Конспект открытой НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского. Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой "путешествие по страницам любимых книг"

ЗАДАЧИ:

Закреплять знания о признаках осени;

Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;

Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.

ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…

Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грустные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года?...

Дети отвечают: Осень

Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:

Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…

Дети отвечают.

Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)

На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»

После просмотра звучит музыка дождя…

В.:-приглашает на физкультминутку

Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх

Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу

Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят

Вниз

Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку

Появился гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.

Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).

В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.

Дети отвечают.

В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.

ОСЕНЬ

Что ни день-то резче вечер

Рвет в лесу листву с ветвей …

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как-будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед. И. Мазнин

После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.

В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?

Как об этом говорится в стихотворении?

Дети отвечают.

В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?

Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.

В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?

В.:-Как его надо рассказывать?

Дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).

Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.

Дети отвечают.

Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.

В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.

Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.

Цель: развитие у детей интереса к детской художественной литературе через решение задач из образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи.

Образовательные:

  • формировать первоначальные представления о профессии врача-ветеринара на примере литературного героя доктора Айболита;
  • закрепить знания о диких и домашних животных;
  • обогатить лексический запас детей словами: излечит, исцелит, хромой;
  • акцентировать внимание детей на том, как с помощью изменения высоты, темпа, и силы голоса можно передать эмоциональное состояние: боль, горе, радость;
  • учить понимать и показывать особенности поведения животных в игре-драматизации;
  • познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов В. Сутеева, М.Соловьёва.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • развивать умение передавать эмоциональное состояние персонажей сказки мимикой, жестами, движениями при драматизации отрывка из сказки «Доктор Айболит»;
  • развивать внимание, память, воображение;
  • развивать умение сопереживать.

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, сострадание;
  • воспитывать уважение к профессии врача-ветеринара.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Чтение и драматизация отрывка из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Ход НОД

В группе появляются кошка, зайчик и щенок с перебинтованными лапами.

Игрушки: Здравствуйте ребята! Помогите нам, мы не знаем, к кому нам обратиться за помощью!

Воспитатель: Что с вами случилось?

Игрушки: Мы бегали, играли и поранились.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь малышам! (Ответы детей) А как мы можем им помочь? (ответы детей) К кому им нужно обратиться? (Ответы детей). Ребята, а вы знаете, как называется врач, который лечит животных? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель называет сам). Доктор, который лечит животных, называется ветеринар (просит детей повторить).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете самого знаменитого ветеринара, который лечил зверей, подсказкой вам послужит эта картинка. (Вывешиваю на мольберт иллюстрации В. И М, Соловьёва к сказке «Доктор Айболит») (Ответы детей).

Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Назовите зверей, которых лечил доктор Айболит? Как по-другому можно назвать доктора Айболита? Какие действий выполняет доктор Айболит? Как по картинке можно догадаться, что животному очень больно? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята и вы наши гости, сейчас я вам напомню отрывок из этой сказки.

(Читаем отрывок из сказки от слов «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит» до слов «И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»)

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Попробуем показать доктора Айболита и зверей, которые приходили к нему лечиться (Распределяем роли).

Воспитатель: Только все слова нужно проговаривать внятно и выразительно.

Обговариваем с детьми как могли прийти и сказать свои слова лиса, барбос, зайчиха, как осматривал животных доктор Айболит, какие действия при этом он выполнял, какие действия могли совершать животные.

Происходит инсценировка отрывка. Повторяем 2-3 раза.

Воспитатель после каждого сыгранного отрывка отмечает успехи детей.

Воспитатель: Дети у кого из вас есть домашние питомцы? (Ответы детей)

Воспитатель: Болели ли ваши питомцы? Водили вы их к ветеринару? Знаете ли вы, как называется больница для животных? (Ответы детей, если дети затрудняются, подсказываю)

Воспитатель, обращаясь к игрушкам – зайчику и щенку: Теперь вы поняли, к кому и куда вам нужно обратиться, чтобы вылечить лапы?

Прощаемся с игрушками.

После окончания НОД можно предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная клиника» с игрушками, которые приходили в гости.

Воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Богатова Елена Евгеньевна

НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой «Знатоки литературы»

Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
1. Закреплять знания о названиях детских произведений, их героях, авторах и художниках - иллюстраторах.
2. Развивать умения детей различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ).
3. Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности.
4. Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
5. Развивать образное и логическое мышление играми – головоломками (пазлами).

Дети заходят в зал, в котором на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, музыкальный зал и вдруг книги стоят на полках?
Дети: В библиотеку.
Воспитатель: Да, мы попали в ту страну, где живут книги. А где живут книги?
Дети: В книжных магазинах, дома на полках, в библиотеках.
Воспитатель: Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с книгами. (Приглашает пройти к полкам с книгами). На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Дети: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
Воспитатель: Из книг мы узнаём много нового о животных, о том, как люди живут в других странах, знакомимся с интересными произведениями. Книги очень важны и нужны. А знаете ли вы, что все книги можно назвать одним словом, литература.
Даже наш президент, В.В. Путин объявил 2015 год годом литературы. Он говорил о том, как важна литература для жителей нашей многонациональной страны. В этот год будет проходить много литературных мероприятий, конкурсов, выставок. И для детских садов тоже объявлен конкурс «Знатоки литературы». И нам, как жителям России нельзя оставаться в стороне. Ребята, как же нам быть? (дети предлагают принять участие в конкурсе).
Во все детские сады отправлены конкурсные задания, и в наш сад тоже пришли такие задания (показывает конверт и достаёт из него задания). Задания очень сложные, но мы не должны подвести детский сад, вы готовы участвовать в конкурсе? Итак, первое конкурсное задание, внимательно его послушайте.

Задание 1: Узнай героя литературного произведения.
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт.
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе» (воспитатель прикрепляет на мольберт иллюстрацию из сказки).

В каком рассказе слонёнок хотел узнать, что у крокодила на обед.
Дети: В рассказе «Слонёнок».

В каком произведении у мальчика была такая мечта: если б моя сестрёнка тонула, то я бы её спас, если б на няню волки напали, я бы их застрелил, если бы Трезор в колодец упал, я бы его вытащил.
Дети: Это мечтал мальчик Юрик в рассказе «Хорошее», автор Валентина Осеева.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, справились с первым заданием, переходим ко второму заданию.

Задание 2. В каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают героям сказки, нужно выбрать эти предметы. Чтобы не было обидно, выбирать предметы будем по порядку.
1. Волшебные предметы, исполняющие любые желания (ребёнок подходит к столу и выбирает волшебную палочку, лепесток). В каких сказках встречается волшебная палочка и лепесток?
Дети: Волшебная палочка встречается в сказке «Золушка», а лепесток в сказке «Цветик семицветик».

2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (ребёнок выбирает зеркало, волшебное блюдечко). Из какого произведения волшебное блюдечко?
Дети: Из сказки «Аленький цветочек».

3. Предметы, выполняющие работу за героя (ребёнок выбирает скатерть - самобранку, дудочку). В каком произведении нам встречалась дудочка? Какую помощь она оказала?
Дети: Дудочка из сказки «Дудочка и кувшинчик», она помогла девочке набрать много ягод.

4. Предметы, показывающие дорогу (ребёнок показывает на камень, клубочек).

5.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (дети выбирают сапоги-скороходы). В какой сказке встречаются сапоги – скороходы?
Дети: В сказке «Мальчик с пальчик».
Воспитатель: Со вторым конкурсным заданием вы тоже справились.

Задание 3. Конверт с секретом. Нужно узнать, из какого произведения отрывок.
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
Дети: Это отрывок из рассказа «Волшебное слово», автор Валентина Осеева.
Воспитатель: Чему нас учит это произведение?
Дети: Это произведение учит нас быть вежливыми, уважать взрослых и пожилых людей.

Воспитатель: теперь нужно узнать произведение по иллюстрации (воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и сказке про Бармалея).
Воспитатель: Внимание, перед вами иллюстрации знакомых литературных произведений. Из каких произведений эти иллюстрации?
Дети: Это иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и к сказке про Бармалея.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вы отвечали на вопросы, узнавали произведения по иллюстрации, а теперь нужно показать ваше театральное мастерство, т.е. обыграть литературное произведение. Чтобы никому не было обидно, мы выберем артистов жеребьёвкой. Те, кто вытянет красные жетоны, будут исполнять роли, а кто вытянет синие, те зрители.

Театральное мастерство. (Приготовить ширму, два стола с разрезными картинками, мешочек, блоки Дьенеша).
Часть детей обыгрывает произведение, а остальные дети называют автора и название произведения. (Рассказ Осеевой «Просто старушка»).

А пока ребята готовятся, вам нужно сложить картинку и назвать, к какой она сказке.(два стола, на них лежат разрезные картинки с изображением сказок).
Воспитатель: Какое произведение показывали нам ребята? А чему учит нас это произведение?
Дети: Произведение учит нас уважать старших и помогать людям в трудной ситуации.
Воспитатель: Вы узнавали литературное произведение по чтению отрывка, по иллюстрации, по театральному мастерству. Мы убедились в том, что каждое произведение нас чему – то учит: одно учит доброте, вежливости, другое учит тому, что нужно помогать старшим, уважительно относиться к пожилым людям, и, конечно же, оказывать помощь в трудной ситуации.

Задание 4. Назови жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ).
Воспитатель: в следующем задании конкурса «Знатоки литературы» предлагается назвать жанры литературных произведений. Назовите жанры литературных произведений. Я приглашаю вас встать в круг. Если я зачитываю стихотворение, значит, вы должны хлопать, если я зачитываю сказку, то вы должны топать, если я читаю рассказ, вы начинаете кружиться. (Почему вы решили, что это сказка? и т.д.)
Задание 5. Какие бывают сказки?
Воспитатель: Ребята, скажите, если сказки пишет народ, то они какие?
Дети: Если сказки пишет народ, то они народные.
Воспитатель: А ещё какие бывают сказки?
Дети: Авторские, их пишет один автор.
Воспитатель: Назовите авторов сказок.
Дети: Александр Сергеевич Пушкин, Корней Чуковский, Братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен.
Воспитатель: А кто рисует красивые иллюстрации в книгах?
Дети: Иллюстрации рисует художники - иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите знакомых вам художников.
Дети: Владимир Сутеев, Юрий Васнецов.
Рефлексия: ребята, в каком конкурсе мы приняли участие? Что особенно вам понравилось? Что вызвало трудности? Ребята, я видела, что вы старались, у вас было большое желание победить, и вы с этим справились. Спасибо вам за работу! Я хочу наградить вас медалями.

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Загадки про времена года;

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

Беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

Работа в уголке природы по временам года, месяцам;

Рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

Карточки-12 штук;

Макет комбайна;

Проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

Обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

Развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

Закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

Систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

Развивать умение работать в группах.

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

Кто скажет сколько месяцев в году?

Первая тройка птиц к какому относится времени года?

Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

Назовите эти месяцы?

Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

Чему он хотел научить нас?

Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Составила: Ефимик Н.Н., воспитатель г. Радужный, 2017 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»

Программное содержание: учить детей составлению и использованию модели при пересказе сказок. Упражнять в составлении небольших историй. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Предварительная работа. Чтение сказок, беседы по их содержанию.

Ход НОД:

Воспитатель (В) : Ребята, нашу встречу я хочу начать с таких слов:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети. О сказках

Да, ребята, сегодня мы поговорим о сказках, вспомним хорошо знакомые и

попробуем сочинить новые сказки. Но сначала, давайте ответим, что такое сказка?

Ответы детей

В.: Да, ребята, сказка - это небольшая история, рассказ. Но рассказ не простой, в сказке всегда есть волшебство и нравственный урок. Давайте вспомним знакомые нам сказки, их названия и волшебство этих сказок.

1. Нет ни речки, ни пруда.
Чтоб воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

Какая это сказка?

Дети: сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Какое волшебство происходит в этой сказке?

Ответы детей

2. Хорошо, слушайте вторую загадку.

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Не больше ноготка.

В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла.

Какая это сказка?

Дети: "Дюймовочка" Г. Х. Андерсен.

Какое волшебство было в этой сказке?

Ответы детей

В.: Слушайте третью загадку.

Летела стрела
И попала в болото.
А в том болоте
Поймал ее кто-то

Она распростилась
С зеленою кожей.
Вмиг сделалась сразу
Красивой, пригожей.

А сейчас о какой сказке идет речь?

Дети: Русская народная сказка "Царевна-лягушка".

А какое волшебство случается в этой сказке?

Ответы детей

А теперь задание потруднее. Какие сказки преподносят нам такой нравственный урок "Труд кормит, а лень портит"?

Дети: "Крошечка-хаврошечка", "Мороз Иванович", "Крылатый, мохнатый, да

масляный".

В.: Какие сказки дают такой нравственный урок "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"?

Дети: "Лиса и заяц", "Репка", "Зимовье", "Бременские музыканты", "Двенадцать

месяцев".

В.: Я знаю; что многие из вас любят сами придумывать сказки. Я хочу предложить вам придумать зимнюю сказку. А чтобы вам было легче, давайте превратимся на минутку в волшебника "Я все вижу". Раз-два-три. Превратились. Отправляемся в зимний лес. Раз-два-три!

(Вывешивается иллюстрация с зимним пейзажем) .

В.: Как вы думаете, что увидел волшебник в зимнем лесу?

Дети: снег, зеленую ель, зверей, птиц.

Правильно. Он увидел

Снег белый, как…

Искристый, как …

Темно зеленую ель, как …

Ствол у березы пестрый, как.....

Хвост у волка серый, как......

Глазки у ежика, как…

Лапы у зайца, как…

А теперь превратимся в волшебника "Я все только слышу". Что же он услышал в зимнем лесу в сильный мороз.

Дети: Скрип снега, потрескивание деревьев на морозе, завывание вьюги.

Молодцы!

Снег в лесу скрипит, как…

Снежинки тихо падают, как…

О., Вьюга завывает, как …

Ветер свистит, как …

Деревья от ветра поскрипывают, как......

А теперь превратимся в волшебника "Я все только чувствую". Ребята, что

чувствовали бы ваши руки, лицо в зимнем лесу.

Дети: Холодный ветер, колючий мороз.

Снег мягкий, как …

Ветер колючий, как …

Ветер холодный, как …

Кора у елки шершавая, как....

А теперь давайте с вами вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки.

Дети: "Жили-были... ", "В некотором царстве, в некотором государстве... ".

А какими словами сказки заканчиваются?

Дети: "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "Стали они в добре поживать и горя не знать".

В.: Сказки интересны тем, что в них используются сказочные слова. Например,

говорится не красивая девушка, а красная девушка; что беда не случилась, а

приключилась; не грустит, а тужит. Еще в сказках встречаются различные по характеру герои: добрые и злые. Но добро всегда торжествует над злом и заканчиваются все сказки хорошо. Я хочу чтобы каждый из вас придумал свою интересную зимнюю сказку, с различными героями но конец у всех сказок должен быть добрым.

(Дети придумывают сказки и рассказывают их) .

В.: Ребята, все ваши сказки были интересными по содержанию, с различными героями, и они мне очень понравились.

А сейчас, ребята, я расскажу вам свою сказку, а вы ее запишите, т. е. каждый

нарисует к ней свою подсказку.

(Воспитатель рассказывает сказку) .

В.: Однажды девочка собрапасьна прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же зала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул: Мама! Мама! Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее пушистый рыжий хвостик?

Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно

нахмурилась и сказала:

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине?

Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.

Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами- и с длинными ушами.

Да уж, - засмеялись все лесные мамы.

А какая же твоя мама?

Моя мама - самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы.

Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

Ребята, вы прослушали историю, а теперь подумайте, как можно изобразить ее

действия и героев.

(Дети составляют индивидуальные "подсказки" модели к этой сказке. Затем листочки собираются, выставляются на доски, и воспитатель разбирает, какие модели получились наиболее удачными и почему. По одной из моделей сказка пересказывается еще раз) .

В.: Ребята, вы сегодня были молодцы! Когда придете домой, обязательно расскажите своим родителям, о чем мы с вами говорили. И еще вам домашнее задание: подготовьте рассказ о своей маме. Ведь если так произойдет, что вы потеряетесь, как олененок, вам нужно будет рассказать о ней.



Статьи по теме: