Какую роль играет мировоззрение в жизни человека. Роль мировоззрения в жизни общества. Философия и мировоззрение

4. Значение мировоззрения для человека и его сущность

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.5. Функции мировоззрения

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.

Бог и человек

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли...

Особенности мировоззрения человека античности

Совесть как центральный нравственный орган личности - в то же время является внутренним ядром личности и носителем морального закона, приобретенного через идентификацию с моделью самосознания культурного сообщества...

Подход к изучению человека как бисоциального существа

Природа человека - спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием...

Познавательная деятельность

Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека...

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело -- это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей...

Проблема человека в философии

Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы...

Пути гармонизации отношений человека и природы

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество"...

Соотношение мифологии и философии

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных...

Социальная философия. Нравственное сознание

социальный философия нравственный сознание Идея нравственности. Правовое регулирование -- это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений...

Социальные утопии эпохи Возрождения

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения»...

Средневековая философия

Проблема соотношения знания и веры занимала значимое место в философии средневековья. Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира...

Философия религии

Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь у нас нет никаких научных доказательств тому, что дружба лучше вражды...

Философия человека

Чтобы ответить "что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно...

Философы о сущности человека

Сущность человека -- философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям...

Гражданско-правовая ответсвенность наступает за

1)нарушение санитарных норм,установленных для очистных сооружений 2)нарушение трудовой,учебной,воинской,служебной дисциплины
3)совершение преступления,связанное с хищением имущества
4)нарушение договорных обязательств имущественного характера

9. Запишите слово, пропущенное в схеме. Структура политической власти ↓ ↓ ↓ ↓ ……………. Объекты Процесс осуществления Средства принужденияОтвет:

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политическая культура».Найдите и выпишите термин, выпадающий из общего ряда.Политические знания, ценности, национализация, идеи, убеждения, навыки политического поведения, политические нормы.Ответ: ____1

11.Установите соответствие между критериями классификации политических партий и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В приведённую ниже таблицу запишите буквы, соответствующие указанным цифрам.ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ1. массовые2. нелегальные3. правящие4. радикальныеКРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИA)по отношению к законуБ) по отношению к действующей властиB)по методам отстаивания интересовГ) по численному составуД) по методам формирования1234

Помогите пожалуйста, заранее спасибо. 1) Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ? А) лицо, не имеющее гражданство РФ, автоматически получает его,

заключив брак с гражданином РФ. Б) гражданин рф не может быть выслан за пределы России.2) что такое конституция РФ? 3) найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву под которой она указана а) вещные права б) гражданские права в) личные правая г) имущественные правда д) обязательственный права 4)прочитайте текст. А) с появлением первых государств во звонило право б) современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. В) однако она не всегда эффективна в защите интересов граждан. Г) в тоже время нельзя не признать что правовая культура населения остается крайней низкой. Д)право- это система норм, установленных или санкционированных государствам, обеспеченных силой государственного принуждения Определите какие положения текста имеют. 1)фактический характер. 2) характер оценочных суждений. 3) характер теоретических утверждений. Ответ: (А-?, Б-?,В-?,Г-?,Д-?). 5) какие из приведенных ниже позиций иллюстрирует экономику как науку? 1) изобретение ресурсосберегающих технологий. 2)разработка принципов распределения ресурсов. 3) оказание населению образовательных услуг. 4) расширение сети салонов по продаже мобильных телефонов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Промышленно-гражданское строительство»

Реферат по дисциплине: «Философия»

На тему: Роль мировоззрения в жизни общества

Выполнил:

студент гр.7141б/с

Севастьянова У.А.

Проверил:

преподаватель

Никулина М.В.

Томск 2015 г.

Введение

1. Состав и структура мировоззрения

2. Типы мировоззрения

3. Классификация мировоззрения

4. Роль мировоззрения в деятельности человека

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Человек - разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение.

Мировоззрение - система устойчивых взглядов общества, классов, партий, отдельных личностей на мир, который их окружает.

Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. В одном случае связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Мировоззрение - это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого создания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Жизнь людей в обществе носит исторических характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личности также подтверждено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной деятельности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используются личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрения каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющее самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы действий людей.

1. Состав и структура мировоззрения

В состав мировоззрения входят:

а) научное знание, придающие ему строгость и рациональность;

б) традиции, система ценностей, нравственные нормы, направленные на формирование отношения человека к происходящему в обществе и мире;

в) убеждения, создающие основу для подтверждения своей правоты и строящиеся на идеалах;

г) идеалы - совершенные образцы, к которым стремится человек в своей деятельности и оценках.

Структура мировоззрения состоит из:

1) мироощущение - сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация;

2) мировосприятие - категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определённых классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания;

3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека;

4) миропредставление - вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга.

2. Типы мировоззрения

мировоззрение познание убеждение нравственный

1) Жизненно-практическое или обыденное мировоззрение («жизненная философия») строится на основе «здравого смысла» или повседневного опыта. Данный тип складывается стихийно и выражает умонастроение широких масс, то есть является формой массового сознания. Повседневное мировоззрение не носит негативный характер, а только отражает настроение в обществе, что важно для изучения и понимания социума. В нём запечатлены интеллектуальные, культурные, материальные, национальные, профессиональные, различия людей, поэтому оно не однородно. Его недостатком является критически не осмысленное смешение, как научных данных, так и предрассудков, мифов. К недостаткам повседневного мировоззрения следует отнести тот момент, что оно, зачастую, не способно объяснить поступок, руководствуясь исключительно эмоциями, а также бессильно в решении проблем требующих теоретического понимания.

2) Теоретическое мировоззрение строится на строгой логической аргументации знаний, принципов, идеалов, целей и средств деятельности человека. Ключевую роль здесь играет философия, которая сложно синтезирует и преломляет в себе, согласно предмету своего исследования, данные о мире, создаёт и анализирует мировоззренческие позиции.

Философия позволяет логически аргументировано обосновывать и критиковать свои убеждения, взгляды на жизнь, осмысленно использовать полученные знания, а не просто констатировать их, объяснить человеку смысл его сущности, историческое предназначение, чем является свобода для него и т.д. То есть философия выступает силой, которая позволяет человеку преодолеть несогласованность обыденного мировоззрения и сформировать действительно рациональное целостное понимание мира и себя, которое можно назвать философским. При этом философия не отрицает роль эмоций, переживаний, и т.п. в человеческом сознании, а стремится объяснить их значение для человека и его повседневной деятельности.

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни -- общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Существенно значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов, и т.д.. Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения. Таким образом, в структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

1.Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях- повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно- научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивы действия и т. д.

3.Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность, действовать.

4.Практический компонент. Без практической составляющей носило бы крайне абстрактный характер.

Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение -- всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

3. Классификация мировоззрен ия

1) Мифологическое мировоззрение зарождается в первобытнообщинный период истории, особое распространение в европейской истории получает в античный период, и продолжает существовать, в различных формах и в современном обществе (например, наделение качествами живых существ механизмов, компьютеров и т.д.). Миф не просто иносказание, а форма общественного сознания, направленная на понимание мира. Это первая попытка в виде аллегорий, сказаний, легенд, вымышленных фантасмагоричных образах обобщить наблюдения человека за природой, миром, достижениями самого человека, заменить единичное видение объекта общим представлением о процессах природы. Миф также выступает в качестве социального регулятора, запечатлеваясь в обычаях, традициях, табу. Характерной чертой мифа является отсутствие рационального осмысление мира. Понятия мир, человек, мысль, знание и т.д. выражены и объединены в художественных образах. Именно притча, легенда, иносказание и т.п. становятся той символической реальностью, тем языком, той понятийной базой, при помощи образов которой человек объясняет происходящее вокруг него. В подобном мировоззрении не разграничиваются, объективное и субъективное, человек и природа. Человек общается с природными объектами как себе подобным, наделяя их качествами человеческой жизни, приписывает им переживания, чувства, мысли и т.п. (антропоморфизм). Человек на этом уровне мировоззрения ещё не сформировал рационального языка способного адекватно и достоверно отражать и объяснять природу вещей и выступать носителем соответствующей информации на уровне культурной преемственности. Он использует в качестве точки отсчёта или сравнения то, что дано ему изначально и в подлинности существования чего он усомниться не может, а именно своё бытие, которое воспринимается как несомненная реальность. Поэтому первые образы природы строятся на антропоморфной достоверности, и принимают вид в соответствии с этическими представлениями человека, его потребностями и т.д. Вследствие подобного художественного воображения, в основе которого лежит аналогия с человеческим бытием, природа становится персонифицированной, а человек выступает в качестве онтологического начала всех фиксируемых им феноменов (хотя сам этого не осознаёт). Результатом также является отсутствие различий в представлении человека между реальностью и фантазией, естественным и сверхъестественным. Примером мифологического антропоморфизма может служить образ шамана, мага и т.п., человека который несёт в себе элемент сверхъестественного и связывающего мир человека и мир мифа, что выражено в способности подчинять стихию, толковать волю божеств и т.д.

2) Религиозное мировоззрение - здесь реальные взаимоотношения между людьми и природой приобретают отчуждённый характер и олицетворяются с идеальными существами.

Например: а) в виде прообразов земных существ - Бог; б) отчуждённые реальной взаимосвязи между вещами - поклонению святому камню, через который происходит связь с божеством (фетишизм); в) вера в сверхъестественность самих вещей (тотемизм).

В религии мир удваивается. Происходит чёткое разделение на мир земной (естественный), воспринимаемый органами чувств, и мир небесный, сверхчувственный (сверхъестественный). Основу религии составляет вера, культ, незыблемые догмы, заповеди дарованные богом, которые в отличие от мифа, формируют не «вымышленную» символическую реальность, а строятся на образах веры, используют категории данные божеством, как объективным началом любой истины, любого знания, тем самым, при помощи сверхъестественных принципов, объясняя происходящее в природе и обществе. Напротив, рационально философское, научное понимание божественного отрицается. Но при этом не отрицается единство естественного и сверхъестественного, разума и веры. Их единство достигается, согласно Фоме Аквинскому в Боге, который выступает творцом обоих миров. Поэтому пути разума и веры дополняют другу друга, раскрывая божественный замысел. Но наука и религия несовместимы, так как по-разному объясняют происхождение природы и человека.

Между философией и религией есть лишь один общий момент, это предмет исследования, то есть бытие как таковое, принципы его образования. С атеистической точки зрения, в религии также есть форма запечатления человеком знаний о мироздании, вселенских началах (Бог), социальных процессах, нравственных законах (заповеди, религиозные притчи) и т.д. В остальном, они различны. Так же в религии, особенно христианской, есть стремление к осмыслению Бога и божественного во всех формах его проявления, его пониманию, но это рассуждение в большей степени построено на объяснении, раскрытии божественных догм, непротиворечии их человеческому существу. Поэтому религию также можно назвать формой знания, направленного на раскрытие мира сверхъестественного. Например «богопознание» ставит такие задачи, как: 1) подтвердить существование Бога; 2) определить природу Бога; 3) охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Отметим, что Бог использовался и как философская категория, объясняющая фундаментальные процессы бытия. Это характерено для размышлений периода «Нового времени», «Классической немецкой философии», религиозность также была присуща многим русским философам. Гегель считал, что в религии народы выразили свои представления о Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо (Бог) является для сознания потусторонним предметом, через поклонение которому человек в культе снимает противоречие с вселенским началом и возвышается до осознания своего единства с Абсолютным началом (т.е. постигает его).

3) Научное мировоззрение - основным положением подобной формы мировоззрения становится утверждение об основополагающем значении естественных наук и их методологии в понимании мира, процессов управляемых обществом и человеком. На первое место здесь выдвигается естественное, природа, материя, объективная реальность. Здесь вырабатывается рациональный язык, который призван передавать образы, максимально точно отражающие свойства и процессы исследуемого объекта без примеси субъективных влияний. Вплоть до того, что сам человек рассматривается как предмет естественного и гуманитарного научного анализа, лишённый уникальных вариаций. Миф и религия утрачивают свое особенное значение, становясь элементом становления этноса и социально-исторического развития как такового, т.е. превращаются в один из многочисленных феноменов объективной реальности доступной в изучении науке. Они становятся предметами исследования таких социо-гуманитарных наук, как этнология, антропология, религиоведение, филология, социология и т.п.

Среди различных вариантов научного мировоззрения можно выделить «натурализм», стремящийся свести понимание всей картины мира, в том числе и социальные процессы, к естественны наукам, а также сциентистский рационализм (от англ. science - наука), который пытается исследовать, природу и сферы деятельности человека исключительно при помощи «точных данных и рациональных» схем, исключив полностью философию и другие формы познания.

4) Философское мировоззрение произрастает из мифа и религии, а также опирается на теоретические данные науки. Но философия отличается от них не объектом исследования, так или иначе и миф, и религия, и наука в целом обращены к изучению проблем мироздания. Их коренное отличие состоит в предметной области, то есть обозначение проблемной области поиска, постановка вопросов, выборе соответствующих методов их решения и в конечном счёте способом осмысления мироздания, общества, человека через предложенные концепции и теоретические положения.

Например, принципиальным отличием философского мировоззрения от мифа и религии является тот момент, что философское мышление выстроено на разуме, интеллекте свободного от вымысла, верований и стремящегося рассмотреть объективную действительность в её подлинном существовании, свободном от персонификации и идеализации (но не от человека). Отличие от науки состоит в том, что философия пытается рассмотреть всеобщую, «предельную» проблематику, которая преодолевает ограниченность частных наук и представляет собой нечто большее чем, данные, обобщения и теоретизации научного знания, направленного на решение локальных, частных вопросов (физика, химия, биология, социология).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

4. Роль мировоззрения в деятельности человека

Несмотря на то, что мировоззрение это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику -- в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами -- алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет». Менталитет -- это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.

Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних - духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

Именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596--1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Духовная жизнь -- это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Заключение

В любые времена человек пытается найти истину и использует для этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?

Для расширения наших знаний о мире необходимо углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.

С писок литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989.

2. Волков Генрих Николаевич. У колыбели науки. М., «Молодая гвардия», 1971.

3. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991.

4. Радугин А.А. «Философия» - курс лекций. М. - 1999 г.

5. Овчинников В.С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л. - 1978 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и структура мировоззрения - необходимой составляющей человеческого сознания, познания. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторические изменения предмета философии. Социальные функции философии и ее взаимосвязь с наукой.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Происхождение философии, характеристика ее стадий как мировоззрения. Анализ вопроса о соотношении духа и материи. Понятие мировоззрения, его связь с философией, структурные элементы и формы. Сущность и современные особенности философского мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира. Структура мировоззрения. Типология мировоззрений. Особенности обыденного мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Основные особенности философского мировоззрения.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Понятие, уровни и типы мировоззрения, его роль в деятельности людей. Типы мировоззренческих установок. Понятие менталитета. Свойства, функции и виды веры, ее роль роль в экстремальных условиях. Убеждения - стержень мировоззрения и духовное ядро личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Понятие мировоззрения: система взглядов на объективный мир и место человека в нём. Отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Определение понятия, основных типов и принципов формирования мировоззрения как системы верований, убеждений и жизненных ценностей. Особенности мифологического, религиозного, философского, обыденного видов мировоззрения. Сущность идеала и менталитета.

    презентация , добавлен 19.09.2013

    Понятие и структура мировоззрения. Философия и наука. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Бытие материальное и идеальное. Специфика философского знания. Бытие природы, общества и человека. Социальные функции философии.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2014

    Предмет и определение философии - системы теоретически связанных и принявших форму убеждения преставлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Черты философского мировоззрения, структура знаний.

    реферат , добавлен 09.07.2015

    Выявление общих и отличительных черт мифологического, религиозного и философского мировоззрения. Миф как образец поведения в современном обществе и средство рекламы. Рассмотрение влияния мифологического мировоззрения на систему современного образования.

    реферат , добавлен 20.04.2015

    Первые мыслители Античности, поиск понимания происхождения мира. Общие законы развития природы, мышления и общества. Формирование мировоззрения человека. Основные формы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Основные стадии эволюции.

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Функции мировоззрения

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума). Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение и его основной вопрос Зачастую понятия "мировосприятие ", "миропонимание " и "мировоззрение " употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.

Мировосприятие - это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.

Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, - один из основоположников философии Нового времени, - отмечал, что ум человека "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде", что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым "ослабляет и искажает естественный свет природы". С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.

Миропонимание - более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания.

И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает. Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека".

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором - через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире. Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того - и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме "здесь и только сейчас". Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире. Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека.

Основными типами мировоззрения являются: миф , религия , философия , наука , искусство . Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений.

Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: "сказание, предание". В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов "вымысел", "сказка". У древних греков миф - это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях. Основными чертами мифологического мышления являются: » Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом; » Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении; » Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества; » Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы. » Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко; » В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот. Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, - все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности.

Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть.

Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база.

Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения - религия. Религия - это вера человека в сущ

ествование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины.

Первые формы религии характеризовались: » Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение. » Традиционализмом и авторитаризмом. » Консерватизмом. Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности. В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д.

Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа - отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности.

По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью "сосуда Божия", а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии - особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.



Статьи по теме: