Типы рифмовки в литературе. Рифмовка. Способы рифмовки. Схемы
Рассмотрены различные варианты чередования рифм
Рифмовка - порядок чередования рифм в стихе.Ниже представлены основные способы рифмовки:
Смежная рифмовка «ААBB» -
первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и т.д.
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна´ м, -
Мы хлеба горбушку – и ту попола´ м !
Коль ветер лавиной, и песня – лави´ ной ,
Тебе – половина, и мне – полови´ на !
(А. Прокофьев)
Перекрёстная рифмовка «АBАB»
О, есть неповторимые слова´ ,
Кто их сказал – истратил слишком мно´ го ,
Неистощима только синева´
Небесная и милосердье Бо´ га .
(А. Ахматова)
Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на ты´ не .
За хуторами, на бахча´ х ,
В нежарких солнечных луча´ х
Краснеют бронзовые ды´ ни …
(А. Бунин)
Холостая рифмовка «АВСВ» - первая и третья строки не рифмуются.
Травка зеленеет,
Солнышко блести´ т ,
Ласточка с весною
В сени к нам лети´ т .
(А.Н. Плещеев)
Гиперхолостая рифмовка «АВAС»
Вторая и четвёртая строки не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания. Употребляется достаточно редко.
Это было в глухое вре´ мя ,
Наяву ли, во сне – не знаю.
Ночью ставил я ногу в стре´ мя
И давал жеребцу поводья.
(Всеволод Рождественский)
Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава , сонет , рондо , терцина , триолет , лимерик и т.д… Пример смешанной рифмовки:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин )
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC
Земную жизнь пройдя до полови´ ны ,
Я очутился в сумрачном лесу´ ,
Утратив правый путь во тьме доли´ ны .Каков он был, о, как произнесу´ ,
Тот дикий лес, дремучий и грозя´ щий ,
Чей давний ужас в памяти несу´ !Так горек он, что смерть едва ль не сла´ ще .
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой ча´ ще …
(А. Данте )
ЛИМЕРИК
- пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА.
В лимериках 3 и 4 строки имеют меньшее количество слогов чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у прича´ ла ,
Которого жизнь удруча´ ла .
Ему дали сала´ ту
И сыграли сона´ ту ,
И немного ему полегча´ ло .
(Э. Лир )
ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где строки А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье ,
О, юность, быстрая моя ,
Одно сплошное заблужденье !
Ты промелькнула, как виденье ,
И мне осталось сожаленье ,
И поздней мудрости змея .
Ты промелькнула, как виденье ,-
О, юность быстрая моя !
(Константин Бальмонт )
МОНОРИМ - стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского)
(АААА, АА-ВВ-СС… ).
А недавно две газе´ ли
Позвонили и запе´ ли :
- Неужели, в самом де´ ле ,
Все сгорели карусе´ ли ?..(Корней Чуковский, «Телефон»)
К моноримам также относятся: газель, касыда, месневи, фард… Примеры фардов:
Надежду – солнечную нить – на счастье люди тку´ т ;
Сумеешь лучик сохранить – удачи дни приду´ т .
* * *
Пускай дурной молвы печать твой дом не потрево´ жит ;
Ты злом на зло не отвечай - оно лишь горе мно´ жит .
* * *
Не долог путь наш по земле, тернист его покро´ в …
Но слышен каждому во мгле добра извечный зо´ в .(Абдуррахман Джами)
РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА .
В колыбели – младенец, покойник в гробу :
Вот и всё, что известно про нашу судьбу .
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу .
(Омар Хайям )
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяня´ ет сме´ лый бе´ г ,
Овева´ ет бе´ лый сне´ г ,
Ре´ жут шу´ мы тишину´ ,
Не´ жат ду´ мы про весну´ .
(Валерий Брюсов)
А вот примеры совершенных панторифм:
Небом живы –
не бомжи вы.Поэта путь мой -
По этапу тьмой.
Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку ,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром .Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом .
(Борис Пастернак)
Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC
А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины ,И хрустальные озёра
У подножий великаньих ,
И пустынные долины ...
(В. Невский)
РИФМОВКА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ.
РИФМОВКА
– порядок
чередования рифм в стихе. Основные способы
рифмовки:
Смежная рифмовка «ААBB ». Чтоб
дружбу товарищ пронёс по волнам
, - |
Перекрёстная
рифмовка
«АB
АB
».
|
Кольцевая
рифмовка
Уж подсыхает
хмель на тыне
. |
Холостая
рифмовка
«АВСВ
».
Травка
зеленеет
, |
Гиперхолостая
рифмовка
«АВAС
».
Второй и четвёртый стих
не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце
четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания.
Рифмовка употребляется достаточно редко. |
Смешанная
рифмовка
(вольная) –
способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных
строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет,
рондо,терцина,
триолет, лимерик и пр. Пример смешанной рифмовки:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC ... («Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА . В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир)
ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,-
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
МОНОРИМ
-
стих, построенный на одной рифме -
монорифме (АААА
, АА-ВВ-СС
…),редкий в европейской
поэзии, но широко распространённый в
классической поэзии
Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся:
газель, касыда, месневи, фард...
Пример фарда
:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)
РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.
В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовкадвух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)
Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)
Поэзия занимает важное место в самосознании любого этноса или культурной группы. Множество известных стихов из поколения в поколение изучают в школе, пишут в любовных посланиях и просто читают для души. В этой статье мы поговорим о важной составляющей практически любого стихотворения - рифме.
Что такое рифма?
Первые стихотворения появились очень давно. История рифмы уходит далеко в прошлое, но ее суть и по сей день остается неизменной - она является связующим звеном в стихотворении. Значение рифмы нельзя недооценивать: она представляет собой созвучие строк в стихотворении, что важно для соблюдения норм фонетического звучания, метрики и построении композиции произведения.
Почему важно знать о рифме?
Многие, кто хоть раз пытался самостоятельно , не понаслышке знают о том, сколько времени нужно потратить на поиск подходящих слов и компоновки произведения. Конечно, для того, чтобы создать стихотворение, не обязательно разбираться во всех тонкостях стихосложения. Но знания о том, помогут начинающему поэту понять логику создания стихотворения и ее закономерности. Типология рифмы достаточно широка, но основное разделение основывается на положении ударения в словах.
Типы рифмы
Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:
- Мужская рифма - ударение падает на последний слог: "волна - она";
- Женская - ударение падает на предпоследний слог: "летом - светом";
- Дактилическая - ударение падает на третьем слоге от конца: "ухабинах - впадинах";
- Гипердактилическая - ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: "почесывает - обтесывает".
Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной. Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: "обман - туман", и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например "я - меня", "мои - любви".
Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки - нет, например: "море - много". Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: "вишни - лишний".
Редкие рифмы
Многие авторы отходят от общепринятых законов стихосложения и отдают предпочтение поиску или созданию новых необычных рифм. Так был выделен особый раздел в типологии рифмы, который получил название "редкие рифмы". К этому типу относятся:
- Составная рифма - когда рифма в одной строке состоит из одного слова, а в другой строке - из двух и более слов, например: "городничего - не купи чего";
- Тавтологическая рифма - повтор одного и того же слова, например:
- Все мое, сказало злато;
- Все мое, сказал булат.
- Все куплю, сказало злато;
- Все возьму, сказал булат.
- (А. Пушкин)
- Омонимическая рифма - повторение слов, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например:
- Ты белых лебедей кормила,
- Откинув тяжесть черных кос,
- Я рядом плыл, сошлись кормила,
- Закатный луч был странно кос.
- (В. Брюсов)
- Каламбурная рифма - рифма, основой которой является игра слов.
- «Вы, щенки! За мной ступайте!
- Будет вам по калачу,
- Да смотрите ж, не болтайте,
- А не то поколочу».
- (А. Пушкин)
- Панторифма - рифма, в которой рифмуется целиком все стихотворение:
- Ласк ал-ладан лелей. Лилий путы
- Ели роз венки лучшей Травиат.
- Ласкал ладонь Лель ей, а лилипуты
- Пели: розовенький луч шей траве яд.
- (Г. Золотухин)
О воздействии рифмы на слушателя
Рифма играет не последнюю роль в воздействии на слушателя. Ее роль в произведении аналогична роли ритма. Периодическое повторение звуков, пауз и ударений в произведении и называют ритмом.
Именно ритмический рисунок стихотворения создает основу художественного воздействия: ломаный ритм и неточная рифма создают ощущение тревожности, беспокойства - стихи на социальные темы, о войне. И наоборот, точная рифма с плавным мелодичным ритмом создают ощущение покоя, нежности - стихи о любви, о природе.
Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.
Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.
Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.
Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».
СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.
Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.
Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.
1.Смежная рифмовка«ААBB».
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)
Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)
Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)
Тебе - половина, и мне - половина! (В)
(А. Прокофьев)
2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».
О, есть неповторимые слова, (А)
Кто их сказал - истратил слишком много, (В)
Неистощима только синева (А)
Небесная и милосердье Бога. (В)
(А. Ахматова)
3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на тыне. (А)
За хуторами, на бахчах, (В)
В нежарких солнечных лучах (В)
Краснеют бронзовые дыни… (А)
(А. Бунин)
4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.
Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».
NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:
Бушуют кудри у ней по плечам, (А)
Как смоляные реки. (В)
От этих огромных ясных очей (С)
Займется дух в человеке. (В)
Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!
В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.
5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.
Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):
Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)
Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)
Поёт ли дева за холмом - (А)
На всякий звук (В)
Свой отклик в воздухе пустом (А)
Родишь ты вдруг. (В)
(А.С. Пушкин)
Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.
Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.
ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины, (А)
Я очутился в сумрачном лесу, (В)
Утратив правый путь во тьме долины. (А)
Каков он был, о, как произнесу, (В)
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)
Чей давний ужас в памяти несу! (В)
Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)
Но, благо в нем обретши навсегда, (D )
Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)
(А. Данте)
РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:
В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)
Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)
Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)
Господин не откроет секрета рабу. (А)
(Омар Хайям)
ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :
Обол - Харону: сразу дань плачу (А)
Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)
Писать роман октавами хочу. (А)
От стройности, от музыки их чудной (В)
Я без ума; поэму заключу (А)
В стесненные границы меры трудной. (В)
Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)
К тройным цепям октавы не привык. (С)
(Д.С.Мережковский)
ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
О, юность, быстрая моя, (В)
Одно сплошное заблужденье! (А)
Ты промелькнула, как виденье, (А)
И мне осталось сожаленье, (А)
И поздней мудрости змея. (В)
Ты промелькнула, как виденье,— (А)
О, юность быстрая моя! (В)
(К. Бальмонт)
СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).
Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .
Ещё несколько распространённых видов рифмовки.
МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.
Опьяняетсмелыйбег,
Овеваетбелыйснег,
Режутшумытишину,
Нежатдумы про весну.
(В. Брюсов)
РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)
РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы - (A )
В белоснежных одеяньях (B )
Непокорные вершины, (C )
И хрустальные озёра (А)
У подножий великаньих, (В)
И пустынные долины... (С)
(В. Невский)
Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.
Литература:
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .
Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .
Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :
Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:
мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Смерть":
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
женская рифма, где оно падает на предпоследний.
дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина "Русь", а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.