Внеклассное мероприятие для детей начальной школы. Вежливость и Доброта. Праздник вежливости в начальной школе. Сценарий

I. Организационная часть

(Слайд 1)

II. Беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.

1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)

(Слайд 2)

2. Обсуждение ситуации.

Как вели себя дети в школе?

Какие слова употребляли в своей речи?

О каком дне говорится в фильме?

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».

(Слайд 4)

III. Беседа

Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

IV. Историческая справка

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

V. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы -

VI. Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

Игра

Сейчас мы с вами составим дерево вежливости.

(Слайд 5)

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

VII. А сейчас мы посмотрим, какие волшебные слова знаете вы.

Игра «Вежливые прятки»

Ученику завязывают глаза, а кто-нибудь из игроков говорит вежливое слово, водящий должен отгадать, кто из ребят сказал.

VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.

И гра «Волшебный цветик-семицветик»

Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…

Вели, чтобы... сказал... доброе слово.

Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.

Я тебя нечаянно обидел, прости меня.

Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.

IX. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

Советы на память от волшебного цветика-семицветика.

(Слайд 6)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»

(Слайд 7)

Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!

(Слайд 8)

Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!

(Слайд 9)

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

(Слайд 10)

В одежде будь ты аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!

(Слайд 11)

Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки!

(Слайд 12)

Дома близким не груби.
Малышей жалей, люби!

(Слайд 13)

Ежили вы вежливы,
И к совести не глухи.
Вы место без протеста
Уступите старухе.

(Слайд 14)

Пусть же будет вам не лень,
Сказать при встрече: «Добрый, день!»

(Слайд 15)

Итог

Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости?

Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».

(По окончании песни Слайд 16 )

Провела: учитель начальных классов Новикова Лариса Николаевна

2 013 г.

Праздник вежливости

Задачи:

    Воспитывать культуру общения учащихся, взаимоуважение, доброжелательность , способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;

    Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

    Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    Работать над выработкой положительных черт характера.

Действующие лица:

Мама – кошка Старичок – лесовичок

Котенок Птичка

Волк Медведь,

Маша Фея

Буратино Мальвина

Оборудование: магнитофон, запись мелодий, слова вежливости на табличках, слоги вежливых слов, названия улиц города Вежливости,

эпиграф: « Спешите делать добро».

Ход праздника:

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам!

Доброе утро! - улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Добрый день, дорогие дети и взрослые! Здравствуйте!

Сегодня у нас необычный праздник – Праздник доброты и вежливости.

( раздается стук в дверь, появляется мама-кошка и ее ребенок-котенок)

Мама-кошка: Здравствуйте, это начальная школа?
Мой ребенок пришел учиться.
Он такой у меня развитой!
Такой старательный, внимательный,
И такой замечательный!

Учитель: Ну что ж, устроим экзамен.
Заходи-ка, Котенок, к нам!
Как тебя зовут?

Котенок: Мяу! Не знаю.

Учитель: А что ты должен говорить, когда встречаешься с взрослыми?

Котенок: Мяу! Не знаю.

Учитель: Извините, уважаемая мама-кошка, но не могу я его принять в этот класс.

Мама-кошка: Почему? Он просто растерялся.

Учитель: Он не знает у вас простые «Волшебные» слова.

Мама-кошка: А что это такое?

Учитель: Вот видите, вы сами их не употребляете и ничего о них не знаете.

Учитель: Давайте спросим у ребят!

Ребята, какие «волшебные» слова произносила мама - кошка?

(ответ детей: «здравствуйте»)

(мама-кошка огорчается, котенок начинает плакать).

Вы не расстраивайтесь, а лучше присаживайтесь и изучайте вместе c нами «волшебные» слова».

Учитель: Мы совершим путешествие в город Вежливости и Добра.

Ребята, кто из вас любит ездить на поезде? Замечательно! Вот на нем мы сейчас и отправимся в путь. А чтобы веселее было путешествовать,

Давайте споем песню: «Если добрый ты»

Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов.

Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит!». А какие «волшебные» слова знаете вы?

(Выходят пять учеников)

Здравствуйте

«Здравствуйте» - ты скажешь человеку,

«Здравствуй» - улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Пожалуйста

Отменить что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что сказал – забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду!

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота, всем идущим:

Кузнецу, врачу, ткачу –

«С добрым утром» я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед,

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

(звучит фонограмма стука колес поезда)

Игра: «Собери вежливое слово»

Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)

Пока ребята составляют слова, мы поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы добавляйте нужные слова.

Игра: «Доскажи словечко»

    В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще:

Дети: «здравствуйте»

    Медведя лет пяти – шести

Учили, как себя вести:

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо …

Дети : «кланяться»

    Все поступают мудро,

Когда говорят…

Дети: «доброе утро»

    Если вы друзей уважаете,

При встрече спросите:

Дети: «как поживаете?»

    Хорошо говорить при встрече

Всем знакомым …

Дети: «добрый вечер»

    Не забудьте, что на прощание,

Надо всем говорить …

Дети: «до свидания»

Учитель: Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов

Жители этого тупика приготовили вам по одному вредному совету.

А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.

    Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Учитель: Какие ошибки? Давайте исправим их.

    Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе –

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай,

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет

    Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал –

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

    Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла.

    Если к папе или к маме тетя взрослая пришла

И ведет какой – то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!»

    Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час поднял мать с постели.

«Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?»

Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

Учитель: То, что говориться в этих советах, конечно, делать нельзя. Нужно

Проявлять доброту и заботу друг о друге.

(звучит фонограмма стука колес)

Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы въезжаем в Парк Сказок.

Всю свою жизнь, с самого раннего детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают, что за все то, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Доброта - это признак силы

и великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.

В сказках добрые люди всегда красивы. Героиня одной из сказок

сегодня у нас на празднике. Встречайте добрую Фею!

(под музыку появляется добрая Фея)

Фея: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день! Какой чудесный зал! Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами:

« Спасибо» и «пожалуйста», «прости» и «извини» –

Это не слова, а ключик от души!

Кроме нашей спутницы – таблицы умножения

Есть еще одна – таблица уважения.

Помните, как азбуку, как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»- волшебные слова

Всюду, где нескромному укажут отворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет.

Перед волшебным словом двери отворяются

Пусть оно почаще повторяется

Учитель: Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.

Потому что «здравствуй», значит, будь здоров!

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит слово «здравствуй» повторить с пора.

Фея: А сейчас я всех приглашаю поиграть.

Игра: «Здравствуйте»

Правила игры: Все встают в круг. Водящий идет за кругом, задевает одного из играющих. Оба бегут в противоположные стороны. Встретившись – останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «здравствуйте, меня зовут. . .» (по очереди называют свое имя). Затем бегут дальше, стараясь занять пустое место. Кто не успел – становится водящим.

(звучит фонограмма стука колес)

Учитель: А теперь пора приниматься за дело, мы оказались с вами на

аллее Задач. В условиях этих задач есть кое – какие ошибки.

Слушайте внимательно и исправляйте их.

Мальвина дает урок вежливости Буратино:

Мальвина: Подумайте, Буратино, как бы вы поступили в данных ситуациях:

    Девочка возмущенно жалуется маме: « Во дворе мальчик, такой невежа, зовет меня Анькой». « А ты его как зовешь?» - спросила мама. « А я его вообще никак не зову. Я просто кричу ему: «Эй, ты!»

Права ли Аня?

Буратино: Конечно, не права. У него же есть имя, надо было кричать: Эй, Петька!

(выслушиваются мнения детей)

Мальвина

    Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Увидев учителя, Максим подбежал к нему рассказывать, какой интересный фильм он вчера посмотрел.

Какую ошибку допустил Максим?

Буратино : А, знаю. Надо было не подбежать, а подойти. Правильно?

Мальвина

3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Мальчик допустил 3 ошибки. Какие?

Буратино : Наверное, не надо было кричать?

Ребята, помогите найти еще две ошибки

(пожалуйста, который час)

Мальвина

    В дверях встретились два мальчика: одному 7 лет, а другому 10. Кто кого должен пропустить?

Буратино: Я знаю, знаю! Тот, кто младше должен пропустить старшего!

Ответ: самый вежливый

Учитель : А сейчас давайте поиграем.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста !
Поднимите руки!
Будьте добры , похлопайте в ладоши!

Присядьте!
Попрыгайте, пожалуйста!

Наклонитесь!

Потопайте, пожалуйста .
Руки вперед!
Пожалуйста , улыбнитесь друг другу!

Будьте добры , присядьте.

(звучит фонограмма стука колес)

Учитель: Мы попали с вами на Веселую полянку . Давайте выйдем из поезда

и немного отдохнем.

Песня – танец: «Делай, как я!»

А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их.

Частушки

Все: Растяни меха гармошка,

Эх, играй, наяривай!

Слушай правду ты о детях

И не разговаривай!

1 Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

    На уроках наша Лена.

Не поет и не шумит,
Но визжит на переменах

И гремит, как динамит.

3. Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

4. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить.

    Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

    В школе слышан тут и там
    Петушиный шум и гам.
    Здесь случаются бои -
    Петухи у нас свои.

    Все на музыке поют,
    Димочка стесняется,
    Но зато на перемене
    Рот не закрывается.

    Что за шепот слышен в классе?
    Кто нам так мешает?
    Это просто кто-то с кем-то
    Что-то обсуждает.

Все: Вам частушки не от скуки,
А для пользы пели мы.
Пусть теперь поднимут руки

Те, кого задели мы.

(звучит фонограмма стука колес)

Учитель: Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с девочкой Машей из сказки «Волшебный цветочек»

Инсценирование сказки «Волшебный цветочек».

Действующие лица:

Маша Старичок - лесовичок

Птичка Волк

Медведь

Учитель: На свете странная девочка есть

Она сама умеет кашу есть

И кукол умеет рисовать

И собак дрессировать

Но только скажет мама:

«Спать пора» -

она рев заводит до утра:

Маша: Не просите меня, я спать не хочу,

Не могу я лежать, лучше в лес убегу!

Учитель: И однажды после этих слов она очутилась в лесу.

Маша: (плачет) Ой, я, кажется, заблудилась.

Что же мне теперь делать?

Птичка: Чик-чирик, чик-чирик,

Здравствуй, девочка!

Маша: Птичка, я заблудилась!

Капризничала, и вот оказалась в лесу. (плачет)

(птичка летает, не обращает на девочку никакого внимания)

Маша: Я забыла сказать «Здравствуй птичка!»

Птичка: Не плачь, девочка, я помогу тебе.

Полечу вперед, а ты за мной иди.

Приведу я тебя к Старичку-лесовичку.

Он все знает.

(звучит музыка, птичка летит впереди, Маша идет за ней)

Птичка: Здесь живет Старичок - лесовичок.

Маша: Старичок - лесовичок, покажись, появись.

Не показывается. Позову его погромче.

Ой, я забыла сказать «Пожалуйста».

Покажись, пожалуйста, Старичок – лесовичок!

Старичок – лесовичок: Здравствуй, Машенька!

Здравствуй, милая!

Маша: Здравствуйте, Старичок – лесовичок.

Заблудилась я, капризничала дома.

И вот очутилась в лесу.

Помогите мне, пожалуйста, дорогу домой найти.

Старичок – лесовичок: Не плачь, Машенька! Вижу, поняла ты, что плохо делала.

Помогу тебе. Дарю тебе волшебный цветок. (протягивает)

Понюхай его и сразу добрее, вежливее и веселее станешь.

(Маша нюхает цветок, звучит волшебная музыка)

Маша: (оглядывается по сторонам) Ох! Какая кругом красота!

Какой замечательный лес!

Спасибо, Вам, Старичок – лесовичок, за цветок.

Старичок – лесовичок : Пожалуйста, Маша. Иди прямо, если тебе понадобиться помощь, цветок поможет.

Маша: Спасибо, Старичок – лесовичок, до свидания!

(идет Маша дальше, а на встречу, волк идет)

Волк: Я, злой и страшный серый волк,

В девчонках вкусных знаю толк!

Съем тебя, девочка!

Маша: Здравствуй волк! Не ешь меня!

Лучше понюхай цветочек.

(нюхает)

Волк: Что со мной? Зубы не щелкают, и злость пропала.

Нет, не буду тебя есть. Очень уж ты хорошая и пригожая.

(уходит, звучит музыка)

Учитель: Идет Маша дальше, а навстречу ей - медведь.

Медведь: А это кто еще в лесу?

Заломаю, раздавлю и растопчу.

Маша: Здравствуй медведь! Не трогай меня!

Лучше понюхай цветочек. (нюхает)

Медведь: Что случилось со мной? Стал я легок, хоть большой!

Никого не раздавлю, никого не растопчу. (уходит)

(идет Маша, поет песни)

Маша: Долго по лесу я шла,

Но дорогу я нашла.

И пришла во второй «а» класс,

Чтоб порадовать всех вас.

Я цветок вам покажу,

Что волшебный расскажу,

Волк не стал кусаться,

Медведь лесных зверей давить.

И я стала вежливой, ласковой

Будьте, дети, и вы добры

Будьте ласковы и умны.

А этот цветок я оставлю вашему классу.

Хором: Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут. Сердца все согревая,

Как маленькие теплые костры.

(звучит фонограмма стука колес)

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной

площади города Вежливости – площади Добра.

Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?

( выслушиваются ответы детей)

Послушайте стихотворение

Ученик: Что слаще всего? Я спросил у ребят

Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят.

Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!

Кишмиш называют, халву, наконец.

Но слаще халвы и всего остального

Сердечное, доброе слово

Игра: «Ласковое слово»

Учитель: Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковое слово». Я называю слово, например «ветка», а вы должны сказать это слово, но уже ласково – «веточка».

Мама – мамочка, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце.

(Обращается к маме-кошке и ее котенку)

- Ну что, Котенок, понравилось тебе наше путешествие по городу Вежливости? Чему ты научился у нас?

Котенок: Многому на празднике мне пришлось узнать,

Теперь в трамвае место я всем буду уступать.

«Здравствуйте» при встрече буду говорить,

За подарки, помощь, всех благодарить.

Буду очень вежливым, - и прошу я вас:

Пожалуйста, зачислите меня во второй класс!

Учитель: Надеюсь, что не только мама-кошка и ее котенок узнали для себя нужное и полезное, но и все ребята, которые были на этом празднике.

Научиться правилам вежливости совсем не трудно, стоит только захотеть. «Волшебные» слова помогут в жизни, надо только всегда помнить о них и вовремя говорить.

Делайте людям добро и Добро к вам обязательно вернется!

Наш тематический праздник подошел к концу, и закончим мы его

«Песней о доброте».




Внеклассное мероприятие для начальной школы «Путешествие по стране Доброты и вежливости»

Комиссарова Татьяна Борисовна, воспитатель ГПД

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

«Путешествие по стране Доброты и Вежливости»

Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника, продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; сформулировать понятия «доброта» и «вежливость», взаимопонимания, взаимоуважения, способность понимать себя и другого человека расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование:

Словарь Ожегова, презентация по теме, проектор, компьютер, наглядность на доске, листочки с заданиями, карточки со словами, запись песни из мультфильма «День рождение кота Леопольда», «Если добрый ты».

Ход тематического занятия:

Вступительная часть.

Воспитатель: Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Начиная занятие, давайте еще улыбнемся нашим гостям и пожелаем им здоровья.

Дети хором: Здравствуйте!

Воспитатель:

И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.

(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Доброты и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

Ребята, а что же такое доброта? Какого человека называют добрым?

Дети: . . . . . . . . . .

Воспитатель:

А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)

Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.

Добрый человек - делающий добро другим, хороший, честный.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Я хочу сегодня проверить, насколько вы добры и какое внутри вас солнце.

Ребята, а с чего начинается добро?

Дети: (рассказывают ситуации из жизни, как они помогают взрослым)

Помощь по хозяйству родителям

Занятия с маленькими сестрами и братьями

Помощь пожилым людям на улице (перейти правильно и безопасно дорогу, помочь донести тяжелую сумку)

Помощь маленьким детям на улице

Уважительное и доброе отношение к учителям, работникам школы, ребятам в классе, во дворе

Доброе отношение к животным

Воспитатель:

Добро начинается с любви к живому. Добрый человек - это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу, животных. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Воспитатель:

А что вы можете сказать, глядя на эту картинку? Что надо знать ребенку, который хочет помочь пожилому человеку перейти дорогу?

Дети: . . . . . . . .

Воспитатель: Правильно! Нужно знать правила дорожного движения, и соблюдать их.

Физкультурная пауза.

Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

    Город народной мудрости

Воспитатель:

Мы начинаем наше путешествие с первого города - города «Народной мудрости». На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте.

Добрые дела красят человека.
Про доброе дело говори смело.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово дороже богатства.

Доброе слово лечит, а злое - калечит.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово и кошке приятно.

На каждую парту выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

Как вы понимаете последнюю пословицу?

Дети: . . . . . . . . . .

Воспитатель:

Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

Молодцы ребята, с этим сложным заданием вы справились, и я думаю, вы запомнили для себя пословицы о доброте. Можно идти дальше.

2. Музыкальный город

Воспитатель: А теперь мы с вами попали в музыкальный город, и нам нужно спеть песню о доброте. Ребята, а какие песни о доброте вы знаете?

Дети:

Воспитатель: Ребята, давайте исполним песню из мультфильма «День рождение кота Леопольда» «Если добрый ты».

(Исполняется песня)

Входит Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, девочка.

Буратино: Здравствуйте.

Воспитатель: Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?

Буратино: Меня зовут Маша.

Я вижу, что у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?

Воспитатель: Конечно, можно. Но ведь мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

Буратино: О доброте и вежливости говорить собрались. Да неужели вы такие маленькие и знаете что такое доброта и вежливость. Вот я сейчас это проверю.

Поиграем в игру « Доскажи словечко»

Есть друзья игра для вас, я начну ее сейчас.

Я начну, вы продолжайте

Хором дружно отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого.. .(спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит.. .(добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы.. .(спасибо).

4. Когда нас бранят за шалости, говорим.. .(простите пожалуйста).

5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече.. .(здравствуйте).

6. Во всех странах на прощанье говорят.. .(до свидания).

Воспитатель: Видишь, Буратино, все нужные слова ребята назвали правильно.

(Стук в дверь, воспитатель получает письмо от феи.)

Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.

Текст телеграммы

«Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие, вежливые слова и поступки в злые».

Воспитатель: Ребята, мы поможем фее справиться с чарами колдуньи? Нужно заменить злые и нехорошие слова, которые я буду называть противоположными по смыслу словами. (На доске)

ГРУБОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ

ЗЛО – ДОБРО

ВРАГ – ДРУГ

ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ

БЕДА - РАДОСТЬ

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали, остались только вежливые. (На доске). И мы с вами опять сделали доброе дело, помогли фее. Вам было сложно, делать доброе дело? Можно идти дальше.

    Город Вежливых людей

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в город вежливых людей. А что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?

Дети: . . . . . . . . .

Воспитатель: А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)

Вежливость –

Вежливый человек –

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать задачу-ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. И как правильно поступать в данной ситуации.

Ситуация 1.

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2.

Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить «который час», а не «сколько время».

Ситуация 3.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее “Здравствуйте”).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, и расскажите обо всех ситуационных моментах, которые вы видите.

Игра “Вежливо - невежливо”

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

Поздороваться при встречи?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить “Спасибо” за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте прочитаем стихотворение С. Михалкова «Ежели вы вежливы…»

Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без сомнения,
Уступите старушке.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.

Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной няней.
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик,
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик:
«Спасибо», говорил.

Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.

    Город Отдохни-ка

Воспитатель: Вот мы и дошли до города «Отдохни-ка». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в этом городе?

Дети: . . . . . . . . . .

Релаксационная пауза "Волшебный цветок добра "

Закройте глаза. Представьте себе, что у вас в руках находится «Волшебный цветок Добра». Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, она согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть «Цветок Добра», какой он. Какого цвета, какие у него лепестки? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется послушать…(включить релаксационную музыку).

Мысленно поместите все добро этого «Цветка» внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…Откройте глаза.

Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам «Волшебный Цветок Добра», как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце…

И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.

    Город Волшебных слов

Воспитатель: Следующий город - город Волшебных слов. Здесь, ребята, я проверю, какие волшебные слова вы знаете. Игра так и называется – "Знаешь ли ты волшебные слова? "

В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны на доске. А вот лепестки пока у меня на столе. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.

(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините)

– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в Стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.

Воспитатель: Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру и проверим, насколько вы внимательны.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Я думаю, что вы все можете получить звание достойных жителей страны Доброты и Вежливости. Молодцы!

6. Остановка Доброты и Вежливости

Воспитатель: Вот мы и дошли до конечной остановки, преодолев все препятствия.

Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам это помогут узнать старинные весы с острова Добрых Надежд. На одной чаше весов находятся добрые поступки людей, на другой - злые. Посмотрите, чаша со злом перевешивает! Давайте посмотрим, правильно ли лежат слова на чаше со злом. Может какие-то слова надо переложить на чашу добра?

(Зачитываю слова: зависть, предательство, ложь, война, грубость)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали, и по капельке будем добавлять на чашу с добром.

(Дети говорят о добрых поступках и кладут капельки добра на чашу. Весы перевешивают в пользу добра).

Воспитатель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки добра, ручейки - в реку, реки в огромный океан Добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация).

Как мы назовем эту картину?

Дети: «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Мир».

Воспитатель: Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Дети: Делать добро очень приятно и радостно.

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: А по какой стране мы сегодня путешествовали?

Что такое доброта?

Что такое вежливость?

Что больше всего понравилось?

Дети: Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными.

Воспитатель:

Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает в школе, заботится о вас. Наша школа, каждый класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Остается надеяться, что все ребята и ты, Буратино, вместе с ними будете себя вести так, как мы сегодня учились.

Буратино: Тогда я вам хочу сказать на прощание:

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по делам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Воспитатель: Давайте закончим наше путешествие, прочитав клятву о доброте и вежливости.

Клятва о доброте и вежливости.

    Добрым быть совсем, совсем непросто
    Не зависит доброта от роста.
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта не пряник, не конфета.

    Только надо, надо добрым быть,
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится земля быстрей
    Если будем мы с тобой добрей.

    Добрым быть совсем, совсем не просто
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.

    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет,
    Если доброта как солнце светит,
    Радуются взрослые и дети.

    Доброта нужна всем людям,
    Пусть побольше добрых будет.
    Говорят не зря при встрече
    "Добрый день"и "Добрый вечер".

    И не зря ведь есть у нас
    Пожеланье "в добрый час".
    Доброта она от века
    Украшенье человека.

    Клянёмся вежливыми быть,
    Всегда "Спасибо"говорить,
    "Добрый день"и "До свидания".
    Нет в мире лучше звания.

    Клянёмся добрыми мы быть
    И лень, и грубость позабыть,
    Учиться этикету,
    Науку помнить эту.

    Клянёмся добрыми мы быть,
    В борьбе со злом добро дарить,
    Невеж разить мечом волшебным
    И строгим словом, и целебным.
    Клянёмся добрыми мы быть!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Учитель:

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!

На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы "Вежливость и Доброта!". Сценарий

Мероприятие предназначено для учителей начальной школы, воспитателей для проведения занятие по правилам этикета.

Автор : Гашкова Вера Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 55, г.Нижний Новгород
Цель: повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях.
Задачи:
-знать правила этике;
-уметь применять свои знания в различных ситуациях;
-создать благоприятную психологическую обстановку.
Оборудование: презентация к мероприятию, Ватман, картинки для картины(домик, облако, деревья, цветы, птицы и т.д.), весы с чашами, карточки из картона.

Ход мероприятия.

Ведущий: Сейчас состоится не совсем обычное соревнование- турнир Вежливости и Доброты. Мы думаем, что не исчезли ещё из нашей жизни воспитанные люди. Желаем вам успехов в состязании, и пусть победит самый умный и воспитанный. Мне будут помогать мои друзья- это Вежливость и Доброта.
Вежливость:
Чтобы в вежливом турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить.
Доброта:
Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья.
Победить в турнире очень не легко.
Ведущий объявляет 1 конкурс:

«Словарь вежливых слов»

(дети отгадывают загадки)
1. Растёт даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
2.Зеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте) .
5 Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания) .
Вежливость и Доброта: (читают стихотворение по очереди по строчке)
Молодцы, ребята!
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
На тех, кто послабее
Вы нападать не будете
Пред сильным не робея.
Ведущий объявляет 2 конкурс.

Как вы умеете вести себя за столом, в гостях.

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? (прежде, чем войти в квартиру, необходимо хорошо вытереть ноги, чтобы не наследить)
2.Кто первым здоровается: мужчина или женщина? (мужчина, женщина здоровается первой, когда проходит мимо группы стоящих знакомых людей)
3. Какие слова произносим при встрече? при прощании?(дети называют)
4.Кому можно сказать слово «привет»? (Своим добрым знакомым, одноклассникам, ровесникам, Но никак не человеку старшего возраста, учителю)
5. А можно ли здороваться с незнакомыми людьми? (конечно, нет) . И это было бы глупо. Но если вы обращаетесь к незнакомому человеку с просьбой, то должны обязательно поздороваться прежде, чем что-то спросить.
6. Кто кому должен уступить место (младшие– старшим, если в комнату заходит девочка и нет свободного места, то мальчик обязан встать и уступить место)
Ведущий объявляет 3 конкурс.

«Ситуация»

Что неправильно сделано?
1. Девочка мальчика угостила конфеткой. Мальчик сказал «спасибо», но тут же, съев её , бросил фантик на пол.
2. Телефонный разговор: «Привет, Лёнька, а ты завтра в лагерь пойдешь? И я пойду».-И бросил трубку.
(Детей в этом конкурсе можно разделить на группы или команды и они придумывают свою ситуацию.)
Ведущий: объявляет 4 конкурс.

Правила гигиены

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Какие правила гигиены вы знаете? (Дети перечисляют различные правила)
Ведущий: объявляет 5 конкурс.

Планета Земля.

Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Когда человека можно назвать добрым?
(это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.)
Вежливость и Доброта:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла.
Ведущий объявляет 6 конкурс-игру

Герои наших сказок.

Определяем добрых героев. Если герой сказки добрый, то хлопаем в ладоши, если злой- закрываем лицо ладошками.
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
На кого бы вам хотелось быть похожими?(Дети отвечают)
Ведущий объявляет 7 конкурс.

Весы добра.

(Нужно приготовить весы, таблички из картона, чтобы был виден перевес чаши со словами добрыми).
На одну чашу весов мы будем класть «зло»(таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь ), а на другую «добро»(любовь, дружба, отзывчивость, милосердие, сердечность, сопереживание, вежливость и т.д.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло и невежество. Так и в жизни: маленькая капелька добра, сливаясь с другими, превращаются в ручеек, ручеёк- в реку, река- в море добра.

Заключение

.
Ведущий: Давайте вместе и мы с вами сделаем одно маленькое доброе дело- составим картину. (На чистый лист бумаги приклеиваем заготовки (дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей ) так, чтобы получилась картина в виде аппликации)
Название «Добро побеждает зло».
Хорошо быть добрым и вежливым.
Так давайте дадим клятву :
Клянемся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свиданья!
Нет в мире выше званья.

Статьи по теме: