Что такое подворье монастыря. Статус собора повысился. Подворье поместной церкви

Постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница ; в Москве много постоялых дворов сохранили старое названье подворья. || Дом со всем простором и ухожами купца, заводчика, для наезду, для стоянки своих обозов, для складки товаров в городе у ярмарок, пристаней, на местах валового сбыта. Строгановское, Пашковское подворье. || Обширный дом с ухожами митрополита, архиерея. || Вост. нанимаемая крестьянами, миром, изба, для заезда своих, либо для содержанья земских лошадей, выставки, либо вообще, для отвода полиции и проезжим. || Новг. помещенье или жилье, отдаваемое внаймы. У соседей есть подворье. Во всяком подворье свое поверье. Хоть баба Хавронья сбила с подворья-да воля ж Господня, а не быть без подворья! Подворный, стар. подворенный, ко дворам относящийся, принадлежащий. Подворная земля, усадебная, жилая, под двором и домом. Подворная опись, каждому двору, дому, одним обывателям, или также имуществу их. Подворная нищета. Служат соборно, а едят подворно. Подворное ср. подворная подать. А подворного а углового (с числа углов избы) и полозового и подушного и поголовного не дают (монастырские люди) ничего, стар. Пастух собирает подворное свое, или пасевое. Подворник м. ниж. шатун, бродящий по дворам; бездомок, захребетник, бобыль, или батрак, казак, работник. || вологодск. сиб. жилец, постоялец; подворник иногда живет и без платы, а за прожитье чистит двор и сторожит дом. И сам он не живет в доме, и подворников не пускает. || Служитель и житель подворья. Подворщина собират. то же. Подворок м. новорос. подгородная усадьба, мыза, дача, дворок, заимка. || Пск. твер. усад вост. место под двором и домом. Подворничать ниж. шататься по чужим дворам, для кражи, или ища себе пристанища в людях. Подворит ли нам счастье? ко двору ли будет, послужит ли. Не подварится ему тут, не подворит, не будет удачи, не обживется.

Толковый словарь Даля

ПОДВОРЬЕ: двор и огород , хозяйство при сельском доме
Крестьянское п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs
== постоялый двор
Остановиться на п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs Род
гостиницы, Maxime для духовных лиц ”с церковью, часовней”, принадлежащей архиерею или монастырю
Арихиерейское п.

Толковый словарь Ожегова

Подворье - , подворья, р. мн. подворий, ср. (устар.).
1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.
2. Постоялый двор.
3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.;

Толковый словарь Ушакова

ср.
1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба . б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
2) а) устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п. б) Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
3) устар. Постоялый двор; частная гостиница.

Толковый словарь Ефремовой

Монастырское подво́рье - «община православных христиан , состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви ). Административно подворье подчинено тому же архиерею , что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии , в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников , а в сельской местности - для соответствующей хозяйственной деятельности .

В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.

Подворье поместной церкви

Торговое подворье (купеческое подворье ) - в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров, а священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял доворы и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья .

Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами, которые строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы - нечто среднее между посольством и торговым представительством . Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм . Примером такого подворья может служить Старый английский двор в Китай-городе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Подворье"

Примечания

Литература

  • Торговое подворье // Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 томах / Автор-составитель В. В. Богуславский. - М .: Олма-Пресс, 2004. - Т. 2 Н–Я . - С. 451 . - ISBN 5-224-03660-7 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Подворье

– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…

Иеромонах Сергий (Филиппов)

До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?

– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.

Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.

– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?

– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.

– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?

– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.

– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…

– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!

– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?

– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.

– Расскажите подробнее о программе фестиваля.

– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.

Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

Словарь Ушакова

Подворье

подво рье , подворья, род. мн. подворий, ср. (устар. ).

1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.

2. Постоялый двор.

3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.

Архитектурный словарь

Подворье

1. Городской комплекс с гостиничными, торговыми или хозяйственными функциями, принадлежащий владельцу (монастырю, купцу) из другой местности.

2. Постоялый двор.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

Подворье

территория, как правило, в крупном городе (часто в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. На подворье существует собственный штат священнослужителей. Монахов из главного монастыря посылают сюда жить в качестве послушания, иногда на несколько лет. Подворье играет роль «официального представительства» того монастыря, к которому оно приписано.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Подворье

, я , ср.

Дом с относящимися к нему постройками, усадьба; дом для приезжих; постоялый двор; частная гостиница.

* В ворота вошла она - На подворье тишина . // Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях //; Поп говорит Балде : - "...Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердъе и проворье ". // Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде // *

Словарь Ожегова

ПОДВО РЬЕ, я, род. мн. рий, ср.

1. То же, что постоялый двор (устар.). Остановиться на п.

2. Гостиница, преимущ. для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею или монастырю. Архиерейское п.

3. Двор и огород, хозяйство при сельском доме. Крестьянское п.

Словарь Ефремовой

Подворье

  1. ср.
    1. :
      1. Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба.
      2. местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
    2. :
      1. устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п.
      2. Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
    3. устар. Постоялый двор; частная гостиница.

Что такое «подворье». Возникновение термина

В русском литературном языке слово подворье традиционно употребляется в значении «чей-либо дом вместе с относящимися к нему постройками, усадьба». У А. С. Пушкина, например, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» свой сговор с работником поп заканчивает словами:

«Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».

Другое распространенное значение слова подворье — это «городской дом вместе с хозяйственными постройками, который использовался для проживания во время наездов, для хранения товаров и т. п.». Во многих городах нашей страны до сих пор сохранились старинные дома — подворья богатых купцов или промышленников, монастырские подворья. До начала XX века подворьем часто называли гостиницу, постоялый двор. В нашей классической литературе мы можем найти многочисленные примеры на употребление слова подворье во всех этих значениях.

В крестьянском быту подворьем чаще называли двор при доме. Например, у М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон» читаем: «Дарья пришла с подворья румяная». Это значение слова подворье живет в народной крестьянской речи и теперь. В традициях севернорусского крестьянского строительства было принято соединять вместе, под одной крышей жилые и хозяйственные постройки. Часто, например, отец и сын строились на одном подворье, то есть рубили две избы, соединенные общим двором, и все это под одной крышей.

Свои такие разнообразные значения слово подворье сохранило в русском языке от очень давних времен. В Ипатьевской летописи, например, читаем: «Мстислав же поиде на подворье, Володимер же посла к нему». Это в летописной записи под 1287 годом, здесь речь идет о княжеских палатах. В других летописях и в древнерусских грамотах слово подворье тоже упоминается. В знаменитом «Хождении за три моря Афанасия Никитина» говорится: «В Индейской земле гости (то есть купцы) ставятся подворьем». Это XV век, здесь уже речь идет о домах, наверное, с лавками и складами, в которых размещаются приезжающие в ИндНМ иностранные купцы.

Как обозначение крестьянской усадьбы слово подворье тоже живет в языке уже много столетий. Можно полагать, что еще в древнерусском языке слово подворье образовалось из сочетания слова двор с предлогом под и с прибавлением суффикса. Точно так же образованы слова подполье и подпечье, например. В памятниках русской письменности довольно часто встречается сочетание поддворная земля (под двором), то есть земля, на которой стоит двор, крестьянская усадьба.

Слово подворье служит нам и теперь. И в самое последнее время оно часто упоминается в литературе о жизни современной деревни, в периодической печати, обычно по отношению к современной крестьянской усадьбе.

Иногда, правда, оно применяется и в другом значении, не принятом в традиционном русском речевом обиходе. Можно возразить против употребления слова подворье по отношению к отдельному хозяйственному строению или к крупному хозяйственному комплексу. Так, например, иные журналисты «подворьем»? называют колхозный или совхозный скотный двор, свинарник и другие хозяйственные строения. Жителям значительной части территории нашей страны такое употребление кажется непривычным, потому что по традиции в русском языке название подворье обязательно связано с жильем. Подворье включает в себя жилые постройки или находится при жилом доме.



Статьи по теме: