Влияние освещения на цвета предметов. Влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета объекта в живописи. Шкала цветовой температуры светодиодных ламп

Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.



Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

Понятие белизны можно выразить математически.

Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.

Системы CMYK и RGB.

Система RGB

Первая цветовая система, которую мы рассмотрим, это система RGB (от "red/green/blue" - "красный/зеленый/синий"). Экран компьютера или телевизора (как и всякое другое неизлучающее свет тело) - изначально темный. Его исходным цветом является черный. Все остальные цвета на нем получаются путем использования комбинации таких трех цветов, которые в своей смеси должны образовать белый цвет. Опытным путем была выведена комбинация "красный, зеленый, синий" - RGB (red, green, blue). Черный цвет в схеме отсутствует, так как мы его и так имеем - это цвет "черного" экрана. Значит отсутствие цвета в схеме RGB соответствует черному цвету.

Эта система цветов называется аддитивной (additive), что в грубом переводе означает "складывающая/дополняющая". Иными словами мы берем черный цвет (отсутствие цвета) и добавляем к нему первичные цвета, складывая их друг с другом до белого цвета.

Система CMYK

Для цветов, которые получаются путем смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от cyan, magenta, yellow - циан, фуксин, желтый). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения черного (букве K соответствует Black) цвета используется не равная смесь CMY, а просто черная краска

В некотором роде система CMYK действует полностью противоположно, по сравнению с системой RGB. Эта система цветов называется субтрактивной (subtractive), что в грубом переводе означает "вычитающая/исключающая ". Иными словами мы берем белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определенные цвета вплоть до полного удаления всех цветов - то есть получаем черный.

Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов света, который на нее попадает. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем ее серой. Сравните качество бумаги элитного журнала и дешевой газеты.

Красители представляют собой вещества, которые поглощают определенный цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то при солнечном свете, мы увидим "красный" краситель и будем считать его "красной краской". Если мы посмотрим на это краситель при свете синей лампы, он станет черным и мы ошибочно примем его за "черную краску".

Путем нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Покрасив бумагу определенной краской мы можем сделать так, что все цвета падающего света будут поглощаться красителем кроме одного - синего. И тогда бумага нам будет казаться выкрашенной в синий цвет. И так далее...Соответственно, существуют комбинации цветов, смешивая которые мы можем полностью поглотить все цвета, отражаемые бумагой, и сделать ее черной. Белый цвет в схеме отсутствует, так как его мы и так имеем - это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.

Мы живем в цветном мире. И только слепой от рождения может не замечать этого. Когда мы видим прозрачную голубизну неба, яркие краски цветов на зеленой траве, желтое ослепительное солнце трудно оставаться равнодушным. У каждого из нас есть цвета, которые нравятся больше других, мы догадываемся, что цвета как-то действуют на нас, могут влиять на наше настроение и может быть на самочувствие.

Многие в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, этими вопросами занимается наука, которая называется - психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

  1. Свет и цвет.

Что такое цвет и свет? Свет это: рассвет, восход солнца, это тот или иной источник освещения. Свет - это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Таково, образно говоря, "гуманитарное" определение понятия свет. А вот, так сказать, "физическое" определение этого же понятия: свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора - самого тонкого и универсального органа чувств. Свет является естественным условием жизни человека на Земле, необходимым для сохранения здоровья и высокой производительности труда.

А что такое цвет? Цвет – это световой тон чего либо. Яркий цвет - это резкие по чистоте и свежести тона. Цвет (по-гречески "хромос") - это одно из свойств объектов материального мира, которое воспринимается как осознанное ощущение. Разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение могут создавать (и создают) различные световые ощущения. При этом несамосветящиеся тела отражают или пропускают свет, излучаемый каким-либо источниками, и человек фактически видит не цвет, а только освещенные «поверхности».

Таким образом, цвет предмета обусловлен, прежде всего, его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами человеческого глаза (зрительного анализатора); особенностями переработки зрительной информации в мозгу человека.

Как же возникло наименование цветов? Зная, какую роль, играла и продолжает играть окраска предметов при определении их цвета, нетрудно понять, почему наименования многих цветов произошли от названия объектов с сильно выраженной окраской: малиновый, розовый, изумрудный и т.п. Нередко даже цвет естественного источника света - Солнца образно описывают так, как будто оно представляет собой несветящийся объект: кроваво-красный диск Солнца. Однако в повседневной жизни цвет искусственных источников света чаще всего определяют (простите за каламбур) неопределенно - понятием "белый цвет". Это связано с тем, что как правило, данный конкретный источник искусственного света редко сопоставляется с другими источниками, и человеческий глаз в значительной степени адаптируется к условиям освещения.

Для более точного качественного описания цвета обычно используют три его основные свойства: цветовой тон (ЦТ, или оттенок цвета), насыщенность и светлоту. При этом нередко учитывают также соотношение хроматического и ахроматического цветового тона. Разделение цвета на три взаимосвязанные компоненты - это результат мыслительного процесса человека, который существенно зависит от навыка и обучения. Наиболее важный компонент цвета - это ЦТ, или оттенок цвета. В человеческом сознании он прочно ассоциируется с окраской предмета определенным типом пигмента или красителя (например, зеленый тон присваивают предметам с окраской, близкой к окраске естественной зелени). Насыщенность характеризует степень или силу выражения оттенка цвета, т.е. количество (концентрацию) пигмента или красителя. Серые тона называют ахроматическими (бесцветными) и считают, что они не имеют насыщенности и различаются лишь по светлоте. Светлоту обычно связывают с количеством черного или белого пигмента, реже - с освещенностью. Светлоту разноокрашенных объектов оценивают, сопоставляя их с ахроматичными объектами. Цвет ахроматичных поверхностей, отражающих максимум цвета, называют «белым»

Поверхности с белой окраской часто служат своеобразным "эталоном": их всегда сразу узнают, и именно сопоставление с ними, позволяет бессознательно вводить поправку на освещение. Даже если наблюдаются только белые предметы, по ним опознаётся цвет самого освещения.

Восприятие цвета и их тончайших оттенков во многом зависит от среды обитания человека. Так, вопрос: "Сколько вы можете назвать оттенков белого снега?" наверняка поставит вас в тупик. Вы можете назвать не более трех-четырёх оттенков, а эскимос, не задумываясь, на своём родном языке назовёт до 30 таких оттенков.

К ахромотическим цветовым тонам относятся черный, серый и белый цвета, к хроматическим - все остальные. При воссоединении хроматических (иначе говоря, локальных) цветов с белым получаются различные разбелённые цвета, а при соединении с черным - затемненные. Именно так составляются всем хорошо известные «колерные» книжки.

Цветовые гармонии

    Теплые тона – красные, оранжевые, желтые, пурпурно-красные.

    Холодные тона – фиолетовые, голубые, синие, пурпурно-фиолетовые.

Эти группы действуют на физиологические функции и психику противоположно.

      Теплые - возбуждают мышечную работоспособность, понижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.

      Холодные – наоборот – повышают слуховую чувствительность, облегчают перенесение высоких температур и снижают мышечную работоспособность

Но длительное восприятие одного цвета или группы цветов приводит к цветовому утомлению, и действия цветов сменяются на противоположное.

Наименее утомляющим являются желто-зеленые и светлые ахроматические цвета, которые означают оптимистичность. Все цветовые гармонии могут быть разделены на 2 группы:

1. Контрастные гармонии

2. Гармонии близких цветов

Цветовая гармония – это равновесие цветовых сил.

  1. Влияние цвета на психику человека

То, что цвет сказывается на наших эмоциях и даже психике, люди интуитивно заметили давно. Недаром мы говорим о "праздничных, радостных, веселеньких" цветах и "унылых, мрачных" тонах.

Цвет создает определенную эмоциональную атмосферу, влияет на настроение и работоспособность и даже на самочувствие. Можно привести о один пример: при исследованиях специалистами было установлено, что при температуре воздуха +15-17 С, находясь в комнате с яркими желтыми или оранжевыми стенами, здоровый человек в рубашке с коротким рукавом не ощущает холода, но при этой же температуре он мерзнет в помещении с серо-голубыми стенами. Поэтому обязательно нужно тщательно подбирать цвета для окраски стен, потолков и полов.

Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов о состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее.

Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний.

На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие а) характеристики воздействия цвета:

    Красный цвет является возбуждающим, активным, действует навязчиво, принудительно. У человека изменяются дыхание и пульс, как при любом волнении. При кратком воздействии этого цвета работоспособность повышается, но ненадолго. Вскоре наступает утомление, снижается внимание и реакция.

    Оранжевый цвет вызывает ощущение теплоты, бодрости, веселья, создает хорошее настроение. При не очень длительном воздействии благоприятно влияет на работоспособность.

    Желтый цвет создает иллюзию солнечного освещения. Является активным, бодрящим, создающим прекрасное настроение.

    Зеленый цвет успокаивающий, нейтральный, мягкий цвет. Его длительное воздействие не только не утомляет, но и вызывает устойчивый подъем работоспособности. Имеет множество оттенков, которые по-разному влияют на организм человека. Например, в сочетании с желтым зеленый цвет становится мягким и создает хорошее настроение, а в сочетании с синим - становится пассивным.

    Голубой цвет вызывает ослабление и замедление жизненных процессов, т. к. является пассивным цветом. Понижает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению прохлады.

    Синий цвет при его воздействии снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, т. к. он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления.

    Фиолетовый цвет это самый пассивный из всех цветов, вызывающий снижение жизненного тонуса, понижение активности. При его длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства.

    Коричневый цвет создает меланхоличное, мягкое настроение, вызывает ощущение тепла, является спокойным и сдержанным.

    Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

    Серый цвет создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку.

    Белый цвет холодный, чистый, спокойный цвет. Возникает впечатление простоты и скромности.

б) Цветовые пары и их воздействие на человека

    «Желтый – синий» – ощущение подвижности (обратите внимание на оформление некоторых передач, показываемых телевидением), сильная напряженность, требует уравновешивания.

    «Красный – зеленый» – мерцание, беспокойство, импульсивность

    «Красный – желтый» - в их сумме проявляется жизнестойкость

    «Оранжевый – синий»– впечатляющий, интенсивная пара

    «пурпур – зеленый» – ощущение жизни утверждения

    «Фиолетовый - лимонно-желтый» – подчеркивает тяжесть и легкость в сочетании

в) Неполярные цвета

    «Желто-красный» – лучезарность, теплота

    «Золотой – красный» – роскошь, теплота

    «Оранжево-красный» – кричащий

    «Желто-пурпурный» – диссонанс, неблагополучие, подвижность

    «Золотой – пурпурный» – мощь, достоинство, праздник

    «Красный – пурпурный» - диссонанс

    «Желтый – цвет зеленого листа» – веселье, радость

    «Желтый – оливковый» – диссонанс

    «Желто-оранжевый – цвет липового листа» – умеренно возбуждающие

    «Оранжево-красный – зеленый» - импульсивный

    «Оранжево–фиолетовый» – оглушение, опьянение

    «Красный – синий» – динамика отталкивания, не восприятие, волнение

    «Красный – ультрамариновый» – резкая сила

    «Оранжевый – ультрамарин» – притензионность

    «Синий – розовый» – робость, застенчивость

    «Пастельно-зеленый – синий» – пассивность, неясность

    «Пастельно-зеленый – розовый» – слабость, нежность, радушие

    «Желто-зеленый – красновато-серый» – диссонанс

    «Бежевый – красный» – легкий диссонанс

    «Бежевый – цвет липы» – успокаивающая теплота

    «Коричневый – зеленый (оливковый)» – приземленность

    «Темно-коричневый – синий» – бескомпромиссность

    «Темно-коричневый – охра»– жесткость, приземленность

    «Зеленый – серый» – родственность, пассивность

    «Синий – серый» – нейтральность, холодность

    «Красный – черный» – подавленность, опасность

    «Оранжево-черный» – насилие

    Желто-черный – фиксация внимания

    «Синий – черный» – ночь

    «Желто-белый» – прояснение

    «Синий-белый» – чистота, холодность

    «Зеленый – белый» – чистота, ясность

    «Розовый – белый» – слабость

    «Желто-зеленое» – лучистость желтого и ощущение покоя зеленого дает ощущение жизнерадостности.

Попробуем более подробно разобрать психологического влияние на человека. Выделим три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

Реферат >> Психология

Составляющих звука, воздействующих на психику человека . Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей... мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют... вы забудете обо всем на свете" . Особое внимание нужно...

  • Влияние цвета на продажи

    Реферат >> Маркетинг

    Не столько воздействие цвета на потребителя, сколько... человека . Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека . Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света ... занимается изучением влияния цвета на психику человека , опубликованы результаты...

  • Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Он отражает. Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы... в конечном счете действует подавляюще на психику . Особенно неприятное впечатление производит грязно... как застывший солнечный свет . Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и...

  • Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий Яцюк Ольга Григорьевна

    2.7. Влияние освещения на цвет

    Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следовательно, все лучи поглощаются.

    Существует ряд правил восприятия.

    Чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет.

    Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций – в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом – очень темными, почти черными.

    Белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом – зеленоватыми и т. д.

    Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.

    При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект.

    При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (табл. 2.3).

    Очень важен не только цвет освещения, но и его интенсивность. Нужно различать, по крайней мере, три градации силы света: яркий, средний рассеянный и отраженный. Замечено, что темная отделка помещений поглощает лучи и снижает освещенность в среднем на 20–40 %, в зависимости от варианта освещения: прямое – до 20 %, равномерное рассеянное – до 30 %, отраженное – до 40 %. Поэтому, слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов. Освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

    Таблица 2.3. Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении

    Цветная подсветка активно используется в рекламе. Если на выставке Вам нужно подчеркнуть цвет экспоната (например, выделить красный помидор), направьте на него красный софит. Цвет будет особенно ярким и выразительным. Однако в этом случае нужно тщательно подбирать цвета других объектов, включенных в экспозицию: они поменяют свои цвета, и результат может быть неожиданным. Еще один интересный эффект: при дневном свете белый предмет, освещенный дополнительно красным прожектором, дает зеленую тень. При освещении предмета зеленым, тень будет красная. Вообще, при подсветке предмета искусственным источником определенного цвета, предмет будет отбрасывать тень дополнительного цвета.

    Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

    Понятие "эффект освещения" Работа со светом при фотосъемках должна рассматриваться с изложенных выше позиций. Нужно отметить также, что в фотографии значение освещения объекта съемки повышается еще и в связи с тем, что здесь свет является основой образования

    Из книги Решающий момент автора Картье-Брессон Анри

    Цвет До сих пор в разговоре о композиции мы имели в виду исключительно один, столь символический цвет, - черный. Черно-белая фотография - это, так сказать, формотворчество. Ей удается удается передать все цветовое многообразие мира через абстрактые черный и белый, и это

    Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

    Уровень освещения Уровни освещения, наблюдаемые на Земле, уже упоминались. При нормальных условиях выход за пределы рабочих диапазонов фотографических или телевизионных систем маловероятен. Тем не менее некоторые камеры старых моделей, используемые с современными

    Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

    Контраст освещения Одной из причин, по которой в условиях общего отражающего окружения (например, улиц средиземноморских деревень с побеленными домами) получаются отличные фотоснимки, является малый контраст освещения. В подобных условиях можно с успехом использовать

    Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

    Виды освещения и его организация Теоретически единственный источник света является наилучшим средством имитации естественного освещения, так как само солнце - одиночный источник. Но солнце находится на небосводе, который имеет форму полусферы, играя роль

    Из книги Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов автора Малевич Казимир Северинович

    Свет и цвет Белый свет состоит из смеси излучений с длинами волн от 440 до 700 нм. Это по крайней мере стандартное объяснение. На самом деле белого света как такового не существует; просто человеческий глаз, реагируя на излучения с длинами волн в пределах указанного

    Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

    Цвет в студии Цветовой баланс и цветосодержание влияют на восприятие фотографического изображения. Иногда ошибочно предполагают, что все источники света точно соответствуют друг другу по цветовым характеристикам. Но это не так. Например, электронная импульсная лампа

    Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

    Специальные приемы освещения Есть ряд работ, для которых из-за специальных требований стандартные осветительные установки непригодны. Обычно это общие стандартизированные работы, поэтому, освоив однажды базовую технику и приемы, уже не нужно прибегать к каким-то новым

    Из книги автора

    Усложненная техника освещения Окрашенное освещение Когда окрашенный свет используется в роли основного источника света, а не для создания эффекта, возникают трудности с определением экспозиции. При прямом отсчете показаний экспонометра как по яркости, так и по

    В зависимости от освещения различные цвета воспринимаются человеком по-разному: кажутся более теплыми или холодными. Будет ли оттенок «играть» или покажется грязным и невзрачным? Все зависит от правильно подобранного света.

    • 1 из 1

    На фото:

    Аккуратнее с цветом!

    Аккуратнее с цветом! Его влияние на наше самочувствие и настроение нельзя недооценивать. То, что подходит меланхоликам, может навредить холерикам. Для выбора цветовой гаммы интерьера имеет значение качество естественного освещения пространства. Например, в южных солнечных комнатах при оформлении стен и выборе мебели лучше использовать холодные оттенки, а в северных - теплые.

    Естественное освещение

    По мере движения солнца по небосклону освещение в комнате постоянно меняется. На восходе, днем, в сумерках — свет совершенно разный. При этом окна наших квартир часто выходят только на одну сторону: на северной солнца мало, на восточной и западной больше, наиболее благоприятной считается юго-восточная. Соответственно, сделать комнату более светлой помогут теплые и светлые тона, а холодные сине-зеленые оттенки хорошо подходят для богатых солнечным светом помещений.

    Искуственное освещение

    Спектральные характеристики источников света необходимо учитывать при формировании светового климата в комнате.

    Один и тот же интерьер, но разные лампы светильников - посмотрите, как сильно меняется восприятие пространства.

    Искусственный свет ярче всего подчеркивает те тона в интерьере, которые соответствуют его цветности. Сегодня в квартирах и загородных домах чаще всего используются лампы накаливания (в том числе галогенные) и люминесцентные.

    Лампы накаливания заставят «заиграть» красно-коричневые оттенки деревянной мебели, желтый в отделке помещения. А зеленовато-синие (холодные) предметы под таким освещением «потеряют» цвет, станут невыразительно серыми. Все потому, что лампы накаливания сами излучают теплое желтоватое свечение, которое усиливает насыщенность теплых тонов и снижает интенсивность холодных.


    • 1 из 7

    На фото:

    Люминесцентные лампы дают холодный белый свет.

    Обманчивый свет. Обои и краски нужно проверять при дневном свете. Лампы «дневного света» в магазине искажают восприятие цвета. Так, синий может показаться зеленоватым, красный - желтоватым, и т.д. Обязательно вынесите образец на солнышко, а лучше - возьмите образец домой. Приложите к стенам: сравните, как он выглядит при искусственном и естественном освещении.

    На фото: модель Azzurro 746-07 от фабрики Elitis.

    Цвет в свете ламп

    Учимся различать оттенки. Цвета группы «А» Цвета группы «Б»

    Учимся различать оттенки. Все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Это выбор людей со здоровой, неутомленной нервной системой. Рекомендованы подросткам, молодежи, людям кипучего темперамента и физического труда. Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Эти цвета вызывают сложные, неоднозначные эмоции. Их рекомендуют для людей с тонко организованной нервной системой, людей умственного труда.

    Обратите внимание, что степень блеска краски влияет на интенсивность и глубину цвета при естественном и искусственном освещении. Чем выше степень блеска, тем сильнее отражение света и тем ярче кажется цвет.

    Осторожнее с белым: только при ярком субтропическом солнце он выглядит ослепительным и чистым. В российском климате он приобретает неприятный мышиный оттенок. Используйте белый с теплым оттенком. Помните, что этот цвет магическим образом отражает свет, дает ощущение хорошей освещенности.

    Светильники с функцией изменения света влияют на оттенок белых поверхностей интерьера.

    В белом интерьере вам не потребуются электрические лампочки столь же высокой мощности, как в комнате с темными, «поглощающими свет» поверхностями. Иными словами, светлые стены, в каком-то смысле, помогают экономить электроэнергию.

    Комментировать в FB Комментировать в VK

    Также в этом разделе

    Если вопрос освещения был недостаточно хорошо продуман на этапе ремонта и дополнительные электрические выводы сделать невозможно, решить проблему помогут функциональные «мобильные» светильники.

    В чем принципиальное отличие между декоративными светильниками для дома и офиса? В каком направлении будет развиваться отрасль светотехнических решений? Рассказывает светодизайнер Кира Федотова.

    Насколько светильник подчинен основной стилистике интерьера? Как влияет выбор светильника на облик интерьера в целом? Почему светодизайн так важен?

    Скульптурные светильники Terzani выглядят настолько легкими, что кажется, они парят в воздухе. Какие тенденции дизайна, материалы и технологии выбирает итальянский производитель?

    Важность света в нашей жизни сложно переоценить. Но на что именно он влияет? И все ли возможности света мы используем сегодня? Рассказывает куратор спецпроекта «ПРОЕКТ СВЕТ» Элина Лобацкая.

    19.01.2015 19:01

    Без цвета не мыслим видимый нами мир. На человека постоянно влияет цветовая среда, в которой он обитает, воздействует на его физиологические процессы и на психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

    Если внимательно посмотреть вокруг себя можно увидеть разнообразную гамму цветов, окружающих нас дома. Однако цвет не только определяет художественные качества помещений, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения.

    Положительное или отрицательное ощущение от нахождения в помещении называется визуальным климатом пространства и к его созданию следует отнестись серьезно и творчески.

    Визуальный климат жилища.

    Что влияет на выбор правильного цветового решения совр квартиры?

    Правильное цветовое решение помещений в современной квартире имеет чрезвычайно важное значение, так как придает законченный вид ее интерьеру.

    Под влиянием неудачной цветовой композиции даже хорошо обставленная во всех отношениях квартира может выглядеть неприветливой, в то время как умелый подбор и сочетание цветов скрадывают некоторые недостатки жилища, создают уют, улучшают настроение.

    Важность выбора цвета в отделке и декоре современной квартиры можно объяснить тем, что, помимо художественно-декоративных качеств, цвет обладает также рядом свойств сугубо практического значения.

    Под воздействием того или иного цвета у нас может возникать чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться работоспособность и т. д.

    Цвет также может изменять наше впечатление о величине и пропорции помещения.

    Цветовое решение квартиры зависит от следующих взаимосвязанных факторов:

    Ориентации по сторонам света и освещенности комнат,

    Размеров и пропорций помещений,

    Освещения (естественное или искусственным светом),

    Эмоционального воздействия цвета на человека,

    Назначения помещений.

    Важно определить, какой из этих факторов должен быть прежде всего учтен для создания наиболее комфортных условий в интерьере.

    Ориентация по сторонам света, освещенность комнат и цвет.

    Цветовыми средствами можно компенсировать недостаток теплоты в помещениях.

    Цвета делятся на теплые и холодные.

    Теплые: желтый, оранжевый, красный и их оттенки, а также кремовый, абрикосовый, кофейный, розово-желтый, зеленый (в которых преобладают желтые, но не синие оттенки). Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых не выходят на солнечную сторону, кажутся более светлыми.

    Холодные цвета: синий, голубой, сиреневый, фиолетовый, с преобладанием синих оттенков, светло-серый, серебристый. Они подходят для сильно освещенных и нагреваемых солнцем комнат.

    Известно, какое благоприятное действие оказывает на человека солнце, длительная недостаточность солнечного света угнетает. Подбирая цвет интерьера, нужно учитывать освещенность комнат, потому что даже при южной ориентации они могут быть темными из-за малых окон либо из-за того, что окна закрыты соседним домом или деревьями, стоящими очень близко от них. В таких случаях чем темнее комната, тем светлее должны быть стены.

    Как при помощи цвета можно визуально изменить пространство?

    Размеры и пропорции помещений и цвет.

    Знание свойств цветов и правильное их использование позволяет существенным образом улучшить впечатление от неудобных помещений — «поднять» или «опустить» потолок, «раздвинуть» или «сузить» стены. Достигается это изменением цветового тона, рисунка, фактуры, способов применения отделочных материалов и искусственного освещения, так называемой оптической иллюзией.

    Оптическая иллюзия - явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

    НАПРИМЕР:

    Гладкокрашеная однотонная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции.

    Вертикальные цветовые полосы делают комнату выше.

    Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения.

    Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату.

    Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше.

    Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

    Но не нужно забывать и о цветовой гармонии в интерьере:

    Принципы создания цветовой гармонии

    1.Выбор доминирующего цвета

    2.Цвет стен в первую очередь определяет, какой будет казаться комната: желтой или холодной, возбуждающей или успокаивающей. Стены теплых, глубоких цветов кажутся приближенными, а холодных, светлых - зрительно удаленными.

    3.Цветовую гамму пола следует подбирать в соответствии с размером комнаты и окружающих цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают ощущение неуверенности, они вполне подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

    4.Цветовое решение потолка зависит от высоты помещения и прочих цветовых элементов в нем. Светлые (например, светло-голубые или зеленовато-голубые) потолки зрительно увеличивают высоту помещения, если цвет стен более темный и теплый. А для очень высоких потолков, разумеется, можно использовать более интенсивные цвета.

    5.Каждый цвет должен встречаться в помещении несколько раз. Благодаря этому увеличивается яркость дополнительных цветов.

    6.Цветовая гармония достигается, если в помещении используется не более трех цветов

    7. Снижение насыщенности цвета должно соответствовать природному восприятию. Восприятие - это не только улучшение видимости, но и ощущение окружающего пространства. Например, согласно нашему естественному восприятию пространства пол должен быть темным, а потолок светлым.

    8.Следует отказываться от большого количества узоров.

    Как освещение комнат влияет на восприятие цвета?

    Освещение и цвет.

    При светлой окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается количество отраженного света, а следовательно, и общая освещенность помещения. Кроме того, большая или меньшая равномерная освещенность достигается при матовой поверхности, так как последняя отражает свет во все стороны, а глянцевая преимущественно в одном направлении.

    При недостаточной освещенности помещений резко снижается насыщенность цветов, причем голубые, синие и фиолетовые тона меньше изменяются, чем красный, оранжевый и желтый. Поэтому в слабо освещенных помещениях (например, прихожих, коридорах) стены лучше окрашивать в холодные тона. Днем такие помещения, несмотря на недостаточную освещенность, не будут казаться серыми и скучными и будут сохранять свое цветовое значение. Плохо освещенные помещения нельзя окрашивать в белый цвет, потому что белые поверхности в таких условиях кажутся тусклыми и серыми.

    Выбирая цвет окраски комнаты, надо помнить, что цвет, выбранный при дневном свете, при электрическом освещении меняется, так как с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта.

    Влияние соседних цветов.

    Окраска меняется в зависимости от близости находящихся цветов.(Например, синий вблизи желтого приобретает фиолетовый оттенок, рядом с красным — зеленоватый. Серовато-белый вблизи оранжевого становится белее, приобретая синеватый оттенок, рядом с зеленоватым — розоватый, возле фиолетового — лимонно-желтый. Серо-коричневый вблизи красного приобретает зеленоватый оттенок, рядом со светло-желтым — сероватый, а рядом с зеленым — красноватый. Вблизи розового очень ярким становится нежный зеленый тон.)

    Темные или светлые цвета (например, светлые стены — темная мебель) могут сделать помещение с гладкими стенами рельефным, пластичным. Окрасив под цвет мебели и стены, ее можно визуально замаскировать, что очень удобно в небольших комнатах с узкими стенами.

    Как психологически цвет воздействует на человека?

    Цвет и эмоции.

    Каждый человек постоянно ощущает влияние цветов: положительное, если цвета подобраны рационально, или отрицательное.

    Психологами установлено, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека. Определенные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию.

    Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, позволили определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

    - Красный цвет оказывает возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного характера. При этом дыхание и пульс изменяются, как при всяком возбуждении. При кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается; более длительное воздействие цвета приводит к утомлению и снижению работоспособности.

    - Оранжевый цвет вызывает веселое и радостное настроение, ощущение тепла, стремление к движению, активизирует, при условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность.

    - Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции.

    - Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения. Бодрит, способствует созданию хорошего настроения. При непостоянном воздействии повышает работоспособность.

    - Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное действие цвета не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъем работоспособности.

    - Голубой цвет относится к пассивным цветам, способствует нежности и мечтательности, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады.

    - Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается, регулируются дыхание и пульс. Работоспособность уменьшается. При воздействии этого цвета возникает склонность к созерцательности и размышлению.

    - Сине-зеленый цвет сдерживает, успокаивает.

    - Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства, как бы скрытого возбуждения, отталкивает. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность.

    - Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения.

    - Черный цвет — мрачный, тяжелый. Ассоциируется с ночью, темнотой. Угнетает, резко снижает настроение и работоспособность.

    - Серый цвет — унылый, вызывает апатию, скуку. Темно-серый цвет угнетает.

    - Белый цвет — холодный, спокойный, создает впечатление праздничности и торжественности и в то же время скромности и простоты. Некоторые специалисты в области интерьера отдают предпочтение белому цвету. Возразить им трудно. Действительно, белые стены — это прекрасный фон для мебели любого цвета, для ковров, картин, текстиля и других декоративных элементов. Помещения с белыми стенами — светлые, уютные и вместе с тем достаточно парадные, но человек любит разнообразие и, учитывая многие факторы влияния на выбор цветового решения интерьера, принимает самые различные цветовые сочетания.

    Как выбор цвета зависит от психотипа человека?

    Также нельзя без внимания оставлять и влияние психотипа человека.

    МЕЛАНХОЛИК - это рассудительный человек, скрытен, ему необходима четкая организация жизни, чтобы была возможность частого кратковременного отдыха. Цвет родственный ему по сути - голубой (действует успокаивающе, даёт гармонию, удовлетворённость, расслабление).

    ФЛЕГМАТИК - любит покой и устойчивость. Музыка удовлетворяет его потребность в гармонии и целостности. Обладает уравновешенным темпераментом, интраверт, часто пассивен. Цвет родственный ему - зелёный . Действует успокаивающе, стабилизирующе, придаёт равновесие.

    САНГВИНИК - это весёлый и открытый человек. Настроен оптимистически. Цвет родственный ему по сути - жёлтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело. Компенсирующий - фиолетовый, также неяркие тёмные тона могут несколько приглушить фантанирующий темперамент сангвиника.

    ХОЛЕРИК - общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных формах. Цвет чувствует динамично, активно, темпераментно, броско. Компенсирующие цвета - голубой и зелёный. Они уравновешивают темперамент холерика.

    Как назначение помещений влияет на выбор цвета?

    Назначение помещений и цвет.

    Общая комната, или гостиная

    Гостиная в квартире, заселенной семьей из четырех-шести человек, является местом преимущественно дневного пребывания членов семьи с целью отдыха и домашних занятий. Поэтому цветовое решение этой комнаты должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению и работе. В зависимости от ориентации по сторонам света и освещенности здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности.

    В малонаселенных просторных квартирах и усадебных домах гостиная, или общая комната, используется относительно мало — главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому ее стены могут решаться в насыщенных тонах, способствующих праздничному настроению, — вишневом, синем, фиолетовом и др. Такие цвета будут хорошим фоном для светлой мебели, картин в позолоченных рамах, декоративной скульптуры, хрусталя и пр.

    Гостиная будет нарядней и аккуратней, если цветовое сочетание стен, потолка и пола выбрано в соответствии с цветом мебели, ковров, занавесей и другого убранства.

    Спальня

    В спальне желательна атмосфера полного спокойствия.. Важно правильно выбрать цветовое решение спальной комнаты. Всевозможные тона и их сочетания не одинаково влияют на психику и настроение человека. В свою очередь, люди с различными темпераментом и наклонностями предпочитают те или иные оттенки. Но в целом ей отвечают спокойные, достаточно разбеленные цвета.

    Детская комната. Цветовое же решение детской комнаты влияет на ребёнка гораздо сильнее, чем на взрослого человека. От выбранной цветовой гаммы зависит самочувствие ребёнка, его настроение, его творческие способности. В детской комнате должны быть созданы условия для учебы, сна и отдыха. Особенностью цветового оформления ее является то обстоятельство, что должен учитываться возраст и пол детей.

    Предпочтение следует отдавать - ясно-оранжевому, солнечно-желтому, голубому, серо-зеленый, розовому. Использовать яркие цвета рекомендуется только в в зоне занятий.

    Если же комната для детей дошкольного возраста то в цветовую композицию следует включать яркие, оживляющие интерьер цветовые пятна. (коврики на полу, обивка мебели, дверцы шкафа)

    Комната для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонахэ, без резких контрастов. Люди преклонного возраста находятся в своих комнатах длительное время, к тому же не любят резких цветовых контрастов. Поэтому колорит комнат для пожилых людей должен способствовать спокойствию и уюту. Этого можно достичь, окрашивая стены в мягкие, неяркие тона.

    В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.

    Кухня. В современной квартире кухня перестала быть только рабочим помещением для приготовления пищи. Поэтому при отделке следует стремиться сделать кухню красивой и уютной, такой, чтобы в ней было приятно работать.

    Для отделки стен кухни всегда следует выбирать светлые, чистые цвета. Это будет способствовать тому, что небольшое по площади помещение кухни зрительно будет выглядеть большим, чем оно есть. Например, для отделки хорошо применить светло-голубые, светло-зеленые, серебристо-серые цвета или светло-кремовые, светло-розовые, лимонно-желтые, светло-оранжевые и другие оттенки теплых тонов в зависимости от ориентации кухни.

    Приступая к оформлению интерьера, отнеситесь очень серьезно и творчески к выбору цветового решения. Продумайте все до мелочей. Ведь удачное цветовое решение вашего интерьера может изменить жизнь к лучшему.




    Статьи по теме: