Коллаж детских фотографий «Время идёт». Расширение знаний учащихся

Тема урока: Час. Минута.

Цели урока: научить измерять время с точностью до часа и минуты; установить связь между минутой и часом; развивать умение решать простые задачи на определение продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение работать коллективно и самостоятельно; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать желание ценить и беречь время.

Ход урока

I .Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Какое у вас настроение? На что оно похоже на ласковое солнышко или сердитую тучку?

Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение.

Каким же будет наш урок? Давайте прочитаем вместе. (цепочкой)

интересным

познавательным

полезным

И… необычным, потому что сегодня у нас урок-исследование. Ровно на 45 минут вы превратитесь в маленьких исследователей.

Какими же сегодня вы должны быть? (внимательными, старательными, активными, наблюдательными)

И я уверена, что у вас всё получится, ведь у каждого для успеха есть (давайте проверим):

    глаза, чтобы видеть (ученики выполняют гимнастику для глаз);

    уши, чтобы слышать (делают массаж ушей);

    руки, чтобы исследовать (трут ладони);

    голова, чтобы думать (гладят себя по голове);

    и главное, у нас есть сердце, чтобы чувствовать!

II . Проверка домашнего задания.

И начнём мы наше исследование с проверки домашнего задания. (стр. 103 №9)

40+5=45 57+3=60 64-3=61

20+7=27 63+7=70 79-1=78

50+4=54 34+6=40 85-4=81

Назовите числовое выражение с наибольшим значением. 85-4=81

Прочитайте выражения, у которых второе слагаемое равно 7.

Назовите выражения, значение которых чётное число.

50+4=54 57+3= 60 63+7=70 34+6=40 79-1=78

Назовите все круглые числа, которые встретились в домашнем задании. 40, 20, 50, 60, 70.

Какое из них является суммой двух других? 60 это 40+20

Молодцы!

Исследование домашнего задания прошло успешно, и я приглашаю вас в школу юных исследователей.

III . Устный счёт.

- Назовите в каждом ряду лишнее число.

2, 4, 5, 27 , 7, 8. (Оно двухзначное)

16, 17, 8 , 23, 45, 50. (Это число однозначное, а все остальные…)

20, 30, 40, 50, 65 , 70. (Оно некруглое, нечётное)

14 , 27, 39, 41, 85, 93. (Это число чётное, а все остальные нечётн.)

11, 33, 44, 52 , 66, 77. (В этом числе не совпадает количество единиц первого и второго разряда)

27, 8, 65, 14, 52.

Дополните эти числа до ближайшего круглого числа.

27+3=30 8+2=10 65+5=70 14+6=20 52+8=60

27м, 8дм, 65кг, 18ч, 52мин

Во что превратились наши числа? (В величины)

Назовите их.

Чем отличаются величины от других чисел? В чём заключается их особенность? (Величины можно измерить)

Найдите среди них единицы измерения длины. (27м, 8дм)

Какие ещё знаете единицы измерения длины? (километр, сантиметр, миллиметр)

Найдите единицы измерения массы. (65кг)

Какие ещё знаете единицы измерения массы? (грамм, тонна)

IV . Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите внимательно на оставшиеся неназванные величины и попробуйте отгадать, что же мы будем исследовать.

Сегодня на уроке мы будем исследовать время и единицы его измерения.

Запишите её.

Какой сегодня день недели?

Какой он по счёту?

Какой день недели предшествует четвергу?

Какой наступает после него?

Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.

Сколько дней может быть в месяце?

А месяцев в году?

А что же такое время? Сложно ответить. Не огорчайтесь, на этот вопрос ещё никому не удавалось ответить. Время – это вечная загадка для человека.

Можно ли время остановить? (нет)

А потерять? (Да)

А чтобы мы сегодня не потерялись во времени и не тратили его даром, проводить исследование нам помогут …часы.

(рисунок часов на доске)

V . Объяснение нового материала.

а) Сказка « Как появились часы»

Только часы эти необычные. Вот какую историю они мне рассказали.

Это случилось в далёкой волшебной стране Времени. Правил этой страной честный и справедливый король и жили в ней добрые и трудолюбивые люди. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время?

Первыми устройствами для этого были

Солнечные часы

Всех часов предки.

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бывали на площадях

На лужайке, в саду –

У солнышка на виду.

Утром, когда солнышко вставало, место тени отмечали чёрточкой. Считалось, что час прошёл, когда тень проходила от одной отметки до другой.

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную - они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. Шли годы, часы появились иные.

Клепсидрою звались часы водяные.

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода из одного сосуда в другой переливается ровно за 1 час. Эти часы показывали время и днём и ночью. Не забывай только воды подливать.

Но и они были неудобны. И вот часовой мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы.

Песочные часы – точные.

В них песчинки текут –

Секунды бегут.

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла.

Но и эти часы жителям страны Времени не понравились.

Правильно, их всё время надо было переворачивать.

Долго трудились люди, искали и, наконец, создали первые механические часы с одной часовой стрелкой. Но жители волшебной страны почему-то продолжали опаздывать. Догадался часовой мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой.

Кто не слышал, как бьют на королевской башне

Часы-гиганты, времени точные гаранты?

Работа у этих часов славная,

А в королевстве они главные.

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. И с тех пор в каждом городе, на главной площади, на самом высоком здании устанавливают башенные часы.

Как вы думаете для чего? (Чтобы горожане никуда не опаздывали)

А у нас в городе есть такие часы? Где?

На площади Ленина на здании Иезуитского коллегиума и на колокольне Свято-Фёдоровского собора. Часы на колокольне – это часы с боем. Они отбивают каждые полчаса.

А это здание вам знакомо? Это здание железнодорожного вокзала. - И такие часы называются уличные часы.

Добрые жители волшебной страны приготовили для вас подарок.

Что это может быть?

(дежурные раздают часы)

б) Практическая работа

Чтобы всегда и везде успевать часов устройство нужно знать. Внутри часов спрятан сложный механизм. Он работает, и часы отсчитывают время. Время можно увидеть на циферблате. Его показывают две помощницы.

Что это за помощницы? (стрелки)

Как называется маленькая стрелка? (часовая)

А большая? (минутная)

Какое время показывают наши волшебные часы? (1 час)

Установите это же время на своих моделях часов.

Покажите на своих часах 2 часа, 3 часа.

Какая стрелка меняла положение? (часовая)

Как изменилось положение часовой стрелки за один час? (Она перешла от одной большой чёрточки к другой)

Для какой стрелки приготовлены маленькие чёрточки? (минутной)

Если минутная стрелка передвинулась от одного маленького деления к другому, что это будет обозначать? (прошла одна минута)

Если минутная стрелка передвинулась на два деления? (прошло 2 минуты)

На 5 делений? (прошло 5 минут)

(Считаем хором)

Большая минутная стрелка сделала полный оборот и вернулась в начальное положение. А маленькая стрелка потихоньку перешла од цифры 3 к цифре 4 . Что это значит? (Прошёл один час)

А минут, сколько прошло? (60)

Значит, 1час это сколько минут?

1час=60 минут

Запишите наше открытие.

VI . Закрепление изученного материала.

а) упражнения в определении времени.

Определите, какое время показывают часы?

6ч 15мин, 2ч 30мин, 4ч 50мин, 8ч 05мин, 6ч 55мин

Как называются такие часы? (электронные)

Определите, какое время они показывают?

07:05 08:15 10:30 11:45

Покажите это время на своих моделях часов.

Это же время можно назвать по-другому: пять минут восьмого.

Какое время показывают следующие часы?

Как по-другому можно сказать? (15 минут девятого)

Покажите это время на своих моделях.

Какое время показывают эти часы? Как ещё можно сказать?

(половина одиннадцатого, без 15 двенадцать)

Какое время покажут эти часы через 10 минут? Запишите.

(все в тетрадках, один у доски)

Молодцы, вы научились определять и называть время. И помогли нам в этом жители волшебной страны Времени.

А вы хотели бы узнать, как они живут сейчас?

б) решение задач на нахождение времени.

Сегодня в 6 часов утра (покажите это время) в стране Времени начался снег и длился 3 часа 15 минут. Какое время покажут часы, когда снег закончится? (9ч 15 минут)

Какую стрелку нужно передвинуть, чтобы прибавить 3 часа?

Передвиньте.

Что ещё осталось добавить? (15 минут)

Какая стрелка будет работать? (минутная)

Так во сколько закончится снег?

Какое время показывают теперь часы? (9ч 15минут)

Как можно сказать по-другому?

Самый главный и старый волшебник начал произносить заклинание в 8часов 15минут (покажите это время). И продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы он не перепутал слова. (8ч 55мин)

У всех исследователей есть технические перерывы, давайте и мы отдохнём.

Физкультминутка

б) Составление и решение задачи по краткому условию.

А где же, по-вашему, делают часы?

Как называется такой завод?

Как вы думаете, у нас в городе есть такой завод?

Есть, называется он «Камертон» и выпускает часы и другие точные приборы.

Ну а сейчас мы отправимся на минский часовой завод луч и изучим его ассортимент.

Для взрослых – 50 часов

Для детей - ?, на 30 часов меньше

Составьте задачу о часовом заводе по краткому условию.

Часовой завод отправил в магазин 50 часов для взрослых, а для детей на 30 часов меньше. Сколько всего часов отправил завод в магазин?

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Можем ли мы узнать, сколько моделей для детей?

Каким действием?

Если мы будем знать, сколько моделей для детей и сколько для взрослых, сможем узнать, сколько всего?

Каким действием?

Ответили мы на вопрос задачи?

Во сколько действий мы решили задачу?

Что узнали первым действием?

Назовите пояснение к первому действию.

Что узнали вторым действием?

Назовите пояснение.

Запишите решение.

Назовите ответ задачи.

в) стр. 94 №4 С.р.

Может ли часы сделать садовник?

Как называются такие часы?

А такие выражения?

Назовите цветы.

Вставьте пропущенные числа в эти числовые выражения, и вы узнаете, в какое время просыпаются эти цветы.

72+ * =77 5ч – одуванчик 8ч – анютины глазки

41+ * =49 6ч – мак 9ч – фиалка

60+ * =70 7ч – тюльпан 10ч - незабудки

Проведите это исследование самостоятельно.

В какое время раскрывается одуванчик? Анютины глазки?

VII . Подведение итогов. Рефлексия.

Что же мы сегодня исследовали?

Какое открытие сделали?

Назовите единицы измерения времени, начиная с наибольшей.

Век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда

Понравился ли вам урок? Чем?

Если урок вам понравился, и вы остались довольны своей работой, расположите стрелки часов так, чтобы они были похожи на улыбку. (Показываю на волшебных часах)

А если нет – опустите их вниз.

Покажите.

Я тоже довольна уроком, потому что вы сегодня работали как часы.

VIII . Домашнее задание .

Стр. 95 № 9

Придумайте и нарисуйте свои часы.

Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова

Коррекционная цель:

Обогащать представления детей об истории создания часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, внимание (слуховое и зрительное) , умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
  • Закреплять умение считать до 10, воспроизводить количество звуков, соотнося их с цифрами.
  • Обогащать словарь детей словами: циферблат, корпус, часовой механизм, солнечные, водные, песочные, механические часы; учить образовывать прилагательные.
  • Воспитывать чувство «времени» , умение его беречь и разумно использовать.

Форма проведения: интегрированное, групповое.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Приемы: рассказ воспитателя, загадки, дид. игры, пояснения, педагогическая оценка, выполнение заданий, переключение видов деятельности, рассматривание, использование мультимедийноего оборудования.

Предшествующая работа: Беседа о часах, рассматривание коллекции часов, отгадывание и придумывание загадок о различных часах. Дид. игры: «Назови который час» , «Что сначала, что потом?» , «Собери циферблат» . Чтение книги

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, будильник, сенсорная игра «Часы» -2 шт.; бубен, повязка, цифры от 1 до 5; песочные часы, циферблаты нарисованные (по количеству детей) , карандаши.

Ход занятия

Вводное слово воспитателя:

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летать самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь? (Нет, тогда ещё одна подсказка…дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?) . Без чего мы не можем жить в современном мире? (Без часов) . Постойте, кажется, кто-то плачет…

Включается мультимедиа: На экране появляется будильник

Здравствуй, будильник. Почему ты плачешь?

(Магнитофонная запись)

Будильник: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, я поссорился с минутной стрелкой, и она ушла от меня в Замок Часов к главному часовщику. Теперь я не работаю. Я написал письмо, извинился, но главный часовщик сказал, что вернёт мне минутную стрелку, если я выполню все его задания.

Ребята, помогите мне, я один не справлюсь!

Мы тебе обязательно поможем, правда, ребята!

Включается мультимедиа: Смотрите, главный часовщик даёт нам 1 задание:

«Здесь пословицы таятся, в них ты должен разобраться» . Нужно дополнить пословицы и поговорки.

«Всему своё …» дети дополняют (время) ,

«Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня) ,

«Утро вечера… (мудренее) ,

«Час от часа не… (легче) ,

«Делу время, а потехе… (час) .

Посмотрите и скажите, как называются эти часы: Включается мультимедиа: (На экране картинки)

Если часы стоят на полу, то они называются…? (напольные)

Если висят на стене, то называются…? (настенные)

Если надеваются на руку…? (наручные)

Если их носят в кармане…? (карманные)

Как называются эти часы? (Часы - украшения, часы - кулон, часы - браслет, часы - кольцо)

Как называются эти часы? (Часы с кукушкой)

Показ: уличных, электронных, башенных часов на мультимедиа.

Какие башенные часы самые главные в нашей стране? (Куранты на Спасской башне в Москве)

Вот видишь, Будильник, первое задание мы выполнили. Разреши нам познакомиться с тобой поближе и рассмотреть из каких частей ты состоишь. (Рассматриваем разобранный будильник) . Прошу назвать части: корпус, передняя стенка, задняя стенка металлическая, ключи для завода, кнопка, которая выключает завод, ножки, циферблат с цифрами и 3 стрелки. Короткая стрелка - часовая, длинная - минутная. Как вы думаете, какая стрелка быстрее движется минутная или часовая? Зачем будильнику нужна третья стрелка? (Для того, чтобы он прозвенел в определённое время) . Что двигает стрелки? (Часовой механизм. Он состоит из шестерёнок, которые вращаются и двигают стрелки) . Отсюда и название этих часов - механические. Хотите узнать, как работает будильник? Садитесь поудобнее… Смотрите.

Включается мультимедиа: (Отрывок из мультфильма «Фиксики» 4 серия «Будильник» )

А теперь второе задание часовщика. Настольная игра «Собери часы» . Дети делятся на 2 команды (мальчики и девочки) .

«Нужно вам часы собрать, времени не потерять

Раз, два, три – собирать начни…» (играет музыка)

Молодцы. Вы справились с заданием.

Теперь 3 задание: Вспомните, какие часы были самыми первыми на земле.

Включается мультимедиа

Они были гениально простыми: шест, воткнутый в землю вокруг него нарисована шкала времени. Тень, от шеста передвигаясь, показывала, который сейчас час.

Солнце любят все на свете,

Нет другой такой красы

Солнце греет, солнце светит,

А еще оно-часы.

Удобными ли были эти часы? Почему нет? (Высказ. детей: в пасмурную погоду, когда не было солнца, они не работали. Эти часы легко могли сломать и затоптать.)

Физминутка. Давайте поиграем в игру «Тик-так» . Дети становятся в круг, они- «цифры» . Выбирается водящий, он – «стрелка часов» . Ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Текст Движения

Тик-так, тик-так!

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо,

Стрелка, стрелка покружи

Час который, покажи. Наклоны влево, вправо

Ходьба на месте

Шаг влево, шаг вправо

Наклон вперед, наклон назад

Водящий вытягивает руку вперед

Поворачивается на месте вокруг себя,

После слова «покажи» -останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» .

Водящий должен угадать имя ребенка.

4 задание: Какие часы изобрели после солнечных? (водные)

«А солнца нет-тогда беда,

Но справились с бедою

Решили время измерять

Не солнцем, а … (водою)

Включается мультимедиа

По капелькам вода перетекла из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Интересно, что самый первый будильник был тоже водным. Его придумал философ Платон, для своих учеников, две тысячи лет назад. Состоял он из 2-3х сосудов, в верхний наливали воду, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, находящейся в нижнем сосуде и флейта звучала. Услышав этот сигнал, ученики бежали на уроки.

Интересно, а хорошо ли вы слышите сигналы. Давайте поиграем в игру «Будь внимательным» . Под музыку вы движетесь по залу, когда музыка заканчивается, слушайте и считайте, сколько раз я ударю о бубен. Нужно встать по столько человек, сколько будет сигналов.

Подвижная игра под музыку

5 задание.

Текла вода и годы шли,

Еще часы изобрели

Нехитрые, но точные

Назвали их … (песочные)

Показ песочных часов на мультимедиа.

Как они работают? Чем удобны и чем неудобно? (в них сыпется песок и люди узнают, который час) . Их можно носить с собой, но необходимо все время переворачивать. Зато именно по песочным часам можно «увидеть» минуту. Давайте, за то время пока сыпется песок, попробуем выполнить задание.

Дети садятся за столы. Вам нужно ровно за 1 минуту раскрасить эти часы.

Вы можете взять карандаш любого цвета, раскрасить только ремешок или часы, насколько вам хватит времени. Смотрите на часы-они покажут вам, торопиться или нет!

Молодцы, мы выполнили все задания главного часовщика и посмотрите, что изменилось в нашем Будильнике?

Включается мультимедиа. (У него появляется стрелка, он улыбается)

(Магнитофонная запись)

Спасибо, ребята! Ко мне вернулась минутная стрелка. За вашу помощь я хочу показать вам необычные часы, которые находятся в Москве, перед входом в кукольный театр С.В. Образцова.

Показ видеозаписи.

Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы сегодня говорили? Какие задания часовщика понравились?

Установка на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

1. Цветкова Н. «Время и часы» Москва «АСТ» , 2015 г.

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок по математике
Час. Минута.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бовкун О.В.

Открытый урок по математике
Тема: Час. Минута. Определение времени по часам.
Цель урока: Познакомить детей с новой величиной.
Задачи: 1. Образовательная: формировать представление
о единицах времени: час, минута; учить опреде­
лять время по часам.
2. Развивающая: совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивать умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное
отношение ко времени, любознательность,
пытливость и усидчивость.
Оборудование: Магнитофон с записью боя курантов,
математические веера, модели часов,
мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи
Игры, шутки­всё для вас.
Пожелать хочу удачи­

За работу, в добрый час!
Встали ровно, подравнялись. Ребята, у нас на уроке гости ­ поприветствуем
их. Урок математики.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
­ Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о времени, учиться определять время
по часам, познакомимся с различными видами часов и будем решать задачи на
определение времени.
А начнём наш урок с зарядки для ума­ устного счёта.
3. УСТНЫЙ СЧЁТ
(некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями).
Приготовили математические веера.
­ Покажите число, в котором 1 дес. и 5 ед.
­ Какое число надо прибавить к 8,чтобы получилось 12
­ Какое число надо вычесть из 15, чтобы получилось 6
­ Чему равно произведение 2 и 5
­ 14 разделить на 2
­ 20 разделить пополам

­ Суслик съедает за лето 6 кг зерна, сколько зерна за
лето съедят два суслика?
­ У Светы было 10 конфет, половину она отдала брату.
Сколько конфет осталось у Светы? Как решали?
­ Двое мальчиков играли в шашки 4 часа.
Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?
Молодцы, поработали дружно и хорошо справились с заданием.
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
­ Ребята, а для чего нужны часы?
(Чтобы определять время)
­ Зачем нам нужно знать время?
(Чтобы не опаздывать, вовремя приходить на
работу, в школу).
­ Как люди определяли время раньше?
Существует очень много различных видов часов. Какие часы вы знаете?
(Песочные. настольные, механические)
Молодцы, но вы назвали не все виды часов. Я сейчас расскажу вам о часах,
про которые вы даже и не слышали…

А) РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЧАСАХ
Сейчас о часах расскажу вам рассказ
О тех. что придуманы были до нас
Когда­то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу ­обедали
Капризней часов не знавали в природе
Но всё ж опоздания были не в моде…(СЛАЙД)
­ Ребята, а как вы думаете, всегда ли по солнечным часам можно было
определять время?(Нет, в дождливую погоду ­ нельзя).
Да и поэтому люди изобрели ещё одни часы (СЛАЙД)

­ Как вы думаете, что это за часы? (цветочные)
­ А как по ним можно определить время?
Правильно,некоторые часы раскрываются и закрываются всегда в одно и то
же время (СЛАЙД)
Например: МАК ­открывается в 6 ч утра, а закрывается в 16.
ОДУВАНЧИК ­в 7 утра,а закрывается в 15 ч
МАТЬ_И _МАЧЕХА­в 9 ч утра, а закрывается в 18.
Запомните эти данные, а весной,когда мы пойдём на экскурсию, то
обязательно понаблюдаем за цветочными часами.
­ Ребята, а какой цветок раскрывается раньше всех?
­ Позже всех?
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Одуванчик раскрывается в 7 часов, а мать­ и –мачеха в 9
часов.Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем, мать ­и – мачеха?
­ Как считали?
РЕШИМ ЕЩЁ ОДНУ ЗАДАЧУ:
МАК раскрывается в 6 часов утра, а закрывается в 16 часов.
Сколько времени он радует нас своей красотой?
Как решали?
Шли годы ­ часы появились иные.
КЛЕПСИДРОЮ звались часы водяные (СЛАЙД)
Раньше водяные часы представляли собой сосуд из которого через небольшое
отверстие постоянно вытекала вода. Отверстие было таких размеров, что вся
вода вытекала ровно за час. Потом нужно было снова наполнять сосуд водой.
Согласитесь, такие часы были неудобны.
(СЛАЙД ОГНЕННЫХ ЧАСОВ)
Хитрый будильник придуман в Китае
Тонкая нить равномерно сгорает

Падает шар и гремя, и звеня
Сони боялись часов, как огня!
(СЛАЙД ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ)
­ А это какие часы?
И вот появляются более точные
Их называют часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок…
­Как вы понимаете эту фразу? (значит человек тратил напрасно своё время).
А среди вас есть такие?
А мы своё время займём ФИЗМИНУТКОЙ

Физкультминутка «Часы»
Тик­так, тик­так­
Все часы идут вот так:
Тик­так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик­так, тик­так, тик­так
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево ­ раз, направо ­ раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому
плечу, потом ­ к левому, как часики)
Тик­так, тик­так.
Тихо сели.
Чтобы песку пересыпаться из одной части в другую­ проходит одна минута.
­Ребята, а вы задумывались, сколько стоит одна минута? Об этом нам
расскажет……….

­ А вы знаете, что на заводе по изготовлению холодильников за 1 минуту
выходит один новый холодильник.
­ На кондитерской фабрике за одну минуту выпускают 78 килограммов
конфет.
­ Каждую минуту с конвейера автомобильного завода
сходит один новенький автомобиль.
­ А в нашем классе Дима Пахомов за одну минуту читает более 100 слов.
Спасибо за полезную информацию.
Вот почему люди стараются экономить каждую минуту, Ведь каждая
сэкономленная минута­это хлеб, молоко, новые книги.
А у нас на уроке ­новые знания!
­ Что можете сделать за одну минуту вы?
Предлагаю вам за одну минуту решить примеры.Сами примеры списывать не
надо ­вы записываете только одни ответы.
35+10 15­5
14+9 25­10
28+6 40:2
74+8 2*4
56+12 16:8
80­40 10:2
67­12 5*2
28­18 60:2
Кто решит примеры­ тихо встанет. Проверяем (СЛАЙД)
­Кто решил все примеры за одну минуту и сделал это правильно? (Поставить
отметки первым кто встал и решил правильно)
б) РАБОТА С МОДЕЛЯМИ ЧАСОВ
Рождались открытия ­ со временем споря
маятник сделал часами часы (СЛАЙД МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ)
­ А теперь мы с вами будем определять время по часам.
­ А кто из вас уже умеет определять время?

­ Молодцы.
В парах рассмотрите модели часов и расскажите об их устройстве….
­ Почему одна стрелка большая, а другая маленькая?
(большая минутная, маленькая­ часовая)
Часовая стрелка за час двигается от одного числа до другого (показ на
макете). А минутная от одной чёрточки до другой и это расстояние
называется МИНУТОЙ. Время, за которое она проходит весь круг называется
ЧАСОМ.
­ Сосчитайте, сколько чёрточек от одного числа до
другого? 5
­ А сколько всего таких чёрточек? 60
­ Сколько же в часе минут? 60
Давайте запишем это в своих тетрадях:
1 ч = 60 мин
Ребята, а какие часы есть у вас дома?
Сейчас, чаще всего, используются более современные
часы, без стрелок­ электронные (СЛАЙД)

­ А кто из вас назовёт главные часы нашей страны?
­ Где они находятся?
­ Где вы их могли видеть? (СЛАЙД)
Давайте встанем и послушаем бой кремлёвских курантов.
В) ИГРА «ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО?»
А теперь другое задание, на доске записаны примеры, каждому ряду нужно
решить примеры своего столбика и расшифровать слово:
1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
48­40= 86­80= 75­50=
2*5= 2*4= 2*2=

41­20= 20+15= 35+15=
58+10= 18:2= 12:2=
21­р,68­о,10­т,8­у 8­е,9­ь,6­д,35­н 50­ч,6­ь,25­н,4­о
­ Какое слово получилось у 1­го ряда? 2­го? 3­го?
­ Что означают эти слова? (части суток)
­ Какой ещё части не хватает? (вечера)
Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием.
ФИЗМИНУТКА
Вы присядьте столько Раз ­ сколько времени на часах у нас (5 часов утра, а
как назовём вечернее время?)
Наклонились столько раз, сколько времени у нас (4 часа утра, а вечернее
время?)
Мы подпрыгнем столько раз,посмотрев, который час (7 часов, а вечернее
время?) Тихо сели.
Г) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
А теперь закрепим изученный материал и поработаем с учебником на с.42
­ Прочитайте про себя новый материал
­ Сколько в сутках часов?
­ Когда начинаются сутки?
­ Сколько в часе минут?
А теперь определим время по часам, выполнив задание под номером 1
(устно)
Задание № 2­устно
­ Внимательно посмотрите на макеты часов в задании №3 и ответьте на
вопрос: «Который час?»
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ТПО с.22 №1,2­ дорисовать на часах стрелки. Задание всем понятно?
5. ИТОГ УРОКА (СТОЯ)

­Перечислите единицы времени о которых мы говорили на уроке.
­Умеете ли вы ценить время?
Русский народ придумал много пословиц и поговорок о бережном отношении
ко времени. Какие пословицы знаете вы? (СЛАЙД)
Для многих из вас наш урок не прошёл даром.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
О чём вы можете рассказать родителям, придя домой?
РЕЛАКСАЦИЯ
Закройте глаза… Поставьте перед собой две ладошки. В левую мысленно
положите те знания, с которыми вы пришли на урок. В правую­то, что нового
вы сегодня узнали…А теперь сложите ладони и скажите ДА!
Мы добавили в свой багаж новые знания.
Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои часы и минуты
добрыми делами. Урок окончен. Благодарю за работу (СЛАЙД).

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №763»

г. Москва

Конспект

открытого урока по математике

во 2 классе

"Час. Минута. Определение времени по часам"

подготовила учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 763 г. Москвы

Фильо Татьяна Викторовна

г. Москва

2014

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

2. Постановка темы урока.

    У вас на партах лежат карточки с заданием. Вы должны расшифровать слова, для того, чтобы узнать тему нашего урока. Решив примеры, от­веты надо расположить в порядке возрастания.

(с) 8+9-17

число

(н) 8+4=12

число

    Какова же тема нашего урока? (Час. Минута.)

    Молодцы! (Вывешиваются карточки со словами ЧАС, МИНУТА)

    Знайка-математик снова у нас в гостях, он передал мне конверт с загадками. Давайте попробуем их отгадать. (На доску вывешивается ри­сунок с изображением Знайки-математика).

Первая загадка.

Мы ходим ночью

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

(часы)

(Вывешивается на доску макет часов)

3. Работа по теме урока.

    Для чего людям нужны часы? (чтобы вовремя вставать и не опаздывать на работу или школу, вовремя кушать, знать, когда начинается и заканчивается урок и т. д.).

    Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идёт по небу солнышко - идёт по площадке тень от колышка. Она и показывает время. Но такие часы хороши были только днём и в солнечную погоду.

    Пришлось людям придумывать другие часы. Так появились водяные, песочные и даже из свечки. Сегодня люди пользуются механическими и электронными часами. А учёные изобрели атомные часы, они показывают самое точное время.

    У вас в конверте лежат макеты часов, достаньте их и положите перед собой.

    Давайте узнаем, о чём идёт речь во второй загадке Знайки-математика.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз

Та, что выше, каждый час.

(стрелки часов)

    Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка).

    А её сестрица что повыше и бегает быстрее, как называется? (минут­ная стрелка).

    Кто ребята знает, как двигается часовая стрелка? (очень медленно от одной цифры до другой. От одной большой чёрточки (деления) до другой большой чёрточки (деления).

    А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от ма­ленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки и двигается она го­раздо быстрее).

    А сколько таких чёрточек (делений) на циферблате? Сосчитайте. (60).

    Кто знает как называется расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки. (минута).

    А как называется весь круг который проходит маленькая стрелка? (час).

    Ребята кто может сказать сколько в часе минут? (60).

Вывешивается карточка 1 час=60 мин

    Посмотрите, как улыбается Знайка-математик. Он хочет вам сказать, что вы молодцы! Сами разобрались в новой теме.

(включить проектор)

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Говорят: часы стоят

тик-так, тик-так, тик-так

Говорят: часы спешат

тик-так, тик-так, тик-так

Говорят: часы идут

тик-так, тик-так, тик-так

Но немножко отстают

тик-так, тик-так, тик-так

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте

тик-так, тик-так, тик-так

5. Практическая работа в парах.

    Давайте посмотрим, как мальчик Юра утром собирается в школу по часам, и сами поупражняемся в определении времени. (Практическая работа на интерактивной доске и с моделью часов).

    Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 3.

    Какое время показывают часы? (3 ч.)

    Поставьте минутную стрелку на цифру 1.

    Сколько времени прошло? (5 мин.)

    Назовите время (3 ч. 5 мин.)

    Молодцы!

6. Закрепление изученного материала.

    Откройте учебники на странице 31 № 3.

    Прочитайте задачу.

    Что известно в задаче? Каково условие задачи?

    Что надо узнать в задаче? Какой вопрос задачи?

Один ученик делает краткую запись на доске.

I п. - 30 мин.

II п. - ?, на 10 мин.

Решение - устно.

    Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием.

    Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса).

Задачу решить самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

I п. - 30 мин.

II п. - ?, на 10 мин. ?

    30-10=20 (мин.) - II партия

    30+20=50 (мин.) - всего

Ответ: 50 мин. длились две партии.

    Что на уроке вам было особенно интересно?

    Запишите домашнее задание:

    Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали.

    Урок окончен.

    Всем спасибо.

Список литературы.

    Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Начальная школа: Учебно-методическое пособие. - М.,2011.

    Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.,1987.

    Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., 2012.

    Я иду на урок в начальную школу: Математика. – М., 2000.

Организационный момент

Здравствуйте!

На вас надеюсь я, друзья.

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

Посчитай-ка

Соседи числа 11,13,8,7

Используя пример составь пример используя переместительное свойство

(ламинированные листы)

Соедини примеры с одинаковым ответом

2+4= 3+4= 8+2= 7+2= 4+5=

4+3= 4+2= 2+7= 2+8= 5+4=

Реши примеры

(2+6)-4= 7-(6+1)=

12-(2+8)= 11-(4+5)=

(10+2)-2= 8-4-2=

Повторение

Какие часы ты знаешь? Какими пользуются часами сейчас?

Механические, кварцевые, солнечные, водяные, огненные

Что вы узнали о минуте? Что можно сделать за минуту?

Как выглядит минутная стрелка?

2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А что? Поможет это предложение. (Флипчарт) Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места. Кто может исправить у доски?

Делу - время, а потехе - час. (час, делу -, время, потехе -, а).

Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу? Отгадайте загадку. (Слайд 3)

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы) !

Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу.(будильник)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)

3. Целевая установка

На уроке мы о чем будем говорить? О времени. О часах.

Мы научимся на уроке определять время по часам.

4. Знакомство с новым материалом

От одной цифры до другой проходит 5 минут.Давайте посчитаем что произойдет если мы пройдем круг.

5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60.

Когда минутная стрелка проходит один круг –получается один час.

Показ на модели часов. Коллективная работа

Цель: определить сколько времени на часах

11,10 часов,8 часов,3 часа,2 часа

(Г)Соедини циферблат с электронными часами

10ч.10мин 6 ч.10 мин 8.00 мин 2 ч.00мин

Тренировочные упражнения

Показать 12 часов

Исследование

На моделях часов покажи время и слелай вывод

Первая группа

3 часа 30 минут

Половина четвертого

Вторая группа

6часов 30 минут

Половина четвертого

Третья группа

5 часов 30 минут

Половина шестого

Четвертая группа

2 часа 30 минут

Половина третьего

Пятая группа

1 час 30 минут

Половина второго

Вывод: время одно тоже

Логическая задача

а.) Наступило время ответить на загадку, которую мы с вами услышали в начале урока о девочке, которая не знала, успеет ли она в кино или нет. Повторное чтение и разбор задачи.

«Приглашаем учащихся на кукольное представление. Продолжительность представления 60…Начало представления в 11 …»



Статьи по теме: