Изменение глаголов по временам. Временные формы самых основных модальных глаголов. VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке

Дата---------------- Класс-4 Предмет-Русский язык

Тема: «Изменение глаголов по временам и числам»

Цели:

1. Закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.

2. Совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам.

3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Оборудование: для учителя – учебник, карточки для учащихся;

для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари

Минутка чистописания

Буква Я

Что вы можете рассказать об этой букве? (не только буква, но и слово - местоимение) Соединение

Словарь.

Найдите слова с буквой Я. Запишите их в тетрадь.

Что вы заметили в таблице (цифры). Что они означают? Каждая цифра соответствует букве алфавита. Расшифруйте (ГОРЕТЬ). Запишем новое слово.

Дайте лексическое значение слову гореть, а теперь обратимся к словарю Ожегова (толкование)

ГОРЕТЬ

1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.

2. Об огне, свете: быть, излучаться.

3. Быть в жару, в лихорадочном, воспалённом состоянии.

4. Краснеть от прилива крови.

5. Сверкать, блестеть.

6. Испытывать какое-нибудь сильное чувство.

7. Отдаваться полностью какому–нибудь делу, отдавать все силы на что-нибудь.

8. Преть или гнить, нагреваться.

9. Быстро изнашиваться, рваться.

10. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков.

Значит слово - МНОГОЗНАЧНОЕ

Стадия вызова «Мозговой штурм».

Что можно сказать об этом ряде слов (словарные, лишнее – гореть) Почему?Какой частью речи является? глагол, остальные существительные. Что вы можете сказать об этом глаголе(он в неопределённой форме). Что вы ещё знаете о глаголе

ИНДИВИДУАЛЬНО

Даны карточки со словами:

Глагол – это… … , которая обозначает…, … ………….. Глаголы отвечают на вопросы:………………………………………………………Глаголы изменяются по………………………………, Глагол имеет начальную форму……………………, которая отвечает на вопросы………………………………………. И имеет суффиксы……………………В предложении является…………….. и подчёркивается……………………..

ЗАЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ.

Давайте вернёмся к словарю и со словом «гореть» составим предложение.

- Что может гореть? Берём слово ЗВЕЗДА.

-

ГОРИТ ЗВЕЗДА.

- Звезда, какая? Берём слово ЯРКАЯ.

- Какое предложение получилось?

ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Гореть может где? Берём слово В НЕБЕ.

Какое получилось предложение?

В НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

- В небе каком? Берём слово НОЧНОМ.

Какое получилось предложение?

В НОЧНОМ НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Запишите данное предложение в тетрадь и сделайте полный синтаксический разбор.

Совместное «открытие» новых знаний. КЛАСТЕР

В каком числе стоит глагол?

Поставьте этот глагол в множественное число. Какое предложение у вас получилось?

ВЫВОД: Глаголы изменяются по числам

Поставьте глагол в такую форму, как будто действие уже произошло (в прошедшее время). Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе горела яркая звезда

Запишите этот глагол в тетрадь и разберите по составу.

Что еще вы заметили в этом глаголе? Суффикс л.

Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.

Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим окончания.

Поставьте глагол в этом предложении, как будто действие будет происходить (в будущее время). Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе загори тся яркая звезда .

Запишите глагол в тетрадь. О чём нужно помнить, чтобы правильно написать этот глагол?

Как же изменяются глаголы? (ПО ВРЕМЕНАМ)

Какова тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам)

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

Как время и глаголы связаны между собой?

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля и прочитаем, что же такое время. «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Чему мы должны научиться (Изменять глаголы по временам)

    действие происходит в момент речи (сейчас). Настоящее время

    действие происходило в прошлом, до момента речи (вчера) Прошедшее время

    действие, которое будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра) Будущее время

ВЫВОДЫ:

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.(во I столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.(в II столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

ГЛАГОЛ



Прош время

Настоящее время

Будущее

время



Что сделает

Что сделают

Что будет делать

Что будут делать

Что делает

Что делают



Что делал

Что делала

Что делало

Что делали



Муж. род

жен. род

сред. род



Физминутка.

- Пропишите носом слово «глагол», «время», «число»

Чтение правила на стр. 115

Глаголы наст. вр . обозначают действия, которые совершаются сейчас, в настоящий момент.

Глаголы прош. вр . обозначают действия, которые совершались в прошлом.

Глаголы буд.. вр . обозначают действия, которые будут совершаться в будущем.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

    для отдельных учеников

- Я приготовила глаголы, выберите один глагол и измени его по 3 временам.

УКРАШАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЗНАТЬ, РАБОТАТЬ, ХОДИТЬ

    Работа в парах. Изменить глаголы по временам. Дописать 2 своих примера.

Неопределённая форма

Настоящее

время

Прошедшее

время

Будущее

время

что делать?

что сделать?

что делает?

что делают

что делал?

что сделал?

что будет делать?

что сделает?

прыгать

размышлять

лить

В таблицу вписать глаголы, определив время:

лечит, кормила, зацепился, засвищут, светит, наступят, грели.

Проверка по слайду

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (по уровню сложности)

Уровень 1

Спиши. Определи время глагола в словосочетаниях

Льёт из крана

Звенел над полями

Взмахнули руками

Будет петь песню

Оденется листвою

Уровень 2

Спиши. Найди в пословицах глаголы и определи время.

    Добро не умрёт, а зло пропадёт.

    Злой плачет от зависти, добрый- от радости.

    Далеко шел, а добра не нашел.

    Доброе дело два века живет.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

Уровень 3

Собери пословицы. Спиши. Определи время у глагола

Добро не умрёт,

два века живет.

Не хвались серебром,

а добра не нашел.

Доброе дело

а зло пропадёт.

Далеко шел,

добрый- от радости.

Злой плачет от зависти,

а хвались добром.

Запись синквейна в группах.

- О какой части речи мы говорили на протяжении урока?

- Напишите синквейн к слову «глагол», вспомнив все о глаголе ещё раз.

Ученики работаю самостоятельно, затем группы зачитывают свои работы.

    Глагол.

    Сложный, трудный.

    Изменяется, обозначает, имеет.

    Глагол – часть речи.

    Действие.

В течении урока ученик оценивает выполнение заданий: + - ?

Лист самооценки_________________________________

Индив карточка «Глагол»

Кластер

«Глагол»

Таблица

«Определи время глагола»

Разноуровневая работа

ТЕМА УРОКА: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Урок-исследование.

Форма работы: групповая

Цели урока:

Обучающие: ввести понятие “изменение глагола по временам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Создать мини-проект по теме урока.

б) Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку,

речь и мышление.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, вызвать желание помогать друг другу, понять истину, что время нужно беречь.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал: тексты для групп, карточки для выводов.

План урока

    Релаксация.

Ребята, мы начнём урок с чтения рассказа. Названия у него пока нет, думаю, мы вместе сможем назвать его. Для этого удобно сядьте и слушайте. (Учитель по очереди с детьми читают рассказ)

Рассказ

    В одной школе перестал ходить на занятия мальчик Лёва. Неделю не ходит, две… Одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и мама с порога сказала:
    ____________________________________________________
    2. - Лёва больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу поведём.

И домой приведём.

И уроки поможем сделать, - защебетали одноклассники.

3. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. К ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли.

Здравствуйте.

______________________________________________________________

4. И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

А я помогу по истории.

По лицу мамы градом покатились слёзы.

________________________________________________________________

5. После ухода ребята составили план:

Саша ведёт его в школу и рассказывает то, что учитель пишет на доске.

Володя помогает по математике.

Любаша учит языки, объясняет правила.

Домой идёт Лёва с Костей.

___________________________________________________________________

6. Учился Лёва прекрасно. И ребята старались.

Лучше учиться стал и весь класс. Школу Лёва окончил с золотой медалью.

Вопросы учителя:

Правдивая ли это история? Почему?

Помог ли рассказ разрешить какое-то сомнение?

Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

Чему научила эта история?

На какой вопрос не получили ответ?

Зачем вам это знать?

Как вы думаете чем закончилась история ? (Презентация)

После школы Лёва поступил в Московский университет. И в институте нашлись друзья, которые стали его глазами. В конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. -Так какое название дадим рассказу? «Сильные духом» или «

Скажите, зачем я прочитала эту историю?

Вывод: Не падать никогда духом и помогать друг другу. А ещё этот рассказ поможет разобраться в новой теме.

Кстати, мы на уроке проведём батл между группами и помощь другу очень понадобится. Каждая группа за правильные ответы будет набирать жетоны.

Выиграет батл та группа, которая наберёт больше жетонов. Батл-это битва.

    Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (части речи)

Какие части речи знаете?

Запишем дату, минутку каллиграфии:

Ал ам сл см ол тя

По окончании школы Лёва поступил в Московский университет.(1гр.)

И в институте нашлись заботливые друзья, которые стали его глазами. (2гр.)

1гр.,2гр.,3гр.- найти грамматическую основу и определить части речи в 1 предложении.

4гр.,5гр.,6гр.- найти грамматическую основу и определить части речи во 2 предложении.

Назовите глаголы. (презентация)

Расскажите по плану :

    Что такое глагол?

    Глагол связан с существительным

и местоимением

    Член предложения-сказуемое.

    Неопределённая форма глагола

отвечает на вопросы

Что делать?

Что сделать?

И имеет окончание –ть, -ться, -чь, -чься, -ти

    Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Вот видите в вашей памяти это хранится, значит это важная информация .

    И ЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Что мы должны выяснить на уроке?

Какова наша цель?

(Выяснить, как глаголы изменяются по временам?)

-Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

3.Совместное открытие новых знаний

    Исследовательская работа в группах

Перед вами рассказ о Лёве и его одноклассниках. Рассказ поделен на 6 частей. Каждая группа выбирает свою часть. В каждой части есть глаголы.

Эти глаголы вы должны

распределить на 3 группы:

Действие

I столбик

В момент речи

II столбик

До момента речи

III столбик

После момента речи

У доски работают группы: 5 , 3 , 4 и. Они выписывают слова из своей части.

Как вы назовёте это время?(вешают таблички)

Почему?

Обратите внимание, какая особенность есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс л) Что объединяет эти слова?

А у глаголов будущего времени? (Приставка или слово будет)

Сделайте вывод. (Презентация)

-Так как изменяются глаголы?(по числам и временам)

    Создание мини-проекта

Сейчас мы вместе создадим вместе мини-проект.

У каждого на парте лежат листы, на которых есть запись. Вам нужно встать и объединиться в 3 новые команды под названием: « Времена глаголов» .

Звучит музыка. Дети объединяются.

1команда : Наст. время, что делает?, что делают?, действие происходит в момент речи, помогаю, выручаю, объясняю, договариваемся, советуюсь

2 команда: Прошедшее время, что делал? что делала?, что делало? что делали?, до момента речи , спрашивал, слушал, помогал , старался .

3 команда: Будущее время , что будем делать?. После момента речи, Что буду делать?

Что сделаю? Что сделаем? Помогу, выручу, расскажу попрошу.

Назовите мне хотя бы 3 причины: для чего нужно знать временные форы глагола.

5 Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает глагол. Его нужно поставить во всех временных формах.

    Мыслить

    Определять

    Применять

    Находить

    Помогать

    Не падать

    Итог урока

- Что мы сегодня научились делать?

Каким образом этот опыт может повлиять на дальнейшую учёбу?

Были ли ошибки в работе?

Как мы с ними справились?

Какая группа лучшая?

Как вы определили?

Был ли мы правы, когда говорили, что не нужно падать духом.

Дети, Ваши мысли для меня очень ценны. Спасибо за урок.

Открытый урок

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря еоет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)

Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет -обозначают действия предмета. Слова: спит, дремлет, лежит - обозначают состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы: /i>что делает предмет? что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается?) читается учениками.

Изменение глагола.

Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).

В глаголе различаются 3 лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: единственное и множественное.

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.

Например: я стукал, ты стучал, он стучал. В прешедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (миож. число).

Изменение глагола по лицам» временам и числам называется спряжением.

Глаголы могуть иметь на конце частицу -ся или Глаголы, оканчивающиеся т-cя(-сь) , называются возвратными. После согласных и й употребляется -ся , а после гласных -сь: моет- моется, мыл - мылся, мыть - мыться, мой - мойся, мою - моюсь, мыли - мылись .

Роль глагола в предложении.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени -в числе и роде.

Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.

Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.

Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.

Неопределённая форма, или инфинитив

Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, по сама по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица и поэтому называется неопределённой формой, или инфинитивом; читать, беречь, нести, прийти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести. Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу-мочь, пеку-печь, берегу-беречь. Здесь мы находим чередование г и к с звуком ч .

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить - строиться, беречь - беречься.

Примечание. Неопределенная форма глагола произошла от глагольного существительного. Поэтому она и не указывает па время и лицо. В нашем языке и сейчас сохранилось несколько слов, которые могут быть и существительными, и глаголами, например: горячая печь (сущ.), пироги печь (глаг.); большая течь (сущ.), вода перестала течь (глаг.); старая дворянская знать (сущ.), хочется много знать (глаг.).

Виды глаголов.

Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида.

1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся: работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.

Глаголы вида несовершенного образуют будущее время посредством вспомогательного глагола: я буду работать.

Примечание. Про глаголы, обозначающие только повторяющееся действие, говорят, что они относятся к виду многократному, если рядом имеется глагол с длительным значением: читывать (при читать), хаживать (пои ходить), сиживать (при сидеть).

2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия: купить, взять, принести, уйти, прочитать, надписать.

Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени; форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю.

Примечание. Про глаголы вида совершенного, которые обозначают действие, происшедшее всего один раз, говорят, что они относятся к виду однократному. Таковы особенно глаголы с суффиксом -путь, сохраняющие его в прошедшем времени: прыгнуть при прыгать (ср. прыгнул), плюнуть, при плевать (ср. плюнул), крикнуть при кричать (ср. крикнул).

Образование видов глагола.

Большинство простых глаголов относится к виду несовершенному: нести, писать, работать. Однако дать, лечь, сесть, стать, деть и ряд глаголов ~ить: купить, бросить, кончить, пустить, простить, решить, пленить, лишить и др. будут совершенного вида.

Примечание. Некоторые простые глаголы имеют значение как совершенного, так и несовершенного вида: ранить, женить.

Сюда же относятся многие глаголы на -ировать и -овать: телеграфировать, организовать, атаковать.

Глаголы сложные с приставками в громадном большинстве случаев относятся к виду совершенному: принести, уйти, прочитать, подписать, заговорить, набросать, накидать. Однако глаголы сложные, образованные от глаголов носить, водить, возить, ходить, бегать, летать, будут по большей части несовершенного вида. Например: приносить, уносить, вносить, заходить, уходить и т. п.; выносить, выводить, вывозить, выходить (но в&носить, вывозить, выходить и т. п. будут совершенного вида); заносить, сносить (но заносить рубашку, сносить сапоги и т. п. будут совершенного вида).

I. Почти от каждого глагола вида совершенного можно образовать глагол вида несовершенного с тем же значением: дать-давать, начать - начинать, принести - приносить и т. п.

Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва или -два , причём часто корневое о чередуется с а, а конечный корневой согласный у ряда глаголов чередуется согласно: прочитать-прочитывать, смазать - смазывать, подписать - подписывать, всходить - всхаживать, подпрыгнуть - подпрыгивать, вытолкнуть - выталкивать, разгладить - разглаживать, завесить - завешивать, заморозить - замораживать, спросить - спрашивать, унавозить -унаваживать, приголубить - приголубливать, выкормить - выкармливать, накопиться - накапливаться и т. и.

Другим способом образования глаголов вида несовершенного является смена суффикса -и- на суффикс -я- (или -а- после шипящих) с такими же изменениями конечных корневых согласных, что и в предыдущем случае: встретить - встречать, облупить - облуплять, породить - порождать, осветить - освещать, оформить - оформлять, опередить - опережать, загрузить - загружать, кончить-кончать, решить-решать, окружить - окружать и т. п.

Третьим способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -а- , причём корневое е или я (а после шипящих) часто чередуется с и:стереть -стирать, умереть -умирать, вычесть - вычитать, зажечь - зажигать, замять-заминать, начать - начинать.

2. Четвёртым способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -ва- , употребляемый в тех случаях, когда корень глагола оканчивается на гласный: разбить-разбивать, созреть-созревать, дать (дам) - давать (даю), узнать (узнаю)-узнавать (узнаю).

Примечания.

  • 1. В некоторых случаях несовершенным видом к глаголу вида совершенного служит совсем другой глагол: взять - брать, сказать - говорить, купить - покупать, положить - класть я т. п.
  • 2. У некоторых глаголов вид несовершенный отличается от вида совершенного лишь местом ударения: рассыпать (рассыплю)-рассыпать (рассыпаю): обрезать (обрежу) -обрезать (обрезаю); узнаю (узнать) - узнаю (узнавать).

II. От простых глаголов вида несовершенного вид совершенный образуется или посредством суффикса -ну- (глаголов вида однократного): прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть и т. д. или посредством так называемых «пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова: о- (об-), по-, с-, на- и др.: крепнуть - окрепнуть, радовать - обрадовать, губить - погубить, делать - сделать, писать - написать и т. п.

Однако от большинства простых глаголов вида несовершенного совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать, лежать и т. д. Сюда же относятся глаголы приветствовать, отсутствовать, участвовать и некоторые другие.

Чередование гласных при образовании видов.

Иногда образование видов связано с чередованием гласных звуков в корне: умереть - умирать, запереть - запирать, выбросить - выбрасывать, зажечь - зажигать .

Таблица чередования гласных в корнях глагола при образовании видов.

Времена глагола.

Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (П.) 2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.

Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1 Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими. 3. Северные берега СССР омываются водами Северного Ледовитого океана.

Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи. Разгромили атаманов, разогнали воевод а на Тихом океане свой закончили поход.

Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи. 1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою. 2. Мы врагов советской власти били, бьём и будем бить.

Две основы глагола.

В глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени.

Для выделения основы неопределённой формы надо отбросить от глагола неопределённой формы суффикс -ть, -ти, например: писа-тъ нес-ти.

Основа настоящего времени выделяется, если от глагола настоящего времени или будущего простого отбросить личное окончание, например: пиш-ут, нес-ут, скаж-ут.

От этих двух основ образуются все глагольные формы.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Первое лицо глагола показывает, что действие производит сам говорящий: я работаю, читаю, занимаюсь.

Второе лицо глагола показывает, что действие производит тот, к кому говорящий обращается с речью: ты работаешь, читаешь, занимаешься.

Третье лицо глагола показывает, что действие производит тот, о ком говорят: он, она работает, читает, занимается.

Во множественном числе все эти формы показывают, что действие относится к нескольким лицам: работаем (мы), работаете (вы), работают (они).

Настоящее время.

Личные окончания.

Глаголы с окончаниями: -ешь (-ешь), ~ет (ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте)3 -ут (-ют) называются глаголами первого спряжения.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ига, -им, ~ите, -ат, (-ят) называются глаголами второго спряжения.

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (-сь).учу-учусь,учишь-учишься,учит-учится, ну паю - купаюсь, купаешь - купаешься, купает - купается,

Примечание. При спряжении некоторых глаголов происходит чередование согласных, стоящих перед личными окончаниями: берегу - бережёшь (г - ж); теку - течёшь (к - н) - в глаголах первого спряжения; ношу - носишь (ш - с); вожу - возишь (ж - з}; сижу - сидишь (ж- д); кручу - крутишь (ч - т); грущ? - грустишь (щ - ст): люблю - любишь (6л-«6); ловлю - ловишь (ел - в); леплю - лепишь (пл - п); кормлю - кормишь (мл - м); графлю - графишь (фл - ф) - в глаголах второго спряжения.

Правописание личных окончаний глагола.

В окончании 2-го лица единственного числа глагола после ш пишется буква ь: несёшь, даёшь, спешишь, стоишь.

Буква Ь сохраняется во 2-м лице единственного числа и в тех случаях, когда к окончанию глагола присоединяется частица -ся-несёшься, учишься, купаешься.

3. Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся. Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме: он умеет (что делать?) трудиться (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Правописание глаголов первого и второго спряжения.

Глаголы 1-го и 2-го спряжения различаются на слух, если ударение падает па личные окончания.

Идёшь, идёт, идём, идёте, идут -1-е спряжение.

Спешишь, спешит, спешим, спешите, спешат -:2-е спряжение.

Если же ударение падает на основу, то личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения на слух почти не различаются. Например: колешь - пилишь, колет - пилит. В таких случаях, спряжение глагола определяется по его неопределённой форме.

Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие неопределённую форму на ~ить, например: строить - строишь, строят;любить-любишь, любят (кроме глагола брить-бреешь, бреют).

2. Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

3. Четыре глагола на -атъ: слышать, дышать, держать, гнать.

У этих глаголов в 1-м лкце единственного числа нет суффиксов настоящего времени -е-, -а-: смотреть - смотрю, видеть - вижу, дышать - дышу, слышать- слышу. Сравните: краснеть - краснею (глагол 1-го спряжения, суффикс -е- имеется в основе) и отвечать - отвечаю (также 1-го спряжения, с суффиксом -о- в основе).

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Примечание. Глаголы с приставкой относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: выспишься - спишь, вынесешь - несёшь. (И. Уткин.)

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению;

Единственное числа Множественное число.

я хочу бегу мы хотим бежим

ты хочешь бежишь вы хотите бежите

он хочет \ бежит они хотят бегут

Особо спрягаются глаголы есть и дать:

я ем дам мы едим дадим

ты ешь дашь вы едите дадите

он ест даст они едят дадут

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

Примечание. В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть: я есмь, мы семы, ты еса, вы есте,он есть, они суть

В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и реже суть.

Прошедшее время.

Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет, в. женском роде родовым окончанием является , в среднем -о: взял, взял-а, взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и. Сравните: ученики читал-и - ученицы читал-и.

Прошедшее время образуется посредством прибавления суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть-безюа-л, гуля-ть - гуля-л, строи-ть - строи-л. Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед –ть: видеть-видел, слышать - слышал.

В мужском роде после согласного звука в конце слова суффикс -л выпадает: ползла - полз, несла-нёс, везла - вёз, вы-терла - вытер.

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся: взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Примечания.

  • 1. У глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -сти и на -чь, прошедшее время образуется от основы настоящего времени, причём конечные т и д пропускаются: грести - греб-у - грёб, греб~ли; беречь - берегу - берёг, берег-ли; печь - пек-у- пёк, пек-ші; плести - плет-у - плё-л, пле-ли; вести - вед-у - вё-л, ве-ли. У глаголов несовершенного вида с неопределённой формой на -ку-ть прошедшее время образуется с пропуском суффикса -ну-: сох-ну-ть - сох, сох-ли: мёрз-ну-ть, мёрз, мёрз-ли.
  • 2. Изменение глагола прошедшего времени по родам, а не по лицам объясняется происхождением прошедшего времени. Оно произошло от особой сложной формы прошедшего времени, которая представляла собой соединение глагольного прилагательного (причастия) с суффиксом и вспомогательного глагола быть. Глагольное прилагательное изменялось по родам и числам, а вспомогательный глагол - по лицам: сделал есть (т. е. я сделал) сделал еси (т. е. ты сделал), сделал есть (т. е. он сделал), сделала есть (т. е. она сделала).

Позже вспомогательный глагол быть стали пропускать. Прошедшее время стало обозначаться одним словом, т. е. глагольным прилагательным, которое сохранило свои родовые окончания.

Глагольные прилагательные на в древнерусском языке могли быть не только краткими, но и полными. Остатком полных являются такие прилагательные, как былой (сравните глагол был), зрелый (сравните зрел), умелый (сравните умел) и др.

Будущее время

Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать - сделаю, решить-решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать - буду делать, решать - буду решать.

Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить - сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.

Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть , при помощи которого образуется будущее время, называется в этом случае вспомогательным глаголом.

Употребление времён.

В нашей речи мы иногда употребляем одно время в значении другого.

1. Настоящее время иногда употребляется в значении прошедшего: о прошлом рассказывается так, как будто оно сейчас проходит перед глазами. Это помогает живо представить то, о чём говорится. Возвращаюсь я вчера вечером с вокзала домой, иду тёмной улицей. Тороплюсь. Вдруг вижу: у ближайшего фонаря что-то темнеет.

2. Настоящее время употребляется в значении будущего. Для большей живости о будущем мы говорим так, как будто оно уже сейчас совершается. Часто я рисую себе картину своей будущей жизни: я кончаю школу, поступаю в вуз, зимою занимаюсь, а летом непременно отправляюсь в экскурсию.

3. Будущее простое время мы употребляем в значении прошедшего, когда рассказываем о том, что повторялось неоднократно.

Помню, придёт ко мне вечерком мой старый товарищ, сядет около меня и начнёт рассказывать о своих путешествиях на далёкий север.

Будущее время в значении прошедшего употребляется также в сочетании со словом бывало. Зимой, бывало, в ночь глухую заложим тройку удалую... (П.)

4. Будущее простое употребляем в.значении прошедшего, когда говорим о чём-то неожиданно случившемся. Я подошёл по-ближе к девочке, а она как вскрикнет.

Безличные глаголы.

Особую группу глаголов составляют безличные глаголы.

Безличные глаголы большей частью обозначают явления природы (смеркается, морозит) или различные состояния и переживания человека (лихорадит, нездоровится, помнится, думается).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, но они представляют действие без действующего лица. При них нет и не может быть подлежащего.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они имеют в настоящем и будущем времени только одну форму 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени только форму среднего рода: вечереет - вечерело, смеркается - смеркалось, лихорадит -лихорадило.

Примечание. Такие безличные глаголы, как лихорадит, знобит, морозит, когда-то были личными. Это было в те далёкие времена, когда люди еще не умели бороться с природой, верили в существование сверхъестественных сил, добрых и злых, и объясняли действием этих таинственных сил и разные явления природы, и состояние человека. Когда говорили лихорадит, морозит, думали, что и лихорадка, и мороз- действия какой-то особой таинственной силы, какого-то сверхъестественного существа.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы по своему значению и по тому, как они связываются в предложении с другими словами, делятся на две группы: переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога: беру (что?) книгу, провожаю (кого?) сестру.

Остальные глаголы являются непереходными: лежу, сплю, гуляю, бегаю, занимаюсь (чем?), надеюсь (на что?).

Примечания.

  • 1. Переходные глаголы могут употребляться в непереходном значении. Тогда после них нельзя поставить вопроса кого? что? Сравните: Мальчик рисует собаку (глагол рисует переходный) и Брат хорошо рисует (т. е. вообще хорошо рисует, умеет хорошо рисовать; здесь глагол рисует употреблён в непереходном значении).
  • 2. После переходных глаголов с отрицанием не название предмета, на который переходит действие, может стоять не в винительном падеже, а в родительном: читал книгу, но не читал книги, видел горы, но не видел гор. В родительном же падеже стоит название предмета и в том случае, если действие переходного глагола распространяется не на весь предмет, а на его часть: выпил воды (т. е. часть воды), попробовал квасу, купил сахару. Это возможно лишь при глаголах совершенного вида.

Значение возвратных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от любого переходного глагола, являются непереходными: поднимать (переходный) - подниматься (непереходный), мыть (переходный) -мыться (непереходный), встретить (переходный) - встретиться (непереходный).

Примечание. Есть такие глаголы, которые не бывают возвратными: хожу, сплю, пою. Есть, наоборот, и такие глаголы, которые употребляются только как возвратные: боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь.

Частица -ся в возвратных глаголах имеет несколько значений. Важнейшие из них следующие.

а) Частица -ся обозначает только непереходность действия, т. е. такое действие, которое не обращено ни на какой предмет: собака кусается, лошадь мчится, море волнуется, туман поднимается.

б) Частица -ся придаёт глаголу собственно возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: купать (кого?) ребёнка и купаться (т. е. купать самого себя).

в) Частица -ся придаёт глаголу взаимное значение: она указывает, что действие происходит между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При этих глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем? Например: встречаться (с кем? - с товарищем), бороться, сражаться.

г) Частица -ся придаёт глаголу страдательное значение.. При этих глаголах можно ставить вопросы кем? чём? Например: Горные породы (подлеж.) размываются (чем?) водой. Сравните: Вода размывает горные породы.

д) Частица -ся придаёт глаголу безличное значение. При этом она указывает, что действие совершается как бы само собой, помимо чьей-либо воли. При этих глаголах можно поставить вопросы кому? чему? Например: не спится (кому?) мне (сравните: он не спит), ему не хочется, мне думается.

Примечание. Происхождение глаголов на -ся. В древнерусском языке после переходных глаголов могла употребляться краткая форма вин. пад. ед. ч. возвратного местоимения ся (т. е. себя). Например, мытися (т. е. мыть себя). Раньше ся было отдельным членом предложения и могло стоять в разных местах предложения, т. е. по-древнерусски можно было сказать: хочу ся мыта (хочу мыть себя).

Позже местоимение ся из самостоятельного слова превратилось в частицу, стало употребляться только после глагола и, наконец, слилось с ним в одно слово. Глагол при этом из переходного стал непереходным. ¦

Сравните: мыть (кого? или что?) и мыться (самому), одевать (кого? или что?) и одеваться (самому).

Наклонения.

Глагол имеет три наклонения - изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле: читал - читаю - буду читать; прочитал - прочитаю. Изъявительное наклонение имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Сослагательное (или условное) наклонение обозначает действие возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы: Пришёл бы ты домой пораньше. Если бы вчера была хорошая погода, мы пошли бы кататься на лодках.

Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами: Если бы лучший наездник на самой быстрой лошади поскакал вдоль наших границ, он бы потратил на этот небывалый в мире пробег около двух лет.

Повелительное наклонение обозначает приказание, повеление, а также просьбу, пожелание. Глаголы в повелительном наклонении употребляются во 2-м лице единственного и множественного числа: неси - несите, работай-работайте, готовь - готовьте.

Образование повелительного наклонения.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени двояким способом.

У одних глаголов к основе настоящего (будущего) времени прибавляется окончание -и: ид-ут-иди, сид-ят - сиди, вынес-ут- вынеси, крикн-ут - крикни.

У других глаголов повелительное наклонение образуется без окончания и равно основе настоящего времени. Основа таких глаголов в повелительном наклонении оканчивается:

1) на мягкую согласную (на письме ь): кинь (кин-ут), брось (брос-ят), ударь (удар-ят), готовь (готов-ят);

2) на шипящую (на письме ь): режь (реж-ут), прячь (пряч-ут), утешь (утеш-ат);

3) на -й; читай, бросай, рисуй.

Во 2-м лице множ. числа прибавляется окончание -те: иди- идите, брось - бросьте, читай-читайте, прячь -прячьте.

Повелительное наклонение от возвратных глаголов на кодце имеет частицу -ся или -сь: Присмотреть - присмотри, присмотрите; присмотреться -- присмотрись, присмотритесь. Бросать - бросай, бросайте; бросаться - бросайся, бросайтесь. Бросить-брось, бросьте; броситься - бросься, бросьтесь.

Иногда к повелительному наклонению присоединяется частица -ка. Эта частица обычно смягчает приказание, придаёт ему характер дружеского обращения. Пойдём-ка да нарвём в саду каштанов. Иди-ка сюда

Примечание. Для выражения 1-го лица множ. числа повелительного наклонения употребляются обычные формы 1-го лица множ. числа настоящего или будущего времени с повелительной интонацией: Идём. Решим. Сядем. Эти формы также употребляются с окончанием -те: Идёмте. Решимте. Сядемте. Они тогда или указывают, что повеление обращено к нескольким лицам, или обозначают вежливое обращение к одному лицу.

Для выражения 3-го лица повелительного наклонения употребляется обычная форма 3-го лица в соединении с частицами пускай, пусть, да: Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) Пусть пылает лицо, как поутру заря.

Замена наклонений.

В русском языке одно наклонение может употребляться в значении другого.

Повелительное наклонение нередко употребляется в значении сослагательного наклонения и союза если. Подлежащее при этом может быть в любом числе и лице и обычно стоит после сказуемого. Скажи он раньше, всё можно было бы устроить. (Сравните: Если бы он сказал раньше...) Опоздай мы на пять м?лут, он бы ушёл. (Сравните: Если бы мы опоздали на пять минут...)

В других случаях, наоборот, сослагательное наклоненье имеет значение повелительного наклонения. Ты бы отдохнул немного. Вы бы нам спели кто-нибудь. Такие обороты выражают просьбу, совет, вежливое предложение.

Часто в значении повелительное наклонения употребляется неопределённая форма глагола. Молчать/ Сидеть смирно! Не шуметь/ Такое употребление неопределённой формы выражает настойчивое и строгое приказание.

Суффиксы глаголов.

От имёд существительных глаголы образуются при помощи суффиксов -ое- (ать), -ев- (ать) . В настоящем времени эти суффиксы заменяются суффиксами -да, -ю-: беседа-беседовать - беседую, горе - горевать - горюю.

От прилагательных и существительных образуются глаголы при помощи суффикса -е-(ть) (в настоящем, времени -е-ю): белый - белеть - белею (со значением становиться белым), седой-седеть - седею (со значением становиться седым), зверь- звереть - зверею (со значением становиться зверем) или при помощи суффикса -и-(ть) (в настоящем времени -/о): белый - белить - белю (со значением делать белым), сор - сорить-сорю (со значением делать сор).

От существительных образуются глаголы также при помощи суффикса -а-(ть): плотник - плотничать; умник -умничать (с изменением к на ч).

Суффиксы -иров-(ать), -изиров-(ать) встречаются большей частью у глаголов иностранного происхождения: телеграфировать, регистрировать, агитировать, коллективизировать, оганизировать.

Правописание суффиксов глаголов.

Чтобы различить безударные суффиксы -ов-(ать), -ев-(атъ) от суффиксов -ыв-(ать), -ив-(ать), надо образовать 1-е лицо ед. числа настоящего (будущего) времени.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую-, -юю- , то й в неопределённой форме, и в прошедшем времени надо писать -овать (-овал), -евать(-евал): советую, советовал, советовать; горюю, горевать, горевал.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю-, то и в неопределённой форме", и в прошедшем времени надо писать -ыеать (-ывал), -ивать (-ивал): показываю - показывать, показывал; устраиваю-устраивать, устраивал

Примечания.

  • 1. Сюда не относятся несколько глаголов, которые оканчиваются на е-ваю, е-вать: засеваю, затеваю, надеваю, согреваю, воспеваю, одолеваю. В этих глаголах суффиксом является -ва-, а е принадлежит корню. Сравните сеять и засе-еа-тъ, затеять и зате-ва-ть и т. д.
  • 2. Кроме того, нужно запомнить следующие глаголы, оканчивающиеся на -еваю, -евать, где е принадлежит суффиксу: затмеваю - затмевать застреваю - застревать, намереваюсь - намереваться, обуреваю - обуревать, увещеваю-увещевать.

Правописание частицы нс глаголами

Отрицание не с глаголом пишется раздельно.

Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Например: негодовать, ненавидеть.

Если глаголы недостаёт и нехватает обозначают недостаток чего-нибудь, они пишутся слитно: Моему товарищу недостаёт (т. е. у него нет) уменья взяться сразу за дело. У него нехватает (т. е. у него нет) выдержки в работе.

Глагол не достаёт - в смысле не дотягивается до чего-нибудь- пишется раздельно: Ребёнок не достаёт рукой до стола:

Глагол не хватает -в смысле не берёт-пишется раздельно: Наша собака лает на чужих, но никого не хватает за ноги

Конспект урока русского языка, проводимого студенткой – практиканткой Стёпиной Валентиной Владимировной, в школе №… г. .

Дата проведения урока:

Учебник: «Русский язык», 3 класс, 2 часть.

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Цели урока:

    Образовательные:

*Начать работу по формированию умения определять время у глаголов, на основе учета существенных признаков.

*Организовать учебно – поисковую деятельность обучающихся по добыванию новых знаний об изменении глаголов по временам.

*Формирование умения изменять глаголы по временам с учетом вида.

2.Воспитательные:

Формирование УУД – смыслообразования на этапе постановки проблемы;

Формирование личностного УУД – самоопределения, при постановке проблемы.

3. Развивающие:

*развитие регулятивных УУД : целеполагания (при постановке проблемы), самоконтроля (при проверке заданий, проверке правильности определения времени глагола), взаимоконтроля (при разборе ловушки), планирования (на этапе составления памятки), коррекции (при выполнении заданий и разборе ловушки), рефлексивного осознания границы своего знания и незнания (при проверке домашнего задания и постановке учебной проблемы), рефлексивного осознания способа действия (при составлении памятки и выполнении упражнений);

*познавательных УУД: подведение под понятие (при определении времени галгола);

*логических УУД: анализа (при формулировании правила определения времени глагола); на этапе чистописания: (при выделении элементов буквы), сравнения (при сравнении правила, которое сформулировали дети и учитель и правила в учебнике).

Лингвометодический анализ.

Что детям известно?

1.Что такое глагол.

2.Глагол изменяется по числам.

Что нового узнают при усвоении новой темы?

1.Глагол изменяется по временам.

Какие трудности возникнут при усвоении новой темы?

1.Дети смешивают настоящее и будущее простое время.

2.Неправильно называют форму сложного будущего времени.

3.Неправильно изменяют глаголы по временам, нарушая вид.

Схема урока:

1.Организация класса:

а) приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) создание положительного эмоционального настроя на урок;

2. Чистописание:

2.1. предъявление новой буквы путем отгадывания загадки;

2.2. создание положительной мотивации для овладения написанием этой буквы;

2.3. восстановление способа написания новой буквы;

2.4 написание этой буквы или буквосочетания в тетради.

3. Словарно – орфографическая работа:

а) закрепление написания ранее изученных словарных слов;

б) введение нового словарного слова и отработка его правописания.

4. Проверка домашнего задания:

4.1. Проверка теоритических знаний в форме: фронтального опроса; индивидуального опроса; уплотненного опроса (карточки).

4.2. Проверка письменного домашнего задания.

5. Организация учебно – поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:

5.1. создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия;

5.2. решение учебной проблемы.

6.2. Почтение формулировки правила или определения вслух, для выявления темы текста (о чем говорится в правиле или определении).

6.4. Определение микротемы каждой структурной части.

6.5. Детальный анализ каждой части.

Оборудование:

Для учителя: учебник Т. Г. Рамзаевой, 3 класс,2 часть, презентация, демонстрационно – иллюстративный материал.

Для учеников: учебник, тетрадь, пенал.

Ход урока.

1.Организация класса (2 – 3 мин.):

а) Приветствие. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русского языка.

Б) проверка готовности к уроку. Сегодня на уроке вам понадобится: учебник (положите на него руку), тетрадь (положите на нее руку), пенал (положите на него руку).

В) Создание положительного настроя на урок.

Громко прозвенел звонок – начинается урок. Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте! Ребята, мы начнем с чистописания. На этом этапе урока мы вспомним написание одной из изученных уже вами буквы и напишем ее.

2.Чистописание (10 – 15 минут)

2.1. Предъявление новой буквы.

Чтобы узнать, какую же букву мы будем писать, отгадайте загадку.

(СЛАЙД 1)

Из земли растёт коса.

Потяни за волоса.

Трудно вынуть клин из грядки,

Даже с помощью лопатки.

Накопал пучок корней

Отнеси домой скорей.

Сок полезный приготовь,

Если вырастил... (Морковь)

По каким признакам вы догадались, что это морковь? (Александра: растет из земли; можно приготовить сок )

Правильно, молодцы.

Найдите в слове морковь согласный звук, непарный, глухой, твердый.

( Елена: это звук м) Какой буквой обозначается звук м? ( Наталья Кузнецова: звук м обозначается буквой м)

2.2. Создание положительной мотивации для овладения написанием этой буквы.

Ребята, я брала ваши тетради и обнаружила у многих такое написание этой буквы.

2.3. Восстановление способа написания новой буквы. (см. приложение) М: Начинаем ниже середины строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, до середины нерабочей строки. Сверху вниз опускаем прямую, не доводя до нижней линейки, делаем закругление вправо, касаемся нижней линейки и ведем линию вверх, отклоняясь вправо, до середины нерабочей строки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. (Хожу, проверяю)

м: начинаем выше нижней линейки строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки и ведем плавную линию до верхней линейки; вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки, линию продолжаем до верхней линейки, затем вновь вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. (ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА)

2.4. Написание этой буквы в тетради. Напишите правильную букву М и м в тетради и подчеркните ту, которая полностью совпала с образцом. Посмотрите на образец. Те буквы, которые не совпали с образцом, обведите красным карандашом. В следующий раз вы постараетесь получше и все получится. Вы молодцы!

УУД: самоконтроль.

3. Приступим к словарно – орфографической работе. (10 -15 мин)

3.1. Закрепление написания ранее изученных слов .

(Учитель предъявляет рисунок, а ребенок записывает слова – картинный диктант).

(Сапог, овес, картина) Предъявляются рисунки (по одному) и учитель комментирует: Объясняем первое слово, записываем его в тетради, поставьте ударение в этих словах и подчеркните непроверяемую гласную букву, которую нужно запомнить. Выполняется проверка написанного с комментированием. Один ребенок диктует, как он написал, остальные проверяют и по необходимости исправляют.

УУД: контроль, самоконтроль.

3.2. Введение нового словарного слова и его отработка. (На доске слово пока без предъявления орфограмм!)

Ребята, что изображено на рис.? (Александра: на рис. Изображено яблоко) Правильно, молодец! (СЛАЙД 2)

Давайте выясним значение этого слова. Что обозначает слово яблоко? (Анастасия Петрова: …)

Орфографическая проработка словарного слова:

Давайте поставим ударение в этом слове. (Прием – «позвать» слово) . Найдите безударную гласную в этом слове. (Первая буква О) Давайте проверим эту гласную. Подберите однокоренные слова к слову яблоко (яблочный, яблоневый (сад) ) Мы можем проверить букву я? (нет ). Значит, это слово словарное и его нужно запомнить.

Ребята, запомните написание данного слова, оно добавляется к нашим словарным.

Давайте подберем слова, которые связаны по смыслу со словом яблоко? А какое может быть яблоко? (Ирина Лаврентьева: яблоко может быть вкусное, спелое, сочное, красное)

Давайте составим предложения, используя словосочетания, которые привела в пример Ирина. Ребята, а я составила такое предложение: Мама купила в магазине вкусное, спелое яблоко.

Выбираются более интересные словосочетания или предложение и записывается с комментированием одного из ребят.

4. Проверка домашнего задания.

Индивидуальный устный опрос.

Приступим к проверке вашего домашнего задания. В это время несколько учеников выполняют задания по карточкам. Сегодня мы будем отвечать на следующие вопросы (СЛАЙД 3)

Посмотрите на слайд.

УУД: *планирование (на этапе показа плана проведения опроса через мультимедийную аппаратуру).

    Как могут изменяться глаголы? (Глаголы могут изменяться по числам)

    Что обозначают глаголы в единственном числе? (Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета.)

    Как вы определите, что глагол употреблен в единственном числе? (По окончанию)

    Что обозначают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе обозначают действие двух и более предметов)

    Как отличить глагол единственного числа от глагола множественного числа? (По окончанию и по значению)

    Приведите примеры глаголов в единственном числе. ((Ветер) воет, (машина) едет)

    Приведите примеры глаголов во множественном числе. ((Сороки) стрекочут, (листья) падают)

    Я утверждаю, что глагол веселый в словосочетании веселый мальчик употреблен во множественном числе. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения. (Глагол веселый употреблен в единственном числе, т.к. это показывает окончание этого слова)

Уплотненный опрос (карточки, смотри приложены к конспекту).

5. Организация учебно – поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний.

5.1. Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия.

Я задумала слово, это слово обозначает действие предмета, находится в форме единственного числа. Я утверждаю, что это слово – глагол. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения.

(Не согласны, данное слово может быть и именем существительным, например, слово –веселье-)

Какой вы мне хотите задать вопрос? (Есть ли признак, по которому глагол сразу можно отлить от других частей речи?)

(ВОПРОС НА ДОСКЕ)

5.2. Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.

Прочитайте предложения.

(СЛАЙД 4)

Кони бегут по полю.

Кони бежали по полю вчера.

Кони будут бежать по полю вечером.

Назовите глаголы из этих предложений (Бегут, бежали, будут бежать)

Эти слова являются разными частями речи или изменениями одного и того же слова? (Эти слова являются изменениями одного и того же слова)

Начертите таблицу.

(СЛАЙД 5)

Запишем в нее названные нами глаголы.

Настоящее время

Что делают?

Действие в момент речи

бегут

Прошедшее время

Что делали?

Действие до момента речи

бежали

Будущее время

Что будут делать?

Действие после момента речи

будут бежать

Поставим вопросы к этим глаголам.

Кони (что делают?) бегут

Кони (что делали?) бежали

Кони (что будут делать?) будут бежать

Запишем эти вопросы в таблицу.

Кони бегут. (Обозначает действие в момент речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что делают? и обозначает действие в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

Запишем в нашу таблицу.

Кони бежали. Обозначает действие в момент речи, до момента речи или после момента речи? (Обозначает действие до момента речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что делали? и обозначает действие до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Запишем в таблицу.

Кони будут бежать. Обозначает действие в момент речи, до момента речи или после момента речи? (Обозначает действие после момента речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что будут делать? и обозначает действие после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. Запишем в таблицу.

Теперь давайте озаглавим столбцы таблицы:

Время глагола

На какие вопросы отвечают

Что обозначают

Примеры

Ребята, это глаголы несовершенного вида.

Сколько времени у глагола несовершенного вида? (Три)

Назовите их. (Настоящее, будущее, прошедшее)

Прочитайте следующие предложения.

(СЛАЙД 6)

Я написал письмо.

Я напишу письмо в четверг.

Назовите глаголы. (Написал, напишу)

Это глаголы совершенного вида.

В какую колонку мы запишем глагол написал? (Запишем в колонку с прошедшим временем).

Почему? (Обозначает действие, которое совершилось до момента речи)

Какой вопрос мы зададим? (Что сделал?)

В какую колонку мы запишем глагол напишу? (Запишем в колонку с будущим временем).

Почему? (Обозначает действие, которое совершится после момента речи)

Какой вопрос мы зададим? (Что сделаю?)

Давайте с вами попробуем поставить наш глагол написал в настоящее время.

Какое затруднение у вас возникло? (Нельзя поставить глагол совершенного вида в настоящее время)

Сколько времени у глагола совершенного вида? (Два)

Назовите. (Будущее, прошедшее)

Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Какой существует признак, по которому можно отличить глагол от других частей речи? (Ответили, этот признак – время глагола)

6. Организация работы над содержанием формулировки правила и определения в учебнике.

УУД: учебно – информационные (умение работать с текстом, понимать его, извлекать из текста информацию, преобразовывать ее, операционализировать), логические (установление причинно – следственных связей, обобщение, анализ, при выделении существенных признаков), коммуникативные.

6.1. Прочтение формулировки правила или определения «про себя», с целью самоконтроля, проверки, совпал ли вывод учеников и учителя с выводом автора учебника.

Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш вывод с выводом автора учебника, для этого прочитаем правило в учебнике «про себя». Совпал ли наш вывод с выводом автора учебника? (Наш вывод совпал с выводом автора ). Молодцы, ребята!

УУД: самоконтроль.

6.2. Прочтение формулировки правила или определения вслух, для выявления темы текста (о чем говорится в правиле или определении).

А теперь давайте прочитаем правило вслух. (Один ребенок читает ).

О чем говорится в правиле? (В правиле говорится о изменении глаголов по временам ) Правильно!

УУД: информационные (умение преобразовывать информацию, выделять главное).

6.3. Выделение структурных частей в правиле или определении.

Ребята, скажите, сколько частей можно выделить в данном правиле ( В этом правиле выделяется 3 части ). Хорошо, правильно. Выясним, какие же это части? О чем говорится в первой части правила об определении спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями? (В первой части говориться о глаголах в настоящем времени) О чем говорится во второй части определения? (Во второй части говорится о глаголах в прошедшем времени)

А о чем говорится в третьей части правила? (В третий части говорится о глаголах в будущем времени)

УУД: информационные.

Детальный анализ каждой части.

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (что делаю?, что делаешь?, что делает?, что делаем?, что делаете?, что делают?)

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали?)

На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? (что сделает?, что будет делать?, что сделают?, что будут делать?)

Что обозначают глаголы в настоящем времени? (Обозначают действие в момент речи)

Что обозначают глаголы в прошедшем времени? (Обозначают действие до момента речи)

Что обозначают глаголы в будущем времени? (Обозначают действие, которое будет совершаться после момента речи)

УУД: логическое – анализ.

Я утверждаю, что у глагола поскакал (заяц) 3 времени: настоящее, будущее и прошедшее. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения. (Не согласны, т.к. этот глагол совершенного вида, у него нет настоящего времени)

Физкультминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

7. Развертывание способа действия.

УУД: регулятивные: рефлексивное осознание способа действия, планирование, создание базы для процессуального контроля.

Ребята, как же мы рассуждаем, чтобы определить время у глаголов?

Памятка: изменение глаголов по временам

Время

Вид

Вопросы

Настоящее

Несовершенный

что делаю?

что делаешь?

что делает?

что делаем?

что делаете?

что делают?

Прошедшее

Совершенный

Несовершенный

что делал?

что делали?

что сделал?

что сделали?

Будущее

Совершенный

Несовершенный

что будет делать?

что будут делать?

что сделают?

что сделает?

Прочитаем всю памятку.

8. Овладение способа формируемого действия при выполнении упражнений.

А сейчас мы продолжим учиться определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями.

УУД: рефлексивное осознание способа действия; самоконтроль; подведение под понятие; анализ; синтез; взаимоконтроль; классификация; сравнение; самоопределение; рефлексивное разграничение знания и незнания; осознание трудностей и их причин.

8.1. Упражнения репродуктивного типа.

Выполним упражнение 557 на стр.84

Как определить время глагола? (По вопросу)

А как еще можно определить время глагола? (Что обозначает действие: в момент речи, до момента речи, после момента речи)

Выполняем упражнение устно.

Выполним упражнение 558 на стр.84.

Прочитайте текст.

Как можно озаглавить этот текст?

(Письменное выполнение)

8.2. Упражнения продуктивного типа.

Измени глаголы по временам: (группа) спела, (Маша) рисует, ветер дует.

Будьте очень внимательны. (Письменное выполнение)

9. Рефлексивно – оценочный этап.

9.1. Эмоциональная оценка своей деятельности на уроке.

Ребята, вам понравился наш урок? (Да )

Интересно вам было на уроке?

9.2. Рефлексивное осознание границы знания и незнания.

Что мы знали по нашей теме до этого урока? (До этого урока мы знали: что такое глагол, изменение глаголов по числам.)

Что нового узнали по этой теме? (Мы узнали, как глаголы изменяются по временам).

Что нам предстоит узнать?

На какие вопросы мы не получили ответа?

9.3. Рефлексивное осознание трудностей.

Что было трудно? (Трудно было определять время глагола и изменять глагол по временам)

Почему?

Как преодолеть эти трудности?

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Мне понравилась ваша работа! Урок окончен.

Начальная неопределенная форма глагола Будущее время

что делать? Простое: что сделает?

строить построит решит

решат сложное:

что сделать? что будет делать?

построить решить будет строить, будет решать

Настоящее время

что делает?

Прошедшее время

что делал?

построил решил

Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать - получить, объединять - объединить, отправлять - отправить, доставлять - доставить, писать - написать, покупать - купить и т. п.

В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи изучения глагола в III классе:

1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).

2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, чаще практиковать стилистический анализ текста, который записывают учащиеся на уроке.



3. Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Усовершенствуются знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида), имеют настоящее время, прошедшее, будущее сложное; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (совершенного вида), имеют только прошедшее время и будущее простое. В III классе учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить - 2-е лицо единственного числа будущего времени - встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола - встречать. Если учащиеся не в состоянии правильно назвать начальную форму глагола и по ней распознать спряжение глагола, то, естественно, они не могут сознательно написать безударное личное окончание глагола в настоящем или в будущем времени.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.

Последовательность изучения материала в III классе.

Условно весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней:

1. Повторение изученного о глаголе в I и II классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

2. Неопределенная форма глаголов без суффикса -ся и с суффиксом -ся..

3. Понятие о спряжении глагола как изменении окончаний по лицам и числам. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

4. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения глаголов.

5. Спряжение глаголов в будущем времени.

6. Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

8. Прошедшее время глагола.

9. Правописание глаголов с суффиксом -ся.

Указанный порядок работы обусловлен лингвистическими особенностями глагола как части речи и некоторыми дидактическими положениями.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным во II классе и материалом III класса, включающим спряжение глагола в настоящем и в будущем времени. Логика самого материала требует, чтобы прежде всего учащиеся узнали о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, научились спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем учащиеся знакомятся с I и II спряжением глаголов, т. е. происходит дифференциация только что приобретенных знаний о спряжении глаголов. Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения; подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы II спряжения имеют в "окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание ~ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят). После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать - услышал, строить - строил, таять - таял и т. п.).

И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются.

Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка правописания личных окончаний глагола.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте содержание каждого этапа изучения глагола в I-III классах. Дайте обоснование последовательности работы.

2. Как в процессе изучения глагола осуществляется взаимосвязь между усвоением его грамматических признаков и развитием речи учащихся? Как это проявляется при изучении нового материала, при его закреплении? Приведите примеры лексико-грамматических упражнений.

3. Проанализируйте материал учебника по теме «Слова, отвечающие на вопрос что делает?» («Русский язык» для I класса) с точки зрения пропедевтики изучения основных категорий глагола (подготовка к изучению времени и числа глагола).

4. Как познакомить учащихся II класса с изменением глаголов по временам? Какие виды упражнений целесообразно использовать в целях формирования умения изменять глагол по временам и правильно употреблять в речи. Составьте 3-4 упражнения и охарактеризуйте их назначение.

5. Какие знания и умения составляют основу формирования навыка правописания личных окончаний глаголов?

6. Как вы познакомите учащихся с сущностью спряжения глагола? Составьте конспект урока на тему «Спряжение глагола». Какую часть речи на данном уроке целесообразно повторить? Почему?

7. Как учить школьников распознавать глаголы I и II спряжения?

8. Проанализируйте последовательность изучения глагола в III классе по учебнику «Русский язык». Какие ступени вы можете выделить? Какая между ними взаимосвязь?

9. Какие методические условия способствуют формированию у третьеклассников навыка правописания личных окончаний глаголов? С какими трудностями встречаются учащиеся?



Статьи по теме: