Содом и гоморра годы. Жизнь замечательных имен. «земное сбросило с земли»

Археологи долго ломали головы где же могут находиться города ниспровергнутые Господом о которых повествует Библия. Было принято решение довериться единственному источнику информации Библии.

В Библии написано что Лот спасался в горы, но горы окружала мертвое море с обеих сторон. Но, упоминание о смоляных ямах в (Быт 14:10) натолкнуло на мысли искать города к юго-востоку от мертвого моря, там было много смолы как естественного нефтяного продукта, и наконец-то поиски увенчались успехом.

Содом и Гоморры были найдены под толстым слоем пепла.

Фото раскопок.

Интересный факт 1

Нам было достаточно доказательств, но мы также знали, что этого мало, чтобы убедить других. Мы вернулись домой и начали молиться. Рон был уверен, что если эти развалины действительно были останками проклятых городов, Бог наверняка должен был сохранить какое-нибудь неопровержимое подтверждение этого. Через несколько месяцев, в октябре 1990 г. мы вернулись сюда снова. На этот раз он взял с собой Ричарда Ривса из Мерфи в Северной Каролине.

Они выехали на то же место и обнаружили, что там только что прошёл дождь, что бывает очень редко в этом районе. Затем Ричард увидел большой обломок, очевидно, недавно упавший сверху, возможно, из-за дождя.

Рассмотрев этот упавший камень, они поняли, что это и есть то доказательство, о котором мы молились. На нём везде в пепле, как ягоды в траве, проступали красноватые кольца вокруг жёлтых шариков серы. Оглядевшись вокруг, они увидели, что такие кольца были повсюду. У нас нет сомнений, что Бог ответил на наши молитвы , потому что эти кольца стали видимы только после дождя, смывшего пепел, который покрывал ранее всё.

Интересный факт 2

Серный дождь шокировал ученых

Больше чем всё открытие, возбудили всех. Были найдены шары различных размеров, некоторые размером в ноготь большого пальца руки, другие величиной с яйцо. Фактически на этих местах были обнаружены тысячи серных шаров. Подобные этим шары серы нигде не были найдены кроме как на местонахождении этих руин. Я предполагаю, что это доказательство основано на библейском писании, которое было чудесным образом сохранено Богом непосредственно на месте катастрофы.

Мы не знаем точно, как это происходило, но мы знаем, что эти горящие шары серы падали дождём на города. Мы знаем это, потому что сера прошла испытательный анализ и показала, что она горела. Поскольку шёл серный дождь, все объекты в городе начали гореть, и через какое-то время от множества горящей серы поднялась высокая температура. Было оценено, что температура достигала порядка 4000 градусов. Это создало вид подобно дыму из печи, который Авраам видел на равнине.

Это доказательство соответствует не только месту библейского описания разрушения Содома и Гоморры, но также и другим местам священного писания. Я верю, что мы действительно нашли доказательства того, что это - останки Содома и Гоморры.

Мы обнаруживаем здесь то, что Бог послал эту горящую серу на города в виде дождя. Слово "дождь" полностью подходит для описания этого явления. Сера упала на землю точно также как проливается дождь. Их миллионы таких шариков найдены в окружающем пепле. Некоторые мы вскрыли и таким образом вы можете видеть серу внутри, а другие оставили нетронутыми. Но повторяю, таких шариков здесь миллионы . Это явно указывает на то, что Бог излил дождём серу и пламя на эти города.

Интересный факт 3

Показано, что известия о Содоме и Гоморре, и их необычной гибели содержатся не только в Библии, но и в трудах историков древности: Тацита, Саньхунатона, Иосифа Флавия, Страбона и др. Исследуя работы историков Древнего мира, причем, и это весьма примечательно, все они, за исключением Иосифа Флавия, были язычниками и крайне негативно относились как к иудеям и христианам,

Примечательно, что месторасположение городов долины Сиддим, упоминаемое древними авторами, затем было полностью подтверждено в ходе археологических раскопок.

● Тацит Корнелий, римский историк I-II веков х.э., пишет следующее: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» .

● Саньхунятон, финикийский историк в своей «Первобытной истории», пишет: «Долина Сиддим провалилась и стала озером» [цит. по 7, с. 83].

● Иосиф Флавий, римский историк I века х.э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, …Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область» .

● Страбон, знаменитый древнегреческий географ I века х.э., отец современной географии, в своем произведении пишет: «…некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город – Содомы - имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то они были поглощены землей» .

Известия о Содоме были также в работах древнегреческого историка Посейдония, утверждавшего, что города долины Сиддим располагались невдалеке от крепости Масады; Сизения Киренского, что одно из поселений ессеев располагалось вблизи древнего Содома; Стефана Византийского, что у источника Эн-Геди располагался когда-то древний Содом .

Интересный факт 4

В 1964 году итальянская археологическая экспедиция под руководством профессора Паоло Маттиэ начала раскопки в местечке Телль-Мардих в Сирии, продолжавшиеся до 1982 года. В результате почти двадцатилетних исследований был открыт древний город Эбла.

Среди уникальных находок обнаруженных в Эбле, на первом месте, безусловно, стоит обнаружение в ее царском дворце государственного архива, в котором было найдено 17.050 клинописных табличек.

Среди десятков городов, упоминаемых в них ученые встретили упоминание: Содома, Гоморры и Сигора. В этих документах города долины фигурируют, как торговые партнеры Эблы, покупающие у нее серебро и ткани. Долгие годы ряд ученых, преимущественно из стран социалистического лагеря, по идеологическим соображениям, а также врагов и завистников Маттиэ и Петтинато пытались опровергнуть это, но сделать этого им так не удалось.

Интересный факт 5

Жена Лота

Одно из Библейских сообщений о гибели Содома больше всего вызывало недоверие скептиков, а именно упоминание о том, что жена Лота стала соляным столбом. Однако после раскопок в древнем городе Помпеи (Италия) даже люди, не верящие в Бога, уже не могли отрицать возможности подобного явления.

Дело в том, что в 79г. х.э. эры, когда Помпеи погибли в результате извержения Везувия, вулканический пепел покрыл не только сам город, но и людей, находившихся в нем. «Тончайший пепел сотворил со своей добычей настоящее чудо сохранности. Он обволакивал тела, запечатлевая малейшие подробности, и когда впоследствии этот покров затвердел, а сами трупы истлели, их формы по-прежнему сохранялись… Зрелище это не оставляет равнодушных.

Когда археологи из экспедиции Клода Поншареля обнаружили руины двух древнейших городов, датируемых 2-3 веком до нашей эры, они не могли предположить, что находятся буквально в трех милях от исторической сенсации.

Эти три мили они “прошли” за две недели. Причем, как это часто бывает, сенсация родилась, в общем- то случайно. Разыгравшаяся песчаная буря заметно изменила привычный пейзаж, и на месте огромной дюны кто-то из парней заметил какой-то белый предмет, на несколько дюймов выступавший над оставшимся гребнем.

Решили посмотреть, что же это такое. Осторожно, стараясь не навредить, очищали от вековой пыли то, что осталось. И с каждым взмахом скребка вырисовывается какой-то столб. Вернее, это была колонна белого цвета, имеющая очертания женщины.

Еще большее изумление у ученых вызвал углеродный анализ находки. Во-первых, он позволил определить, что это не скульптура, а самый настоящий человек с сердцем, легкими, печенью и другими органами. Во-вторых, примерный возраст находки - около четырех тысяч лет, что и составляет ее библейский возраст.

Интересный факт 6

На дне мертвого моря обнаружены древние руины Содомы и Гоморры. Группа исследователей, возглавляемая английским археологом Майком Сандерсом, изучала дно Мертвого моря и натолкнулась на покрытые солью остатки древнего поселения. Ученые пришли к выводу, что это и есть руины легендарных городов Содом и Гомора.

Библия прямо указывала их месторасположение -- долина Сиддом, что в районе Мертвого моря. Тогда же на одном из полуостровов в Мертвом море нашли древние города, а рядом с ними -- кладбища. Специалистов сразу озадачило то, что кладбища были древнее самих городов. Рядом с захоронениями обнаружили множество серы, и о том, что тела принадлежат содомитам, заговорили почти всерьез. Идея погрузиться на дно Мертвого моря пришла к Сандерсу, когда он нашел древнюю карту. Искомые города были на севере современного Мертвого моря. Затем, на снимках, сделанных со спутника, археолог заметил странные образования на морском дне. Тогда ученый нанял специалистов по подводному погружению и небольшую подводную лодку.

Таким образом, Библейские сообщения о Содоме и других городах долины Сиддим получили свое полное подтверждение в области истории, археологии, этнографии и геологии.

Краткий вывод

Показано, что известия о Содоме и Гоморре, и их необычной гибели содержатся не только в Библии, но и в трудах историков древности: Тацита, Саньхунатона, Иосифа Флавия, Страбона и др.;

Установлено, что в архивах древнего города Эбла имеет место упоминание городов Содома и Гоморры, выступавших около 2100г до х.э., как торговые партнеры Эблы;

В результате археологических раскопок показана имевшая место около 2000 г. до х.э. катастрофа, сопровождающаяся землетрясением, массовыми пожарами, приведшая к гибели нескольких городов, в частности, в местах Баб-эль-Дахре и Нумерии, в акватории Мертвого моря;

В результате подводных археологических исследований показано наличие на дне Мертвого моря следов строений;

Геологическими исследованиями установлена имевшая место в районе Мертвого моря катастрофа около 2000 г. до х.э., приведшая к изменению ландшафта местности и сопровождавшаяся землетрясением, выбросами при­родных горючих газов и битумов, и образованием густого черного дыма, содержащего большое количество серы и сульфида водорода;

Таким образом, Библейские сообщения о существовании городов долины Сиддим и их гибели в результате страшной катастрофы сегодня полностью доказаны комплексными историко-археолого-геологическими исследованиями.

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Н.Непомнящий

Отдохнув под тенистым деревом, гости Авраама встали, чтобы продолжить свой путь. Авраам пошел проводить их. Шли они и вскоре пришли на такое место, откуда им была хорошо видна цветущая долина реки Иордан и два города, раскинувшихся в этой долине, - Содом и Гоморра.

Бог указал Аврааму на эти города и сказал:

Содом и Гоморра - проклятые города, потому что жители их погрязли в страшных грехах и пороках. Они сотворили столько зла, что уже ничего не остается, как только до основания уничтожить Содом и Гоморру - со всеми, кто живет в них.

Двое путников спустились в долину и направились к Содому, Авраам же остался стоять пред лицом Бога.

Он не хотел, чтобы все жители этих злосчастных городов были преданы смерти. Ему было жалко их, и, кроме того, он помнил, что в Содоме живет со своим семейством его племянник Лот. Поэтому Авраам попытался убедить Бога переменить решение.

Господи, не может быть, чтобы Ты хотел вместе с нечестивцами уничтожить и всех праведников, живущих в этих городах, - сказал он Богу. - Ты же Судья всей земли и не можешь допустить такой несправедливости.

Хорошо, - отвечал Бог Аврааму. - Если найдется в Содоме хотя бы пятьдесят праведников, то ради них Я пощажу весь город.

Авраам задумался, но, как, ни старался, не смог насчитать среди жителей Содома пятидесяти праведников. Но он знал, что Бог милосерден, и продолжал умолять Его пощадить обреченные города.

Тогда Бог сказал Аврааму, что Он пощадит Содом даже ради десяти праведников, если столько их отыщется в городе. Сказав это, Бог покинул Авраама.

Как ни старался Авраам, он не мог насчитать в Содоме и десяти праведников. Бог же с самого начала знал, что Авраам напрасно напрягает свою память: в Содоме был только один праведник - Лот, племянник Авраама. Лота же Бог не собирался губить и уже все устроил для его спасения.

В Торе (Пятикнижии Моисея) повествуется и рассказывается немало историй, когда Вс-шний покарал человечество за его грехи. Один из таких случаев и является грехопадение городов Содома и Гоморры , жители которых не отличались особой святостью и праведностью. Согласно библейским повествованиям, города Содом и Гоморра были уничтожены Б-гом за такие грехи, как идолопоклонство и распутство – самые тяжкие грехи, на которые Вс-шний обращает внимание в первую очередь . В прямом смысле слова, эти города были сожжены дотла. С неба снизошёл небесный огонь и сера и поглотил всех жителей этих городов. В Аггаде (часть Устного Закона, не входящего в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации) сказано, что Содом служит воплощением и символом порочности. И даже такой праведник, как Авраам, не сумел спасти жителей этих городов, войдя в спор со Вс-шним, чтобы отвести Его гнев и не карать грешных вместе с праведниками. Но даже и десяти праведников не нашлось в Содоме и Гоморре.

Первое библейское упоминание об этих городах содержится в описании границ Ханаана (древняя страна на восточном побережье Средиземного моря; в Торе сказано, что это – Земля, Обещанная Б-гом Аврааму и его потомкам, текущая молоком и мёдом – Эрец-Исраэль). Об этих городах говорится, что они лежали к востоку от Бет-Эля в окрестностях реки Иордан. В другом источнике указано, что Содом и Гоморра располагались к западу от южной оконечности Мёртвого моря (хотя некоторые учёные полагают, что у северной оконечности), однако точное место сейчас неизвестно. Существует гипотеза о геологическом катаклизме, постигшем этот район. И что ныне руины Содома и Гоморры находятся на морском дне. Этимология названий этих городов происходит от еврейского слова ‏סְדוֹם ‏‎‎‎ - Содом – что в переводе с иврита означает «горящий», и Гоморра - עֲמוֹרָה ‏‎‎ - «погружение, потопление».

В Торе говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Вс-шнего, который явился ему в виде трёх мужей у рощи Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот (единственный праведник в этих городах), поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников. Но праведников, к сожалению, так и не оказалось.

С историей об этих двух городах связан один интересный случай с Лотом, который в те дни проживал на территории Содома и Гоморра вместе со своей женой и двумя дочерями. Ангелы указали Лоту и его семье спасаться в горах, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе гор. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему. Сразу после бегства Лота с семьей с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб. Кстати, недалеко от берега Мертвого находится скала, по форме напоминающая женщину, одетую в покрывало или длинный плащ. Возможно, это скала и есть жена Лота, превращенная в соляной столб…

Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерями. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая - Бен-Амми, предка аммонитян.

Интересные факты:

  1. Выражение «содом» («содом и гоморра») иносказательно означает место разврата и блуда, где попираются моральные устои общества; реже - в значении «ужасный беспорядок». От названия города Содом происходят слова «содомия», «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). В других языках под содомией понимаются любые аморальные сексуальные практики. В современном русском разговорном языке «содомом» называется также шум, беспорядок, суматоха.
  2. Французский писатель и критик религии Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» сравнивает библейское повествование о Лоте с античным мифом о Филимоне и Бавкиде, в которой Зевс и Гермес наказывают город за негостеприимство. Кроме того, автор приводит мнение философа Вольтера, который критикует поступок дочерей Лота, который никак не осуждается Библией, более того, по его мнению, он вознаграждается тем фактом, что они становятся матерями целых народов. Также философом проводится параллель с древнегреческой легендой о Мирре, родившей Адониса от своего отца Киниры, в которой девушка, в отличие от дочерей Лота, была наказана за свой грех.
  3. Йосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, …Б-г решил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область»
  4. В свод содомских законов входили такие положения:

    a. Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешается грабить, а также издеваться над ним.

    b. Обязанность сдомского судьи - добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане.

    c. Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предается смерти.

    d. Со всякого, кто пригласит чужеземца на свадьбу, в наказание будет снята вся одежда.

История Содома и Гоморра показывает всему человечеству, что Творцу абсолютно небезразлично то, как живут люди на Земле, как они поступают по отношению друг к другу. Этот библейский сюжет является ярким примером того, как нельзя поступать.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

«Жители Содома были злы и очень грешны пред Господом» Бытие 13:13

Значение фразеологизма Содом и Гоморра

Многие люди слышали или сами употребляют в разговорной речи фразу «Содом и Гоморра», подразумевая какой-нибудь притон или говоря о неразберихе, полном бардаке. Однако откуда произошел этот фразеологизм знают далеко не все.

Содом и Гоморра - это названия двух городов, предположительно находившихся на Ближнем Востоке, в районе Мертвого моря. Они известны благодаря Библии и Корану, в которых ярко описано наказание их жителей, погрязших в распутстве и прочих грехах, посредством небесного огня и серы. Божья кара, обратившись в грандиозную катастрофу, полностью уничтожила с лица Земли оба города, но поиски подтверждения их существования до сих пор является заветной мечтой археологов. Подсказки и указатели местонахождения этой ветхозаветной трагедии ученые разыскивали повсюду: как в Библии, так и в сочинениях древних авторов; в легендах, которые рассказывают друг другу арабские племена, ныне живущие на предполагаемом месте события. Изучение священных текстов дало много направлений для поисков, но пока что они лишь заводят в тупик, поэтому многочисленные исследования продолжаются. Многие ученые склоняются к версии о сильнейшем землетрясении, случившемся примерно четыре тысячи лет назад, следствием которого стало оседание дна и приток соленых вод с севера, что сделало глубины Мертвого моря местом погребения Содома и Гоморры. Доказательством этого предположения, пусть и не стопроцентным, являются найденные клинописные тексты, фраза на которых, в примерном переводе, гласит: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море».

Какие же сведения известны об этих двух городах, имеющих столь дурную славу даже в современном мире?

Считается, что скандально известные поселения появились на берегу Мертвого моря, отличающегося своим плодородием, около второго тысячелетия до нашей эры. У местных жителей было всё и в полном достатке безо всяких усилий, поэтому они вели праздную, свободную жизнь. Благополучие, получаемое без труда, привело к скуке и поиску новых удовольствий, причем, отнюдь не возвышенных. В итоге, население Содома и Гоморры увязло в порочных развлечениях, грехах и распущенности, причем настолько, что даже в современном мире слово «Содом» приобрело нарицательное значение, производным от него стало определение «содомия», иными словами, извращенные сексуальные отношения.

Когда Бог увидел происходящее, то разгневался и решил стереть с лица Земли оба города. Однако перед этим Он рассказал о своих планах праведнику Аврааму (родоначальник еврейского народа и один из трех выживших патриархов после всемирного потопа) , который стал просить о милости для невинных жителей. Несмотря на общую развращенность, в приговоренных богом городах все же жили люди, не поддающиеся грехам, одним из них был племянник Авраама - Лот, отвергаемый горожанами Содома из-за того, что не разделял их образ жизни. Бог проявил милосердие и отправил двух ангелов за Лотом, его семьей и праведниками, но было условие: ни в коем случае не смотреть на погибающий город. Как только невинные покинули Содом, город поглотил поток огня, пепла и серы. За спинами уходящих были слышны отчаянные крики умирающих людей. Супруга Лота обернулась, не удержавшись от искушения посмотреть на картину грандиозной катастрофы, посланной небом. В наказание за свое любопытство, она была моментально обращена в соляной столб. Остальные же благополучно спаслись.

Тысячи лет не смогли стереть след Содома и Гоморры в памяти человечества, несмотря на то, что доказательства их существования по сей день косвенны, и основываются, в основном, на рассказах Библии и Корана. В 1848 году к Мертвому морю прибыла первая научная экспедиция, отправленная США. Были обнаружены контуры развалин и укрепленных сооружений, одно из которых представляло собой религиозный центр. Его разрушение удивительно совпало по времени с резким изменением климата, которое превратило плодородные и благоприятные для жизни земли в пустыню.

Напоследок, стоит упомянуть соляной столп, выделенный археологами из множества других, из-за схожести с женской фигурой. Что самое главное, изучение этого изваяния привело к ошеломляющим результатам: в нем были обнаружены сердце и прочие внутренние органы, иными словами, внутри должен находится человек. Благодаря углеродному анализу, удалось также выяснить приблизительный возраст находки - около 4000 лет. Что же это на самом деле, ошибка ученых, распространенная верующими в целях подтверждения легенды или же здесь кроется что-то большее, еще предстоит узнать. Скорее всего, библейские рассказы, которые воспринимают как сказки или иносказательные притчи принесут еще немало сюрпризов. А пока что трагическая и красивая библейская история о Содом и Гоморре, жители которых не ценили своего райского существования и собственноручно, своим легкомыслием и похотью все уничтожили, является и поучительным примером, и, в некотором роде, темой для вдохновения творческих личностей, художников, писателей или кинематографов.



Статьи по теме: