Биография никитина интересные факты. Книжный магазин Ивана Никитина. Никитин Иван Саввич: биография для детей

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

Иван Никитич Никитин (около 1690(?) — 1742) — сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
О ранних годах обучения художника ничего не известно. Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I.
"Персонных дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости русского царя перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.
Его творчество - начало русской живописи нового времени.
Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни?
Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью.
Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.
В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки. К ранним работам можно отнести такие следующие его портреты



Никитин Иван Никитич. Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-13 г



Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени




И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. ГРМ



Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой.
Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «...младшая — Прасковья Иоанновна, „хроменькая", болезненная и слабенькая, „тихая и скромная", как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым.
На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Она облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Фон портрета нейтральный, темный. Как написан художником этот портрет?... В портрете Никитина нарушены многие из общепринятых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Это прежде всего сказывается в отходе от анатомической правильности, прямой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Очевидно лишь тонкое чувство фактуры — мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность шелковистого горностая, — которое, не забудем, хорошо знакомо живописцам и прошлого столетия. В живописной манере ощущаются старые приемы высветления („вохрение по санкирю") от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым — в тенях.
Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. — как художник „знает", а не как „видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. И складки — ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. На этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели. Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, — конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. „Прекрасное должно быть величаво"» (Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999. С. 65—66.).





И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ


Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I.
Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5—6. С. 601).
Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза — весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России.
Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно.
Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника.
Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения — около 1714—1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. — СПб., 1998. С. 30).
Еще одна работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.




И.Н. Никитин, Портрет цесаревны Анны Петровны, не позднее 1716, ГТГ



В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы.
Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.




Портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой


Этот холст находился в галерее Архимандричьего дома. На полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнутая и самолюбивая. Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйдя замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Через двенадцать лет Прасковья овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуется "ее величество государыня царица Прасковея Федоровна". У царицы Прасковьи было три дочери - Екатерина, Анна и Прасковья.


По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского "Юрнала": "Его величества половинную персону писал Иван Никитин".


В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.




Никитин Иван Никитич. Портрет императрицы Екатерины I. 1717г, Флоренция, Министерство финансов, Италия





Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I. 1717г



В начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург, встреченные царской лаской - Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь была тесно связана со двором.





Иван Никитич Никитин - Портрет Петра I, ГРМ, Первая половина 1720-х


Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль — описываемый портрет совпадает по времени создания с „Правдой воли монаршей" Феофана Прокоповича. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.
Но вглядимся в лицо Петра внимательнее, и нам откроются и иные качества этого человека. Да, именно человека, а не полубога на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека...
Публикуемый портрет Петра I только предположительно принадлежит кисти Ивана Никитина. С его именем портрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г.Е. Русская живопись первой половины XVIII. — М., 1938. С. 64). Позднее произведение соотнесли с записью в походном журнале Петра I от 3 сентября 1721 года: «На Котлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. — М., 1948; Портрет петровского времени. Каталог выставки. — Л., 1973. С. 79.; Лебедева Т.А. Иван Никитин. — М., 1975. С. 60—62). Но вполне возможно, что здесь речь идет о каком-то другом произведении.
Н. М. Молева и Э. М. Белютин отрицали авторство Никитина и приписывали портрет И. Одольскому (Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. ХVIII в. — М.: Искусство, 1965. С. 44—45, 84—85). С. В. Римская-Корсакова также отвергала авторство Никитина, считая, что портрет, написанный на светлом масляном грунте, выполнен в технике не петровского времени, а более позднего периода (Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технологического исследования // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. — Л., 1977. С. 196—198).


В этот период им также написан портрет Марии Яковлевны Строгановой



Портрет Марии Яковлевны Строгановой, 1721-24, ГРМ




28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе").




И.Н. Никитин, Петр I на смертном ложе, 1725, ГРМ


Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.


После смерти Петра никому нет дела до гофмалера. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается нерегулярно.
Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты - жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Н.И. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля.




Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова,1726, ГРМ





Никитин Иван Никитич. Портрет канцлера Г.И.Головкина. 1720г,ГТГ



Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи. Он начальник Посольской канцелярии, затем Посольского приказа, государственный канцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее — верный слуга императрицы Анны Иоанновны и член ее Кабинета.
Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светло-коричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный платок, длинные локоны роскошного парика. Камер-юнкер Берхгольц в дневнике не без едкости заметил по поводу этого парика, что Головкин, возвращаясь из присутствия домой, вешал его на стену как украшение. «Но по-прежнему для живописца главным остается лицо — с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны мадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретах доитальянского периода. „Головкин" близок им и общим композиционным решением, постановкой фигуры в пространстве, красочной гаммой» (Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999. С. 68.).
Портрет вполне отвечает характеристике, которую давали высокопоставленному сановнику современники: «Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенный во всех отношениях, осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком соединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество, и хотя был привязан к старине, не отвергал и введения новых обычаев, если видел, что они полезны <...> Его подкупить было невозможно: посему-то он держался при всех Государях и в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни в чем» (Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при Императорском Российском дворе в звании посла короля Испанского. 1727—1730 гг. // Русский Архив. 1909. Кн. 1. Вып. 3. С. 399).



И неожиданный "Портрет напольного гетмана", одно из самых странных произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством. "Напольный" ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман - но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где картина обозначена "наполно неоконченной", то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?
Никитин сознательно избегал подчеркнутых декоративных эффектов, широких мазков, напряженного горения цвета, резких контрастов света и тени. Портрет написан в тонко проработанной коричнево-красной гамме, в которую с безошибочным чувством живописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Но это изысканное колористическое построение является для Никитина не самоцелью, а лишь средством, подчиненным задаче создания целостного и правдивого образа.
В контрасте с этой несколько приглушенной гаммой выделено лицо напольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающим общей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму; с тем большим вниманием обращается Никитин к внутренней характеристике своего героя, к раскрытию его душевного мира.
Лицо гетмана резко отличается от холеных аристократических лиц, типичных для портретной живописи XVIII века. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. Воспаленные, слегка сощуренные глаза с их пристальным, испытующим взглядом выражают острый ум и спокойную решительность. Во всем облике гетмана ощущаются внутренняя сила и глубокое сознание своего достоинства, свойственные выдающимся людям.
Одной из самых привлекательных черт в образе гетмана является его простота, хотелось бы сказать — простонародность, намеренно подчеркнутая художником. В «Напольном гетмане» нашел свое выражение своеобразный демократизм, свойственный Петровской эпохе. Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом.
Реалистический метод Никитина не сводится к одной только внимательной и правдивой передаче натуры, не исчерпывается умением выделить главное и обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного им человека, глубоко проникая в его внутренний мир, Никитин вместе с тем создает собирательный образ, воплощающий типические черты своей эпохи.
Мы не знаем имени человека, которого написал Никитин. Попытки архивистов и музейных работников связать с этим портретом какое-либо определенное историческое лицо пока еще не привели к положительным результатам. Старая надпись на обратной стороне портрета говорит лишь о том, что перед нами напольный гетман, то есть боевой командир полевых казачьих отрядов. Но сила обобщения, способность улавливать типическое, которую проявил здесь Никитин, делает этот портрет одним из драгоценнейших исторических памятников петровского времени. Военачальники, подобные напольному гетману, на рубеже XVII—XVIII столетий охраняли южные границы нашей родины, бились за выход России к морю, вместе с Петром воевали под Азовом.
В творчестве Никитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не самое значительное место.
В этой поздней работе, наиболее зрелой и совершенной среди всего созданного Никитиным, как бы подведены итоги долгого и сложного творческого развития художника. В более ранних произведениях он не достигал ни такой последовательности в применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречного мастерства.



Портрет напольного гетмана (1720-е годы), ГРМ


Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально - глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.
В 1732 году Никитин был арестован Тайной канцелярией по обвинению в особо тяжком государственном преступлении и пять лет провел в одиночной камере Петропавловской крепости в бесконечных допросах и пытках.
Долгое время принято было считать, что после смерти Петра I художник, переехав в Москву, примкнул к старо-русской партии, желавшей вернуть Русь в допетровское время, чем и был вызван его арест. Однако ничто в Никитине не выдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейским привычкам - в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги; записками на итальянском языке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Были ли репрессии последствием неосторожности брата Никитина, Родиона, читавшего с амвона памфлет против Феофана Прокоповича? Или существовали более сложные и скрытые причины? Глухие намеки в материалах следствия позволяют судить о причастности Никитина к оппозиции правлению Анны Иоанновны, имевшей не очень прочные права на престол и постоянно опасавшейся заговоров. Это подтверждается и длительностью следствия и жестокостью наказания: "бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом".
Воцарившаяся дочь Петра I, Елизавета, велит немедленно "Ивана и Романа Никитиных из ссылки, где они обретаютца, освободить", но приказ достигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван Никитин.


Имеется всего три подписанных работы Никитина , вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.
Спорность авторства многих работ обсуждается в многочисленных исследованиях. Некоторые из представленых работ приписываются кисти его брата Романа. Поскольку мнения существуют разные, то однозначно отнести тот или иной портрет к творчеству именно И.Н.Никитина я, не будучи специалистом в этой области, не могу. В большинстве случаев, где имеется такая неоднознчность, я постарался привести ссылки на источники сомнений.
Приведу еще один портрет Петра I, авторство на который тоже оспаривается многими исследователями, но в большинстве источников все-таки относится к кисти И.Н.Никитина




Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I. 1714-1716 г.г.


При подготовке материала сообщения использованы следующие источники http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13918 , http://www.artsait.ru/art/n/nikitin/art1.php , http://iso.gogol.ru/persons/Nikitin_I и другие.

Творчество Ивана Никитина вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии.

Никитин Иван Саввич - поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

Самобытный поэт ярко описывает дух того далекого времени. В поэтическом творчестве поэт стремится осмыслить свое существование, выражает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности. Успокоение поэт находил в природе и религии, примирявшей его на время с жизнью.

Из биографии Никитина Ивана Саввича:

Иван Саввич Никитин родился 3 октября (21 сентября) 1824 года в городе Воронеж. Его отец, Савва Евстихиевич Никитин, выходец из духовного звания, был зажиточный мещанин, торговал в свечной лавке и содержал свечной завод.

Детство и юность Ивана Никитина прошли в окружении богомольцев, покупавших свечи в лавке.

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел. В детстве Ваня много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения.

Дом в Воронеже, где с отцом жил И. С. Никитин

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в Воронежское духовное училище. После окончания училища(1839), он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. (1839), из которой был исключён за пропуски занятий (1843). Никитин как сын зажиточных родителей был вольноприходящим студентом семинарии и сохранял независимость и широту взглядов. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста» (1861), где отразит нерадостные впечатления от пребывания в семинарии. Иван Никитин мечтал об учёбе в университете.

Семинарию Ивану Никитину так и не удалось закончить. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать Прасковья Ивановна, иссякли средства к существованию, мечты о поступлении в университет оказались нереальными, и Никитин был вынужден сначала торговать в свечной лавке, затем содержать постоялый двор (с 1844), который был куплен вместо проданного свечного завода.

Приходилось Ивану выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи.

Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Трудности бытия Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, его трудная однообразная жизнь, тяжелые её обстоятельства не сломили юношу, он не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца.

Ещё учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу. Никитин тесно общался с народом, рос в атмосфере народных говоров разных мест России, слушал рассказы и сказки странников, жития святых и духовные стихи. В юности он увлекался Пушкиным, Жуковским и другими классиками. Из церковных стен он вынес трепетное отношение к природе. Несмотря на то, что в семинарии к тому времени уже не было замечательных преподавателей – А.В. Кольцова и А.П. Серебрянского – семинаристы питались воспоминаниями об их кружке. Никитин написал первые стихи именно в подражание Кольцову.

С 1853 года начинается сближение Никитина с историком, этнографом и общественным деятелем Н. И. Второвым и его кружком, объединившим представителей воронежской интеллигенции. Именно Второв вдохновил Ивана Никитина на первую публикацию в «Воронежских губернских ведомостях» 21 ноября 1853 года стихотворения «Русь», написанное в период начала Крымской войны и его патриотическое содержание было очень злободневным.

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год).

Популярность поэта в то время была нарастающей, но он по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему.

Но Никитина начали одолевать болезни. В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку.

В 1856 году Никитин увлёкся гувернанткой помещиков Плотниковых. Звали девушку М.И. Жюно. Чувства были взаимны, девушка была кипучей натуры, развитая и чуткая к поэзии. Свои чувства они не афишировали.

Книжная лавка И. С. Никитина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. Будучи человеком дела, И. Никитин в феврале 1859 года на эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин, а при нём лавку и библиотеку. Вскоре магазин из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в городе. Это позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже. +В 1861 году Никитин посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В начале 60-х годов Н. А. Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта.

В мае 1861 года поэт снова сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса и резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление.

Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, на Ново-Митрофаньевском кладбище, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Творческое наследие И. С. Никитина и его вклад в русскую литературу:

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество.

Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, а в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Патриотические пафосные стихи были перепечатаны в других газетах и журналах, они были весьма кстати, так как шла Крымская война. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения».

Летом 1855 года Никитин заболел, простудившись во время купания. Его спасала вера, появилось много стихов с религиозной тематикой. Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики.

Вскоре вышел первый сборник стихов (1856 г.) и Никитина стали сравнивать с Кольцовым.

Потом Никитин написал поэму «Кулак», которая была закончена в 1857 году. Он показал в поэме тип человека, сильно напоминавшего собственного отца. Воронежский мещанин Карп Лукич, герой поэмы, жил мелким обманом, обсчётом и обмером. Он перекупщик, сам безденежный и разорившийся купец, не может выбраться из жестокой бедности. В результате этой жизни он пьянствовал и тиранил всех в доме. Поэма была принята критикой благосклонно и книга разошлась меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой. Из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». В это время постоялый двор стал приносить доход, семья вышла из нужды. Отец не бросил пить, но отношения в семье улучшились, работа уже не так тяготила Никитина.

Никитин получил великолепный отзыв Добролюбова на свою поэму. Поэта познакомили с графом Д.Н. Толстым, который помог ему печататься.

Второй сборник появился 1859 году. Никитин стал мастером российского пейзажа и преемником Кольцова, воспевателя тяжкого крестьянского труда, жизни городской бедноты и несправедливости устройства мира. Имя Никитина гремело, но жизнь была по-прежнему тяжёлой.

Во второй половине 1860 года Никитин много работал. Вскоре, в 1861 году, вышел его прозаический «Дневник семинариста».

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь»(1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения. Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся не только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поражает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. В его стихах - истинная любовь к природе, в творчестве проявил поэт себя как талантливейший пейзажист. Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве Никитина.

Значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения.

Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»).

Панорамное зрение Никитина охватило все стороны русского бытия.

В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. +Никитин входил в кружок местной воронежской интеллигенции, это был кружок Николая Ивановича Второва. Но Второв вскоре уехал из Воронежа. Вторым другом Никитина был Михаил Фёдорович Де-Пуле. Именно он после смерти Никитина стал его душеприказчиком, он издавал его наследие, писал биографию и редактировал сочинения Никитина.

За короткую жизнь Никитиным было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть.

Произведения Никитина великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 замечательных песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Никитин был и остался непревзойдённым певцом русской природы. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.

Память о самобытном русском поэте:

*В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.

*Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.

*В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина.

*В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.

*На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.

*В 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

Известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой … Биографический словарь

Никитин Иван Саввич - (1824 61), рус. поэт. В нач. творч. пути (1849 53), продолжая мотивы романтич. лирики 30 х гг. (одиночество среди людей, внутр. усталость, сознание бесплодно пропадающих душевных сил), находился под большим влиянием Л. Св. 15 произв. Н.… … Лермонтовская энциклопедия

Никитин Иван Саввич - , русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным… … Большая советская энциклопедия

НИКИТИН Иван Саввич - (1824 61) русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (Русь, Утро). Поэмы (Кулак, 3 я редакция, 1858). Прозаический Дневник семинариста (1860) … Большой Энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - НИКИТИН Иван Саввич (1824 61), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (“Русь”, “Утро”). Поэмы (“Кулак”, 3 я редакция, 1858). Прозаическое “Дневник семинариста” (1860). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - поэт, род. 21 го сентября 1824 г. в Воронеже; ум. 16 го октября 1861 г. Прадед его, Никита Герасимов, и дед, Евтихий Никитин, были дьячками Христорождественской церкви села Казачья Засосенского стана Задонского уезда Воронежской губ. Отец… … Большая биографическая энциклопедия

Никитин Иван Саввич - для информации о художнике того же имени обратитесь к статье Никитин, Иван Никитич. Иван Никитин Иван Саввич Никитин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж 16 (28) октября 1861, там же) русский поэт. Содержание … Википедия

Никитин Иван Саввич - (1824 1861), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; пейзажная лирика («Русь», «Утро»). Поэмы («Кулак», 3 я ред., 1858). Прозаический «Дневник семинариста» (1860). * * * НИКИТИН Иван Саввич НИКИТИН Иван Саввич (1824 1861),… … Энциклопедический словарь

НИКИТИН Иван Саввич - (1824—61), русский поэт. Рассказы в стихах из нар. жизни (даты создания), в т. ч. «Ссора», «Жена ямщика», «Бурлак» (все—1854), «Ехал из ярмарки ухарь купец», «Мертвое тело» (оба — 1858), «Старый слуга» (1859), «Портной» (1860);… … Литературный энциклопедический словарь

Никитин Иван Саввич - талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в Духовном училище и Семинарии. Отец, вначале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в Университет, но дела его расстроились, и Н. вынужден был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • С Новым годом, малыши! Стихи, загадки, рассказы и сказки , Никитин, Иван Саввич, Чёрный, Саша, и другие,. Все дети любят праздники, и особенно Новый год. Именно на Новый год украшают ёлку сверкающими игрушками, устраивают весёлые хороводы, карнавалы и маскарады. На праздник приглашают гостей,… Купить за 252 руб
  • Два Мороза , Никитин Иван Саввич, Пушкин Александр Сергеевич, Баратынский Евгений Абрамович. Зима. Усыпанные снегом ветви деревьев; закованные в блестящий лёд озёра и реки; сугробы, мороз… Русские поэты и писатели воспели красоту зимней природы в своих произведениях. В книге собраны…


Статьи по теме: