Ледостав – это особый период в природе. Особенности зимней рыбалки на льду, движение и ловля рыбы со льда, прирост толщины и безопасные нагрузки на лед

С наступлением холодов многие рыболовы устремляются на водоемы, чтобы порыбачить в своей удовольствие. Подледная рыбалка приносит много положительных впечатлений, однако нужно помнить об элементарных правилах безопасности, чтобы ловля на льду не была омрачена различного рода происшествиями.

К сожалению, нередки случаи, когда рыбаки проваливаются под неокрепший лед, когда тонут выезжающие на замерзшие водоемы машины. Также нередки случаи, когда рыбаки оказываются на оторванных от берега льдинах.

Это происходит чаще всего в двух случаях: при выходе на еще не установившийся, осенний лед, либо при выходе на лед, который уже начал таять благодаря весеннему солнышку. О том, какой лед считается безопасным, и пойдет речь в этой статье.

Когда на водоемах России образуется лед?

Россия – северная страна, поэтому ледостав здесь в большинстве регионов начинается поздней осенью. Обычно уже к концу ноября-началу декабря на водоемах образуется лед, способный выдержать вес человека, ближе к январю – лед, по которому может ездить автотранспорт. Именно тогда и открываются санкционированные ледовые переправ через главный водные артерии регионов, которые действуют до весны.

Однако год на год не приходится, и если в прошлом сезоне уже в ноябре можно было смело ездить на зимнюю рыбалку, не боясь провалиться под лед, то в нынешнем году лед непрочен и рыхл вплоть до новогодних праздников. Поэтому самое главное – узнавать прогноз погоды и ориентироваться на внешний вид ледового покрытия.

Оптимальная толщина для льда для рыбалки

В большинстве регионов нашей страны оптимальной толщиной льда для рыбалки в зимнее время года считается лед не менее семи сантиметров, а оптимально – десять-двенадцать сантиметров.

Переправы, по которым можно перебираться пешком с одного берега на другой, должны быть при условии толщины льда не менее пятнадцати сантиметров.

Автомобильные санкционированные ледовые переправы открываются тогда, когда лед на водоемах достигает не менее тридцати сантиметров толщиной.

Стоит отметить, что лед может быть разной толщины в различных участках водоема: так, наиболее тонкий он в районе берегов, в местах слияния рек, а также там, где реки впадают в море, на различных изгибах рек, а также в месте, где сливается канализация.

Признаки непрочного льда

Как поймать больше рыбы?

За 13 лет занятия активной рыбалкой я нашел много способов, как улучшить клев. И вот самые эффективные:
  1. Активатор клева . Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов , входящих в состав и стимулирует ее аппетит . Жаль , что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу .
  2. Более чувствительные снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта .
  3. Приманки на основе феромонов .
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.

Запомните основные признаки непрочного льда, на который смертельно опасно выходить:

  • Обычно это рыхлый, пористый лед белого цвета.
  • Вода вытекает из лунок.
  • Раздается характерный звук хлюпания и треска.
  • Непрочный лед может быть припорошен снегом, поэтому таит в себе еще большую опасность, так как его сложно вовремя разглядеть

Как проверить толщину льда?

Перед тем, как выйти на лед, можно удостовериться в его прочности следующим образом:

  • Оцените внешний вид ледового покрытия. Лед, способный выдержать вес человека, обычно ровный, гладкий, не нем отсутствуют трещины, а цвет такого льда – голубоватый
  • Если лед издает характерный треск, прогибается под вашим весом, значит, он недостаточно прочен.
  • Спускаться на лед в первый раз нужно осторожно с берега.
  • Выйдя на лед, необходимо постучать по нему палкой. В случае, если на поверхности льда вы заметите воду, либо раздастся треск – лед непрочен. В таком случае не мешкая вернитесь на берег.
  • Если вы все-таки отошли от берега и только тогда заметили, что лед тонкий, либо он начал ломаться, поступайте так: ложитесь на ледовое покрытие, широко раскинув ноги, и медленно ползите к берегу.

На чем можно передвигаться по льду по время зимней рыбалки?

Лыжи

Часто рыбаки, которые добираются к водоему на общественном транспорте или бросают свою машину около берега передвигаются по льду на лыжах. Помните, для таких передвижений толщина льда должна быть 8-10 сантиметров.

Снегоходы

Для того, чтобы безопасно передвигаться по льду водоема на снегокате, толщина льда должна составлять не менее 15-20 сантиметров. Лучше используйте этот вид передвижения в глухозимье, когда морозы крепко сковали водоем.

Санкционированные ледовые переправы

Как уже говорилось выше, такие ледовые переправы (обычно они автомобильные) открываются, когда лед на водоемах достигает не менее тридцати сантиметров толщиной.

Такие переправы принимаются обязательно специальными комиссиями, состоящими из представителей органов исполнительной власти и инспекторов ГИМС МЧС. Чтобы определить толщину льда, нужно прорубить кусок и померить его толщину.

Опасные участки на водоемах зимой

  • Самый опасный лед бывает либо осенью (еще не образовался окончательно), либо весной (уже начал таять).
  • Обычно у берегов реки лед более тонкий, чем по середине водоема.
  • Очень опасен лед, покрытый снегом и сугробами – под снежной массой невозможно определить, каково ледяное покрытие.
  • Также опасны покрытые небольшим слоем льда проруби, трещины на льду, полыньи и рыбацкие лунки. Наступив на такой участок, можно неожиданно провалиться в воду.
  • Лед становится очень опасным во время активного снеготаяния в марте. Такой лед становится белого цвета, рыхлым, пористым и мягким. Выход на такой лед смертельно опасен!
  • Крайне непредсказуемы районы с болотистой местностью, так как здесь всегда находятся участки, покрытые тонкой коркой льда. При этом, обычно по краям болот лед наблюдается тоньше, чем на его середине. Выход на такое замерзшее болото не рекомендуется даже в лютую зиму.

Советы, как обезопасить себя во время зимней рыбалки на льду

Запомните основные правила, при выполнении которых ваша рыбалка не будет омрачена различными происшествиями:

  • перед тем, как выходить на лед, убедитесь, что он прочен и надежен.
  • старайтесь идти по льду так называемыми «нахоженными тропами». Если раньше здесь проел человек – здесь, скорее всего, безопасно.
  • Если такие тропы отсутствуют, передвигайтесь по льду, проверяя подозрительные участки с помощью палки.
  • Если вы заметили на поверхности воду, либо слышите треск, то не мешкая возвращайтесь на берег (лучше – ползком).
  • Избегайте мест скопления рыбаков – под тяжестью многих людей лед может трескнуть.
  • Старайтесь на выезжать на подледную рыбалку во время неблагоприятных погодных условий: тумана, снегопада, дождя. Также не рекомендуется выходить на лед в темное время суток.
  • Старательно огибайте все полыньи, проруби и различные перекаты. Если вы не уверены в крепости льда, лучше перестрахуйтесь и не выходите на него, а обойдите данный участок водоема по берегу.
  • Не нужно кататься на льдинах!
  • Нельзя оценивать крепость льда ударом ноги.

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Часть рыболовов, после окончания летнего сезона рыбной ловли, переключаются на зимний сезон. Несмотря на то, что ловля рыбы со льда имеет свою специфику, она приносит не меньше удовольствия, чем летняя. Единственно, что ловля на льду требует от рыболова некоторых мер безопасности, поскольку возможны весьма плачевные последствия.

В данном случае, все связано с толщиной льда. Если не учесть толщину льда, то можно легко провалиться под лед, а затем и утонуть, что случается и весьма нередко. Иногда рыболовы заезжают на лед на автомобилях, после чего приходится вытаскивать и рыболовов, и их автомобили.

Достаточно часто рыболовы не учитывают толщину льда, особенно весной и оказываются на оторванных льдинах. Поэтому, отправляясь на водоем, желательно знать, какая толщина льда на нем в настоящий момент. Это легко определить, если на протяжении нескольких дней на улице стоит морозная погода.

И, тем не менее, на водоеме всегда следует проверить толщину льда. К сожалению, не все рыболовы знают, какая толщина льда является безопасной.

Как правило, лед на наших водоемах начинает появляться поздней осенью. Уже к концу ноября или начала декабря образуется лед, способный выдержать человека. К сожалению, многое зависит от погодных условий, поскольку бывают осени холодные и теплые. Иногда лед в декабре месяце только лишь появляется на водоемах, а бывает, что и к началу ноября лед уже закрывает все водоемы. Если брать во внимание водоемы, расположенные ближе к северным широтам, то там лед появляется очень рано, а к середине зимы по нему можно без опаски ездить на автомобиле. К этому периоду начинают действовать официальные ледовые дороги, позволяющие переправляться через различные водоемы до самой весны.

Поэтому, нужно всегда быть в курсе всех событий, в том числе и температурного режима.

Считается, что можно смело выходить на лед, если его толщина равняется не меньше 7-ми см, но гарантированной толщиной считается толщина льда от 10-ти сантиметров.

Места, где официально разрешено переходить водоем с одного берега на другой, должны иметь толщину не меньше 15-ти сантиметров.

Перемещаться по льду на автомобилях разрешено при условии, если толщина льда не меньше 30-ти сантиметров.

При этом, сразу нужно отметить, что толщина льда на водоеме может быть разной. Это связано с наличием подводных течений, которые непременно присутствуют на больших озерах, на участках рек, где наблюдаются изгибы, а также в местах, где сливается канализация.

Существуют внешние признаки, по которым легко определить непрочность льда. На лед опасно выходить, если:

  • Лед по виду рыхлый и пористый, белого цвета.
  • Если вода вытекает из лунок.
  • Слышны характерные звуки треска и хлюпанья.
  • Лед, припорошенный снегом, так же может быть опасным.

В любом случае, следует брать с собой на рыбалку пешню и с помощью ее проверять подозрительные участки.

Способы проверки толщины льда

Прибыв на водоем, необходимо тут же проверить толщину льда, если имеются подозрения, что он недостаточно толстый. Как это делается:

  • Во-первых, следует оценить внешний вид ледового покрытия. Если лед ровный, без трещин и имеет голубоватый оттенок, то этот лед способен выдержать человека.
  • Если лед, после того, как по нему начали перемещаться, издает треск, или прогибается, то лучше на такой лед не выходить.
  • Первый раз на лед нужно ступать очень осторожно.
  • Если по льду постучать палкой и он издает треск, или на поверхности показывается вода, значит, он очень тонкий и на него выходить опасно.
  • Если удалось пройти значительное расстояние и только потом было обнаружено, что лед может не удержать, лучше лечь на лед, широко раскинув ноги и ползти в направлении к берегу.

Способы передвижения по льду

Часть рыболовов, которые отправляются на рыбалку на общественном транспорте или им приходится бросать свой автомобиль на берегу, передвигаются по льду на лыжах. В таких случаях, толщина льда должна быть не меньше 8-ми сантиметров.

Следует так же заметить, что по чистому льду передвигаться на лыжах не очень-то комфортно. Лучше, если на льду имеется не большой слой снега.

На снегоходах

На этом виде транспорта можно передвигаться по льду, если его толщина составляет не меньше 15-ти сантиметров. Как правило, снегоход используется тогда, когда уже имеется гарантированная толщина льда. Для снегохода так же очень важно, чтобы был некоторый слой снега.

Узаконенные ледовые переправы

Такие переправы существуют в условиях, когда отсутствуют соответствующие дороги, связанные с мостами. Они помогают сократить, и весьма значительно, расстояния между поселениями. По таким переправам разрешено движение и на автомобилях. Толщина льда – не меньше 30-ти сантиметров.

Обычно такие переправы принимаются специальными государственными комиссиями, при участии представителей органов местной власти и сотрудников ГИМС МЧС. Они бурят лунки и измеряют толщину льда. Если данные позволяют организовать переправу, то существующие органы дают на это разрешение.

Опасные участки льда на водоемах зимой

  • Самым опасным лед может быть осенью, когда он только начинает формироваться и ранней весной, когда он уже начал таять.
  • Как правило, у берегов реки лед более толстый, чем на ее середине.
  • Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега или сугробами. Под толщиной снега практически невозможно определить толщину льда.
  • Не менее опасными являются проруби, полыньи, а также рыбацкие лунки. Проходя по такому участку можно легко и неожиданно провалиться под лед.
  • Лед становится опасным в периоды оттепелей, когда он белеет и становится рыхлым, мягким и пористым. На такой лед выходить очень опасно.
  • Достаточно опасные места располагаются на участках, где отмечается болотистая местность. Обычно, на таких участках возможен очень тонкий лед, благодаря газам, которые выделяются. Они, как бы подогревают лед снизу, поэтому, лучше обходить подобные места, даже, если на улице лютые морозы.

Меры безопасности при рыбалке на льду

Отправляясь на зимнюю рыбалку, следует придерживаться некоторых правил, что сможет уберечь любого рыболова от непредвиденных ситуаций. Вот они:

  • Перед тем, как стать на лед, следует определиться с его прочностью.
  • Лучше передвигаться по льду нахоженными тропами: если здесь раньше прошел человек, значит здесь безопасно.
  • Если следов передвижения человека по водоему не видно, то передвигаться вперед, можно лишь, после проверки прочности льда. Это может быть палка, а еще лучше, если это будет пешня.
  • В случае обнаружения на льду воды или услышав характерный треск, нужно немедленно вернуться назад.
  • Не желательно приближаться к участкам, где много рыбаков. Лишний вес может спровоцировать лед к растрескиванию.
  • Лучше не выезжать на рыбалку при неблагоприятных погодных условиях, таких как туман, дождь или снегопад. Не рекомендуется так же выходить на лед ночью.
  • Не следует приближаться к полыньям, прорубям и опасным участкам, особенно тем, где наблюдается стремительное течение.
  • Не следует заниматься такими несерьезными делами, как катание на льдинах.
  • Не следует проверять крепость льда ударом ноги или подпрыгиванием.

Передвигаясь по льду, следует учитывать еще и дополнительный вес. Обычно у рыболовов существенный личный вес, из-за многослойной и теплой одежды, а также дополнительный вес, связанный с рыболовными принадлежностями. Особое внимание следует уделять моментам, когда решено выехать на лед на автомобиле или другом транспорте.

В случае, если лед провалился

  • Во-первых, не следует паниковать и сбросить с себя вещи, которые не позволяют выбраться на лед. Нужно держаться на плаву и громко звать на помощь.
  • Двумя руками следует упереться в край льда, а также снять обувь, если в нее уже набралась вода.
  • Все действия должны быть направлены на то, чтобы не обломать край льда.
  • Если водоем не глубокий, то можно попытаться оттолкнуться ногами от дна, чтобы выбраться на лед. Если лед слишком тонкий, то его можно ломать и медленно передвигаться к берегу.
  • Если глубина значительная, то можно попытаться выбраться на лед следующим способом: навалиться на лед грудью и постараться вытащить на лед сначала одну, а потом и вторую ногу.
  • При виде тонущего человека следует подать ему палку или бросить веревку, после чего ползком продвигаться к утопающему.
  • Если под лед провалилась группа рыболовов, то следует выбираться из воды по очереди, помогая друг другу, оставаясь на льду в лежачем положении.
  • Действия должны быть быстрыми, иначе можно получить переохлаждение, что не менее опасно. Если пострадавшего удалось вытащить на берег, то ему нужно тут же дать чего-нибудь попить и обязательно горячего. После этого, с него желательно снять мокрую одежду и вызвать скорую помощь.

Зимняя рыбалка – это интересное и азартное занятие. Если руководствоваться рекомендациями и придерживаться ряда правил, то зимняя рыбалка запомнится только с хорошей стороны. Удастся не только наловить рыбки, но и подышать чистым воздухом, зарядившись энергией до следующих выходных.

С наступлением холодов нетерпеливые охотники за водными хищниками спешат на водоём, забывая замерить толщину льда. Для рыбалки она должна быть установлена в зависимости от способа передвижения, но в любом случае не меньше 7 см. Чтобы не попасть в сложную ситуацию и не подвергать своё здоровье и жизнь смертельной опасности, надо знать и выполнять правила безопасного перемещения по ледяной корке.

Условия передвижения

Замерзают водоёмы поздней осенью, а к концу ноября покрываются коркой, которая способна выдерживать вес рыболова. На вопрос когда можно выходить на лед, отвечают, что для первого посещения скованного морозом водоёма необходимо выполнение следующих условий:

  • внешний вид покрытия - голубоватый оттенок и отсутствие трещин укажут на достаточную прочность;
  • страховка попытки вторым человеком, который придёт на помощь, если она потребуется;
  • высота безопасного льда для рыбалки свыше 7 см, гарантированно надёжная 10 сантиметров, в местах разрешённого перехода с одного берега на другой - 15;
  • выход должен быть налегке , ступать надо осторожно, ящик лучше держать в руке, чтобы сбросить при разрушении непрочного льда: потеря жизни страшнее;
  • попытка удалась - не надо скапливаться нескольким рыболовам на малом пятачке, необходимо рассредоточиться;
  • бурение лунок производится при значительном расстоянии между ними;
  • выезд автомобиля возможен только при условии высоты покрова не меньше 30 см.

Чтобы определить, какая толщина льда безопасна для рыбалки, следует учитывать факторы, которые наблюдаются при перемещении и подсказывают, что корка непрочная. Вытекающая из лунок вода, характерные потрескивания и хлюпанья, рыхлый и пористый, белого цвета лёд, наносы снега на нём - всё это признаки, указывающие на слабый покров.

Подозрительные места проверяют с помощью пешни - небольшого лома с деревянной ручкой. Следует держать в стороне от камышей и других водных растений - там наименьшая толщина льда.

Правила безопасности

Помимо пешего хода, передвигаются по водоёму на лыжах, снегоходах и по специально оборудованным переправам на автомобиле. В этих случаях минимальный слой ледяного покрытия установлен соответственно 8, 15 и 30 см. Зимняя рыбалка осуществляется при выполнении правил, которые уберегают удильщиков от непредвиденных ситуаций. Регламент поведения предписывает:

  • вступать на лёд, предварительно убедившись в его прочности;
  • передвигаться по водоёму тропами, натоптанными другими людьми - они означают, что путь безопасен;
  • проверить прочность покрова с помощью палки или пешни, если следы перемещений не наблюдаются;
  • возвратиться при обнаружении на льду воды или заслышав характерный треск;
  • отойти быстро и спокойно от появившихся трещин скользящим мелким шагом, не отрывая ног от поверхности и не останавливаясь до момента достижения безопасного места;
  • обойти участки со скоплением рыбаков - дополнительный вес повлечёт появление трещин;
  • отложить выезд на подлёдный лов, если на дворе туман, дождь или снегопад, не выдвигаться на водоём и ночью;
  • держаться подальше от прорубей, полыньи и от участков со стремительным течением;
  • исключить проверки крепости льда подпрыгиванием или ударом ноги.

При возникновении ситуации, когда, при удалении на значительное расстояние, корка становится некрепкой, следует лечь, широко раскинуть ноги и ползти от слабого места в сторону берега. Оказавшись в воде, не надо паниковать: сбросить с себя вещи, которые мешают выбраться на лёд, находиться на поверхности и громко звать на помощь, не прекращая попыток покинуть полынью.

Тонущему человеку надо подать жердь или бросить верёвку, ползком приблизиться к пролому и помочь утопающему. На льду пострадавшего желательно переодеть в сухую одежду, напоить горячим и вызвать скорую помощь.

Разрешённая мощность льда

Раньше других замерзают мелководные пруды и озёра, глубокие запаздывают на 15―20 дней. Такая тенденция прослеживается и в пределах одного водоёма. На реках в последнюю очередь схватывается стремнина. Чтобы понимать, сколько времени ожидать нарастания слоя до безопасной толщины льда для рыбалки, достаточно заглянуть в таблицу:

В теории образование льда должно осуществляться по 2,5 мм/сутки на 1ºС, но на больших водоёмах это утверждение не срабатывает. Кроме того, даже незначительные наносы снега тормозят увеличение толщины льда. А толстый слой придавливает корку, образуются трещины, через них проникает вода и растапливает верхнюю плоскость покрытия - ослабляет его. Обоснована толщина льда для безопасного передвижения: таблица зависимости от количества и экипировки рыболовов, температуры воздуха.

По весне передвижение по водоёму становится более опасным, чем в период становления перволедья. Важно знать все правила и помнить, что когда появляются закраины, то перед выходом на пруд необходимо предусмотреть и обеспечить себе безопасное и надёжное возвращение на берег.


Во время зимней рыбалке на льду надо знать, что наиболее тяжелой, а следовательно плотной, вода становится при температуре около нуля градусов. А теплая и более холодная обычно легче и должна, естественно, подниматься вверх выше слоя воды с нулевой температурой. Этим и объясняется образование льда, когда верхние слои воды, охлаждаясь, замерзают, а лед имеет плавучесть.

Значит, зимой наиболее теплая вода располагается у дна, которое ее постоянно нагревает примерно до температуры около плюс 4 градусов. Это наблюдается также на глубоких ямах рек, где вода постоянно перемешивается. На зимней рыбалке надо очень осторожно на льду. Дело в том, что толщина льда на водоемах неодинакова и он не однороден. Могут попадаться участки над ключами, сильным течением и большой глубиной. Иногда снег скрывает гигантские пузыри газа, скопившегося под тонкой пленкой льда. В начале зимы самым прочным бывает прозрачный, темный лед, а белый, мутный с пузырьками газа – слабее. Однако белый лед может оказаться значительно толще, что особенно характерно для участков замерзшего «сала» или снега, согнанных волнением и ветром в широкие полосы поперек заливов и проток у островов.

На основе длительной практики рыболовы выработали правила безопасности движения и ловли рыбы на льду и непременно проявляют необходимую осторожность.

— Со льда толщиной менее 5 см ловить нельзя.
— Выходить с берега на кромку льда можно только, опробовав его надежность и толщину.
— Лед покрытый снегом, коварен и при передвижении требует удвоенной осторожности.
— При первом же появлении трещин следует быстро, но спокойно, не отрывая ног от льда, мелким, скользящим шагом отойти от опасного места.
— Нельзя останавливаться на участках потрескавшегося или тонкого льда.
— После морозов обычно образуется лед, а затем наступает оттепель.

Не следует выходить на лед, толщина которого менее 8 см, оттепель рыхлит, ослабляет его. В таблицах приводятся данные прироста толщины льда и безопасные нагрузки на лед.

Прирост толщины льда.

Температура воздуха
Толщина льда, см
Менее 10 10-20 20-40
Прирост толщины льда за сутки, см
— 5 4 1,5 0,5
— 10
6 3 1,5
— 15 8 4 2
— 20 9 6 3

Зимой раньше всех замерзают мелководные водоемы (пруды, небольшие бессточные озера и заливы). На больших, глубоких и проточных водоемах, где масса воды охлаждается постепенно, образование льда задерживается иногда на 15–20 дней по сравнению с небольшими и мелководными. Даже на одном и том же водоеме над глубинами лед образуется позднее, чем над мелкими местами. На реках ледяной покров всегда неодинаков, он тем тоньше, чем сильнее течение води. Как уже указывалось, прозрачный, темный лед прочнее белого или мутного.

Но необходимо остерегаться участков с очень темным льдом, особенно темных пятен, покрытых кристаллами изморози или решеткой морозного узора. Здесь лед очень тонкий, под ним ключ или родник. С появлением на льду тонкого слоя снега участки над ключами и родниками, а на реках участки с сильным течением иногда темнеют. Ото происходит от того, что снег пропитывается выступающей из-подо льда водой. Темнеют также участки возле ранее пробитых лунок, но к ним ведут следы или видны осколки льда, а также крошево из-под ледобура. Если же около темного пятна нет таких следов, следует подальше обойти опасный участок, удвоив осторожность.

Безопасные нагрузки на лед.

Зимняя рыбалка на льду требует теплой обуви и одежды.

— Шерстяные носки надевают на голую ногу, а на них трикотажные.
— Белье необходимо теплое, лучше шерстяное.
— Брюки с корсажем, закрывающим поясницу и часть спины.
— Длиннополая одежда малопригодна, снизу она обычно намокает и может обледенеть.
— Необходимы хороший шарф, теплая шапка и рукавицы, которые следует закреплять на шнуре, пропускаемом через рукава одежды.
— Для манипуляций с наживкой хороши шерстяные перчатки без пальцев – большого, указательного и среднего.
— Если до места рыбалки на льду добираться долго, надо облегчить одежду, чтобы не потеть.
— Перед выездом на рыбалку хорошо помыть ноги холодной водой, чтобы не простудиться.
— После рыбалки дома принять горячий душ.

На зимней рыбалке на льду необходимо позаботиться также и о режиме питания.

— Всухомятку питаться вредно, особенно, если выезд с ночевкой.
— Лучше взять с собой термос с чаем, компотом (по не кофе – он не утоляет жажду).
— Из пищи – концентраты, консервы, пельмени, т. е. что можно легко и быстро разогреть, приготовить при наличии огня и или другой посуды.
— Хорошо иметь газовую горелку, плитку на сухом спирте.
— В крайнем случае следует взять с собой бутерброды.
— Принимать пищу лучше в помещении, в тепле, или же в затишье от ветра.
— Бутерброды перед едой надо отогреть.

В морозную ветреную погоду рыболовы ищут укрытие или сами создают защиту от ветра и холода: из снега выкладывают стенки, развертывают полотнища и палатки. Конечно, все эти сооружения привязывают рыболова к месту, лишая свободы передвижения, но лучше все таки ими воспользоваться.

Движение на льду.

Движение по весеннему льду требует еще большей осторожности, чем по перволедью. Лучше всего ходить по тропинкам и следам. После появления закраин, прежде чем выйти на лед, необходимо обеспечить себе абсолютно надежное и безопасное возвращение. На озерах и водохранилищах, когда лед всплывет и «обсохнет», сильный ветер может сдвинуть и перегнать его, прижав к одному из берегов. В этом случае увеличатся закраины у противоположного берега. Выход придется искать, согласуясь с подвижкой льда.

Темный весенний лед вдвое слабое, чем белый, он насквозь пропитан водой и разделен ею на отдельные кристаллы, что делает его опасным для передвижения и непригодным для остановок. При длительных нагрузках темный лед быстро прогибается, поверх него выступает вода, а затем он распадается на кристаллы. Останавливаться и рубить для ловли рыбы следует только на белом, сухом льду.



Статьи по теме: