Есенин сергей александрович. Художественный мир сергея есенина - презентация


Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в глубокую древность. Его философия разлита, растворена в словесных поэтических образах. В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека. Личность Человек Природа Общество Мир


Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба. В центре его мироздания – деревенская изба, с ее немудреными атрибутами: окном, порогом, печью, божницей и т. д.В начале творческого пути Есенина - это реальная изба. Но постепенно она мифологизируется, превращаясь в храм, соединяющий небо и землю. Части этой избы становятся символами связи земного и небесного: красный угол, конек на крыше, матица основная балка, поддерживающая потолочный настил в доме. С 1914 г. в поэзии Есенина появляется и небесное жилище – «золоченая хата», «божий» (райский) терем. В центре земли изба с крестьянскими постройками («овином», «хлевом», «гумном» и т. п.). Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «села», «поселки» и «слободки», окруженные полями и лесами, это есенинская «голубая Русь». В поэзии 1914 – 1919г. божий, небесный мир и мир земной взаимодействуют: в небе «голубая трава», «голубая пыль», там растут деревья, бродят небесные стада (месяц, звезды, облака, тучи). А на земле – небесная «синь, упавшая в реку».


Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных небес иконостас», звезды – «лампадки небесные», рощи «кадят росою», небо – «иконостас», «хаты – в ризах образа», храм, где обитает красота. В его произведениях «слухают ракиты посвист ветряной», «плачет иволга», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», «… над речкою режет воду синюю солнца соха…», «месяц рогом облако бодает», «ковригой хлебной над сводом надломлена твоя луна», «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», а «схимник ветер» на «рябиновом кусту» целует «язвы красные незримому Христу». Небо и земля есенинского художественного мира в стихах 10-ых гг. соединяется в образе мирового древа. На ветвях этого мифологического древа растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, мысли, слова.


Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовый. В большой статье «Ключи Марии», написанной в 1918 году, Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно- поэтической культуры. Художественно-философское единство двух миров небесного и земного поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче-бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, «с холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает... В его далекий брег».


Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает сверху вниз в «пропасть времен». Есенин развивает образ движущегося времени («потока», «птицы», «мельницы», «прялки», «ветра», «песка»).Оно везде оставляет свои следы: «свиток годов на рогах» («Корова»), «На свитках лет сухая пиль» («Нищий с паперти»); «Года меняют лица // Другой на них // Ложится свет» («Мой путь»). Время материализуется и в сквозном образе памяти («память дня» и «память веков»), иными словами, художественное время не уходит бесследно: прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории, мирового времени. Время не только зависимо от настроения поэта и его героев (оно может растягиваться, останавливаться, сжиматься, ускоряться), но и окрашивается в различные цвета: годы (или дни) могут бить «голубыми», «розовыми», «желтыми», «белыми» или «черным сроком» («Пугачев»). «Пропасть Времени»


Время в поэтическом мире Есенина ярче всего выражается через движение сквозных пространственно-временных образов. Наиболее важным из них является образ пути (дороги), возникающий в первых же стихотворениях поэта. Этот образ также многозначен: деревенская дорога, жизненный путь человека, страны («великий поход» России из прошлого в будущее), человечества. Образ пути представляет собой стержневую ось, вокруг которой вращается поэтическая Вселенная Сергея Есенина. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый». Все есенинское творчество представляет собой единое целое своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт. Не случайно поэтому характерная примета его творчества автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, они в моих стихах», указывал Есенин. «Стихи мои, // Спокойно расскажите // Про жизнь мою», писал он в стихотворении «Мой путь». На определенном этапе этот герой, родившийся и выросший в деревне («может, в Калуге, а может, в Рязани...» «Черный человек»), на лоне природы («Родился я с песнями в травном одеяле»), отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Яркий многоцветный мир есенинской поэзии в «городских», «кабацких» стихах (цикл «Москва кабацкая») тускнеет, обесцвечивается, «линяет», зачастую сводится к серому, белесому, ржавому, оловянному (в цветовом значении), желтому. Сам поэт не однажды горько признавался: «Тех волос золотое сено // Превращается всерый цвет» («Я усталым таким еще не был...»). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» его «скелеты домов», «продрогший фонарь», отражающий в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона»), «московские изогнутые улицы» случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...»). В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» «Русь советская»). А когда он питается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы дети единой матери Природы. Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного и обратный олицетворению прием наделение образа человека природными (растительными и зоологическими) характеристиками. Композиция дивения лирического героя в мире Есенина сложна и многопланова: главные образы создают переплетающиеся сюжетные линии, раскрывающие тему жизненного пути лирического героя и «великого похода» России из прошлого в будущее, родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, деревни и города, «живого» и «железного», небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви и памяти.

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:

По тучам иду, как по ниве я,

Свесясь головою вниз.

Слышу плеск голубого ливня

И светил тонкоклювых свист.

В синих отражаюсь затонах

Далеких моих озер.

Вижу тебя, Инония,

С золотыми шапками гор.

Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.

Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:

…Из прозревшей Руссии

Он несет свой крест.

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за ним апостолов,

Нет учеников.

Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:

Опять его вои

Стегают плетьми

И бьют головою

О выступы тьмы.

Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:

Как взойду, как поднимусь по ней

С кровью на отцах и братьях?

Тянет меня земля,

Оцепили пески,

На реках твоих Сохну.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.

В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:

Холмы поют о чуде,

Про рай звенит песок.

О, верю, верю, - будет

Телится твой восток.

Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспринять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся как курица,

Золотым словесным яйцом.

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.

Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.

Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться

М. Ю. Жилина

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения любви россиянина к бедной своей родине, Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот Слово – поющее «золото», и заговорил бы «на новом языке», предсказал Александр Блок. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как скажет позже Есенин, «была единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны «узловой завязи самой природы» и народного мышления.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? В пору всеобщего обезличивания он обращался к каждому человеку и говорил с ним о том, что близко и нужно во все времена: о нежности и сострадании, красоте и печали и благословлял все живое на родимой земле

В стихах Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно. Каждое слово и каждый образ – это диалог и целая поэма, обращенная к человеку. «Огромный и разливчатый», как и русский дух, с которым этот образ неразрывно связан, он уходит в иносказание и постоянно преображается. За кажущимися на первый взгляд простотой и доступностью его поэзии скрываются огромные духовные глубины, и нет, пожалуй, человека, который бы до конца понял всю сложность и все богатство содержания есенинской поэзии. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как профессиональные литераторы, до сих пор кажутся явлением загадочным. Не ставя перед собой заведомо невыполнимую задачу, остановимся в работе на основополагающих принципах поэтики Сергея Есенина.

«Истинные поэты всех веков и народов были философами» - писал Дмитрий Веневитинов. В полной мере это высказывание относится к Сергею Есенину. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. В этом трудность ее восприятия и понимания, но в этом и прелесть ее самобытности и неповторимости.

«В стихах моих читатель долженобращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность», - писал в 1924 году поэт в предисловии к итоговому однотомнику. Свою задачу он определял как «преображение мира посредством образов», являющих собой «двойное зренье», т. е бытовое и духовное одновременно: «Искусство, рожденное бытом, должно было возвратиться в быт, обновляя его, и две природы войти друг в друга».

Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию», в божественный глагол», в слово-заговор, в волшебное слово-притчу. Свою художественную задачу Есенин видел в том, чтобы ввести человека в храм народной мудрости, научить читать забытые знаки, обнажить их взаимосвязь, многозначность и «струение».

Поэтический мир Есенина характеризуется универсальностью, космоцентризмом и метафоризмом. Метафоризм, по определению Пастернака, - «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись её духа».

Но особенность Есенина не только в том, что его поэзия метафорична. Своеобычность Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, строго и отчетливо, при внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение, перевоплощение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю «согласованность». И, прежде всего, согласованность эта связана с убеждением Есенина, что в мире нет ничего неживого. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы- дети единой матери Природы.

Такое одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу», - всюду находил он разум, и чувство, и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие. Можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность. В 1918 году С. Есенин, опираясь на труд А. Афанасьева, написал поэтико-философский трактат «Ключи Марии». В нем он суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно - поэтической культуры.

«Узловая завязь природы с сущностью человека» - так поэт обозначил это единство. Мир в представлении Есенина – некий добровольный союз «личностей как живое», что-то вроде вселенской республики, где перед храмом вечности все равны – люди, звери, растения, насекомые и даже «предметы земных вещей».

Одухотворение природы у Есенина, уподобление человека природным явлениям тождественно тому, что свойственно устной поэтической культуре. Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Даже в графике русского алфавита мерещилось ему отражение единства человека и природы. Согласно его интерпретации, буква А –ощупывает на коленях землю, Б – ощупывает воздух, В – познает себя, опустив руки на пуп, Я – свободно идет по земле.

Цвет в поэтике Есенина также напрямую связан с его философией:

Зеленый – цвет лугов и рощ; синий – цвет Оки, неба, родины, а также возрождение чувств в душе поэта («заметался пожар голубой»); розовый, малиновый, алый – с этим цветом связано в душе поэта ощущение светлой радости первого чувства, юности и вместе с тем – грусти от сознания кратковременности человеческого счастья; желтый, красный – цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, о краткосрочности и величии жизни. ; наконец, черный цвет связан с мыслью о неизбежности смерти.

Создавая художественную концепцию человека, поэт наделяет его растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый».

Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного - и обратный олицетворению прием - наделение образа человека природными характеристиками.

Проводя свою жизнь среди природы, поэт внимательно изучал все окружающее: восход солнца, вечернюю зарю, леса, поля, цветы.

Такое понимание взаимоотношений между человеком и природой определяет и поэтику Есенина. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить «живую душу» природы.

Излюбленный его прием – олицетворение. Вот лишь некоторые примеры: «черемуха спит», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «березы в белом плачут по лесам», «осень - рыжая кобыла - чешет гриву», "ивы - кроткие монашки".

Сравнения: "на ветке облака, как слива, златится спелая звезда", "золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде", «словно белою косынкой подвязалася сосна», "заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот». Каждая строчка его стихотворений пронизана живой радостью и любовью к милой родине, к отчему дому, и поэтому не может не трогать наши сердца.

Художественно- философское открытие Есенина состояло в том, что он отразил не только близость своего лирического героя к природе, а полную сращенность с ней. Обратимся к одному из самых ранних стихотворений, которое поэт счел достойным включить в свое собрание сочинений. Это четверостишие - своеобразный пролог ко всему творчеству поэта. В нем впервые использован прием, о котором мы сказали выше и который в фольклоре называется синтаксическим параллелизмом, а Есенин обозначил как узловую завязь природы с сущностью человека.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

В основе этого стихотворения лежит развернутая метафора. Заметим, что автор избегает прямого сравнения, а вместо него - полная сращенность образов маленького клена и человеческого детеныша. Невозможно найти границу между природным и человеческим, ее просто нет. Образ перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Органическая сращенность этих образов делает стихи Есенина неповторимыми и пронзительными. Необычность уподобления заключается еще и в том, что Есенин нарушает традиционный запрет: клен в народной поэзии может гнуться, страдать, но есть-пить ему строго запрещено. Поэт же позволяет своему маленькому молочному братцу – клененочку сосать зеленое вымя.

«Человек – чадо древа», - пишет Есенин в «Ключах Марии». Остановимся на этом заявлении более подробно, так как это одно из основных положений философии поэта.

Образ «мирового древа» в поэзии Есенина

Людская плоть в родстве с травой, И мы чем выше, тем упорней: Древесные и наши корни Живут порукой круговой. А. Тарковский.

Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно А. Афанасьеву, является образ мирового древа, или "древа жизни", олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего.

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель», - пишет Есенин в статье «Ключи Марии».

В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее и сухое); древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля). Древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг).

Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком, и «вечным, непоколеблемым древом, на ветвях которого растут плоды дум и образов» (« Ключи Марии»). На ветвях этого

« небесного» дерева растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, образы и слова.

Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих его стихотворений оказался образ дерева. От этого фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные образные темы есенинской лирики. Впрочем, Есенин в стихах своих не пересказывает мифа о древе. Но его поэтическая образность как бы ориентирована на этот миф. В серии броских, неожиданных, но художественно оправданных метафор он дает нам увидеть и почувствовать то, что хотел изобразить.

Миф о древе породил у Есенина целое семейство образов, которое, разветвляясь и переплетаясь, украшало его творчество все более затейливыми и яркими поэтическими фигурами.

Есенин создает «древесный роман», герои которого – клен, береза, ива, ель, черемуха, сосна, липа, тополь, осина, рябина, верба, яблоня, сирень, ракита, калина, дуб, ветла, ольха и кедр. Но самые сюжетно протяженные, самые значимые образы в поэзии Есенина – это клен и береза.

С кленом в лирике Есенина соотносится, прежде всего, образ лирического героя. Вспомним некоторые известные всем строки:

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом

(«Ветры, ветры, о снежные ветры»)

Ах, увял головы моей куст

(«Хулиган»)

Облетает моя голова,

Куст волос золотистых вянет

(«По-осеннему кычет сова»)

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

("Я покинул родимый дом")

Остановимся на стихотворении «Клен ты мой опавший» (1925 г).

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой -то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Никогда не дозволяла лирическая фольклорная песня счастливому своему избраннику – дубу ли, клену ли – безобразничать спьяну. Есенин не считается и с этим установлением: его клен, «одуревши в доску», обнимает березку, словно чужую жену!

Образ клена, как и образ березки, очеловечен, одушевлен.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге

("Я покинул родимый дом")

Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари

Постоянство таких образов в есенинской поэзии не позволяет отнести их к категории традиционных метафор: скорее всего, это одна универсальная метафора, «определенная сутью его философского представления о жизни».

Еще одним сквозным образом, как мы сказали, является образ березы.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. "Зеленокосая" березка наиболее часто становится героиней произведений Есенина и соотносится, прежде всего, с образом юной девушки.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы- ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил - печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

« О, любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя,

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Как видим, стихотворение развивается в двух взаимопроникающих планах: березка - девушка. Однако традиционный в таких случаях прием сравнения отсутствует. Здесь не одно сравнивается с другим, а происходит полная сращенность образов.

Для лирического героя березка - живое существо, с которым он ведет диалог, которому признается в любви:

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум

На его вопросы следует ответ березки - целый рассказ о прошедшем вечере, блещущий красотой и глубокостью. История березки - девушки полна жизни, полна действий. Это к ней пришел пастух и обнимал за колени.

Пример такой сращенности образов мы находим и в стихотворени «»

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

«На закат ты розовый похожа»; «зерна глаз твоих осыпались, завяли»; «со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже»Как видим, поэт рисует портрет любимой, пользуясь сугубо природными деталями.

«Небесное» и «земное» в лирике Есенина. Образ избы

Главными составляющими художественного мира поэта, кроме «древа», также являются образы земли и неба. В центре природно - поэтического мира Есенина «деревенская избенка» (так называется одно из ранних стихотворений поэта) с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и т. д.). В начале творческого пути Есенина- это реальная деревенская изба. Остановимся на одном стихотворении как наиболее показательном в этом смысле.

Анализ стихотворения « О красном вечере задумалась дорога»

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая на розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленный лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

В этом стихотворении нарисована картина тихого деревенского вечера с его дремным покоем, шорохами, шелестами, приглушенными звуками на крестьянском дворе.

Предметным центром этой картины является «розовая печь» - образ, часто встречающийся в поэзии Есенина.

Этот образ в его различных видах («печь», «печь- лежанка», «печка», «очаг», «очажный огонь») проходит через все есенинское творчество.

Используя различные художественные средства, поэт создает яркий сквозной образ домашнего очага: «Хорошо и тепло,// Как зимой у печки»; «Мирно грезит родимый очаг»; «Вот и опять у лежанки я греюсь».

Действительно, печь - важнейший центр крестьянского жилища, его избяное солнце. Языческие верования, как известно, возводят огонь в божество, а «очажный огонь»- это центр «избяного космоса», избы-вселенной. И поскольку у Есенина «двойное зренье», христианско-языческое мифопоэтическое мышление, то другим центром избы является «красный угол» - божница, икона. Нередко в одном стихотворении сосуществуют сразу два эти центра.

А изба, принимая различные обличья («хижины», «белой хаты», «смолкшего колокола», живого существа, иконы и т. д.), в поэзии Есенина становится ярчайшим поэтическим образом - символом мироздания. В анализируемом стихотворении есть совершенно необычный образ - «изба – старуха».

Подобные образы - после возникновения в начале 1919 года группы имажинистов- будут называться «имажинистскими». Однако это стихотворение еще раз показывает, что Есенин был имажинистом задолго до образования «Ордена имажинистов». В это понятие он вкладывал свой смысл и называл имажинистами всех художников слова, владеющих метафорическим, образным языком, в том числе безымянного автора «Слова о полку Игореве».

Очеловеченным образом - «изба-старуха» - Есенин оживляет нарисованную им картину. Далее появляются образы живых существ - «желтоволосого отрока», безымянных персонажей, коров, галок, совы. С помощью своего излюбленного приема- персонификации - Есенин очеловечивает все предметы: дорога задумалась, холод крадется, зола обнимает трубу, ветер тонкогубый- шепчет, солома охает и т. д.

Картина деревенского вечера не только оживляется, но и расцвечивается поэтом: в этом стихотворении любимые Есениным и наиболее часто встречающиеся в его творчестве цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовый. Есть здесь и цветовые оттенки: туманный, овсяный, ячменный, хмарь, мгла.

Кроме зрительских, стихотворение объединяет в себе и вкусовые, и слуховые, и обонятельные ощущения. Запахи - это основной в тексте пахучий аромат хлеба, звуки - шамканье избы- старухи, шепот ветра, тягучие вздохи, нежное оханье соломы, звоны. В есенинском стихотворении - выразительная звукопись. Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие.

Описание картины начинается с радостных тонов. Хотя и осень, но холод пока еще ласков и кроток, а вечер- ярок, глаза отрока лучисты, изба - живая, хотя уже «старуха».

Однако «мгла» уже «крадетсяк овсяному двору». Отрок с лучистыми глазами любуется «игрой» галок, но ведь галки - символы надвигающегося несчастья и смерти. Эти птицы в народной традиции считаются нечистыми, зловещими. О смерти шепчет и «тонкогубый ветер», образ которого также является сквозным в есенинской поэзии.

Тьма сгущается, но жизнь продолжается. Общий эмоциональный итог стихотворения в том, что смерти противостоит неизменный крестьянский уклад, вечная жизнь природы.

С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище - изба на небе. Она постепенно мифологизируется, становясь, по словам литературоведа М. Пьяных, «пантеистическим храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее орнаментальные украшения (красный угол, потолок, конек на крыше) предстают символами связи «земной предметности» с «воздушным миром» с мирозданием».

Теперь изба - это «золоченая хата», «божий» (или «райский») терем. На небесном престоле («златной тучке»)- Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения «Микола», «Сказание о Евпатии Коловрате», поэма «Инония»)

Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Обе сферы есенинского мира - земная и небесная - взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной – обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта –

« голубая трава», «голубая пыль», «голубой песок». Там растут деревья, пасутся «животные», а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку».

Природа у Есенина – божественный храм. В ней - «ночных небес иконостас», звезды - «лампадки небесные», «хаты - в ризах образа», поля как святцы, рощи в венчиках иконных, деревья- монашки, сумрак- ангел, ветер - схимник, «туман как ряса». Благодаря этой системе небесно-земных соответствий жизнь природного мира в поэзии Есенина разворачивается как торжественное действо природной литургии:

«С голубизны незримой кущи//Струятся звездные псалмы». Художественно- философское единство двух миров - небесного и земного- поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда « опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче - бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, с «холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает В его далекий брег».

Символические образы месяца и луны

Наиболее важную роль в художественном мире Есенина играют образы луны (месяца) и солнца как символы ночи и дня, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Считая, «что в нас пока колесо нашего мозга движет луна, что мы мыслим в ее пространстве и что в пространство солнца мы начинаем только просовываться», Есенин значительно больше внимания уделяет образу луны, чем солнца. Он создает в своей лирике более 160 «лунных» образов.

Месяц в ранних есенинских произведениях получил множество «лакомых» и ласкательных прозвищ и эпитетов: месяц – колобок, что замесила Божья Матерь Сыну», месяц - сырный кусок, месяц- жеребенок, месяц- ягненок, месяц - «рыжий гусь», месяц- коромысло и т. д. В первые послереволюционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц – конь, и этот конь – праздничной, солнечной, рыже-красно-золотой окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!»; или: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Конь в образной системе Есенина – знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.

Луна – это не только небесное тело, но еще и лунный свет, который вызывает у лирического героя различные настроения.

Свет луны, таинственный и длинный

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

("Спит ковыль" 1925 г)

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

("Синий туман" 1925 г)

Неуютная, жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин

("Неуютная, жидкая лунность"1925 г)

Космические мотивы тесно соседствуют и с религиозными.

С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы.

("Не ветры осыпают пущи"1914 г)

Тихо – тихо в божничном углу Месяц месит кутью на полу.

("Нощь, и поле, и крик петухов. "1917 г)

В этом стихотворении "месяц" и "кутья" взаимосвязаны древними поверьями. Месяц – в народных представлениях ассоциируется с загробным миром, а кутья – блюдо, которое готовят для поминок умерших людей. Также в произведениях наряду с небесными явлениями упоминаются и "райские жители":

О, матерь божья,

Спади звездой

На бездорожье,

В овраг глухой.

("О, матерь божья"1917г)

« О, дево Мария!» -

Поют небеса.

("Октоих" 1917 г)

5. «Братья наши меньшие»

Особое место в лирике Есенина занимают стихи о животных. Никто не мог с таким субъективным проникновением писать о «братьях меньших». Он утверждал равноправие всех проявлений единого органического мира.

Счастлив тем, что целовал яженщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу" 1924 г)

Как никто другой, Есенин понимал душу «братьев меньших», даже кваканье лягушек для него - музыка. Есенин посвятил животным не одно стихотворение: "Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова". Наряду с домашними животными есть у поэта и «представители» дикой природы. Исследователи подсчитали, что конь упоминается в лирике Есенина 13 раз, корова - 8 , ворон, пес, соловей - 6, телята, кошка, голубь, журавль - 5, овца, кобыла, собака - 4, жеребенок, лебедь, петух, сова - 3, воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица - 2, аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок -1.

Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что, рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека (прежде всего своей собственной). Сравним два описания:

Скоро на гречневой свее,И меня по ветряному свею,

С той же сыновьей судьбой,По тому ль песку,

Свяжут ей петлю на шееПоведут с веревкой на шее

И поведут на убой. Полюбить тоску.

Еще пример:

Ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя

Мир как целостный организм, как единение всего сущего, предстал здесь всего в двух строчках, воплотивших нерасторжимую часть человеческого, животного и растительного. Животный мир у Есенина – часть природы, как и человек: живой, одушевленный, разумный. Его звери – не басенные аллегории, олицетворяющие человеческие пороки и добродетели. Это «меньшие братья наши», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке. И не о покровительстве идет речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих собеседников.

Не довольствуясь лирическим обращением и беседой на равных с каждым «братом», Есенин пробует нарисовать индивидуальный «звериный» портрет. Так Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии все многообразие животного мира. Объединив в своем художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихов:

Звериных стихов мою грусть

Я кормил лебедой и мятой

История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди анималистических стихов Есенина. Вряд ли найдется человек, который бы не знал этого стихотворения. Именно поэтому остановимся на нем подробнее.

Песнь о собаке.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

До сих речь шла о том, что человек в лирике Есенина наделен космическими, природными качествами. В этом же этом стихотворении происходит обратное уподобление. Страдания, переживания собаки переданы с такой художественной силой, что мы забываем, что перед нами животное, а не человек (поэтому не просто стихотворение, а ПЕСНЬ). Начинается «Песнь о собаке» просто и буднично, как бытовая зарисовка, но сама эта будничность опоэтизирована: «в ржаном закутке», «струился снежок подталый», «до вечера она их ласкала». Спокойный тон начала не предвещает никакой трагедии. Но уже в третьей строфе с ее предупреждающим «А вечером», прерывистой интонацией и затрудненным ритмом слышится смутная тревога:

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Собака хочет остановить грядущую беду, пытается поспеть за хозяином, ноПоэт не дает описания убийства, он скрывает его за многоточием. Да и что можно сказать о таком зверстве? Ничего.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Вновь появляется сквозной образ месяца, только теперь чтобы усилить звучание трагедии матери:

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Эмоциональная сила заключительных строк создается страстными в своей выразительности образом собачьих глаз, вытекших от горя. Собака, у которой отняли щенков, обращается со своей болью ко всему миру: «В синюю высь». Поразительно точен и емок образ «звонко глядела»- сила переживаний такова, что взгляд начинает кипеть, звучать.

«Живое» и «железное»

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. И трагедия заключалась в том, что гармонии этой поэт не находил. «Узловая завязь природы» с сущностью человека была нарушена в крестьянской Руси. «Трогает менягрусть за уходящее милое звериное и незыблемая сила мертвого, «механического»,- писал поэт.

Есенин трагически воспринимал красный террор – «кровь на отцах и братьях», его возмущали непомерные налоги на крестьянский труд, приводила в недоумение культурная политика большевиков, классовый подход к явлениям эстетического порядка. Конфликт для поэта с новой, революционной эпохой был неизбежен.

Вот какую еретическую мысль (по понятиям тех лет) высказал он в «Ключах Марии»: «То, что сейчас является нашим глазам в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что он не вернется, что масличная ветвь будет принесена только голубем – образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового осознания, а от осознания обстающего его храма вечности».

В «Кобыльих кораблях» впервые «взвихренная» «конница бурь» (символ революции) превращается в стужу, несущую гладь и мор; богоподобное солнце мерзнет, «как лужа, которую напрудил мерин», и нет ни красных, ни розовы коней: под изглоданным тучами небом – «рваные животы кобыл, черные паруса воронов». Поэт бросает в лицо «железным витязям» Октября страшную правду: «Веслами отрубленных рук/ Вы гребетесь в страну грядущего». Судьбоносный Октябрь, с которым Есенин ввязывал столько надежд, назван «злым»: «Злой октябрь осыпает перстни с коричневых рук берез». Образ плачущей березы использован и в стихотворении «Я последний поэт деревни». Здесь изображен не пейзаж, как может показаться на первый взгляд, а образ Прощания и с вымирающей деревянной деревней, и с ее древней земледельческой культурой, и с ее последним поэтом – еще живым, но уже почуявшим, что время его миновало: «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!» Есенин сам заказывает панихиду по дорогим обреченным, сам ее в одиночку «справляет», и именно в том Храме, где можно совершать богослужение в любой час и на всяком месте, - в Храме Природы. Через «знак древа» выражает он свою самую больную боль от погибели и быта, где «все от древа». Поэтому «скромный мост», который последний поэт деревни строит в песнях, мост из прошлого в будущее, над бездной настоящего, - «дощатый». Поэтому и знак гибели – хрип «деревянных часов» луны. Поэтому и служки храма – дерева, кадящие осенней листвой.

Остановимся на стихотворении «Сорокоуст». Для большинства это стихотворение о трагическом противоборстве живого и бездушного, доброго и злого, красивого и безобразного, о трагедии деревни и гибели природы. Неудивительно, ведь оно было написано в железное время.

Это очень страшное стихотворение. Жизнь, природа, что-то чистое, естественное, родное погублено стальным чудовищем. Вот то главное, что волнует Есенина, ради чего написано стихотворение. Он не может спокойно видеть гибель, именно гибель, хотя смерти еще нет: «милый, милый, смешной дуралей», «красногривый жеребенок», сейчас он еще гонится за поездом, не ведая, что его ждет. Но чудище-поезд, «железной ноздрей храпя», «на лапах чугунных» мчится, и никто не в силах прервать этот страшный вихрь, уничтожающий все живое.

Слова, которыми Есенин описывает новое, что пришло в жизнь деревни,- резкие, тяжелые, некрасивые: «разбуженный скрежетом», «за тысячи пудов конской кожи и мяса».

Наоборот, красиво и поэтично описывается жеребенок и русская природа: степи, туманы озерные, поля бессиянные, плес. Жеребенок- это символ чего-то нежного, ласкового, теплого, живого. Именно этот образ напоминает людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Но жизнь распорядилась по- иному. Нужнее всего не живое, чистое, светлое, а все практичное, железное, стальное, чугунное, холодное. Для Есенина слова «бездушный, неживой, бесчеловечный, бездуховный, хищный, жестокий» являются синонимами слова железный.

Помимо того, что это стихотворение о противопоставлении живого и неживого, оно еще и о судьбе самого поэта. Не потому ли такая сжимающая сердце жалость к красивому жеребенку, что, подобно ему, не может и поэт догнать что-то: «Остался в прошлом я одной ногою, стремясь догнать стальную рать».

Прав в своих размышлениях Федор Абрамов: «В этом стихотворении вся философия и вся трагедия его поэзии. Немыслимо. В начале 20-х годов, сразу после гражданской войны, когда гвоздя с огнем поискать,- проклятия железной машине Страна кричит, криком исходит: железа, железа! Машин! Тракторов! В этом наше спасение. А поэт- молокосос шлет проклятия железу. Поэт- молокосос видит главную угрозу жизни в этом железеБред! Пророчество человека, отравленного алкоголизмом, химеры, порожденные белой горячкой. Нет. Поэт, истинный поэт- это тончайший из тончайших сейсмографов, которому одному дано услышать гул надвигающейся катастрофы. И эта катастрофа- приближающееся наступление, безжалостное наступление на живую жизнь бездушного железа, несметного количества всевозможных машинИ не есть ли вся поэзия Есенина- схватка, обреченное единоборство златокудрого юноши, любителя всего живого, с бездушным веком железа, с веком- роботом?».

В письме к Е. И. Лившиц, написанном еще до создания стихотворения в августе 1920 года, Есенин горько рассуждает: «Конь стальной победил коня живогоМне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности, как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думалТесно в нем живому».

Умерщвление личности - вот что самое страшное для Есенина. И вот в чем причина неприятия им умерщвляющего личность железа. Однако суть не только в том, как звучит в поэзии Есенина тема железного, стального, каменного. Главное в том, что вся поэзия Есенина была утверждением живого, человеческого, утверждением не ненависти, но любви. Это хорошо почувствовал Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданной природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.

“Визитная карточка” учебного проекта

Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”

Типология проекта: информационный

Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели

Предметная область: литература

Учебная тема: “ЛирикаСергея Есенина”

Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
  • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.

Система уроков

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.

Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:

Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? (11 класс “А”).

Является ли Сергей Есенин “самым русским” из поэтов серебряного века? (11 класс “Б”).

Привожу варианты основополагающего вопроса по классам, которые показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.

На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).

11 класс “А”

Проблемные вопросы Темы исследования
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.

Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.

Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина.

Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.

Любовь к родной природе.

Есенин и революция.

Изменение отношения к России в послереволюционный период.

11 класс “Б”

Проблемные вопросы Темы исследования
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
  • Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
  • Любовь к “братьям меньшим” в лирике Сергея Есенина.
  • Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.
  • Любовная лирика Сергея Есенина.
  • Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России? Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

Изменение отношения к России в послереволюционный период

Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.

Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.

Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.

Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.

Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.

Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.

Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.

Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).

Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.

Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах.

Предлагаю вниманию несколько ученических презентаций, которые имеют разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

Одна презентация отпечатана полностью, остальные – в полном объеме представлены на электронном носителе, а выборочные слайды отпечатаны (см.



Статьи по теме: