Что разделяет европу и. Где граница Европы и Азии

)

(С использоанием материалов Чупина Н.К., Архиповой Н.П., Щетинина О.Ю., Козловых П.С. и И.В, Карякина А. и др.)

История границы Европа-Азия

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск
На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское
Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда
Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина
Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

Обелиск на Новомосковском тракте
В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.


Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка
В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".


Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток".

Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский
Столб был установлен в 1878 году в период строительства Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Раньше здесь был один столб, а теперь два совершенно одинаковых столба. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Раньше, когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.

Обелиск у деревни Кедровка
Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва Серебрянка. Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет
На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале
Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов.
© Дмитрий Ворощук, июнь 2008 г.
© Светлана Жидкова, июнь 2008 г.
Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования и письменного разрешения.

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их громадном протяжении на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на Востоке установлены пограничные знаки между двумя частями света. Каждый из них неповторим, и каждый имеет свою историю.
Пограничные столбы сооружались по очень разным датам, историческим вехам государства российского. Установка знаков началась в 19 веке и продолжается до сих пор.
Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.
По моим данным, в России установленно 50 знаков, от пролива " Югорский Шар", до города Нефтекумск.

Есть у меня желание посетить все 50 столбов, в настоящее время побывал на 49.

1. г. Нефтекумск, Ставропольский край.
Установленный в 1985 году на въезде в Нефтекумск монумент напоминает, что город стоит в том самом месте, где Европа встречается с Азией. Впрочем, такая географическая подробность бросается в глаза и без всякого напоминания. Вполне цивилизованный город с проспектами, фонтанами и монументами посреди бескрайней степи с могильными курганами. Перекресток частей света, эпох, культур...
Архитектурно-скульптурный ансамбль «Европа-Азия» изображен на гербе города.

2. Оренбург. Автомобильный мост

Стела на южном берегу Урала у автомобильного моста через Урал.

3. Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с надписями «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через Урал.

4 . Орск

На мосту через р. Урал на столбах по обе стороны моста вывески, с одной стороны которых написано «Европа», с другой - «Азия».

5 - Магнитогорск

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А».


6 - Верхнеуральск.

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

7 - Дорога на Учалы. (Башкирия)
Стелы установлены в 90г. с обеих сторон нового моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово.

8 - Старый мост на Учалы.
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк, у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны старого автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара.

9 - исток реки Урал

10 - Златоуст трасса М5
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом. Рядом со знаком расположился небольшой рынок.

11 - Уржумка.
Знак установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

12 - Обелиск в районе г.Кыштым (Слюдорудник)
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале по дороге Слюдорудник - Б.Егусты, установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

13 - Косой Брод
По дороге из п. Косой брод в п. Асбест. Установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер".

14 - с. Мраморное.
Обелиск представляет собой мраморный квадрат, на одной грани у которого написано «Европа», на другой «Азия».

15 - станция Мраморская.
В 2004 году у станции Мраморская был установлен обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

16 - Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия на Среднем Урале. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

17 - Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин» или «Сова», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.
Сам столб это засохшее дерево, выросшее на каменистом склоне.

18 - старая дорога Ревда - Дегтярск
Обелиск Европа-Азия расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск , . Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию г.Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
Стоит немного, метров 100, в стороне от дороги, в лесу.

19 - 17 км. 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.
Установлен он немного не на месте, должен стоять 3 км западнее.

20 - старый знак демонтированный с г. Березовой установлен возле родника им. Данилова, что на въезде в город Первоуральск в 2008 году.

21 - Обелиск у г. Первоуральск г.Березовая.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

22 - Ст. Вершина.
Бетонный обелиск установлен около железной дороги из Екатеринбурга в Пермь вблизи станции Вершина. Он был установлен во время подготовки ко VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

23 - знак Голуби на г. Котел
Установлен в 2011 году туристами Екатеринбурга и Новоуральска на горе Котел. Изготовлен по проекту П. Ушакова и А. Лебедкиной. Нижняя часть стальная труба, сверху стрелка с надписью Европа - Азия, на ней два целующих голубя. Символизирует дружбу и любовь между людьми и континентами.

24 - Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

25 - Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка, на г.Медвежка.
На этой горе в ноябре 2006 года энтузиасты из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс» установили знак «Европа — Азия». Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине.
Знак представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

26 - Памятная доска на Билимбаевской дороге , на этом месте в честь строителей г. Новоуральска будет установлен знак Европа-Азия.

27 - Обелиск в районе г. Новоуральск Солнечные часы.
Установлен туристами клуба «Кедр» на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба - солнечные часы. Активно принимали участие в его изготовлении туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

28 - знак Карпушиха установлен на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня и в Бол. Галашки. Простенький Знак на деревянной табличке, вырезаны слова Европа -Азия.

29 - Гора Билимбай (Веселые горы)
Деревянный знак Европа-Азия с надписью "Веселые горы" у горы Билимбай, на обочине дороги Черноисточинск - Б. Галашки. Установлен в 2012 г.

30 - Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (Н. Тагил - Черноисточинск - Висим) дорога вблизи поселка Уралец в 1961 г в честь полета в космос Юрия Гагарина и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Автор проекта - В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода поселка Уралец.

31 - село Елизаветинское

На старом Демидовском тракте (прямая просека от Н. Тагила до Висимо-Уткинска) на запад от с. Елизаветинское у горы Красный столб. Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми (по другим данным лесником Черноисточинского охотохозяйства в 1977 году).

32 - Синегорский
Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.-Тагил - Серебрянка) недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. (Один из немногих знаков, где сохранились атрибуты Советской власти.)

33 - Баранча
У дороги из пос. Баранчинский на запад 17км. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.» . Он чугунный и по форме напоминает башенку-часовенку, собран из литых деталей.

34 - Кедровка
Пограничный знак на автодороге Кушва - Серебрянка (в 4 км от пос. Кедровка) установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала, во озноменование посещение Великиго Княза Владимира Александровича.
Нижняя часть-квадратное основание, над ним возвышается центральная часть-тоже квадратная камера, увенчанная красивым рельефным куполом. По углам установлены круглые колонны, также увенчанные маленькими куполами, Раньше купола были позолочены. на шпиле центрального помешался литой царский герб. Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В период гражданской войны знак был разрушен, часть деталей утеряна. Туристы-энтузиасты Нижне-Салдинского завода в наши дни восстановили его.

35 - перегон 276 км (Хребет Уральский)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского).
Угловые стойки сделаны из рельс-тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги в 1878 году. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.


36 - Ст. Хребет Уральский.

Знак установлен на перроне станции Хребет Уральский в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

37 - Горнозаводской (Промысла)

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.



38 - Колпаки. Медведка-Косья.

У дороги от пос. Промысла (Пермская обл.) на север, на развилке Медведка-Косья. Знак разрушен. Остался только постамент.

Раньше он был такой.

39 - Павда - Растесс - Кытлым

Знак стоит на развилке трех лесных дорог Павда-Растесс- Кытлым.


40 - Кытлым
Знак в 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву и Усть-Тылай у подножья г. Косьвинский камень. Установлен в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

41 - Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет в Пермскую область.
(Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия, но к сожалению они лежат на земле расколотые!)



В 2012 году знак обновили.

42 - Поповский Увал
На перевале через Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск.
Вырезали и установили знак по моим данным, начальник и рабочий Сибиревского прииска, с одной стороны вырезано Европейское лицо, с другой стороны Восточное.

43 - Саклаимсори Чахль Граница Свердловской, Пермской обл. и республики Коми

Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 в честь 200-летнего (?) юбилея Пермской области. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" :-)

44 - ГУХ, высотка 708.9 напротив горы Койп , самодельный знак, две деревянные таблички европа - азия, на пирамидке из камней.

В 2012 году знак был уничтожен неизвестными. В 2013 был поставлен новый.

45 - Устье Печоры . Круглый, чугунный знак, в форме земного шара, на металлической треноге. На одной стороне надпись Европа, на другой Азия.

46 - Сияние севера.
Знак установлен газовиками, по дороге п. Приполярный - Вуктыл, вдоль газопровода Сияние севера.

47 - знак на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка ( 1646 метров ). На перевале "Щекурьинский проход" стоит знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году. Представляет собой небольшую металлическую окрашенную табличку,

48 - станция Полярный Урал.

49 - крайняя восточная точка Европы

50 - Амдерма (Югорский Шар)

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и

В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном - разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее - к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.

На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал - единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.

Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия - самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.

Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.

Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.

География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?
Wikimedia Commons / timofey zakharov ()

Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.

Граница между Европой и Азией – в чем проблема?

Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка – Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света, которые разделяются водными просторами. В географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.

Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.

Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные, цивилизационные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?


Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию, которые так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии? Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть нашей страны к Азии?

Точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток, поскольку все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.

Все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы, проводить дополнительные исследования и экспедиции.

Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?

Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студентам и школьникам рассказывают, что граница между Европой и Азией проходит так, как установлено Международным географическим обществом. А точнее вот как:

— по восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;

— по реке Эмбе, впадающей в Каспийское море;

— по северному берегу Каспийского моря;
Wikimedia Commons / Сергей Александров ()
— по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;

— по Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы.

— Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.

О чем споры?

Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.

В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.

Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта, третьи – еще южнее.

Wikimedia Commons / const_st ()
Чтобы раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы, российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический, и культурно-цивилизационный подход. Международному сообществу предложено рассмотреть вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.

Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне и нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.



Статьи по теме: