Суд за турбины: как Siemens пытается избежать санкций за поставки в Крым. Газовые турбины и газотурбинные установки малой мощности на российском рынке

Крым вернулся в Россию совсем недавно, события разворачивались и разворачиваются у нас на глазах, пыль на архивах еще не успела образоваться, а тут какое-то наваждение, все говорят только о том, что происходит прямо сейчас, в июле 2017 года. Ничего сложного в восстановлении хронологии событий нет, в открытых источниках информации предостаточно. Давайте для начала зададим «детские вопросы», чтобы была очевидна логика рассуждений.

Почему газовые турбины в Крым нужны производства именно Siemens ? Потому, что газовые турбины такой мощности в России производятся только по лицензии этой компании, самостоятельных разработок у России просто нет. А почему строят электростанции, которые могут работать только при помощи вот этих турбин? Потому, что такой проект реализует государственная компания ОАО «Технопромэкспорт». А почему проект реализует именно это ОАО? Потому, что такое решение было принято 13 июля 2015 года постановлением Правительства РФ. А почему Правительство РФ выбрало в качестве генерального подрядчика именно эту компанию, причем сделало это без тендеров и конкурсов? Потому, что ОАО «Технопромэкспорт» – дочерняя структура Ростеха , который был внесен в санкционный список США и ЕС, а потому бояться ему было уже нечего, в отличие от всех остальных российских энергокомпаний. А почему было принято решение строить именно газотурбинные электростанции, а не какие-то другие? А почему решение Правительства РФ было принято только в середине лета 2015 года, а не раньше? Почему была выбрана именно такая мощность?

Вот последние три вопроса и заслуживают пристального внимания, без ответов на них понять истинные причины скандала вокруг турбин Siemens невозможно. Чтобы не погружать читателей в технические подробности сразу, давайте для разминки разберемся с действиями Правительства РФ.

Правительственный план развития Крыма

Итак, возвращение Крыма состоялось весной 2014 года, до этого блудный полуостров 23 года «жил без матери». Не имеем ни малейшего желания анализировать общественно-политические события, рассматриваем только хозяйственные аспекты происшедшего. Анализ состояния экономики полуострова показал ужасающие результаты, 23 года нахождения Крыма в составе Украины сказались на нем практически так же, как результаты Великой Отечественной.

Мерзость запустения царила в инфраструктуре, в состоянии дорог, инженерных сооружений, в жилищном строительстве, в энергетике и далее по списку. Обветшание, отсутствие попыток хоть какой-то модернизации, и так далее, и так далее, и так далее. Что должно делать в такой ситуации правительство? Разумеется, составлять план работы, прикидывая, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую. Любимый вопрос Геоэенергетики очевиден: а какие меры по приведению в порядок энергетической системы Крыма были предусмотрены?

Заседание Правительства РФ, Фото: tvc.ru

Секретным план работы не был, его текст и сейчас можно найти на сайте Правительства РФ. Любой желающий может самостоятельно найти в поисковиках «Постановление Правительства РФ №790 от 11 августа 2014 года «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Обратите внимание на дату – с момента воссоединения Крыма с Россией прошло почти полгода, времени на анализ ситуации и составление программы у Правительства РФ имелось. Те из читателей, которые имеют время и желание на самостоятельное изучение документа, содержащего 150 страниц текста, следующую часть статьи, разумеется, могут пропустить.

Смотрим на те разделы программы, которые касаются развития энергетической системы полуострова. В разделе III на странице 13:

«…развитие энергетического комплекса – устранение сетевых ограничений, создание собственной генерации и обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей Крымского полуострова».

В разделе V программы указано, что государственным заказчиком и координатором программы является министерство РФ по делам Крыма, а просто заказчиками, без координаторских функций, в числе прочих числится и министерство энергетики РФ. После массы общих положений и философских рассуждений, на странице 28 появляется «перечень целевых индикаторов и показателей ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики и г. Севастополь до 2020 года», который и начинается разделом «Развитие энергетического комплекса». Вот этот раздел мы процитируем полностью – ведь он занимает ровно одну строчку:

«Прирост протяженности линий электропередачи. 2017 год – 569,5 км; 2018 год – 1099,5 км».

Все, цитирование закончено, раздел полностью перед вами. При этом объемы финансирования ФЦП со стороны министерства энергетики, как указано на странице 48 – 10,3 млрд рублей в 2015 году, 22,5 млрд рублей в 2016 году. В 2017 минэнергетики обязано внести 12,7 млрд рублей, в 2018-2020 – еще 5,2 млрд рублей. Еще раз, чтобы закрепить. Прирост ЛЭП в 2015 и в 2016 годах согласно ФЦП – нуль. Расходы министерства энергетики за те же 2 года – 32,8 млрд рублей. Комментировать сложно, предлагаем оценить качество составления ФЦП читателям самостоятельно.

Как видим, в течение первого года после возвращения Крыма Правительство РФ не заботила необходимость строительства на полуострове новых генерирующих мощностей, его заботило, да и то только в перспективе 2017-го, строительство новых ЛЭП. Редакция Геоэнергетики не хотела верить этому странному факту, но и дальнейшее изучение текста ФЦП ничего утешительного не принесло. Страница 56, «Мероприятия ФЦП, направленные на капитальные вложения», раздел «Модернизация и строительство объектов генерации» – только прочерки до 2020 года включительно.

Модернизация и строительство объектов генерации, Табл.: m.government.ru

На чем строился расчет, сказать сложно. Очевидно, что в Правительстве РФ были убеждены, что Украина, которая летом 2014-го года организовала водную блокаду Крыма, ни при каких обстоятельствах не прекратит поставки электроэнергии, потому, все, что необходимо для приведения энергосистемы полуострова в порядок – годика через три протянуть новые нитки ЛЭП. Вынуждены признать, что понимания такой замечательной логики правительственных чиновников редакция журнала «Геоэнергетика.ru» достичь не способна.

Планы строительства электростанций для Крыма

Менее чем через год, однако, в правительстве произошли некие тектонические сдвиги, в результате которых появилось понимание того, что в Крыму Россия просто обязана строить новые электростанции, иначе гарантированной энергетической безопасности полуострова добиться невозможно. 13 июля 2015 года вышло в свет постановление Правительства РФ №703, название которого мы, с извинениями, вынуждены напечатать полностью. Поклонники бюрократического новояза, мы уверены, испытают подлинное наслаждение – на наш взгляд, это шедевр. Готовы? Читайте:

«Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех” на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов Российской Федерации по федеральной целевой программе “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года” в рамках непрограммного направления деятельности “Реализация функций иных федеральных органов государственной власти”».

Красиво, правда? Итак, летом 2015 было принято решение, на основании которого проектирование и строительство двух новых электростанций было поручено Ростеху . Поскольку далеко не каждый способен понять смысл названия правительственного постановления, приведем еще одну цитату, которая поможет увидеть, о чем вообще шла речь:

«2. Предоставление субсидии осуществляется на основании договора, заключаемого Министерством энергетики Российской Федерации с Корпорацией, в котором предусматриваются:

… в) план-график реализации проекта, содержащий целевые показатели, ключевые события и сроки ввода в эксплуатацию объектов генерации, включающий:

  • ввод в эксплуатацию первой очереди парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 1 сентября 2017 г.,
  • ввод в эксплуатацию второй очереди парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 3 марта 2018 г.,
  • ввод в эксплуатацию Севастопольской ТЭС и Симферопольской ТЭС (суммарная электрическая мощность – не менее 900 МВт) – 3 марта 2018 г.»

Речь идет об имущественном вкладе Правительства РФ в строительство Симферопольской и Севастопольской ТЭС, в каждой из которых будет по два блока мощностью 235 МВт, та и другая будут работать на основе парогазовых установок. Чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь, придется разобраться с используемой терминологией. «Топливно-энергетическая станция на основе парогазовых установок» – что это и почему именно это было задумано для Крыма? Где тут вообще понятие «газовая турбина», из-за которой, собственно, и разгорелся скандал вокруг Siemens ? Традиционно постараемся обойтись без формул, которые в данном случае не обязательны.

Газовые турбины для энергетики

Давайте начнем по порядку, шаг за шагом. Начнем с газовой турбины, особом способе производства электроэнергии. Горит здесь, как очевидно из названия, газ. Топки, как таковой, нет, есть камера сгорания, в которую поступают два газовых потока, оба – под большим давлением, что обеспечивает высокую температуру сгорания. Газовая турбина – вал, на котором находятся два диска с лопатками, в промежутке между ними расположена камера сгорания. Первый диск всасывает предварительно профильтрованный атмосферный воздух, сжимает его (поднимает давление) и подает его в камеру сгорания. В камеру сгорания через другой «вход» поступает природный газ, в результате чего в камере образуется топливо-воздушная смесь (ТВС), которая, собственно говоря, и горит. В результате сгорания ТВС газ расширяется, давление становится еще больше, и вот этот чрезвычайно горячий газ, имеющий очень высокое давление и направляется на лопатки второго диска, заставляя его вращаться. Как вы уже догадались, это и есть генератор тока – все, результат достигнут, природный газ обеспечил нас электроэнергией.

Однако даже у самых совершенных, самых современных газовых турбин коэффициент полезного действия с трудом преодолевает планку в 30-35%, поэтому в «чистом» виде газовые турбины для выработки электроэнергии используются там, где газа очень много, а электричество крайне необходимо. Газовые месторождения и вахтовые поселки возле них, поселения, находящиеся в энергетически обособленных районах, куда не приходят линии электропередач нашей единой энергосистемы – вот традиционные места использования газовых турбин. Нужны ли были России газовые турбины большой мощности? В редчайших случаях. Производили ли мы газовые турбины самостоятельно, без участия зарубежных специалистов и компаний? Да, производили и производим.

Но исторически сложилось так, что в нашей стране производство паровых турбин развивалось намного активнее, чем производство турбин газовых, за разработки которых в СССР взялись только в 50-е годы (обратите внимание, что речь о газовых турбинах для нужд энергетики, а не авиастроения). «Уральский турбинный завод» выпускает турбины мощностью до 15,2 МВт с КПД 28%. «Невский завод» в Питере делает турбины мощностью до 16 МВт с КПД в 31%, завод «Кузнецов» в Самаре освоил производство турбин мощностью до 26,5 МВт с КПД в 36%. «КМПО», что в Казани, производит турбины мощностью до 25 МВт, «Салют» в Омске – до 20 МВт, «ОДК» в Рыбинске до последнего времени делал турбины мощностью до 8 МВт. Выпускает для энергетиков турбины и «Пермский моторный завод» – мощностью до 23 МВт.

России этой номенклатуры было вполне достаточно, но был в нулевые годы, когда неожиданно возник спрос на турбины более мощные. Связано это было с приватизацией ЕЭС России, с чубайсовскими реформами. При продаже генерирующих мощностей покупателей обязывали строить новые и модернизировать старые электростанции, что оформлялось в виде договоров ДПМ – договоров поставки мощности. Но объем такого спроса был невелик, потому наши производители и не рискнули инвестировать в проектирование и организацию производства турбин большой мощности. Единственное исключение – «ОДК», который разработал и произвел турбину ГТД-110 мощностью в 110 МВт. Но первые образцы такого оборудования надежностью не отличаются – конструкцию еще только предстоит довести до нужного качества.

Турбина ГТД-110, Фото: vmasshtabe.ru

Из иностранных компаний единственной, кто рискнул организовать производство газовых турбин большой мощности, оказался Siemens . В 2011 году было создано совместное предприятие с «Силовыми машинами», носящее «говорящее» название ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин». В задачи СП входит не только организация производства сименсовских турбин, но и разработка новых их видов.

Паро-газовые установки

Спрос на мощные турбины невелик, но Siemens их, тем не менее, производит. В чем причина? Как раз в том, что его турбины спроектированы так, что легко становятся частью тех самых парогазовых установок, о которых шла речь в постановлении №703. «Секрет» невелик – в ПГУ газ, который уже дал электричество, используют дважды, тем самым увеличивая КПД до 60 лишних процентов. Из камеры сгорания газ вырывается при температуре свыше 500 градусов, и никакое вращение лопаток генератора эту температуру сильно снизить не в состоянии. Зачем же такой ценный продукт выбрасывать в атмосферу? С выхода газовой турбины продукты сгорания поступают в котел-утилизатор, где нагревают воду и образующийся из нее пар. Температура продуктов сгорания вполне позволяет получить перегретый пар при давлении в 100 атмосфер, который и поступает на паровую турбину, выдавая на-гора еще одну порцию электричества.

Газовые турбины Siemens , производимые в России, способны «сольно» обеспечивать 157 МВт электроэнергии, а вот в комплекте с паровым циклом – те самые 235 МВт, которые и должны обеспечить Крым собственной генерацией и окончательно решить вопрос с энергетической безопасностью полуострова. Преимущества ПГУ совершенно очевидны. Резко уменьшается стоимость единицы установленной мощности, вдвое повышается КПД производства электроэнергии, что не может не радовать потребителей. Есть и еще одна причина, почему для Крыма были выбраны именно ПГУ – они резко уменьшают количество используемой воды, что для полуострова критически важно. Еще одно преимущество – ПГУ можно построить за очень короткое время. В постановлении №703 речь шла о двух годах, за такой период построить другую ТЭС (топливную электростанцию) технически невозможно.

Подведем итоги. Быстро, мало воды, низкая стоимость электроэнергии – вот причины, по которым в Крыму была сделана ставка на ПГУ. Санкции, под которые Ростех уже успел попасть – причина, по которой генподрядчиком стал именно он.

Совершенно объективно, что без Siemens такой проект обойтись не мог. Если бы строительство генерирующих мощностей было предусмотрено на год раньше, если бы тот же «ОДК» получил распоряжение и помощь правительства в доведении технологии ГТД-110 до нужной кондиции – да, Россия имела шанс справиться собственными силами. Изначальный просчет усугубился еще и тем, что «Технопромэкспорт» ведет капитальное строительство с нарастающим отставанием от графика, в декабре прошлого года вместо запланированного конца 2017 года называл возможным сроком сдачи ТЭС в эксплуатацию середину 2018-го. Чем это закончится, мы увидим в самое ближайшее время, а пока подведем итоги рассуждений.

Крыму требовались новые генерирующие мощности, требовались в сжатые сроки, нужна была генерация, которая не требует большого количества дефицитного ресурса – воды. Этим трем требованиям сразу соответствовала только технология Siemens , на иные решения не хватило запаса времени, что было обусловлено ошибками при составлении правительственного плана развития Крыма, допущенными в 2014-м году. Летом 2015-го было очевидно, что других вариантов нет, что без Siemens не справиться. Не менее очевидно было и то, что такая поставка газовых турбин неизбежно подставляет немецкого производителя под карательные меры со стороны ЕС, поскольку является грубым, демонстративным нарушением санкционных ограничений. Летом 2015-го – повторяем еще раз. Времени для того, чтобы придумать максимально аккуратный обход санкционных ограничений – два года. Сопротивлялся ли Siemens своему участию в крымском проекте? На словах – конечно, да. Но 4 турбины такой мощности, да еще и укомплектованные ПГУ – очень удачный заказ, очень неплохая прибыль. И два года на то, чтобы …

Антироссийские санкции

Ростех продумывал два варианта обхода санкционных ограничений, но делал это так «ловко», что не знал об этом только ленивый. «Технопромэкспорт» внезапно стал генподрядчиком строительства ТЭС в Тамани, проект которой предусматривает использование ПГУ мощностью 270 МВт – эдакий «брат-близнец» Симферопольской и Севастопольской ТЭС по ту сторону Керченского пролива. Грубовато, конечно, поскольку словоблудие на тему «перепутали, куда чего везли» могло наткнуться на то, что Siemens вынужден был бы для соблюдения политеса, отказаться от сервисного обслуживания крымских ТЭС.

В феврале этого года Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, во всеуслышание заговорил о варианте №2. Ростех рассчитывает купить турбины для новых ТЭС в Крыму в Иране. Переговоры находятся на заключительной стадии. Чемезов не стал раскрывать ни подробности этих переговоров, ни о том, с кем из иранских производителей эти переговоры велись. Но это для всех, кто знаком с ситуацией в отрасли, было секретом Полишинеля. В Иране Siemens создал совместное с иранцами предприятие Marрa . ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» под Питером производит газовые турбины ГТЭ-160 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. В Иране Marрa выпускает турбины V94.2 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. Найдите два отличия, как говорится.

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, Фото: tvc.ru

Выпуск турбин в Иране начат в 2011 году, так что никаких крымских ограничений там нет и в помине. Конечно, для соблюдения прав дистрибьюторов Siemens наверняка ввел для иранцев запрет на поставку этих турбин на территорию СНГ, но все, к чему привело бы такое нарушение Marpa – хозяйственный суд с совладельцем предприятия, не более того. При этом к самому Siemens претензий со стороны ЕС не возникло бы – немецкая компания в Крым ничего не поставляла бы, все в полном порядке. Внимание, вопрос: а зачем, с какой целью господин Чемезов рассказал СМИ о проведении переговоров с иранцами, о предполагаемом контракте? У нашей редакции ответа на этот вопрос нет.

В начале июля корреспонденты агентства Reuters на весь мир раструбили новость о том, что видели в порту Феодосии груз, похожий на продукцию Siemens – «четыре цилиндрических объекта в несколько метров длиной, покрытых голубым и серым брезентом. Их размеры и формы соответствуют фотографиям газотурбинных систем, каждая из которых состоит из турбины и генератора». Прямых подтверждений у Reuters не было, но одной публикации оказалось вполне достаточно, чтобы разгорелся самый настоящий скандал.

Производство Siemens, Фото: ekbatantechnic.ir

Российское руководство утверждает, что оборудование для крымских ТЭС – сугубо российское, что оно куплено на некоем вторичном рынке газовых турбин, Siemens уже подало иски в суд на свое дочернее предприятие «Сименс технологии газовых турбин» и на «Технопромэкспорт», причем в суд Арбитражный город Москвы. Зачем в суд – понятно, чтобы избежать штрафов со стороны Еврокомиссии за нарушение санкционных ограничений. Почему в суд российский – тоже понятно, вот только непонятно, чем все это может закончиться. Siemens уже заговорил о том, что свернет весь свой бизнес в России, что создаст некую рабочую группу, которая займется проверкой степени модернизации турбин – вдруг она настолько велика, что это уже и не ГТЭ-160, а нечто совершенно новое. Возможно, что вся эта риторика – не более, чем слова, необходимые для того, чтобы не получить обвинения в срыве антироссийских санкций, время покажет. Одно можно сказать совершенно точно – Ростех однозначно потерял Siemens как партнера, с помощью которого намеревался вести конкурентную борьбу с General Electric на российском рынке энергетического оборудования.

Скандал, однако, может иметь и вообще далеко идущие последствия. Напомним, что сейчас в США рассматривают новую порцию антироссийских санкций, грозящих штрафами компаниям третьих стран, принимающих участие в совместных с Россией энергетических проектах. Эти меры могут привести к риску срыва проекта «Северный поток-2», Германия и Австрия уже успели официально возмутиться такими планами США. И вот в этот момент Siemens может быть признан компанией, нарушивших условия «крымских» антироссийских санкций, что станет замечательным поводом для американских «ястребов» продавить очередной пакет санкций через Сенат, Конгресс и президента США.

Конгресс США, Фото: gif.cmtt.space

Вот теперь можно, пожалуй, подвести черту под размышлениями о том, что на самом деле явилось причиной нынешнего громкого скандала, который потенциально способен привести к риску срыва всех договоренностей по строительству «Северного потока-2». В 2014 году Правительство РФ при разработке комплексного плана развития Крыма крайне халатно отнеслось к решению проблем энергетической системы полуострова. Это не первый случай такого подхода правительства Дмитрия Анатольевича Медведева к вопросам развития энергетики России – не так давно мы уже , как умудрились забыть об энергетике в комплексном плане развития Дальнего Востока.

План 2014-го года основывался на том, что Украина рассматривалась как надежный, договороспособный партнер во всем, что касается поставок электроэнергии на территорию Крыма. Отрезвление наступило только через год, это время было бездарно потеряно для возможности составить какой-то иной план строительства генерирующих мощностей, при котором использование импортного энергооборудования просто не потребовалось бы. Было время на то, чтобы спроектировать, к примеру, не две больших ТЭС на газовых турбинах от Siemens, а нескольких ТЭС меньшей мощности, но на основе турбин от КМПО или «Кузнецова».

Не менее бездарно потрачены два года, имевшиеся в распоряжении правительства и Ростеха для того, чтобы вывести из-под действия санкционных ограничений компанию Siemens , которую теперь многие СМИ и пытаются выставить в качестве едва ли не инициатора скандала. Да, сейчас Siemens ведет себя по отношению к России отнюдь не комплементарно, но его поведение понять труда не составляет. Компании есть, чего бояться, американцы не церемонятся с нарушителями санкционных мер, размеры штрафов случаются порой совершенно фантастическими. К примеру, в 2014 году французский банк BNP Paribas за нарушение санкций против Ирана и Кубы был оштрафован американцами на 8,9 млрд долларов, Deutche Bank за антииранские и антисирийские санкции – на 258 млн долларов. А вот действия российского правительства и Ростеха понять намного сложнее. Отобрать у самих себя время на разработку проекта строительства электростанций в Крыму на отечественном оборудовании, не учесть все риски единственного возможного зарубежного поставщика. Зачем, для чего, почему – совершенно необъяснимо.

Конечно, тот, кто хочет видеть источником скандала действия немецкой компании, может продолжать оставаться при своем мнении. Но перечисленные факты, нам кажется, говорят о совсем другой причине – головотяпстве ответственных российских чиновников, об их полной безответственности вместо четкого соблюдения всех государственных интересов.

Вконтакте

Россия нашла способ обойти западные санкции ради важнейшей государственной задачи – строительства крымских электростанций. Произведенные немецкой компанией «Сименс» турбины, необходимые для работы станций, доставлены на полуостров. Однако как получилось, что наша страна оказалась неспособна сама разрабатывать подобное оборудование?

Россия поставила две из четырех газовых турбин в Крым для использования на Севастопольской электростанции, сообщило накануне агентство Reuters со ссылкой на источники. По их данным, в порт Севастополя были доставлены турбины модели SGT5-2000E немецкого концерна Siemens.

Россия строит в Крыму две электростанции мощностью 940 мегаватт, и ранее поставки турбин Siemens на них были заморожены из-за западных санкций. Однако, судя по всему, выход был найден: эти турбины были поставлены некими сторонними компаниями, а не самой Siemens.

Российские компании серийно производят только турбины для электростанций малой мощности. Например, мощность газовой турбины ГТЭ-25П составляет 25 МВт. Но современные электростанции достигают мощности 400–450 МВт (как и в Крыму), и им нужны более мощные турбины – 160–290 МВт. Поставленная в Севастополь турбина имеет как раз нужную мощность 168 МВт. Россия вынуждена находить способы обойти западные санкции, чтобы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности Крымского полуострова.

Как же так получилось, что в России отсутствуют технологии и площадки по производству газовых турбин большой мощности?

После распада СССР в 90-х и начале 2000-х российское энергетическое машиностроение оказалось на грани выживания. Но потом началась массовая программа строительства электростанций, то есть появился спрос на продукцию российских машиностроительных заводов. Но вместо создания собственного продукта в России был выбран другой путь – и, на первый взгляд, очень логичный. Зачем изобретать велосипед, тратить много времени и денег на разработку, исследования и производство, если можно купить уже современное и готовое за рубежом.

«У нас в 2000-х понастроили газотурбинных электростанций с турбинами GE и Siemens. Тем самым они подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции. В 2000-е надо было не газотурбинные электростанции строить, а модернизировать наши основные генерирующие мощности», – полагает гендиректор инженерной компании Powerz Максим Муратшин.

«Я занимаюсь производством, и мне всегда обидно было, когда раньше высшее руководство говорило, что все за границей купим, потому что наши ничего не умеют. Сейчас все очнулись, но время упущено. Уже и спроса такого нет, чтобы создавать новую турбину взамен сименсовской. Но на тот момент можно было создать собственную турбину большой мощности и продать ее на 30 газотурбинных электростанций. Так бы сделали немцы. А русские просто купили эти 30 турбин у иностранцев», – добавляет собеседник.

Сейчас основная проблема в энергетическом машиностроении – износ машин и оборудования при отсутствии высокого спроса. Точнее, спрос есть со стороны электростанций, на которых надо срочно менять устаревшее оборудование. Однако денег у них на это нет.

«У электростанций не хватает денег на проведение масштабной модернизации в условиях жесткой тарифной политики, регулируемой государством. Электростанции не могут продавать электричество по такой цене, при которой смогли бы заработать на быструю модернизацию. У нас очень дешевое электричество по сравнению с западными странами», – говорит Муратшин.

Поэтому ситуацию в энергетической промышленности нельзя назвать радужной. Например, в свое время крупнейший в Советском Союзе завод по производству котлов «Красный котельщик» (входит в «Силовые машины») на пике производил 40 котлов большой мощности в год, а сейчас – всего один–два в год. «Нет спроса, и те мощности, которые были в Советском Союзе, утеряны. Но основные технологии у нас остались, поэтому в течение двух–трех лет наши заводы снова могут производить по 40–50 котлов в год. Это вопрос времени и денег. Но у нас же тянут до последнего, а потом за два дня хотят быстро все сделать», – переживает Муратшин.

Со спросом на газовые турбины еще сложнее, потому что вырабатывать электроэнергию на газовых котлах – дорогое удовольствие. Никто в мире не строит свою энергетику только на этом виде генерации, как правило, есть основная генерирующая мощность, а газотурбинные электростанции ее дополняют. Плюс газотурбинных станций в том, что они быстро подключаются и дают энергию в сеть, что важно в пиковые периоды потребления (утром и вечером). Тогда как, например, паровые или угольные котлы требуется готовить несколько часов. «Кроме того, в Крыму нет угля, зато есть собственный газ, плюс тянут газопровод с российского материка», – объясняет Муратшин логику, согласно которой для Крыма была выбрана именно электростанция на газе.

Но есть еще одна причина, почему Россия купила для строящихся в Крыму электростанций именно немецкие, а не отечественные турбины. Разработка отечественных аналогов уже ведется. Речь идет о газовой турбине ГТД-110М, которую модернизируют и дорабатывают в Объединенной двигателестроительной корпорации совместно с «Интер РАО» и Роснано. Эта турбина была разработана в 90-х и 2000-х, ее даже использовали на Ивановской ГРЭС и Рязанской ГРЭС в конце 2000-х. Однако продукт оказался со многими «детскими болезнями». Собственно, теперь НПО «Сатурн» и занимается их лечением.

А поскольку проект крымских электростанций крайне важен с очень многих точек зрения, судя по всему, ради надежности было решено не использовать для него сырую отечественную турбину. В ОДК объясняли, что не успеют доработать свою турбину до момента начала строительства станций в Крыму. К концу этого года будет создан только опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М. Тогда как запуск первых блоков двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе обещают к началу 2018 года.

Впрочем, если бы не санкции, то серьезных проблем с турбинами для Крыма не было бы. Более того, даже сименсовские турбины не чисто импортный продукт. Алексей Калачев из ИК «Финам» замечает, что турбины для крымских ТЭЦ можно было бы произвести в России, на питерском заводе «Сименс Технологии Газовых Турбин».

«Конечно, это дочернее предприятие Siemens, и наверняка какая-то часть комплектующих поставляется для сборки с европейских заводов. Но все же это совместное предприятие, и производство локализовано на российской территории и под российские потребности», – говорит Калачев. То есть Россия не просто закупает иностранные турбины, но и заставила иностранцев вложиться в производство на российской территории. По мнению Калачева, как раз создание СП в России с иностранными партнерами позволяет наиболее быстро и эффективно преодолевать технологическое отставание.

«Без участия зарубежных партнеров создание самостоятельных и полностью независимых технологий и технологических платформ теоретически возможно, но потребует значительного времени и средств», – поясняет эксперт. Причем деньги нужны не только на модернизацию производства, но и на подготовку кадров, НИОКР, инженерные школы и т. д. К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

Реальное же происхождение поставленных в Крым турбин оказалось вполне объяснимым. Как заявила компания «Технопромэкспорт», четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму были закуплены на вторичном рынке. А он, как известно, под санкции не подпадает.

Газовые турбины немецкого концерна Siemens, несмотря на санкции, оказались в Крыму. «Ростех», который строит электростанции на полуострове, якобы модернизировал турбины, чтобы защитить от санкций немецкого партнера

Россия направила в Крым газовые турбины немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт, сообщил Reuters со ссылкой на три источника, знакомых с проектом строительства электростанций. Это подтвердили РБК три человека, которые участвуют в реализации проекта, и знакомый одного из участников. Речь идет о турбинах модели SGT5-2000E, указывает Reuters.

Был Siemens - стал не Siemens

На полуостров доставлены две турбины из четырех, еще две привезут в течение месяца, рассказывает один из собеседников РБК. Правда, это уже не совсем Siemens, рассказывают два источника. Турбины сделаны на заводе СП немецкой компании и «Силовых машин» в Санкт-Петербурге, но их частично переделали на заводах «Ростеха», утверждают они. «Степень модернизации настолько велика, что продукция уже не может носить имя производителя, это другой продукт», - уверяет собеседник РБК, близкий к участнику проекта.

В частности, у турбин поменяли автоматику, рассказывает другой собеседник. В этом участвовало российское предприятие ЗАО «Интеравтоматика», где у Siemens миноритарная доля 45,7%. У «Интеравтоматики» давно есть все ключи к протоколам газовых турбин немецкой компании, так что поменять автоматику совсем несложно , допускает знакомый топ-менеджера «Технопромэкспорта» («дочка» «Ростеха» строит электростанции в Крыму).

В турбине можно заменить минимальное количество деталей, но это все равно будет машина Siemens, не согласен другой человек, близкий к «Технопромэкспорту». Серьезной «модернизации» никто не делал, но об этом говорят для того, чтобы не подставлять Siemens, который могут обвинить в нарушении санкций, объясняет участник проекта.

Смонтировать оборудование можно будет и без Siemens, говорят источники РБК. «Турбина давно всем известна, ее ставили миллион раз, и есть люди, которые знают монтаж от начала и до конца» , уверяет человек, близкий к «Технопромэкспорту». Обслуживать турбины будет «Ростех».

К турбинам закроют доступ

Одновременно Минэнерго планирует ограничить доступ иностранных производителей к данным об эксплуатации их оборудования в России, рассказывал 3 июля журналистам замглавы ведомства Андрей Черезов. В первую очередь речь идет о мониторинге работы газовых турбин, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на Минэнерго. Если раньше иностранные производители могли получать прямой доступ к данным о работе турбины, теперь первичные данные будут собираться в российских центрах и отправляться за рубеж только после обработки, объясняет один из источников РБК.

«Прямого доступа к турбине у них не должно быть», - констатировал Черезов. С монтажом немецких турбин в Крыму это не связано, речь идет об общих вопросах безопасности, уверяет источник РБК, близкий к Минэнерго.

Проблема с оборудованием для Крыма возникла вскоре после решения построить электростанции в 2014 году. Тогда рассматривали два варианта: застроить полуостров энергоблоками маленькой мощности, которые производят предприятия «Ростеха», или купить мощные турбины у Siemens. Несмотря на санкции, был выбран второй вариант, писали «Ведомости», «Коммерсантъ» и Reuters, хотя официально об этом никогда не сообщалось. Формально «Технопромэкспорт» купил четыре газовые турбины у СП Siemens и «Силовых машин» для строительства новой электростанции в Краснодарском крае на полуострове Тамань. Подрядчик для строительства этой ТЭС не выбран до сих пор.

У «Технопромэкспорта» между тем возникли проблемы с купленными турбинами: Siemens не хотел поставлять уже оплаченное оборудование, опасаясь санкций. Получив турбины, «Технопромэкспорт» выставил их на продажу. После введения санкций положение компании ухудшилось, и она больше не может принимать участие в конкурсе на строительство новой ТЭС в Тамани , объяснял эту продажу «Интерфаксу» представитель «Технопромэкспорта». В конце 2016 года генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов признал, что госкорпорация не введет электростанции в срок до конца 2017 года, и сдвинул ввод на середину 2018 года.

В 2017 году Чемезов объявил, что турбины для Крыма будут куплены в Иране. Речь шла об оборудовании компании Mapna, которая делала их как раз по лицензии Siemens, говорят два источника, близких к Минэнерго. Представитель Mapna пока не ответил на запрос РБК.

Но иранцы испугались и отказались поставлять турбины, пришлось вернуться к варианту с уже купленным оборудованием, объясняет один из них. Зато новая генерация в Крыму заработает уже в феврале, объясняет он. Сейчас энергосистема нестабильная: полуостров снабжается через энергомост, но при любой аварии Крым может быть обесточен, объясняет он.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не стал комментировать сообщение Reuters о поставке в Крым турбин Siemens AG. «Мы не занимаемся турбинами в администрации президента», - сказал Песков журналистам (цитата по «РИА Новости»).

Представитель Siemens в Мюнхене Вольфрам Трост заявил Reuters, что компания не поставляла турбины в Крым и соблюдает все ограничения экспортного контроля. Представитель «Ростеха» отказался от комментариев, представитель Минэнерго пока не ответил на вопросы РБК.

Копия чужих материалов

Респондент: А. С. Лебедев, доктор технических наук

— 18 июня состоялось открытие нового высокотехнологич ного завода по производству газотурбинных установок. Какие задачи стоят перед предприятием?

Основная задача – это внедрение газотурбинных технологий на российском рынке и максимальная локализация производства крупных газовых турбин мощностью 170, 300 МВт для электростанций работающих в парогазовом цикле.

Я бы предложил сделать шаг назад и осуществить короткий экскурс в историю, чтобы было понятно откуда мы появились, как организовалось совместное предприятие у «Сименс» и Силовых машин. Все началось в 1991 году, когда было создано совместное предприятие — тогда еще ЛМЗ и «Сименс» — по сборке газовых турбин. Был заключен договор о трансфере технологий на тогда еще Ленинградский Металлический завод, который теперь входит в состав ОАО Силовые машины. На этом совместном предприятии было собрано 19 турбин за 10 лет. За эти годы ЛМЗ накопил производственный опыт, чтобы эти турбины научиться не только собирать, но и некоторые компоненты изготавливать уже самостоятельно.

Опираясь на этот опыт, в 2001 году был заключен лицензионный договор с «Сименс» на право производства, продаж и послепродажного сервисного обслуживания турбин этого же типа. Они получили российскую маркировку ГТЭ-160. Это турбины, которые дают 160 МВт, а в парогазовых блоках 450 Мвт, то есть это по сути совместная работа газовой турбины с паровыми турбинами. И вот таких турбин ГТЭ-160 по лицензии «Сименс» было изготовлено и продано 35, из них 31 для российского рынка. Они довольно широко используются в Петербурге, в частности, на Северо-Западной ТЭЦ, на Южной ТЭЦ, Правобережной ТЭЦ, в Калининграде, в Южной Сибири, в Москве 6 таких турбин работают в парогазовых блоках. Можно даже без ложной скромности сказать, что это самая распространенная газовая турбина в Российской Федерации на сегодняшний день. Это факт. В таком количестве, такой серии мощных газовых турбин не выпустил никто.

И вот уже опираясь на этот опыт совместного производства, было заключено новое соглашение и создано новое совместное предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин». Случилось это три с лишним года назад, в декабре 2011 года. Теперь уже мы будем производить турбины на своем собственном заводе. Задачи остаются те же самые — освоить производство, добиться максимальной локализации и вписаться в программу развития правительства по импортозамещения.

— То есть по сути вы стали конкурентом Силовым машинам?

В части газовых турбин мы не являемся конкурентами. Потому что Силовые машины производят с 2011 года только паровые и гидравлические турбины. Весь газотурбинный бизнес с инженерами, с продолжением выполнения контрактов был Силовыми машинами передан в совместное предприятие. Мы на 35 процентов принадлежим Силовым машинам и на 65 процентов «Сименс». То есть мы всей газотурбинной частью Силовых машин вошли в это совместное предприятие. Другими словами, мы партнеры по бизнесу, а не конкуренты.

Чем отличаются газовые турбины Siemens от отечественных аналогов?

В этом классе мощности единственным образцом отечественной продукции является рыбинская турбина НПО Сатурн — ГТД-110 мощностью 110 Мвт. На сегодня это самая мощная в Российской Федерации турбина собственного производства. Довольно широко представлены в Росси турбины до 30 Мвт на базе конверсии авиационных двигателей. Здесь очень обширное поле для конкуренции, и российская продукция основная в этом классе мощности. Для крупных газовых турбин на сегодня такого конкурентного продукта в Росси нет. 110 Мвт – это все что есть, сегодня таких установок изготовлено 6 штук. Со стороны заказчика есть определенные нарекания к их эксплуатации. Поскольку это в определенном смысле конкурент, я бы не хотел комментировать результаты его деятельности.

— Какие новейшие разработки вы используете?

Все возможные разработки компании «Сименс». Мы являемся предприятием, которое в основном принадлежит этой корпорации, в результате этого нам доступны и документация, и все результаты научно-исследова тельской деятельности, внедренные в те газовые турбины, на которые у нас есть лицензия — это 170 и 307 Мвт. Документы в объеме организованного в Горелово производства нам доступны без каких-либо ограничений, они позволяют внедрить самые новейшие разработки.

Наряду с этим, мы и сами участвуем в этих разработках. Примером может служить наше сотрудничество с Политехническим Университетом. Университет сейчас разбит на институты, и в Институте энергетики и электротехники есть Кафедра «Турбины, гидромашины и авиационные двигатели», это одно из подразделений института. Вот с этой и еще с одной кафедрой мы имеем договоры и ведем совместную научно-исследова тельскую деятельность. В одном случае испытываем элемент газовой турбины — выходной диффузор. В течение двух лет уже была проделана довольно интересная работа на стенде. Стенде, который мы собственно и оплачивали и помогали создавать.

На той же кафедре, но в подразделении гидромашин, мы проводим еще одну исследовательску ю работу. Почему по тематике гидромашин? Дело в том, что газовые турбины оснащены гидроприводами, а на этой самой кафедре накоплен большой опыт исследований по приводу различных элементов. Элементов, которые управляют процессом работы газовой турбины и гидротурбины. Причем ради этого сотрудничества кафедра участвовала в серьезном конкурсе, где и победила своих главных конкурентов из китайского университета.

Кроме совместной исследовательско й работы с этими двумя кафедрами, мы также читаем лекции, стараемся поддерживать и готовить себе кадры еще на студенческой скамье.

— Ваши основные заказчики – российские или зарубежные предприятия?

У нас лицензия с правом производства и продаж на Россию и СНГ. По согласованию с основным учредителем, корпорацией «Сименс, мы можем продавать и в другие страны. А без каких-либо дополнительных согласований мы продаем газовые турбины в российские энергоструктуры, это «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО», «Фортум» и другие владельцы энергосистем.

— На ваш взгляд, в чем ключевое отличие организации инженерного труда на вашем предприятии?

Мне кажется, принципиальных отличий от российского производственног о предприятия нет. Наверное, потому что за последние 20 лет российские предприятия стали немного похожи на западные — появился западный менеджмент, внедрены заимствованные системы управления технологическим процессом и качеством. То есть революционной разницы не ощущается.

Но я бы выделил два отличия. Первое — это специализация, то есть инженер занимается чисто технической, больше даже творческой деятельностью. Нет такой определенной разбросанности в деятельности инженера, как на типичном российском предприятии, когда он используется практически везде.

Продемонстрирую на примере инжиниринга — таких инжинирингов на «Сименс» как минимум три: один основной инжиниринг по продукту, например, по газовой турбине, где создается сама газотурбинная установка, все ее внутренности, все ее технические решения, концепции внедряются. Второй инжиниринг – это сервисный инжиниринг, который занимается модернизациями, ревизиями, инспекциями, и он не занимается созданием нового продукта. Третий инжиниринг можно характеризовать как технические решения при системной интеграции, которая газовую турбину вписывает в оборудование станции — все устройства подготовки воздуха для ее работы, топливоподачи, газовое хозяйство, которое должно быть в соединении с другими элементами электростанции. И он опять-таки не занимается созданием нового продукта, а фокусируется на области вне основной газовой турбины.

Второе принципиальное отличие нашего производства связано с тем, что «Сименс» – это глобальная компания. И это и хорошо, и непросто одновременно. В глобальной корпорации «Сименс» все процедуры, правила, регулирующие документы должны быть универсальными для стран Латинской Америки, Финляндии, Китая, России и других стран. Они должны быть довольно объемные, довольно детальные и им надо следовать. И к этому надо в глобальной компании привыкнуть – ко множеству глобальных процессов и правил, прописанных очень детально.

— Какую роль в развитии предприятия играет участие в инженерных форумах, таких, например, как Инженерное собрание России? Планируете ли Вы участвовать в грядущем ноябрьском мероприятии?

Да, планируем участвовать. Мы хотели бы не только заявить о себе, о том что мы компания с развитым инжинирингом, компания, которая работает и с научными учреждениями, и собственные разработки делает вместе с «Сименс». Еще нам бы хотелось какого-то поиска партнеров по интересующим темам, например, по локализации производства. Вероятно, мы просто не знаем о тех возможностях, которые реально существуют. Нам нужно больше оперировать какими-то базами данных, быть более гибкими в поиске субпоставщиков, поставщиков, материалов, комплектующих или наоборот, инженерных услуг. Потому что сейчас такое непростое время, когда нужно все оценивать с экономической точки зрения, когда нужно еще раз взвесить, что нужно делать самим, а какие услуги лучше закупить, оценивая одновременно насколько это будет выгодно не только в данный момент, но и в перспективе. Может быть, надо сделать определенные вложения и в дальнейшем освоить какое-то производство или услуги самостоятельно. Для того чтобы этот кругозор приобрести, участие в таких конференциях и собраниях очень важно. Так что мы обязательно будем участвовать.

Заботина Анастасия

ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ) – совместное предприятие «Сименс АГ» (65%) и ОАО «Силовые машины» (35%), созданное в 2011 году в Санкт-Петербурге. Завод занимается разработкой, сборкой, продажей и обслуживанием газовых турбин мощностью свыше 60 МВт для рынка России и СНГ, а также локализацией производства.

В июне 2015 года в Ленинградской области состоялось открытие новой производственной площадки «Сименс Технологии Газовых Турбин». Завод, построенный с нуля и оснащенный самым высокотехнологичным оборудованием, стал одним из крупнейших предприятий энергетического сектора в регионе.

Продуктовая линейка СТГТ включает в себя газовые турбины SGT5-2000E мощностью 187 МВт и SGT5-4000F мощностью 329 МВт. Это оборудование, обеспечивающее надежное и бесперебойное энергоснабжение, используется при оснащении и модернизации ТЭЦ и ГРЭС. На производственной площадке осуществляется механическая обработка роторных деталей и статорных узлов турбин, выполняется полный цикл сборочных работ. В перспективе завод будет также заниматься сборкой турбин малой и средней мощности (например, SGT-800 мощностью 53 МВт). Кроме того, на СТГТ перенесено производство магистральных и дожимных компрессоров мощностью от 6 до 32 МВт.

Завод «Сименс Технологии Газовых Турбин» является важнейшим инвестиционным проектом компании «Сименс», реализуемым в рамках стратегии по локализации производства в России. Предприятие полностью интегрировано в глобальную технологическую и производственную сеть «Сименс», которая включает и аналогичные заводы в Германии и США.

Для эффективного технического обслуживания поставленного оборудования на базе предприятия создан региональный сервисный центр. На территории заводского комплекса также организован склад комплектующих, необходимых для ремонта и эксплуатации турбин. В настоящее время СТГТ осуществляет сервис оборудования Киришской и Няганской ГРЭС.

В апреле 2016 года на заводе был введен в эксплуатацию современный Удаленный мониторинговый центр. На этой сервисной площадке производится удаленная диагностика работы газотурбинного оборудования электростанций в режиме реального времени. Здесь же выполняется хранение и обработка полученных данных. Для анализа технического состояния турбин, установленных на объектах в России, используются данные всего парка газотурбинных установок «Сименс», эксплуатирующихся в мире.

В работе центра применяется более 1000 математических моделей для оценки функционирования основных узлов турбин. Удаленный мониторинговый центр создан для предотвращения внештатных ситуаций, сокращения сроков сервисного обслуживания и повышения надежности работы оборудования «Сименс».



Статьи по теме: