Общение как интеракция.типы интеракции.условия оптимального использования каждого типа. Общение как интеракция Виды интеракции в психологии

Социальная психология - наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.

Интеракция - это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин "интеракция" произошел от английского слова "interaction", которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем - "inter" и "activus". Они переводятся как "деятельный".

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция - это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой является способность индивида "принимать" роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция - взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка "на равных", "свысока", "снизу" и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт - столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

в социальной психологии

Кроме интеракции, важнейшими аспектами общения выступают перцепция и коммуникация. Последняя представляет собой смысловой аспект взаимодействия индивидов и подразумевает обмен любыми вербальными и невербальными знаками и символами. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "communico", которое переводится как "делаю общим". Он обозначает процесс коммуникативной деятельности, который обеспечивает обмен информацией между партнерами. Существует несколько в том числе:

  • межличностная - обмен сообщениями и их последующая интерпретация партнерами по общению;
  • массовая - распространение информации посредством СМИ и других средств, при помощи которых важные сведения становятся доступными широкой аудитории;
  • публичная - донесение информации до аудитории посредством устной речи;
  • вещественно-знаковая (общение через интеллектуальные продукты, предметы искусства);
  • речевая (речемыслительная деятельность, в том числе внешняя и внутренняя речь);
  • паралингвистическая (передача информации по невербальному каналу - жесты, мимика, интонация и др.).

Перцептивная сторона общения

Перцепция понимается как смысловой восприятия субъектом своего партнера по взаимодействию, включающий в себя формирование его образа, рефлексию отношения к нему, а также понимание оппонента. В общем смысле под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие, основанное в том числе и на самопознании. Основными перцептивными механизмами являются идентификация и рефлексия.

Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция - важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция - это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция - общения, которая невозможна без коммуникации - обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции - психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.

Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:

– организовать обмен действиями;

– спланировать общую деятельность;

– выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1)Сотрудничество . Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие . Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс . Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4) Уступчивость . Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5) Избегание . Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.

Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.

Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия:заражение, внушение, убеждение.

Заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.


Внушение целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.

В отличие от заражения внушение:

а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;

б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение
кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При рассмотрении интерактивной стороны общения необходимо отметитьподражание.

Подражание это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Различают несколько видов подражания:

логическое и внелогическое;

– внутреннее и внешнее;

– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Проводятся исследования моделей для подражания и факторов, усиливающих этот процесс.

Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. Поэтому быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.

Факторы, определяющие качество интеракции:

1) объективность , чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;

2) гибкость , чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;

3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность , он его не оценивает и не судит;

4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера ;

5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста ;

6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера ;

7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого , а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;

8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всем, что касается партнера .

Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания».

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: «Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать».

Логику ведения беседы можно представить в виде модели, включающей следующие этапы:

а) определение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);

б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;

в) определение наилучшего решения, достижение соглашения;

г) разработка конкретных действий по реализации принятого решения.

Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил :

– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не «подталкивайте» его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;

– стремитесь прежде всего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Виды понимающего реагирования:

а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;

в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;

г) молчание как вид реакции;

д) невербальные реакции;

е) резюмирование;

ж) подбадривание и заверение;

з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).

Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.

1. Сильный партнер всегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целей.

2.Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.

3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.

4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.

5. Мой партнер покинет меня, когда выяснит, кто я есть на самом
деле. Поэтому я буду скрывать свое истинное Я.

6. Если я открою свое сердце, мне причинят боль.

При изучении интеракции в зависимости от дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.

Интеракция взаимодействие людей в ходе общения, планирование общей деятельности , организация совместной деятельности, психологическое воздействие друг на друга.

Взаимодействие это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации ценностей. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • – субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • – предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • – механизм регулирования взаимоотношений.

Структура взаимодействия зависит от ступеней его развития:

  • а) пространственный контакт;
  • б) психический контакт – взаимная заинтересованность;
  • в) социальный контакт – связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком;
  • г) совместная деятельность;
  • д) систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера;
  • е) социальные отношения – устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер (Я. Щепаньский).

Взаимодействия можно разделить на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий. Взаимодействие людей зависит от ситуации и позиций общения участников. Позиции в общении выделяют следующие :

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или "общение сверху";
  • 5) общение "на равных";
  • 6) подчинение, или позиция "снизу".

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции транзактпого анализа (Э. Берн). Единица взаимодействия называется транзакция . Э. Берн писал: "Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию". Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности:

  • 1) карающий Родитель – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) опекающий Родитель – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют:

  • 1) послушного ребенка ,
  • 2) бунтующего ребенка ("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Транзакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения:

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок").

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения нс совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия:

  • – социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации (А. А. Леонтьев);
  • – официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении, руководстве (М. Аргайл);
  • – различные ритуалы, полуритуалы (имеющие место в развлечениях) и игры (понимаемые весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Э. Берн).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Различают три основных стиля действий: ритуальный стиль, который задан культурой, традициями, манипулятивный стиль и гуманистический.

Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими психологическими позициями.

Два противоположных вида взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт. Структура конфликта включает следующие элементы: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта.

Типы конфликтов могут варьировать: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходит к борьбе личностей (межличностный конфликт), к конфликту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту и далее к социальному конфликту – столкновению различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов. Л. Коузер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты.

Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Интеракция
Рубрика (тематическая категория) Психология

Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:

– организовать обмен действиями;

– спланировать общую деятельность;

– выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (ᴛ.ᴇ. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1)Сотрудничество . Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие . Предполагает ориентацию на свои цели без учета целœей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс . Реализуется в частном достижении целœей партнеров ради условного равенства.

4) Уступчивость . Предполагает жертву собственных целœей для достижения целœей партнера (альтруизм);

5) Избегание . Представляет собой уход от контакта͵ потерю собственных целœей для исключения выигрыша другого (агрессия).

По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.

Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целœей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.

Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделœение следующих способов воздействия:заражение, внушение, убеждение.

Заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определœенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.

Внушение целœенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.

В отличие от заражения внушение:

а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;

б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При рассмотрении интерактивной стороны общения крайне важно отметитьподражание.

Подражание это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Различают несколько видов подражания:

логическое и внелогическое;

– внутреннее и внешнее;

– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Проводятся исследования моделœей для подражания и факторов, усиливающих данный процесс.

Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. По этой причине быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.

Факторы, определяющие качество интеракции:

1) объективность , чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;

2) гибкость , чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;

3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность , он его не оценивает и не судит;

4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера ;

5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста ;

6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера ;

7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого , а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;

8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всœем, что касается партнера .

Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, ʼʼЯ-высказыванияʼʼ.

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: ʼʼХочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказатьʼʼ.

Логику ведения беседы можно представить в виде модели, включающей следующие этапы:

а) определœение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);

б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;

в) определœение наилучшего решения, достижение соглашения;

г) выработка конкретных действий по реализации принятого решения.

Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил :

– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не ʼʼподталкивайтеʼʼ его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;

– стремитесь прежде всœего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Виды понимающего реагирования:

а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;

в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;

г) молчание как вид реакции;

д) невербальные реакции;

е) резюмирование;

ж) подбадривание и заверение;

з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).

Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.

1. Сильный партнер всœегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целœей.

2.Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.

3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.

4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.

5. Мой партнер покинœет меня, когда выяснит, кто я есть на самом делœе. По этой причине я буду скрывать свое истинное Я.

6. В случае если я открою свое сердце, мне причинят боль.

При изучении интеракции исходя из дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.

Интеракция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интеракция" 2017, 2018.



Статьи по теме: