - 61%, в США - соответственно 31,6% и 67%.
Современная научно-техническая революция оказывает противоречивое влияние на потребности военной экономики в рабочей силе. Рост производительности труда существенно снижает трудозатраты на производство единицы оружия данного рода, а повышение эффективности этого оружия позволяет уменьшить общие затраты труда на его производство. Вместе с тем неуклонное расширение материальных потребностей вооруженных сил, быстрый процесс усложнения военной техники и ускорения её морального износа, большие потери в ходе боевых действий вызывают повышенный спрос экономики на трудовые ресурсы. В случае развязывания империалистами войны с применением средств массового поражения для организации спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и других работ по ликвидации последствий ударов противника потребуется большое количество специальных формирований и фактическое участие всего взрослого населения в гражданской обороне.
Вооруженные силы, военная экономика и гражданская оборона нуждаются в большом количестве подготовленных квалифицированных кадров. Быстрое развитие производительных сил и революция в военном деле обусловили коренную реорганизацию и перевооружение армий, породили новые тенденции в комплектовании войск и накоплении военнообученных резервов. Происходит глубокая специализация и разделение труда в вооруженных силах, возникают всё новые и новые военные профессии, возрастают сроки и расходы, необходимые для подготовки специалистов, особенно офицерского состава. Повышенный спрос на квалифицированные кадры предъявляет и военное производство. Под влиянием научно-технического прогресса происходят структурные изменения в составе рабочей силы, неуклонно растёт удельный вес инженерно-технического труда.
В годы Великой Отечественной войны источниками пополнения трудовых ресурсов в СССР являлись трудоспособные женщины-домохозяйки, молодёжь и подростки, лица пенсионного возраста. За счёт использования этих групп населения высвобождались мужчины призывных возрастов для пополнения Вооруженных Сил. С 1940 по 1944 удельный вес женщин среди рабочих и служащих повысился с 33 до 57%, а среди трудоспособных колхозников - с 66 до 88%. Если в 1939 подростки до 17 лет составляли 5,6% всех рабочих и служащих в промышленности, то в 1942 - 15,8%. В период войны лица старших возрастов вместе с подростками составляли 1/4 всех занятых в промышленности и 3/4 - в колхозах. Дополнительная потребность в людях может быть удовлетворена и путём увеличения рабочего времени занятого населения.
Война требует широкого манёвра людскими ресурсами, значит, их перераспределения между отраслями, районами, сферами общественной деятельности, максимальной концентрации в военном производстве и отраслях, его обслуживающих. В период Великой Отечественной войны в СССР на военные нужды работало примерно 2/3 всех промышленных рабочих и 1/4 - занятых в сельском хозяйстве. В условиях войны меняются формы и методы привлечения населения к общественно организованному труду, распределения и использования рабочей силы. Наряду с материальными и моральными стимулами большое значение приобретают административно-правовые меры, позволяющие гибко и оперативно маневрировать трудовыми ресурсами.
Эффективность использования людских ресурсов зависит от социально-экономической организации общества, от характера и целей войны. Во 2-й мировой войне Советский Союз наиболее рационально использовал как мобилизационные, так и трудовые ресурсы. Социалистическая система хозяйства, руководящая и организующая роль Коммунистической партии, глубокое понимание советскими людьми задачи обеспечения фронта всеми необходимыми средствами борьбы позволили резко повысить эффективность производства. Так, за период 1942-44 среднегодовая численность занятых в промышленности СССР составляла 7,7 миллионов человек, а в фашистской Германии - 10,6 миллионов человек. Тем не менее трудящиеся нашей страны дали фронту примерно в 2 раза больше оружия и военной техники. Своевременная подготовка и эффективное использование людских и материальных ресурсов позволили Советскому Союзу создать превосходящую военную мощь, обеспечившую всемирно-историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т.20; Ленин В.И. Падение Порт-Артура. - Полное собрание сочинений. Изд.5-е. Т.9; Ленин В.И. Резолюция о войне и мире. (Седьмой экстренный съезд РКП(б). 6-8 марта 1918 г.). - Там же. Т.36; Фpунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия. - Избранные произведения. М., 1977; Ворошилов К.Е. Оборона страны и состояние Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Доклад на IV Всееоюзном съезде Советов 25 апреля 1927 г. - В книге: Ворошилов К.Е. Оборона СССР. Избранные статьи, речи и письма. М., 1937; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с.226-252; Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд.2-е. М., 1975, с.441-447; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. Изд. 2-е. М., 1970, с.578-580; Военная стратегия. Изд. 3-е. М., 1968, с.396-402; Лаговский А.Н. Стратегия и экономика. Изд. 2-е. М., 1961, с.147-155; Соколов П.В. Война и людские ресурсы. М., 1961; Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.
П.В.Соколов

Которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Станислав Струмилин в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «человеческие ресурсы» .

В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население , занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Воспроизводство трудовых ресурсов [ | ]

Объективная необходимость изучения воспроизводства трудовых ресурсов вызвана целым рядом причин. Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает не только повышение уровня производства и его экономической эффективности, но и качественное развитие всей социальной системы.

Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.

Актуальность исследования данного процесса обусловлена высокой степенью теоретической и практической значимости проблемы воспроизводства и оптимального использования трудовых ресурсов для динамичного развития страны в условиях модернизации экономики.

Ссылки [ | ]

Материальные ресурсы

Земля - это особый материальный ресурс. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы - все даровые блага природы, которые приемлемы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Капитал (capital) - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (производительный, физический капитал).

Рис. 1.4.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Средства труда - это все то, с помощью чего создается товар (продукт) или услуга.

В свою очередь средства труда представляют собой совокупность:

  • o орудий труда - это станки, машины, оборудование, или "костно-мускульная система производства";
  • o "сосудистой системы производства" - трубы, цистерны, бочки и т.д.;
  • o производственной инфраструктуры, или общих условий, непосредственно не участвующих в процессе создания продукта, но производство без которых невозможно. Это земля, информация, линии электропередач, дороги, здания и сооружения и т.д.

Предметы труда - это все то, из чего непосредственно создается продукт (сталь, хлопок, зерно и т.д.).

Что важнее в общественном производстве: средства труда или предметы труда? Можно ли так ставить вопрос? Считается, что в общественном производстве все важно: и средства, и предметы труда. Однако, как утверждали классики, эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, т.е. за счет каких орудий труда. А как вы считаете?

Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство называют капиталовложениями, или инвестициями.

Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства находит на рынке людские ресурсы, свободного рабочего, который может трудиться.

Людские ресурсы

Труд (labor) - это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Любые работы, выполняемые людьми разных профессий, в широком смысле - это труд. Труд - первое и основное условие существования человека и общества.

Экономически труд реализуется в рабочей силе - способности человека к труду. В процессе труда человек использует как физические, так и умственные способности. В рыночной экономике рабочая сила продается собственнику капитала и поэтому выступает как товар. Ценой рабочей силы как наемной рабочей силы является заработная плата. Чем выше заработная плата, тем выше жизненный уровень населения.

Как мы уже подчеркивали, главным фактором производства является человек с его физическими и умственными способностями, его навыками и опытом. С появлением в XX в. наукоемкого производства существенную роль в нем стали играть знания, которые американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделил в новый фактор производства.

В рыночной экономике необходим особый человеческий ресурс, который называется предпринимательской способностью. Люди, им обладающие, называются предпринимателями. Считается, что предприниматели - это:

  • o движущая сила производства;
  • o новаторы, поскольку они вводят в обиход новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;
  • o люди, идущие на риск, так как в рыночной экономике прибыль не гарантирована.

В целом ресурсы часто называют факторами производства. Все они обладают одним общим признаком - они необходимы для создания благ. Но, к сожалению, в любой экономике ресурсов не так много, как бы хотелось. Экономистами установлено, что ресурсы редки, поэтому экономическая теория дает обоснование экономическому выбору.

Ресурсы и потребности образуют основу любой экономики

Главная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в ее распоряжении (рис. 1.5).

До середины XX в. природные ресурсы, составляющие жизненные средства человека, полагались ограниченными (фактор редкости), но в принципе неисчерпаемыми. В настоящее время природные ресурсы попадают в категорию невоспроизводимых, невозобновляемых, исчерпаемых. Такая оценка природных благ ставит перед чело

Рис. 1.5.

вечеством одну из труднейших проблем: как разрешить противоречие между неизбежным истощением природных благ и возрастающими потребностями, обусловленное продолжающимся увеличением народонаселения? Однако до сих пор расширенное воспроизводство представляется в экономических теориях и моделях. Экономисты занимаются решением проблем маневрирования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения общества благами, т.е. удовлетворения безграничных потребностей.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

Часть А.

1.Что из перечисленного относится к природным ресурсам?


  1. Сырье, не включенное в производство

  2. Действующие на производстве машины

  3. Квалифицированная рабочая сила

  4. Топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

  1. Ликвидировать излишнее оборудование

  2. В максимальной степени использовать наличные деньги

  3. Обеспечить прибыль производителей

  4. Повысить эффективность экономики

3.Производство – это


  1. Разработка новых технологий

  2. Отношения между людьми в процессе обмена

  3. Процесс взаимодействия людей с природой и техникой

  4. Использование людьми машин и оборудования
4. Экономическая теория – это

  1. Наука о ведении домашнего хозяйства

  2. Наука о поведении людей в процессе производства, обмена, распределения материальных благ

  3. Умение сохранять и увеличивать капитал

  4. Знания о последствиях научно-технического прогресса
5. Понятие «экономика» первоначально означало

  1. Управление сельским поместьем

  2. Искусство ведения домашнего хозяйства

  3. Сбор налогов

  4. Денежное обращение

6. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между ними а процессе производства и обмена товаров.
Б. экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни , удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.


  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

7. Новым видом денежных расчетов является (ются)


  1. Бартерная сделка

  2. Платеж наличными

  3. Платежи через Интернет

  4. Оплата с помощью векселя

8. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть


  1. Национализации

  2. Инфляции

  3. Приватизации

  4. Разгосударствления

9. Переход предприятий из рук государства в частную собственность составляет суть


  1. Национализации

  2. Инфляции

  3. Приватизации

  4. Деноминации
10. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности

  1. Облигация

  2. страховой полис

  3. акция

  4. ассигнация

11. Необходимым признаком рыночной экономики является


  1. свободное ценообразование

  2. использование ресурсосберегающих технологий

  3. высокое качество продукции

  4. внешнеэкономическая деятельность государства

12. На рисунке отражено изменение предложения риса на соответсвующем рынке (линия S переместилась в новое положенеие S1) (Р –цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с


    1. увеличением доходов потребителей

    2. увеличением таможенных пошлин на импорт риса

    3. предоставление льготных кредитов продавцам риса

    4. уменьшение цен на энергоносители.
13. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

  1. вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно

  2. работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата

  3. принимаются государственные планы, обязательные для производителей

  4. существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
14. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. конкуренция в условиях рыночной экономики несовместима с монополией.

Б. задача государства в условиях рыночной экономике – правовым путем ликвидировать рыночную борьбу


  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

15. К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести


  1. Экономическую самостоятельность предпринимателей

  2. Общественную собственность на факторы производства

  3. Преобладание универсального труда

  4. Прямые связи между производством и потребителем
16. Основу традиционной экономической системы составляет

  1. Свободное распределение ресурсов

  2. Директивное ценообразование

  3. Распределение ресурсов государством

  4. Использование ресурсов в соответствии с обычаями

17. Рынок обязательно предполагает

    Конкуренцию независимых производителей


  1. Государственную регламентацию производственной деятельности

  2. Наличие значительного сектора государственной собственности

  3. Полное отсутствие государственного вмешательства в экономику
18. Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

  1. Фондовом

  2. Капиталов

  3. Труда

  4. Товаров и услуг

19. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио – и видеоаппаратуру отражает ситуацию на рынке


  1. Фондовом

  2. Капиталов

  3. Труда

  4. Товаров и услуг

20. К прямым налогам относятся


  1. Налоги на имущество

  2. Пошлины

  3. Акцизы

  4. Партийные взносы

21. К целям налоговой политики государства относится


  1. Финансирование общественных организаций

  2. Судебная защита имущественных интересов коммерческих фирм

  3. Повышение заработной платы работников частных предприятий

  4. Социальная поддержка населения
22. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример, прежде всего , иллюстрирует право собственника

  1. Распоряжаться имуществом

  2. Пользоваться имуществом

  3. Владеть имуществом

  4. Наследовать имущество
23. . Дефицит государственного бюджета- это

    Снижение внешнего долга государства


  1. Превышение государственных расходов над доходами

  2. Сокращение объемов денежной массы

  3. Уменьшение налоговых поступлений
24. Как называется ежегодный доход владельцев акций?

  1. Заработная плата

  2. Дивиденд

  3. Предпринимательский доход

  4. Банковский процент
Часть Б.

1. Какое слово пропущено в таблице.


Экономические ……

традиционная

командная

рыночная

смешанная

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «рынок».

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между видами статей госу­дарственного бюджета и их конкретным выражением: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

4 Найдите в приведенном ниже списке характеристики , присущие любому налогу, и обведите цифры , под которыми они указаны.


  1. обязательность уплаты

  2. безвозмездность

  3. пропорциональность доходу

  4. возвратный характер

  5. законодательное установление
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5
1) Мировые цены на продовольственные товары за последний год увеличились на 35%. (2) Экономисты полагают, что лавина подорожания вызвана комплексом причин: ростом спроса на продовольствие в сравнительно богатых азиатских странах, рекордно высокими ценами на нефть, использованием пахотных земель и урожаев для получения биотоплива, масштабным неурожаем. (3) Этот процесс повсеместного подорожания продуктов , по мнению главы Международного фонда сельскохозяйственного развития при ООН, уже невозможно обратить вспять. (4) Таким образом , набирает силу продовольственная инфляция, которая также приобретает вид мирового кризиса и уже привела к волнениям в ряде стран.


. Задание. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова , которые необходимо вставить вместо пропусков.
«В современной экономике действуют три главных _______(1): производители экономического продукта, его потребители и ________(2). Между ними происходит весьма интенсивный ________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов , их правовое ____________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. то же время государство выступает как весьма крупный ________ (5) товаров и услуг, информации. В то же время государство является ________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений»

Каждое слово может быть использовано только раз. Обратите внимание, что в списке слов больше чем вам потребуется. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


  1. производитель

  2. обмен

  3. объект

  4. государство

  5. предложение

  6. субъект

  7. регулирование

  8. спрос

  9. потребитель

Ч
асть С.

С1. Почему, по мнению автора , нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте?

С4. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в свое правительство». Используя содержание текста и собственные знания, приведите три аргумента в обоснование данного мнения.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащую информацию о производителе.

С6. В стране А. основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны А? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
С7. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости про­дукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии - 27%, а в Японии - 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соот­ветствующих японских - 6,6%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?

С8. Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Фирма в экономике» Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



Статьи по теме: