Царь нимрод и его вызов богу. Нимрод и ложная религия. Но вот краткая версия

Герой, воитель-охотник и царь.

По родословию, приведённому в книге Бытие , - сын Куша и внук Хама . Упоминается как «сильный зверолов перед Господом »; его царство помещено в Месопотамии (Быт. 10:9,10). В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни , крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама , соперничество с Богом .

С VIII века арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Калху, закрепилось название по имени Нимрода - Нимруд .

Нимрод и Вавилонская башня

В Библии Нимрод упоминается как царь, владения которого составляли «Вавилон , Эрех , Аккад и Халне в земле Сеннаар » (Быт. 10:10), но прямо не утверждается, что Вавилонская башня строилась во время его царствования (упоминание раннешумерского города Эреха/Урука и Аккада, которые прекратили играть существенную роль после III тысячелетия до н. э., указывает на древность предания). Впервые предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия , явно опиравшегося на длительную устную традицию. Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню - символ гордыни и отречения от Бога. Эта легенда получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.

Нимрод и Авраам

В Коране

Также сведения о царе Нимроде содержатся в Коране, где приводится его беседа с пророком Ибрахимом (Авраамом):

«Ужель не видел ты того,
Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге
за то, что царством одарил его Аллах?
И Ибрахим сказал:
„Поистине, Господь мой - Тот,
Кто жизнь и смерть дарует“.
Но тот сказал: „Дарую я и жизнь, и смерть“.
Ответил Ибрахим:
„Поистине, Господь повелевает Солнцу
Восходить с востока -
Ты с запада вели ему взойти“.
Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
Аллах не направляет тех, кто нечестив».

В армянской мифологии

Немрут, в армянской мифологии иноземный царь , вторгшийся в Армению . Есть легенда, что чтобы возвеличить себя, Немруд воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его место, Немруд поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Немрудом. Увидев кровь, Немруд и его приближённые возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался - ударила молния, и Немруд вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называться Немрут (современный вулкан Немрут расположен у западного берега озера Ван , в его кратере находится озеро). По другому варианту, Немруд создал гору из земли, чтобы, поднявшись на неё, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли.

Отождествление в древнеармянской литературе Бэла , соперника Хайка , с библейским Нимродом привело к возникновению мифа, где вместо Немруд выступает Бэл. Деспот Бэл с многочисленными войсками вторгся в Армению, но был разбит. Труп Бэла, убитого армянским царём, подняли на вершину горы и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели.

Нимрод в литературе и культуре

  • В «Божественной комедии» Данте изображает Нимрода в виде великана, охраняющего девятый круг ада. Он постоянно нечленораздельно бормочет, что, видимо, является отсылкой к смешению языков, вызванному строительством Вавилонской башни.
  • Нимрод в царском одеянии изображён на картине Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» (Венский вариант).
  • Нимрод - статуя, вырезанная из нубийского песчаника израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя находится в коллекции скульптур Музея Израиля в Иерусалиме (Израиль) .
  • Педро Кальдерону принадлежит auto sacramental (литургическая драма) «Вавилонская башня», в которой Нимрод предстаёт в традиционном образе гордеца, тирана и богоборца.
  • Вольтер в философской повести «Царевна Вавилонская» упоминает лук Нимрода, который должны натянуть претенденты на руку и сердце царевны.
  • Нимрод - слово, употребляемое в сборнике «Сердца в Атлантиде» Стивена Кинга в качестве ругательства.
  • Nimrod. - пятый студийный альбом панк-группы Green Day
  • Нимрод - мощнейший робот, когда-либо созданный Мастером Форм для уничтожения мутантов во вселенной Людей X.
  • Музыкальное произведение Эдуарда Элгара Энигма-вариации . Содержит 14 вариаций для оркестра, вариация 9 адажио называется Нимрод, и в Британии часто исполняется на похоронах. (Хотя каждая вариация посвящена кому-то из друзей композитора, вариация 9 Нимрод отсылает к имени воителя-охотника, царя Нимруда, поскольку друг композитора имел фамилию Jaeger (нем. Jäger - охотник).)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]
  • Нимрод неоднократно упоминается в романе Майкла Суэнвика «Драконы Вавилона». Необходимо заметить, что в книге события, касающиеся правления Нимрода, значительно расходятся с классическими легендами.
  • Нимрод - корабль Эрнеста Шеклтона , во время его экспедиции к Южному Полюсу .
  • Нимврод - песня группы Башня Rowan .
  • HS.801 «Nimrod» - британский турбореактивный многоцелевой самолёт.
  • Al-Namrood - антиисламская black-metal группа из Саудовской Аравии, играющая в стиле Ориентал .
  • Нимрод - звероловное судно космобиолога Маартена Трооста из книги Александра Рудазова «Зверолов».
  • Нимрод - кличка животного нового вида, выращенного одним из главных героев телесериала «Поверхность»
  • Nimrod - песня группы The Foreshadowing

Напишите отзыв о статье "Нимрод"

Примечания

Источники

  • Нимрод // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нимрод

– Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
«Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
– Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
– О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
– Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.
Вернувшись домой, я тут же уговорила мужа забрать маленькую Анну и увезти её куда-то подальше, где злые щупальца Караффы не могли бы её достать. А сама начала готовиться к самому худшему, так как точно знала, что его приход не заставит себя долго ждать. И не ошиблась...
Через несколько дней, моя любимая чернокожая служанка Кея (в то время было очень модно заводить чернокожих слуг в богатых домах) доложила, что «его преосвященство, кардинал, ожидает меня в розовой гостиной». И я почувствовала, что что-то произойдёт именно сейчас...
Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...

Нимрод (также упоминается под именем Амрафель ) - легендарный царь Вавилонии, который отошел от веры во Всевышнего и подвигал на этот грех также и людей своего поколения. Нимрод был сыном Куша, внуком Хама, правнуком . Начало царствования Нимрода приходится на 1788 год (1972 г. до н. э.). В период правления Нимрода строится . Нимрод дважды приговаривал к смерти, и оба раза Всевышний его спасает.

Восстающий против власти Всевышнего в мире

Имя «Нимрод» образовано от корня «марад» , значение которого - «восстание» , «бунт» . В те дни люди вновь отошли от веры во Всевышнего, порой открыто восставая против Его власти в мире.

Куш был очень привязан к сыну, ведь тот был дан ему на старости лет. Именно ему Куш передал кожаное одеяние, сделанное Всевышним для и . В двадцатилетнем возрасте Нимрод впервые облачился в эту одежду и немедленно ощутил, как необыкновенная сила - физическая и духовная - наполняет его.

Благодаря этой силе Нимрод стал «первопроходцем» во многих областях: первым начал охотиться, первым - есть мясо животных (Ноах лишь попробовал его вкус). Позднее Нимрод первым начал воевать с другими народами и первым приказал сделать собственное изображение и поклоняться ему.

Пока Нимрод был просто охотником, он приносил жертвы Всевышнему, но, почувствовав вкус власти, отступил от Б-га и восстал против Него. Раши пишет, что Нимрод своими речами «улавливал» людей (расставлял сети) и толкал их на бунт против Вездесущего.

Нимрод становится царем

Сыновья Хама венчали Нимрода на царство, а сыновей Ефета (Яфета) он победил в войне. Так как все они поселились в , он фактически стал правителем всего мира, всего населения Земли. Созданная Нимродом Вавилонская Империя просуществовала 1601 год.

В истории известны имена десяти царей, которые владели всем миром, и Первый из них - Всевышний. Вторым был Нимрод. Победив всех своих врагов, он отыскал удобную широкую долину и выстроил там большой город, который назвал Шинаром.

Нимрод и Терах

Незадолго до рождения Аврама стал главным визирем царя Нимрода.

Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Тераха достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь его умертвить, но Терах обманул его, подменив Аврама новорожденным сыном рабыни. Царь собственной рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность.

А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни.

Вавилонская башня

Нимрод царствовал, не ощущая над собой никакой власти. Весь мир был подчинён ему, все говорили на одном языке. Советниками царя были сыновья Хама: Пут, Мицраим и Кнаан. Они решили заложить город, в центре которого будет башня, мощная и величественная, настолько высокая, что вершина её достигнет Небес. Эта башня должна была олицетворять мощь человека, его власть над миром, торжество над врагами.

Строительство развернулось в гигантской нетронутой долине к востоку от земли Шинар.

Стройке не суждено было завершиться. Злонамеренность и безбожие поколения строителей достигло максимума. Всевышний приказал семидесяти небесным посланникам разделить человечество на семьдесят языковых групп, так, чтобы строители башни перестали понимать друг друга. Началась неразбериха и взаимное раздражение, постепенно переросшее в открытую вражду, последовали жестокие схватки. Погибли многие, в том числе, приближённые и советники Нимрода. О продолжении строительства речь уже не шла. Люди, объединившись в языковые группы, расходились кто куда. Башня обвалилась.

Правда, Таргум Йонатан утверждает, что Вавилонская башня была построена после того, как Нимрод покинул Вавилон, переехал в Ассирию и построил там четыре больших города. По всем другим мнениям, из Вавилона ушел не Нимрод, а .

После разрушения башни

Нимрод продолжал царствовать в Шинаре и построил несколько городов, назвав один из них Бавель («смешение» ), т. к. в этом месте Всевышний смешал языки жителей земли, а другой - Эрех, в память о том, что Всевышний расселил оттуда народы по всему свету. Третий город, построенный Нимродом, получил имя Аккад - в память о побоище, произошедшем там, и, наконец, четвёртый город, Калана - «уничтожение» - напоминал о гибели приближённых Нимрода.

Нимрод восстановил и укрепил царство и продолжал править в Вавилоне, причем настолько «продвинулся» в своей мании величия и богоборчестве, что приказал вытесать из камня собственное изображение и заставил всех ему поклоняться.

Рабы дали Нимроду прозвище Амрафель (אמר נפל), напоминающее о разрушении башни и гибели царских рабов и приближённых.

Нимрод и праотец Авраам

Когда Нимроду донесли, что пятьдесят лет назад был убит не Аврам, а другой младенец, он приказал схватить Аврама и бросить в тюрьму. Нимрода страшили . Он понимал, что такие идеи могут перевернуть мир и лишить правителей их власти.

Нимрод велит прилюдно сжечь Аврама, а заодно и его старшего брата Арана. Всевышний выводит Аврама из огня невредимым, а Аран сгорает заживо. Прозвище Нимрода «Амрафель» приобрело дополнительное значение: «тот, кто велел бросить Аврама в огонь».

После неудавшейся казни

Убедившись в том, что заступник Аврама - сам Всевышний, Нимрод осыпал Аврама множеством даров, и среди них были два раба, один из которых - Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, - стал близким учеником Аврама.

Конец Нимрода был жалок. Восемь его сыновей сговорились, оскопили его и изгнали из страны. , сын , убил его и ограбил.

Безжалостный убийца. Беспощадный правитель. Главный идолопоклонник. Это лишь некоторые из “имен”, которыми меня называют. И это нормально, я привык к такому. Я даже признаю, что заслуживаю их. По крайней мере, некоторых из них.

Однако, прежде чем вы начнете меня так называть, справедливо было бы, чтоб вы узнали обо мне побольше…

Молодость Нимрода

Я родился в странное время, вскоре после потопа.(1) Мой дедушка Хам укрылся от него в ковчеге, и после того, как земля вернулась к своему изначальному состоянию, вместе со всей семьей получил заповедь плодиться, размножаться и наполнять землю. Обстановка тогда была свежей, и люди созрели для новых идей. Думаю, я почувствовал это, еще когда был ребенком, и это заложила семена для некоторых интересных нововведений, которые я ввел позже.

Будучи самым младшим ребенком, я удостоился особого отношения своего отца. Если вы читали вступительные главы книги Берешит, вы, вероятно, знаете о том, что Бог сделал для Адама и Хавы специальные одежды. Ну, они каким-то образом потомки сохранили их, и эти одежды даже пережили Потоп, после чего были украдены у моего прадедушки Ноаха дедушкой Хамом, а тот в свою очередь передал их в наследство моему папе – Кушу. И поскольку я был его любимцем, он доверил их хранение и использование именно мне.(2)

Одно можно сказать наверняка – они помогли мне с приобретением популярности. Почему-то у животных была довольно странная реакция на эти одежды: увидев их, они беспомощно падали к моим ногам. Как вы можете себе представить, охотничьи соревнования были для меня не очень сложной задачей, и прежде, чем я об этом узнал, у меня появилось довольно много преданных поклонников.(3)

Тора сосредотачивается на моей охотничьей доблести, описывая меня так:

«Он был богатырь-ловец пред Богом; поэтому говорится: «Как Нимрод, богатырь-ловец пред Богом».(4)

Что означает с «пред Богом»? На языке Торы это значит что-то вроде «по всему миру»(5) . В наши дни историки написали бы: «Он был самым великим охотником своего времени», что, разумеется, является описанием, которого я отнюдь не стыжусь. (Есть некоторые другие интерпретации слов «пред Богом», мы дойдем до них позже).

Я знаю, что вы все слышали обо мне всякие нехорошие истории, но, по иронии судьбы, я начинал как весьма набожный религиозный человек.(6) На самом деле практически все люди тогда были религиозными.(7) Воспоминания о Потопе в моем поколении были еще свежи – я родился только через 95 лет после его окончания, и, поверьте, никто не хотел повторения этого ужасного стихийного бедствия.

Моя накидка, принадлежавшая когда-то Адаму, также пригодилась для религиозных целей. Я выходил охотиться на животных и приносил их в жертву Всесильному. Помните, что меня называли «охотником пред Богом»? Некоторые комментаторы толкуют это, имея в виду религиозный период моей жизни, когда я еще не успел свернуть с правильного пути и служил Всевышнему.(8)

Власть и религия

Увы, желанию властвовать свойственно овладевать умами и сердцами людей, и я не стал исключением. К 40 годам я был де-факто лидером племени Куш и стал большим человеком. Примерно в то время наши двоюродные братья, потомки моего двоюрного дедушки Йефета, решили объявить нам войну и я, возглавив армию, победил их. Порабощенные йефетиты начали служить нам, а я стал царем того, что в то время было большей частью современной цивилизации.(9)

Сейчас люди хорошо знакомы с таким понятием, как царь. Один человек руководит всеми остальными – напрямую или через министров – и каждый из народа выполняет его приказы. Но в мои дни и раньше такая модель была чем-то неслыханным, и я горжусь тем, что представил эту фантастическую новую идею миру.(10) А поскольку мои намерения были не совсем альтруистичны, и я использовал свое новшество для продвижения самого себя. Хотя разве на на моем месте кто-то поступил бы иначе? Тем более, что я был настоящим лидером.

Наступил момент, когда Бог оказался мне больше не нужен, и я принял смелое решение встать на Его место. Мне не потребовалось много сил и времени, чтобы убедить всех встать на мою сторону, и тогда образовалась новая религия: нимродизм.(11)

Вот несколько моментов, которые мы воплотили в жизнь, чтобы заложить основу нового движения:

1) Мы построили огромный храм – высотой аж в несколько этажей – с огромным троном на самом верхнем уровне. Я сидел на нем и любезно предоставлял всем приходящим в храм и проходящим мимо возможность увидеть их новое божество.(12)

2) По всему огромному царству мы воздвигли реалистичные статуи в мою честь. Поклонение моему образу стало частью ежедневного ритуала всех людей.(13)

3) Мы начали строить башню, которая должна была достигнуть небес, чтобы обеспечить нам захват власти и на небесах.(14) (Подробнее об этом позже, в «Вавилонской башне»).

Когда люди говорят, что в Торе есть намеки на всё происходящее в мире, они не преувеличивают. Слова «Нимрод был богатырь-ловец пред Богом» понимается некоторыми как ссылка на мои впечатляющие способности убеждения: я смог убедить («загнать в ловушку») людей восстать против Всевышнего («пред Богом»).(15)

Рождение Авраама

Примерно в то же время мы все переехали в Шинар, который некоторые ассоциируют с Шумером (где-то в современном южном Ираке). 16 Высота этой местности относитеьно уровня моря была значительно ниже, чем у прилегающих районов, и, по легенде, те, кто погиб во время Потопа, были вымыты на сушу именно там. На самом деле, так это место и получило свое название – «Шинар» означает «вытряхнуть», потому что туда были «вытряхнуты» все трупы. Казалось, что это идеальное место для создания новой цивилизации. 17

Вот интересная история, которая в конечном итоге сформировала большую часть современного мира:

В то время моим главным советником был мудрый человек по имени Терах. Он был вдумчивым и преданным мне подданным, и я высоко оценил его мнение. На празднике по случаю рождения у Тераха сына мы обратили внимание, что на небе стали происходить странные вещи. Одна большая звезда вдруг пролетела по горизонту, поглощая все другие звезды на своем пути.

У моих астрологов было только одно объяснение: эта звезда символизировала новорожденного Авраама, которому суждено в будущем “проглотить” всех нас и стать новым властителем. У меня не было выбора: Аврааму придется умереть.

Несмотря на то, что Теах меня уважал, конечно, его было непросто убедить в моем решении, и даже все богатства мира не заставили бы его сдвинуться с места в этом вопросе.

«Представь следующий сценарий», – рассуждал он. «Допустим, мне предложили огромную сумму денег, чтобы я продал личную лошадь царя; ты бы предложил мне согласиться на такую сделку?» Это было бы просто смешно; деньги в наше время не были проблемой, а моя лошадь была мне очень дорога. «но ведь это именно то, о чем ты меня просишь», – заключил Терах. «Что могут сделать деньги, разве они способны заменить мне моего собственного сына?»

Что ж, потребовалось небольшое принуждение (и угроза), пока Терах не встал, наконец, на мою сторону. Он принес мне новорожденного, и я без колебаний приказал раздавить его нежный череп, устранив таким образом потенциальную угрозу.

По крайней мере, так я думал. Только через 50 лет я понял, что Терах обманул меня и принес тогда вместо Авраама ребенка одного из своих рабов. 18 Представьте себе, как бы мир выглядел сегодня, если бы мальчик, которого я убил, и правда был Авраамом…

Вавилонская башня

После этого небольшого происшествия я наслаждался спокойствием и гармонией на протяжении 25 лет, а мое царствование в Шинаре не подвергалось никаким опасностям. 19 Все люди между собой хорошо ладили, почти как семья, 20 и все мы говорили на одном языке. 21 Все так бы и оставалось, если бы не гениальное предложение некоторых из моих советников: (22) «Давайте построим башню до небес и так увековечим в истории память о себе».

Блестящая идея, не так ли?

В свою защиту у них было несколько веских причин для создания такого зиккурата:

  1. Почему вдруг Бог и дальше должен единолично распоряжаться небесами? Мы тоже вполне заслуживаем того, чтобы влиять на то, что там происходит.(23)
  2. Судя по всему, небеса обрушиваются каждые 1656 лет, как это было в год Потопа. Построив такую башню, мы могли бы предоставить дополнительную поддержку небу и укрепить его, став для него своеобразной колонной.(24)
  3. С помощью высочайшей башни в мире мы бы стали бесспорными лидерами среди всех народов и никогда бы не боялись новых вторжений на территорию своего царства.(25)

Идея быстро распространилась, и охваченные энтузиазмом волонтеры и рабочие стали записываться к нам тысячами. Не успели мы оглянуться, как началось строительство, а рабочая сила насчитывала примерно 600 тысяч человек. 26 Мысль о башне настолько сплотила народ, что, кажется, в это дело были вовлечены все жители нашего государства, а некоторые историки полагают, что в нем участвовали даже такие уважаемые личности, как Ноах, Шем и Аврам.(27)

Большинство людей этого не знают, но однако же на строительство ушло более 20 лет.(28) Это было здание невероятных масштабов; некоторые утверждают, что подъем с нижнего этажа до верхнего занимал больше года! Похожее на нездоровую одержимость стремление людей заниматься этим зданием заставило их потерять все отголоски человечности, а потому упавший с башни кирпич становился более серьезной трагедией, чем упавший человек.(29)

Все мы знаем конец этой истории. На протяжении всех этих лет Всевышний наблюдал за нами, а затем разрушил все одним махом. Языки народов смешались, мы не могли больше нормально общаться и слаженно работать, здание было разрушено, и все мы оказались рассеяны по разным частям света.(30)

Я остался в районе Месопотамии и основал еще несколько городов.(31) Один из городов я назвал Бавель (Вавилон), что означает «путаница» – как свидетельство о той путанице, которая произошла, когда башня была разрушена.(32) Затем я построил Эрех, широко известный как Урук(33) , Аккад(34) и Кальне, который идентифицирован Талмудом как Нофар-Нинфи(35) или Ниппур. В моем новом царстве меня называли Амрафель – «тот, кто становится причиной падения» – довольно уничижительное имя, ссылающееся на физическое и моральное падение всех тех, кто участвовал в строительстве башни, за которую я отвечал.(36)

Возвращение Авраама

Прошло два года после разрушения башни, и жизнь медленно возвращалась к своему привычному ритму.(37) А затем пришли «хорошие» новости: я узнал, что когда-то Терах меня обманул, и его сын Авраам все еще жив.

Видимо, он решил вернуться домой и перевернуть весь город вверх дном. Он начал что-то вроде крестового похода против идолопоклонства и уничтожал идолов везде, где мог их найти.

Не хочу детально описывать историю, которую все и так хорошо знают. Вам не составит труда найти ее в других источниках.

Но вот краткая версия:

Я заключил Авраама под стражу, и было решено, что он заслуживает смерти. Мы три дня раскаляли печь и бросили его в нее так, что его руки были связаны веревками за спиной. Однако произошло чудо, и Авраам спокойно прогуливался внутри печки, как будто ничего не происходило и все так и должно быть, а единственной вещью, которая сгорела, стала веревка, связывающая его руки.

Что ж, так и быть, я расскажу о нескольких менее известных деталях этой истории:

  1. Не только Аврама, я бросил в печь: его брат Харан тоже попал в нее. Понимаете, я был настолько в ярости от того, что меня обманули, что искал возмездия для любого, кто был замешан в преступлении. По-видимому, Терах обмолвился, что идея обменять Авраама на другого ребенка принадлежала Харану. Я думаю, вы все можете согласиться с тем, что смерть Харана не была необоснованной.
  2. Увидев все чудеса, которые Бог сделал для Авраама, я понял, что он и правда особенный человек, а потому решил осыпать его подарками. Помимо прочего, я дал ему и двух моих слуг, имя одного из которых Они и другого Элиэзер, который впоследствии стал известен как самый преданный слуга Авраама и выполнял для него очень важные поручения.(38)
  3. Некоторые источники утверждают, что я получил свое имя Амрафель именно в результате этой истории. Ведь я попытался заставить Авраама пасть на колени перед идолом и потому получил этот “почетный титул”.(39)

Снова Авраам

Аврам оказался достаточно серьезной проблемой, поэтому я очень наделся, что мне больше не придется придется иметь с ним дело. Что ж, пожалуй, вы можете представить себе мое разочарование и досаду, когда через два года после инцидента с печью Аврам снова навестил меня, на этот раз во сне.

Я стоял рядом со своими людьми возле той же печи, в которую когда-то бросил Авраама, когда появился его образ, размахивающий мечом, и начал двигаться в нашу сторону. Когда мы хотели от него убежать, он бросил яйцо в мою голову, и оно превратилась в огромную реку, в которой утонули все мои люди. Кроме меня выжило только трое министров, которые внезапно оказались облаченными в царские одежды. Затем река высохла и снова превратилась в яйцо. Яйцо треснуло, и из него вылупился цыпленок, который мигом вспорхнул ко мне и начал клевать мои глаза. В этот жуткий момент я проснулся.

Посыл сна был ясен: история с Авраамом еще не окончена. И это повергло меня в уныние и злость одновременно.

Когда мои люди прибыли в дом Авраама, чтобы арестовать его, он уже сбежал. Очевидно, Элиэзер предупредил его, что нужно спасаться из города. Он перехитрил меня – снова.(40)

Военное унижение

Я собираюсь закончить свою историю двумя военными кампаниями, которые закончились унизительным поражением. Первая была в 2013 году от сотворения мира, через тринадцать лет после побега Авраама, а вторая – в 2021 году, еще девять лет спустя.

Когда-то у меня был неплохой генерал по имени Кедорлаомер, который после инцидента с Вавилонской башней отделился от нас и стал царем Элама. Давно желанная и наконец обретенная власть вскружила ему голову, и он растянул свои границы до области Сдома, взяв под свой контроль пять народов.

Все шло хорошо для него в течение 12 лет, и его провинции исправно выплачивали ему налоги. Однако настало время, когда эти народы устали от гнета и организовали всеобщее восстание против Кедорлаомера.

Чувствуя его слабость, я воспользовался возможностью вернуть себе популярность в этом регионе. Я собрал всю свою армию, численностью в 70 000 человек и объявил войну своему бывшему генералу. И вот что оказалось слишком унизительно: имея всего 5000 человек, он одержал решающую победу, а я оказался его пленником. 41

Фактически все соседние государства попали в его подчинение, что привело меня к следующему военному унижению.

После 13 лет беспорядков в своей увеличившейся в размерах империи, Кедорлаомер решил подавить восстание Сдома раз и навсегда. Он призвал всех своих “союзников” (на деле подчиненых) участвовать в масштабных военных действиях, и мы отправились сражаться с Сдомом, нашими пятью царями против их четырех.

Что ж, и в этой истории не обошлось без Аврама! Он услышал о том, что его племянник Лот, который жил в то время в Сдоме, был взят в плен, и собрал всех своих людей, чтобы спасти его. Как всегда, с ним произошло чудо, и небольшая группа людей смогла победить нас. Мы были вынуждены бежать и вернулись домой униженными.(42)

Мое падение

Я всегда считал себя самым жестоким воином в истории и, откровенно говоря, не подозревал, что когда-нибудь найду себе подобного. Тем не менее, когда я постарел, начались разговоры о новой восходящей звезде. Оказалось, что один из внуков Аврама, Эсав, сошел с праведного пути и снискал довольно-таки неплохую репутацию для себя в кнаанейском криминальном мире.

То, как он узнал о моей особенной накидке, доставшейся мне от Адама, до сих пор точно неясно, но одно можно сказать наверняка: Эсав был решительно настроен забрать ее себе. И пролить для этого сколько-то крови не казалось для него помехой.

В общем:

Мы были в охотничьей экспедиции и попали в засаду, устроенную самим Эсавом. В силу возраста мое уже не такое сильное тело не соответствовало его юношескому духу – Эсаву тогда было всего 13 лет – и в конечном счете он превзошел меня и одолел. И, конечно же, он завладел моей накидкой.(43)

Похоже, что пророчества были правы все это время, но не так буквальны, как я мог представить. Кто бы мог подумать, что моя смерть придет из рук внука Авраама?

Хронология событий:

1656 (2015 г. до н.э.): Потоп Ноаха

1751 (1920 г. до н.э.): Рождение Нимрода

1791 (1900 г. до н.э.): Нимрод восстает против Бога и становится царем в Вавилоне

1948 (1813 г. до н.э.): Рождение Авраама

1973 (1788 г. до н.э.): Начинается строительство Вавилонской башни

1996 (1765 г. до н.э.): Вавилонская башня разрушена

1996-2008 (1765-1753 гг. до н.э.): Города Сдома служат Кедорлаомеру

2009-2022 (1762-1749 гг. до н.э.): Города Сдома восстают против Кедорлаомера

2013 (1758 г. до н.э.): Нимрод объявляет войну против Кедорлаомера и проигрывает

2022 (1749 г. до н.э.): Война пяти царей против четырех царей

2123 (1638 г. до н.э.): Нимрод убит Эсавом

Сноски

  1. Согласно Сефер ха-Яшар, Нимроду было 40 лет, когда началось его правление в Вавилоне. Это был 1791 от сотворения мира (Меор Эйнаим, цит. в Седер ха-Дорот), и таким образом, годом его рождения считается 1751, что спустя 95 лет после потопа, который окончился в 1657.
  2. Пиркей д’рабби Элиэзер 24.
  3. Там же; Сефер ха-Яшар
  4. Берешит 10:9.
  5. Рамбан, Берешит 10:11.
  6. Сефер ха-Яшар. См. Торат Коаним, Бехукотай 26:14, где Нимрод описывается как тот, кто «знал своего хозяина и намеренно восстал против Него», указывая, что было время, когда он действительно знал своего хозяина, то есть Всевышнего. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, сноска 23, где эта связь проведена.
  7. См. Раши, Берешит 10:8, где утверждается, что Нимрод начал восстание против Всевышнего. В комментарии на Берешит 10:11 Рамбан объясняет, что это относится к восстанию после потопа, потому что восстание до потопа уже приписывается Эношу.
  8. Ибн Эзра, Берешит 10:9. Рамбан отвергает интерпретацию Ибн Эзры, утверждая, что она расходится с традициями Хазаля в отношении Нимрода. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, где можно найти компромисс между мнением Ибн Эзры и мнением Хазаля на основе источников, приведенных в сноске 6.
  9. Сефер ха-Яшар.
  10. Рамбан, Берешит 10:9.
  11. Рамбан, Берешит 10:9.
  12. Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  13. Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  14. Берешит 11.
  15. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:9; Берешит Раба 37:2.
  16. Берешит 11:2; Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  17. Йерусалимский Талмуд, Брахот 4:1; Берешит Раба 37:4.
  18. Сефер ха-Яшар; Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  19. Авраам (Аврам) родился в 1948 году от сотворения мира, а строительство башни началось не раньше 1973 года (Седер ха-Дорот).
  20. Берешит Раба 38:6; Танхума Яшан, Ноах 24.
  21. Иерусалимский Талмуд, Мегила 1:9. Здесь упоминается другое мнение: тогда человечество говорило на 70 разных языках и все люди могли понимать все эти 70 языков, поэтому проблемы с взаимопониманием не возникало (Корбан ха-Эда).
  22. По мнению многих мидрашей, это другие люди предложили построить башню. Берешит Раба 38:8 утверждает, что это были (потомки) Мицраима, которые предложили эту идею (потомкам) Куша. В Танхума, Ноах 18 сказано, что Куш предложил это Путу, а Пут Кнаану. В Пиркей д’рабби Элиэзер 24, тем не менее, упомянуто, что это было предложение самого Нимрода. Это также подразумевается в Талмуде, Хулин 89a, где стих «Давайте построим город» приписывается Нимроду. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:11, объясняет, что Нимрод вообще не был вовлечен в строительство, а оставил Вавилон Ашуру, чтобы никак не ассоциироваться с башней.
  23. Берешит Раба 38:6.
  24. Там же.
  25. Пиркей д’рабби Элиэзер 24; Сефер ха-Яшар.
  26. Сефер ха-Яшар.
  27. Ибн Эзра, Берешит 11:1.
  28. Строительство башни началось в 1973 году от сотворения мира, пока она не была разрушена Богом в 1996 году, через двадцать три года (Седер ха-Дорот).
  29. Сефер ха-Яшар.
  30. Берешит, 11:5.
  31. Сефер ха-Яшар.
  32. Берешит, 11:9.
  33. В Талмуде, Йома 10a, этот город идентифицируется как Урихут, который, как предполагается исследователями, является древним месопотамским городом Урук. См. также Берешит Раба 37:4, где Эрех идентифицируется как Харан.
  34. Берешит Раба 37:4 идентифицирует его как Нецивин (Нисибис).
  35. Талмуд, Йома, там же. В Берешит Раба 37:4 он идентифицирован как Ктесифон, город на восточном берегу Тигра.
  36. Сефер ха-Яшар. Талмуд и Мидраш ссылаются на другие причины, по которым его имя было изменено, которые обсуждаются далее в этой статье.
  37. Сефер ха-Яшар утверждает, что Аврааму было 50, когда он вернулся домой. Во времена разрушения Башни ему было 48 лет.
  38. Сефер ха-Яшар.
  39. Талмуд, Эрувин 53a.
  40. Сефер ха-Яшар.
  41. Сефер ха-Яшар.
  42. Берешит 14.
  43. Талмуд, Бава Батра 16b; Берешит Раба 65:12. Однако см. там же 63:13, что Нимрод собирался убить Эсава из-за накидки, который тот украл у него, а это означает, что Нимрод все же не погиб от руки Эсава и продолжал жить дальше.

Путаница с Хушами подводит нас к части главы несомненно семитского происхождения, которая относится к родословной Хама.

Быт., 10: 8-12. Хуш [семитский] родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов… Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах. И Ресен между Ниневиею и между Калахом…

Нимрод - это единственное несомненно личное имя в 10-й главе Бытия, которое не является эпонимом. Кто же этот Нимрод? Можно ли точно установить его личность, соотнести его с каким-либо историческим персонажем? Или он навсегда затерялся во мгле первобытных времен?

В отношении того, кем был Нимрод, вопросов не возникает: он описан как правитель той области Междуречья, где, как известно, находились все известные из перечисленных выше городов. К тому же считается, что библейское выражение «земля Сеннаар» - это название Шумера.

Царство Нимрода

В Бытии, 10: 10 Нимрод предстает как могущественный царь Междуречья, мощь которого зиждется на четырех городах - Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне. Местонахождение Халне неизвестно, но сейчас принято считать, что упоминание его в числе этих городов - ошибка и что слово это - вовсе не название города, а еврейское выражение «все они». В Исправленном стандартном переводе этот стих читается так: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех и Аккад, все они в земле Сеннаар».

Три оставшихся города загадки не представляют. Эрех соответствует городу, известному по древним надписям как Урук. При первых раскопках этого города в 50-х гг. XIX в. обнаружились все признаки обширной метрополии с большими храмами и библиотекой. Существование Эреха датируется по меньшей мере 3600 г. до н. э. Он находился на реке Евфрат приблизительно в 40 милях от его древнего устья. С тех пор русло Евфрата несколько изменилось, и руины города находятся теперь в нескольких милях к востоку от него.

Царем Эреха был мифический Гильгамеш, но правил в нем реальный исторический персонаж. Это был Лугальзагеси, царствовавший вскоре после 2300 г. до н. э. Он завоевал и другие шумерские города-государства и был первым известным нам правителем довольно крупного царства в Междуречье, которое простиралось до самого Средиземноморья. Однако торжество этого владыки было недолгим: его потеснил другой завоеватель, который ассоциируется с Аккадом, вторым городом, упоминающимся в Бытии, 10: 10.

Аккад в древних надписях называется Агаде. Точное его местонахождение неизвестно, но, вероятно, он тоже находился на Евфрате, приблизительно в 140 милях вверх по течению от Эреха. По имени этого города была названа северная часть Междуречья, которая и стала известна как Аккад.

Аккадцы, населявшие эти области в верхнем течении Евфрата, не были шумерами, хотя и унаследовали их культуру. Они говорили на семитском языке, а шумерский язык не был семитским (его лингвистические связи с другими языками не установлены).

Вначале аккадцы находились под господством шумеров, но около 2280 г. до н. э. правитель по имени Шаррукин (что по-аккадски означает «истинный царь») пришел к власти и сделал своей столицей город Агаде. Этот царь Аккада известен нам под именем Саргона Древнего. Около 2264 г. до н. э. он одержал победу над Лугальзагеси и основал Аккадское царство. При внуке Саргона Нарам-Сине это царство значительно увеличилось и к 2180 г. до н. э. достигло наибольшего могущества.

Однако после смерти Нарам-Сина около 2150 г. до н. э. варвары с восточных гор вторглись в Месопотамию и завоевали ее. Аккадская держава рухнула. Спустя столетие после господства варваров шумеры нанесли им поражение, изгнали из страны, и около 2000 г. Шумер переживает последний период своего могущества. А затем наступает время уцелевшего после этих событий города, о котором упоминается в Бытии, 10: 10.

Город Вавилон находился на Евфрате, приблизительно на 40 миль ниже по течению от Агаде. Более тысячи лет он существовал как небольшой и ничем не примечательный город - в то время как процветали шумерские города-государства, расположенные еще ниже по течению, а Аккадское царство переживало свой расцвет и упадок.

Пока шумеры находились в последнем периоде своей славы, амореи - еще одно племя, обитавшее в среднем течении Евфрата, - около 1900 г. до н. э. захватили Вавилон и сделали его столицей своего обширного царства.

При Хаммурапи - шестом царе аморейской династии, правившем около 1700 г. до н. э., - Вавилония (область Междуречья, получившая свое название от этого города) приобрела значение мировой державы и оставалась ею на протяжении двух тысяч лет - несмотря на то что подвергалась частым завоеваниям и разграблениям. Во времена Ветхого Завета Вавилон был роскошным восточным городом.

В период господства амореев шумеры окончательно ослабли и быстро пришли в упадок, утратив свою самобытность, хотя культуру их наследовали и развивали все последующие завоеватели. Шумерский язык исчез как средство живого общения и стал мертвым, но продолжал использоваться как язык религиозного культа (наподобие латыни в современной католической церкви) почти полторы тысячи лет, сохранившись до 300 г. до н. э.

Слава Хаммурапи была недолгой. Около 1670 г. до н. э. в Вавилонию вторглись касситы с востока, и наступила «темная эпоха», продлившаяся около пяти столетий. Южная Вавилония угасла, но у городов, расположенных в речных долинах гораздо дальше к северу, появился шанс возвыситься. Если Бытие, 10: 10 уделяет внимание южной Вавилонии, то стих 10: 11 обращается к северу.

В Библии короля Якова этот стих начинается словами: «Из сей земли вышел Ассур».

Сейчас большинство исследователей считают такой вариант неправильным переводом с еврейского. В Исправленном стандартном переводе стих 10: 11 начинается так: «Из сей земли он [Нимрод] вошел в Ассур».

Библейский Ассур - это Ашшур, страна, находившаяся в среднем течении Тигра, на территории современного Северного Ирака. Город Ашшур, давший название всей стране, располагался на Тигре, приблизительно в 230 милях севернее Вавилона; он был основан (возможно, шумерскими колонистами) еще в 2700 г. до н. э. Ашшур более знаком нам по греческому варианту этого названия - Ассирия.

Ассирия была частью Аккадского царства, а позже - частью царства амореев. Однако ассирийцы, населявшие эту страну, сохранили свою индивидуальность, и у них были периоды необычайного расцвета. Столица Ассирии была перенесена в города, находившиеся выше по течению Тигра, - вначале в Калах, затем в Ниневию. (Местонахождение города Ресен, который, согласно стиху 10: 12, располагался между этими двумя городами, неизвестно. Однако это слово, как и «Халне», может вообще не означать названия города.)

Поворотный пункт в истории Ассирии мог относиться ко времени правления Салманасара 1 (около 1250 г. до н. э.). Считается, что этот царь построил Калах, а также что при нем в Ассирию проникло из Малой Азии искусство плавки железа.

Железное оружие давало воинам огромное превосходство над теми, кто был вооружен бронзой. Железо тяжелее бронзы, к тому же более острые железные лезвия не так быстро притуплялись. Сын Салманасара, Тукультининурта, вооружив своих воинов железным оружием и железными доспехами, стал первым ассирийским царем-завоевателем.

Несмотря на случайные неудачи, Ассирия приобретала все большую силу, вытеснила касситов, установила господство над всей Вавилонией, а затем распространила свое влияние далеко за ее пределы. К тому времени, когда записывались предания Бытия, Ассирия стала самым могущественным государством из всех, какие когда-либо существовали в мире.

По-видимому, стихи Бытия 10: 8-12 - это краткий итог 2500-летней истории Междуречья, от периода шумерских городов-государств до Аккадского, затем Аморейского и, наконец, Ассирийского царств.

Так где же нам в этой обширной истории найти Нимрода?

Похоже, что в библейский отрывок, описывающий его, включены деяния Лугальзагеси, Саргона Древнего, Хаммурапи и Салманасара 1 (а возможно, даже и Гильгамеша), так что в личности Нимрода отразилось величие Шумера, Аккада, аморейского и ассирийского государств.

И все же для авторов Библии Ассирия была самым последним и самым великим царством Междуречья, и его слава затмевала все прошлое. Первому ассирийскому царю-завоевателю могли приписываться не только заслуги в укреплении могущества Ассирии, но и деяния владык всех предшествующих царств. (Как если бы ребенок, имеющий весьма смутное представление о ранней истории Америки, но отлично понимающий, что первым президентом Соединенных Штатов был Джордж Вашингтон, заявил бы: «Джордж Вашингтон пересек Атлантический океан на судне «Мейфлауэр», открыл Америку, завоевал Мексику, построил город Вашингтон и стал первым президентом Соединенных Штатов».)

Первым известным ассирийским завоевателем был, как уже говорилось, Тукультининурта I. Вполне вероятно, что он явился историческим прототипом героя греческого мифа о Нине (во второй части имени ассирийского царя, Нинурта, исчезли последние буквы, и с помощью греческого окончания - s, почти всегда используемого в личных именах, оно превратилось в имя Ninus).

Согласно греческому мифу, Нин сам, без посторонней помощи, основал Ниневию, завоевал всю Вавилонию и Армению (Урарту), а также области на востоке, где обитали кочевые народы, и воздвиг Ассирийское царство.

И похоже, что тот же самый Нинурта стал Нимродом для авторов Библии. Лаконичное описание Нимрода в этих нескольких библейских стихах, вероятно, указывает именно на какого-то из ассирийских царей. Ассирийское искусство отличалось суровой мощью, и одной из его излюбленных тем было изображение ассирийских царей на охоте. Широко известно, что для этих правителей охота была самым привлекательным видом спорта, и в этом, несомненно, состояла причина того, что Нимрод описан как «сильный зверолов».

К тому же ассирийцы, как сила, господствующая в Вавилонии, пришли на смену касситам (Куш), поэтому естественно, что Нимрод описан как сын Хуша.

Официальные сведения
Страна Израиль
Основатель Осман аль-Азиз
Дата основания 1229 год

Общие сведения о крепости Нимрод


В конце марта 2011 года я посетил крепость Нимрод на севере Израиля, вблизи его границы с Ливаном и Сирией. В настоящее время крепость Нимрод входит в одноименный национальный пар к, расположенный на вершине горного хребта высотой 815 м одного из склонов горы Хермон. Хребет спускается на запад по направлению к Баниас и возвышается к востоку по направлению по направлению к г. Хермон.
Согласно Википедии
, буклету, выдаваемому посетителям Национального парка Нимрод и имеющимся там стендам, крепость была построена около в 1227-1229 гг. губернатором Дамаска Аль-Моатисом и его младшим братом Османом Аль-Азизом, племянником Сала а-Дина, чтобы предупредить возможные попытки атаки на Дамаск во время Шестого крестового похода. Она была названа Калаат аль-Субейба, "Замок на Большой Скале" на арабском языке. В 1230 году крепость была расширена и заняла весь горный хребет.
В 1253 г. крестоносцы пытались захватить крепость, но не смогли этого сделать. Монгольское вторжение в Сирию и Святую землю семью годами позднее едва не привело к разрушению крепости. Однако, армия мамлюков смогла остановить монголов. Один из выдающихся мамлюкских главнокомандующих в той битве, Бейбарс, объявил себя мамлюкским султаном и передал крепость в подчинение своему второму командиру Билику. Новый начальник крепости начал широкую строительную кампанию. Когда было закончено строительство, Билик увековечил свою работу и прославил имя султана в 1275 году надписями на камне
с высеченным львом, символом султана. После смерти Бейбарса, его сын устроил убийство Билика, опасаясь его власти.
В конце XIII века, после завоевания мусульманами портового города Акко
и в конце правления крестоносцев в Святой земле, крепость потеряла стратегическое значение и пришла в упадок. В XV в. она служила захватившим эту землю туркам в качестве тюрьмы для повстанцев, а потом и вовсе была покинута.
Считается, что крепость была разрушена землетрясением в XVIII веке.

Евреи называют это место крепостью Нимрода в память о Нимроде
, библейском царе, который по преданию жил в этих местах: "Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. " (Быт.10:8-9)

***

Вот этим, пожалуй, и исчерпывалась информация, которая мне была известна до поездки в Нимрод. Негусто, и в ней не было ничего такого, что предвещало бы сенсацию.

Если бы не даманы? Как я обнаружил мегалиты

Но не тут-то было. Мы с братом обошли почти всю крепость Нимрод и не обнаружили в ней ничего такого, чего прежде не видели. На выходе из подземного тоннеля наше внимание привлекли даманы. Их было много, они ничего не боялись и охотно нам позировали. В погоне за снимками для пополнения своих личных коллекций мы перелезали с глыбы на глыбу и… тут-то все и началось. Забравшись на одну глыбу, я обратил внимание на ее правильную прямоугольную форму, потом заметил, что и другие глыбы имеют явно искусственное происхождение. Затем обратил внимание на стены - их нижняя часть разительно отличалась от верхней, и представляла собой типичный пример мегалитической кладки , правда выполненной из блоков не очень большого размера. Внимательное изучение стены привело меня к заключению, что она ничем не отличается от фрагментов нижней части мегалитической стены Храмовой горы (Иерусалимский археологический парк).



Статьи по теме: