Демонтаж кондиционера на время ремонта. Демонтаж кондиционера со стены своими руками Как демонтировать кондиционер зимой

Демонтировать сплит-систему, состоящую из наружного и внутреннего блока, сложнее, чем моноблочный кондиционер. Основной нюанс заключается в замкнутой схеме циркуляции хладогена, которую при снятии надо разгерметизировать.

Целесообразно ли заниматься такой работой самостоятельно или лучше доверить ее профессионалам? Какова технология демонтажа кондиционера? Ответы на эти вопросы описаны в статье.

Демонтаж сплит системы: плюсы и минусы самостоятельного снятия кондиционера

Как правило, основным поводом для снятия кондиционера является переезд или замена морально устаревшего устройства на новое. Меняя место жительства или офис, не хочется оставлять новым владельцам купленную за собственные средства сплит систему. В таком случае можно пригласить бригаду специалистов для демонтажа кондиционера или попробовать выполнить эту работу самостоятельно.

Профессиональные монтажники сделают демонтаж кондиционеров (сплит систем) за 15 минут, но за такую скорость и гарантию, что устройство не выйдет из строя придется заплатить. Ценовая политика зависит от мощности оборудования: снятие квартирного кондиционера обойдется в 2500-4000 р., большой офисной сплит системы - до 10000 р. Стоимость демонтажа встроенного в подвесной потолок или кассетного «кондера» увеличивается на 5-15%.

В принципе, человеку, который знаком с технической темой и общим устройством кондиционера, будет, более ли менее, понятно, как отвинтить штуцеры, откачать хладоген, отсоединить коммуникации, снять блоки сплит системы и упаковать элементы по коробкам. Однако не все так просто. Существуют некоторые риски, о которых надо знать:


Важно! Дать 100% гарантию на сохранность бесперебойной работы кондиционера после его демонтажа никто не сможет. Риск демонтажа/установки сплит системы в непригодном состоянии довольно велик.

Если перечисленных доводов не достаточно и желание самостоятельно снять устройство не пропало, то необходимо ознакомится с устройством кондиционера и понять технологию его демонтажа.

Устройство кондиционера

От понимания работы сплит системы зависит 50% успеха ее снятия. Современная сплит система состоит из наружного и внутреннего блоков, каждый из которых содержит набор соответствующего оборудования и выполняет свою функцию.

Наружный блок включает следующие узлы:

  • теплообменник - конденсатор;
  • вентилятор, прогоняющий воздух через теплообменник;
  • компрессор, который нагнетает давление;
  • осушитель, соединительные медные трубки и расширительный клапан;
  • электротехнические элементы (запитка от электросети) и средства автоматизации.

Внутренний блок кондиционера содержит:

  • теплообменник - испаритель с вентилятором;
  • жалюзи, направляющие поток воздуха;
  • фильтрующие элементы;
  • емкость для сбора конденсата.

Блоки соединены между собой двумя магистралями для хладоносителя. По большой трубе хладоноситель передвигает в виде газа, а по трубе с меньшим диаметром - в жидком состоянии.

Общий принцип работы кондиционеров: Компрессор работает с парами фреона. При включении пары хладогена нагреваются и поступают в наружный блок, где совершают теплоотдачу на радиатор. Затем хладоген возвращается во внутренний блок, вбирает в себя тепло из дома, нагревается и передает тепло радиатору. Таким образом, происходит циклическая работа.

Важно! Наибольшей опасности деформации при демонтаже подвергается вакуумный насос компрессора. Даже незначительное повреждение насоса снижает производительность сплит системы - пыль, царапины, посторонние предметы и грязь могут стать причиной снижения производительности кондиционера.

Демонтаж сплит системы своими руками: последовательность действий

Необходимые инструменты

При обслуживании сплит системы и ее демонтаже важно соблюдать основные правила техники безопасности: работать с помощником и использовать страховочное оборудование.

Чтобы снять квартирный кондиционер надо запастись такими инструментами:

  • рожковые ключи;
  • разводные ключи;
  • торцевые ключи с трещеткой;
  • отвертка РН2;
  • бокорезы;
  • строительный нож;
  • набор шестигранников;
  • шуруповерт;
  • труборез;
  • манометрический коллектор.

Удаление хладогена

Перед тем как снять кондиционер необходимо «перегнать» хладоген:

  1. Включить кондиционер в режиме охлаждения, на пульте установить самый низкий температурный режим.
  2. На внешнем блоке сплит системы найти два вентиля разных размеров и разводным ключом открутить заглушки.
  3. После запуска компрессора шестигранником перекрыть меньший вентиль. К большему вентилю сразу подсоединить манометрический коллектор.
  4. Отслеживать на монометре падение давления. Как только стрелка опуститься ниже нуля закрутить большой вентиль.

После выполнения этих действий кондиционер выключить - теперь весь хладоген выведен в наружный блок. Следующий этап - отсоединение провода от внешнего блока.

Отсоединение коммуникаций

Последовательность действий:

  1. Открутить трубку меньшего размера. Как правило, этот процесс не вызывает каких-либо сложностей.
  2. Большую трубку откручивать аккуратно, прикладывая небольшие усилия, чтоб не сорвать резьбу.
  3. После отключения фреонопровода вентили закрыть заглушками - это убережет внешний блок кондиционера от попадания вовнутрь влаги и мусора. При отсутствии специальных заглушек можно воспользоваться обычной изолентой.
  4. Отсоединить электрические коммуникации.

Снятие наружного и внутреннего блока кондиционера

Открутить внешний блок сплит системы от горизонтальных кронштейнов. Обычно наружная часть кондиционера прикручена четырьмя болтами М8, М6 или М10. После того, как болты откручены внешний корпус снять и отставить в сторону. Снаружи на фасаде здания должен остаться только фреоноотвод, который пока не снимается.

Следующий шаг - демонтаж внутреннего блока сплит системы. Неопытному специалисту процесс снятия со стороны покажется простым: отсоединить от стены и открепить трубки. На самом деле, чтобы грамотно демонтировать эту часть кондиционера надо соблюдать рекомендованный порядок действий:


На фасаде здания осталась старая фреоновая магистраль. Для дальнейшего монтажа сплит системы понадобятся гайки с фреоновода - их надо выкрутить из трубы.

Важно! Во время транспортировки внутренняя часть кондиционера может располагаться в любом положении, а наружный блок - только так, как он установлен на кронштейнах, то есть исключительно вверх головой и вниз ножками.

Особенности демонтажа кондиционеров разного типа

Выше был приведен порядок демонтажа настенной сплит системы своими руками - по сути, бытового кондиционера. Сложнее дело обстоит со снятием канальной сплит системы - устройство очень тяжелое, а его демонтаж требует отсоединения воздуховодов от блоков.

Порядок выполнения работы следующий:

  1. Снять приточно-вытяжные адаптеры с решеткой.
  2. Воздуховоды отсоединить от внутреннего блока - открутить саморезы или снять хомуты (зависит от модели кондиционера).
  3. Выполнить закачку фреона во внешний блок.
  4. Продолжить снятие по описанной схеме демонтажа настенного устройства.

Колонная сплит система снимается в той же последовательности, что и настенная по схеме:

  1. Контроль давления и перекачивание фреона.
  2. Отсоединение связующих магистралей и снятие внешнего блока.
  3. Отсоединение коммуникаций внутреннего блока и его демонтаж.

Комнатный блок колонник не имеет монтажной пластины ни шпилек крепления (как консольный, кассетный), поэтому процесс демонтажа несколько упрощен.

Снятие кассетной сплит системы происходит по схеме канальной. Демонтаж внутреннего модуля начинается с ослабления гаек крепления и последовательного отсоединения коммуникаций. Отличие от канальной состоит в том, что у кассетной сплит системы нет воздуховодов.

Внутреннее крепление консольной (напольно-потолочной) происходит с помощью шпилек - этот момент надо учесть, отсоединяя блок от стены или потолка. В остальном, процесс демонтажа аналогичен снятию настенного кондиционера.

Важно! Выполнять демонтаж сплит системы нельзя в дождливую или снежную погоду. Попавшая вовнутрь влага приведет к выходу из строя компрессора.

  1. При отсоединении проводов, трубок их концы желательно промаркировать и дополнительно зарисовать схему соединения. Если повторная сборка будет выполняться не сразу после демонтажа, то есть риск забыть порядок их крепления.
  2. Нарушение правил демонтажа может привести к выкачке фреона. Стоимость закачки хладогена и ремонт сплит системы могут обойтись дороже, чем вызов специалиста для квалифицированного снятия кондиционера.
  3. Перевозку сплит системы надо выполнять с особой осторожностью. Самая восприимчивая и уязвимая часть системы - вакуумный насос. Его ремонт или замена обойдутся дорого.
  4. Демонтаж внутреннего блока лучше выполнять втроем. Двое держат, один - откручивает коммуникации и т.д.
  5. При снятии внутреннего блока сложнее всего добраться к защелкам. Часто приходится убирать крышку испарителя. За неимением специальных инструментов, некоторые выходят из положения, используя крестовую отвертку и пассатижи.

Демонтаж сплит системы: видео

Большая часть классических сплит-систем монтируются стандартным образом, когда внутренний модуль размещается внутри помещения, а внешний модуль, соответственно, снаружи помещения. Оба модуля связываются системой трубопроводов и электрической схемой.

Между тем, наряду с монтажом, в определённых ситуациях требуется демонтаж сплит системы силами самого владельца. Как решить такую задачу своими руками без ущерба для демонтируемой техники? Рассмотрим в нашем материале этот момент в подробностях.

Также остановимся на причинах демонтажа оборудования и подготовительных работах, которые необходимо выполнить перед заменой наружного и внутреннего блока отработавшей свое сплит системы.

Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.

Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.

Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема

Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с и советами по ремонту.

Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.

Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.

Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.

Что нужно знать до начала работ?

Людям, поставившим перед собой задачу демонтировать сплит-систему своими руками, как минимум, необходимо знать устройство (схему) такой системы. Подробнее об устройстве внутреннего блока мы говорили .

Кроме того, следует учитывать такой момент: рабочие узлы техники находятся под высоким давлением хладона – газа, представляющего опасность для здоровья.

Поэтому для того, чтобы освободить систему, необходимо при работающем в режиме охлаждения кондиционере закрыть вентиль на линии нагнетания. Под вращение штока вентиля используется шестигранный ключ. Предварительно нужно снять (открутить) защитный латунный колпачок вентиля.

В таком режиме сплит-система будет работать до момента срабатывания защиты по низкому давлению. Однако рекомендуется воспользоваться манометрической станцией, чтобы иметь возможность контролировать давление в контуре. Манометрическую станцию включают на соответствующий сервисный порт.

После того как остаточное давление в контуре составит минимум возможного (0 Бар), нужно отключить кондиционер, если не сработает защита.

Выждать некоторое время и если давление в контуре поднимется, повторить процедуру. Так полностью удаляется хладагент из рабочего контура непосредственно в конденсатор аппарата.

На завершающем этапе:

  • закрыть вентиль на всасывающей линии;
  • снять манометрическую станцию;
  • отвернуть гайки крепления медных трубок.

Затем нужно герметизировать отводы на вентилях и герметизировать концы отсоединенных трубок.

Шаг #2 - отключение электрических цепей

Теперь, когда контур свободен от хладагента, логично выполнить работы по демонтажу электрических цепей. В принципе, каждый аппарат имеет схему электрических соединений, которая обычно находится на обратной стороне крышки блока вентилей наружного модуля.

Если же схема отсутствует или есть какие-то сомнения относительно подключения, рекомендуется зарисовать контактную разводку в процессе отключения.

Электрическую схему соединений модулей сплит системы приходится нарушать в процессе демонтажа аппарата. Желательно фиксировать на бумаге каждую точку подключения, чтобы облегчить монтаж в последующем

Отключать электрические проводники наружного модуля следует только те, что приходят к модулю внешнему от внутреннего модуля. Также, скорее всего, придётся отключить сетевую подводку, учитывая, что в большинстве случае эта линия заводится внутрь зданий.

После отключения требуемых цепей можно приступать непосредственно к съему наружного модуля с металлических кронштейнов.

Шаг #3 - съем внутреннего и внешнего модулей

Очередность съема модулей – внутреннего и наружного – не критична. Однако рекомендуется прежде снимать всё-таки наружный блок.

Для выполнения операции съема полностью отключенного внешнего модуля нужно:

  • развинтить болтовые крепления на опорных кронштейнах;
  • обвязать модуль надежным транспортировочным канатом (если на высоте);
  • аккуратно сдвинуть с кронштейнов и опустить наземь;
  • демонтировать опорные кронштейны.

Демонтировать внутренний модуль сплит-системы бытового назначения достаточно просто. Это объясняется как более удобным подходом к блоку, так и более легким весом по сравнению с внешним модулем

Внутренний блок бытовой сплит-системы, как правило, закрепляется на монтажную панель, входящую в комплект установки. Причем крепление осуществляется методом подвеса без дополнительного крепежа.

Поэтому для съема блока достаточно приложить небольшое тяговое усилие «на себя» и затем немного поднять модуль кверху.

Снятый с монтажной панели блок остается прикрепленным к медным трубкам контура. Необходимо развинтить крепежные гайки и отключить трубки. Следует учесть, что эту работу приходится выполнять на весу.

Пример монтажной панели внутреннего блока одной из моделей систем бытовых кондиционеров. Внутренний блок, как правило, попросту одевается на эту панель и фиксируется защелками

Возможно, потребуется подставка или помощь соседа, друга или знакомого. После отключения обязательно герметизировать места соединения трубопроводов.

Наконец, останется демонтировать со стены монтажную панель внутреннего модуля, извлечь из перехода в стене медные трубки и прочие аксессуары соединения. На этом демонтаж бытовой сплит-системы можно считать завершенным.

Но съем нужен далеко не всегда. Если речь идет о поломке или ремонте, то зачастую можно все устранить, не снимая блоки сплита. Так, если вы столкнулись с тем, что сплит-система течет в комнату, то снимать оборудование в такой ситуации не придется. Можно отыскать причину поломки и устранить ее своими руками.

Как правильно это сделать и какие процедуры желательно регулярно выполнять при обслуживании системы мы подробно рассмотрели в следующих статьях:

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролик, где демонстрируется процедура демонтажа, станет дополнительной помощью для людей, стремящихся снять систему собственными руками.

Видео наглядно демонстрирует все тонкости исполнения работ:

Решение задачи съема (демонтажа) бытовой сплит-системы собственноручно – вполне реализуемый процесс. Главное – иметь представление относительно устройства подобного оборудования и о том, каким образом выполняется его монтаж. Очевидно, что демонтаж предстоит выполнить в обратном порядке.

Занимаетесь установкой, заменой, ремонтом и обслуживанием сплит-систем и неоднократно снимали оборудование и ставили его обратно? Поделитесь своими секретами демонтажа с новичками в этом деле - оставляйте рекомендации ниже под этой статьей.

Если вы впервые занялись съемом блоков сплит-системы и у вас возникли вопросы, которые мы не рассмотрели в этом материале, задавайте их нашим экспертам и другим посетителям сайта.

Предстоит переезд. В новую квартиру или офис. На прежнем месте – кондиционер, купленный за свои кровные. Очень хочется забрать его с собой, как любимые диван и кресло. А не сделать ли демонтаж кондиционера своими руками? Деньжат сэкономить, переезд и так – дело затратное. Говорят, монтажники снимают «кондюк» за 15 минут, а я что же, совсем безрукий? Но сначала нужно выяснить, а сколько стоит снятие кондиционера по всем правилам.

Цена работы

Если собрать в сводку цены на демонтаж бытовых кондиционеров, то получится в среднем очень простое соотношение: 1 Вт – 1 руб. То есть, стоимость демонтажа квартирного кондиционера обойдется в 2500 – 4000 руб, а большого, на офис или особняк – 8000-1000. За демонтаж кассетного, встроенного в подвесной потолок, цена увеличивается на 5-15%. Немало.

Цена самодеятельности

Технически мало-мальски грамотному человеку интуитивно ясно, что просто развинтить штуцеры нельзя – ведь внутри система заполнена фреоном, если просто снять штуцеры, он вытечет, а заправка стоит 800-1500 руб. Стало быть, нужны какие-то приспособления, инструмент. Поинтересуемся.

Что точно необходимо для демонтажа кондиционера, так это манометрический коллектор. Стоит самый дешевый около 1500 руб, а то и все 3500. Уже почти цена демонтажа. Еще набор шестигранных торцевых ключей, труборез – где-то 250, если труборез взять в аренду. Вот и вышли практически на стоимость профессионального демонтажа. Ах да, еще верхолазные работы, наружный-то блок на стене висит. Добавляем еще с 500 на страховочное снаряжение. И риск для жизни.

Почему так сложно и дорого? Нельзя ли как-то упростить, удешевить? Попробуем разобраться. Хотя бы, как обойтись без манометра и сберечь фреон. Чтобы своя работа хоть как-то оправдалась.

Как устроен кондиционер?

Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.

Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.

Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.

Примечание: на рисунке видны высверленные в торцах роторов лунки. Они нужны для идеального баланса – кулачковый насос выходит из строя даже от собственной вибрации.

Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.

Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.

Наружный блок

Не касаясь опасностей промышленного альпинизма, начнем сразу с техники. Первейшее правило – не жалейте трубы. Если на новом месте понадобятся подлиннее, придется прокладывать новые: наращивать трубопроводы любым способом значит наверняка убить кондиционер. Если же новые нужны покороче, то немного обрезанные старые (см. далее) подойдут; в крайнем случае придется немного передвинуть внутренний блок.

Для демонтажа конденсационного блока, помимо простой механики (кронштейны, крепления) и электричества (провода – из клемм, замаркировать, а на новом месте – в те же клеммы) мастеру-самодельщику нужно знать расположение фреоновой арматуры на наружном блоке, см. рис. Пояснения к позициям:

  1. Штуцер парового (подводящего) трубопровода, он толще;
  2. Штуцер жидкостного (отводящего) трубопровода, тоньше;
  3. Крышка жидкостного штуцера;
  4. Крышка парового штуцера;
  5. Ниппель.

Крышки штуцеров можно снимать во время работы кондиционера; под ними обнаруживаются внутренние гайки с шестигранными шлицами под торцевой ключ. Ниппель также в рабочем состоянии закрыт крышкой; на рисунке она снята, и немного виден шток ниппеля, надавив на который, стравливают хладоагент из системы.

Демонтаж наружного блока производится в следующем порядке:

  • К ниппелю присоединяют манометр;
  • Кондиционер с пульта включают на постоянный холод;
  • Спустя 10 мин, сняв крышку жидкостного штуцера, натуго затягивают его внутреннюю гайку – трубопровод перекрыт, насос перекачивает фреон в конденсационную камеру;
  • Контролируют показания манометра – когда он покажет минус 1 МПа (минус одна атмосфера, технический вакуум), так же натуго затягивают гайку парового штуцера;
  • Кондиционер немедленно полностью отключают от сети;
  • Трубы в 15-20 см от штуцеров отзрезают труборезом, и НЕМЕДЛЕННО зачеканивают все четыре конца, как показано на рисунке;
  • Точно так же, очень быстро, обрезают и зачеканивают трубы у внутреннего блока;
  • Наворачивают на места все крышки штуцеров и ниппеля;
  • Разбирают электрическую часть, снимают наружный блок, упаковывают в транспортировочную тару.

Фактор риска №1: кроме очевидных (попадание пыли в открытые трубопроводы и воздуха с парами влаги в испарительную камеру), есть еще одна, самая серьезная опасность – транспортировка кондиционеров, заполненных хладоагентом, категорически запрещена. Наружный блок после описанных операций окажется накачан фреоном под давлением в несколько атмосфер, и от любого толчка при перевозке может просто «бабахнуть». В лучшем случае – услышите громкое шипение, смысл которого прост: новый кондиционер.

А нельзя ли без манометра? Дорогой ведь, даже напрокат! Есть способ, но вероятность того, что после него на новом месте кондиционер заработает, не более 50%: дают насосу покачать не менее 5 минут, а затем прижимают шток ниппеля. Не зашипело – весь фреон уже в конденсаторе.

Фактор риска №2: насос не рассчитан даже на кратковременную работу «взахлеб». Противодавление на его выходе буквально через несколько секунд превзойдет предельно допустимое (оттока хладоагента нет, перекрыт), и кондиционер может навсегда сломаться прямо на глазах.

Примечание: зачеканивание труб пассатижами абсолютно ненадежно. Сжимать конец трубы нужно малыми настольными слесарными тисками что есть силы, или не зачеканивать, а завальцовывать. Завальцовочные прессы есть в комплекте наборов для разделки медных трубок, но стоит такой набор в несколько раз дороже отдельного трубореза, в аренду – тоже.

Предупреждения:

  1. Ни в коем случае не снимайте накидные гайки штуцеров с завальцованными трубами. На рисунке это показано только для примера. Пренебрежение этим, как правило, обходится в новый кондиционер.
  2. При транспортировке крайне осторожно обращайтесь с торчащими «хвостами» труб. Последствия надлома или резкого изгиба – см. предыдущее предупреждение.

Внутренний блок

Демонтаж внутреннего блока кондиционера на первый взгляд кажется проще: весь фреон откачан, обрубки труб зачеканены, остается только снять со стены. Но это самоуверенность новичка-сапера, разрядившего свою первую мину.

Испарительный блок вставляется сверху в пазы направляющих на защелках. Конструкция защелок рассчитана на работу специально обученного и сертифицированного персонала, снабженного специальным инструментом; у каждого производителя – своя система защелкивания. То есть, конструкторы специально разрабатывают защелки из расчета, чтобы самодельщик ничего не мог с ними поделать. О «защите от дурака» слыхали? Это она и есть.

Самодельщики все же не дураки, и способы открывания защелок разных систем придумывают. И тут вступает в действие вторая ступень защиты от дурака: путаница тонких трубок испарительной камеры расположена в опасной близости от защелок.

Фактор риска 3: возясь с защелками случайным или самодельным инструментом, очень легко, даже зная их конструкцию, повредить испаритель.

Примечания:

  • У большинства бытовых кондиционеров, чтобы добраться к защелкам более-менее безопасно, приходится снимать крышку испарителя. А ее крепления обращены к стене (принцип китайской головоломки). Самые отчаянные кулибины выходят из положения, взяв кусочек крестовой отвертки и отворачивают крепежные винты, держа его пассатижами.
  • Для демонтажа внутреннего блока нужны трое, иначе добавляется еще один фактор риска: блок рухнет вниз и разобьется.
  • Самая простая система защелкивания – головками защелок к стене. В таком случае удается обойтись двумя тонкими отвертками, просунутыми в ложбину кронштейна между ним и стеной, одновременно двумя руками отжимая защелки, а помощники вверх вынимают блок.

Видео: демонтаж внешнего и внутреннего блока кондиционера

Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.



Статьи по теме: