Чем покрыть поталь. Поталь и материалы для золочения. Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

В настоящее время химикам и технологам удается найти альтернативный вариант - изобрести материал, по своим характеристикам и внешним данным ничуть не уступающий настоящему золоту, применяемому в декоративно-прикладном творчестве! Знакомьтесь, это - поталь...

Описание

Что такое поталь? Это материал (разновидности будут рассмотрены далее), который успешно используется в декоративном золочении поверхностей - огромных и небольших, гладких и не очень. Она помогает мастеру создать имитацию золотого, серебряного или бронзового покрытия на различных поверхностях.

Также известно, что поталь — такой поистине современный имитатор Она бывает в виде тонких листочков или полосок золотого цвета (как фольга) из сплава меди и цинка, а бывает жидкой.

Как уже отмечалось выше, этот материал бывает не только золотого цвета, но и серебряного, и бронзового.

Поталь служит для творческой отделки поверхностей изделий из дерева, керамики, стекла, картона, кости, чёрных металлов, гипса и других.

Разновидности потали

1. Жидкая поталь - является хромированной краской с металлическим сиянием. Она состоит из лаков, пигментов и растворителей.

Некоторые мастера, возможно, и не причисляют эту разновидность к материалу «поталь», называя ее имитацией потали. Но все же она так же, как и листовая, создает прекрасную гладкую поверхность золотистого (серебряного или

Она обладает резким запахом.

2. Поталь листовая - очень распространенный и более удобный вид материала. И наиболее часто применяемый!

Особенно хороша тогда листовая поталь, когда необходимо покрыть очень большую поверхность.

Как правило, изготавливается и поставляется потребителю в виде так называемых книжек 14х14 или 16х16 сантиметров. В одной книжке порядка 25 листов и каждый из них отделен листочком тонкой пергаментной бумаги.

Бывает также цвета золотого, серебряного, медного.

3. Поталь «крошка» - слегка Удачно применяется при покрытии неидеально гладкой поверхности. Например, это могут быть ободки, линии, при трафаретной технике.

А еще крошка может быть разных оттенков или цветов, что способствует получению интересного декоративного решения в процессе ее применения.

4. Рулонная поталь - изготовлена в рулонах длиной около 50 метров и шириной 1-15 сантиметров. Применяется тогда, когда необходимо покрыть швы и стыки или очень ровную поверхность.

5. Трансферная поталь - очень экономична в своем применении. Каждый листик нанесен на тончайшую бумагу, пленку, кальку. И ее можно применять много раз - до тех пор, пока не будет использован весь материал, находящийся на поверхности этой пленки.

Последовательность применения материала

Технология нанесения потали имеет свои особенности, но в целом, все достаточно просто и понятно.

1. Листовая поталь. Материал хорошо наносить на предварительно обезжиренную, покрытую грунтом поверхность.

Также перед тем, как нанести поталь, необходимо обработать поверхность специальным клеем (на водной или масляной основе) или молочком для золочения. В случае если применен поверхность готова к нанесению на нее уже непосредственно самой потали через 15-20 минут. Если же клей на масляной основе, то ждать придется около 12 часов.

Для того чтобы позолоченная поверхность сохраняла свой блеск и свежесть как можно дольше, на нее необходимо нанести специальный шеллачный лак или любой другой лак, предназначенный защитить поверхность от механического повреждения.

2. Жидкая поталь . Наносится, как правило, на металлическую поверхность, стекло, дерево, пластмассу, гипс, керамику. Материал обладает достаточно равномерной густоватой плотностью, не окисляется, достаточно высокая степень водостойкости.

Поверхность, которую будут окрашивать, в обязательном порядке очищают и обезжиривают.

Емкость с краской перед нанесением необходимо слегка встряхнуть.

Как правило, ложится поталь в несколько слоев. Но важно запомнить, что каждый последующий слой наносится только на хорошо высохший предыдущий! В среднем, поталь сохнет сутки.

Можно применять аэрограф - такой специальный распылитель для жидкой потали. Тогда слой высыхает 1-2 часа. Этот вариант, конечно, более подходит, если работу необходимо выполнить в кратчайшие сроки.

Преимущества материала

Жидкая поталь предназначена для того, чтобы восстановить цвет золотого (серебряного, бронзового) покрытия на предметах. Эта разновидность материала довольно легка в применении и имеет относительно невысокую стоимость по сравнению с листовой или рулонной поталью.

Листовая поталь применяется для дизайна и творчества. Она прекрасно может использоваться как в дизайне интерьеров, так и при обработке посуды, и в других творческо-декоративных работах (например, декупаж).

А еще листовая (зеркальная) поталь - это очень качественный заменитель сусального золота или серебра. Применять ее также легко, как и настоящее В результате получается идеальная зеркальная поверхность.

Работа мастера с применением потали

В этом разделе будет описано поэтапное выполнение конкретной работы с поталью - деревянной вешалки для прихожей. Применяются здесь две техники декоративного творчества одновременно: декупаж и роспись поталью.

Материалы для работы: деревянная заготовка в виде сосновой доски размером 40х25 сантиметров, круглый медальон диаметром 10 сантиметров, крючки для вешалки, поталь «крошка» (цвета золота и серебра), клей для потали на водной основе, салфетка и распечатка для декупажа, клей для этой же техники, грунтовка белого цвета, контур акриловый для стеклянной поверхности.

Творческая работа начинается с того, что шлифовальной бумагой немного затирается поверхность деревянной доски до гладкой. Затем без предварительного грунтования с помощью техники декупаж наклеивается специальная салфетка, точнее - ее фрагмент с понравившимся рисунком. После высыхания снова шлифовальной бумагой поверхность затирается до идеально гладкой.

Круглый медальон грунтуется, затем высушивается и также шлифовальной бумагой затирается. На его поверхность наносится клей для потали, после его высыхания - и сама поталь серебряного цвета. После высыхания поверхность снова полируется.

С помощью трафарета на медальоне изображаются контурные линии птицы и веточки. Потом на них же наносится клей для потали и сам материал - теперь золотого цвета.

По итогу, медальон покрывается несколькими слоями лака.

Тем временем продолжается работа над деревянной основой для вешалки. Зубочисткой (предварительно смоченной клеем для потали) уточняется рисунок птичек, веточек, стеблей и так далее. Все эти мотивы покрываются поталью.

После высыхания вся вешалка покрывается лаком. Закрепляется медальон и прикручиваются крючочки.

Кто бы мог подумать, что такая поталь может сотворить настоящее чудо - так украсить работу!

Стоимость материала

Цена потали жидкой: емкость 50 мл - 450 рублей, 100 мл - 520 рублей.

В рулонах - от 370 рублей до 4500 рублей за рулон - в зависимости от его ширины, длины и производителя.

Есть множество поставщиков этого материала: и в России, и в Германии. На любой вкус.

Выводы

Все-таки преимущества материала очевидны! Благодаря тому, что поталь - такой интересный и недорогой материал, реставраторы имеют замечательную возможность преобразовывать старинные сокровища: иконы, картины, фрески, скульптуры. И таким образом, сохранять оставленное нам наследие от далеких предков. А также поталь мастерам позволяет создавать и новые шедевры!

Процедура золочение поталью строго регламентирована и включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Обработка поверхности, на которую будет наноситься поталь. Необходимо добиться гладкости поверхности и отсутствия на ней видимых дефектов, ведь лист потали чрезвычайно тонкий, а поэтому на нем будут хорошо просматриваться все изъяны.
  2. Нанесение клеевого раствора. На этом этапе специалист поймет совершаются ли работы качественно. К примеру, если поталь будет наноситься на потолки, то мы будем использовать клей с максимальной адгезией, чтобы позолота со временем не отстала. Ключевой момент — присутствует ли в клеевом растворе вода. Она непременно становится катализатором окислительных процессов, поэтому даже ничтожное содержание воды в клее через 5 или 10 лет станет причиной ускоренного потемнения позолоты. Поэтому мы используем только растворы, не содержащие воду. Например, долговечное золочение дерева поталью предусматривает использование клеевого раствора на основе натуральных смол. После нанесения клея мастер ожидает, чтобы он загустел для наилучшего приставания потали к поверхности.
  3. Приклеивание листа потали и окончательная обработка элемента декора. Здесь важна только аккуратность — тонкий лист нужно приложить к поверхности и тщательно прижать без образования пузырьков и прочих недостатков. Если поталь расположена на потолке, то можно обойтись без нанесения защитного лака, но для позолоченных элементов, расположенных на стене возле дверей, окон или мебели, предпочтительней использовать специальный лак. Он позволит избежать механического разрушения позолоты из-за постоянного соприкосновения с ней других объектов.

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Современный дизайн свадебных приглашений. Золочение поталью.

Театр начинается с вешалки, а свадьба – с приглашения. Это первая весточка грядущего торжества, в которой кроме информационной и декоративной составляющих сконцентрировано предвкушение праздника, настроение и намек на стиль будущей свадьбы. А потому вполне понятно трепетное отношение свадебных организаторов, декораторов и самих будущих молодоженов к подготовке свадебных приглашений.

Всем нам хочется индивидуальности, оригинальности – чтобы приглашения произвели впечатление, стали обещанием стильного красивого праздника. В поисках своей собственной «фишки» не помешает оглянуться на модные тенденции и советы дизайнеров по оформлению свадебных приглашений.

Пожалуй, пригласительные еще никогда не были столь разнообразными, стильными, продуманными и детализированным и, какими мы видим их сегодня. Современный арсенал материалов и техник позволяет превратить этот небольшой лист бумаги в маленький шедевр, произведение полиграфического и хэнд-мейд искусства. Среди самых популярных и уже хорошо многим знакомых тенденций – романтичная акварель и изящная каллиграфия, нежная пастель и магическая темная палитра, минималистичная графика и нескучная геометрия.

Но сегодня хотелось бы подробнее остановиться на другом интересном тренде, который заслуживает отдельного рассказа, - на золочении. «Золотые» приглашения выглядят очень эффектно, если не сказать роскошно. Впрочем, если вы не поклонник стиля «дорого-богато», то вам, возможно, придутся по вкусу «облегченные» изящные варианты золочения. Ведь золото в свадебной полиграфии – это и гламур, и романтика, и винтаж, и модерн, и классика, и минимализм. И, вопреки расхожему «gold is cold», оно добавляет нотки тепла и, несомненно, благородного шика в любое оформление.

Золочение хорошо сочетается с бумагой разных фактур и самыми разными декоративными техниками и темами: с нежными акварельными и пастельными фонами либо, напротив, с темными насыщенными оттенками, с геометрическими рисунками и цветочными орнаментами. Металлизированны ми (золотыми, серебряными или медными) могут быть отдельные слова, цифры или весь текст приглашения, монограммы, рамки, узоры и другие акценты.

Каким же образом приглашениям можно добавить металлического блеска?

Самый простой способ – доверить работу опытному графическому дизайнеру, который «позолотит» или «посеребрит» макет прямо в фотошопе; либо отправить заказ в типографию, где смогут осуществить печать с тиснением металлизированно й фольгой.

Ну а для тех, кто во всем ценит ручную работу, есть несколько более трудоемких, но интересных методов:

  • золочение при помощи акриловой краски или металлической пудры;
  • золочение с помощью туши (в том числе сухой) для каллиграфии;
  • золочение поталью.

С краской и тушью все более-менее понятно: первой можно тонировать элементы приглашения, второй – «золотить» (то есть писать) текстовую часть. А как работать с поталью и для чего она может быть полезна?

Поталь для золочения выпускается в хлопьях, листах и рулонах. Для нашей работы особый интерес представляют две последние – такая поталь бывает свободной (каждый лист проложен тонкой пергаментной бумагой) и трансферной (каждый лист под давлением помещен на шелковую бумагу или пленку). Работать с трансферной поталью удобнее: ее можно легко резать ножницами в соответствии с необходимыми размерами и формой.

Кроме самой потали, для работы нужен специальный клей (он так и называется – «клей для потали»), синтетические кисти и другие инструменты – в зависимости от того, какая именно техника будет выбрана.

Начнем с самого простого

Например, перед нами стоит задача добавить немного блеска – «позолотить» уголки или отдельные фрагменты листа. Берем заготовку, синтетической кистью наносим и равномерно распределяем в нужном месте клей для потали. Даем клею немного просохнуть – до состояния «отлипа».

На участки, где нанесен клей, накладываем поталь и слегка прижимаем к поверхности. Если вы работаете со свободной поталью (без подложки), будьте аккуратны: она очень тонкая и легко разлетается. И снова оставляем на несколько минут. Затем с помощью сухой жесткой кисти еще раз разглаживаем слой потали и убираем ее излишки, которые не приклеились к поверхности.

Особенно хорошо сочетается такое небрежное золочение с не менее модной ныне акварельной бумагой с рваными краями. В этой технике можно сделать и приглашения, и карточки для рассадки гостей, и меню.

Таким образом можно покрывать поталью и большие площади, но в этом случае лучше использовать поталь трансферную. Последовательнос ть работы с ней такая же: она накладывается на клеевой слой и прижимается к поверхности, после чего остается лишь осторожно отделить подложку.

А еще трансферную поталь можно наносить на бумагу такими способами:

  • с помощью декоративных штампов : на рельефный штамп с понравившимся узором наносим клей для потали, оставляем на бумаге оттиск (и сразу моем штамп), накладываем поверх него поталь, прижимаем, отделяем подложку;
  • с помощью трафаретов : прикладываем трафарет к листу бумаги, как краску, наносим клей через трафарет, отделяем его от бумаги (и сразу моем), прикладываем и прижимаем поталь, отделяем подложку;
  • с помощью двустороннего скотча : приклеиваем тонкие полоски двустороннего скотча к бумаге, прикладываем поталь, прижимаем, отделяем подложку.

Золочение тонерочувствительной фольгой

И, наконец, еще один способ золочения – с использованием так называемой тонерочувствител ьной фольги , что продается в рулонах разных размеров. Кроме нее для работы понадобится ламинатор. Можно приобрести самый простой недорогой прибор или, если есть возможность, взять его в прокат.

Для начала выбираем черно-белый рисунок или текст с четкими линиями. Печатаем его на черно-белом лазерном принтере. Принтер необходим именно лазерный, не полноцветный, а бумага – плотная, но не дизайнерская и не фактурная. Отрезаем кусок фольги нужного размера – чтобы он закрывал распечатанный рисунок или текст. Накладываем фольгу на него, а сверху накрываем все это еще одним чистым листом бумаги.

Теперь полученный «бутерброд» нужно пропустить через нагретый ламинатор. А после останется лишь аккуратно отделить фольгу – она должна остаться лишь на напечатанном рисунке или тексте. Если в каких-то местах фольга не прилипла, можно снова накрыть рисунок фольгой и еще раз прогнать его через ламинатор.

Некоторые мастера советуют: если нет возможности использовать ламинатор, вместо него можно применить утюг. Но тут нет гарантии того, что золотистый оттиск будет передан так же четко и ровно.

Как видите, есть множество способов добавить золотого блеска свадебным приглашениям и превратить их в поистине ценные творения.

Поталь и материалы для золочения

Что такое поталь?

Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.


Обычно продается в виде небольшой папке с листами. Листовая поталь бывает двух видов: трансферная и свободная. У трансферной потали каждый отдельный лист размещен на кальке или шелковой бумаге. Свободная поталь перекладывается двумя бумажными листами. От трансферной потали просто отрезают нужный по форме кусок и переносят на поверхность декорируемого изделия. Бумага потом аккуратно отделяется от потали. Свободная поталь режется на специальной подушке ножом для золочения. Потом ее нужно взять специальной кистью - лампензелью (о которой мы расскажем ниже) и перенести на декорируемую поверхность.

Поталь в крошке


Применяется для создания эффекта растрескивания (кракелюр). Или придания позолоченной поверхности других оттенков. Может помочь в создании световых переходов. Крошку наносят или посыпают на обработанную клеем поверхность.

Поталь в виде краски или жидкости



Простой и доступный вид потали. Такая поталь не требует особых навыков и опыта. Вы просто наносите ее на поверхность кистью.

Поталь в виде пасты



Подходит для дерева, металла, для декорирования кожи, текстиля, сувенирных изделий.

Наносить пасту можно пальцами, кистью, тканью, губкой. После высыхания поверхность можно

полировать до блеска. Имеет сходство с воском для золочения.

Воск для золочения



Дает бронзовый или золотой цвет. Цели применения могут быть совершенно различными. Одни применяют воск для создания эффекта старины. Другие для придания объема изделию. Третьи для тонировки поверхности, например, дерева. Еще воском заделывают мелкие трещины и сколы на поверхности золоченого предмета. По консистенции воск похож на массу для лепки. Мы не рекомендуем использовать воск для поверхностей, которые будут усиленно эксплуатироваться, и подвергаться трению. Иначе воск сойдет с изделия. Наносить воск можно пальцем, кистью или губкой. Преимуществом воска является его экономичность. Еще воск эстетически приятен внешне.

Грунт под поталь


Грунты для золочения бывают обычные и на клеевой основе. Клеевой гунт - прекрасное универсальное средство. Оно сочитает в себе и грунт и клей. Согласитесь, это очень удобно. Чаще всего этот грунт-клей применяют с поталью. И подходит он практически для всех поверхностей. Можно применить и на трафарете и на открытом участке под золочение. Еще один вид грунта под золочение - левкас. Его применяют для дерева или штукатуренной поверхности.

Для золочения нужны специальные грунты, которые обеспечат подготовку ровной поверхности к нанесению клея и потали.

Кисти для потали



Какие понадобятся кисти при золочении:

Лампензель - переносит поталь на поверхность изделия. Благодаря этому поталь не деформируется и не рвется.

Веерная кисть - похожа на лампензель. Имеет форму веера, помогает переносить поталь, разглаживать ее.

Плоская кисть - ей можно разглаживать, наносить краску, лак, битум, патину.

Кисть для обметки и стряхивания лишнего.

Агатовый зубец

Полирует золоченую поверхность при несильном надавливании.

Клей для потали



Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:

Мордан - самый известный клей для потали. Он изготавливается на масляной основе. Считается вариантом как для профессионалов, так и любителей. Его используют и для сусального золота и для потали. Мордан наносят кистью плоской формы. Работы по золочению зависят от времени высыхания клея. Одни виды мордана сохнут 1,5 часа, другие сохнут целые сутки.

Клеи животного происхождения. Кроликовый клей или клеи животного происхождения часто применяют профессионалы и реставраторы. Выпускается в гранулированном виде, продается в пакетах. Клей разводят паром. Рыбный клей - выпускается в хлопьях и имеет свойство желатина. Как и кроличий разводится паром.

Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:

Водно-акриловый клей , клей на водной основе , молочко для золочения - подходит только для внутренних работ. Для гладких водооталкивающих поверхностей без текстуры не подходит. То есть со стеклом, металлом, каменными поверхностями не применим. Через 15 минут после нанесения готов к работе в течение часа.

Клей на спирту. Вот он как раз подходит для стеклянных поверхностей, камня и металла. Но только для предметов стоящих внутри помещений. Готов к работе через пол часа после нанесения и работе в течение трех часов.

Лак для защиты потали



Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде.

Лаки на спиртовой основке - препятствует окислению потали.

Лаки на водной основе могут окислять позолоту.

Средства для декорирования позолоченной поверхности

Патина - применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках.

Битумный лак или воск - позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.

Преимущества использования потали

В первую очередь это выгода - поталь удешевляет стоимость работ. Она существенно снижает цену в смете реставраторов. Второе преимущество это легкость работы для новичков. Исправлять неточности при нанесении на поверхность предметов легче, потому что поталь толще сусального золота. А еще поталь в отличие от золота не жалко испортить.

А вдруг у меня не получится?

Все получится. Смотрите обучающие ролики и читайте статьи. Если не боятся, золочение принесет массу удовольствия.



Статьи по теме: