Существует ли связь между разнообразными. Вероятность события. Определение вероятности события. Вероятность суммы несовместных событий

(1) Россию (и ее наследника СССР) со времен Ивана Грозного отличали от стран Европы – а в более позднее время и от Японии – неравномерность исторического развития, несбалансированность как по сферам общественной жизни, так и в смысле разной скорости развития в отдельные временные периоды.

(2) История России примечательна и поучительна тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности всегда оплачивались чрезвычайно дорого, но в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи наблюдались лишь в отдельных сферах деятельности (военной, искусства, литературы и даже науки), но эти успехи были непрочны. И во все времена явно отставали хозяйство (по многим параметрам, кроме «вала», – экономичности, уровню технологии, качеству продукта и др.), повседневная бытовая культура и качество жизни и деятельности подавляющей массы населения.

(3) Напомним некоторые факты, подтверждающие эти положения. Еще в царствование Екатерины II Россия выходила на первое место в мире по выплавке железа, но курная изба сохранялась в ряде мест до конца прошлого века. Уже в наше время Союз производил примерно пятую часть общемирового объема производства при неоправданно низком уровне жизни. Страна, создававшая совершенную ракетно-космическую технику (первый спутник и первый человек в космосе), не располагая современными технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве, не могла обеспечить должное качество предметов повседневного пользования, другой продукции. При этом на страну приходилась треть специалистов с высшим образованием от их общего количества в мире. Россия, игравшая после победы над Наполеоном свыше тридцати лет роль европейского жандарма, неожиданно потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Здесь возможна аналогия с периодом после победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

(4) Несомненный расцвет духовной жизни, приоритеты или, по крайней мере, передовые позиции в разных областях жизнедеятельности в предреволюционный период. Вспомним имена В. Вернадского, А. Попова, К. Циолковского, В. Соловьева, В. Кандинского, Ф. Шаляпина и других. И полное господство единственного учения, к тому же плохо усвоенного, но ставшего эталоном оценки всего – внутреннего и внешнего, общего и особенного – после революций.

(5) Поскольку все эти особенности исторического развития оплачены слезами, потом и кровью, неслыханными страданиями нескольких поколений, поневоле задаешься вопросами: «Почему мы не развиваемся «нормально» и что такое «нормальное развитие»?» Можем ли мы вскрыть причины, определяющие странности нашего развития, или с фатальной гордостью обреченных до скончания века будем повторять: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Может быть, все-таки стоит поискать этот «общий аршин»?

(6) Параллельно с особенностями нашего исторического развития существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий национальный русский характер. Весьма примечательно, что стереотипы, касающиеся других европейских народов, несут по отношению к национальному характеру любого из них какую-то конкретную информацию.

(7) Основным свойством русского национального характера признается его неопределенность, непостижимость для европейца, поскольку банальностью стало выражение «загадочная русская (славянская) душа». Иногда формулировка смягчается и говорят о «широте» русской души, но ведь по сути это тоже характеристика ее неопределенности.

(8) Если особенности исторического развития России, исторические события ее сопряжены, как надо полагать, с загадкой русской души, с ее специфическими чертами, то каковы эти черты и каков механизм этого сопряжения? Можно ли вскрыть его? Правомерны ли эти вопросы, и какие практические выводы следуют из ответов на них?

(9) Не исключено, что поиск ответов на эти вопросы может показаться кому-то чистой схоластикой. Однако, если исходить из представлений о становлении единой планетарной цивилизации, в которой должны гармонично соединиться уникальные и самобытные этносы и социальные организмы, то подобный поиск следует признать делом первостепенной важности.

(10) Таким образом, проблема самопознания представляется для русских, россиян (и отчасти всех граждан СНГ) наиважнейшей, ибо «для общества, так же как и для отдельной личности, – первое условие всякого прогресса есть самопознание» (Ф. И. Тютчев. Письмо к П. А. Вяземскому). Не уяснив себе собственные фундаментальные свойства (свойства своего национального характера), русские, другие россияне не смогут с наименьшими издержками воспользоваться опытом мировой цивилизации. Предпринимавшиеся до сих пор попытки усвоения достижений Европы, ее цивилизации потому-то и были недостаточно успешны, как считал Ф. Тютчев, что не учитывались эти фундаментальные свойства.

Н. Соколов. Русские: кто они? М.: Мега-Пресс, 1999.

Существуют ли в нашей Вселенной случайные события или все предопределено заранее? Все совпадения в нашей жизни это случайность или закономерность? Предлагаю попробовать разобраться с этими вопросами. Сразу оговорюсь, что статья никак не претендует на звание научной и является всего лишь попыткой осмысления реальности с использованием математического аппарата. Кому интересно, читаем дальше.

Если рассматривать Вселенную как нелинейную динамическую систему, состояние которой в момент времени t может быть описано множеством происходящих событий, и предположить наличие причинно-следственных связей между событиями момента времени t и событиями момента времени t-1 (другими словами наличие зависимости между текущим и предыдущим состояниями системы), то мы вынуждены будем прийти к выводу о том, что какое-то событие (или множество одновременных событий, что по сути можно рассматривать как единое событие, определяющее начальное состояние системы) послужило началом и причиной бытия. Как следствие оно породило множество других событий, каждое из которых множество следующих и так далее до текущего момента.

Таким образом Вселенную можно представить в виде системы нелинейных дифференциальных уравнений. Чем большее число параметров будет учтено, тем большее число уравнений она будет содержать и тем ближе такая математическая модель будет к реальной. То есть при увеличении числа параметров и уравнений системы до бесконечности получим полную математическую модель Вселенной. Даже простые нелинейные динамические системы с тремя параметрами демонстрируют очень сложное поведение, которое практически не отличимо от случайного. Можно представить как будет вести себя система с числом параметров, стремящимся к бесконечности.

Википедия определяет случайность как проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий. В противоположность ей определена необходимость как характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Мне думается, что термин выбран не очень удачно, поэтому вместо него я буду использовать предопределенность.

Теперь можно попробовать разобраться с вопросом существования случайных процессов и событий в нашей Вселенной. Процесс есть ни что иное как последовательность событий, поэтому случайным процессом будем называть последовательность случайных событий (либо случайную последовательность событий, суть от этого не меняется). Но, как видно из вышеприведенного определения, случайность возможна только при наличии независимых процессов или событий, а это противоречит нашей модели, в которой все события и процессы являются взаимозависимыми. Взаимозависимость обусловлена начальным состоянием системы, поскольку в нелинейных динамических системах даже малое изменение начального состояния приводит к непредсказуемому поведению системы в целом и каждого из параметров в отдельности. Стало быть нет возможности изменить только один из параметров, не затронув при этом остальные, следовательно все последующие состояния системы зависят от предыдущих. Таким образом приходим к выводу о невозможности существования независимых событий в нашей модели. А это значит, что в ней не существует случайности. А что же существует? Система состоит из огромного количества нелинейных элементов, каждый из которых обладает свободой выбора и с определенной вероятностью оказывает положительное либо отрицательное влияние на систему (другими словами способствует росту либо энтропии, либо негэнтропии). Таким образом мы можем говорить лишь о вероятности того или иного события, исходя из цепочки предшествующих причинно-следственных связей. И здравствуй квантовая физика и термодинамика.

Для чего все это было написано? Настоящий текст является попыткой осмысления жизненного опыта в свете существующих научных теорий. А опыт, как и вышеприведенные рассуждения, приводят к выводу о том, что в жизни ничего не происходит случайно. И верить в его величество случай так же нелепо, как и поклоняться каменным истуканам.

Ну и чтобы закончить весьма пространные рассуждения показательным примером рассмотрим следующую ситуацию. Всем известно число Пи. Оно вычисляется по четким и определенным правилам, а значит последовательность десятичных цифр в нем не может считаться случайной. Но какова вероятность того, что следующей вычисленной десятичной цифрой в этой последовательности окажется 9? А какова вероятность того, что вы из десяти предложенных цифр выберете 9? А какова вероятность того, что вы угадаете следующую цифру числа Пи? Если кому-то интересно, то он может попытаться самостоятельно найти ответы на эти вопросы, потому что у меня их нет.

Спасибо за внимание.

Урок № 2-3

Обществознание, 10

Структура общества.

Общество как динамичная система

Д.З.: § 2, ??, задания (с. 27)

Ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА


Изучение нового материала

  • Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.
  • Общее понятие системы.
  • Характерные черты общества как системы.
  • Основные сферы общественной жизни.
  • Социальные институты.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Общее понятие системы.

  • Понятие «система» относится к

сложным объектам и механическим , и

биологическим, и социальным. Все они

включают в себя разнородные элементы.

  • Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.
  • Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы

  • Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов
  • Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди)
  • Человек включен в каждую из социальных систем
  • Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели…
  • Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования
  • Социальная система - самоуправляема, самодостаточна
  • Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество
  • Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.

мировоззрение,

социальные ценности,

трудовые процессы,

экономические и политические задачи,

религиозные и нравственные установки

  • создаются самими людьми
  • развиваются в ходе истории
  • могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Экономическая сфера (базис) регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает:

  • Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться)
  • Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения)
  • Способ и размер получения доли общественного богатства.
  • Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя

  • политику
  • государство
  • право

и их соотношение и функционирование.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Структурные образования:

  • классы
  • социальные слои
  • нации

в их взаимоотношении и

взаимодействии.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.


Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека

Базовые потребности человека

Основные сферы общественной жизни

  • Материальные потребности
  • Потребности в контактах, общении
  • Потребность в организованности, мире, законе и порядке
  • Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании
  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;
  • потребность в безопасности и социальном порядке;
  • потребность в средствах существования;
  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
  • Каково соотношение основных сфер общественной жизни?
  • Каковы приоритеты?

прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище…

Экономика

Политика

Социальные

отношения

Духовная

жизнь


Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Духовная

Политика

Экономика

Социальные

отношения


Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Экономика

Духовная

Социальные

отношения

Политика


Социальные институты

Социальные институты

это общественные образования

  • учреждения,
  • нормы,
  • культурные образцы
  • способы поведения

служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.


Социальные институты

  • институт семьи и брака;
  • политические институты, особенно государство;
  • экономические институты, в первую очередь производство;
  • институты образования, науки и культуры;
  • институт религии.

Социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака,

институты родства


Социальные институты

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты (государство, партии…)


Социальные институты

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты

(собственности, разделения труда,

заработной платы…)


Социальные институты

Потребность в получении знаний

социализации, подготовке кадров

Научная, воспитательная,

образовательная деятельность

Институты науки,

образования и культуры


Социальные институты

Потребность в решении духовных

проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии


Социальный институт

  • возникает на основе совместной деятельности больших масс людей
  • деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества
  • представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности
  • сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Функции социального института скрытые, явные

  • Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов
  • Включают систему санкций
  • Упорядочивают, координируют действия
  • Обеспечивают стандартное поведение

Практические выводы

  • Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
  • Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

Практические выводы

  • В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
  • В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Контрольные вопросы

  • Что означает понятие «система»?
  • Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
  • В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
  • Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
  • Что такое социальный институт?
  • Охарактеризуйте главные социальные институты.
  • Каковы основные черты социального института?
  • В чём значение институциализации?

Учебник для 10 класса

§ 2. Общество как сложная динамичная система

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в § 1, подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система».

Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Судьба - это способ психологической защиты. Это некое абстрактное, непроверяемое понятие, созданное для того, чтобы с его помощью можно было сгладить любые трагичные события, списать любые свои ошибки и неудачи и тем самым обезопасив себя от депрессии, суицидальных мыслей. Сел пьяным за руль и разбил машину - блин, это же судьба так распорядилась, так оно и должно быть, всё к лучшему. Сильно заболел, потому что выходил на мороз и курил - это судьба, так тому и быть. Потерял любимого человека, потому что не ценил его - это судьба его отвела от меня, значит не мой человек был.

Любое событие влечет за собой цепочку других событий, а те события влекут за собой следующие и так далее. И человек извлекает из этих событий либо пользу либо вред. Создается иллюзия, что это специально так произошло, чтобы человеку принести пользу или вред в зависимости от его заслуг.

Если с точки зрения причинно-следственной связанности, то судьба ваша свернута фактически в одно событие. Это момент соединения сперматозоида и яйцеклетки, а именно - комбинация генов получившаяся в результате этого слияния. Наверное, только это НЕ предопределено никакими внешними причинами, но определяет целиком и полностью то, кем и каким вы будете.

Все остальное, это уже та цепь событий в которую вы попадаете уже в виде организма и находитесь в постоянном взаимодействии с внешним миром. Вы, как бы, в какой-то момент встраиваетесь в эту цепь, наподобие того, как заскакивают в едущий поезд.

Хотя, возможно, и то КАКОЙ сперматозоид достигнет своей цели, это тоже абсолютно рандомное событие, и, видимо, тоже является частью вашей судьбы. Но этот момент смело можно объединить с моментом создания комбинации генов.

То есть вывод - ваша судьба это только то, каким/какой вы получились в физиологическом смысле. Все остальное - эффект бабочки.

НО, на самом деле, рассуждать с точки зрения причинно-следственной связанности ВСЕХ событий, это не более, чем чисто теоретическое упражнение, поскольку отследить цепь событий в масштабе далее шагов восьми-десяти не способен никто, в том числе и супер компьютеры итд. Тем более, что цепь событий, это всегда события произошедшие в прошлом в которое у нас нет доступа без заблаговременной подготовки (установленное заранее отслеживание). Но для того, чтобы заблаговременно подготовиться к событиям, которые только произойдут, нужно иметь доступ к будущему, которого у нас тоже нет. Поэтому, ПСС, это не более чем абстрактная сущность такая же, как, например, бесконечность с которой, точно так же невозможно работать практически.

Человеку выгоднее думать, что все зависит от него самого и его поступков. Это дает столь ценное ощущение свободы и мотивирует на многие свершения.

Если подходить строго с точки зрения формальной логики, то существует то, наличие чего доказано. Обязанность доказывания лежит на том, кто выдвигает тезис. В данном случае, как я понимаю, выдвинут тезис: "Развитие человеческой жизни идёт по некоему плану, называемому "судьбой"", то есть мы не обсуждаем существование слова "судьба", что очевидно. План может быть заранее разработанный, известный, неизвестный, божественный и т.д. - эпитеты не важны в данном случае. Доказан ли кем-либо этот тезис в любом варианте? Очевидно, нет, иначе мы бы наверняка знали об этом. Доказательства опровержение данного тезиса не требуется, так как "отрицательное доказательство" - это в принципе логическая ошибка. Хотя в ряде случаев можно найти аргументы, которые входят в противоречие с тезисом, и один из таких ниже. Но такие аргументы всё-таки не могут опровергнуть тезис в целом.
С точки зрения причинно-следственных связей судить вообще не возможно, так как они или есть, или нет: ПСС может рассматриваться только применительно к конкретным событиям и фактам, причём произошедшим с некой разницей во времени. Но найти связь между абсолютно всеми событиями не представляется возможным: к примеру, положение снежинки в Антарктиде никак не связано с моим сегодняшним чихом.
Чисто теоретически, как некоторые считают, зная абсолютно всё, можно неким теоретическим суперкомпьютером (или божественным разумом) просчитать грядущие события (или они уже просчитаны божеством). Следует ли из этого, что судьба всё-таки есть? Мы никак не можем это проверить, и доказать это умозаключение невозможно, во всяком случае пока. К тому же против этого выступает квантовая механика: на сегодняшний день практически доказан факт, что многие события микромира носят вероятностный характер, то есть, вопреки мнению Эйнштейна, бог в кости таки играет. А значит "знать всё" на самом деле даже теоретически невозможно.
С точки зрения биологии наше поведение может быть обусловлено генетически, и даже, что хуже для нас, живущими в нас микроорганизмами. Это они могут, например, вирус бешенства провоцирует агрессию инфицируемого ради продолжения своего рода. Возможно, другие паразиты действуют более тонко. Но ведь действия паразитов и симбиозных организмов тоже носят во многом вероятностный характер.
Современная психология показывает (и практика тоже), что люди способны меняться просто кардинально и таким образом воздействовать на свою судьбу. Существуют упражнения и тренировки, помогающие скорректировать своё поведение и даже характер в целом, что также не стыкуется с наличием судьбы. А элементарное НЕпренебрежение техникой безопасности резко повышает ваши шансы на выживание.
Таким образом, я бы сделал такой вывод. Отрицать влияние на жизнь человека некоторых генетических, биологических, географических и др. факторов невозможно, но и говорить о полной обусловленности жизни человека, то есть наличии "судьбы" нельзя. Во многом наша жизнь в наших руках.



Статьи по теме: