Что такое чудо? Чудеса Божьи. Православные чудеса

Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

Такие тела являются предметом почитания верующих, ведь в католической и православной христианской культуре нетление тела того или иного угодника божьего считается признаком святости. Причины нетленности некоторых тел ученым удалось объяснить. Однако считать эту тайну раскрытой окончательно нельзя.

Запах святости

Нетленность следует отличать от мумификации - естественного процесса высыхания трупа. Часто нетленное тело испускает так называемый запах святости - особый сладковатый аромат цветов, ладана или мирры.

Самым известным нетленным телом считаются останки святой Бернадетты Субиру, которой однажды явилась Дева Мария. Бернадетте было тогда 14 лет. Вскоре, девушка ушла в монастырь. Ее тело лежит там по сей день. Бернадетта умерла в 35 лет и была похоронена в 1879 году. Перед тем как признать ее святой, Католическая церковь три раза вскрывала могилу. Свидетелями эксгумации были доктора, священники и другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались; тело Бернадетты Субиру нетронуто разложением.

21 марта 1943 года в Париже был эксгумирован труп святой Катарины Лабур, умершей в 1876 году. Врач, присутствовавший при эксгумации, потом с удивлением рассказывал, что руки и ноги женщины были гибкими, как будто она умерла лишь вчера, кожа оставалась целой, а волосы поражали своим блеском. Глаза находились в орбитах, и их голубовато-серый цвет не потускнел. Анализ внутренних органов святой показал, что они пребывают в почти прижизненном состоянии.

Бернадетта и Катарина Лабур - одни из многих христианских святых, тела которых перезахоранивали в XX столетии и обнаруживали не тронутыми тлением.

Гроб наполняется маслянистой жидкостью

После смерти в 1399 году святого Шабраля Маклуфа, чьи останки хранились в ливанском монастыре Святого Уаро Анная, в течение 48 дней вокруг его гробницы сиял яркий свет. Во время эксгумации в 1937 году тело святого было найдено в совершенной сохранности. Останки перезахоронили и оставили в покое еще на 13 лет - до 1950-го, когда паломники, вошедшие в склеп, заметили странную жидкость, просочившуюся сквозь стенки гроба. При повторном вскрытии тело святого по-прежнему было нетленным, а его одежды оказались... пропитанными кровью!

Кроме того, плоть святого Шабраля обильно источала странную жидкость, клейкую и маслянистую. Эта субстанция продолжает сочиться до сих пор, и при ежегодной эксгумации гроб оказывается наполненным ею на пять сантиметров. Говорят, эта жидкость обладает целебными свойствами.

Бурятский лама Итигэлов

Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов умер в 1927 году, а в 2002-м состоялось эксгумация его тела. Оно было извлечено из земли, где содержалось в кедровом ящике, засыпанное солью. Очевидцы утверждают, что у Итигэлова была мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились нос, уши, глаза. Пальцы рук и локтевые суставы были подвижны. К тому же тело благоухало. Ламу поместили под стеклянный колпак в Иволгинском дацане (монастыре) под Улан-Удэ, и к нему в определенные дни выстраивались длинные очереди верующих.

В 2004 году сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения РФ исследовали останки бурятского ламы. Спектральный анализ его волос, ногтей и кусочка кожи не выявил никаких разрушительных изменений. Ткани тела ничем не отличались от тканей живых людей. Внутренние органы ламы были целы. Кровь в сосудах находилась в желеобразном состоянии. Ученые заявили, что столкнулись с явлением, объяснить которое наука пока не может.

Достигший нирваны

В Таиланде на острове Самуи в буддийском монастыре Ват Кунарам выставлен стеклянный ящик с нетленными останками монаха Пра Кру Санатакититткхуна, умершего в 1973 году. Пра Кру пришел в храм в 20-летнем возрасте, прослужил два месяца и покинул его. Женился, стал отцом пятерых детей. Через 30 лет он вернулся в монастырь. А еще через 30 лет сел в позу лотоса - для медитации, предупредив учеников, что в ней и умрет. И умер. Ученики попытались кремировать тело, но оно не горело. Тогда ученики соорудили стеклянный саркофаг и поместили монаха туда. Говорят, что у Санатакититткхуна до сих пор растут ногти и волосы, их даже приходится стричь. Возможно, он вовсе не умер, а достиг нирваны...

Специальная диета

В 1994 году сохранившееся тело буддийского монаха Пу Чао, умершего за 11 лет до этого на Тайване, привлекло тысячи паломников. Посетители осматривали монаха в той пещере, где он медитировал и умер в возрасте 93 лет. Послушники раз в неделю обтирают труп влажной тканью. По словам монахов, Пу Чао остался нетленным благодаря особой диете, состоявшей из листьев и дождевой воды.

Оскверненная могила

Патриарх династии Сунь - Гуй Йене умер в 712 году и был похоронен в монастыре Куоен. В эпоху падения династии Сунь, в 1276 году, монгольские воины выкопали тело Гуй Нене, желая убедиться в истинности слухов о его чудесной сохранности. Через 564 года после смерти кожа покойного оставалась эластичной. Тогда монголы вспороли грудь и живот мертвеца и увидели, что его сердце и печень находятся в отличном состоянии. Ошеломленные, они бежали прочь от оскверненной могилы.

Отнюдь не святые

Рассказ о нетленных телах монахов можно было бы продолжать, но, пожалуй, еще большее изумление вызывают нетленные тела людей, которые при жизни религиозностью не отличались. И все же тела их почему-то сохранились нетленными.

В 1914 году в американском городе Ларами, штат Вайоминг, 24-летняя Эшли Вистел выстрелила себе в сердце. Семья Эшли была потрясена, и ее отец, опасаясь скандала, оставил тело в гостиной, заперев дверь на долгие годы. Через 52 года один из родственников Эшли решил покончить со страшной тайной и заявил в полицию о том, что в запертой комнате находятся останки девушки.

Детективов, прибывших на место, и биохимика Фрэнка Сомберта ждал сюрприз: тело Вистел не претерпело заметных изменений, кожа на ощупь была ледяной, лицо -мертвенно бледным.

Некоторые тайны раскрыты

Оказывается, существует естественный процесс омыления, в результате которого человеческий жир превращается в воск - точнее, в жировоск. В этом случае тело после смерти полностью сохраняет свой вес и внешне может выглядеть нетленным. Однако неясно, почему процесс омыления происходит лишь в редких случаях.

Есть еще одна причина нетленности, которая заключается в особенностях внешней среды. Примером этого служат катакомбы, расположенные в подвале Капуцинского монастыря на острове Сицилия в городе Палермо.

Когда-то в катакомбах был похоронен некий монах Сильвестро. Спустя много лет останки монаха извлекли на свет божий, и оказалось, что мертвец выглядит как живой. После этого многие горожане завещали похоронить себя в подвале Капуцинского монастыря. Таким образом, число нетленных тел в катакомбах быстро росло, и к моменту официального запрещения захоронения покойных в катакомбах в 1881 году склеп насчитывал более 1000 тел.

В небольшом городке Ферентилло, расположенном северо-восточнее Рима, находится церковь Святого Стефано, а при ней -склеп с мумиями. Священники утверждают, что эти мумии никто не бальзамировал, покойников хоронили в обычных деревянных гробах в церковном подвале. Когда тела обнаружили, многие уверовали, что место это особо отмечено Богом. Между тем эксперты утверждают, что мумифицирование происходило из-за того, что земля в склепе богата натрием и калием - веществами, которые впитывают влагу и высушивают трупы. К тому же теплые и сухие ветры, характерные для этой местности, постоянно обдували покойников, удаляя влагу и предотвращая разложение тел.

"Некротическая связь"

Верующие люди полагают, что тела достойнейших не подверглись разложению по воле Бога, который сохранил их нетленными.

Мистики уверены, что причина нетленности - медитация и особые духовные практики. Якобы с их помощью можно изменить протекающие в теле биологические процессы.

Существует версия, что после смерти человека его душа, находящаяся в тонком мире, способна вступать в информационный контакт с живыми людьми. При этом энергетическая составляющая души может проявляться в материальном мире, вступая в "некротическую связь" с останками усопших. Причем в отдельных случаях в результате этой связи идет настолько сильная энергетическая подпитка тканей мертвого тела, что в нем возникает защитный барьер, препятствующий разложению трупа.

Есть и другие версии, однако ни одна из них не дает исчерпывающих ответов на вопросы, как и почему нетленными оказываются порой останки не только Божьих избранников, но и самых обыкновенных людей. Возможно, впрочем, это и к лучшему. Ведь скучно было бы жить в мире без тайн и загадок...

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни : чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди – все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо – нечто совершенно иное; чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Чудеса и знамения издавна почитаются знаками Божественного присутствия в мире и благодатной любви Божией к нам. В религиозной и светской литературе, искусстве, истории сохраняются рассказы об этом от глубокой древности до наших дней. В современной жизни тоже есть место чуду, особенно если оно хорошо подготовлено человеческой , надеждой, любовью и желанием разглядеть Промысл Божий сквозь пелену забот и волнений суетного мира.

Современный мир, по слову Апостола «лежащий во зле», неоднозначно относится к этому понятию. Для одних чудо – это нечто нереальное, отдаленное, до чего нельзя дотянуться. Для других – это обыденность, каждодневная реальность. Для третьих чудо – это ложь, обман, профанация. Но есть категория людей, для которых чудо – это дар Божий, плод веры, могучий перст, указывающий на правильный путь в жизни. Эти люди – православные христиане. И в самом деле, сколько чудес Господь являет нам, верующим в Него. Как ни странно, чудеса, о которых приходится слышать, одновременно могут вызывать совершенно противоречивые чувства, не смешивающиеся, но непостижимым образом дополняющие друг друга.

Великое чудо схождения Благодатного Огня на Гроб Господень в Великую Субботу накануне православной Пасхи… Оно одновременно приводит в священный трепет и вызывает великую радость о Христе Воскресшем. Туринская плащаница – молчаливый свидетель Страданий и Воскресения Спасителя, с одной стороны - рассказывает о великой тайне смерти и, в то же время, утверждает нас в вере в Жизнь. Мироточивые одновременно могут являться предзнаменованием Божиим о некой беде и, в то же время, источать токи исцелений.

Многие чудеса не поддаются научному объяснению, но эта необъяснимость укрепляет в вере множество людей. Ведь для верующего человека не нужно никаких научных доказательств того факта, что Бог есть. А раз Он есть, значит, вера наша не тщетна, а, как раз наоборот, приносит обильные плоды.

Как отличить истинные чудеса от ложных?

Истинные чудеса всегда являются свидетельством любви Божией к человеку. Христос никогда не совершал чудес для Себя, а только для других. Так, Он отказался превратить камни в хлебы, когда испытывал голод в пустыне, но Он умножил малое количество хлеба, чтобы накормить тысячи голодных людей. Он мог бы умолить Отца и призвать легионы ангелов, чтобы защитить Себя от врагов, но вместо этого Он исцелил раба, посланного чтобы Его задержать (Мф.26 :53; Лк. 22 :50).
Ученики Христовы, и вообще все святые люди, вымаливали у Бога чудеса для помощи ближним, но очень редко чудотворили для себя лично.
В ложных чудесах всегда действует гордость. Люди стараются овладеть силами материальной природы, чтобы устрашить, подчинить, или уничтожить себе подобных. При этом, и всякое впервые видимое людьми естественное явление природы, может быть представлено, как «чудо». Дикарям кажется «чудом» телефон, телеграф, радио, самолет и т. д. только потому, что эти явления им непонятны.
Но эти чудеса, конечно, не имеют ничего общего с Евангельскими чудесами Христа и Его последователей; Чудеса Христовы – суть проявления всемогущества Божия для спасения людей от греха и смерти. И кроме того, надо иметь ввиду, что Евангельские чудеса не суть только «голые факты» милосердия Христова, но они являются также учением Христовым о Царствии Божием. Каждое чудо имеет свой особый смысл и свою символику, которые или прямо открываются Евангельским текстом, или подразумеваются.

Евангельские чудеса

Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась непрерывными чудесами и знамениями. Господь исцелял множество больных, изгонял бесов, повелевал силами природы, воскрешал мертвых.
Творимые Иисусом Христом чудеса были настолько необычайны, что вызывали или недоумение и страх, или восторг очевидцев. Это были таинственные, сверхъестественные явления, ничем необъяснимые, кроме действия сил Всемогущего Бога.
Никодим, один из начальников иудейских, придя ко Христу, сказал: «Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ио. З, 1-2).

Но Христос не только Сам имел эту власть, но и даровал ее Своим ближайшим ученикам – двенадцати и семидесяти Апостолам.
Отправляя их на проповедь – «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им говоря: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». (Мф. 10 :1-8).
Ученики, благовествуя Царствие Божие, пользовались властью данною им Иисусом Христом, «изгоняли многих и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мрк. 6 :13).
Возвратившись с проповеди, они с радостью говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем…» (Лк. 10 :17). Однако, по немощи, свойственной всякому человеческому естеству, сила чудотворения для Апостолов была ограничена, Так, например, они не могли исцелить бесноватого отрока-лунатика «по неверию» и по недостатку «поста и » (Мф.17 :19-21), или – Ал. Петр начав идти по бурному морю, стал утопать, потому что «усомнился» и «испугался» (Мф.14 :30-31). Но чудотворение Самого Христа было беспредельно. Всюду, где бы ни появлялся Господь, враждебные силы, поразившие человечество грехом, болезнью и смертью, отступали и бежали, как мрачные тени от лица Огня и Света,

«И куда ни приходил Он», – говорит Ап. Марк, – «в селения ли, в деревни ли, в города ли, клали больных -на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись…» (Мрк. 6 :56).
«Имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. М духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий…» (Мрк. 3 :10-11).

Властное Слово Христа и беспрестанные чудеса изумляли не только таких мудрецов, как Никодим, но и вообще всех людей. Так, в одной из синагог Назарета «многие слышавшие, с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему? и как такие чудеса совершаются руками Его?» (Мр.6 :2).
А после укрощения бури, люди удивляясь, говорили: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8 :27).

До грехопадения, – в дни Адама и Евы – человек был безболезнен и бессмертен. Он повелевал всеми силами природы, животные ему повиновались, а силы земли благоприятствовали его жизни. Чудес в раю не было, т. к. весь мир был одним постоянным, длящимся чудом Божьей любви. Но после грехопадения, человек потерял благодатную власть над силами природы, появились страдания, болезни, смерть и необходимость «борьбы за существование». Отсюда – то, что было «естественным и нормальным» до грехопадения, теперь стало исключительным и чудесным (сверх-естественным) для мира падшего. Чудотворение Христа – Сына Божия есть прежде всего проявление милосердия, прощения и любви «Второго Адама» – Христа к падшему человечеству. Но в то же время, чудеса Христовы были знамением силы Божией и свидетельством Его Бого-Сыновства,
В лице Богочеловека – Сына Божия, Единого Безгрешного – на земле явился рай. Абсолютный Свет засиял во тьме, абсолютная Жизнь – парализовала болезни и смерть, абсолютная Сила упразднила немощь, абсолютная Безгрешность победила грех, абсолютная Истина рассеяла мрак лжи и невежества, абсолютная Правда обличила беззаконие. И все это было чудом любви Бога к миру Вообще – всякое соприкосновение Богочеловека с земным бытием падшего Адама было чудесным, никогда раньше не бывшем, а следовательно поразительным. От Христа непрерывно исходила сила, которая проявлялась то в слове, то в исцелении больных (Лк. 5 :17; 6, 19; 8, 46), то в изгнании бесов (Лк. 10 :19), то в повелевании стихиями природы. И все это были «дела» Христовы. Когда иудеи спросили Христа: «Если Ты Христос, скажи нам прямо», то Он ответил им: «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец – одно…» (По. 10, 24–30). И еще: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ио. 5, 36).
Вообще можно сказать, что все чудеса Христовы суть – дело Его искупления. Как Солнце излучает живительные лучи тепла и света, так и Христос, во дни земной Своей жизни, творил непрестанно дела любви, добра, милосердия к падшему человеку, – принимавшие иногда форму чудес, превосходящих привычные для нас земные «законы».

Брак в Кане Галилиейской

(Ио. 2, 1–11)
В двух часах ходьбы от Назарета, где жила дева Мария, среди невысоких холмов Галилеи расположен небольшой городок Кана. Там, в скромной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое чудо. Он претворил воду в вино.

Об этом событии рассказывает Ап. Иоанн: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: «вина нет у них».

По иудейскому обычаю совершения , жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидали их все приглашенные гости. Согласно Талмуду, самым существенным моментом еврейского бракосочетания являлось «Семь Благословений», из которых первым было благословение вина. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты, ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все входили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом провозглашались «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетавшийся в первый раз в этот день видел ее. Это означало, что брак совершился, после чего пир продолжался.
Возможно, что на браке в Кане Галилейской не хватило вина как раз в тот ответственный момент, когда произносились «Благословения». А нехватило вина потому, что в связи с приходом на брак Иисуса, гостей явилось больше чем ожидали и распорядитель пира этого не предусмотрел. Если это было так, то понятно, что Матерь Иисуса могла чувствовать себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Своему Сыну: «вина нет у них». Но Он сказал ей: – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако, Святая Дева почувствовала, что Сын не оставит без помощи бедных людей и семейная радость их не будет омрачена. И Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте».

Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И наполнили их до верха, И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся, – вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».
Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и всех гостей, – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», – говорит Евангелист, – «и явил Славу Свою, и уверовали в Него ученики Его».

Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного Таинства Брака. После этого чтения, священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви».

Исцеление сына царедворца

(Ио. 4, 46–54)
После брака в Кане Галилейской, Христос уходил в Иудею и там проповедывал Царствие Божие. Возвратившись через некоторое время в Галилею, «Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Здесь к нему обратился, пришедший из Капернаума, некий царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил придти и исцелить сына его, который был при смерти.
«Вы не уверуете», – сказал Господь царедворцу, – «если не увидите знамений и чудес». Вся мысль царедворца была, по-видимому, сосредоточена не на вопросе о вере во Христа, как Сына Божия, а всецело на болезни своего сына и жажде его исцеления. Поэтому он умолял Христа: «Приди, пока не умер сын мой».

Тогда Господь сказал ему: «Пойди, сын твой здоров». И тут обнаружилась вся глубина доверия царедворца ко Христу. Он поверил слову Христа и тотчас пошел домой. – Не стал больше упрашивать Христа лично придти к сыну. Тревога и боязнь за жизнь сына сразу исчезли. В душе утвердилось полное спокойствие. Вера в И. Христа, как могущественного Врача, сразу нашла в душе почву для более глубокой веры в Него, как Бого-Человека. Слуги, не понимая, как это произошло, торопились разыскать отца, чтобы сообщить ему весть о выздоровлении: на дороге в Капернаум они встретили возвращающегося их господина и сказали: «Сын твой здоров». «В котором часу стало ему легче?» – спросил отец. «Вчера в седьмом часу горячка оставила его», – был ответ. Это был как раз тот час, когда Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». К этому Евангелист добавляет: «И уверовал сам и весь дом его».

Исцеление бесноватого в Капернауме

(Лк. 4 :31-37; Мрк. 1 :21-28)
Одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, после проповеди в синагоге Назаретской, было чудо изгнания беса в Капернауме.
Придя в Капернаум, город Галилейский, Христос учил там народ по субботам в местных синагогах. Слушатели дивились учению Плотника из Назарета, «ибо Слово Его было со властью». Во время одной из таких проповедей Христа, в синагогу явился «человек, имевший нечистого духа бесовского», который закричал громким голосом: «оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел, погубить нас, знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».
Но Христос запретил духу бесовскому, сказав: «замолчи и выйди из него». И немедленно дух повиновался властному слову Христа, Повергнув одержимого человека посреди синагоги, «бес вышел из него, нимало не повредив ему».

«И напал на всех ужас», – свидетельствует Ап. Лука, – «и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лк. 4 :36).

Для современников Христа нисколько не было удивительно, что бесы вселялись в человеков и овладевали ими, но народ поражался тем, что явился Человек, со властью повелевавший этою нечистою силою, и изгонявший ее из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. «И разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам», – говорит Евангелист.

Воскрешение сына вдовы Наинской

Город Наин лежал в Галилее, на северном склоне предгорья Малого Ермона, в довольно пустынной, скалистой и неуютной части хребта. В настоящее время здесь находится очень бедная, пришедшая в упадок Наинская деревня. Вход в нее возможен с одной только стороны, открытой на покатость дикого холма, спускающегося к долине.

«Когда же Он приблизился к городским воротам», – говорит Евангелист, – «тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города». И далее, Евангелист кратко и точно передает, как произошло воскрешение юноши. Эта картина как бы сейчас перед нами. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, вероятно, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа; она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. «Увидев ее», – говорит Евангелист, – «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!…»
После этих властных слов Христовых, объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа, увидела, как… «мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус», – добавляет св. Лука, – «матери его». Придя в себя, все свидетели чуда, поняв, что произошло, пришли в великое воодушевление и «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Укрощение бури на море Галилейском

(Мф.8 :23-27; Мрк.4 :35-41; Лк.8 :22-25)
Наступил вечер, но в окрестностях Капернаума и Вифсаиды еще толпился народ, пришедший отовсюду послушать речи Пророка и Целителя из Назарета Галилейского. На закате солнца, как и всегда в последнее время, ко Христу приводили бесноватых и приносили больных всякими болезнями и Он исцелял их всех. Однако, уже приближалась ночь и надо было отпустить всех по домам. Не прерывая беседу, и отвечая на отдельные вопросы вопрошавших Его учеников, Христос спускался постепенно к берегу моря. Но толпа слушателей нисколько не уменьшалась и двигалась вслед за Христом.
Тогда, «увидев вокруг Себя множество народа», – говорит Евангелист Матфей, – «Иисус велел ученикам отплыть на другую сторону» моря, в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи, далеко от Капернаума и Вифсаиды, куда невозможно было бы следовать собравшейся здесь толпе.
«Тогда один книжник», – как свидетельствует Ев Матфей, – «подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Но Господь ответил ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
Это значит, что, прежде чем следовать по стопам Христа, надо быть готовым отказаться от всякого, даже самого элементарного уюта жизни, даже от домашнего очага для отдыха и сна.
Тогда подошел ко Христу другой, из учеников Его, и сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Господь на это ответил ему: «Иди за мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». (Лк.9 :60).

Затем подошел третий, и сказал: «Я пойду за тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Христос и этому сказал: «Никто возложивши руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк.9 :62).
Эти последние слова Спасителя являются как бы разъяснением всех предыдущих его ответов; нельзя их понять иначе, как категорическое требование Христа ко всем, кто понял и принял Его учение: не соблазняясь никакими отсрочками, хотя бы и самыми благовидными, немедленно, – без всяких компромиссов, не озираясь на прошлую свою жизнь, – идти на служение Царству Божию и правде его.
Все это сказано было Христом, по-видимому, в тот момент, когда Он входил в лодку, а ученики Его, «отпустив народ», также вошли в лодку и «взяли Его с собой, как Он был в лодке. С Ним были и другие лодки». (Мрк.4 :36). Христос сказал гребцам: «переправимся на другую сторону. И отправились». (Лк.8 :22).
Солнце зашло, берег опустел и надвигалась тьма. Сперва лодка плыла спокойно по светлым волнам озера. Христос, утомленный народом, во время плавания заснул. Но вот, с восточного берега подул резкий ветер, который быстро усиливался и поднимая высокие волны, скоро перешел в бурю. «Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою и они были в опасности, а Христос спал на корме на возглавии».
Выбившись из сил, бросив весла и видя, что они не в состоянии справиться с разбушевавшейся стихией, намокшие и озябшие, гребцы стали будить Христа: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» И разбудив Его, взывали Ему: «Наставник! Наставник! погибаем… Господи! спаси нас; погибаем»… Тогда Христос, «встав, запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина».
И сказал ученикам: «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» А ученики, «убоялись страхом великим и говорили между собою: кто яже Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»
После великой бури наступила великая тишина. Этот контраст поразил учеников: для них была страшна не только миновавшая буря и смертельная опасность для их жизни, но страшно было и присутствие среди них Того, кто единым словом укротил эту бурю и устранил опасность. Да, «страшно впасть в руки Бога живаго»! (Евр. 10 :31).
Дальнейшее плавание было спокойно и, под утро, Иисус и ученики Его «приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи» (Лк.8 :26).

Из книги протоиерея Льва Липеровского “Чудеса и притчи Христовы”

Чудеса в человеческой истории

Ланчанское чудо

Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере…»

…В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Также и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в кровь, а хлеб – в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение: И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом – и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость похожая на… Кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. окружили , пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан – Легонций (ныне Сан – Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Благодатный огонь

Воскресение Христово – Пасха, перед которым происходит описываемое событие – величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наши грехи.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного огня (Света).

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом – исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно,» – читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» – пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом – количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя – как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно – медленно, по Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» – писал четыре столетия назад один из паломников.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, – из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, – духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательно, не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

В Аравийской пустыне каждый водоносный источник имеет собственное имя, и относятся к нему люди, как к одушевленной сверхъестестве нной сущности, кристально чистая жизненосная влага которой олицетворяет надежду на лучшее и дает здоровье. К этим колодцам-спаси телям на знойных караванных тропах не только относятся так же трепетно, как к святыням, но и признают их установленное Всевышним неравенство: у одних большая чудотворная сила, у других - меньшая. Однако есть в Мекке Верховный источник источников - Зам-зам, почитаемый мусульманами не меньше, чем главная святыня Ислам - Кааба.

В Коране сказано, что пророк Ибрахим (мир ему), отправляясь проповедовать слово Божие, оставил семью «в раскаленной долине, лишенной воды и злаков, только с горстью фиников». Но обильная влага, сверкающая, как бриллианты лучшей огранки, брызнула мощными струями, стоило младенцу, сыну Ибрахима, ударить пяткой по спекшемуся песку. С тех пор этот источник не иссякаем. Рядом с ним возвышается Кааба, возведенная Ибрахимом (мир ему) по завету Аллаха. А вода Зам-зам, как говорил Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям), лучшая вода Земли, пища Кормящего, избавляющая от печалей и недугов.

Химики Объединенных Арабских Эмиратов, особо подчеркивая, что всесилие источника обусловлено волей Всевышнего и Всемилостивого, за последнее десятилетие провели серию подробных анализов Божественной воды. Результаты исследований не скрывали, напротив, предали широкой огласке. Выяснилось, что вредных органических веществ и примесей в воде нет, так же как нет «медленных убийц» - сульфатов, нитратов, фосфатов, губительных включений кобальта, алюминия, свинца, никеля. Зато присутствуют в избытке такие необходимые человеку микроэлементы, как поташ, магний, кальций, сода. Потому Министерство информации Саудовской Аравии в буклетах, распространяем ых среди туристов, объявляет, что величайший дар Зам-зама отвечает самым высоким мировым стандартам, предъявляемым к питьевой воде.

Как сокровенную тайну, как зеницу ока ученые и духовенство оберегают от посторонних результаты второй части исследований. Оказалось, что «напиток Аллаха» имеет абсолютно уникальные структуру, энергетику и память: убивая зло, вода излучает абсолютное добро! «Иначе быть не может, - говорят богословы, - ведь рядом священная Кааба, рядом происходят взаимодействие и взаимообогащен ие светлых энергий». Поражает то, что для полного избавления от болезней, даже неизлечимых, совсем не обязательно пить чудо-воду или совершать ею омовение. Порой достаточно находиться в мечети над источником, усердно молясь. Предпочтительн ее все же вода колодца Зам-зам, разрушающая, растворяющая, выводящая недуги.

ВОДОЧЕРПИЙ ЗАМ-ЗАМА

Очень важно даже то, кто именно из водочерпиев принесет воду страждущим.

В 60-е годы прошлого века и паломники, и болящие стремились попасть под опеку водочерпия-зам азима Хасана Матара, известного непорочностью, аскетизмом и тем, что его предки подносили священную воду самому Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям). Из его рук принимали воду храмового источника самые известные представители мусульманского мира, такие как короли Сауд и Фейсал, но он с одинаковым почтением относился и к безвестному нищему, и к знатному богачу, давая вволю насладиться священной влагой каждому…

Труд водочерпия не для слабых, и даже не для самых сильных. Воду из глубокого жерла колодца, обливаясь потом, доставали десятилитровым и кожаными черпаками, разливали в глиняные кувшины, укутывали в плотные льняные покрывала и поднимали наверх, в мечеть. Так трудились замазимы с раннего утра до глубоких сумерек. Выдержать это сверхчеловечес кое напряжение по силам только потомственным водочерпиям, только с помощью Всевышнего. Не случайно замазимов называют учителями, ставя вровень с чиновниками самого высокого ранга. В Мекке можно услышать: «Кто пил из кувшина, поднесенного Хасаном Матаром, молодел на 10, а то и 20 лет. И нужно было обязательно пить до тех пор, пока лицо не покроется испариной».

Водочерпий Матар, указывая на то, что водопитие нужно чередовать с молитвами, излечивал от рака кожи, легких, печени, тяжелых болезней сердца, врожденной слепоты, глухоты, немоты. Король Сауд ибн Абд ал-Азиз сказал о нем: «Заслуживает почитания и всенародной любви этот пречистый слуга Всевышнего, ибо нет скорбей, которых он не смыл бы водой Зам-зам».

Водочерпий - не профессия. Это служение. Однако обязанности замазимов значительно облегчились, как только изменился сам священный колодец, ныне очерченный кругом из черного благородного мрамора с золотой гравировкой по окружности «Зам-зам». Ниже круга - насосный отсек с декорированным и мраморными плитами стенами, потолком, полом. Активные детали насоса отлиты из серебра. Вода подается по сети труб из нержавеющей стали. Подается не только в Великий храм, но и в другие мечети. Производительн ость насоса - около 900 кубометров воды в час, что вполне достаточно для приходящих с чистыми и честными сердцами. Чудо всегда рядом: в годы жесточайших засух Зам-зам никогда не иссякал. Становясь обильнее, спасал людей от мучительной пытки жаждой.

Источников святой исцеляющей воды на нашей планете не так уж мало. В XVIII веке один из основоположник ов современной химии Антуан Лавуазье, размышляя над подобными феноменами, заметил: «Ничего в природе не создается и не исчезает, а лишь преобразуется. .. Водосвятие - верный знак праведности и духовной чистоты народа, где бы ни жил он и ни возносил свои молитвы Господу. Бог однажды - Бог навеки». Может, и впрямь пречистые источники дарованы для того, чтобы человек выжил как вид, сам уцелел и дал уцелеть другим. И как не напомнить: самое странное в чудесах - это то, что они существуют.

Относится к «О доказательствах чудесного»

Три чуда от бога свидетельствующие об истинности православной веры


Это - иллюстрация к мировоззре нческой статье О доказательствах чудесного , обосновывающей почему все подобные доказательства - ложны.

В наше время приходится слышать: "А почему вы думаете, что только Православная вера - истинная? А католики говорят, что их вера истинная". Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что Православная вера дана Самим Господом Его апостолам и сохранена в неизменном виде только в святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших.

Вот три таких важнейших знамения:



Статьи по теме: