Какой материк был открыт российскими исследователями. Сообщение про антарктиду

28 января 1820 года российские шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды. Так российские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли последний из континентов.

К началу XIX века на земле по-прежнему оставалось немало уголков, где не ступала нога человека. Казалось, что Великие географические открытия остались позади: последний триумф путешественников - открытие Австралии - состоялся в 1606 году. О том, что где-то за Южным полярным кругом лежит неведомая земля, люди подозревали еще в XVI веке. Вот только доплыть до нее не получалось - слишком суровы были климатические условия, да и корабли тогда строились не самые крепкие.
На долгие годы крайней точкой для многих неугомонных путешественников оставался субантарктический остров Южная Георгия.
Попытаться открыть неведомую Южную Землю хотел и Джеймс Кук. Ему это сделать не удалось - мешали многолетние льды, хотя Кук и продолжал верить в существование еще не открытого континента. Спустя пару лет знаменитый капитан отправился навстречу своей судьбе: в 1779 году Кука убили аборигены Гавайских островов. А следующие попытки открыть неведомый континент потерпят фиаско.
В 1819 году адмирал Иван Крузенштерн направил в Морское министерство Российской империи письмо, в котором заявил о необходимости подготовки экспедиций для достижения Южного и Северного полюсов соответственно. Южного полюса должны были достичь шлюпы «Мирный» и «Восток». Первым командовал лейтенант Михаил Лазарев, а вторым - капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.
«Восток» был построен британскими инженерами и довольно сильно уступал «Мирному» по характеристикам. Главная проблема заключалась в недостаточной плотности корпуса и низкой скорости хода.
15 июля 1819 года оба шлюпа покинули Кронштадт. В историю эта дерзкая попытка достичь Южного полюса вошла как Первая русская антарктическая экспедиция. Российские моряки отправились в направлении Латинской Америки. Уже в начале ноября «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро. Здесь моряков ужаснула процветавшая в тех краях работорговля. Впрочем, в России с личными свободами в ту пору тоже было не все благополучно: до отмены крепостного права на тот момент оставалось еще 42 года. От берегов Бразилии экспедиция отправилась в направлении острова Южная Георгия. Исследователям удалось нанести на карту ту часть острова, которой не удалось достичь Джеймсу Куку.
Дальнейший ход экспедиции был богат на мелкие географические открытия. Так, например, моряками был открыт остров Анненкова, названный в честь члена экипажа «Востока» Михаила Анненкова.
Вообще россияне в этой экспедиции увидели немало интересного. По пути мореплавателям все чаще попадались гигантские айсберги. Видели они и китов.
На острове, названном в честь помощника командира шлюпа «Восток» Ивана Завадовского, морякам удалось полакомиться яйцами пингвинов.
Удалось российским морякам и опровергнуть, а вернее, расширить одно из открытий Джеймса Кука: Сандвичев остров оказался группой из 11 небольших островков. В дальнейшем экипажам «Востока» и «Мирного» то и дело приходилось проявлять чудеса навигации, спасая корабли из вроде бы безнадежного ледяного плена. Несмотря на ухудшавшиеся условия, экспедиция продолжалась.
А 28 января 1819 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. А Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.
«Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими», - писал в бортовом журнале на следующий день Фаддей Беллинсгаузен.
Первая русская антарктическая экспедиция продолжалась 751 день. Ее участники нанесли на карту 29 новых островов. А самое главное - первыми открыли новый континент.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Руководители экспедиции

Беллинсгаузен Ф.Ф.

Беллинсгаузен родился на острове Эзель (остров Сарема в Эстонии) в 1779 г. «Я родился среди моря , — говорил он о себе впоследствии, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря ».

Мальчику было десять лет, когда его отдали учиться, в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи кадетом, юный Беллинсгаузен во время летней практики плавал к берегам Англии. Окончив Морской корпус в 18 лет, он получил чин мичмана.

В 1803—1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под начальством талантливого и опытного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями. Эти работы получили высокую оценку.

Лазарев М.П.

Командир шлюпа «Мирный» М.П. Лазарев родился в 1788 г. во Владимирской губернии. Вместе с двумя братьями он также поступил в Морской корпус. Во время обучения он впервые побывал в море и полюбил его навсегда.

Службу на флоте Михаил Петрович начал в Балтийском море. Он участвовал в войне России со Швецией и отличился в морском бою 26 августа 1808 г. В 1813 г. во время войны за освобождение Германии от наполеоновского ига Лазарев принимал участие в операциях по высадке десанта и бомбардировке города Данцига и в этой кампании он зарекомендовал себя как храбрый, находчивый и старательный офицер.

После окончания войны лейтенанта Лазарева назначили командиром корабля «Суворов», посланного в Русскую Америку. Это кругосветное плавание русских обогатило географическую науку новыми открытиями. В Тихом океане Лазарев открыл группу неизвестных островов, которые назвал именем Суворова.

В плавании вокруг света, которое было для Лазарева хорошей практической школой, он проявил себя как талантливый организатор и командир. И не удивительно, что именно он был назначен помощником начальника новой кругосветной экспедиции.

Экспедиция

Первый этап

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», составлявшие «Южную дивизию», снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию. Редкие и слабые штормы не нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством профессора Казанского университета астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.

Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся город Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым бродило множество бездомных собак.

В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля. С чувством негодования Беллинсгаузен писал: «Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляются взорам в несколько рядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади… Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его из рядов вперед, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит но разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает… Все сие производит омерзение к бесчеловечному хозяину лавки ».

Загрузившись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В умеренной полосе южной части Атлантического океана в воздухе стала чувствоваться прохлада, хотя уже начиналось южное лето. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц, в особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.

Научная работа

В конце декабря 1819 г. шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. В то время ни одна научная экспедиция не пыталась измерить глубину океана. Беллинсгаузен на много десятилетий опередил в этом других исследователей; к сожалению, технические средства экспедиции не позволили решить эту задачу.

Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.

В начале января 1820 г. моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей.

Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель.

С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Было решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон.

Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждении. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты. В 1948 г. в этих местах побывала советская китобойная флотилия «Слава», установившая, что лишь плохая видимость помешала Беллинсгаузену отчетливо увидеть все побережье Антарктиды и даже горные вершины в глубине материка.

В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

В марте, с наступлением осени, ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию. Чтобы охватить исследованием более широкую полосу, капитан решил направить шлюпы в Австралию разными путями.

21 марта 1820 г. в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм. Беллинсгаузен писал: «Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешалось; скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующей бури; я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужасную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я увидел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель и положили руль на ветер на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать: по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен ».

Шторм продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

А птицы альбатросы с распростертыми крыльями как ни в чем не бывало плавали между волнами.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксои (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

Второй этап

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг,* шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи. Столкновения с мелкими льдинами грозили усилить течь в корпусе шлюпа «Восток», а это могло привести к гибельным последствиям.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Временами до 100 ледяных гор окружали корабли. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. Подчас только мастерство, ловкость и быстрота команды спасали шлюпы от неминуемой гибели.

При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Виктория!

Наконец 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно.

«Я в трубу с первого взгляда узнал ,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный* был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег! ».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор ». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.

«Я называю обретение сие берегом потому» что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими ».

Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. По открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.

Разгадав многовековую загадку, мореплаватели решили идти на северо-восток для исследования Южных Шетландских островов. Выполнив работы по съемке их южного побережья, моряки были вынуждены срочно уходить на север: с каждым днем усиливалась течь в потрепанных штормами кораблях. И Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.

В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.

Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Пролог

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Ф.Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.

Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и Лазарева после возвращения из антарктического плавания проходила в непрерывных плаваниях и боевой морской службе. В 1839 г. Беллинсгаузена в чине адмирала назначили главным командиром Кронштадтского порта. Под его руководством Кронштадт превратился в неприступную крепость.

Умер Беллинсгаузен в 1852 г., в возрасте 73 лет.

Михаил Петрович Лазарев много сделал для развития русского морского флота. Уже в чине адмирала, командуя Черноморским флотом, он добился полного перевооружения и перестройки флота. Им было воспитано целое поколение славных русских моряков.

Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851г.

Уже в наше время некоторые государства стремились поделить между собой Антарктиду. Географическое общество Советского Союза выразило решительный протест против односторонних действий этих государств. В резолюции по докладу покойного президента графического общества акад. Л. С. Берга говорится: «Русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев в 1819—1821 годах обошли вокруг антарктического материка, впервые подошли к его берегам и открыли в январе 1821 г. остров Петра I, Землю Александра I, острова Траверсе и другие. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морен было названо морем Беллинсгаузена. А поэтому все попытки решать вопрос о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не могут найти никакого оправдания… СССР имеет все основания не признавать любого такого решения ».

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего - о том, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось

Известный английский мореплаватель Джеймс Кук в 1775-году совершил специальное путешествие, чтобы "найти материк в Южном Ледовитом океане", но и он отступил перед стужей, шквалистым ветром и льдами.

Да есть ли она на самом деле, эта неизвестная земля?

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них - на шлюпе "Восток" - командиром был капитан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, "Мирным", командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Оба офицера - опытные и бесстрашные моряки - к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

Начало плавания

Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг.

Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари. А если бы шлюпы потеряли друг друга из вида, велено было палить из пушек. С каждым днём "Восток" и "Мирный" ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных волнах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. Они появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали попадаться тюлени, а затем и пингвины - большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путешественников и первый айсберг - плавающая ледяная гора.

Открыв несколько маленьких островов и обозначив их на картах, экспедиция взяла курс на Сандвичеву Землю, которую первым обнаружил ещё Кук. Английский мореплаватель не имел возможности исследовать её и считал, что перед ним лежит большой остров. Беллинсгаузену и Лазареву удалось пройти дальше Кука и поточнее изучить Сандвичеву Землю. Они выяснили, что это - не один остров, а целый ряд островов. Пробиваясь между тяжёлыми льдами, "Восток" и "Мирный" при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже такое множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть раздробленными этими громадами.

И увидели таинственный берег

15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с "Мирного" и "Востока" увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромождений льдов.

Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли всё, что увидели, на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января стали считать днём открытия Антарктиды.

Подтвердили это и фотографии с воздуха, сделанные уже в наше время: "Восток" и "Мирный" действительно находились в 20 километрах от шестого континента.

Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут еще новая напасть: на шлюпе "Мирный" льдиной пробило обшивку, и в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там в Порт-Джексоне (теперь Сидней) отремонтировать "Мирный".

У тропических островов

Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима.

Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года.

Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами. В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве. 21 июля "Восток" и "Мирный" стали у берегов острова Таити. Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире - до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту "Востока" пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена.

Снова в страну холода

Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили Южный полярный круг с противоположной стороны.

"Вижу землю!" - такой сигнал поступил с "Мирного" на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, словно желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: "Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого". Троекратное "Ура!" прокатилось над суровыми волнами. Спустя неделю экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена.

Более двух лет продолжалось путешествие "Востока" и "Мирного". Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские мореплаватели прошли на шлюпах больше чем двойной путь вокруг земного шара.

Всемирный заповедник

Первым достиг Южного полюса норвежец Руаль Амундсен в конце 1911 года. Его экспедиция добиралась на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Её возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, тоже был очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амундсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. "Боже Всемогущий, какое ужасное место!.." - вывел он в дневнике слабеющей рукой.

Но кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые?

На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником - "Страной науки". Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.

В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия "Восток" и "Мирный".

Существование Антарктиды было предсказано задолго до ее фактического открытия - правда, не научно (это было невозможно), а мифологически: так же, как Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» предсказал существование двух спутников Марса, которые до сих пор невозможно увидеть ни в какой телескоп. Первой, еще в 16 веке, предположила существование на крайнем юге Земли целого материка португальская экспедиции Америго Веспуччи. А двумя столетиями позже Джеймс Кук писал: «Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...». До того, как на карту были полностью нанесены очертания Австралии и Огненная Земля, некоторые путешественники предполагали, что в Южном полушарии существует огромный суперконтинент, включающий в себя Австралию и Южную Америку. Но кто открыл Антарктиду фактически?

Эта честь принадлежит русским морякам - 28 января 1820 года шлюпы «Восток» и «Мирный» впервые подошли к покрытому толстым слоем льда берегу Антарктиды. Экспедицией руководили Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

Фаддей Беллинсгаузен. Изображение: wikipedia.org

Несмотря на разность биографий, оба великих моряка имели немало общего - например, с детства, что называется, «болели морем». Беллинсгаузен происходил из балтийских немцев, его детство прошло к Кронштадте, где с 10 лет он учился в Морском кадетском корпусе. Сюда же поступил и Лазарев, происходивший из семьи блестящего дворянина и весьма просвещенного человека - сенатора Петра Гавриловича Лазарева. В 1803–1806 годах Беллинсгаузен принимал участие в первом кругосветном плавании - находился на корабле «Надежда». Плавание было непростым, в том числе из-за острого конфликта между номинальным начальником экспедиции Николаем Резановым (хорошо известным нашему современнику благодаря рок-опере «Юнона и Авось») и фактическим руководителем - Иваном Крузенштерном. В это время Лазарев изучал морское дело на британских кораблях - около 5 лет провел в почти безостановочных плаваниях по Атлантике и Средиземному морю. Оба мореплавателя поучаствовали в войнах с иностранными державами.

Подготовка экспедиции

Сам Беллингсгаузен признавался в своем дневнике: «Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени - Головнина, Крузенштерна и Коцебу». Однако практический шаг к подготовке экспедиции в Антарктиду сделал именно Крузенштерн. В 1819 году он отправил морскому министру де Траверсе письмо, где обосновывал необходимость экспедиции к Южному полюсу. Практического смысла у таковой было мало. Для России все попытки усиления влияния в Южном полушарии на протяжении всего 19 столетия оставались авантюрами - это показал, в частности, пример Миклухо-Маклая, предлагавшего империи установить протекторат над открытым им Берегом. Однако экспедиция имела огромный научный интерес. Морское министерство одобрило проект и подготовило два корабля, выбрав их капитанами опытных мореходов: так, впервые Беллинсгаузен и Лазарев оказались вместе в одном плавании. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - Лазарев.

Экспедиция начала с исследования Южной Джорджии и Земли Сандвича – по ходу этих исследований совершались открытия, которые существенно изменяли географические карты. Было установлено, что Земля Сандвича - не остров, а архипелаг, который был переименован в Южные Сандвичевы острова. Экспедиция должна была «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть». Вскоре виды пустынных островов сменились картинами мертвых льдов: двигаясь с запада на восток, корабли пересекли Южный полярный круг и подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктиды. Этот день - 28 января 1820 года - вошел в историю как дата открытия Антарктического материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) кораблям удавалось близко подойти к берегам таинственного материка. Любопытно, что точку, из которой русские впервые наблюдали новый материк, человеку довелось посетить снова лишь спустя сто лет - норвежские исследователи назвали ее Берегом Принцессы Марты.

Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева художника Ивана Айвазовского,1839 год

Погода во время экспедиции была отвратительной. «Хотя в палубе, где жили офицеры и служители, ежедневно протапливали печки и обтирали три раза в сутки потолок (на котором составлялись капли), сырое платье по возможности просушивали наверху, однако ж беспрерывные густые туманы, мокрый снег и слякоть довели нас до того, что мы чувствовали совершенную необходимость в хорошей погоде», писал Беллинсгаузен. Из-за тумана морякам «Востока», в сущности, мало что удавалось увидеть - лишь сплошные поля ледяных кочек вокруг. «Мирному» повезло куда больше - Лазарев увидел «матерый лед чрезвычайной высоты», который простирался «так далеко, как могло только достигнуть зрение» - то есть капитан наблюдал уже ледяной щит самой Антарктиды, а не окружающие материк льды.

Антарктида, здравствуй и прощай

Из-за приближавшейся зимы (которая в Южном полушарии наступает в мае-июне) корабли покинули прибрежную зону Антарктиды и переждали сезон в умеренных широтах, а затем снова отправились к берегам материка. 22 января 1821 года их корабли открыли большой остров, расположенный рядом с материком. «Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота - остров Петра I», - пишет Беллинсгаузен. Однако высадиться на остров не удалось: «По сплошному льду, окружающему остров, не предвидя возможности подойти близко к берегу, чтоб послать гребное судно, я положил, не теряя времени, итти далее к востоку и в параллель льдов». Всего плавание российских кораблей продолжалось чуть более 2 лет - 751 день, а его протяженность составила около 100 тысяч километров - 2 с лишним экватора Земли. Корабли, трижды пересекшие Южный полярный круг, открыли не только сам материк, но и 29 крупных островов, на которые никогда не ступала нога человека.

Оба первооткрывателя Антарктиды прожили долгую и славную жизнь. Беллинсгаузен командовал сражениями в ходе Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Лазарев догнал и перегнал коллегу по числу кругосветных путешествий - не один, а целых три раза обогнул Землю по морям и океанам. Около 20 лет командовал Черноморским флотом. Среди его учеников были выдающиеся флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.

Русские открыли Антарктиду не для того, чтобы о ней позабыть: в честь кораблей, впервые достигших берегов материка, впоследствии были названы первые советские станции, открытые здесь - «Восток» и «Мирный». А первая советская полярная станция, основанная близ Западного побережья Антарктиды, была названа в честь Беллинсгаузена - как и крупное море у берегов материка. Впрочем, имя русского путешественника было увековечено не только в топонимике открытого им континента: его носят острова в Тихом и Атлантическом океане и даже остров в Аральском море. Именем Лазарева названо расположенное близ атлантического побережья континента море, а также горная цепь.

Далее в рубрике 8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о почетном звании «Город-герой». За что получили высшее почетное звание двенадцать городов и одна крепость Советского Союза

Спустя почти 200 лет после открытия шестой материк планеты вызывает интерес ученых. Из-за ледяного покрова его называют «высокой» землей. Средняя высота - 2 000 м, а максимальная - 5140. Площадь Антарктиды - 14 млн км2 - всего на 3 млн км2 меньше России. Кто же открыл страну вечного льда?

Кто открыл Антарктиду

Еще до первых экспедиций ученые предполагали, что на Южном полюсе есть большая земля. Однако доказательств тому не было. М. В. Ломоносов не сомневался в ее существовании и дал вполне четкое описание: «Далеко на юг, между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом, лежит большая земля, покрытая льдами». При этом Михаил Васильевич заметил, что льда на юге значительно больше, чем на севере.

Невольный первооткрыватель - капитан Дирк Герритц.Он первым приблизился к Антарктиде. Но этого Герритц вряд ли хотел. В 1559 году корабль во время шторма отнесло за Южный полярный круг. Когда судно достигло 64 градусов южной широты, команда наблюдала «высокую» землю. Капитан поставил жизнь людей выше возможных лавров исследователя. Поэтому, как только позволила погода, он покинул опасные воды.

Капитан Джеймс Кук сделал следующие важные открытия в исследовании Антарктики. В период 1768–1775 гг. знаменитый мореплаватель и картограф неоднократно бывал за полярным кругом. Джеймс Кук исследовал побережье Австралии, доказал, что Новая Зеландия не имеет отношения к Антарктиде, а является архипелагом.

Однажды судно «Эндевор» зажало льдами за 71 градусом южной широты. Тогда корабль находился всего в 75 милях от шестого континента. Однако из-за зверского холода и непроходимости льдов Кук посчитал, что продолжать экспедицию бессмысленно.

Кто первым открыл Антарктиду

Почти 50 лет люди не пересекали Южный полярный круг. Многие ученые были согласны с Джеймсом Куком, что смысла в открытии Антарктиды немного, потому что для науки ничего бы не изменилось.

Однако интерес к ледяной земле вернулся в 1819 году. Российская империя снарядила экспедицию, состоящую из двух шлюпов:

  • «Восток» - капитан и командир экспедиции Фаддей Беллинсгаузен (на фото слева).
  • «Мирный» - капитан Михаил Лазарев.

Четвертого июля команда отбыла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро, где пришвартовалась в конце осени. Оттуда исследователи направились на юг. Обогнув остров Южная Джорджия, направились на восток мимо архипелага Южные Сандвичевы острова.

Открыв несколько островов, российская экспедиция пересекла 69 южную широту, где состоялось одно из важнейших открытий географии. 28 января 1820 года моряки находились в 20 милях от Антарктиды. Несколько дней команда наблюдала скалистые берега и впечатляющие шельфовые льды.

Наступила антарктическая зима, и первооткрыватели Антарктиды повернули на север. Пережидая, пока сойдет лед, экспедиция открыла несколько островов в Тихом океане. Спустя год команда Беллинсгаузена вернулась на то же место и продолжила миссию. Обогнув Антарктиду по береговой линии, пройдя 50 тысяч миль и открыв 29 островов, экспедиция вернулась домой.

Спорные открыватели - китобои Брэнсфилд и Палмер

В ноябре 1820 года близ ледяной земли прошло китобойное судно. Моряки и капитан Натаниэль Палмер утверждали, что видели Южный континент. Также 31 января, то есть через три дня после официального открытия, берега Антарктиды якобы видела команда английского парусника под командованием Эдуарда Брэнсфилда. Так или иначе, они не могут претендовать на открытие неизведанной земли, так как произошло это позже. Кроме того, не известно, видели они Антарктиду или просто ледники.

Вопрос об открытии Антарктиды всплывает до сих пор. Официально первооткрывателями считаются Беллинсгаузен и Лазарев. Однако в наше время ученые находят на Южной земле обломки кораблей и предметы быта XVI–XVII веков. Некоторые из них хранятся в чилийском музее города Вальпараисо. Есть два мнения, как они туда попали: принесло течением, или же к ледяным берегам прибивало зверобойные суда еще до официального открытия.

Как было на самом деле и кто из путешественников открыл Антарктиду, мы, скорее всего, не узнаем.



Статьи по теме: