Что такое "пламенеющая готика" и почему это хорошо. Готические прически средневековья


Тема реферата:
«В лучах пламенеющей готики»

Содержание

    Введение………………………………………………………… …….3
    Ранний стиль в готической архитектуре…………………………….4
    Зрелый стиль в готической архитектуре…………………………….7
    Слияние готической архитектуры и скульптуры……………………8
    Высокая готика……………………………………………………….. 10
    Цвета и детали готического стиля…………………………………...12
    Готические соборы……………………………………………………14
    Гибель готики…………………………………………………………. 19

Введение
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (около 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (около 1520 г.) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла...
В начале XIX в. французский историк Ш. В. Ланглуа предложил термин «gothique flamboyant» (франц. «пламенеющая готика»).

Ранний стиль в готической архитектуре.
История готической архитектуры - это история нервюры и аркбутана». Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами - это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, - оригинального художественного образа. Рождение готического стиля - пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу - содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы.
Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри. Готические строители - архитекторы, аппараторы и «вольные каменщики» странствующих артелей соревновались в том, кто выше поднимет своды собора - символ свободы и независимости средневекового города. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменной конструкции. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы:
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй мой давний бред, –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань...

О. Мандельштам (1912)
В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции:
Где римский судия судил чужой народ –
Стоит базилика, – и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран...

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме! Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. В повести английского писателя У. Голдинга «Шпиль» (1964) замечательно показано, как настоятелю Джос-Лину, вопреки всякой логике и расчету, силой веры удается вознести над собором шпиль в четыреста футов высотой. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах.
В процессе перехода от романского к готическому стилю менялась композиция кафедральных соборов. Главный вход перемещается из клуатра на южной стороне к западному фасаду, который становится наиболее важным. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта - поперечного нефа). Западные башни сливаются с фасадом, центр образующейся симметричной композиции фиксирует большое круглое окно - «роза». По вертикали западный фасад членится на три части, три перспективных портала внизу выявляют трехчастное деление интерьера - центральный неф и два боковых. Каждому порталу присваивается свое название и символический смысл. Над порталами проходит во всю ширину фасада «галерея королей» -ряд статуй в нишах, изображающих ветхозаветные персонажи - иудейских царей и пророков.

Зрелый стиль в готической архитектуре.
Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого, иногда называют «стилем Людовика IX», или «высокой Готикой Иль-де-Франс».
Этот стиль хорошо демонстрируют интерьеры королевской капеллы Сен- Шапель. Помимо многоцветных витражей, своды «нижней церкви» по синему фону расписаны золотыми лилиями Бурбонов. Красные и синие колонны несут вызолоченные лиственные капители. Нервюры также - вызолочены, а розетки - трифолии - украшены кабошонами из разноцветного стекла, имитирующими драгоценные камни. Даже в архитектурных деталях осуществляется преодоление тектоники. Подобно тому, как в античности коринфской капителью были уничтожены последние следы тектоничности ордера, так и готическая капитель, украшенная натуралистически трактованными листьями, стала выражать не функцию опоры, а пластику «живой» растущей формы (рис. 476). Нервюрные «опрокинутые арки» собора в г. Уэллсе на юго-западе Англии (1285- 1340) создают невероятный, фантасмагорический образ. Треугольные вимперги над порталами маскируют горизонтальные членения фасада. В течение одного столетия меняются башни западного фасада. В соборе Парижской Богоматери они не имеют наверший. Вопреки мнению Э. Виолле-ле-Дюка, первого исследователя и реставратора храма, башни вполне завершены. Они и должны были, по убеждению большинства специалистов, оставаться прямоугольными. В более поздних сооружениях башни украшаются высокими ажурными шатрами; функция колокольни в них не столь важна - башни служат для того, чтобы выразить движение вверх, к небу.

Слияние готической архитектуры и скульптуры.
Одной из важных особенностей Готики является слияние архитектуры и скульптуры, создающее множественность таинственных пластических образов. Готический собор наполнен пластикой снаружи и внутри.
Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.

М. Волошин («Письмо», 1904)
В больших кафедральных соборах насчитывают до двух тысяч скульптурных изображений! Статуи, рельефы, ажурные орнаменты снаружи и внутри собора ярко раскрашивались, глаза статуй инкрустировались свинцом. Следы раскраски сохранились в редких случаях. Можно представить, какое магическое впечатление производили расписанные статуи в сумраке собора. К ним относились как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. От этого возникали легенды об оживающих статуях, описанные позднее в эпоху Романтизма в популярных «готических романах». В эпоху Готики начинается новая история статуарной скульптуры. Так, по наблюдению Э. Панофского, «большие головы» в интерьере западной стены нефа собора в Реймсе (середина XIII в.) представляют собой «монументализацию рельефных изображений античных гемм и монет». Они еще не являются в полном смысле скульптурой - завершенной в себе формой, независимой от плоскости стены. Но именно в реймской школе XIII в. был сделан значительный шаг в направлении автономности скульптурного объема, так же, как и независимости пластики складок одежд от тела. Именно этот факт объясняет поразительное сходство многих готических статуй с античными.

Высокая готика.
Высокая Готика есть в сущности проторенессанс, а стилистически - начало Классицизма. Многие головы и фигуры работы мастеров реймской школы прямо повторяют античные: «мужчина с головой Одиссея», «улыбающийся Ангел», статуи Марии и Елизаветы (на правой стороне центрального портала собора в Реймсе). В поздней Готике эта тенденция усиливается. Отделяя от стены, пилона или пучка опор, статую свободно располагают перед стеной, а затем в нише; обретая независимость, скульптура вступает в новое взаимодействие с архитектурой. Э. Кон-Винер писал, что «у Ангелов высокой Готики женственная тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой, и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия». В готических статуях XIV- XV вв. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Она ассоциируется с древнегреческим хиазмом, но отличается атектоничностъю и деструктивностъю. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, - не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Форма готической статуи растворяется в пластике драпировок, складок, изломов, как бы поднимаемых метафизическим вихрем. Эти складки, как и движение самой фигуры, конструктивно не мотивированы, оттого кажутся иногда странно игривыми, манерными, несоответствующими серьезности ситуации. Эта странность объясняется не дилетантизмом - незнанием скульптором правил пластической анатомии, а особенным мироощущением. Э. Кон-Винер интересно подмечает, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения во всех направлениях». Об этом свидетельствуют, несколько странные на наш взгляд, изображения женщин с неправдоподобно изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в романскую эпоху. Об этом говорят нам Крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, Ангелов ликовать - словом, вносит аффект, взволнованность... Все богатство библейских и легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги, все церковное миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое выражение в камне и красках».

Цвета и детали готического стиля.
Мачты кораблей с разноцветными вымпелами сплошь покрывали листовым золотом. В жизни царило возбуждение, люди лили слезы по пустяковому поводу и более всего любили смотреть на смертные казни. Впечатлительность, бурные переживания, страстное желание встречи с чудом приводили к созданию художественных форм, отвечающих готическому стилю. Особая роль в этом принадлежала цвету. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета (они же повторялись в росписи деревянных статуй в алтарных композициях). Синий цвет считался символом верности; желтый - особенно красивым, а зеленый означал влюбленность - зеленое чаще носили женщины. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Это цвет молитвы и мистических устремлений души - соединение красного цвета крови и синевы неба. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. В последующие эпохи, когда стало доминировать рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало. Однако, кроме этого, цвет имел в средневековом искусстве особое формообразующее значение, поскольку живопись и скульптура еще не отделились от архитектуры. Несколько позднее, в эпоху Возрождения, с появлением станковой картины функции цвета взяла на себя живопись, и тогда здания и статуи становились более монохромными. (Нечто похожее происходило в античном искусстве, и, в обратном порядке - воссоединение цвета, конструкции и пластики - наблюдалось в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв.). Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм - повторения одних и тех же элементов (иногда одного в другом) в разных масштабах. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Бесчисленные башни и башенки Миланского собора, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. В такой композиции исчезают привычные ориентиры, масштабность, и человек не способен ориентироваться в расстояниях и величинах - возникает фантастическое, ирреальное пространство. Композиция готического храма почти в точности повторяется в реликвариях, которые называются архитектоническими. Ранее, в романском искусстве, это были просто ларцы, ящички, коробочки, теперь - собор в миниатюре. Резная деревянная мебель также уподобляется модели храма.

Готические соборы.
Соборы строились столетиями, на возведение их, как когда-то древних египетских пирамид, тратились огромные средства, время, силы и жизнь тысяч людей. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) заложен в 1163 г., строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех соборов находится в Реймсе, его длина 150 м, высота башен 80 м. Собор возводили с 1211 г. до начала XIV в.
и т.д.................

Готическая архитектура.

Готика - это период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин "готический стиль" чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватила также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.

Эволюция готики.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению "итальянской готики". В конце XIV века Европу охватила так называемая "интернациональная готика". В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержавшим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (смешение разных стилей различных культур) ,в середине XIX века, и позднее, применяется термин "неоготика". В 1980-е годы термин "готика" начал применяться для обозначения субкультуры ("готическая субкультура"), в том числе музыкально направления ("готическая музыка"). Слово происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качестве бранного. Следует заметить, что многие считают, что название стиля произошло от Goten - варвары. Но не стоит путать, к историческим готам этот стиль никакого отношения не имеет. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своём развитии подразделяется на 3 периода:

1) Ранняя готика;

2) Период расцвета;

3) Поздняя готика.

Готический стиль.

В основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Как и во всей готике, в готической архитектуре выделяются три этапа развития:

1) Ранний;

2) Зрелый (высокая готика);

3) Поздний (пламенеющая готика).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Система аркбутанов и контрфорсов.

Каркасная система готической архитектуры - совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Готические своды.

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода - чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Распределение нагрузки.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. Нужно сказать, что любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег и др.). Затем оно (здание) передаёт их вниз по стенам - к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах. В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размет свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдерживать вес такого свода. Но в готической архитектуре от этого метода отказались. Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если поддерживать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас - хотя предпосылки для него появились несколько ранее: "Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным". Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. "Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как распор должен быть "погашен". Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы". Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую "лёгкую" оболочку, чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато "подпёртый" по всему периметру надёжными и элегантными "подпорками". Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору - причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра - нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой распалубкой - лёгкой кладкой кирпича или камня.

Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выдвинуты наружу, и стали открыты для обозрения извне. Аркбутаны бывают двух пролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействуют распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние нескольких метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами.

Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой - мог быть простого сечения или же представлять собой "пучок колонн".

Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся нервюры на:

1)Щековые арки - четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

2)Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

3)Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающая посередине лиерны.

4)Лиерны - дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

5)Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

6)Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

7)Замковый камень (розетка)

Декор.

Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».

Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры.

Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным, привносящими теплоту целому. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается, и красный применяется значительно шире. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.

Готическая роза/розетка

Варианты нервюрных сводов.

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

1) Крестовый свод (quadripartite rib vault) - простейший вариант нервюрного свода, имеющий шесть арок и четыре поля запалубки.

Стрельчатый крестовый свод.

2) Шестигранный свод (sexpartite rib vault) - усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.

3) Звёздчатый свод (lierne vauit, Stellar vault) - следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.

Звёздчатый свод. Фото снизу.

Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

4) Веерный свод (fan vault) - создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии ("распластанная готика").

5) Сетчатый свод (netvault) - нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

Замки, усадьбы и жилые дома.

В гражданской архитектуре готической эпохи необходимо различать ранний замок, служивший и жилищем и цитаделью, от более поздней загородной резиденции, которая возводилась в эпоху относительного сокращения необходимости в индивидуальной обороне каждого от всех. И в первом и во втором типах можно обнаружить признаки, первоначально выработанные в церковной архитектуре.

Типичный по структуре дом 13 в. имел три этажа и ставился к улице либо боковой стеной, либо торцом. Первый этаж был обычно занят лавкой и складом; на втором размещались гостиные, из которых главная была обращена окнами на улицу; на третьем или на чердаке размещались спальные покои. Лавка, обращенная к фасаду, и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Уже в 13 в. в моду вошло декоративное оформление печных труб, и достаточно широко применялся резной декор.

Наиболее популярными материалами в жилищном строительстве были дерево и штукатурка, однако в некоторых регионах предпочитали использовать камень или кирпич. Деревянный каркас обычно собирался из мощных брусьев, соединения которых тщательно пригонялись и притесывались. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок. Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями). Заполнение между элементами каркаса выполнялось из штукатурки по деревянной дранке или из кирпича, затем покрывавшегося штукатуркой. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах.

В 14–15 вв. ни в общей планировке, ни в конструктивной схеме жилого дома не происходит существенных изменений, однако число окон увеличивается, а сами они делаются крупнее. К 1500 прежние «кружевные» переплеты как правило вытесняются прямоугольными окнами с прямыми импостами и тягами

Гражданская архитектура.

Готическая архитектура Франции не ограничивается церквами, замками и жилыми домами, охватывая также городские ратуши, городские колокольни, больницы, школы разного уровня и все прочие общественные постройки, необходимые для жизни средневекового человека.

Городская колокольня служила обычно символом независимости города. На нее навешивали несколько колоколов, среди которых был и сигнальный колокол, а в 14 в. на ней начали устанавливать часы. В Мулене сохранилась такого рода башня, на которой часы вызваниваются механическими фигурами.

Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху. Их основателями были и церковь и феодальные сеньоры, однако управление госпиталем обычно передавалось в руки церкви. У тогдашних больниц были более широкие функции, чем у современных, так как в них, наряду с лечением больных, давали приют и пищу паломникам, старикам, бездомным и нуждающимся. Их планировка, конструктивная система и декор заимствовались в равной мере у церковной архитектуры и у архитектуры жилого дома. Первые «лазареттос», или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. В таких лазаретах прокаженные обитали в отдельных домиках, а те, кто за ними присматривал, – в обособленной постройке. Около 1270 во Франции насчитывалось до 800 лазаретов, но к 15 в. нужда в них сократилась настолько, что средства, выделявшиеся на их содержание, были направлены на другие цели. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. На прямоугольном участке расположены три постройки: двухэтажный корпус для пациентов, капелла и двухэтажное здание персонала, где размещалась и кухня. На каждом из двух этажей больничного корпуса был один длинный зал, освещенный восемью окнами с кружевным переплетением. Камины обогревали зал и обеспечивали его вентиляцию, а передвижные деревянные ширмы между постелями позволяли отделять больных друг от друга.

Монашеские ордена, специализировавшиеся на помощи больным, создали другой тип госпиталя. Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла. Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном. Залы были перекрыты деревянными сводами. Глазурованные изразцы снаружи, росписи и гобелены внутри привносили в общее решение интенсивный цвет. Деревянные галереи, окружающие двор, давали пациентам возможность прогулок под на свежем воздухе.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах.

Собор в Реймсе (Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d"Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres - католический кафедральный собор в городе Шартр (1194-1260гг.)

Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

В самом центре Милана

Когда-то давно на том месте, где сейчас возвышается величественный миланский дворец, находилась маленькое кельтское святилище. С приходом римлян его заменили на храм Минервы, богини мудрости.

Простоял он почти до IV века и уступил место церкви Санта-Текла, а та, в свою очередь — церкви Санта-Мария-Маджоре. Последнюю снесли, когда расчищали территорию для постройки Дуомо. Место это пользовалось такой популярностью не случайно — Миланский собор находится в самом центре исторической части города.

От готики до барокко

В 1386 архиепископ Антонио де Салуззо заложил первый камень в основание Миланского собора. К началу работ власть перешла в руки Джана Галеаццо Висконти, знаменитого герцога и по совместительству двоюродного брата архиепископа. Собор должен был послужить наградой для народа, угнетенного тираном Висконти Барнабо.


Жители города были преисполнены энтузиазма, и кузены собрали большое количество пожертвований на еще не достроенный собор.

Миланский собор начали строить в XIV веке, а закончили только в XX

Первым архитектором Дуомо был Симоне де Орсениго. Он планировал возвести здание в стиле традиционной готики. Но Висконти хотел непременно следовать современным тенденциям и решил обратиться к архитектуре барокко.

Итальянский долгострой

Вскоре на должность архитектора заступил французский инженер Николя де Бонавентура. Он привнес в проект собора французский дух, а также решил, что кирпичное здание будет облицовано мрамором.


Василий Суриков «Миланский собор»

Его позволили брать дорогой материал из лучших каменоломен, к тому же Галеаццо освободил Дуомо от налогов. Впрочем, архитекторы менялись один за другим, каждый раз добавляя в проект новые детали. К 1402 году почти половина собора была завершена, но до конца XV века работа застопорилась: не хватало денег и новых идей.

На шпиле Дуомо расположена четырехметровая статуя Мадонны

Сомнительной казалось и техническая сторона проекта. Однако в 1417 главный алтарь собора освятил папа Мартин V, а в 1572 Дуомо торжественно открыл кардинал Карло Борромео, который впоследствии был причислен к лику святых. В XIX веке собор все-таки достроят, но некоторые работы будут продолжаться вплоть до 1965 года.

Миланская Мадонна

В начале XVI века принялись за отделку еще недостроенной церкви. В начале столетия возвели восьмиугольный купол, отдав дань моде на барокко.


Мадонна на шпиле собора

Изнутри собор украсили четырьмя рядами статуй по 15 в каждом, изображающими святых, пророков и других персонажей из Библии. Лишь к концу XVIII века наконец появился главный шпиль высотой в 106 метров. Его венчает четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Это не случайно — собор посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Интересно, что в Милане действует закон, согласно которому в городе нельзя возводить здания, которые бы закрывали собой заступницу.

План собора

В XIX веке собор «покрылся» лесом из каменных игл, устремленных ввысь. Такие элементы нетипичны для готической архитектуры, но прекрасно передают ее настроение. План собора также не совсем традиционен — он состоит из нефа с четырьмя проходами, которые пересекаются трансептом, затем следуют хор и апсида.

Главной святыней собора считается гвоздь, которым был распят Христос

Высота нефа составляет около 45 метров — своды Дуомо выше, чем у всех других готических церквей. Миланский собор нельзя назвать в числе рекордсменов по высоте. Однако по вместимости это второй крупнейший готический собор в Европе — Дуомо уступает только храму в Севилье. В нем могут одновременно поместиться около 40 тысяч прихожан.

Собор-рекордсмен

Но все-таки Миланскому собору есть чем похвастаться. Для украшения Дуомо были созданы около 3400 скульптур. Одна из них, например, очень сильно напоминает Статую Свободы. Если очень постараться, можно даже найти изображение Муссолини — правда, его переделали до неузнаваемости.


Скульптура на фасаде Дуомо напоминает Статую Свободы

Главной святыней Дуомо считается гвоздь, которым, по преданию, был распят Христос. Обычно он находится под куполом, но раз в год в сентябре святыню спускают вниз, чтобы показать прихожанам.

Огромные города, обнесенные крепостными стенами, большие, прекрасно укрепленные замки, вооруженные до зубов рыцари на лошадях, грандиозные соборы с витражами, контрфорсами и горгульями - вот как мы обычно представляем себе Европу в XII-XIV вв. Эта эпоха называется «эпохой готики» в честь архитектурного стиля. Термин «готический» первоначально имел негативную окраску: он был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

Готические храмы украшают цветные стекла, или витражи. Цветные стекла получались путем добавления различных красителей в расплавленное стекло. Стекло изготавливалось в виде небольших пластин, технология создания больших листов еще не была известна. Для того, чтобы сделать витраж большого размера, маленькие кусочки стекла соединялись с помощью свинцовых полос. Попадая в интерьер храма с ярко расцвеченными витражами, мы до сих пор испытываем душевный трепет. Людей эпохи Средневековья это зрелище должно было потрясать и вдохновлять. В готике есть свой собственный набор декоративных элементов, абстрактные элементы классических ордеров - дентикулы, меандр, и т.д. - были заменены орнаментами, которые изображают различные природные формы, порой очень точно. Орнаменты в виде трилистника (клевер) и четырехлистника и разнообразные лиственные орнаменты - приметы нового стиля. Скульптура (гротески, горгульи) может быть забавной и устрашающей. В орнаментах окон впервые появляется массверк - орнамент готики, в основе которого нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д. Орнаменты в готике использовались произвольно, а не в соответствии с правилами, как в классической архитектуре.

Новые строительные технологии

Стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод были в эпоху готики самыми передовыми конструкциями. В романике полукруглые арки иногда видоизменялись, приобретая слегка заостренную форму. Но стрельчатая арка стала широко применяться только после 1150 г. Принято считать, что стрельчатая арка символизирует стремление к небесам, к Богу. Однако стрельчатые арки использовались не только в храмовой архитектуре. Они есть в замках, городских укреплениях, ратушах и других светских постройках, в мебели и декоративных предметах. В кафедральном соборе в Уэльсе, например, вершина стрельчатой арки вообще обращена вниз. Каким бы значением современные исследователи ни наделяли стрельчатую арку, ее использование - попытка решить технические проблемы, возникавшие при строительстве больших соборов.

В Романике использование простых полуцилиндрических сводов иногда делало невозможным устройство окон, достаточно больших, чтобы хорошо осветить внутреннее пространство собора. Крестовые своды дали возможность разгрузить стену и сделать большие верхние окна. Оставалась одна проблема: квадратные в плане ячейки боковых нефов также должны быть перекрыты крестовыми сводами, соответствующими сводам центрального нефа (из-за этого боковые своды получались слишком широкими и такими же сложными и дорогими в строительстве, как и своды центрального нефа); или каждый пролет должен быть поделен на две части так, чтобы боковым нефам соответствовали своды, ширина которых была бы в два раза меньше, чем ширина сводов центрального нефа. Этот подход применялся при строительстве целого ряда церквей, например церкви Сант Амброджо в Милане или кафедральных соборов в Майнце и Вормсе в Германии. Другая проблема возникала из-за того, что крестовый свод, перекрывающий квадратную в плане ячейку, если его боковые арки были полуциркульными, должен был иметь диагональные арки эллиптической формы, либо его диагональные арки должны были быть выше, чем боковые. В первом случае своды выглядели приплюснутыми, а во втором каждый свод превращался в подобие купола, который разбивал центральный неф на несколько отдельных отсеков, нарушая таким образом целостность пространства. Кроме того, более ранние своды возводились с помощью деревянных кружал, заполнявших пространство, которое нужно было перекрыть. Поскольку своды становились все больше, желательно было свести к минимуму необходимость использования этих временных конструкций. Этого удалось добиться за счет того, что сначала с помощью кружал стали возводить ребра крестового свода (нервюры), а затем эти «ребра» использовались как опора для деревянных лесов, необходимых, чтобы заполнить промежутки между ребрами. Нервюры трудно было спроектировать и построить в форме эллипса, или их нужно было делать выше, чем щековые арки. Если свод перекрывал прямоугольную, а не квадратную в плане ячейку, проблема усугублялась, поскольку щековые и диагональные арки свода сильно отличались по высоте.

Решение проблемы заключалось в том, чтобы сделать диагональные арки полуциркульными, а боковые арки должны быть уже, но их высота при этом остается прежней. Геометрическое решение этой проблемы требовало использования эллиптических щековых арок, но эллипс - сложная фигура, он - не часть круга, поэтому не может быть вписан в окружность. Средневековый архитектор и средневековый каменщик не были готовы проектировать и возводить эллиптические арки. В эпоху готики решением была арка, которая могла иметь любую высоту при любой ширине, и ее можно было бы вписать в круг.

Получившаяся в результате арка была стрельчатой - компромисс, который позволял получить эллипс, но ее было легче проектировать и возводить. Как только нервюрные стрельчатые своды получили распространение, появилась возможность перекрыть пролет любой формы - квадратной, прямоугольной и даже трапециевидной (5.7-5.9). В таких сводах четыре боковые и две диагональные арки имеют одинаковую высоту, что позволяло коньковому брусу тянуться по всей длине центрального нефа в виде непрерывной линии, которая визуально объединяет внутреннее пространство.

Последняя проблема касается контрфорсов, которые могли бы гасить распор сводов. Внутри распор сводов гасился соседними сводами, но наружные стены должны быть укреплены конструкцией, которая была бы выше боковых нефов и не мешала бы свету проникать через большие окна, расположенные в верхнем ярусе центрального нефа. Это могли бы быть каменные контрфорсы, но смущало, что они будут сильно давить на боковые нефы. Решением проблемы стало использование одного или нескольких ярусов аркбутанов - полуарок, передающих распор сводов контрфорсам, замечательный элемент средневекового кафедрального собора. В верхних и нижних частях стен, больше не испытывающих ни давления массы, ни распора, стало возможным размещать витражи.

Средневековые гильдии помогали каменщикам постигать стереометрию, которая используется для того, чтобы из камней можно было выкладывать своды сложной формы. Некоторые соборы были спроектированы и построены лучше других. Например, собор в Шартре (начат ок. 1145) не был столь совершен по своему конструктивному решению, как собор в Бурже (1195-1275), где двойные боковые нефы были окружены двойными легкими контрфорсами, для создания которых не требовалось много материалов, но которые отличались невероятной прочностью и красотой. Анализ сооружений доказывает, что строительство не было бессистемным. Можно наглядно продемонстрировать, что так же, как в Древнем Египте или Древней Греции, при строительстве готических зданий использовались математические концепции. Западный фасад собора Нотр-Дам в Париже можно по делить на ряд квадратов, б единиц в ширину и 9 в высоту. Снова и снова используется золотое сечение, получаемое при помощи несложных геометрических вычислений, для которых использовались обычная веревка и колышки. Простой прямоугольный треугольник со сторонами 3-4-5 использовался для определения прямого угла, а также как основа для модульного планирования. Доказано, что соотношение ширины и высоты южной башни Шартрского собора составляет 1:6, что соответствует коэффициенту колебаний нот сексты.

Готические соборы и церкви

Хотя описать «типичный» готический собор в принципе можно, все же его отличает огромное разнообразие форм. Например, собор в Альбиво Франции (1202-1390) построен из кирпича, боковые нефы в нем отсутствуют, зато центральный очень широкий, а контрфорсы «спрятаны» в толще высоких наружных стен. Готические церкви, которые по размеру были меньше соборов, также отличаются разнообразием форм. Доминиканская церковь в Тулузе (1260-1304) представляет собой зальное пространство, перекрытое двумя рядами сводов, поддерживаемых высокими колоннами, расположенными вдоль центральной оси здания с очень необычным и эффектным интерьером. Знаменитая королевская часовня Сент Шапель (1242-1248) имеет низкие нефы с высоким объемом над ними. Опорная конструкция уменьшена до тонких каменных ребер, промежутки между которыми заполнены витражами, так что интерьер залит светом.

Самый высокий из завершенных соборов Франции Нотр-Дам в Амьене - самый совершенный образец сооружений такого типа. Серый камень оживляют мраморные полы и цветные витражи. Высота центрального нефа (42 м) производит ошеломляющее впечатление. Церковь Сен-Маклу в Руане (ок. 1463-1520 гг) представляет собой образец позднеготического стиля, который называется стилем «пламенеющей готики». Узоры, напоминающие языки пламени, которые дали название этому стилю, видны на окнах в дальнем конце хора. Церковь не такая большая, как кафедральные соборы, но в ее убранстве использованы самые красивые элементы «пламенеющего» стиля, особенно это касается западного портала.

Светские готические постройки

В эпоху готики помимо соборов возводилось еще много разнообразных сооружений. В этот период было построено много небольших церквей. Иногда они имели каменные своды, но чаще деревянные перекрытия, как в светских постройках. Городские ратуши, здания цеховых гильдий, таможни строились в готическом стиле. Лондонский Вестминстерский зал (1397-1399), единственная сохранившаяся часть Вестминстерского дворца, имеет деревянные перекрытия, состоящие из стропил, т.н. ригелей. Стрельчатые арки опираются на консоли, что позволяет перекрывать большее пространство, чем это возможно с помощью обычной стропильной конструкции.

Усложнение социальной структуры общества привело к появлению сооружений самого разного назначения. Больница, где ухаживали за больными и немощными, была частью монастырского комплекса. Больница в Боне во Франции (ок. 1443) - это комплекс двухэтажных зданий, с трех сторон окружающих внутренний двор, в которых располагались различные госпитальные службы, с четвертой стороны двор замыкал готический зал, служивший главной палатой. Она представляла собой просторное помещение с занавесями и кроватями для пациентов. Кровати расположены на некотором расстоянии от стены, образуя проход для персонала. Посетители и ходячие больные могли прогуливаться по центру зала (где также проходили церковные службы), в то время как врачи и обслуживающий персонал незаметно передвигались по залу - такая система во многих отношениях лучше того хаоса, который царит в современных лечебных учреждениях. Зал перекрыт деревянным сводом. Больница размещалась здесь вплоть до 1948 г.

В этот период появлялись все новые колледжи и университеты, а библиотеки колледжей стали настолько большими, что для них нужны были отдельные помещения, а иногда даже целые здания. Крупная библиотека Даремского колледжа и более скромная библиотека Сент-Джонс-Колледжа в Оксфорде (1555) - примеры залов с деревянными перекрытиями, оборудованных полками и столами. Самым большим зданием в колледже была капелла, примером может служить капелла Королевского колледжа в Кембридже с веерными сводами (1446-1515) и трапезная, где за ужином собирались все студенты. Трапезная представляла собой увеличенный в размерах главный зал, служивший основным жилым помещением в средневековом замке. Трапезная в Сент-Джонс-Колледже в Оксфорде (1555) имеет сводчатые окна и двери, обшитые дубовыми панелями стены и сводчатые деревянные перекрытия.

Новые типы торговых зданий появлялись медленно. Лавка ремесленника или торговца по-прежнему оставалась комнатой на нижнем этаже дома, в котором хозяин жил со своей семьей (а нередко и кое-кто из работников). Со временем новые формы коммерции привели к появлению помещений большего размера. В Валенсии в Испании шелковая биржа (Лонха де ла Седа, 1483-1498) помещается в большом готическом зале с крестовыми сводами. Во многих европейских городах сохранились залы с деревянными перекрытиями, где арки образуют крытые торговые ряды. Прекрасным примером такого сооружения является крытый рынок в Кремье во Франции.

Строительство замков продолжалось не одно столетие. Несколько больших замков относятся к самому концу этого периода, когда с изобретением пороха эпохе замков пришел конец. Замки эпохи готики имели более продуманную планировку и были лучше приспособлены для жизни, чем раньше. Интерьеры некоторых замков прекрасно сохранились. От замков в Карнарвоне и Конви (оба начаты в 1283) в Уэльсе теперь остались лишь внешние стены. Например, в замке Стоксей в Шропшире (1258-1305) сохранились каменные стены, окна с готическими арками и деревянные перекрытия главного зала. Замок Бодиам в Суссексе (1368-1369) имеет симметричный квадратный план. На углах, а также в центре каждой из сторон квадрата высятся башни. Палаццо Веккьо во Флоренции (1298-1314) напоминало средневековую крепость, хотя это была ратуша. Во дворце Ка д"Оро в Венеции (ок. 1420) орнаменты демонстрируют изысканность итальянской готики.

Во времена позднего Средневековья богатые люди начинают предпочитать замкам большие дома, иногда со рвом и подъемным мостом, но уже без укрепленных стен и башен. В Англии многие дома феодалов хорошо сохранились. Так же, как и в замке, зал остается главным помещением. В одном конце зала обычно находится вестибюль, получивший название «screens» (ширма, перегородка) из-за того, что он был отделен от основного помещения деревянной перегородкой. Она также служила опорой для балкона - галереи менестрелей, где выступали музыканты и артисты - и соединялась с кухней и кладовыми. На другом конце зала помещалась платформа, где стоял стол, предназначавшийся для членов семьи хозяина дома и важных гостей, остальные гости рассаживались на лавках за временными столами в центре. Камин служил источником тепла. Помещения меньшего размера, имевшие разное назначение - гостиные, спальни, часовни, - были сосредоточены вокруг внутреннего двора. Громадный Хэддон-Холл в Дербишире - прекрасный образец английского поместья, он датируется XIV в. (хотя отдельные части перестраивались позднее). Прекрасно сохранился красивый главный зал во дворце Пензхерст-Плейс в графстве Кент (1341-1348). Отличительной чертой более скромного по размерам Литтл-Мортон-Холла в графстве Чешир (XVI в.) является фахверк. Старомодные комнаты, дымоходы, ров и подъемный мост, несмотря на позднюю дату постройки, по сути, являются средневековыми.

Замки Франции, например замок в Ланже (ок. 1490) или замок Ла Бред (ок. 1290) хорошо сохранились, хотя последующие добавления несколько исказили их облик. Замок Пьерфон (ок. 1390), один из самых впечатляющих замков Франции, был «отреставрирован» в XIX в. под руководством Виолле ле Дюка, в результате средневековая архитектура была практически утрачена. Швейцарские замки в Аигле (XIII в.) и замок Шильон (1Х-ХШ вв.) в основном выглядят так же, как в Средние века, хотя мебель и мелкие детали интерьера не сохранились. Многие комнаты имеют каменные готические своды. В главных комнатах обычно есть большой камин; как правило, он представляет собой выступающий из стены очаг, а не углубление в стене. Окна маленькие, со стеклами в свинцовых переплетах и деревянными ставнями. Каменные скамьи под окнами позволяли сидеть в потоке солнечных лучей. Многие предметы мебели были переносными, а иногда временными, хотя в покоях богатых людей стали появляться кровати с балдахином, защищавшим от холода и посторонних глаз. Об интерьерах замков мы во многом узнаем благодаря миниатюрам в манускриптах. Хотя художники Средневековья были не знакомы с законами перспективы, интерьеры на миниатюрах выглядят очень реалистично, в точности передан цвет мебели, тканей и мелкой утвари.

Интерьеры присутствуют на иллюстрациях к библейским и религиозным текстам, на них персонажи помещены в обстановку современной художнику эпохи; на других миниатюрах запечатлены праздники, пиршества, свадьбы, коронации и другие события. К примеру, на миниатюре Лойса Льеде (ум. в 1478) сыновья Св. Марии появляются на свет в средневековой спальне. Мы видим огромный камин, готическую кровать с балдахином, на которой лежит молодая мать, рядом стоит готическое кресло и колыбель для новорожденного. Постельное белье, подушки, простыни и одеяла из цветных тканей. Этот же художник запечатлел свадебный пир в зале с выложенным плиткой полом; на балконе музыканты играют на трубах. Столы покрыты красивыми скатертями. в готических шкафах хранятся тарелки и кубки. Слуги подают гостям закуски, которые они берут руками.

На картинах нидерландского художника Роберта Кампена (1375-1444), обычно отождествляемого с мастером из Флемаля, изображен интерьер эпохи позднего Средневековья. в центральной части триптиха «Благовещение» можно видеть большой камин с экраном. Рядом стоит деревянная скамья с перекидной спинкой, на пышных подушках можно сидеть лицом к огню или, наоборот, повернувшись к столу. На столе стоит серебряный подсвечник с одной свечой и кувшин с цветами. Свет проникает через окна, закрытые ставнями на петлях, которые открываются при помощи веревки.

Художники Средневековья чаще всего изображали интерьеры домов знати. В доме простых людей были одна, максимум две комнаты, земляной или дощатый пол, голые каменные или деревянные стены и минимум мебели - скамьи, стол, сундук или буфет. Кровати, особенно в северных районах, представляли собой деревянную конструкцию, по форме напоминавшую ящик, зачастую такой короткий, что спать в нем приходилось полусидя. Очаг или камин служил для обогрева и приготовления пищи. Свечи уже прочно вошли в обиход, поэтому появились разные подсвечники, от простых до изящных настольных или настенных.

В эпоху позднего Средневековья также начинают развиваться торговля и ремесла, в городах появляются магазины, в том числе при мастерских. Художники той эпохи часто изображали мастерские, булочные, мясные лавки и т.д. Фасад магазина обычно выходил на улицу, товары раскладывались на столе или прилавке, в задней части магазина находился склад. Помещение имело строго утилитарный характер, какие-либо украшения отсутствуют. В эпоху позднего Средневековья мало кто из торговцев был настолько богат, чтобы жить в больших, удобных и красивых домах. Такие дома встречались только в городах; жизнь в сельской местности во времена, когда транспорта почти не было, не отличалась ни безопасностью, ни комфортом. Собственных лошадей могли иметь только знатные люди, и передвигаться по разбитым дорогам лучше всего было пешком. Во многих европейских городах сохранились дома зажиточных горожан. Дома больших размеров напоминали маленькие дворцы. Например, дом банкира Жака Кёра (XV в.) в Бурже во Франции - это по сути дворец с внутренним двором, лестницами в башнях, сводчатыми галереями, двускатными крышами и слуховыми окнами. В доме богатого коммерсанта зал оборудован камином, покрытым великолепной резьбой. Деревянные двери также украшает чудесная резьба, под потолком проходит карниз с изящным орнаментом. Зал перекрыт простым деревянным потолком. В интерьере есть изображения королевского герба. Интерьеры украшают покрытые резьбой двери и камины, а также яркие росписи потолков. в главных комнатах были гобелены. Сидели на простых стульях или креслах. Простые доски на козлах в более позднее время были заменены готическими столами. Стены в домах знати стали украшать гобеленами, которые утепляли помещение и радовали глаз прекрасными образами.

История стиля

В позднее Средневековье внутреннее убранство храмов становится более пышным. Скульптура на стенах и колоннах перекликается с деревянной резьбой скамей и кафедры священника. Канделябры, литургические принадлежности и облачение из вышитых тканей придавали интерьеру готической церкви пышность и красочность. На алтаре часто находился триптих, состоящий из центральной и двух боковых панелей, боковые панели в сложенном виде должны были полностью закрывать центральную. Задние поверхности боковых панелей также могли быть покрыты неяркими росписями или резьбой, так что, когда во время службы триптих открывался, он начинал сиять яркими красками. Узоры на стенах и в нижней части сводов также были цветными. Стенные росписи часто воссоздаются заново, иногда они скрыты под более поздними наслоениями или вовсе уничтожены, так что стены имеют цвет натурального камня.

Готика в разных странах

Франция

Готические соборы Франции - примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:

  • Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов - соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове - являются образцами высокой готики.
  • Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль - это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже - самое известное сооружение в этом стиле.
  • Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане - примеры «пламенеющего стиля».

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, - таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей - три - связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.

На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду - над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) - формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.

Англия

Средневековые соборы Англии ориентируются на французские соборы, поэтому можно говорить о тесных контактах между архитекторами и строителями по обоим берегам Ла-Манша. Возможно, соборы в Англии и Франции возводили странствующие архитекторы. Английская готика никогда не была такой эффектной, как французская, но ей присуще разнообразие, каждое здание имеет свой собственный неповторимый вид.

Собор в Солсбери (1220-1266) построен в стиле ранней английской готики и может считаться прототипом английских готических соборов. Собор в Уэльсе (1175-1338) с его перевернутыми арками средокрестия кажется нам более интересным и оригинальным. В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

Монастырские постройки с веерными сводами в Глостере и восьмиугольные залы капитула в Солсбери, Линкольне, Йорке и Уэлсе изначально являлись частью монастырских комплексов. Часто говорят о сильном французском влиянии в Вестминстерском аббатстве (1045-1519). Готический монастырь и зал капитула сохранились наряду с фрагментами более раннего нормандского аббатства, тогда как капелла Генриха VII построена в стиле «перпендикулярной готики». Об английских соборах известно достаточно, чтобы назвать имена некоторых зодчих той эпохи: Уиильям Джой в Уэльсе, Хью Херланд и Уильям Уинфорд в Винчестере, Генри Иевель в Вестминстере. Каменщики работали под руководством высококвалифицированных специалистов, которые разрабатывали план собора и руководили строительством.

Поскольку многие соборы строились в течение длительного времени, различные части здания часто относятся к разным стилям. Устоявшаяся терминология выглядит так:

  • Нормандский стиль - английское название романского стиля. Нормандские сооружения датируются 1066-1200 гг.
  • Ранний английский стиль - этот термин относится к готическому стилю XIII века. Соборы в Линкольне и Уэллсе в основном относятся к раннему английскому стилю; собор в Солсбери - яркий пример этого стиля. Для него характеры стрельчатые арки и своды с простым декором.
  • Украшенный стиль - стиль, характерный для XIV в. Примерами могут служить собор в Эксетере и центральный неф собора в Линкольне. Отличительной чертой этого стиля являются резные орнаменты, основной элемент которых - изогнутые листья.
  • Перпендикулярный стиль - термин относится к стилю, существовавшему в XV в. Вертикальные членения окон и веерные своды - вот характерные черты этого стиля. Примеры - капелла Королевского колледжа и верхние части башен в Линкольне и Йорке.

Остальная Европа

Готический стиль распространился из Франции в другие страны, так что готические постройки есть почти во всех уголках Европы.

Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. Примеры готических церквей в странах Бенилюкса (Нидерландах и Бельгии) - собор в Турне и церковь Синт-Баво в Гарлеме.

В Испании кафедральный собор в Леоне (начат в 1252) напоминает собор в Амьене, в то время как соборы в Толедо (начат в 1227) и Барселоне можно сравнить с Нотр-Дамом в Париже. В испанских соборах огромные, украшенные резьбой рередос позади алтаря являются основным элементом интерьера наряду с богато украшенными металлическими решетками, или рейяс, которые отделяли центральный неф от хора. В грандиозном соборе в Севилье (1402-1519), на месте которого ранее возвышалась мечеть, двойные боковые нефы, почти такие же по ширине и высоте, как и центральный неф с плоской крышей.

Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) - самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. Внутреннее пространство собора перегружено декором, одновременно восхищая и разочаровывая. Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим сегодня с Вами рассказ о Готике, и напомню, что в прошлый раз мы остановились вот здесь вот: . Пропустим сегодня некоторые промежуточные этапы, о которых поговорим позже, и коснемся слегка последнего крупного готического периода, который многие называют высшей формой готической архитектуры - так называемой Пламенеющей Готики . Это название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры, популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. В Англии мода на Пламенеющую готику появилась и ушла во второй половине XIV века, а в XV веке главенствовал в основном Перпендикулярный стиль , о котором поговорим отдельно. Так же как и о германской Зондерготике .
Итак, Пламенеющая готика произошла от Лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям, деталям, архитектурным элементам. Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». В общем, красота:-)

Наиболее яркими примерами Пламенеющей готики можно представить Миланский собор, ратуша в Брюгге, Собор Святого Николая в Фрибуре (Швейцария).
Миланский собор - это крайне редкий образец пламенеющей готики в Италии. Строительство начато в 1386 году при Джани Галеаццо Висконти, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже, вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. Основной материал - белый мрамор. Очень большое здание - четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье.

Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа — 92 м, высота шпиля — 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек. Главная достопримечательность собора — золотая статуя покровительницы Милана (La Madonnina). Над алтарём находится гвоздь, который, по преданию, использовался для распятия Иисуса Христа.
Над росписями самого собора, среди прочих, работал художник и архитектор Алессандро Санквирико.

С улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды можно подняться на крышу собора. Я лично его не видел, но говорят - очень красивый:-)

А вот Ратушу в Брюгге не только осмотрел, но и, можно сказать, излазил вдоль и поперек. Шикарная архитектура, впрочем как и во всей Бельгии.


Законченная строительством к 1421 году, ратуша в Брюгге является одним из самых старых сохранившихся гражданских зданий исторической Фландрии и Брабанта. Её богатство и пышность позволяют судить о важном экономическом и политическом значении средневекового Брюгге. Созданная в традициях церковной готики, она стала законодательницей моды во фламандской гражданской архитектуре своего времени. По её образу и подобию были сооружены другие знаменитые ратуши, которые всё же не смогли затмить образец своим великолепием, — в Брюсселе, Генте, Лёвене.


Двухэтажное здание ратуши имеет ясно читаемую прямоугольную форму и строгие пропорции. Богато украшенный лепной фасад рассечён высокими оконными нишами и увенчан зубчатым парапетом с башнями. За парапетом видна высокая двускатная крыша с мансардными окнами.


Интерьер ратуши не уступает изысканностью фасаду. Готический зал ратуши в современном виде появился на границе XIX и XX веков, представляя собой соединённые Большой и Малый залы муниципалитета. Стрельчатые дубовые своды Готического зала украшены 16 панелями с изображениями аллегорических фигур четырёх стихий и четырёх времён года.
Класс!!!

ну и закончим мы с Вами сегодня собором во Фрибуре , который посвящён святому Николаю Мирликийскому. Строительство собора началось в 1283 году и было завершено в несколько этапов к 1490 году.

Трёхпролётный собор с высоким центральным нефом построен из местного песчаника и отличается богатством и разнообразием декоративных элементов. Главный портал собора, обращённый к западу, украшен резным тимпаном XIV века, изображающим сцену Страшного Суда; статуями святого Николая, двенадцати апостолов, Богоматери с младенцем, выполненными с оригиналов XV века. Башня собора высотой 76 метров не имеет шпиля, на ней висят 13 колоколов XIV - XVIII веков, являющихся сегодня самыми старыми колоколами в Швейцарии. C башни, на которую можно подняться по винтовой лестнице, преодолев 368 ступеней, открывается красивый панорамный вид на город и предгорье Альп.

В интерьере собора привлекает внимание алтарь, украшенный деревянными фигурами Благовещения и Обручения Пресвятой Богородицы. Алтарь ограждён готической кованой решёткой. Сохранилась богатая внутрення отделка: скамьи XV века с резными фигурами пророков и апостолов, купель 1498 года, готическое кресло в алтарной части. Над боковыми порталами можно увидеть витражи XV века художника Ульриха Вагнера из Мюнхена в стиле ренессанса, изображающие сцены Распятия Христова и образы апостолов.


Можно еще вспомнить Церковь Сен-Маклу (Сен-Мало) Собор св. Вульфрама, Абвиль, Кафедральный собор в Мулене, Башня Сен-Жак (бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери в Париже), Костёл святой Анны в Вильнюсе и очень много чего в Бельгии.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.



Статьи по теме: