Изобразительно-выразительные средства русского языка. Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и употребление Выразительные средства языка спит земля в сиянье

Вариант 1. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

6. Он говорил со мной жестко.

7. Спит земля в сиянье голубом.

8. Я выпил целый стакан.

9. Москва договорилась с Пекином.

10. Черный вечер. Белый снег.

11. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

12. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

13. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

14. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

15. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

16. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

17. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

18. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

19. Не бесследно проходят по земле поколения.

20. Швед, русский – колет, рубит, режет.

21. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Вариант 2. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

5. Мы читали Пушкина.

6. В крови горит огонь желаний.

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…

15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.

16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.

19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!

21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Ключи:

Вариант 1.

1.Гипербола

2. Литота

3. Перифраз

4. Эпитет

5.Сравнение

6. Метафора

7. Олицетворение

8. Метонимия

9. Синекдоха

10. Антитеза.

11. Оксюморон

12. Анафора

13. Эпифора

14. Синтаксический параллелизм

15. Градация

16. Парцелляция

17. Ритор.обращение

18. Ритор.вопрос

19. Инверсия

20. Асиндетон

21. Полисиндетон

Вариант 2.

1. Гипербола

2. Олицетворение

3. Эпитет

4. Литота

5. Метонимия

6. Метафора

7. Перифраз

8. Оксюморон

9. Синекдоха

10. Сравнение

11. Антитеза

12. Анафора

13. Синтакс.параллелизм

14. Полисиндетон

15. Асиндетон

16. Эпифора

17. Градация

18. Инверсия

19. Парцелляция

20. Ритор.обращение

21. Ритор.вопрос

ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)






















Алгоритм выполнения А3 1.Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2.Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3.Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4.Выбери правильный ответ


Задание 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия 1.Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. 2.Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. 3.«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. 4.Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса


Задание 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1.Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2.Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3.- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4.- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.


Задание 3. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1.Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2.Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3.На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4.Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.


ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, Шаблон для презентации взят на одном из сайтов

Вариант № 1

    О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?

    Лежал закат костром багровым.

    Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня.

    …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего.

    Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

    Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

    У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

    Ярко, пламенно, раскалённо было на дорожках от листа кленового и ясеневого.гр

Той грустной радостью, что я остался жив?

    Сыграйте мне Брамса.

    Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет.

    Он ждал. Его и Петровича.

    Люблю тебя, Петра творенье!

    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Вариант № 2

Укажите средства речевой выразительности:

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие…

    Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались.

    Он правит мной. Подсказывает. Корректирует.

    У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.

    Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

    Отсель грозить мы будем шведу.

    Ягода в этом году не уродилась.

    Страна восходящего солнца.

    Язык длинный, мысли короткие.

    Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

    Жизнь человека – один миг.

    Я тебе миллион раз говорил.

    Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили.

    Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.

Вариант № 3

Укажите средства речевой выразительности:

1.Сбежался весь город.

2. Вьюга злится, вьюга плачет…

3. Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других.

4. Уснуло всё. Окно. И снег в окне.

5.В доме ни крошки хлеба.

6. В саду горит костёр рябины красной…

7. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.

8. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

9. Братья наши меньшие.

10. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

11. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.

13. Ну что ж, садись, светило.

14. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Вариант № 4

Укажите средства речевой выразительности:

    Я прочитал всего Тургенева.

2. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

3. Мы работали долго. Очень долго. До утра.

4. Я сделал уроки за пять минут.

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

6. Солнце русской поэзии.

7. Звонили, наверно, раз сто!

8. Осенью валится желтый лист.

9. Кленовый лист напоминает нам янтарь.

10. Топи да болота, синий плат небес.

11. У сильного всегда бессильный виноват.

12. Звонкая тишина

13. Спит земля в сиянье голубом.

14. Утро туманное, утро седое.

Вариант № 5

Укажите средства речевой выразительности:

    Вся в пыли торчит щетина придорожного хвоща.

    Покупатель выбирает качественные продукты.

    Огонь истребил деревню.

    Ее любовь к сыну была подобна безумию.

    Слезы у нее текли ручьем.

    Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

    В сенат подам, министрам, государю.

    Покорители горных вершин.

    Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

    С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

    Спит земля в сиянье голубом.

    Перед нами безбрежное поле.

    Дома новы, да предрассудки стары.

    Мне грустно потому, что весело тебе.

Ответы:

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

Олицетворение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метонимия

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Градация

Синекдоха

Метафора

Парцелляция

Оксюморон

Парцелляция

Метонимия

Синекдоха

Парцелляция

Сравнение

Антитеза

Метафора

Синтаксический параллелизм

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метафора

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Сравнение

Гипербола

Градация

Градация

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Перифраза

Оксюморон

Антитеза

Перифраза

Сравнение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Сравнение

Градация

Метафора

Парцелляция

Антитеза

Олицетворение

Парцелляция

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Оксюморон

Перифраза

Градация

Синекдоха

Олицетворение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Вариант 1

А3. 1. СРАВНЕНИЕ.

1) Где бодрый серп гулял. (Тютчев)

2) Вдали он подобен цветным парусам корабля.

3) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин)

4) Горные вершины спят во тьме ночной… (М. Лермонтов)

А3. 2. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ГИПЕРБОЛА.

1) В сто сорок солнц закат пылал. (Маяковский В.)

2) Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. (М. Лермонтов)

3) Светит месяц лицом на рассвет...

4) Как в ворота война, сквозь большое игольное ушко

Проходили колонны: войска и обозы, ясак...

А3. 3. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился. ()

2) Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна… ()

3) Жить, храня весёлое горе, помня радость прошлых вёсен… (В. Брюсов)

4) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла… (А. Блок)

А3. 4. Укажите предложение, средством выразительности в котором является МЕТАФОРА .

1) День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче… ()

2) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)

3) Но кто любви не жертвовал собою? ()

4) Россия, бранная царица, // Воспомни древние права! // Померкни, солнце Астерлица! // Пылай, великая Москва! // Настали времена другия: // Исчезни, краткий наш позор! // Благослови Москву, Россия! ()

А3. 5. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ИНВЕРСИЯ.

1) Шемаханской царицы высокий шатер.

2) Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод, Этот крик и вереницы , Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод… (А Фет)

3) Да! Если б все слезы, кровь и пот, / Пролитые за все, что здесь хранится, / Из недр земных все выступили вдруг, / То был бы вновь потоп – я захлебнулся б / В моих подвалах верных. ()

4) Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

А3. 6. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) ...Черноглазую девицу,

2) Сквозь волнистые туманы… ()

3) Моросил бисерный дождь, такой воздушный… (Б. Пастернак)

4) Бесстрастно в вышине печалилась луна,

А3. 7. Укажите предложение, средством выразительности в котором является СРАВНЕНИЕ.

1) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен… (В. Брюсов)

2) И стройных жниц короткие подолы, // Как флаги в праздник, по ветру летят. (А. Ахматова)

3) Я больше не хочу пить этот квас, я уже два стакана выпил.

4) Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

А3. 8. Укажите предложение, средством выразительности в котором является МЕТАФОРА .

1) … Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. (М. Булгаков)

2) И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок)

3) Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу ль во многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей бездумных, // Я предаюсь своим мечтам. (А. Пушкин)

А3. 9. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) Там стонет человек от рабства и цепей… (М. Лермонтов.)

2) С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего… (Г. Успенский)

3) Горькую радость испытал я от этой встречи.

4) Солнышко утром в колодезь озёр // Глянуло – месяца нет…// Свесило ноги оно на бугор. // Кликнуло – месяца нет… (С. Есенин))

А3. 10. Укажите предложение, средством выразительности в котором является АНТИТЕЗА.

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана? ()

3) Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Вариант 2

А3. 1. Укажите предложение, средством выразительности в котором является СРАВНЕНИЕ.

1) Ученье – свет, а неученье – тьма.

2) Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. (А. Чехов)

3) О том ли мы грустим?

4) Осторожно ветер // Из калитки вышел...

А3. 2. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ГИПЕРБОЛА.

1) У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. ().

2) Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. ()

3) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. . (Лермонтов М.)

4) Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен. (А. Пушкин)

А3. 3. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) Спросит ласковый ветер...

2) Там - бой,

Там - смерть,

Там - льется кровь.

3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх. (Н. Заболоцкий)

4) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись.

А3. 4. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ИНВЕРСИЯ.

1) Цветок засохший, бездуханной, / Забытый в книге вижу я; / И вот уже мечтою странной / Душа наполнилась моя…

2) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

3) Утешится безмолвная печаль.

Г. Приподнимается Рассвет с одра его томившей Тени. (Анненский)

А3. 5. Укажите предложение, средством выразительности в котором является МЕТАФОРА.

1) Немного лет тому назад, Там, где, сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.

2) Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)

3) Ползла на город тишина…

4) Белинского и Гоголя с базара понесут... ()

А3. 6. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К. Бальмонт)

2) 3а то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож. (В. Берестов)

3) Все в ней пленяло: тихий нрав, / Движенья стройные, живые / И очи томно-голубые.

4) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке. (В. Маяковский)

А3. 7. Укажите предложение, средством выразительности в котором является АНТИТЕЗА .

1) Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный? (М. Лермонтов)

2) - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана? ()

3) Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен. ()

4) А волны моря с печальным ревом о камень бились…

А3. 8. Укажите предложение, средством выразительности в котором является МЕТАФОРА.

1) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С. Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу")

2) Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости... ()

3) Что там? / Убит? прекрасно! в комнате моей!

4) Перо его местию дышит. ()

А3. 9. Укажите предложение, средством выразительности в котором является СРАВНЕНИЕ.

1) И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят. (А. Ахматова)

2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать… (М. Ломоносов).

3) Приросла на север

Русская земля

4) Меня зовут юнцом безусым… / Зато не величают трусом / Давным-давно, давным-давно, давным-давно…

А3. 10. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

1) Бесстрастно в вышине печалилась луна,

Стонала вдалеке беспечная волна. (В. Брюсов)

2) ...Черноглазую девицу,

Черногривого коня. (М. Лермонтов)

3) Сквозь волнистые туманы… ()

4) Моросил бисерный дождь, такой воздушный… (Б. Пастернак)

Изобразительно-выразительные средства языка

Ответы

№ задания

1 вариант

2 вариант

10-9 баллов – «5»

8-7 баллов – «4»

6-5 баллов – «3»

Менее 5 баллов – «2»

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...

А. Пушкин

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...

А. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...

В. Маяковский

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

"Ну что ж, Садись, светило!"

В. Маяковский

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю - сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

М. Шолохов.

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.А. Некрасов

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

В. Маяковский

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

Ф.И. Тютчев

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

К. Бальмонт

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

Н.А. Некрасов

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

А.Н. Крылов

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А. С. Пушкин

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.



Статьи по теме: