Кто и как изучает природу.docx - тема: кто и как изучает природу. Профессии, связанные с природой Кто изучает природу профессия окружающий мир 2

Класс: 2

Единица содержания : способы познания окружающего мира.

Цель урока

обучающий аспект :

  • знать названия естественных наук и учёных (познавательные универсальные учебные действия);
  • познакомиться с научными методами познания (наблюдение, измерение, эксперимент) (познавательные универсальные учебные действия);
  • учиться ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (познавательные универсальные учебные действия).

развивающий аспект :

  • развивать логическое мышление при выполнении заданий на соответствие иллюстрации и информации о ней (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать речь, описывая на «языке науки» иллюстрации (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие объектов и их признаков (личностные универсальные учебные действия);
  • развивать внимание и точность при организации и контроле, оценивании результаты собственной учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект :

  • воспитывать познавательный интерес к изучению закономерностей мира природы (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать ценностно-смысловое отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру совместной деятельности в парной работе (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока : урок изучения новых знаний.

Этапы урока :

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усвоение нового материала;
  • первичная проверка усвоения;
  • итог на рефлексивной основе;
  • домашнее задание.

Ресурсы урока: презентация, ЦОР «Дневник наблюдений» , тренажер, тест , измерительные приборы и лабораторное оборудование, выставка книг, видеофрагмент сказки Ю.Олеши «Три толстяка», видеофрагмент «Как работают синоптики» , схема «Правила работы в группе» .

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой - 4 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Урок - «Окружающий мир». Думай! Учись! Преуспевай!

Начнём мы его с повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»…

Деятельность учителя

Посмотрите видео фрагмент и послушайте:

О ком будет повествование;

Кем был герой;

Как стал тем, кто есть.

Вопрос: Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Запись темы на доске.

Деятельность учащихся

Просмотр видеофрагмента.

Ответы на вопросы.

КТО? Доктор Гаспар! Учёный! КАК?

Изучил более 100 наук.

Тема урока: «Кто и как изучает окружающий мир»

2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) - 6 мин.

Задача: обеспечение мотивации

Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов)

Форма работы: парная

Деятельность учителя

Только человек может изучать.

Что помогает человеку познать окружающий мир? Органы чувств.

Что бы ответить на этот вопрос, предлагаю задание:

Определите по цитате из произведения, о каком органе чувств сообщается.

Проверка выполнения.

Глаза, уши, нос, язык, кожа - органы чувств , которые сообщают нам сведения об окружающем мире.

Деятельность учащихся

Определяют по цитате из художественного произведения, о каком органе чувств говорится.

Если верно «+», если неверно «-».

3. Постановка целей - 20 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Форма работы: групповая

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Оценивание: количество правильных ответов.

Деятельность учителя

Сто наук потребовалось доктору Гаспару, чтобы познать окружающий мир.

Доктор Гаспар - учёный. Кто такой учёный?

Это специалист в какой-либо области, внесший вклад в науку.

Каких учёных, познающих окружающий мир, вы знаете?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить задание.

Деятельность учащихся

Групповая работа.

Правила работы: Заполните пропуски в тексте и представьте учёных.

Инструктаж.

Проверка задания: био логи, астро номы, гео графы, эко логи.

Деление на группы по 3 человека.

Осмысление и принятие учебной задачи.

Организация работы в группе.

Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы.

План ответа:
1. Наука
2. Профессия
3. Чем занимается
4. Музей
Представление работы.
Количество правильных ответов.

Наук сейчас много больше, чем когда-то изучал доктор Гаспар.

Как ты думаешь, чем так увлечена девочка?

Можно ли наблюдать за цветами, не срывая их?

Что можно наблюдать в природе?

Наблюдать можно даже дома! Например, что происходит, когда мороженое лежит на тарелке? Когда гвоздь подносишь к магниту? Когда кипит чайник?

- Наблюдение отличается от простого «смотрения». Когда человек наблюдает, он пытается понять, как меняется то, что он наблюдает, почему это происходит.

Во время наблюдений проводят измерения, используя приборы .

Дневник наблюдений

Пол Пил . «Юный ботаник».

Канадский художник Пол Пит известен замечательными портретами детей. На картине маленькая девочка разглядывает цветок. Взгляд ее внимателен. Мы не знаем, кем она стала, когда выросла. Но наверняка она выросла умным и наблюдательным человеком.

Ответы на вопросы. Рассматривание картины.

Ж.Л. Перье. Алхимик
На картине изображен старик с седыми волосами. Наверное, он уже много лет занимается экспериментами. У него есть мастерская, в которой много разных приборов. Рассмотри предметы, которые есть в помещении. Для чего они нужны?

Посмотрите, у меня в баночках налита обыкновенная вода, но сейчас я скажу волшебные слова – наблюдайте, что произойдет:

Ой, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
В этой банке красной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Ты сейчас зелёной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой умелый,
Стань, вода-водица,

Научное наблюдение отличается от обычного тем, что его условия наблюдатель задает сам (контролирует) и, если надо, изменяет. Научное наблюдение проводится с помощью научных приборов и называется экспериментом .

Чаще всего эксперименты проводится в специальном помещении – лаборатории .

Ход эксперимента записывают в специальный журнал – лабораторный . Для этого можно использовать и обычную тетрадь, но записи в ней делают специальные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, цель и ход эксперимента: что делали, что наблюдали, какой результат получили.

Вы ежедневно растворяете сахарный песок в воде. Проведите эксперимент…

Жак Луи Перье . «Алхимик».
Алхимиками называли людей, которые искали способ превращения обычных металлов в золото и пытались найти особое лекарство (эликсир жизни), которое бы позволяло людям жить вечно. Алхимики ставили разные эксперименты, изучали вещества, но своей цели так и достигли.
Рассматривание картины.

Фотографирование эксперимента.
Научное наблюдение.

Этап применения знаний - 5 мин.

Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: продуктивный

Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Предположи, что изучают ребята.

Какие приборы помогут?

Глеб с книгами…

Маша с водой…

Миша с кристаллами…

Афина с Луной…

Мария с гербарием…

Деятельность учащихся

Выполняют упражнение-классификацию
в learningApps.

Показатели РРЭ: уровень качества овладения способами (приемами, правилами и т.д.)

Оценивание: верно, неверно.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 3 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия по содержанию учебного материала

КТО? био логи, астро номы, гео графы, эко логи.

КАК? наблюдения, измерения, эксперимент.

Рефлексия собственной деятельности.

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

Этап информации о домашнем задании - 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

с.88-89 пересказ, опыты (учебник), упражнение в learningApps.

Готовы к его самостоятельному выполнению.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР

Название объекта ЭФУ/ЭОР, сетевые сервисы, интерактивное оборудование

Тип, вид объекта
(текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет

Взаимоотношения человека и природы имеют давнюю историю. Длительное время попытки изменить природу и властвовать над ней ощутимо не влияли на жизнь человечества и не оценивались в связи с целесообразностью и опасностью для планеты. Но экологические катастрофы, которые начали сопровождать нас повсеместно, доказали что ни одно серьезное вмешательство в дела природы не может пройти бесследно и конец света может произойти по вине человечества.

Выбирая профессию, связанную с природой, человек принимает на себя ответственность за то, как будет развиваться все, что нас окружает. Профессии, связанные с природой – это те профессии, предметом труда которых являются животные, растения и микроорганизмы.

Данные профессии связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.

Определенный интерес (но не основной) к природе есть у психологов, менеджеров по туризму и гостиничному бизнесу.

Особенностью биологических объектов труда является то, что они не только сложны, но крайне изменчивы и нестандартны.

Все живые организмы живут, вырастают, проходят этапы развития, но и болеют и гибнут.

Работнику необходимо не только много знать про живые организмы, но и необходимо предвидеть все те изменения, которые могут произойти с ними и эти изменения могут оказаться необратимыми.

От работника данной сферы потребуется самостоятельность и инициативность в разрешении конкретных задач, а также дальновидность и заботливость.

Также для этих профессий важна хорошая наблюдательность человека, способность ориентироваться в непредсказуемых условиях, изменять цели, выносливость и терпение к недостатку комфорта.

К профессиям, связанным с природой, можно отнести следующие.

  • . Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.
  • Специалист по охране леса или егерь. высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.
  • . Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.
  • Специалист по земельному кадастру или геодезист. Специалист по земельному кадастру ведет учет качества и количества земель, то есть он оценивает их плодородие и местонахождение. – это тот же землемер. Главной задачей геодезиста является изучение уклонов земли, чтобы правильно запланировать расстановку несущих конструкций зданий и колонн.
Кто и как изучает природу.

Цели и задачи: формировать представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира, развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование умений работать со словарём.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Что мы будем делать с вами,
Что б природе стать друзьями?
Что б природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество-внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!

2. Проверка домашнего задания.

1) - Откроем тетради на с. 19 № 32.
- Проверим Ваши знания:
Но пожар случиться может,
Пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже,
Как должны вести себя:
Если в двери выйти можно,
Так и сделаем, - уйдём,
Из квартиры всех животных
За собою уведём.
Дверь прикроем поплотнее,
О пожаре сообщим
И попросим всех соседей
Позвонить по “ 01 ”.

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут … (пожарный)

Запах, чувствуя в квартире,
Наберите “ 04 ”.

Если же не уходит газ, надевай … (противогаз)
- Молодцы!

2) Мир наш огромен, богат и ярок!

Человеку он дан не зря.
Но жить в этом мире каждый обязан
По правилам жизни, друзья.
Правила эти просты
Их выполним и я, и ты!
А человеку, который делает то, что желает
Правил этих не выполняет
Создает себе в быту такие проблемы,
Что нужно ему оказать помощь непременно.
- Для этого есть телефоны с номерами служб спасения.
- Если что-то горит, какой номер набираем?
- Когда кто-то кого-то обидел, какой номер набираем?
- По какому телефону позвоним, если плохо тебе или кому то еще?
- По какому телефону нужно звонить, когда запах ты газа вдруг обнаружил?

Вызывать службы надо по необходимости и правильно передавать сведения.
- А вы умеете разговаривать по телефону?
Сейчас проверим.
- С чего начинается разговор по телефону? Как называются эти слова? (слова приветствия)
- После слов приветствия, что должно звучать? (надо представиться).
- Как передавать сообщения? (чётко, кратко, не задерживать телефон)
- Примерный разговор. (инсценировка)
- Какую службу будем вызывать? Набираем номер службы …

3) Кроссворд. (презентация, слайд 2)

В К У С А
Р А С Ч Ё С К А
С Л Ё З Ы
О Г О Н Ь
М И К Р О Б Ы
Г А Н Т Е Л И

1) В полости рта есть зубы и язык. Это орган … (вкуса)
2) Этот предмет должен быть только в личном пользовании человека (расческа)
3) Если соринка попала в глаз, то они придут вам на помощь. Кто они? (слёзы)
4) Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
5) Если у человека грязная кожа, то на ней размножаются. Кто? (микробы)
6) Силачом чя стать решил,
7) К силачу я поспешил,
8) – Расскажите вот о чем,
9) Как вы стали силачом?
10) Улыбнулся он в ответ:
11) – Очень просто. Много лет,
12) Ежедневно, встав с постели,
13) Поднимаю я… (гантели)
- Какое слово у нас получилось? (ученые)

3. новый материал.

А знаете ли вы, кого называют учеными? (презентация, слайд 3)
Ученые – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.
- Каких ученых вы знаете? (экологи, биологи, астрономы) (презентация, слайд 4, 5)
Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.
Ученые экологи учат нас, бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным.
Биологи изучают живую природу.
Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём.
Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.
Ученые-генетики исследуют способы лечения болезней.
- Кто знает основные науки о природе? (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология). (презентация, слайд 6).
- А как учёные изучают окружающий мир?
Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении. Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов.
С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор.
Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел.
Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями.
Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов.
Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др. (презентация, слайд 7, 8)
На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание. (презентация, слайд 9).

4. Работа с учебником.

С. 50
- Давайте поставим себя на место ученых и попытаемся с помощью рисунков на с.50-51 повторить их действия, сформулировать познавательную задачу, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент с использованием приборов, сделаем научный вывод.
Девочка измеряет температуру воды, опуская в нее локоть (надо взять термометр).
Мальчик хочет узнать, какой учебник легче (надо взять весы).
Мальчики хочет узнать о растениях, которые они сфотографировали в дикой природе (Как они называются, какими обладают свойствами).
Девочка рассматривает строение маленького жучка (надо взять лупу).
Мальчик хочет рассмотреть поверхность Луны (надо взять телескоп).
- Кем хотят стать ученики?
Ботаниками, зоологами, астрономами, физиками, историками.
Девочка с микроскопом мечтает стать биологом.
Ребята со старинным шлемом – историками.
Ребята, собирающие электрическую цепь – физиками.
Мальчики с пробирками – химиками.
- Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики?
- А какой наукой хотели бы вы заняться?
Любое исследование начинается с наблюдения, поэтому окружающий мир необходимо наблюдать систематически.

5. Работа в рабочей тетради.

С.20 № 1.
Приборы для исследования. Что мы ими можем измерить? (вес, время, объем, размер, температуру)

6. Закрепление.

Карточки на столах.
- Какая наука что изучает? (работа в парах)

Астрономия живую природу

Физика небесные тела

Химия движение тел, электричество, звук, свет

География бережное отношение к окружающему миру

Биология вещества и их превращения

Экология форму, строение, состав и развитие Земли

Какие методы исследования потребуются для того, чтобы:
А) узнать скорость передвижения улитки, черепахи, гепарда (наблюдение, эксперимент).
Б) выяснить, какие тела плавают, а какие тонут в воде (эксперимент).
В) определить время восхода и захода Солнца (измерение, наблюдение).
- Подумайте, какие наблюдения, опыты, измерения вы можете провести дома. Разумеется, это должны быть действия, безопасные для вас и окружающих.

Угадай зашифрованное слово.
ИКМХИИ (химики)
ОБОИГЛИ (биологи)
ИКИИФЗ (физики)
ОКЛЭГИО (экологи)
НБИЮНЕЛДАЕ (наблюдение)

8. Домашнее задание.

Проведите опыты с магнитом: определите какие тела он притягивает, а какие нет.
- Понаблюдайте за поведением аквариумных рыбок или других животных и опишите их. Результаты запишите на листок.
- Понаблюдайте, что происходит в природе, нарисуйте или сфотографируйте то, что вас удивит, заинтересует.

Учебник с.50 – 53 пересказ

9. Итог урока.

Что изучали на уроке?
- Каких ученых вы запомнили на уроке?
- А какие запомнили основные науки о природе?

Т е м а: КТО И КАК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Ц е л и: повторить, кого называют учёными; познакомить с приборами, необходимыми для исследований; углубить
знания об этапах проведения эксперимента; формировать интерес к изучению окружающего мира.
О б о р у д о в а н и е: термометр, лупа, весы, фотоаппарат, бинокль, колбы, карточки с представленными заданиями.
Х о д у р о к а
I. Введение в тему.
Учитель читает стихотворение.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
II. Работа по учебнику.
– Знаете ли вы, кого называют учёными?
– Каких учёных вы знаете?
– Что изучают биологи? (Биологи изучают живую природу.)
– Что изучают географы? (Географы изучают и описывают Землю – планету, на которой мы живём.)
– Что изучают астрономы? (Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.)
– Что изучают экологи? (Экологи исследуют взаимосвязи между живой и неживой природой.)
– Что изучают учёные­генетики? (Генетики исследуют способы лечения наследственных болезней.)
– Как изучают окружающий мир учёные? (Учёные наблюдают за природными объектами, явлениями.Затем
проводят эксперименты.) Назовите приборы, которыми пользуются учёные. (Телескоп, термометр и т. д.)
З а д а н и е 1.
– Рассмотрите рисунки. Предположите, о чём хотят узнать ребята. (О свойствах воды, растениях, возрасте дерева, о
Солнце и звёздах.)
– Какие способы изучения окружающего мира они выбрали? (Наблюдение, проведение эксперимента.) Какие приборы
они могут использовать для своих исследований? (Термометр, лупу, телескоп, фотоаппарат, весы.)

З а д а н и е 2.
– Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики. (В кабинетах химии, физики,
биологии, истории.) Прочитайте выводы в учебнике.
III. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и е 1.
– Как называется эта группа изделий человека? (Это приборы.)
– Что можно ими мерить? (Весы – для измерения массы. Часы – для определения времени. Мензурка – для
измерения объёма жидкостей. Рулетка – для измерения длины. Термометр – для измерения температуры.)
З а д а н и е 2.
– Прочитайте текст. Назовите явления, которые происходят в неживой природе. (Образуются облака, сверкает
молния, замерзает вода в реке.) Назовите явления, происходящие в живой природе. (Созревают ягоды, желтеют
листья, птицы улетают в тёплые края.)
IV. Рассказ учителя об инструментах и приборах.
– Ни один опыт нельзя поставить без какого­либо оборудования – инструментов и приборов. При помощи
инструментов обычно проводятся ручные работы. Приборы люди придумывают для измерения чего­либо, для нагревания
или охлаждения чего­либо, для увеличения или уменьшения изображения.
– Назовите изображенные на рисунке (с. 72) инструменты, приборы. Для чего они служат?
Есть приборы простые, напримерфлюгер (в переводе обозначает «крыло»). Это металлический флажок, который
поворачивается под давлением ветра. Он показывает, в каком направлении дует ветер. Обычно флюгер устанавливают на
какой­то высокой точке. А есть приборы очень сложные, такие как телескоп.
Важным для нас прибором является термометр – он служит для измерения температуры.

Как называется профессия человека, который изучает природу?

    Натуралист, если человек весьма юный и входит в общество по изучению природы, то они называются юннаты!

    Окружающая нас природа очень много образна, поэтому профессий людей ее изучающих тоже много, при этом каждый изучает природу в своем направлении. Итак, природу и природные явления изучают люди следующих профессий: экологи, биологи, ботаники, зоологи, географы, геологи. В свою очередь внутри профессии может быть тоже своя специализация, еще более узкая. Например, географы могут специализироваться как картографы, моренисты, спелеологи и т.д.

    Природу чего? или какую природу?

    Можно изучать природу вирусов, и быть вирусологом , можно быть биологом, химиком и физиком,но при этом изучать природу.

    Я занимаюсь геологией, и в связи со сферой деятельности своей организации, приходится изучать природу.

    Тот кто изучает внутреннюю природу человека, он кто по профессии?

    Я думаю, что природа в данном вопросе приравнена к окружающей среде, а ее изучать может и биолог, и ботаник, и эколог, и географ, и геолог, и естествоиспытатель, и спелеолог, и зоолог, и физик в части изучения явлений природы. Выбирайте.

    Природу изучают люди многих профессий, это и биолог, эколог, химик, физик, геолог, географ, спелеолог. Также связаны с природой зоологи, вирусологи, лесники, флористы и многие другие. А детей, которые занимаются изучением природы, называют юными натуралистами.



Статьи по теме: