Презентация на тему "зона арктических пустынь". Презентация на тему "зона арктических пустынь" Птицы арктической пустыни

То, что Арктику называют ледяной пустыней, еще не означает, что эти просторы безжизненны. Несмотря на суровые условия жизни, растения и животные Арктики удивительны и разнообразны. На этом уроке мы узнаем, как приспособились растения к длительному отсутствию солнца, низкой температуре и пронизывающему ветру, для чего моржам нужны вибриссы, почему белого медведя называют царем Арктики, как живут тупики и кайры и многое другое.

Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко (рис. 2).

Рис. 2. Солнце Арктики ()

В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно - начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния , которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения (рис. 3).

Рис. 3. Полярное сияние ()

В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается - наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями . На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения (рис. 4-6).

Рис. 4. Мхи на камне ()

Рис. 5. Лишайники на камне ()

Рис. 6. Полярный мак ()

Все растения здесь - карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м (рис. 7).

Рис. 7. Полярная ива ()

Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки - первое звено пищевой цепи арктической зоны (рис. 8).

Рис. 8. Морские водоросли, рачки и другие обитатели океана ()

Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо (рис. 9).

Рис. 9. Гнездование кайр ()

Кайры - шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь (рис. 10).

Кайры высиживают только по одному яйцу конусообразной формы (такая форма предохраняет яйцо от падения с высоких скал). Когда птенец подрастает, кайра сбрасывает его в воду, где начинается его взрослая жизнь: кайры - отличные пловцы и ныряльщики (в воде развивают скорость до 20 км/ч, достигая глубины 140 м).

Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют (рис. 11).

На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков (рис. 12).

Это красивые молчаливые птицы с необычным клювом. Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик - прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь питания - это водоросли - рачки - киты (рис. 13).

Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода.

Тюлени - еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тюленей появляются на свет белоснежные детеныши - бельки. Белый цвет помогает малышам прятаться, маскируясь под снег, чтобы спастись от врагов, в первую очередь от белого медведя. А взрослые тюлени спасаются от своего главного врага в воде, ведь на суше они медлительны и неуклюжи.

Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником (рис. 15).

Рис. 15. Белый медведь ()

Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши - чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому (рис. 16).

Рис. 16. Белая медведица с детенышами ()

Животный мир Арктики уникален. На острове Врангеля был создан заповедник - здесь наибольшие скопления моржей (рис. 17).

Бивни моржа - универсальное орудие в добыче пищи и оружие при обороне от врага, а также знак отличия (у кого самые большие и мощные бивни, тот и главный). На морде моржа есть густые усы - вибриссы - с помощью которых они отыскивают пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Вибриссы на морде моржа ()

Еще в этом заповеднике можно увидеть овцебыков (рис. 19).

Рис. 19. Овцебыки ()

Когда-то они обитали на территории России, но потом исчезли, и ученые завезли их на остров Врангеля из Северной Америки (так сохраняют редкие и исчезающие виды животных).

А еще этот заповедник называют родильным домом белых медведей - медведицы приходят сюда со всех уголков Арктики, ученые насчитывают до 250 берлог за год.

Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты (рис. 20).

Рис. 20. Исследователи Арктики ()

На дрейфующих льдинах организовывают полярные станции, где живут и работают ученые-полярники . Они наблюдают за погодой, растительным и животным миром Арктики (рис. 21).

Рис. 21. Полярная станция ()

На следующем уроке мы поговорим о зоне, которая находится южнее арктических пустынь, - тундре, ее суровом климате и уникальной природе.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Geo-site.ru ().
  2. Biofile.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Зона Арктических пустынь».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из животных Арктики.
  3. Подумайте, как изменились бы внешний вид и повадки бурого медведя, если бы он жил в условиях зоны арктических пустынь.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте небольшой (10 вопросов) кроссворд на тему «Арктика».

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; помочь осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.

Планируемые результаты:

  • предметные – учатся читать карту, описывать особенности природной зоны, узнавать её на иллюстрации;
  • метапредметные :
    • познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации по представленным материалам, анализ своего отношения к природе;
    • регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, дают оценку учебной деятельности;
    • коммуникативные – владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности; личностные – имеют экологические представления об охране природы человеком.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, презентация «Край льда и снегов»;
  • карта природных зон России, иллюстрации животных Крайнего Севера;
  • карточки-схемы «Природная зона», «Цепи питания Арктики»;
  • карточки для самостоятельной работы в парах, для индивидуальной рефлексивной деятельности;
  • учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 4 класс (2ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

На доске карточка со словом «пустыня».
- А вы знаете значение этого слова?
- А вот этого слова? (мороз)
- А могу я поставить между ними знак = ? Вы со мной согласитесь? Почему?
- А хочется разобраться в этом?

II. Постановка учебной задачи.

Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает?

III. Актуализация опорных знаний.

Мы начали изучать природные зоны России.

Кто как понял – что это такое? (схема на доске)

Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? (Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой).

IV. Открытие нового знания.

Если мы посмотрим на карту России, то к какой территории мы можем отнести понятие «мороз» ? А к территории нашей Курской области можем отнести? Почему?

Работать мы будем по плану (лист самооценки)

1) Географическое положение (работа по карте – на доске и в тетради, с. 8-9)

Показ учителем зоны.

Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).

Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.

(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. Если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:

Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.)

Запись в рефлексивную карту (1).

2) Природные условия (слайд 2 - 5)

Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?

(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).

Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30 o , - 40 o С. Самая низкая температура - 69 o С. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. (слайд 6)

Ученик читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?

И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния (слайд 7–8).

Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?

Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5 o , + 9 o С. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт (слайд 9) На полюсе полярный день длится 186 суток.

Запись в рефлексивную карту (2).

3) Растительный мир.

Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?

А такое может быть? Вот какую историю рассказал один из полярников: «Высадились на остров мы и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.» (слайд 10) Это снежные водоросли.
- А с какими растительными организмами мы еще можем встретиться здесь? слайд 11)

Почему этим растениям удаётся здесь выжить?

Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Запись в рефлексивную карту (3).

Физминутка.

4) Животный мир

Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир?

Где на территории Арктики могут обитать животные?

Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными.

(слайд 12–13)

А если бы мы вышли сейчас на берег моря… (слайд 14)

Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар!

Если птицы живут около моря, значит, чем они питаются?

А рыба живет в воде? Кто уже понял, какими качествами должны обладать эти птицы?

Сообщения о птицах (гагарке, кайре, тупике) подготовленных обучающихся (слайд 15 – 17)

Работа с учебником (с.9)

Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях?

  • Толстый слой жира.
  • Густая тёплая шерсть у зверей.
  • Широкие лапы у зверей.
  • Окраска меха.
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи.

А теперь давайте узнаем о них поподробнее (иллюстрации). Сообщения подготовленных обучающихся о белом медведе, морже, тюлене.

Составление цепей питания в Арктике (схемы на доске)

А как же питаются все эти обитатели Арктики?

Запись в рефлексивную карту (4).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре) .

Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит... (море). Морскими водорослями питаются... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это... (рыба). На скалистых берегах собираются... (чайки), ... (кайры) и...(гагарки), здесь они выводят... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает...(слой жира). Это... (моржи) и... (тюлени). На тюленей охотятся... (белые медведи). У них длинная густая шерсть...(белого) цвета и... (широкие) лапы, чтобы удобнее было... (передвигаться по льду и снегу)

Самопроверка по слайду (18)

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

5) Влияние деятельности человека на ледяную зону.

Удивительное место - Арктика! А Вам хотелось бы здесь побывать?

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.

В 1932 году был открыт Северный морской путь, по которому на суда осуществлялись перевозки. В этом году отмечалось 85 – летие этого события. (слайд 19–20)

Запись в рефлексивную карту (5).

6) Экологические проблемы Арктики.

Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Почему?

С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось.

Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. (Рассказ учащегося о заповеднике, слайд 21–24)

VII. Рефлексия.

Мы заканчиваем наше путешествие по зоне арктических пустынь. Кто же может доказать наше равенство?

Проверим наши знания (выполнение задания рефлексии)

Карточка у каждого обучающегося.

Природная зона арктических пустынь расположена:

1) на островах Тихого океана
2) на островах Северного Ледовитого океана
3) на островах Тихого океана

В Арктике для растений и животных сложились
4) суровые условия
5) комфортные условия

В ледяной зоне растут
6) кедры, берёзы, черёмуха
7) лишайники, мхи, полярный мак
8) бузина, орешник, калина

В Арктике обитают животные:
9) бобры, суслики, хомяки
10) волки, белые медведи, рыси
11) моржи, тюлени, белые медведи

Найди верную цепь питания
12) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
13) водоросли – рачки – сайки – тюлени

У кого получилась пятёрка? Вы молодцы!

А мне бы хотелось услышать в конце урока продолжение фразы - я сегодня удивился…

Домашнее задание: подготовить сообщение об арктической зоне России. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.

Зона арктических пустынь

Презентация к уроку окружающего мира

(4 класс, УМК «Школа России»)

Выполнила учитель начальных классов

МОУ «Рыбачьевская школа» г. Алушта

Бышук Вера Владимировна


Арктика…. От этого слова веет суровым холодом. Арктика – район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.


Зона арктических пустынь – ледяная зона .

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли и не нагревает её. Не только океан, но и острова покрыты ледяным панцирем.


Зимой в ледяной зоне полярная ночь .

Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота.

В небе светит луна, мерцают звёзды.

Дуют сильные ветры, бушует пурга, t=-60.


Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния . Кажется, что в небе колышется разноцветный, переливающийся занавес.



Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура воздуха лишь на несколько градусов выше 0.


Жизнь в ледяной пустыне

К жизни в условиях арктических пустынь приспособились немногие организмы. Растительный и животный мир очень скуден.


Растительный мир арктики

На островах прямо на камнях встречаются лишайники , они очень малы.


Растительный мир арктики

Кое-где растут мхи.

Иногда можно встретить моховые подушки .


Растительный мир арктики

Среди цветов встречается полярный мак.


Растительный мир арктики

Коротким летом на ещё не сошедшем снегу появляется камнеломка .


Животные арктической пустыни

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются:

чайки, кайры, гагарки.

Их шумные скопления называют птичьими базарами.



Птицы арктической пустыни.

Кайра.

Гнезда располагаются на скалах поблизости с бескрайними ледяными просторами.


Птицы арктической пустыни

Охота проходит под водой. Кайры на 15-20 метров ныряют в глубину и ловят там рыбу. Основу рациона питания составляют треска, сельдь, мойва, песчанка, сайка. Помимо рыбы употребляет креветок , крабов, морских червей . За один полярный день эта птица употребляет 300 и более грамм пищи


Птицы арктической пустыни.

Гагарка


Птицы арктической пустыни

ГАГАРКА – относиться к морским птицам, в среднем вырастает до 50см, размах крыльев от 60 до 80 см. Клюв острый, приплюснутым с боков на нем несколько поперечных бороздок, одна из них окрашена в белый цвет.

Спина и голова окрашены в чёрный цвет, а живот и нижняя сторона крыльев - белые.

Отдыхая, гагарки любят часами стоять неподвижно на скалах.

Тогда птицы погружаются под воду и выныривают на большом расстоянии от места погружения. Если посадить гагарку на ровную землю, то птицы даже не пытаются взлететь.


Животные арктической пустыни

Животные арктических пустынь – в основном, представители моря. Здесь распространены ластоногие: моржи, тюлени , морские слоны . Хозяином зоны по праву можно назвать белого медведя.


Моржи.

Самая отличительная черта - бивни (верхние клыки), они далеко выступают изо рта, направлены вниз. Вес одного бивня достигает 4-х килограмм, длина - до 102 см. Бивни, главным образом, служат для добывания пищи. Однако, это также и мощное средство защиты: даже белые медведи не рискуют нападать на взрослого моржа. Помогают бивни и при вылезании на лед, служа своеобразной крепкой опорой.


Тюлени

Хищные животные, приспособленные

к жизни в море. Охотятся на рыб, головоногих моллюсков и рачков; корм ищут на мелководье; взрослым особям требуется

5 кг корма в день.


Белый медведь

Белый медведь самый крупный хищник. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400-450 кг; длина тела 200-250см. Самки заметно мельче, их вес всего кг. Белый медведь занесен в Красную книгу России. Охота на него запрещена.


Белый медведь

Если взрослый белый медведь встанет в полный рост и поднимет передние лапы вверх, то легко достанет до подоконника второго этажа блочного дома! Несмотря на такие размеры, белые мишки быстры и ловки на суше, а в воде легко и далеко плавают.


Полярный медведь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Густой и длинный мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Белизна шерсти помогает медведю охотиться невидимкой. Медведи даже прячут свой черный нос, в то время как подкрадываются к жертве.

Кстати, у белого медведя не только нос, но и вся кожа под шерстью чёрного цвета ! Отлично сохраняет тепло и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину.

Без него мишки не смогли бы проплывать по 30 км в ледяной арктической воде!


Проблемы Арктики

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяет следующие основные экологические проблемы Арктического региона: * изменение климата и таяние арктических льдов

* загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом

* сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания


Заповедник «Остров Врангеля»

Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя

Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей.


Заповедник «Остров Врангеля»

Одно из удивительных животных заповедника овцебык . Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.


Спасибо

1 слайд

2 слайд

Работа выполнена учениками 4 «В» класса санаторной школы-интерната №76 САО г.Москвы Завуч: Соколова Л.А. Учителя: Козырева Т.Н. Пшеничникова Н.А Юмашева Н.И

3 слайд

Царство снега и льда. Растительный мир. Животный мир. Белые медведи. Человек в Арктике. Внимание! Заповедник. Наши предложения.

4 слайд

Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой огонь небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет.

5 слайд

Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами.Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует вьюга. Температура опускается до - 60. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0.

6 слайд

В Арктике все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, но они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях и полярные маки.

7 слайд

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц и животных - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Все звери - прекрасные пловцы. Это медведи и тюлени. От холода их защищает слой жира.. На тюленей охотятся белые медведи.

8 слайд

Полярные медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Взрослый медведь весит около 500 кг. Они хорошо плавают и ныряют. Летом медведи питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

9 слайд

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Полярники изучают природу, наблюдают за погодой. Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой.

10 слайд

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

11 слайд

Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной там можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Белые медведи выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

То, что Арктику называют ледяной пустыней, еще не означает, что эти просторы безжизненны. Несмотря на суровые условия жизни, растения и животные Арктики удивительны и разнообразны. На этом уроке мы узнаем, как приспособились растения к длительному отсутствию солнца, низкой температуре и пронизывающему ветру, для чего моржам нужны вибриссы, почему белого медведя называют царем Арктики, как живут тупики и кайры и многое другое.

Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко (рис. 2).

Рис. 2. Солнце Арктики ()

В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно - начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния , которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения (рис. 3).

Рис. 3. Полярное сияние ()

В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается - наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями . На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения (рис. 4-6).

Рис. 4. Мхи на камне ()

Рис. 5. Лишайники на камне ()

Рис. 6. Полярный мак ()

Все растения здесь - карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м (рис. 7).

Рис. 7. Полярная ива ()

Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки - первое звено пищевой цепи арктической зоны (рис. 8).

Рис. 8. Морские водоросли, рачки и другие обитатели океана ()

Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо (рис. 9).

Рис. 9. Гнездование кайр ()

Кайры - шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь (рис. 10).

Кайры высиживают только по одному яйцу конусообразной формы (такая форма предохраняет яйцо от падения с высоких скал). Когда птенец подрастает, кайра сбрасывает его в воду, где начинается его взрослая жизнь: кайры - отличные пловцы и ныряльщики (в воде развивают скорость до 20 км/ч, достигая глубины 140 м).

Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют (рис. 11).

На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков (рис. 12).

Это красивые молчаливые птицы с необычным клювом. Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик - прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь питания - это водоросли - рачки - киты (рис. 13).

Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода.

Тюлени - еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тюленей появляются на свет белоснежные детеныши - бельки. Белый цвет помогает малышам прятаться, маскируясь под снег, чтобы спастись от врагов, в первую очередь от белого медведя. А взрослые тюлени спасаются от своего главного врага в воде, ведь на суше они медлительны и неуклюжи.

Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником (рис. 15).

Рис. 15. Белый медведь ()

Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши - чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому (рис. 16).

Рис. 16. Белая медведица с детенышами ()

Животный мир Арктики уникален. На острове Врангеля был создан заповедник - здесь наибольшие скопления моржей (рис. 17).

Бивни моржа - универсальное орудие в добыче пищи и оружие при обороне от врага, а также знак отличия (у кого самые большие и мощные бивни, тот и главный). На морде моржа есть густые усы - вибриссы - с помощью которых они отыскивают пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Вибриссы на морде моржа ()

Еще в этом заповеднике можно увидеть овцебыков (рис. 19).

Рис. 19. Овцебыки ()

Когда-то они обитали на территории России, но потом исчезли, и ученые завезли их на остров Врангеля из Северной Америки (так сохраняют редкие и исчезающие виды животных).

А еще этот заповедник называют родильным домом белых медведей - медведицы приходят сюда со всех уголков Арктики, ученые насчитывают до 250 берлог за год.

Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты (рис. 20).

Рис. 20. Исследователи Арктики ()

На дрейфующих льдинах организовывают полярные станции, где живут и работают ученые-полярники . Они наблюдают за погодой, растительным и животным миром Арктики (рис. 21).

Рис. 21. Полярная станция ()

На следующем уроке мы поговорим о зоне, которая находится южнее арктических пустынь, - тундре, ее суровом климате и уникальной природе.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Geo-site.ru ().
  2. Biofile.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Зона Арктических пустынь».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из животных Арктики.
  3. Подумайте, как изменились бы внешний вид и повадки бурого медведя, если бы он жил в условиях зоны арктических пустынь.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте небольшой (10 вопросов) кроссворд на тему «Арктика».


Статьи по теме: