Что говорит лукашенко по поводу. Мнение экспертов: почему Лукашенко «взорвался» во время спора с Путиным? «Мы должны вести переговоры по комплексу вопросов»

Скопируйте iframe

Вместе с кремлевскими льготами глава Беларуси теряет нужду приспосабливаться к России. На глазах Путина «мухи отделяются от котлет». Александр Лукашенко начал говорить по-белорусски. Трех минут хватило для создания информационной волны.

Как и должно быть: Трамп говорит по-английски, Макрон – говорит по-французски. Путин и Лукашенко теряют единый язык… Президент Беларуси Александр Лукашенко перешел на собственную:

«Мы гордимся своей историей и землей, Родиной выдающихся людей, наших с вами соотечественников. Знаем свои корни, чествуем традиции».

Речь на языке титульной нации да еще и в патриотическом ключе стала неожиданной, но приятной для слушателей. Языковые эксперименты Лукашенко люди восприняли неоднозначно.

«Большинство людей все равно говорит по-русски».

«Президент должен разговаривать с народом на родном языке».

«Один человек не при чем. Дело не в нем, дело в нас».

«Он правильно сделал – я ЗА!» – рассказывают жители Минска .

Не такой уж друг белорускости… Языком титульной нации Лукашенко пользовался всего несколько раз, а в других случаях – язык оскорблял: «По-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык – бедный язык. В мире существует только два великих языка – русский и английский».

Посредством референдума 1995-го года он же лишил язык статуса государственного. Тогда молодой руководитель взял курс на Россию и язык выбрал соответствующий. Теперь же апеллирует к языку, чтобы защитить свою власть – считает Сергей Наумчик , депутат Верховного Совета Беларуси (1991-1996):

«В ситуации, когда Кремль начинает поглощение Беларуси, а точнее – активизирует этот процесс, он что называется нутром (интуитивно) почувствовал, что надо спасаться».

…через национальную идентичность, базовыми составляющими которой являются язык, история, герб и флаг… В своей 3-минутной речи Лукашенко упоминал, что…

«Самое понятие «духовное возрождение» для белорусского народа не просто красивая метафора».

Чтобы метафора стала реальностью, нужно пойти на «сложные» шаги, говорит Сергей Наумчик:

«Вернуть статус белорусского языка как единственного государственного, вернуть Погоню и бело-красно-белый флаг, открыть в Минске и областях белорусскоязычные школы, присмотреться к тем пророссийским организациям, которые действуют во всех, подчеркиваю, регионах Беларуси».

Четверть века язык развивается в негосударственном секторе, широко применяется в СМИ, борется за носителей через специальные проекты, литературу и интернет. В этом году имеем возможность поспособствовать его возвращению в официальный обиход – во время переписи населения обозначить свою белорусскоязычие. Но быстрый результат – достижим только через Лукашенко…

«Постоянный переход на белорусский язык означал бы перемены в государственной политике. Это был бы сигнал, что раз можно наверху, то можно повсюду. И этот сигнал абсолютно точно сразу подхватили бы вертикальные чины», – объясняет политический обозреватель Радио «Свобода» Виталий Цыганков .

Ведь на данный момент – видим только игру слов. Одно по-русски, второе по-белорусски – так же как в представленном недавно гимне… Союзного государства.

Фото: REUTERS / Vasily Fedosenko / FORUM


Лукашенко назвал разговоры о слиянии с Россией «притянутыми за уши». Одновременно он предупредил Москву – она может потерять единственного западного союзника. Что заставило «батьку» после долгих и тяжелых переговоров вновь разразиться резкими заявлениями? Возможно, дело не только в экономических трениях, но и в боязни того, что «Кремль готовит преемника» на выборах 2020 года?

«Мы с президентом России однозначно определили, что сегодня в повестке дня такого вопроса нет – об объединении», – объявил Александр Лукашенко в четверг. Заявление, которое в соцсетях уже назвали последней точкой в разговорах о слиянии Белоруссии и России, на совещании по социально-экономическому развитию республики на 2019 год. Добавим, что это была открытая для прессы часть совещания президента с чиновниками. Можно предположить, что за закрытыми дверями звучали и более жесткие слова.

«Нет равноправной основы – нет союза, – передавало слова «батьки» официальное информагентство БелТА. – Все должно происходить на равноправной основе, и на это должна быть воля двух народов – Российской Федерации и Беларуси… Поэтому по многим-многим причинам, вы сами понимаете, об объединении двух государств речи не идет».

Этот тезис в выступлении Лукашенко варьировался несколько раз. «Слишком много сегодня… в нашем обществе, да и у россиян, идет разговоров об объединении двух государств, – обратился белорусский президент к чиновникам. – Много сейчас появилось вопросов в связи с церковью в Украине об автокефалии нашей церкви в Беларуси. Я называю эти вопросы очень глупыми, притянутыми за уши для обсуждения в нашем обществе».

Лукашенко подчеркнул: и у Москвы «нет возможности», «учитывая последствия всего» пойти на присоединение соседней республики. «Поэтому надо успокоиться и прекратить эти разговоры, что кто-то кого-то наклонил или наклоняет. Здесь никто никого не наклонит», – добавил «батька».

О «присоединении Белоруссии к России» шли спекуляции в прессе и соцсетях. На деле же Москва предложила партнерам вспомнить о договоре о Союзном государстве, который Лукашенко и Борис Ельцин подписали в 1999 году. Напомним, что в середине декабря российский премьер Дмитрий Медведев заявил о готовности России реализовать все пункты договора, включая образование единого эмиссионного центра и единой таможенной службы. По словам Медведева, это позволило бы проводить единую налоговую и тарифную политику, политику в области ценообразования. Встречного движения со стороны Минска пока не наблюдается.

Лидер страны-партнера по Союзному государству отнюдь не впервые позволяет себе жесткие заявления в адрес Москвы. Предыдущая серия прозвучала в конце 2018 года, накануне переговоров с Владимиром Путиным. Тогда, напомним, Лукашенко сказал, что Россию больше нельзя называть братским государством. По итогам переговоров стороны предпочли ограничиться молчанием. После встречи Путина и Лукашенко было объявлено: Москва и Минск договорились о создании рабочей группы по интеграции. Но - судя по нынешним угрозам в адрес Москвы - складывается впечатление, что пока работа группы буксует.

Заметим, что помимо общения Лукашенко с чиновниками, в четверг имело место и другое любопытное событие. Глава ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина обнародовала даты выборов в республики: президентские выборы пройдут не позже 30 августа 2020 года. Нынешний год оказывается для Лукашенко предвыборным. Белорусская оппозиция предрекает в 2019-м «прессинг со стороны России». Усиление прессинга уже видят и в появлении рабочей группы по интеграции, и в том, что под Новый Год был подписан меморандум о сотрудничестве между администрациями президентов России и Белоруссии.

Влияние оппозиции пренебрежимо мало. Куда серьезнее боязнь того, что якобы «Москва готовит преемника» Лукашенко, более договороспособного, нежели «батька». Слухи об «операции «Преемник» ходили в канун выборов 2010 года, и вновь возникли в конце 2018-го. Понятно, до выборов далеко, оппозиционеры вряд ли помешают Лукашенко избраться на шестой срок в 2020-м. Но «батька» явно заинтересован в сохранении и упрочении имиджа сильного лидера, главного защитника белорусского суверенитета, которого не может «нагнуть» Москва.

Этим, похоже, и объясняется предостережение (или угроза) Лукашенко, озвученные на все том же совещании.

Говоря о налоговом маневре в «нефтянке» – о котором стороны ведут долгие тяжелые переговоры – Лукашенко резко перевел этот экономический вопрос в политическое русло. «Не надо считать, что это (отсутствие договоренностей с Россией) катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем», – подчеркнул Лукашенко.

Показательно, что одновременно, на том же совещании, белорусский президент поручил своему правительству «открыть альтернативную поставку нефти» в Белоруссию через порты стран Прибалтики. Если Литва на эти условия не согласится, то «с латышами надо договориться и закупать эту нефть», – сказал Лукашенко. По его мнению, взамен прибалты могут дешевле получать нефтепродукты, переработанные на Новополоцком НПЗ (сейчас балтийские республики закупают нефтепродукты по мировым ценам).

Почему Лукашенко заговорил о прибалтийском маршруте поставок нефти в «свою» страну, в принципе понятно. Одним из камней преткновения в российско-белорусских переговорах остается формирование цены на российскую нефть для Белоруссии.

Все это может быть связано с давним спором о цене поставки российских энергоносителей в страну и попытках Минска эти цены сбить, сказал газете ВЗГЛЯД белорусский экономист, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. «Если речь идет о нефти, это вопрос не только к политическому руководству, а к нефтяным компаниям России, – сказал белорусский эксперт. – Нужно просто сказать белорусам, почему белорусов не пускают купить скважину нефти в России. Что является причиной? Власть, деньги, оборонка, что-то еще? Нужна просто правда. Белорусы и россияне заслуживают правды, чтобы не стать пешкой в геополитической игре каких-то больших начальников».

Геополитическое заявление Лукашенко о том, что никакого объединения не будет – «прежде всего реакция на ту волну, которая была в российских СМИ в конце прошлого года», – сказал газете ВЗГЛЯД белорусский политолог Алексей Дзермант.

«Мы видели там самые разные фантазии на тему объединения, что «дожмут Беларусь» и вынудят Лукашенко уйти. Этот негативный фон, конечно, до Беларуси дошел, и Лукашенко на это отреагировал. Сказал, что все разговоры об этом закрыты, Россия к этому не готова и вообще никакой речи о союзе нет», – заметил эксперт.

Информационная волна привела к прямо противоположному результату. Дзермант подчеркнул:

«Сложился полный консенсус в белорусских элитах по поводу того, что на такие провокационные заявления отвечать тем, что Беларусь суверенитет сдавать не будет».

По оценке белорусского эксперта, в Минске «как некое давление» было воспринято и заявление Дмитрия Медведева о готовности Москвы исполнить положения Союзного договора 1999 года. Дзермант полагает, что все соглашения 1999 года не выполняются обеими сторонами. «В какой-то момент они поняли, что ни введение валюты, ни введение единых политических органов, например, союзного парламента, невозможно, и это тоже был своеобразный выбор обеих сторон» - считает эксперт.

«Сегодня штудировать договор двадцатилетней давности – мне кажется это не сработает. Мы ушли от той ситуации, поэтому надо посмотреть, что действительно выполняется обеими сторонами, и пересматривать соглашения (включая этот договор) в интересах обеих сторон. Так чтобы он отвечал реалиям, которые существуют, а не тому, что было задекларировано и не выполняется» – подчеркнул Дзермант.

Определенную надежду внушают слова Лукашенко, который после всех громких заявлений в адрес Москвы, пообещал: переговоры по вопросу компенсации Белоруссии потерь из-за налогового маневра в России будут продолжены. Белорусский президент напомнил, что Путин предложил, продолжив переговоры, «выработать приемлемое решение – и один на один, и в составах рабочих групп». Очевидно, что белорусский президент, при всем стремлении сохранить сильные позиции в игре с Москвой, в реальности не заинтересован в серьезной ссоре с партнером.

Что же касается определения геополитического курса Белоруссии, то, видимо, следует ожидать апрельского послания Лукашенко парламенту, где, с большой вероятностью, будут провозглашены принципы, по котором Белоруссия будет жить после 2020-го.

Людмила Суркова,
Олег Москвин,
Михаил Мошкин

Лукашенко поручил правительству компенсировать потери республиканского бюджета из-за налогового маневра в нефтяной сфере в России по любым направлениям сотрудничества с этой страной. Соответствующую задачу глава государства поставил сегодня на совещании о социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений, передает официальный сайт президента.

«Это не катастрофа»

Александр Лукашенко коснулся итогов состоявшихся в конце декабря переговоров с Владимиром Путиным. Стороны, в частности, обсуждали вопросы компенсации белорусской стороне в связи с налоговым маневром в России в нефтяной сфере.

- Никакого отторжения по вопросу компенсации не было. Не было, что Россия говорит: «Нет, мы не будем компенсировать ваше ухудшение ситуации, ваши потери». Более того, президент России предложил и в новом году продолжить переговоры по этому вопросу и выработать приемлемое решение - и один на один, и в составах рабочих групп, - рассказал президент.

Он отметил, что этот вопрос требовалось бы урегулировать до 1 января, но никакой катастрофы из-за того, что он пока не решен, на сегодня нет.

- Потери от налогового маневра в Беларуси в этом году составят смешную сумму: при $70 за баррель это будет около $400 млн. Это не катастрофа. Но мы на это пойти не можем, потому что с 2015 года, когда был введен этот налоговый маневр, мы уже потеряли $3,6 млрд. До окончания этого налогового маневра, к 2025 году, мы потеряем $10,6 млрд, - привел расчеты Лукашенко.

«Мы рассчитывали на лучшее»

- Мы нести потери к уровню прошлого года не можем. Поэтому все потери должны быть компенсированы по тем или иным направлениям сотрудничества с Российской Федерацией, - поставил задачу правительству Лукашенко. - Я это и президенту России сказал, как бы это ни было больно и прискорбно, и повторяю это публично, и довожу до вашего сведения как поручение президента Беларуси. Вы его должны исполнить безукоризненно и с точностью. Мы ничего не можем потерять.

Лукашенко обратил внимание, что действия российской стороны противоречат духу и букве всех договоренностей, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

- В России кое-кто говорит: «У нас нет обязательств по компенсации. Нигде это в союзных договорах не прописано». На что я задаю прямой вопрос: «Так что, мы, подписывая эти договоры (о Союзном государстве, ЕАЭС), рассчитывали на постоянное ухудшение экономической ситуации в связи с некими внутренними действиями Российской Федерации?» Нет. Мы рассчитывали на лучшее, - сказал Александр Лукашенко.

Он добавил, что в те годы и речи не шло о налоговых маневрах. Стороны не могли предусмотреть этот момент в договоренностях, потому что не существовало даже мысли, что появятся такие вопросы. «Была общая формулировка - „недопущение ухудшений в наших отношениях“», - заметил президент.

«Мы должны вести переговоры по комплексу вопросов»

Ранее уже проводились переговоры по компенсации потерь белорусской стороне, и на них были выработаны соответствующие механизмы и определены источники. Представители России публично заявили о решении этого вопроса в положительном для Беларуси ключе. Однако вскоре, напомнил Александр Лукашенко, российская сторона резко остановила переговоры, не отказываясь от компенсации, но одновременно заявляя о необходимости углубления интеграционных процессов.

- На вопрос, а какие это интеграционные процессы, ответа у россиян пока нет. Когда я просил назвать, что Российская Федерация сегодня в плане интеграции хочет от Беларуси, ответа прямого не последовало. И мы по предложению Российской Федерации согласились, что эти вопросы надо определить и попытаться решить в работе совместных групп, - рассказал глава государства.

В конце 2018 года такие рабочие группы были созданы. Российскую сторону в них представляет глава Минэкономразвития России Максим Орешкин, белорусскую - министр экономики Дмитрий Крутой.

- Я абсолютно поддерживаю предложения, что там должны быть должностные лица высочайшего уровня, не только специалисты. Мы должны вести переговоры по комплексу вопросов, которые обозначены в союзном договоре. На первое место (это было предложение президента России) мы должны поставить вопросы, которые должны решаться в первоочередном порядке: экономические и финансовые, - обратил внимание глава государства.

Вместе с тем он подчеркнул, что по всем вопросам уже давно приняты решения, просто, по мнению Александра Лукашенко, российское правительство об этом забыло, информируя российского лидера.

Немного ликбеза. Что за налоговый маневр?

С этого года Россия начала налоговый маневр, который планирует завершить в 2024 году. Суть его в том, что в соседней стране снизят вывозную пошлину на нефть с 30% до 0. При этом одновременно повысят налог на добычу полезных ископаемых. Почему это касается Беларуси? Потому что вывозную пошлину на углеводороды Беларусь не платила и при транзите нефти за границы страны взимала пошлину сама и оставляла эти деньги в бюджете.

Сейчас же из-за того, что нефтедобытчики будут платить налог, цена на нефть автоматически поднимется и для Беларуси практически до мирового уровня: по предварительным оценкам, стоимость нефти для нас в этом году составит $416 за тонну - это почти 75% от мировой цены на нефть. Дальше углеводороды будут только дорожать.

«Население не должно почувствовать никакого дополнительного бремени»

Президент напомнил, что в этом году планируется закончить модернизацию двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов, после чего Беларусь сможет покупать нефть для последующей переработки не только у России.

Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны - с латышами договориться и закупать эту нефть. Перерабатывать на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивать балтийские республики, - сказал Лукашенко.

По его словам, для стран Балтии это будет дешевле, чем сейчас, когда они покупают нефтепродукты по мировым ценам.

Можно договориться так, что это будет наша общая нефть, которую мы переработаем на модернизированном Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. Тем более у нас даже есть некоторые возможности в этом плане, - заметил Лукашенко.

Глава государства призвал не гиперболизировать проблемы, связанные с потерями белорусского бюджета из-за налогового маневра в России, а искать другие надежные источники, которые компенсируют эти негативные моменты.

Но хочу предупредить: о таких решениях, как перекладывание этих проблем на плечи наших людей, белорусов, даже не думайте, - предупредил он. - Население не должно почувствовать никакого дополнительного бремени. По крайней мере в этом, будущем году вообще нет никаких проблем, даже если бы мы ничего не компенсировали.

«Мы же Россию заставить не можем»

По мнению главы государства, заработать дополнительные $400 млн для Беларуси не проблема.

По паритету покупательной способности, как сейчас принято считать, ВВП Беларуси - под $80 млрд. Что тут за проблема? Нет такой, - убежден Александр Лукашенко.

Глава государства поинтересовался у участников совещания комплексной оценкой среднесрочного экономического роста, состояния бюджета, уровней инфляции и золотовалютных резервов в условиях налогового маневра. Александру Лукашенко также доложили о планах правительства по выработке дополнительных источников компенсации налогового маневра.

Отдельно на совещании был обсужден комплекс вопросов социально-экономического развития страны, а также взаимодействия со странами-партнерами в форматах ЕАЭС и ОДКБ.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber !

Сам «батька» пока никаких заявлений не делал - так бывает всегда, когда лидеры двух стран недовольны друг другом.

Если отлистать календарь ровно на два десятка лет назад, то там «обнаружится» встреча президентов России и Белоруссии Бориса Ельцина и Александра Лукашенко, прошедшая 25 декабря 1998 года в Москве. Лукашенко был черноволос, постоянно улыбался и напористо говорил о союзе двух стран и о том, как много Белоруссия может дать России, особенно в плане опыта сохранения «всего хорошего, что было в Советском Союзе». Позади уже был подписанный договор о Союзе Беларуси и России, впереди (чуть менее, чем через год) — соглашение о создании Союзного государства.

Ровно через 20 лет, 25 декабря 2018 года, и снова в Москве — поседевший Лукашенко был хмур. Теперь он рассуждал о суверенитете Белоруссии как о высшей ценности и предъявлял России претензии о несоблюдении договоренностей. Фантасмагоричности ситуации добавляло то, что РФ теперь требовала исполнения того самого договора о Союзном государстве, а Лукашенко заявлял, что очень многое «делать преждевременно».

На самом деле, вопрос о том, что далее российская поддержка экономики Белоруссии будет увязываться с плотной интеграцией двух стран, был поставлен Москвой еще в августе уходящего года. Тогда же Россия начала «перекрывать краник»: заблокировала реэкспорт нефтепродуктов и сжиженного газа через Белоруссию, урезала поставки беспошлинной нефти, остановила выдачу кредитов и т. д. Началась череда переговоров правительств и президентов. Последовали две встречи Путина и Лукашенко в Сочи, затем еще одна — в Могилеве. Именно там, на масштабном белорусско-российском форуме, вроде как на самом высшем уровне «договорились и решили устранить все проблемы».

Однако конкретные договоры так и не были подписаны. А затем Дмитрий Медведев в Бресте, вслед за ним Дмитрий Козак и Антон Силуанов в Москве, посол РФ Михаил Бабич в Минске — все они заявили, что на экономическую подпитку из России Белоруссия может рассчитывать только в случае исполнения договора от 8 декабря 1999 года — того самого, о создании Союзного государства.

Напомним, речь идет о сумме порядка $10 млрд в год в разных формах — в виде дешевого газа, беспошлинной нефти, открытого рынка для белорусской продукции, кредитов и т. д. Но теперь взамен Москва требует от Минска исполнять договор, который предусматривает не только появление единой валюты, законодательства, таможни, судов и прочего, но и в конце-концов — единого парламента и «общего» президента. Проще говоря, когда договор будет исполнен — Республика Беларусь исчезнет с политической карты мира.

Понятно, что для Александра Лукашенко низведение с уровня лидера независимой страны до главы российского региона, типа Татарстана, — неприемлемо. Как неприемлемо и сохранение чисто формального суверенитета — «флага и герба» — при том, что реально все в республике станет контролировать Москва. Именно поэтому переговоры и не продвигаются. Получается, что на этот раз четыре часа Путин и Лукашенко лишь договаривались создать очередную рабочую группу? Со стороны это выглядит именно так.

Каких-либо комментариев от первых лиц по итогам встречи не последовало — так бывает всегда, когда Путин и Лукашенко расстаются недовольные друг другом. Отдуваться пришлось пресс-секретарю белорусского президента Наталье Эйсмонт. «Прошедшие переговоры, безусловно, мы можем назвать конструктивными. Президенты обсудили весь спектр вопросов нашей общей повестки дня. Оценивая в целом торгово-экономическое сотрудничество, в первую очередь как однозначно позитивный момент, был отмечен рост товарооборота», — сказала она.

В числе актуальных тем, обсуждавшихся на встрече, были ценообразование на газ, работа белорусских НПЗ в условиях проводимого Россией налогового маневра, и поставки белорусских продуктов на российский рынок. «Как итог — позиции сближены по всем вопросам», — считает пресс-секретарь.

Также она признала: президенты, особенно во время встречи один на один, подвергли серьезному анализу договоренности в рамках Союзного государства и их реализацию. «Было отмечено отставание по некоторым позициям и обозначено намерение данные процессы активизировать (это касается, например, проведения единой согласованной промышленной политики и так далее)», — констатировала Эйсмонт.

Если наблюдать за ситуацией хотя бы в перспективе последнего полугодия, становится очевидно, что пространства для маневра у Минска становится все меньше, а у Москвы — все больше. Накануне встречи в Кремле Александр Лукашенко собрал в Минске совещание по отношениям с Россией, на котором повел себя как девушка, предлагающая своему бывшему «остаться друзьями»: «Я уже не говорю про Россию, как про братское государство, потому что, как меня информируют, в России это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Что же, будем партнерами».

При этом главная претензия со стороны Лукашенко прежняя: Россия отказывается выполнять свои же обещание по поддержке белорусской экономики: «И на Высшем государственном совете, и на союзном Совмине, и в двустороннем формате подписаны многие соглашения. К сожалению, как я часто говорю, они не все выполняются. Есть программа действий. Мы долго к ней готовились, вычленяли каждый вопрос, согласовали и прописали все, на что способны мы, и на что способна была, прежде всего, РФ. В плане подготовки в те времена многие наши предложения о более тесной интеграции не были поддержаны».

Лукашенко также заявил, что Россия отвергла все предложения Белоруссии по поводу цен на газ и компенсации за налоговый маневр. По словам Лукашенко, теперь стороны должны ответить «на вопрос, почему принятое двумя президентами решение не было исполнено в этом году».

Между тем, полноценных правительственных переговоров накануне встречи в Москве, по сути, не было. Сначала вице-премьер РФ Дмитрий Козак отказался обсуждать с белорусским коллегой тему компенсации потерь от «налогового маневра», а затем Дмитрий Медведев, приехавший в Брест на союзный Совмин, жестко указал Минску на два «интеграционных сценария» и на то, что для возобновления финансирования Белоруссии придется серьезно поступиться своим суверенитетом.

А 24 декабря белорусскому президенту на его претензии заочно ответил первый вице-премьер российского правительства Антон Силуанов. Он заявил, что Россия всегда выполняла все свои договоренности с Белоруссией, предоставляла ей скрытые субсидии и прямые кредиты. «Мы говорим: нельзя быть односторонним, выгоды односторонние иметь. Вы — наш сосед, наш союзник по Союзному договору, но в последнее время доверие потеряно», — сказал Силуанов. Он напомнил про «все эти растворители», санкционку, которая идет в Россию через Белоруссию, подакцизные товары — «сигареты низких сортов», тоже нелегально попадающие на российский рынок из соседней страны.

Отношения должны быть равновыгодными, «мы не настолько братья, чтобы все наши субсидии отдавать», объяснил Силуанов. «У нас есть недоверие к работе вашей таможни. Пусть тогда наши таможенники работают вместе с вашими, наладим обмен данными, — предложил вице-премьер. — Наш налоговый маневр — это наше внутреннее дело. Если хотите, чтобы мы создавали такие же условия для ваших нефтепереработчиков, давайте равновыгодную политику проводить».

На следующий день уже Владимир Путин тонко поиздевался над белорусским коллегой. Встречая Лукашенко в Кремле, российский президент заявил, что на самом деле в отношениях двух стран все хорошо. Как будто и не было «страданий» Лукашенко перед телекамерами. «В целом, я считаю, у нас отношения развиваются весьма успешно. Достаточно сказать, что в прошлом году у нас товарооборот вырос более чем на 23% и превысил $32 млрд, в этом году еще свыше 12% рост к базе прошлого года, это значит мы выйдем за показатели прошлого года», — сказал Путин. После чего отметил, что Белоруссия получила значительное количество прямых российских инвестиций — около $4 млрд.

Однако признал, что есть и проблемы, особенно в сфере энергетики. «Я сегодня предлагаю, даже если не делать какие-то окончательные решения, все-таки мы с вами договаривались, вместе послушать стороны, — сказал Путин. — Ну, а если договоримся, будет совсем хорошо».

В итоге результаты переговоров озвучил тот же Антон Силуанов, от одного упоминания которого белорусских переговорщиков, кажется, уже трясет. Первый вице-премьер рассказал журналистам, что пока решено лишь создать рабочую группу, в состав которой войдут представители правительств двух стран. «Эта рабочая группа будет готовить предложения по нашей дальнейшей интеграции, по решению тех насущных вопросов, которые беспокоят правительства наших стран», — сказал Силуанов.

Также, по его словам, в ходе переговоров двух президентов «В первую очередь, обсуждались изменения, которые в следующем году будут происходить в налоговом законодательстве РФ, и наши планы по изменениям в области налогообложения нефтегазового сектора, обсуждались вопросы наших совместных действий в области ценообразования на газ, на энергоресурсы. Договорились также о сближении позиций по всем этим направлениям».

По поводу компенсации для Белоруссии российского налогового маневра, Силуанов ничего говорить не стал, но ответил на вопрос по газу: «Мы по вопросу ценообразования на газ должны определиться и, начиная с 2020 года, выработать предложения по формированию цен на этот вид энергии. Что касается рабочей группы, то она будет вырабатывать предложения по дальнейшей интеграции, и по решению вопросов, которые находятся в повестке дня между Россией и Белоруссией».

«Белорусская сторона поднимает вопросы о равной цене на газ, о кредитах, о компенсации за налоговый маневр, но на самом деле все это вопросы о сохранении российских дотаций, поддерживавших бюджет „белорусского экономического чуда“, — говорит в комментарии для „Росбалта“ белорусский политик, лидер гражданской кампании „Наш Дом“ Ольга Карач. — Россия же говорит о проблемах на таможне, о несоблюдении тарифных договоренностей, о контрабанде санкционных товаров, то есть о проблемах, которые могут быть решены более тесной интеграцией двух стран. И напрямую эту интеграцию предлагает. Но для Лукашенко это будет означать потерю власти, так что он станет сколь угодно много говорить о союзе России и Беларуси, но реальных шагов делать не будет. Вопрос в том, сможет ли он и на этот раз „заболтать интеграцию“, или Москва твердо решила его дожать?»

«Все говорят про экономику, но забывают, что в 2019-м в Минске должно быть принято решение по двум российским военным объектам на территории Белоруссии, которые до сих пор содержались для российской стороны совершенно бесплатно. Это станция дальней связи ВМФ с подводными лодками и станция раннего обнаружения ракетных пусков. Да и про планы по созданию военной базы в Белоруссии российское МО не забыло, — сказал „Росбалту“ белорусский эксперт в сфере безопасности Владимир Бородач. — Так что вполне возможно, что противостояние продлится еще несколько месяцев, а ближе к перевыборам Лукашенко Москва „пойдет на уступки“ по вопросам экономики, но при этом решит все свои вопросы и по военным объектам, и по военной базе, и по таможне — чтобы контроль на внешней границе Союзного государства обеспечивали российские таможенники. Тогда Минск лишится значительной части нынешних доходов от контрабанды „санкционки“, зато Лукашенко сможет остаться у власти».

Последнее, что тут стоит упомянуть — планы Владимира Путина и Александра Лукашенко в этом году встретиться еще раз. Правда, непонятно когда, также непонятно, что сможет за оставшиеся пару-тройку дней решить «рабочая группа», если противоречия между Москвой и Минском настолько фундаментальны, что касаются вопроса суверенитета Белоруссии.

В любом случае, Александру Лукашенко очень важно войти в последний предвыборный год с четким ответом от Москвы — какими будут отношения. В Кремле это отлично понимают, и потому с ответом не торопятся, рассчитывая добиться согласия Минска на интеграцию «не мытьем, так катанием».

Михаил Петровский

Белорусский президент, гарант независимости, огорошил публику заявлением, что мы можем провалиться и в итоге войти «в состав какого-то государства» . Некоторые комментаторы тут же связали это алармистское заявление с недавним визитом Владимира Путина в Минск. Что такое страшное мог сказать высокий гость хозяину тет-а-тет?

Фото kremlin.ru

Другие аналитики обращают внимание на контекст и аудиторию. В тот день, 22 июня, Александр Лукашенко делал очередное внушение местной вертикали, на этот раз в Шкловском районе.

Славили белорусскую модель, а теперь замаячила перспектива failed state

Может, и дата повлияла (день нападения Гитлера на Советский Союз), но факт то, что Лукашенко, требуя на совещании от вертикали «железобетонно» выполнять экономические задачи, : «Мы - на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся - значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или об нас будут просто вытирать ноги. А не дай бог, еще развяжут войну как в Украине».

Белорусский руководитель известен суровыми наставлениями. Но обычно пугает чиновников тем, что отправит с метлой на улицу или наденет наручники. А тут - ни много ни мало каюк стране обрисован. Ну, или если выражаться более культурно, на языке западной политологии, то натуральный failed state - несостоявшееся, провалившееся государство.

Политические противники Лукашенко получили роскошный пиаровский подарок и тут же стали язвить: вот он, итог 24-летнего правления несменяемого президента и его особого пути, совковой - страна на краю пропасти.

Угадайте с трех раз, в какую страну придется, если что, входить

Естественно, у политизированной публики не было мучительных раздумий, какая страна нас может поглотить.

Помнится, Лукашенко в годы конфронтации с Варшавой заявлял, что у поляков на картах половина Беларуси пририсована как их земли. Но невозможно себе представить, что входящие в НАТО Польша или Литва (где, да, помнят о временах Великого княжества, простиравшегося и на нынешние белорусские земли) отважатся на агрессию против российской союзницы с риском мировой ядерной войны. А Украина сама боится, что Кремль ударит через Беларусь.

Остается Россия, бывшая метрополия, от которой Беларусь катастрофически зависит в ресурсном, финансово-экономическом плане. К тому же именно Россия аннексией Крыма и конфликтом в Донбассе, идеей «Новороссии» показала, что не чурается перекройки границ силовым путем вопреки Хельсинкским соглашениям.

Стоит также вспомнить, что в 2002 году после напряженных переговоров с Путиным Лукашенко вольно или невольно выдал пикантные подробности, что предлагается «разделить Беларусь на части и включить в состав Российской Федерации» и что «даже Сталин в свое время не додумался бы до такого варианта» .

Скажете: много воды утекло, Москва уже махнула рукой, отказалась от планов инкорпорации. Но ведь и сегодня не какие-нибудь маргиналы-шовинисты, а вполне респектабельный Александр Храмчихин , заместитель директора московского Института политического и военного анализа, пишет в «Независимом военном обозрении» (приложение к «Независимой газете» ) в контексте распада СССР, что «большая часть граждан России не считает справедливым целый ряд последствий этого развала, включая прохождение некоторых границ. И поэтому Россия будет инстинктивно стремиться «восстановить себя» .

Ход авторской мысли не оставляет сомнений, что при определенном стечении обстоятельств Москва не станет терзаться муками совести по поводу прекращения в той или иной форме белорусской независимости. Мол, свое же назад забираем.

«Ничто так не сплачивает, как общая угроза»

Психологическая особенность нынешнего белорусского президента в том, что он нередко «вслух проговаривает собственные страхи, фобии» , отметил в комментарии для Naviny . by политолог Валерий Карбалевич , автор большой книги-исследования «Александр Лукашенко: политический портрет».

«В этом случае страх в том, что государства угрожает внутренними конфликтами и усилением внешнего влияния. Независимость становится уязвимой со стороны внешних сил» , - говорит Карбалевич.

Со своей стороны, Андрей Поротников , руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog , в комментарии для сайт заострил внимание на том, что Лукашенко не удовлетворен качеством государственного управления.

Но при этом, добавил аналитик, официальный лидер «не готов менять саму систему госуправления» . Поэтому Лукашенко пытается стимулировать чиновников, апеллируя к патриотизму. А также прибегает к «негативной мобилизации» , поскольку «ничто так не сплачивает, как общая угроза» , отмечает собеседник.

По его мнению, на настрой Лукашенко могла повлиять и не очень удачная , когда тот прилетал 19 июня в Минск на заседание Высшего госсовета Союзного государства. Поротников обращает внимание на то, что итоги мероприятия очень скупо освещались официальными источниками. Он предполагает, что «Минск не получил того, на что рассчитывал, Путин в ожидания белорусских властей никакой конкретики не внес» .

Действительно, налицо большой контраст с итогами апрельской встречи прошлого года, когда официоз трубил, что два лидера обо всем договорились. И в частности - об окончании нефтегазовой войны, которая тянулась больше года.

Нынче же никаких громогласных заявлений, что, например, условились зарыть топор молочной войны, не прозвучало. Осталась неясность и с ценами на газ, и с выдачей очередных кредитных траншей, и со статусом , и с взаимным признанием виз, и с другими двусторонними проблемами.

Аналитик допускает, что Лукашенко как «опытный манипулятор» своим алармистским заявлением мог послать и сигнал Евросоюзу, который очень не хочет новых проблем по периметру своих границ.

«И в общем, это намек, что такие проблемы могут возникнуть, и дальше давайте поговорим, чем вы можете помочь» , - поясняет Поротников.

Действительно, перспектива появления на Западном Буге танков Путина - убедительная страшилка для европейцев. Они и так уже стали мягче к белорусскому режиму, но Минск хочет, чтобы было еще меньше придирок, больше гибкости и, главное, финансово-экономической помощи.

Путину не обязательно пугать, достаточно взять паузу

Конечно, мы можем пофантазировать, чем и как Путин мог припирать к стенке белорусского партнера. Может, требовал разместить?

Но не станем поддаваться соблазну спекуляций. Даже того, что остались висеть в воздухе экономические вопросы, достаточно, чтобы навеять белорусскому руководству мрачные думы.

Иначе говоря, у Путина нет нужды пугать или выдвигать ультиматумы. Можно просто взять царскую паузу и наблюдать, как паникуют минские друзья.

Сегодняшнее оживление белорусской экономики конъюнктурно и завязано на подорожание нефти. Поскольку Беларусь получает ее из России без пошлин, то можно с хорошей маржой продавать на Запад нефтепродукты. Но завтра нефть может снова подешеветь. Или налоговый маневр в российской нефтянке сделает белорусскую нефтепереработку неэффективной.

И тогда суровые реалии могут поставить ребром тот циничный вопрос, который не так давно был риторически задан в наделавшей шуму городить отдельное государство с некой «особой» мовой?» Мол, гораздо проще было бы и нефтепереработку, и саму страну включить в состав России.

Какие тут реформы, типун вам на язык!

Да, можно фонтанировать возмущением, обвинять авторов подобных публикаций в имперском мышлении, неуважении к языку и суверенитету, но факт то, что экономика Беларуси за годы независимости так и не смогла вырасти, перестроиться, диверсифицироваться настолько, чтобы Москва утратила возможность поставить страну на колени несколькими оборотами вентиля.

Более того, долгие годы ставка делалась на Москва стала скупее и прагматичнее, а Крым и вовсе напугал белорусское руководство.

Однако попытки диверсифицировать экономику пока слабы. Львиная доля товарооборота все равно приходится на восточную соседку. Причем на всяких официальных двусторонних тусовках рефреном долбят, что взаимную торговлю надо увеличить, теперь вот - до 50 млрд долларов в год. Хотя это звучит несколько шизофренично при официальном курсе Минска на диверсификацию внешнеэкономических связей.

Мы оказались также в колоссальной финансовой зависимости от России, много ей задолжали (только по госкредитам - около 7,3 млрд долларов). А вдобавок Островецкая АЭС строится за счет российского займа в 10 млрд долларов.

Это капкан. Да, сейчас белорусское начальство загорелось идеей создать IT-страну, но ее в три дня и даже в три года не построишь. Парк высоких технологий, которому российская нефть по барабану, пока дал годовую выручку в миллиард долларов - это не делает погоды даже в белорусских масштабах. К тому же айтишный сектор пытаются встроить в старую систему с убыточными предприятиями социндустрии и по сути сельским хозяйством. Скрещивают ужа и ежа.

А поскольку верховной воли к такой трансформации (да и очередные президентские выборы наползают, какие тут реформы, типун вам на язык), то Беларуси так и суждено балансировать на краю пропасти. Если и не присоединят, то уж от удовольствия «вытирать ноги» не откажутся.



Статьи по теме: