Mid Century Modern: когда дизайн следует за функцией. Дизайн в стиле фэнтези Современный кабинет в стиле mid century modern

Нежные чувства коллекционеров и декораторов к предметам быта и арт-объектам середины прошлого века подарили нам ещё один уникальный стиль – mid-century modern. Что это за стиль, каковы его отличительные черты и истоки, рассказывает дизайнер интерьеров Вера Корчагина.

  • 1 из 1

На фото:

Давайте попробуем восстановить в деталях истории дизайна время на стыке культурных тектонических плит конца 50-х и начала 60-х годов прошлого века. Вторая мировая война окончена, люди начинают думать о стабильности и обустраивать свой быт. Комиксы, возведенные Энди Уорхолом (Andy Warhol) в ранг искусства, поп-культура от рок-н-рола и до Голливуда и свобода американской мысли доминируют в социуме, оставляя след как в искусстве, так и в интерьерах, а ведущие дизайнеры и архитекторы под влиянием этой культуры - пишут новый культовый этап в истории.


  • 1 из 1

На фото:

Это естественное стремление к яркости, жизнеутверждению, эргономике и уюту - культивировалось в винтажный стиль mid-century modern. Впервые это название для уникального стиля было предложено Карой Гринберг (Cara Greenberg).

Рассмотрим проявления стиля mid-century в различных культурных слоях.


  • 1 из 1

На фото:

Архитектура

Философия открытых пространств не была новшеством в середине прошлого века, но идея интегрировать в жилой интерьер часть экстерьера была не только новаторской, но и в какой то мере революционной. Именно в этот период в архитектуре возникли панорамное остекление и раздвижные стеклянные перегородки, превращавшие террасу в продолжение гостиной . Это было излюбленным приемом архитекторов того времени, например, Фрэнка Ллойда (Frank Lloyd Wright), и остается востребованным и по сей день.

Интерьер

Дизайнеры и архитекторы, вдохновляясь скандинавскими минимализмом и идеей создать интерьер для среднестатистической семьи, старались объединить внешнее пространство с пространством внутренним, создавая оптимальные условия для жизни…


  • 1 из 1

На фото:

Стиль mid-century, который принято считать последователем модерна по его философии, тяготеет к природным материалам, высокому качеству мебели и достаточному количеству света, достигаемому при помощи больших окон. Как основу стиля можно выделить простоту и практичность. Примечательно то, что для стиля характерны в основном светлые стены, присущие скандинавским интерьерам, а взамен излишней декоративности - добротное исполнение и акцентные геометрические паттерны.

Форма

Предметы утратили свою угловатость, приобрели мягкость, приняв за образец органические формы - это стало возможным благодаря искусственно созданным материалам, таким как, например, фанера. И со всей неуемностью того времени культура повседневности влияла на концепцию жилья и мебель - благодаря американским фильмам, поп-музыке и молодежи. Возможно, чувственность объектов того времени и есть то, что пленяет нас в этом времени и до сих пор.


  • 1 из 1

На фото:

На фото:

Свет

Особую роль в стиле мид-сенчури играют светильники. Люстры, настенные или напольные - они являются практически арт-объектом, напоминая своей формой летательные аппараты, бороздящие просторы космоса, выглядя достаточно футуристично. С отделкой из лака или латуни они гармонично дополняют остальные детали интерьера.

Акценты

И, конечно же, доминантой стиля в интерьере является мебель. Именно акцент на мебель объясняет локально белые стены, потому что именно на фоне светлой стены мебель подчеркнута более выгодно. Стиль мид-сенчури практически лишен мелких деталей, отдавая предпочтение минимальному количеству ярких акцентов и любуясь гармоничным единением красоты природных материалов с функциональной практичностью.


  • 1 из 1

На фото:

Итак, подведем итоги:

Нежные чувства коллекционеров и декораторов к предметам искусства и жизненного быта середины прошлого века подарили нам еще один уникальный стиль - mid-century modern.

Главные составляющие и непременные его атрибуты - скандинавская простота в контрасте с американской яркостью, легкость и выразительность форм при необыкновенной чистоте линий и высочайшее качество исполнения.

Светильники - как самостоятельные предметы характерного искусства - и открытое пространство. Даже мебель , как аллегория расцвета послевоенной экономики, «встает на ноги» во всех смыслах. Высокие ножки стульев, кресел, витрин и комодов отделывают латунью и медью, создавая на них элегантный акцент, а предметы мебели, разработанные самыми известными дизайнерами того времени - Арне Якобсеном (Arne Jacobsen), Ээро Саариненом (Eero Saarinen), супружеской четой Имз (Charles Eames & Ray Eames) и многими другими - по сей день являются самыми узнаваемыми и копируемыми иконами мирового дизайна.

Вероятно, именно чистота, чувственность и выразительность формы в самой философии стиля mid-century сделали его таким жизнеспособным, и именно поэтому он так будоражит эмоции декораторов всего мира, становясь самым главным трендом в дизайне интерьеров сегодня.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности - точно так же, как и в послевоенные годы.

Проект архитектора Ли Минделя в Нью-Йорке.

Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.

1. Обои Vertigo, BoråsTapeter, студии O-Design. 2. Обои Interlock, Bradbury & Bradbury.

Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею - будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.

Дом, спроектированный архитектором Виллисом Н. Миллсом в 1956 году.

Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.

Обложка журнала House & Garden, 1951 год.

Mid-century в архитектуре

Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program - программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.

Диван Marshmallow, дизайн Джорджа Нельсона, 1956 год.

В качестве стройматериалов использовались промышленные новинки, разработанные во время Второй мировой вой­ны. Металлический каркас и панорамное остекление полностью стерли границы между интерьером и экстерьером. Террасы за счет раздвижных перегородок стали логическим продолжением гостиных, сами при этом органично раскрываясь в приусадебный участок. Открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях. Видовые характеристики стали очень важным парамет­ром при выборе участка; порой не очень удобную конфигурацию должен был исправить архитектор, будто заключающий в рамку закаты и восходы на южном побережье.

Одним из лучших примеров подобной «рамочной» архитектуры стал проект Case Study House №22 Пьера Кёнига. Благодаря несущим 30-сантиметровым балкам и 10-сантиметровым квадратным колоннам, а также удачной планировке сохранялась полноценная панорама 270 градусов, которая открывалась не только из гостиной, но и из спальни хозяев.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

Mid-century в дизайне интерьеров

Глобальные изменения произошли в 1950-е и в интерьерном дизайне. Общий курс на удешевление производства сильно изменил цвето-фактурную карту интерьеров, вытеснив дорогие породы дерева и цветные металлы. Нефункциональный декор свелся к минимуму, при этом сами предметы интерьера сильно повысили свои декоративные качества, став фокусными точками в интерьере.

Дизайнеры пришли к концепции свободной планировки и начали разрабатывать новые методы зонирования, отказываясь от лишних перегородок даже в интерьере городской квартиры. Оттенки белого и светлые тона выбирались для окраски стен с той же целью - раздвинуть границы помещения.

Кресло Oculus, дизайн Ханса Вегнера, 1960 год.

Все большее внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Дизайнеры и художники стали создавать рисунки для обоев, выпуская целые авторские коллекции. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы - в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Дом в Лос-Анджелесе - проект архитектора Пьера Кёнига. В свое время это фото Джулиуса Шульмана стало символом американской мечты.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Особое внимание уделялось сценариям освещения. Альтернативой стандартным люстрам стало многообразие новых потолочных, настенных и напольных светильников, различные комбинации которых могли полностью преобразить интерьер. Сложные системы светоотражателей и рассеивателей превратили светильники в футуристические абстрактные скульптуры, характерные для интерьеров mid-century.

Комод, датский дизайн, 1960-е годы.

Mid-century в мебели и предметном дизайне

Но нигде прогресс не чувствовался так остро, как в мебельном дизайне. Грандиозный рост промышленности и появление новых материалов и технологий открывали перед дизайнерами совершенно новые возможности и ставили новые задачи. Все это не могло не повлиять на формообразование мебели и предметов интерьера. Появились принципиально новые вещи: их форма определялась в первую очередь функцией и материалом, а не классическими стереотипами. Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность.

Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.

Интерьер в стиле 1960-х в Рио-де-Жанейро, архитектор Лоран Круасандо.

При этом они никогда не ассоциировались с определенным временем или стилистикой, оставаясь современными и по сей день. Поэтому вневременные шедевры Арне Якобсена, Джо Понти, Ээро Сааринена, Чарльза и Рэй Имс, Джорджа Нельсона, Ханса Вегнера и других выпускаются до сих пор и с успехом встраиваются в абсолютно разные интерьеры.

Часы Polygon Clock, дизайн Джорджа Нельсона, Vitra.

Уникальность стиля середины XX века заключается в том, что авторы тех лет часто не только создавали произведения, но и разрабатывали технологии их производства. Изготовление прототипов было приближено к акту искусства. Так, Арне Якобсен, словно скульптор, в своем гараже лепил из глины прототип Egg Chair, Гарри Бертойя экспериментировал с точечной сваркой, а Исаму Ногучи, вдохновленный японскими фонариками, создавал свои светильники из рисовой бумаги. Плодом этих поисков и экспериментов стали не только уникальные предметы дизайна, но и вся современная мебельная индустрия.

Фрагмент интерьера шоу-рума Dimore Studio.

Mid-century и коллекционный дизайн

Творческая составляющая дизайна и делает оригинальные произведения середины XX века настолько привлекательными для коллекционеров по всему миру. Многие шедевры неотделимы от личности автора. Именно эта характеристика, как правило, выступает определяющей при выборе того или иного предмета для коллекционирования. Особую ценность представляют авторские прототипы, штучные вещи или небольшие серии предметов, выпущенные для конкретного интерьера. Такие предметы наравне с произведениями искусства становятся жемчужинами коллекций ведущих галерей и выставляются на торги наиболее значимыми аукционными домами, такими как Christie’s и Sotheby’s.

Торшер Akari, дизайн Исаму Ногучи, Vitra.

Авторские произведения середины прошлого века могут стать фокусной точкой в современном интерьере. Но куда интереснее использовать в проекте не признанный шедевр, а редкую вещь малоизвестного датского или финского дизайнера.

Настольная лампа Nesso, дизайн Джанкарло Маттиоли, Artemide, 1967 год.

При этом авторская мебель была лишь малой частью того, что выпускалось в то время, - основной упор делался на массовое производство. Идеи знаменитых дизайнеров унифицировались, упрощались и адаптировались под фабричный процесс, часто теряя характерность и уникальность облика, но продолжая соответствовать стилистике времени. Главным была простота производства и, как следствие, доступность для среднего класса. Подобные фоновые предметы, не имеющие автора и выпущенные тысячными тиражами, просто не могут стать знаковыми для современного интерьера и стоить дорого. Тем более далеко не все предметы того времени могли похвастаться высоким качеством сборки и используемых материалов. Модернизм середины века был интернациональным стилем, и его эстетика проявилась во всех странах, независимо от уровня развития там мебельной промышленности.

Дизайнеры (слева направо): Джордж Нельсон, Эдвард Уормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имс, Йенс Ризом. Съемка для журнала Playboy, 1961 год.

Mid-century в СССР

Формально к mid-century относится и советская мебель тех лет. Но редкие ее экземпляры достойны второй жизни, конечно, если с ними не связана какая-нибудь важная семейная история. Сама по себе оригинальность дизайна мебели, выпущенной в СССР в середине прошлого века, вызывает большие сомнения. Как бы ни враждовали идеологии, но в ситуации технологического отставания в сфере производства товаров массового потребления очень многие предметы мебели и бытовой техники тех лет создавались путем копирования или переработки западных аналогов. Большое влияние оказала прошедшая в 1959 году при Хрущеве в парке «Сокольники» Американская выставка, где был представлен образец жилого дома, наполненный современной мебелью и бытовой техникой. Помимо прочего, была выставлена мебель Ээро Сааринена и супругов Имс, которые участвовали также в дизайне павильонов выставки.

Советская промышленная выставка в Сокольниках, мебель советского дизайнера Юрия Случевского, 1959 год.

В 1962 году открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), задачей которого стала разработка оригинального дизайна предметов массового потребления. Но, как правило, самые интересные проекты оставались на бумаге или в виде прототипов, а в производство шли вещи проще, дешевле и подходящие под возможности советского производства. Так что в вопросе советского дизайна гораздо важнее идеи и проекты того времени, а не выпускаемые предметы.

Farnsworth House, архитектор Людвиг мис ван дер Роэ, 1951 год. Вверху Обои в стиле mid-century modern, Walnut Wallpaper.

Mid-century в современном дизайне

Помимо переиздания культовых предметов и восстановления исторических паттернов обоев и тканей, сегодня многие бренды, такие как Minotti, Arflex, Baxter и другие, выпускают совершенно новые предметы в стилистике mid-century. Пусть они и не имеют аналогов в прошлом, но созданные из современных качественных материалов способны стать отличной альтернативой винтажным предметам, легко вписываясь в интерьеры mid-century.

Кресло Prince, дизайн Родольфо Дордони, Minotti, 2012 год.

Вдохновляются эстетикой того времени и многие современные дизайнеры, например, Эмилиано Сальчи и Бритт Моран из Dimore Studio, которые работают со стилем по-новому, делая его богемным и респектабельным. И сегодня возможно создать актуальный интерьер, передающий эстетику 1950-х. Ведь стиль интерьера определяют даже не вещи, а то, как дизайнер сочетает их между собой.

Квартира в Париже, проект дизайнера Саши Айот.

Mid-century modern (мид-сенчури модерн) стал главным интерьерным трендом 2016 года. Этот элегантный узнаваемый стиль сформировался в 50-е годы прошлого столетия на стыке баухауза, конструктивизма, американского и других направлений, основанных на принципах простоты и функциональности. Послевоенный дизайн также называют стилем денди, так как в нем виртуозно сочетаются эксцентричность и чувство меры. В идеале интерьеры в стиле mid-century предполагают просторные площади, открытую планировку и масштабное остекление, объединяющее жилое пространство с экстерьером. Но, если подойти к вопросу со знанием дела, даже в малогабаритной квартире можно создать интеллектуальный, жизнерадостный интерьер в изысканной эстетике ретро-шика.

Чтобы создать интерьер мид-сенчури у себя дома, нужно:

Светлое, просторное помещение , с открытыми проемами или легкими раздвижными перегородками вместо дверей. Окна лучше оставить открытыми, допустимы римские шторы или тонкие однослойные полупрозрачные гардины.

Создать нейтральный фон . В качестве основного цвета подойдет любой натуральный оттенок, от белого до светло-серого или песочного. Отдельную стену можно оклеить обоями с абстрактными геометрическими орнаментами, а другую обшить деревом или камнем.

Добавить крупные яркие акценты , которые внесут в интерьер творческое настроение. Это может быть яркое кресло, подушки, светильники, абстрактные панно. Палитра послевоенного модерна состоит из насыщенных природных оттенков, таких как: терракотовый, мандариновый, горчичный, авокадо, коричневый, болотный. Также выигрышно смотрятся сливовый, вишневый, глубокий сине-зеленый оттенок «чирок».

Выбрать правильную мебель . Стулья, кресла, диваны и кушетки в стиле мид-сенчури должны быть мягких, обтекаемых форм, с велюровой или кожаной обивкой, как правило, на ножках из дерева или гнутого металла. Фасады шкафов, комодов, трюмо и этажерок выполнены из различных сортов дерева с естественным финишем, и дверцами, окрашенными в яркие цвета. В 50-60 годы дизайнеры создали целый ряд шедевров, которые со временем не утратили актуальности, а приобрели статус культовых. В этот список можно отнести кресло Eames Lounge американского супружеского тандема Имз, изогнутый пластиковый стул Panton Вернера Пантона, серию Tulip Ээро Сааринена, кресло Swan Арне Якобсена и многое другое.

Соорудить открытый бар в гостиной. Аристократичная инсталляция из красивых бутылок, винтажных бокалов и цветов позволяет чувствовать себя персонажем раннего «Бонда» и сериала «Безумцы».

Найти аутентичные предметы середины 20-го века. Футуристичные светильники, которые выглядят как арт-объекты, круглые зеркала в оправе sunburst, сферические вазы и подсвечники из цветного стекла, яркие постеры в поп-арт стилистике сделают пространство завершенным.

Показать богатый внутренний мир. В интерьере мид-сенчури уместно выглядят расположенные на виду коллекции пластинок, обширная библиотека и музыкальные инструменты.

Этот непринужденный, самобытный, выразительный стиль превращает обустройство дома в увлекательное путешествие во времени и становится все более популярным.

Просторная квартира в малоэтажном жилом комплексе недалеко от Санкт-Петербурга.


Главной целью проекта было добиться максимально открытого пространства гостиной с выделенными функциональными зонами. Для этого, в первую очередь, к квартире присоединена лоджия, которая превращена в своеобразный фанерный "бокс", вставленный в помещение.

С одной стороны, такое решение обусловлено технической необходимостью утепления ограждающих конструкций здания (пола, потолка и наружной стены). С другой стороны, решена эстетическая задача по обработке несущих элементов дома – колонн. И, наконец, зона столовой визуально вычленена из общего объема гостиной.
Зона кухни решена нестандартно - места для хранения и техника размещены в напольных шкафах вдоль дальней стены, в острове (барная стойка) и в трех отдельно стоящих вертикальных "пеналах", работающих так же, как стеллаж для книг в гостиной. Привычных навесных шкафов нет вообще. Таким образом, кухня как бы закамуфлирована и не смотрится чужеродно.






Стилевое решение всей квартиры построено на смешении скандинавских интерьерных традиций и современного дизайна, переосмысляющего 50-60-е гг. прошлого века.
Цветовое решение выдержано на нюансах с небольшими акцентами. Белые стены и нейтральный пол играют роль фона, а пастельные тона - коралловый, нежный голубой, жемчужный серый - создают атмосферу теплоты и уюта.







Кроме того, в гостиной выделено место для работы - кабинет. Небольшое помещение для рабочего стола и офисной техники отделено от общей зоны при помощи двусторонних стеллажей.









Акцентом спальни выступает красный цвет, используемый в деталях: лампы, табурет, подушки... Все остальное решено в пастельных тонах с преобладанием нежного синего оттенка. Стены выкрашены пополам с нарочитой неровностью на стыке цветов.







Статьи по теме: