Духовные проблемы современной действительности. Духовные вопросы

Мне думается, что я могу говорить с вами не с объективной точки зрения, а просто как старый человек (мне восьмой десяток, поэтому я вправе считать себя старым), и как человек с почти что пятидесятилетним опытом врача и священника.

Проблемы, с которыми человек встречается в пожилом возрасте, коренятся в его прошлом, настоящем и будущем, и мне хотелось бы сказать несколько слов о каждой из трех ситуаций.

В первую очередь, всем пожилым и стареющим людям неизбежно приходится сталкиваться с необходимостью стать перед лицом своего прошлого. Это относится к отдельным людям, это, в равной мере, относится к целым народам. Кажется, Солженицын в одной из своих книг писал, что народ, который не примирился со своим прошлым, не сможет разрешить ни одной проблемы в будущем. И на самом деле, это имеет отношение ко всем нам: пока мы отворачиваемся от нашего прошлого, закрываем на него глаза, не желаем о нем помнить, мы не способны решать проблемы ни настоящего, ни будущего.

Поэтому первое, что пожилой человек обязан сделать, это поставить перед собой задачу – не избегать своего прошлого; быть готовым, если прошлое предстанет в виде воспоминания или человека из далекого, давно забытого времени и напомнит о неразрешенной проблеме, встретить его лицом к лицу. Это может происходить по-разному, и мне хотелось бы привести два примера.

Несколько лет назад ко мне пришла одна пожилая прихожанка и сказала: «Я не знаю, что мне делать: я не могу спать по ночам, меня одолевают мысли, образы прошлого, моменты прожитой жизни. Я обратилась к врачу за помощью, он дал мне снотворное, но оно не помогает: то, что было воспоминаниями и мыслями, превращается в ночной кошмар, и я не могу ничего с этим поделать».

И я ей указал на то, в чем сам все больше убеждаюсь со временем: нам дается жить и проживать заново свое прошлое до тех пор, пока мы не разрешим все встающие проблемы. Пока мы не встретили ситуацию из прошлого лицом к лицу (а во время бессонницы приходит на память только неладное), пока не разрешили тот или иной вопрос, он будет настойчиво возвращаться в виде воспоминаний, ночных кошмаров или образов.

Поэтому я предложил этой женщине принять то, что прошлое ее так глубоко тревожит, как милость Божию: случись ей войти в вечность со всеми этими нерешенными проблемами, ей все равно придется их решать, но уже не тогда, когда сами обстоятельства ей помогают. Она спросила, что же делать, и я ей посоветовал, когда вспоминается какое-то событие, постараться вернуть себя в обстоятельства того времени и пережить это событие заново, но пережить на основании нового опыта, опыта долгих лет. И затем поставить перед собой вопрос: «Бог вернул меня обратно к этой ситуации. Сделала бы я сейчас то же самое, произнесла бы те же слова, что пятьдесят, семьдесят, сорок лет назад?»

И нужно ставить этот вопрос до тех пор, пока не сможешь сказать всем своим существом не только из страха, но на основании всего жизненного опыта, всей с годами приобретенной зрелости: нет, оказавшись в прежней ситуации, я бы так уже не поступила; всем умом и всем сердцем, всей волей и плотью отрекаюсь от этого, прежняя «я» умерла.

И знаете, это сознание, это чувство, что ты умер по отношению к своему прошлому, в некотором смысле совершенно реальное. Помнится, один человек пришел к священнику и сказал: «У меня такая проблема: много лет тому назад я поступил неладно в том-то и том-то. Я могу рассказать о своем грехе или проступке, но каяться я не могу, не потому, что не признаю его за грех, а потому что у меня абсолютное ясное чувство: человек, который совершил его двадцать – двадцать пять лет назад, – не я. Я уже не тот человек, тот человек умер, я могу описать его действия, но не могу от своего лица принести за них покаяние, потому что я – не он».

Именно эту мысль я пытался донести до пожилой прихожанки: нам дается жить и проживать заново, с неизбежностью возвращаться во все неладные, болезненные, уродливые ситуации нашего прошлого с тем, чтобы изнутри обретенной зрелости разрешить их, развязаться с ними, как развязывают узлы и отпускают на свободу.

Второй пример, который мне хотелось бы привести, похожий, только разрешился он иначе. Ко мне пришел человек, которому было за восемьдесят, и попросил совета. Когда ему было лет двадцать, в России шла гражданская война, и он служил офицером Белой армии. Он был влюблен в медицинскую сестру своего подразделения, она его глубоко любила, и они собирались пожениться. Все было полно надежды и радости, но однажды во время перестрелки она нечаянно высунулась, и он ее застрелил. И он никак не мог с этим примириться.

Он мне говорил: «Я убил девушку, которую любил. Я убил девушку, которая любила меня. Я оборвал жизнь, только начинающую расцветать, полную возможностей и будущего. Что мне делать?» Я спросил: «А что Вы делали до сих пор, это ведь произошло лет шестьдесят назад?» Он сказал: «Я следовал всем советам, которые мне давали. Я молился о прощении, но не находил покоя в сердце; исповедовался, плакал о том, что совершил, получал разрешительную молитву, но ничего не происходило; творил в ее память, сколько мог, добрые дела, но опять в моем сердце ничего не менялось; причащался, делал все, что благочестивые люди, священники и друзья мне советовали».

И тогда… знаете, мне часто кажется, что моя небесная покровительница – валаамова ослица, которая проблеяла нечто полезное, когда пророк Валаам не разглядел ангела, преградившего ему дорогу. Поэтому я прислушался к своей валаамовой ослице и проблеял по ее наставлению. Вот что я сказал: «Вы молили о прощении Бога, Которого не убивали, Вы просили священника, которому не нанесли вреда, отпустить Вам грехи. А просили ли Вы Машу, которую убили, простить Вас?» «Но она мертва», – сказал он. «Да, она мертва в том смысле, что физически Ваша пуля оборвала ее жизнь. Но разве Вы не верите, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых?» (Мк 12: 27). Он говорит: «Верю». «Значит, она жива. Поэтому после вечерних молитв сядьте в кресло и поговорите с ней. Помолитесь Богу, чтобы она смогла услышать то, что у Вас на душе. Расскажите ей о своем раскаянии, о всем том, что Вам пришлось пережить, о своей боли и отчаянии, попросите ее простить Вас и помолиться Богу, чтобы Он, если она может от всего сердца Вас простить, ниспослал бы Вам мир». И это совершилось.

Это – другой подход к решению проблемы прошлого, если мы действительно верим, что Бог есть Бог живых, и что в Нем и для Него все живы. Ситуацию не всегда возможно исправить, если переменился только ты сам, потому что в нее могут быть вовлечены другие люди. Нельзя просто сказать: «Я примирился со злом, которое причинил другим людям», но можно примириться с обстоятельствами, и к этому я еще вернусь, когда буду говорить о проблемах настоящего.

Таково наше положение по отношению к прошлому: прошлое присутствует в нас двояким образом. Это могут быть события, которые с нами произошли, повлияли на нас, но потом утратили свое значение, растворились так же, как пища, которую мы едим: из нее строится наше тело, но мы перестаем ее замечать, как только она вошла в состав нашей плоти, нашей крови, наших мышц, нашей жизни.

Но прошлое также присутствует в нас в виде неразрешенных проблем, и необходимо помнить, что Бог дает нам шанс, настойчиво возвращая к ним в снах, в ночных кошмарах, в воспоминаниях, во встречах того или другого рода или, порой, в чтении романов, в которых мы неожиданно наталкиваемся на описание наших собственных обстоятельств и ужасаемся, что приходится пережить их заново. Мы не должны отворачиваться от прошлого, нужно взглянуть ему в лицо и поставить перед собой вопрос: «Тот ли я человек, который так поступил, или нет? Если я остался прежним, то это не прошлое, это – мое настоящее, и его необходимо изжить тем или другим образом». Вот что я хотел коротко сказать о проблеме прошлого.

Есть еще проблема настоящего. Когда старость унесет все, что составляло наши молодые и зрелые годы, перед нами встанут определенные проблемы. Но пока это не произошло, может наступить период, когда время зрелости еще не закончилось, но мы уже ощущаем, что оно постепенно отдаляется: физические силы слабеют, умственные способности уже не те… И зачастую пожилые люди отчаянно цепляются за то, что уходит, чего они не могут удержать, как бы ни старались.

Как ни напрягай физические силы, в семьдесят уже не удается быть таким же, как в сорок или тридцать. Как ни тренируй ум, есть вещи, на которые мы способны в двадцать пять, но не способны в восемьдесят, и т.п. Что же делать? Большинство людей какое-то время пытаются раздувать угли в надежде вызвать язычок пламени, чтобы хоть на мгновение снова стать такими, какими были раньше. Я думаю, это – ошибка: чем старательнее мы раздуваем угли, тем быстрее они превращаются в пепел. Верное решение, как мне представляется, дается в дивных строчках стихотворения Виктора Гюго:

Тот возвращается к первичному истоку,
Кто в вечность устремлен от преходящих дней.
Горит огонь в очах у молодых людей,
Но льется ровный свет из старческого ока.

Нам необходимо осознать, что есть время пламенеть, а есть время светить. Свет тихий, спокойный, ровный свет, который во тьме светит, может принести больше пользы людям, чем обжигающее пламя.

Ницше в своем единственном действительно религиозном стихотворении говорит: «Свет есть все, что я хватаю, Уголь все, что отпускаю: Пламя – пламя я и есмь!» Для старого человека опасность заключается в том, что, прикасаясь к вещам, он превращает их в пепел, потому что больше не способен поддерживать сияющее пламя. Он способен испепелять, но не питать живой огонь, который сообщил вещам. Поэтому в нас должна произойти чрезвычайно важная перемена: нам нужно научиться принимать, что мы больше не способны гореть жарким пламенем, но можем сиять тихим светом. Для окружающих мы можем служить средоточием внутреннего мира, покоя, примирения вместо того, чтобы производить зажигательную энергию, которая побуждает людей к действию, к движению. И с этим процессом каждый из нас должен смириться, потому что силой перемениться никого не заставишь, но если упорствовать и продолжать полыхать, то рано или поздно сгоришь, и тогда будет уже слишком поздно преображать пламя в сияние, преображать огонь в свет.

Другой трудный момент в старении – это то, что многое становится недоступным. В особенности нелегко осознавать, что перестаешь влиять на события. Но есть две разных состояния – пассивность и созерцательность. Чаще всего пожилой человек со страхом готовится к тому, что, как только он перестанет влиять на события, ему придется жить пассивно и принимать удары судьбы. Вместо этого он мог бы научиться созерцательности, т.е. способности спокойно вглядываться в события не спеша, со всем жизненным опытом, со всем бесстрастием (которое дается, если не бросаешься действовать сломя голову) и только после этого произносить слово, которое зазвучит из глубины покоя или, если хотите, из глубины внутреннего молчания и которое будет словом истины, потому что выразит то, что находится в сердцевине молчания, за пределами слов.

Но есть вещи, на которые человек не способен независимо от возраста, ведь не только старики не справляются с тем или другим делом. Поэтому каждому пожилому или стареющему человеку нужно сесть и поразмыслить: «На что я способен?» не в смысле кипучей деятельности, потому что, как правило, она представляет собой весьма печальное зрелище, а в смысле пределов моих способностей, моего физического состояния, моего зрения, слуха, понимания. Порой пожилому человеку можно помочь открыть в себе нечто очень важное: кем он является, даже если он не способен делать то, с чем он или она отлично справлялись в прошлом.

Я вам приведу пример. Моя бабушка умерла, когда ей было девяносто пять лет. Задолго до девяносто пяти, ей уже было не сорок и не пятьдесят, и она не могла делать то, что ей замечательно удавалась, когда она была моложе. Однажды она настояла на том, чтобы помыть посуду после обеда. Было слышно, как она мыла, но под конец раздался ужасный грохот. Она вошла в мою комнату и сказала: «Я разбила всю посуду. Я ее чисто вымыла, а потом столкнула локтем на пол, и от нее ничего не осталось. Почему Бог позволяет мне жить, когда я уже ни на что не гожусь, даже мыть посуду?»

Я ей говорю: «Могу назвать две причины». Она навострила уши, потому что две – это много. «Во-первых, на небесах полно старушек. Думаешь, Бог может Себе позволить заполучить еще одну?» Она обиделась и сказала: «Ты все шутишь, а я говорю серьезно». Я сказал: «Да, но есть и вторая причина. Есть нечто, чего с момента сотворения мира до Страшного Суда и после ни одна Божия тварь, за исключением тебя, не сумела сделать». Она посмотрела на меня с интересом и спросила: «Что это?» Я ответил: «С сотворения мира и до того момента, как перед нами распахнется вечность, никто, кроме тебя, не сумел быть моей бабушкой».

«Быть моей бабушкой» не означает просто произвести мою маму, чтобы мама, в конечном итоге произвела меня. Быть бабушкой включает в себя всю полноту ситуации, всю полноту отношений. И, знаете, для нее это прозвучало убедительно. Поэтому, если приходится иметь дело с пожилыми людьми, которые считают себя бесполезными, можно сказать: «Нет, есть одна вещь, которую ты можешь делать, как никто другой. Ты – моя мать, моя бабушка, мой друг, ты то-то или то-то», чтобы человек понял: в этом его абсолютная и неизменная, несомненная, вечная ценность, и вы увидите, какой заряд надежды и радости это может дать человеку.

Есть еще один момент, который относится к настоящему: с возрастом мы все больше начинаем зависеть от других людей из-за того, что слабеет зрение, отказывает память, оставляют силы, или из-за того, что серьезно заболеваем. И зачастую пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих».

И такие слова никогда нельзя оставлять без ответа, потому что это ситуация безнадежности. Если ты уверен, что ты – обуза, для тебя ничего не остается, как покончить с собой или постараться приблизить свою кончину. Но ты никогда не будешь обузой, если – и существует два «если». Первое: если окружающие любят тебя, тогда ты для них не обуза. Ухаживать ласково, заботливо, вдумчиво за тем, кого люди любили всю свою жизнь, – радость и привилегия, и, на самом деле, плата (хотя само по себе слово уродливо), плата за все то, что ты для них сделал. Мать годами заботилась о детях, и теперь их привилегия, и я настаиваю, для детей это – привилегия, заботиться о матери. Но не безусловно. И здесь – второе «если».

Если ты стал зависеть от ласки, любви и преданности твоего окружения, твоя задача – сделать ситуацию простой и легкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе дается, и превратить взаимоотношения с окружающими в праздник, а не в наказание для себя и для них. И знаете, научиться принимать великодушно, благодарно, радостно – искусство, которым не каждый владеет. Даже в периоды короткой болезни люди не всегда на это способны, а когда впереди долгая старость, этому нужно учиться и учиться, не откладывая. Необходимо напоминать себе, что мы тоже можем оказаться объектом заботы, и это может стать опустошающим или, наоборот, чрезвычайно плодотворным опытом. В одном псалме говорится: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» И ответ: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс 115:3–4).

Принимать дар радостно, с открытым сердцем, с сияющими глазами, отвечая лаской на ласку – не только лучший, но единственный способ сделать так, чтобы давать было легко и возможно. И наоборот, если принимать со стесненным сердцем, всем видом показывая: ни за что от тебя ничего бы не принял; не будь я жертвой ревматизма, болезни или старости, я бы от тебя не зависел; какое несчастье, как мне жаль тебя, а еще больше жаль себя, – то, разумеется, можно превратить отношения любви в нечто полное горечи. Это наука, которой должны овладеть все стареющие люди, но и самих себя мы должны прошколить как можно раньше, потому что все зависят от любви окружающих – дети и взрослые, и семейные, и одинокие, и старые. В любом возрасте нужно учиться принимать с благодарностью, принимать великодушно, принимать так, чтобы для ваших близких давать было бы радостью и новой глубиной отношений.

Есть еще одна сторона, на которой я коротко остановлюсь: пожилой человек время от времени размышляет о своей смерти, и смерть в какие-то моменты представляется ему освобождением, а в какие-то – ужасом. Смерть представляется освобождением, пока еще не нависла над нами. Пока смерть еще далеко, мы можем рассуждать в таких категориях, но, когда она совсем рядом, когда в теле уже ощущается мертвость, может напасть страх. Поэтому чрезвычайно важно начинать вырабатывать в себе здоровое отношение к смерти не тогда, когда мы ее боимся, а значительно раньше, в детстве, в молодости, в зрелом возрасте нужно учиться смотреть на смерть творчески.

Раньше всего, мне кажется, необходимо понять разницу между процессом умирания и смертью как таковой, потому что многие не боялись бы смерти, если бы не боялись того, что им проходилось наблюдать при умирании близких: слабеющего сердцебиения, затрудненного дыхания, страданий, которые сопровождают некоторые заболевания и т.д. Но это – не смерть, и при современном состоянии медицины не представляет такой проблемы, как раньше.

С. Сондерс, одна из лучших специалистов по уходу за умирающими, говорила мне, что в наше время уже нет причин, по которым больной раком человек должен испытывать страдания или впадать в бессознательное состояние. Имеется достаточно препаратов, которые при умелом использовании позволяют это предотвратить. Поэтому в большинстве случаев людям можно объяснить, что умирание – это не кошмар, как им представляется из увиденного или услышанного в прошлом. С другой стороны, с мыслью о смерти или с надеждой, которую она дает, можно свыкнуться. Но чего никогда нельзя делать, беседуя о смерти со старыми или больными людьми, – это говорить так, будто мы можем к ней подготовить. Невозможно никого подготовить к тому, чего не сам испытал, поэтому весьма неубедительно звучит, когда люди, в особенности молодые священники, говорят умирающему: «О, не волнуйтесь, вы увидите, как это просто, как это прекрасно».

Что же делать? Сделать можно многое, но есть нечто абсолютно основоположное: мы должны готовить человека не к смерти, а к вечной жизни. Только в той мере, в какой человек сейчас, пока он во плоти, переживает опыт вечной жизни, он будет способен взглянуть в лицо физической смерти, разделяющей душу и тело, и взглянуть не только с самообладанием, но с надеждой, как апостол Павел, который мог сказать, что для него умереть означает не сбросить с себя временную жизнь, а облечься в вечность. Духовно поддержать умирающего можно только помогая ему постепенно врастать в вечность.

Я закончу одним примером, который произвел на меня чрезвычайно большое впечатление. Когда я был молодым священником, у меня был друг, старше меня, его жизнь сложилась очень трудно. В девятнадцать лет он попал в советский концентрационный лагерь, заболел гангреной, ему ампутировали ногу по бедро и выкинули из лагеря, потому что он стал ни на что негодным. Ему немало пришлось пережить.

В какой-то момент он заболел желтухой, очутился в госпитале, где врачи его обследовали и обнаружили не подлежащую операции опухоль, которая распространилась на печень. Ему ничего не сказали, но сказали мне и его сестре, и я пошел его навестить. Он лежал на койке, сильный, высокий, красивый человек, и сетовал: «Как некстати! Столько дел и вот: я в постели, и мне даже не могут сказать, как долго это продлится!» Я сказал: «Сколько раз Вы мне говорили: как бы хотелось остановить время, чтобы ничего не надо было делать, а только быть. Вы никогда этого не осуществили». Он ответил: «Нет». «Что же, Бог сделал это за Вас. Делать Вы ничего не можете. Научитесь быть».

Он посмотрел на меня и сказал: «Да, действительно, но как? Быть означает как бы пребывать в вечности. Нельзя «просто быть» в пустоте, подвешенным между небом и землей». Я сказал: «Это очень просто. Во-первых, нужно примириться со всем, что произошло в Вашей жизни, с собственной совестью, с окружающими Вас людьми, со всеми теми, кого приходилось встречать, со всеми обстоятельствами жизни, со всеми словами и поступками и с Богом. Давайте займемся этим. Подумайте о своем непосредственном окружении: о родственниках, друзьях, знакомых – и поставьте перед собой вопрос: примирился ли я с каждым из них? Если нет – ищите примирения». Он сказал: «Да, но некоторых уже нет в живых». И я ему привел пример, который приводил вам, пример человека, застрелившего свою возлюбленную. Так мы перебрали все его окружение. Это была борьба, это было непросто, но у него в сердце водворялся мир, и мы продолжали двигаться дальше, вскрывая слой за слоем.

Один русский святой говорил, что производить суд своей совести – все равно как луковицу чистить: вначале снимаешь сухую шкурку, она отваливается без труда, потом начинаешь снимать слои, в которых сохранился сок, и тогда льешь слезы и плачешь, плачешь, пока не дойдешь до самой сердцевины и не обнаружишь, что она сладка.

Этим мы и занимались. Мы занимались этим три месяца, в течение которых он постепенно угасал. И когда он уже умирал, недели за две до смерти, когда от него уже ничего не оставалось, кроме больших сияющих глаз, слишком слабый, чтобы держать ложку, он мне сказал: «Знаете, мое тело почти умерло, но я никогда не ощущал себя таким интенсивно живым, как сейчас». И поскольку он обнаружил, что жизнь зависит не от физического состояния, а от цельности, которую приобрел, от жизни преизбыточествующей, в которую погрузился, он смог взглянуть в лицо смерти так, как не смог бы взглянуть, если бы предстал перед ней со всем грузом своего прошлого, со всей горечью, болью, неудовлетворенностью и отчуждением.

На этом я закончу свою беседу, которая и так оказалась слишком длинной.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 2 октября

Тема передачи сегодня: «Молитва и другие вопросы духовной жизни». Возвращаясь к прошлой нашей передаче, осталось много вопросов, которые поступили к нам. Что такое правильная молитва?

Правильная молитва? Это молитва молящегося, который правильно себя позиционирует перед Господом. У правильной молитвы должно быть правильное содержание. И наконец, у этой молитвы должна быть правильная форма, правильный образ молитвы.

- Много вопросов поступило об Иисусовой молитве.

Об Иисусовой молитве написаны целые библиотеки. Можно сказать, что это духовная практика, которая заключается в непрестанном повторении молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Женщины говорят: грешную. Основана эта молитва на словах самого Спасителя, который сказал: «Именем моим будут изгнаны бесы». То есть в этих словах заключается пророчество Христа о Его имени, в которое имеет необыкновенно огромное духовное значение. И вот на этом упоминании основывается молитвенная практика умного сосредоточения и сердечной молитвы. Сердечная молитва во многом является наградой от Бога человеку, молящемуся усердно. Для правильного занятия молитвой Иисусовой лучше найти себе наставника, священника, который сам занимается Иисусовой молитвой. Священник может направить, поддержать в верном направлении.

И должно быть еще теоретическое знание. Нужно прочитать «Беседу старца с учеником о молитве Иисусовой» из 1-го тома святителя Игнатия (Брянчанинова). Беседа состоит из 3 частей, мелким шрифтом занимает около 90 страниц. Но в этом кратком и емком тексте заключены все необходимые начальные знания о молитве Иисусовой, чтоб не сбиться с толку.

Отец Флавиан, я в среду и пятницу держу пост, а в строгих календарях указано, что не надо есть рыбу в среду и пятницу. Скажите, в эти дни кушать рыбу - грех?

Все это зависит от вашего здоровья. Если вам под силу соблюдать среду и пятницу без рыбы, то следует среду и пятницу поститься именно так. Только в период от Пасхи до Пятидесятницы Устав разрешает вкушение рыбы. Так, если вам это по здоровью, поститесь без рыбы.

- Батюшка, как научиться не рассеивать внимание при молитве?

Это задача всех православных христиан. В этом деле необходимы усердие, просьбы к Богу, чтоб Господь даровал состояние не рассеянной молитвы. И наконец, нужны упражнения. Святитель Феофан Затворник советует сосредоточивать свое внимание на словах утренних и вечерних молитв. И таким образом, тренировать не рассеянное внимание. Чтобы ум не отходил от слов молитвы.

- Как лучше выбрать скорость произнесения молитвы?

При быстром и невнимательном чтении человек не успевает ни умом, ни сердцем ухватить смысл читаемого и по меткому замечанию одного проповедника, молящийся в таком случае освящает только свои уста. Получается, в молитве его ждет фиаско. Есть разные люди, у каждого человека своя скорость реакции. Это зависит от настроения человека, от его состояния усталости, или от отдохновения, когда возможна отдача. В любом случае нужно соразмерять свои усилия со своим внутренним состоянием. И стараться выбрать такой темп молитвы, чтобы адекватно переживать молитвенные слова.

Звонит нам Евгений из Белгородской области. В Евангелии от Луки сказано, как во время сорокадневного поста дьявол искушал Спасителя обретением власти над всем миром. «Все Царства мира принадлежат мне» сказал сатана. Если поглядеть на сегодняшние власти, не усомнишься, что она передана человеку дьяволом. За две тысячи лет была хоть одна власть, которая от Бога?

В рассуждении об этом стоит вспомнить, что природа человека испорчена грехом. Если природа человека испорчена грехом, то природа любого человека, получающего властные полномочия, тоже испорчена грехом. Более того, когда на человеке лежит большая ответственность, и от решения человека зависит многое, то его дьявол может сильнее искушать. И надо сказать: идеальной власти не было, нет, и до второго пришествия Христа не будет. Любой человек во власти поврежден грехом. Сам образ властвования носит печать поврежденности.

Как поступать при искушении - раздражении, когда чтец в храме начинает читать не четко, неразборчиво? В результате мысли расплываются, наступают сетования и, порой, разочарование. Оправдано ли читать Иисусову молитву?

Советую вам: приближайтесь поближе к клиросу, или к месту, где стоит чтец. Чтобы адекватно слышать, что читается в храме. Богослужение - это источник молитвенного настроения, которое должен получить человек, пришедший в храм. Постараться приходить в храм загодя и вставать на удобное для слушания место. Чтоб не упустить огромное «облако» смыслов и молитвенных переживаний авторов песнопений и Богослужения. Можно самому поучиться церковному чтению, самому встать на место чтеца. От человека, правильно и вдумчиво читающего молитвы, смысл точно не ускользнет. В некоторых обителях есть такая практика, молиться Иисусовой молитвой.

У опытных молитвенников бывает так, что человек и храмовой Богослужение слышит, и молитве Иисусовой внимает. Дивным образом человек может получать двойную пользу.

В апостольских посланиях написано: «Женщине следует молиться с покрытой головой». Так и следует дома поступать. Покрыть голову женщине совсем не трудно.

Когда и кем были составлены утреннее и вечернее правило? Почему в разных молитвословах есть различия? Должно ли это смущать?

Это предмет для серьезного литургического исследования. В прошлые времена таких молитвословов с пронумерованными молитвами до 16 века не существовало. Я читал, что в Европе, на Западной Украине в 16 веке во время противостояния православных и униатов появились такие молитвословы с пронумерованными молитвами. Эти молитвенники связывают с западным печатником Франциском Скориной. Чья-то удачная подборка молитв получают потом популярность и распространение. Скорее всего, так и сложилось с утренним и вечерним правилом.

Что касается разницы, то на Украине один набор молитв, в России другой набор. До революции 1917 г., например, молитвословы из Киева отличались от молитвословов, изданных в Санкт-Петербурге и Москве.

Что касается слов «православным христианам над сопротивными даруя», то это Тропарь Кресту, который звучит так: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». В некоторых богослужебных книгах Тропарь изложен так, а в некоторых покороче, так: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Исторически до Революции этот Тропарь звучал так: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору (имя - ред.) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После большевистского переворота Императоров не стало. Возник вопрос, а нужно ли вместо императора указывать православных христиан? С одной стороны, можно, а с другой стороны, нужно ли… Речь ведь идет о людях Господних. О людях, которые являются Его собственностью, находятся в Его руках. С таким добавлением «православным христианам» звучит правомерно.

Начну со 2-го вопроса. Крест тут совсем не причем. Он мог кому-то принадлежать. Так как это не горбушка хлеба во время голода, мать дает адекватное задание: отнести крест на место.

Что касается молитв за убиенных во время аборта детей, то мать должна из самой глубины своего сердца просить Бога. Чтоб был вопль, когда просыпаешься. «Бросайся на колени к иконам: Господи, прости меня, убийцу!» Это именно та молитва покаяния, которая необходима, если мать ощущает невообразимую тяжесть содеянного. Вымаливать прощения у Господа при этом грехе детоубийства.

За сына - заблудшего (отступника) можно просить: «Господи, наставь моего сына на путь правды! Господи вразуми его! Даруй ему сердце, воспринимающее голос Евангелия!»

- В чем отличия молитвенных правил в разные периоды года, и какие они?

Период, связанный с радостью православных христиан, это период Пасхи. Вместо утренних и вечерних молитв, существует правило читать часы. Пусть они короче молитвенного правила, зато они исполнены радостны. После Пасхи до Пятидесятницы вместо начальной молитвы «Царю небесный» Святому Духу читается Воскресный тропарь три раза, и вместо «Достойно есть» в конце правила читаются пасхальные песнопения.

- Вы сказали, что не было Божеской власти, а разве император Николай II не от Бога власть имел? Почему про Иоанна Кронштадтского показывают мало передач на телеканале СОЮЗ?

Праведный Иоанн Кронштадтский - замечательный святой. Наверняка, были про него передачи. Вы могли пропустить их. Что касается вопроса власти от Бога… В каждом правителе есть моменты, омрачающие период его власти. Даже в таком мужественном императоре и христианине как Николай II. Церковь недаром прославила его как страстотерпца. Его царствование закончилось тем, что прекратилось монархическое правление. Нельзя назвать его правление идеальным. Властитель самого большого государства планеты, оказавшись арестованным, проявил дивное смирение. И такое смирение, и упование на Бога царь и вся его семья пронесли до последней минуты. Вот это в жизни императора Николай II было идеальным, чего не скажешь о его способности правления.

- Расскажите, кто составил правило к Причастию?

У Последования ко Святому Причащению интересная судьба. Первые молитвы из его содержания были написаны с конкретной целью. В древней Византии, особенно в больших городах и Константинополе, были проблемы: храмы огромного размера, огромное количество молящихся, огромное количество причастников. И чтобы причаститься Святых Даров, надо было преодолеть тесноту и духоту. Многие именитые и владетельные граждане приходили со своей стражей. И чтобы провести воевод, представителей знати, и их семью к Чаше, стража буквально расталкивала простолюдинов. В таких молитвах трудно сохранить молитвенный дух. Чтобы сохранить молитвенное настроение, святителем Иоанном Златоустом и чтецами были придуманы такие молитвы. В 7 веке от Р.Х. во многих монастырях эти молитвы использовались для подготовки к Таинству Причастия.

- Как можно молиться за пьющего человека?

Нужно молиться Господу, Пресвятой Богородице, тем святым, которые преодолели такие страсти. В особенности можно читать акафисты и молитвы святым, которые в доподвижнической жизни были разбойниками и пьяницами. Вспоминается Моисей Мурин, святой мученик Вонифатий - память его 1 января.

- Когда и как правильно делать поклоны?

Невозможно в «беседе» пересказать весь устав о поклонах. Но, если постараться, можно найти в молитвословах устав о поклонах. По книге Часослов совершаются молитвы суточного круга. В этой книге устав о поклонах изложен подробно. Вы можете спросить его у чтеца, и перекопировать.

На Литургии перед причастием редко получится прочитать все Последование ко Святому Причащению. Существует предрассудок, что в день накануне Причащения или утром до Литургии нужно успеть вычитать все три покаянных канона, канон ко Святому Причащению, Последование ко Причащению, акафист. Этот предрассудок не имеет никаких оснований!

Можно так поступить: в понедельник к утренним молитвам прибавить Канон ко Господу, во вторник - прибавить канон к Богородице, в среду - канон к Ангелу-Хранителю, в четверг - Акафист, а в пятницу и субботу - Канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению. Таким образом, с понедельника по субботу равномерно распределен в течение недели длинный чин подготовки ко Святому Причащению!

- Как мне не отвлекаться во время молитвы? И когда лучше читать молитву Оптинских старцев?

Бывает, что человека в молитве преследует неудача или какое-то претыкание. Лучше использовать совет Феофана Затворника Вышенского: вдумчиво разбирать хорошо известные нам молитвы. Сделайте, Татьяна, себе правилом в день прочтения трудной молитвы, уделить ей 15 минут, чтобы ее разобрать. Нескольких раз может хватить для исчезновения этого преткновения!

Вспомнил вторую часть вопроса. Молитва Оптинских старцев. Эта молитва по своему характеру такая, что ее лучше прочитывать по завершению утренних молитв или в течение дня. Хорошо поступают люди, которые вместе с этой молитвой идут на работу, делаю дела днем.

Как положение тела влияет на силу молитвы? Например, человек по немощи лежит на больничной койке, сидит, стоит в общественном транспорте

Каждому православному полезно уделять молитве особое время, когда христианин дома встанет в уголок, стоя или на колени. Утром и вечером - как образец.

Некоторые матери трех детей не успевают утром и вечером молиться. И молятся на ходу. Тут зависит от характера жизни человека. Бывают обстоятельства, что человеку регулярно час утром и час вечером надо ехать в общественном транспорте. Думаю, он не рационально поступает, если это время не использует для молитвы.

Приходской священник может дать подсказку человеку насчет режима молитвы.

- В нашем доме молитвенный уголок находится у стены, обращенной на север. Верно ли выбрана сторона?

Домашний молитвенный уголок должен быть в том месте, где комфортно молиться, где это не мешает другим. Надо руководствоваться этим соображением.

На утреннем и вечернем правиле зрительница начинает плакать. Нужно ли успокоиться и до конца дочитать, или можно прекратить молитвы?

Заочно адекватно ответить не могу. Тут приходской священник может лучше подсказать и посоветовать. Что касается плача, то наша природа - немощная и падшая - побуждает нас к плачу от жалости к самим себе. А это самый низменный и неполезный тип плача. Но трудно найти в себе мужество, самому себе признаться, что плачете вы от жалости к себе.

- Как помочь сыну? Матери кажется, что сын одержим.

Тут тоже нужно четко разобраться. Матери думают: если ребенок болеет больше сверстников, то он одержим. Состояние одержимости бесовской это очень редкое состояние! Нужно обратиться к приходскому священнику или духовнику епархии, чтобы они сделали рассуждение. В каждой епархии есть уважаемый священник, назначенный правящим архиереем. Он лучше посоветует.

Мне много брошенных животных встречается, и мне хочется обратиться к Господу за поддержкой для них. Можно ли обращаться к Господу и святым с такой просьбой?

Наверное, можно. Но только с рассуждением. Часто человек зависит от жизни своих животных. Особенно в сельской местности, когда речь идет о животноводстве. Жители зависят от коров и овец, в них источник благосостояния владельцев. Некоторые люди жалеют животных в брошенном и бедственном состоянии. Можно попросить у Бога милости к животным. Но очень часто люди сострадают животным, и подчас не замечают, что рядом с ними есть люди, нуждающиеся в помощи и не меньше страдающие, чем животные. В первую очередь надо заботиться о близких людях, а потом уже о животных.

- Почему говорят, что послушание выше молитвы?

Это спорный вопрос. И совсем непраздный вопрос. Он вытекает из практики жизни монашеских обителей. Есть такая распространенная поговорка, что послушание выше поста и молитвы. С одной стороны пост, послушание и молитва это те добродетели, к которым стремиться нужно. Но в таком случае может возникнуть авторитарный режим в монастыре. Настоятель станет, как царь повелевать монахам, а те начнут угождать настоятелю. Для каждого монаха может быть своя духовная трудность. Сейчас мало простоты в людях. Трудно смиряться и оказывать послушание, если человек пришел в монастырь. Гораздо проще наложить на себя пост. Или молится полночи в тайне, а потом клевать носом на Богослужении. Гораздо труднее соответствовать званию послушника.

- Время нашей передачи подходит к концу. Благословите, батюшка.

Благословляю во имя Отца и Сына и Святого Духа! Живите по Евангелию, будьте с Христом! До новых встреч, телезрители!

Ведущий: Тимофей Обухов

Расшифровка: Олег Сиротин

Духовные Вопросы

Что такое Духовные Вопросы? Это вопросы человека, который первый раз проснулся и открыл дверь в настоящий Мир. Мир Духовных Измерений и Божественного Знания. Этот Мир подобен комнате из зеркал и сложных витражей. Обычно человек стоит на пороге двери этот мир, судорожно вцепившись в косяк и смотря вглубь - туда, где в суматошном и непостижимом танце кружатся волны отражений, играют солнечные зайчики знания, на витражах Истины, где Мудрость это не шаги проделанные в прошлом, а ощущение всего Мира целиком и его взаимосвязей на уровне внутреннего Знания и Интуиции.

Он стоит на пороге, и голова его кружится. Его охватывают чувства восторга и упоения новым сказочным Миром и ужас разума, чувствующего свою полную бесполезность в этом парадоксальном Мире Высших Истин.

Чаще всего человек отшатывается от двери и пытается найти помощь в его познании среди книг и людей в том, привычном мире, где он находится сейчас. О, он получает информацию в изобилии! Вокруг множество людей, которые уже давно СТОЯТ НА ПОРОГЕ и смотрят вдаль! Они уже давно с помощью своего недюжинного интеллекта попытались найти закономерности в пляске солнечных зайчиков и смене картин в отражениях. Они готовы все объяснить! Они написали массу книг и учебных программ, они надели мантии и колпаки, они разъезжают по городам и весям, устраивая семинары и рассказывая о том, что открылось им, пока они стояли на пороге…

Человек слушает и проникается… ему открывается блеск чужого знания, и глубина чужой мудрости очаровывает его, он готов платить деньги за то, чтобы просто посидеть рядом с Великим Учителем, так здорово разбирающимся в том, что там…

Однако чем больше он читает эти книги и слушает эти лекции, он ловит себя на ощущении, что это ведь так здорово - просто сидеть у порога и смотреть, ему уже все понятно, он может уже сам делиться знаниями с теми, кто только сейчас открыл свою дверь. Все блики уже знакомы, все отражения предсказуемы. Лишь изредка в стройных теориях происходит сбой и предсказания не сбываются, но это только укрепляет их и позволяет доработать стройные концепции «того, что за порогом».
Зачем идти туда вглубь, когда тут в привычном Мире проще и надежнее, когда можно жить и радоваться обычной жизни простого человека, а на ночь или в медитациях открывать для себя Дверь…

Однако находятся герои, кто делает ШАГ, кто не обратил внимание на груды умных книг и не пошел на семинары заезжих «гуру сидящих на пороге». Он делает Шаг в Неизвестность, и картина меняется у него на глазах, Мир преображается и обретает невообразимую Глубину и Прозрачность. Отражения продолжают пробегать по стенам, а привычный мир людей уже кажется чем-то неправдоподобно малым. Как странный блик на поверхности одного из чудесных витражей, которые оказываются матрицами иных миров. Многие застывают, сделав этот шаг, ведь сразу возникает множество Духовных Вопросов! Правда в этом удивительном Мире ответы на вопросы появляются намного быстрее, и скоро мир вокруг опять становится понятным и предсказуемым, появляется СОСТОЯНИЕ ОТСУТСТВИЯ ВОПРОСОВ, всё известно, всё понятно. Можно сесть в этом Мире и наслаждаться светом собственной Мудрости. Можно написать еще гору книг, которые будут неизмеримо глубже и мудрее тех, что пишут «гуру порога». Можно создать собственную школу или учение и творить чудеса… И многие застывают, сделав шаг, Статуями Собственного Величия и Самодовольства.

Но всегда найдется тот, кто в состоянии отсутствия вопросов почувствует вызов для себя. Кто поймет, что это не конец, это только начало! Он сделает шаг дальше, и в этом мире отражений картинка поменяется опять. Отражая ваше движение, повинуясь вашему намерению, Мир снова рухнет и воссоздастся снова на следующем шаге. Всё опять незнакомо, все отражения поменялись, и ничто, кажется, не осталось на своем месте. Старые карты потеряли смысл, старые знания оказались плоскими и однобокими, когда теперь на следующем шаге все открылось с новой стороны. Для кого-то и этого окажется достаточно, чтобы удовлетворить личные амбиции или интерес…

Но большинство, поняв истинную механику «кроличьей норы» поймет, что здесь надо постоянно БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ, только это позволит вам остаться Живым Богом, а не превратиться в одно из отражений, в банальный памятник самому себе. Они уходят вдаль, исследуя все новые горизонты, они не могут остановиться даже для того, чтобы написать в мир людей пару лишних строчек, они не имеют возможности отвечать на вопросы тех, кто остановился у порога, поскольку их ответы не будут иметь для них никакого значения. Они могут нести Только Свет Знания, Мудрости и Любви. В Их глазах раскрывается Свет Истины, обретая с каждым Шагом новые Грани и измерения. В Их Сердцах звучит Музыка Дома, и каждый свой шаг они ощущают себя в самом сказочном и прекрасном месте на свете, они ощущают себя вернувшимися ДОМОЙ.

Духовные Вопросы намного многомернее любого ответа, поэтому никогда не позволяйте им тормозить вас на Пути, делайте следующий шаг следуя указующей нити вашей интуиции и Высшего Я, истинных проводников Духовного Мира и вы увидите как изменяясь, Мир вокруг сам дает вам ответы на одни вопросы, а другие делает неактуальными.

Поэтому вместо того, чтобы останавливаться на Пути, задавая себе множество Духовных Вопросов, почувствуйте Свет Знания в вашем Сердце, поймайте Музыку Дома и смело идите по Пути, по Пути Домой!

Духовность – это не неуязвимость. Не попадайтесь на эту ловушку.

Когда раскрывается тишина, раскрывается и что-то новое – ваша незатронутость. Пространство наблюдения. Это здорово, это красиво, но это пока ещё не полное, здесь есть куда проваливаться и углубляться.

Да, можно остановиться на этой станции, но как поезд поедет, я бы предложил вам без оглядки заскакивать и мчаться дальше, вместе веселее=) Ведь вы не знаете что вас ждёт и как оно раскроется. Или кто-то уверен что знает? Ведь...

Духовную работу можно представить как подъем по лестнице. Но это только внешняя аналогия, потому что на духовное восхождение человек не затрачивает какие бы то ни было силы. Конечно, он может попробовать, используя свою волю и энергию, сделать это, но результат будет во всех подобных случаях равен нулю.

Причина неудач при использовании собственных усилий состоит в том, что движение духовным путем возможно только по созвучию с той частью реальности, в которую духовный искатель хочет войти. Это...

Вопрос: Западные люди, которые к вам приезжают, встречаются с одной необычной трудностью. Им неизвестно само понятие освобождённого человека, реализованного, познавшего себя, познавшего Бога, человека за пределом этого мира. В их христианской культуре есть только понятие святого – добродетельного человека, законопослушного, богобоязненного, любящего ближних, предающегося молитвам, иногда склонного к экстазам и заверенного несколькими чудесами. Сама идея о джняни незнакома западной культуре и...

Вопрос: Однажды у меня был странный опыт. Меня не было, не было и мира, был только свет – внутри и снаружи – и необъятный покой. Это продолжалось четыре дня, и затем я вернулся к повседневному сознанию.

Сейчас у меня такое чувство, что всё, что мне известно, – это всего лишь строительные леса, закрывающие собой реконструируемое здание. Кто архитектор, каковы дизайн, план, цель – ничего этого я не знаю. Есть какая то активность, что то происходит, это всё, что я могу сказать. Я и есть эти леса...

ВОПРОСЫ КРОВИ

В этой главе я расшифрую очень сложное мистическое понятие, которое можно выразить одним словом – предопределение. Богу угодно формировать некоторые жизни. А как это Он делает, мы попробуем понять.

Начну с известного и привычного. Кровь есть некий физиологический раствор, выполняющий определенные функции по доставке кислорода к мозгу, другим органам тела, кровь осуществляет обмен веществ, «ремонтирует» органы и тому подобное. Кровь консервируют, продают, переливают, закупают...

Замечали ли вы, что в основном люди делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, они думают о квартирах/машинах/отдыхе на Майорке, и таких людей большинство. Для других главное - духовное развитие, и чаще всего они остаются нереализованными в финансовом смысле.

Только единицы способны совместить в себе эти две силы - духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях.

Что же может помочь нам уравновесить в себе эти...

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность».

А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот...

Вопрос: Мы две девушки из Англии. Мы мало знаем о Йоге и приехали сюда, потому что слышали, что духовные учителя играют важную роль в индийской жизни.

Махарадж: Добро пожаловать. Ничего нового вы здесь не узнаете. Работа, которую мы делаем, безвременна. Она была точно такой же десять тысяч лет назад и будет такой же ещё через десять тысяч лет. Столетия катятся вперёд, но человеческая проблема не меняется – проблема страдания и прекращения страдания.

В: На днях сюда приходили семеро молодых...



Статьи по теме: