Арабский язык для начинающих. Изучение арабского языка с нуля

Дорогие друзья, решил сделать публикацию о том, как запоминать арабские. Здесь я расскажу о стратегиях, применяемых при изучении арабского языка, как с нуля, так и для продолжающих. Кстати говоря, данные советы работают не только в отношении арабского, но и в отношении любых других языков, английского, немецкого, французского и т.д.

Причины, почему слова запоминаются тяжело.

П роблема запоминания новых слов волнует многих людей, изучающих арабский язык. Мне по электронной почте и в комментариях зачастую задают вопросы о неких особых методах, которые могли бы помочь в запоминании новой лексики. В общем-то, секретного и сложного тут ничего нет, все очень просто, есть несколько простых и проверенных стратегий, но самое главное — не просто знать эти стратегии, а выработать в себе привычку применять их постоянно , доводя до автоматизма.

Испытав трудности в изучении языка, многие начинают себя относить к некой группе людей, не способных учить языки. Я считаю данную «теорию», витающую в обществе, в корне не верной, и постараюсь объяснить свою точку зрения на этот счет. Кстати сказать, такое мнение распространено в большей степени в России. Посмотрите на Запад: больше половины людей там знают помимо родного языка как минимум еще один иностранный, и никому в голову не приходит ставить крест на своей способности говорить на чужом языка.

По моему убеждению, основанному на изучении различной литературы, опыту преподавания, действительно, есть та часть людей, которой языки «даются» легче. Однако ответ кроется не в том, что у этих людей какие-то особые способности и предрасположенности, а в том, что эти люди либо на интуитивном уровне вырабатывают определенные стратегии и подходы, облегчающие изучение языков. Кто-то целенаправленно интересовался разными стратегиями и методиками изучения языков и взяли их на вооружение. Что же до остальных, якобы не предрасположенных к языкам, то они предпочитают сдаться вначале пути. Интуитивно найти работающие для себя методики не получилось, а поинтересоваться данным вопросом не догадались (не нашли нужную информацию, поленились, не получилось и сдались и т.д.), и вследствие этого отнесли себя к «неудачникам».

Так что же это за стратегии такие, наверняка Вы уже задались вопросом?

Стратегии эти настолько просты, что и представить сложно, но важно именно выработать у себя привычку ими пользоваться.

Стратегия 1. Эмоциональная наполненность запоминаемых слов. Данная стратегия заключается в том, чтобы каждое новое выученное слово не было для Вас лишь набором букв и сочетаний звуков, обозначенных этими буквами, а было для Вас чем-то близким, связанным с Вашим жизненным опытом (событиями в жизни, личными предметами, чувствами и т.п.). Например, как можно запоминать слова حُبُّ، حَبِيبٌ، حَبِيبَةٌ любовь, любимый, любимая? Каждый человек испытывает чувства любви сначала к своим родителям, а затем, становясь взрослым, к своим детям, супругу/супруге, родным и близким. Запоминая это слово, Вы можете представить человека (людей), которого любите. Или же слово كُرْسِيٌّ стул, например, можно запомнить представляя Ваш любимый стул, на котором любите сидеть, который есть у Вас дома. В этом случае слова приобретают индивидуальность, значимость лично для Вас, и больше не звучат похоже на другие!

Стратегия 2. Цель и мотивация. Тут все просто. Вы должны точно понимать, для чего Вам нужно изучать язык. Может быть, для общения с друзьями — носителями изучаемого языка? Или же для ведения бизнеса, работы? Если у Вас есть конкретная цель, то и с мотивацией должно быть все в порядке.

Стратегия 3. Встраивание новой лексики в жизненный опыт. Для реализации данной стратегии необходимо применять новые слова в контексте именно Вашей жизни, в конкретных ситуациях и событиях. Например, когда Вы идете по улице и уже ранее выучили слова أَشْجَارٌ «деревья» и شَارِعٌ «улица», вы можете мысленно или вслух (если нет людей рядом) сказать фразу أَشْجَارٌ فِي الشَّارِعِ — «деревья на улице». Или же, допустим, при поездке в транспорте, можно попробовать описать свою поездку, т.е. конкретное свое действие, мысленно проговорить «я еду на автобусе (машине)» — أذْهَبُ بِالْحَافِلَةِ (بِالسَّيَّارَةِ) \ أَنَا ذَاهِبٌ فِي الْحَافِلَةِ (السَّيَّارَةِ . Ничего страшного, если какое-либо слово, необходимое для составления предложения Вы еще не изучали и не знаете. Просто говорите это слово на русском, а остальные, те что уже изучили, на арабском. Главное в данной стратегии — заставить мозг использовать выученную лексику, органически включая в речь!

Стратегия 4. Детский алгоритм запоминания слов. Заключается в применении детского неосознанного опыта в изучении родного языка. Ребенок, по мере подрастания, учится говорить. Он запоминает новые слова, начиная со слов «мама» и «папа» из уст родителей и окружающих, и тут же начинает эти слова повторять, как только увидит какой-либо объект, связанный с новым запомненным словом. Например, запомнил слово «стол», ребенок начинает говорить «стол! стол!» как только увидит какой-либо стол. Почему так происходит? Потому что сама Природа так задумала, заложила в нас этот алгоритм. Так почему бы нам не следовать этому алгоритму, ведь ничего не бывает так просто, как естественная, изначально заложенная в нас привычка, реакция, инстинкт и т.п. Будьте на чуть-чуть детьми! Вспомните слово на иностранном языке, если увидите где-либо предмет, связанный с этим словом, проговорите слово, повторите его.

Также хотелось бы дать пару советов, которые, надеюсь будут полезны всем изучающим арабский язык.

Совет первый. Данным способом пользовался в свое время, когда только начинал изучать английский, а затем и арабский. Суть заключается в том, чтобы сделать наклейки с арабскими словами на окружающие предметы в доме. На шкаф наклеиваем слово خِزَانَةٌ , на стену слово حَائطٌ и جَدُرٌ и т.д. Таким образом Вы будете постоянно запоминать названия окружающих в быту предметов в кратчайшие сроки, нарабатывать базовую, обиходную лексику.

Совет второй. Ведите личный словарик. Это может быть любая тетрадь или блокнот с расчерченными вертикально страницами (по одному столбцу для арабского слова, транскрипции и перевода), либо готовый разграфленный словарь для записи иностранных слов, который продается в книжных магазинах в отделах с учебниками по иностранным языкам. Записывайте все новые слова, которые встречаются в уроках и учебниках. Это позволит Вам в дальнейшем возвращаться к повторению этих слов, не забывать их, пока они твердо не закрепятся в памяти. Сначала слов будет не много, а затем их количество вырастет и до ста, и до двухсот, и трехсот и более. Важно заметить, что повторять слова, если их много, не нужно все за один раз. Достаточно уделять повторению слов 5-10 свободных минут между делами, а в место, на которым Вы останавливаетесь класть каждый раз закладку. При следующем «сеансе» повторения слов Вы сможете вернуться к тому месту в списке Ваших слов, в котором Вы остановились. Уделяя повторению слов не долгое время, но при должной частоте, Вы не будете уставать, а повторение слов станет увлекательной игрой на память, в то время как длительные «сеансы» повторения большого количества слов вызовут отторжение и не желание этим заниматься.

Техника повторения арабских слов в личном словарике.

Что касается самой техники повторения, то производится она следующим образом. Широкой закладкой или листом бумаги закрывается столбец с русскими словами. Затем прочитывается арабское слово из открытого столбца, вспоминается значение этого слова, после чего закладка/лист бумаги сдвигается на одну строку вниз. Если значение совпало, двигаемся дальше и вспоминаем остальные слова. Если же Вы забыли значение слова, то его необходимо прочитать несколько раз, ассоциировать со своим личным опытом, связать со своими предметами, людьми, эмоциями и т.п., и только затем двигаться дальше. Данную технику можно применять и наоборот, закрывая арабские слова и оставив открытыми русские.

Надеюсь, вышеописанные стратегии и советы будут для Вас полезными. Если же Вы пользуетесь какими-либо еще методами, поделитесь своим опытом в комментариях, а также задавайте вопросы, если таковые будут.

Особенности. Познание арабского языка ныне является довольно перспективным, так как страны арабского мира понемногу обретают важное значение на международной арене и для того, чтобы вести дела с их поверенными, налаживать связи, нужны опытные переводчики. Принимая решение о самостоятельном освоении арабского языка , целесообразно сначала начать познание его истории, специфики формировки, ознакомиться с культурой и обычаями стран, где он возник и формировался, так как в этом эпизоде взаимосвязанность между культурой и языком является очень крепкой.

История арабского языка начисляет не одно столетие. Он является одним из семитических языков, на котором официально говорят не лишь в странах Аравийского полуострова, но и в Ливане, Сирии, Судане, Египте, Тунисе, Марокко, Алжире, Западной Сахаре, Мавритании, Джибути и Сомали. Также арабский довольно хорошо распространён на Мальте, в Израиле, Республике Чад.

Помимо того, говоры арабского языка можно повстречать на территории таких стран, как Афганистан, Турция, Иран, Узбекистан, Кипр. Арабский язык является государственным языком Лиги арабских государств, одним из официальных языков Интерпола и Организации Объединённых Наций. Изучение арабского языка является обязательственным в исламе, так как собственно на нём была написана божественная священная книга Коран.
В связи со всеми этими факторами на арабском языке говорят либо, во всяком случае, знают и применяют его больше миллиарда человек, что делает его актуальнейшим и перспективнейшим для познания. Исследчиками арабский язык разделяется на такие три типа: современнейший, классический и диалектный.
Современнейший литературный язык ныне применяется разными СМИ, в деловитом переписывании, литературе и он является больше всего преимущественным для познания языковедами, так как собственно эту вариацию применяют в деловитых беседах, на совещаниях, собраниях и так далее.

Классический арабский язык – это говор Корана и всей арабской литературы до исламского века и до самого позднего среднего века. Познают его, обычно, лишь учёные-востоковеды и те, кому нужно иметь возможность читать божественные книжки в оригинале, хорошо в них разбираться и понимать классический язык. Чтобы трудиться переводчиком с арабского в какой-нибудь бизнес структуре либо организации надобности в познании классического языка не имеется.
Диалектальный язык применяется в живом контакте – почти каждое из государств арабского мира предусматривает контакт на собственноличном говоре арабского языка. Кроме того, форма мальтийского языка, которая применяется жителями острова Мальта, предусматривает соединение латинского и арабского обычая и поэтому считается вообще-то отдельным языком.

Чтобы иметь возможность трудиться с документацией, а с людьми, оказывать услуги одновременного перевода, желаемо познавать классический арабский и какой-то говор, подбор которой зависит от того, с поверенными какой страны в дальнейшем рассчитывает работать языковед. Однако, как говорят мастера, познание говоров на основе классического арабского совершается не очень сложно.
За какой срок обычно выучивают. Количество времени, которое требуется на освоение этого восточного языка, напрямую зависит от стремления выучить язык. В среднем при присутствии упорства на постижение базисных основ хватает одного года. На очень хорошем уровне язык можно освоить за три года.
Познать этот сложный язык возможно результативно и качественно, если соблюдать нетрудные нормы. Для этого нужно: Учебник для свободного учения по арабскому языку (лучше всего пару книжек), беспрепятственный подступ к всемирной сети, тетрадки (две по восемьдесят листов, одна по двадцать четыре листа).

Первое: Отметить намерение познания языка. Отчётливо поставленное намерение подводит на достижение итога. Видя намерение можно поделить познание на нужные стадии и править учебную инициативу в личных заинтересованностях.

Второе: начинать познавать арабский язык с его литературной вариации. Дело в том, что в арабском языке множество говоров, и познание какого-то одного из них приметно уменьшит круг связи, тогда как литературная вариация доходчива поверенным всех арабских говоров.

Третье: Заниматься не меньше трёх раз в неделю. Систематическое, целесообразное каждодневное познавание языка даёт более надёжные итоги, чем обучение раз в неделю. При отсутствии постоянных уроков прошедшее быстро забывается.
Четвёртое: Предоставить особенное внимание познаванию арабского алфавита. При относительной элементарности в познавании грамматики этого языка, главная преграда, с которой придётся сталкиваться – это еле заметные отличия в написании кое-каких букв, от которых зависит значимость слова.

Пятое: Завести отдельную тетрадку для грамматики и выполнения задания, а также большущую словарную тетрадку, в которую на первичной стадии обучения стоит конспектировать завершённые фразы и устойчивые выражения.

Шестое: Применять большое количество аудио материалов. Собрание арабского языка характеризуется присутствием таких звуков, которые абсолютно не типичны для русского языка, потому как арабский язык полон шипящих звуков. Аудио материалы помогут познать правильный выговор.

После окончания 10-го класса на летние каникулы я поехал в Дагестан. Обычно там постоянно находишься в окружении родственников. Но в один день я остался в Махачкале, предоставленный самому себе. И пошел погулять по городу. Наверное, это была моя первая самостоятельная прогулка по чужому городу. Я шел по проспекту Гамидова в сторону гор. И вдруг, увидел вывеску "Исламская лавка". Как бы это странно не казалось, но моим первым приобретением в Дагестане была арабская пропись.

Придя домой к дяде я открыл ее. Там были все виды написания букв и объяснялось их произношение в привязке к дагестанского алфавиту "Буква ع примерно соответствует арабскому гI ", "Буква ح похожа на аварское хI ". Вместе с ظ это были самые трудные для меня буквы, т.к. трудно было представить, как их произносить, а другие в основном были и в моем языке. Так я начал самостоятельно учиться читать по арабски. Обычный российский подросток, далекий от религии. Потом я уехал в горное село деда. Это было время, наполненное событиями переходного возраста, когда многое пробуешь в первый раз. Вместе со всем этим я попробовал и учить арабский язык. Что двигало мной, когда я тогда купил эту пропись - для меня до сих пор мистика.

Недавно нашел свои первые попытки писать по-арабски, которые я начал как раз в то лето в селе у дедушки. (Если кликнете на скрины, они должны увеличиться. Зрелище не для слабонервных, предупреждаю).

Потом, уже на 4-м курсе университета я начал делать намаз, стал ходить в мечеть, познакомился с мусульманами. Как-то в пятнице в мечети я поздоровался с одним из знакомых:

Ассаламу алейкум! Как дела? Чем занимаешься?
- Ва алейкуму ссалам! Альхамдулиллах. Вот, арабский язык изучаю.
- Как изучаешь? Есть какие-то курсы?
- Нет, самостоятельно, по учебнику "Учись читать Коран по-арабски".

Потом этот брат уехал в Казань учиться и там у него появились новые учебники, а книги Лебедева "Учись читать Коран по-арабски" он продал мне за 500 руб, когда вернулся из Казани на свои первые каникулы.

Я подрабатывал ночным охранником в магазине и брал эту книгу с собой на дежурства. Начал читать ее в свободные минутки между мордобоями местной алкашни и пока меня не срубал сон. Стоило начать знакомство с книгой, как я подумал - "Субханаллах, да этот арабский язык же такой простой для изучения".

Моему восторгу не было предела. За месяц я прошел первую книгу. Слова там даже не заучивал - просто внимательно изучал новые правила и читал упражнения к ним.

Потом в руки попал другой учебник (я о нем уже писал в посте "Карандаш, пишущий в мозг) . Я стал банально в день учить по уроку (они там очень маленькие). Просто заучивал новые слова с утра - а потом весь день повторять их (в автобусе, при ходьбе пешком и т.д.). Через пару месяцев я уже знал почти 60 уроков наизусть - все слова и обороты речи которые встречались в них.

Через 2 месяца занятий я был в гостях у араба и с удивлением для себя обнаружил, что могу не говоря ни слова по-русски общаться по-арабски!!! Это начиналось как шутка. Я поздоровался по-арабски, а друг ответил. Затем я спросил еще что-то и он снова ответил по-арабски. И когда диалог начался, будто пути назад не было. Словно мы не знали русский язык. У меня от счастья аж коленки дрожали.

Раньше мне требовалось учить Коран "фотографически" - тупо запоминать порядок всех букв в словах. Например, на заучивание суры "Ан-Нас" у меня ушло несколько дней. А после того как я усвоил азы грамматики, можно один раз прочитать перевод Крачковского и арабский текст аята (сопоставляя каждому арабскому слову перевод), повторить пару раз - и аят запоминается. Если так пройтись по небольшой суре (вроде Ан-Наба "Весть"). Через пол часа изучения я могу смотреть на перевод Крачковского и читать суру по-арабски (по сути по памяти). Самым сложным обычно бывает запомнить порядок аятов.

Моя трагедия заключается в том, что научившись читать (самостоятельно и бессистемно на это ушло около двух месяцев), я просто не представлял себе, что можно потратив еще столько же времени изучить азы грамматики и еще, если сделать усилие и наработать активный словарный запас - можно очень скоро заговорить по-арабски.

Самая большая проблема для многих людей заключается в том, что они представляют язык как неприступную крепость, на штурм и осаду которой уйдет много лет. И только после этого вы овладеете ей. На самом же деле изучение языка лучше представить как небольшой коттедж, который вы строите по частям. Изучив базовую грамматику (изменение глаголов по лицам и временам, изменение падежей и т.п. - по объему это брошюрка в 40 страниц) - считайте, что вы залили фундамент. Далее, появилась возможность - построили комнату, где можно уже жить и переехали туда. Потом - кухню. Потом - построили гостиную, детскую, и все остальные комнаты. Видел, как таким образом строят дома в Дагестане. Вместо того, чтобы снимать квартиру, покупают недорогой участок, заливают фундамент и строят хотя бы одну комнатку, куда переезжают. А потом по мере возможности продолжают возводить дом на уже залитом фундаменте.

Если вдруг кто-то захочет повторить мой путь, который я считаю оптимальным для тех, кто делает это в основном самостоятельно, например, в свободное от основной учебы или работы время, вот приготовил подборку материалов (сейчас они стали более доступны, и лучше).

→ (самоучитель по чтению и письму с озвучкой каждого слова и множеством подсказок)

2. Основы грамматики. Для изучения грамматики лучше вооружиться многими книгами и выбрать из них самую подходящую себе. Одно и то же правило может даваться разными словами в разных книгах - так что можно непонятные моменты рассматривать с разных сторон. Начните с одной книги, и по мере надобности скачивайте остальные.

→ Лебедев. Учись читать Коран по-арабски - ненавязчивое объяснение основ грамматики на примере аятов из Корана (лично прошел первый том. ненавидел всю жизнь изучать ин.яз, но эту книгу прочитал как художественную, и понял, что арабский язык - мое).

→ - сжатый объем 40 страниц дает все основы (краткий конспект любого учебника).

→ . Новый основательный учебник, содержит основы грамматики с многочисленными примерами, а также основы морфологии. Очень доступный язык и щадящий объем.

→ (сам не проходил но слышал отзывы друзей).

→ (Классика жанра. Обычно его используют как справочник, где можно найти любой вопрос по грамматике).

Думаю, этих книг должно хватить с запасом. Если не устраивает, гуглите еще Кузьмина, Ибрагимова, Фролову и др.

3. Наработать активный словарный запас.

→ . - прочитайте внимательно предисловие к этой книге и вы все поймете. Я реально жил с этой книгой несколько месяцев, пока не выучил 100 уроков (в статье "Карандаш, пишущий в мозг" как раз писал об этом). Если вы повторите "мой подвиг", ощутите свою близость с арабским миром - кроме шуток.

4. Практика языка.

→ Познакомьтесь с арабами, старайтесь общаться с ними. К примеру, можете поискать в мечети студентов, которые только приехали в Россию и плохо говорят по-русски. Если вы будете гостеприимны и не навязчивы, то у вас могут установиться очень теплые дружественные отношения. Вы сможете усвоить язык прямо от носителя.

→ Научитесь печатать по-арабски (). Так вы сможете гуглить интересные вам материалы, любимые нашиды на ютубе и т.п. Сможете окунуться в арабский интернет, участвовать в их форумах, обсуждениях, завести друзей на FaceBook и т.д.

Можете сохранить в закладках вторую часть статьи, вот ссылка

Впервые за все время ведения блога позволю себе поприветствовать Вас так, как это делается во всем мусульманском мире – Ассаляму Алейкум! Сегодня будет очень необычная по формату статья о том, как я в 9 лет научился читать Коран, но потом успешно все забыл. Через несколько лет предпринял очередную попытку научиться чтению Священного Писания, а позже уже сам обучал людей.

Для тех, кто уже давно хочет научиться читать на арабском языке, я подготовил приятный презент в конце статьи. Кроме того, только для читателей моего блога – специальное и очень выгодное предложение! Но, все это смотрите ниже, а сейчас, с вашего согласия, начну свое повествование…

Не сказать, что у меня с детства была мечта – Коран читать . Все началось очень забавно, в далеком 1994 году отправила бабушка меня, семилетнего мальчугана, за хлебом в соседний ларек. По закону подлости, хлеб только раскупили, и пришлось мне направиться на рынок. У входа я обратил внимание на старого аксакала, который разложил на столе какие-то книги и крутил в руках .

Старик тот оказался юмористом и решил подшутить над маленьким мальчиком (то есть, надо мной), подозвал к себе и спросил: «Малыш, не знаю, что ты ищешь, но это не так важно. Купи лучше у меня Коран – он будет кормить тебя всю жизнь». Признаюсь, до этого о Священной книге мусульман я знал ровно столько, сколько о нас с вами знает вожак племени Убра-Куку из Руанды.

Несмотря на свой почтенный возраст, этот старичок мог бы дать фору многим современным маркетологам. Представляете, из огромной толпы точно определить того, кому может быть интересен Коран, подозвать его к себе и правильно нажать на «больное», чтоб желание купить здесь и сейчас возобладало над всеми возражениями. Тем не менее, продать он мне ничего не смог, так как денег у меня в кармане хватало только на хлеб. Но, стойкое желание убедить бабулю в необходимости столь нужной покупки он у меня вызвал.

Мне не пришлось долго уговаривать бабушку, чтоб она приобрела Священное писание. Оказалось, что она уже сама давно думала о том, как бы меня отдать мулле «на поруки». Вот так, с легкой руки того аксакала, в один из прекраснейших дней направился я уверенной походкой к старой женщине, которая обучала детей чтению Корана. Поначалу все шло гладко и чинно, я слыл преуспевающим учеником, но потом оказалось, что либо я – не совсем смышленый, либо же – женщина методически неграмотно подошла к обучению детишек. Одним словом, интерес к обучению у меня вскоре пропал.

Как говорится, назвался груздем – полезай в корзину, пришлось стиснуть зубы и учиться. Кстати, есть такая традиция: после того, как человек заканчивает обучение Корану – проводят «гуран-чыхан». Типа выпускного на современный лад, родственники приносят всякие «вкусняшки», подарки и деньги, но достается все это мулле. Расклад этот мне не совсем понравился, напрягался и учился я (не важно, как) – а в шоколаде мулла.

Стыдно признавать, но одно радовало – теперь все было позади. Все остались в выигрыше – мулла при подарках и деньгах, бабушка исполнила свою мечту, а я думал, что умею Коран читать . Хотя, читать я действительно мог, только лень-матушка со временем взяла вверх. Дело в том, что нужно было постоянно читать, чтоб не забыть язык. Но, заставь маленького сорванца каждый день два часа сидеть и читать, когда твои друзья за окном в футбол гоняют. Но, как оказалось позже, дело было не во мне, а в преподавании. Методика обучения была построена в корне неправильно. Но, понимание этого пришло позже. Через два-три года я «благополучно» все забыл.

Как нужно правильно учиться Коран читать?

Примерно в 14 лет меня снова посетила муза, и захотелось овладеть-таки языком своих праотцов. Ах да, внесу ясность – по происхождению я перс и предки мои говорили на фарси. Наверное, именно генетика способствовала моим добрым начинаниям. Так я оказался у очень уважаемого в педагога, который обучал чтению Корана – Хадж Вагифа. Совсем недавно узнал, что его не стало...

Несколько слов о своем учителе – мало таких отзывчивых и добрых людей встречал по жизни. Было такое ощущение, что он вкладывал в наше обучение всего себя. Человек почтенного возраста каждый день ходил в горы, по 10-12 часов работал в огороде, а вечером приходил домой и брался за обучение. Достойнейшим человеком был!

До сих пор помню слова своего наставника, которые он произнес в первый день моего обучения: «Я научу тебя читать Коран так, что ты никогда не забудешь правила чтения. Даже если пройдет 20 лет, и ты за это время ни разу не взглянешь на арабскую письменность, все равно сможешь свободно читать Священное Писание». Учитывая мой печальный опыт, слова его были восприняты с иронией. Впоследствии оказалось, что он был прав!

Итак, обучение чтению Корана состоит из четырех главных составляющих:

  • Изучение алфавита (на арабском языке алфавит называется – «Алиф ва ба»);
  • Обучение письму (в отличие от русского языка, здесь все намного сложнее);
  • Грамматика (таджвид);
  • Непосредственное чтение.

На первый взгляд все может показаться простым, как один-два-три. На самом деле, каждый из этих этапов делится еще на несколько подэтапов. Главный смысл здесь заключается в том, что обязательно нужно научиться ПРАВИЛЬНО писать на арабском языке. Заметьте, не грамотно, а именно правильно. Пока не научитесь писать, нельзя переходить к грамматике и чтению. Именно этот аспект был упущен в методике моего первого наставника. К чему привело данное упущение – вы уже знаете.

Еще два важных момента: первое – по данной методике вы научитесь только писать и читать на арабском, но не переводить. Для углубленного обучения люди ездят в арабские страны, где в течение 5 лет грызут гранит науки. Второе – сразу же определитесь, на каком Коране будете обучаться. Да-да, есть разница и в этом. Многие старые наставники обучают на Коране, которые в народе называют «Газан».

Не советую этого делать, так как потом будет сложно «переходить» на современный Коран. Смысл текста везде одинаковый, только шрифт сильно отличается. Конечно же, «Газан» проще, но лучше сразу же начинать обучение с нового шрифта. Знаю, что сейчас многие не совсем поняли разницу. Чтоб было понятнее, шрифт в Коране должен быть таким, как показано на картинке ниже:

Выгодное предложение!!!

Кстати, там же можно подобрать понравившийся футляр и подставку. Да, количество Коранов ограничено, так как больше просто не разрешают проносить через границу.

Будем считать, что у вас есть Коран (либо вы ), пора переходить к алфавиту. Здесь рекомендую сразу же завести тетрадь и вспомнить свой 1 класс. Каждую буквы раз 100 нужно будет вывести в тетради. Арабский алфавит не такой сложный, как русский. Во-первых, букв в нем всего 28, во-вторых – гласных букв всего две: «алиф» и «ей».

С другой стороны, это может и усложнить понимание языка. Ведь, кроме букв, есть еще и звуки: «а», «и», «у», «ун». Более того, почти все буквы (кроме «алиф», «даль», «заль», «рей», «зей», «уау») пишутся по-разному в начале слова, в середине и в конце. У многих вызывает большое затруднение и то, что читать нужно справа налево. Все привыкли читать «нормально» — слева направо. А тут все наоборот.

Лично мне это доставляло неудобства при обучении письму. Здесь важно, чтоб уклон в почерке был справа налево, а не наоборот. Долго привыкал к этому, но в итоге довел все до автоматизма. Хотя, порой тоже бывает, что забываю про уклон. Кстати, вот арабский алфавит (желтыми рамками выделены варианты написания букв в зависимости от их расположения в слове):

На первых порах очень важно, чтоб вы писали как можно больше. Нужно «набить руку» на этом, так как в этот период строится фундамент вашего обучения. За 30 дней вполне можно вызубрить алфавит, знать варианты написания букв и научиться писать. К примеру, ваш покорный слуга уложился в 18 дней. Хотя, тогда наставник отметил, что это рекорд! Уж больно интересно мне было все это, и обучение давалось легко.

После того, как алфавит изучен, писать вы уже можете, можно переходить к грамматике. В арабском языке ее называют «таджвид» — правила чтения. Грамматику можно постигать уже непосредственно во время чтения. Только один нюанс – в Коране начало не там, где мы привыкли. Первый наставник начал обучение «с конца» Корана (в обычных книгах – это начало), а второй поступил правильно – обучение начали с 1 суры Корана «Аль-Фатиха».

Дальше уже вам нужно будет ежедневно читать по 1-2 страницы по 10 раз каждую. Времени это занимает примерно час-два на первых порах. Потом количество страниц можно увеличивать. Максимально я читал 15 страниц. Мы приходили на занятие, читали отрывок из Корана – домашнее задание, получали обратную связь от наставника, он указывал на ошибки и давал новое д/з. И так почти 3 месяца! После того, как вы уже в совершенстве будете Коран читать , можно попробовать научиться «авазу» — чтение пением. У меня получилось не до конца, но все же…

Друзья, конечно же, невозможно посредством статьи передать все, что можно рассказать. Поэтому, если у вас есть желание научиться читать на арабском языке, поищите в вашем городе медресе или наставников. Сегодня это уже не проблема. Уверен, что живое обучение будет в 100 раз эффективнее. Если же у вас нет такой возможности, то вот обещанный презент в начале статьи – скачайте и установите на свой компьютер программу Zekr. Она поможет вам научиться читать и прослушивать Священное Писание. Программа абсолютно бесплатная. Статью в Википедии о программе , там же есть ссылка для скачивания.

Позвольте на этом закончить свои мысли. Очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Буду рад прочитать ваши мысли в комментариях, пишите все, что думаете (в разумных пределах), готов обсудить мнение каждого. В заключение хочу показать вам очень интересный документальный фильм «Коран» от National Geographic:

P.S. Напоминаю еще раз про 15% скидку при в нашем интернет-магазине.



Статьи по теме: