Эмпатия определение в психологии. Эмпатия в психологии: понятие и примеры. Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Развитие эмпатии.

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

  1. Активное слушание. Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).
  2. Упражнение «Убежище». Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.
  3. Проговаривание . Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.
  4. Анализ своего поведения. Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

Говоря простыми словами, эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих. Также это определение может включать в себя множество дополнительных аспектов. В зависимости от особенностей и интенсивности проявления, различают несколько видов этого состояния.

Что означает слово эмпатия

В переводе с греческого языка этот термин означает сопереживание. Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения.

Существует широкий диапазон проявлений этой способности – от полного погружения в чувства другого человека до объективного понимания эмоций других людей без вовлечения в них.

Такое состояние не имеет рационального объяснения и не является результатом интеллектуальных усилий. Эмпатическое понимание возникает само по себе, в некоторых случаях против воли человека. Существует много теорий на тему происхождения этого чувства. Большинство специалистов склоняются к тому, что эта способность передается на генетическом уровне.

Впервые в психологическую практику определение было введено американским специалистом по психологии Эдвардом Титчнером. Им же были установлена классификация принципов эмпатии, которая используется по сегодняшний день. Исследованием механизмов этого состояния занимались и многие другие ученые.

Руководитель центра прогрессивного развития в Вашингтоне, Дуглас Лабир предлагает ввести определение Синдром дефицита эмпатии (СДЭ). По мнению ученого, основной проблемой современного общества является сниженный уровень эмпатического понимания между людьми.

Как проявляется чувство эмпатии

Данное состояние проявляется искренним интересом к другому субъекту, а именно к его эмоциональному состоянию, проблемами и причинам тревоги.

Эта способность во многом зависит от других черт характера, уровня интеллекта и эмоциональной активности эмпата:

  1. Так, если индивид, наделенный этим даром, отличается эгоцентризмом (неспособность воспринимать другие точки зрения) и зациклен на своей персоне, то он не может глубоко проникать в чувства и мысли окружения.
  2. При недостаточной интеллектуальной развитости индивид с эмпатическими наклонностями может делать примитивные выводы и неправильно трактовать свои ощущения о состоянии другого человека.
  3. Аналогичная ситуация может развиваться если тот, кто обладает этой способностью, отличается эмоциональной сухостью.

Следует отметить, что в большинстве случаев те, кто обладают склонностью к эмпатии, являются людьми с высоким уровнем духовно-интеллектуального развития.


Проявлениями этого состояния являются:
  • интуитивное осознание чувств и состояний других субъектов;
  • переживание эмоций, схожих с теми, которые испытывает собеседник;
  • умение примерять на себя роли других людей;
  • навыки принимать чужую точку зрения без препятствий;
  • оценка ситуации с позиции другого человека.
Помимо вовлечения в переживания своих близких и коллег, эмпаты могут демонстрировать высокий уровень сопереживания героям фильмов и литературных произведений. Каждый из вышеперечисленных навыков может проявляться в большей или меньшей степени по отдельности или в совокупности с другими факторами. Особенности проявления этого чувства зависит от того, к какому виду эмпатии больше всего склонен человек.

Виды эмпатии в психологии

Изучением этого явления в большей степени занимаются такие специалисты, как психологи, психотерапевты и психоаналитики. В психологии существует отдельное направление, предложенное Карлом Роджерсом, которое называется клиент-центрированная терапия и основывается на эмпатии. Именно на ней строил психолог работу с пациентами.

Роджерс определяет это состояние как способность обуть ботинки и изнутри воспринимать систему координат собеседника.


Согласно предложенной Эдвардом Титчнером классификации, существует несколько видов этой способности:
  1. Эмоциональная эмпатия. Люди, склонные к этому чувству подражают эмоциям своего окружения, и воспринимают их боль и переживания как свои собственные. При этом в любой момент они готовы откликнуться на волнения своего собеседника.
  2. Когнитивная эмпатия . Эта способность проявляется в умении проводить сравнение и анализ мыслей, беспокоящих оппонента. То есть эмпат не просто воспринимает чувства своего визави, а подключает умственные способности для того, чтобы понять происходящее.
  3. Предикативная эмпатия – значит, предугадывать ощущение и поведение другого человека при определенных обстоятельствах. Особенно ярко проявляется эта способность в конфликтах и ссорах.
Различают также две отдельные формы эмпативного состояния:
  1. Сопереживание, которое выражается в переживании тех же эмоций, которые испытывает оппонент.
  2. Сочувствие, проявляющееся в возникновении личных чувств по поводу ситуации, в которой находится собеседник.
К примеру, если в беседе эмпата с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у субъекта с эмпатическими наклонностями тоже появятся слезы. При сочувствии он может начать его жалеть, переживать, то есть выражать собственные эмоции.

Степень проявления эмпатических наклонностей

В психологии различают четыре уровня эмпатии:
  1. Повышенный . Проявляется ярко выраженной способностью вникать в проблемы других. Индивид перестает отделять свои проблемы от чужих, что в большинстве случаев провоцирует много проблем в его личной жизни. Чаще всего такие люди испытывают необоснованное чувство вины, страдают чрезмерной ранимостью и впечатлительностью.

    Психологи называют этот вид аффективной эмпатией. Многие люди с такими наклонностями, которым удается справиться и контролировать свои эмоции, начинают использовать свою способность в профессиональной деятельности. Из них получаются хорошие специалисты в области психологии и других сфер взаимодействия с людьми.

  2. Высокий . Что означает понимание чувств и эмоций окружающих без сильного ущерба для самого себя. Эти люди относятся к своим знакомым и близким с искренним интересом, соблюдая при этом деликатность. Они легко находят общий язык с другими, коммуникабельны и вовлечены в социальную жизнь. Иногда человек с высокой степенью эмпатического понимания ждет одобрения и поддержки со стороны окружения и при отсутствии таковой легко выходит из себя.
  3. Нормальный . Характерный для большинства людей. Проявляется он пониманием, но равнодушием к чувствам других людей. Соучастие в проблемах демонстрируется в основном по отношению к членам семьи или к друзьям.
  4. Низкий . Таких людей называют антиэмпатами. Они не способны взглянуть на проблему с иной точки зрения или принять позицию, отличающуюся от своей. Антиэмпат сосредоточен на собственных переживаниях и испытывает дискомфорт в обществе других людей. Поэтому круг его общения достаточно узок, друзей очень мало или нет совсем.

Когда проявляется и что способствует эмпатии

Определить эмпатические способности у человека можно еще в раннем детстве. Такие малыши слишком активно реагируют на проблемы родителей или своего окружения – начинают плакать, когда слышат плач, повышенный тон, ругань. Кроме слез у них может учащаться биение сердца, краснеть лицо, усиливаться потоотделение. Тому, что эта способность является врожденной, нет научно обоснованных аргументов.

Но специалисты отмечают, что такие дети чаще всего рождаются у родителей, которые придают большое значение переживаниям других людей. Родившись эмпатом впоследствии ребенок может развить это чувство или утратить его. Укреплению этой способности способствуют теплая и доверительная атмосфера внутри семьи, положительный пример со стороны взрослых о необходимости сопереживания и умении ставить себя на место других.

Достоинства и недостатки

Узнав, что такое эмпатия, многие начинают стремиться к тому, чтобы овладеть этой способностью или развить ее у своих детей. Необходимо учитывать, что нередко люди с таким даром не умеют применять его по назначению. Такая особенность психики может приносить субъекту сильные страдания, ведь для того, чтобы справиться с чужими негативными эмоциями нужен твердый характер и зрелый разум. Поэтому приняв решение развивать эту способность, рекомендуется ознакомиться не только с положительными моментами, но и с обратной стороной медали.

К плюсам можно отнести следующее:

  • большие перспективы для профессионального развития;
  • эффективная помощь близким людям;
  • невозможность быть обманутым;
  • возможность избегать и гасить конфликты.
Среди минусов можно отметить:
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • подверженность тревожности;
  • высокая вероятность развития психических расстройств;
  • в сфере межличностных отношений возможно формирование ситуаций по схеме «игра в одни ворота»;
  • возможно отсутствие взаимности со стороны окружающих;
  • повышенная чувствительность приводит к тому, что таким людям легко причинить моральную боль, а сами они не способны этому противостоять.

Как развить эмпатические способности в зрелом возрасте (видео)

Некоторые люди, обладая слабо выраженной эмпатией, задаются вопросом, как ее усилить. Дельные рекомендации по развитию этого чувства представлены в этом ролике.

" статьёй Эмпатия — что это? Где рассмотрим, что это за зверь такой — эмпатия. И с чем её едят. А также как эмпатия соотносится с апатией, телепатией, психопатией, симпатией и так далее.

Эмпатия — что это? Всё очень просто. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Термин "эмпатия" создан для обозначения особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека, прочувствовать его эмоциональное состояние, в обыденном смысле — симпатия. В более широком значении — эстетическое переживание, отклик души, искренность чувства.

Другими словами, эмпатия — это «умение сопереживать», осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Для полноты картины определимся:

  • существует эмпатия эмоциональная — основанная на подражании внешних проявлений эмоций другого человека;
  • бывает эмпатия сознательная, когда человек рассчитывает чувства другого человека на основе анализа ситуации;
  • третий вид эмпатии — это эмпатия предсказательная, которая проявляется как спосообность предсказывать эмоциональную реакцию другого человека на основе опыта.

Естественно, во всех случаях предполагается, что эмпат не только вычислил тем или иным вышеописанным образом эмоциональное состояние человека, но и сам смог его ощутить (не теряя собственной целостности личности при этом). Потому что предсказать радость другого — это одно. А понять, как именно и насколько рад другой человек на собственном опыте — это другое (и оно уже достаточно близко к эмпатии).

Как говорят:

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

В связи с этим можно выделить две основные формы эмпатии:

  • сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
  • сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Соответственно, развить эмпатию можно с помощью трёх областей:

  1. Наблюдать за эмоциями других людей и их проявлениями (подробнее про это можно прочесть в статье "Шкала эмоциональных тонов ")
  2. Учиться анализировать ситуацию и проявляющиеся в тех или иных случаях эмоции
  3. Тренироваться предсказывать, какой вид чувств будет проявляться в тех или иных случаях.

Естественно, без основного компонента эмпатии — прочувствования на себе — эти три элемента сами по себе эмпатию не натренируют. Соответственно, помимо анализа и наблюдения необходимо и самостоятельно пройтись по всем эмоциям человека. Чтобы знать, что с чем соотнести, так сказать. Именно поэтому способность к эмпатии возрастает с возрастом: во-первых, накапливается фактический и аналитический материал, а во-вторых, растёт эмоциональный опыт собственно эмпата.

Считается, что эмпатии помогает не только личный эмоциональный опыт и анализ, но и некая способность прочувствовать другого человека в реальном времени, даже если чувства этого человека эмпату не были доступны. Вполне возможно, такое тоже бывает. Однако мы не сомневаемся: без вышеописанных тренировок эта способность не разовьётся.

Кстати, мы обещали помочь разобраться в том, чем эмпатия отличается от симпатии, телепатии и так далее. Помогаем:

В чём отличия между эмпатией и телепатией?..

Все отличия между этими словами касаются простого перевода слов. Так, общий корень для всех этих слов — это корень pathos, который обозначает "чувство" на древнегреческом языке. Ну а дальше оттенки и отношения корня различают приставки.

Так, эмпатия = en + pathos = в-чувствование (аналог на русском языке корявый, потому что в таком смысле это слово употребляется разве что в специфических книгах).

Симпатия = syn + pathos = со-чувствие. Так что сочувствие — это прямая аналогия симпатии.

Соответственно, теперь отличить симпатию от эмпатии очень просто: симпатия — это совместное чувствование, а эмпатия — это вчувствование в состояние другого человека. Как видите, симпатия — это всего-навсего обоюдная эмпатия. Правда, в нашем языке слово "симпатия" соотносится лишь с положительными эмоциями. Однако, если всматриваться в основы, то симпатия — это двухсторонняя эмпатия.

Телепатия = tele + pathos, расстояние + чувство = чувство на расстоянии. Кстати, с частью "tele" мы уже сталкивались в статье "Телегония. Обратная сторона, которую скрывали ". Ну а с телепатией мы ещё не сталкивались. Но, вполне возможно, вскоре столкнёмся.

Интересно с этой точки зрения слово "психопатия". Так, если рассматривать его происхождение, то психопатия = душа + чувство, чувство души или душевное чувство. Как это слово проиобрело негативный оттенок? Всё очень просто: виноваты во всём психологи и психиатры, которые официально и в большинстве своём отрицают существование души. Так и пошло, что чувство души, душевное чувство — это нечто несуществующее. А местами и вредное. Ну а от вреда и до психопатов недалеко.

И напоследок апатия = a + pathos = без-чувствие. Что вполне логично, ибо когда человек находится в апатии, то особых чувств он не испытывает.

Так что эмпатия — это весьма полезное качество, которое может здорово помочь в жизни.

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

Знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

Переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

Активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

Огорчение в ответ на страдания другого человека;

Ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого .

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее яркий пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» .

В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть, аффективный - способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный - способность к соучастию .

По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей .

Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции.

Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности.

Различают несколько механизмов эмпатии:

    эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

    эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия;

    эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм можно выделить:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам .

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие .

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный - мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный - эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный - моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки. Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего .

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека (). Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать (чувствовать) не только реальных людей, но и вымышленных (например, персонажей художественных произведений). Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее очевидный пример эмпатии – поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия – это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия – не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»).

Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно исследуется в гуманистической психологии и позитивной психологии .

В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс , один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"». Эмпатическое понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно взаимосвязанным с двумя другими – подлинностью, конгруэнтностью терапевта, когда последний «является самим собой в отношении с клиентом», открыт по отношению к своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно испытывает, а также с безусловным позитивным отношением психотерапевта к клиенту.

В позитивной психологии эмпатия – одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Причем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатические реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с бóльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

Серия исследований, проведенных Д.Бэтсоном и его коллегами, убедительно демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему ().

Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р.Бар-Он и С.Стайн и Г.Бук задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» (EQ Inventory) и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений. Было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.

Интернет-ресурсы: http://etext.lib.virginia.edu/DicHist/dict.html

Т.А.Гребенщикова , Е.Н.Осин , А.З.Шапиро



Статьи по теме: