Святой филарет милостивый. Праведный филарет милостивый

Пра-вед-ный Фила-рет Ми-ло-сти-вый, сын Ге-ор-гия и Ан-ны, вос-пи-тан-ный в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем, жил в VIII в. в се-ле-нии Ам-нии Па-фла-гон-ской об-ла-сти (Ма-лая Азия). Же-на его, Фе-о-з-ва, бы-ла из бо-га-той и знат-ной се-мьи, у них бы-ли де-ти: сын Иоат и до-че-ри Ипа-тия и Еван-фия.
Фила-рет был бо-га-тым и знат-ным вель-мо-жей, но бо-гат-ство его не ра-до-ва-ло. Зная, как мно-го лю-дей стра-да-ет от бед-но-сти, вспо-ми-нал он сло-ва Спа-си-те-ля о Страш-ном Су-де и о "ма-лых сих" (), сло-ва апо-сто-ла о том, что че-ло-век, уми-рая, ни-че-го не уно-сит из ми-ра (), стро-ки ца-ря Да-ви-да о воз-на-граж-де-нии пра-вед-ни-ка (). И Фила-рет про-сла-вил-ся ни-ще-лю-би-ем.
Од-на-жды из-ма-иль-тяне (ара-бы) на-па-ли на Па-фла-го-нию, опу-сто-ши-ли стра-ну и раз-гра-би-ли иму-ще-ство Фила-ре-та. У него оста-лось 2 во-ла, ко-ро-ва, несколь-ко ульев и дом. Но и это, по-след-нее, он по-сте-пен-но раз-дал бед-ным. Стой-ко и крот-ко пе-ре-но-сил он упре-ки же-ны и на-смеш-ки де-тей. "Я имею в тай-ни-ках, вам неиз-вест-ных та-кое бо-гат-ство и та-кие со-кро-ви-ща, - от-ве-чал он род-ным, - ко-то-рых до-станет вам, да-же ес-ли вы и сто лет про-жи-ве-те без тру-да и ни о чем не за-бо-тясь".
И Гос-подь воз-дал Фила-ре-ту за его ми-ло-сер-дие: ко-гда бы-ла от-да-на по-след-няя ме-ра пше-ни-цы, его ста-рый друг при-слал ему со-рок мер, а по-сле то-го, как бы-ла от-да-на ни-ще-му теп-лая одеж-да, к нему вер-ну-лось бо-гат-ство.
В то вре-мя ви-зан-тий-ская им-пе-ра-три-ца Ири-на (797-802) ис-ка-ла неве-сту для сы-на - бу-ду-ще-го со-пра-ви-те-ля Кон-стан-ти-на Баг-ря-но-род-но-го (780-797) и для это-го по всей им-пе-рии разо-сла-ла по-слов. По-слы не ми-но-ва-ли и Ам-нии. Ко-гда Фила-рет и Фе-о-з-ва узна-ли, что вы-со-чай-шие го-сти долж-ны по-се-тить и их дом, Фила-рет очень об-ра-до-вал-ся, а Фе-о-з-ва опе-ча-ли-лась: в до-ме не бы-ло во-об-ще ни-ка-кой еды, а о по-до-ба-ю-щем уго-ще-нии нече-го бы-ло и ду-мать. Но Фила-рет при-ка-зал жене хо-ро-шень-ко убрать в до-ме. Со-се-ди, узнав, что ожи-да-ют-ся цар-ские по-слы, при-нес-ли в изоби-лии всё для бо-га-то-го пи-ра. По-слы ото-бра-ли для цар-ских смот-рин вме-сте с 10 кра-си-вей-ши-ми де-вуш-ка-ми внуч-ку Фила-ре-та Ма-рию. Ма-рия пре-взо-шла сво-их со-пер-ниц доб-ро-той и скром-но-стью и ста-ла ца-ри-цей, а Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный щед-ро ода-рил Фила-ре-та. Так вер-ну-лись к Фила-ре-ту сла-ва и бо-гат-ство. Но, как и преж-де, свя-той ни-ще-лю-бец щед-ро раз-да-вал ми-ло-сты-ню и устра-и-вал тра-пезы для ни-щих, и сам слу-жил им во вре-мя этих тра-пез. Все удив-ля-лись сми-ре-нию Фила-ре-та и го-во-ри-ли: "По-ис-ти-не че-ло-век этот весь Бо-жий, ис-тин-ный уче-ник Хри-стов".
Слу-ге он при-ка-зал сде-лать три ящи-ка и на-пол-нить их по-рознь зо-ло-ты-ми, се-реб-ря-ны-ми и мед-ны-ми мо-не-та-ми: из пер-во-го по-лу-ча-ли ми-ло-сты-ню со-всем неиму-щие, из вто-ро-го - ли-шив-ши-е-ся средств, а из тре-тье-го - те, кто ли-це-мер-но вы-ма-ни-вал день-ги.
Так, не при-ем-ля по-че-стей, в сми-ре-нии и ни-ще-лю-бии до-стиг бла-жен-ный ста-рец 90 лет. Пред-ви-дя свою кон-чи-ну, он от-пра-вил-ся в кон-стан-ти-но-поль-ский мо-на-стырь Ро-доль-фию, роз-дал там всё, что имел при се-бе, на мо-на-стыр-ские нуж-ды и ни-щим. При-звав род-ных, на-став-лял их в ни-ще-лю-бии и нес-тя-жа-тель-но-сти и мир-но пре-ста-вил-ся Бо-гу. Скон-чал-ся он в 792 го-ду и по-гре-бен в оби-те-ли Су-да Ро-доль-фия в Кон-стан-ти-но-по-ле.
Свя-тость пра-вед-но-го Фила-ре-та под-твер-ди-ло яв-лен-ное по-сле его смер-ти чу-до. Ко-гда те-ло свя-то-го нес-ли к ме-сту по-гре-бе-ния, один че-ло-век, одер-жи-мый бе-сом, схва-тил-ся за гроб и сле-до-вал с по-гре-баль-ной про-цес-си-ей. На клад-би-ще про-изо-шло ис-це-ле-ние бес-но-ва-то-го: бес по-ва-лил че-ло-ве-ка на зем-лю, а сам вы-шел из него. Мно-гие дру-гие чу-де-са и ис-це-ле-ния со-вер-ша-лись при гро-бе свя-то-го.
По-сле смер-ти пра-вед-но-го Фила-ре-та его же-на Фе-о-з-ва тру-ди-лась, вос-ста-нав-ли-вая в Па-фла-го-нии мо-на-сты-ри и хра-мы, раз-ру-шен-ные во вре-мя ино-зем-ных на-ше-ствий.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь праведному Филарету Милостивому

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ разделя́л еси́ неиму́щим/ и лише́ние сих терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бог наш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: в вере подражая, же в терпении последуя, отче Филарет, имущество свое раздавал неимущим и мужественно терпел собственную бедность. Потому светлым тебя венцом увенчал Подвигоположник, Христос Бог наш, Его же моли о спасении душ наших.

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, отче , в молитвах непрестанно пребывавший, нищих возлюбивший и им помогавший, но молись Христу Богу, Филарет милостивый, блаженный, о спасении душ наших.

Ин тропарь праведному Филарету Милостивому

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и сих удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, праведный, и в заповедях Господних безупречно прожил, нищих возлюбил и им помогал, но молись Христу Богу, блаженный, о спасении душ наших.

Кондак праведному Филарету Милостивому

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я Го́рних и ве́чных.// Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Перевод: Торговля твоя истинно превосходит все достоинством и считается мудрой благомудрствующими, ибо ты отдавал земное и кратковременное, взыскуя Небесного и вечного. Потому и достойно обрел ты вечную славу, милостивый Филарет.

Доброде́тельми украша́яся и стра́хом Бо́жиим/ преди́вен во всех яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя помина́й,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Перевод: Украшенный и , удивительный во всем, ты явился в Царском городе (Константинополе), нищим сокровище раздав и нетленное богатство на Небесах получив. Потому всюду и везде почитающих тебя, Филарет, вспоминай, слава праведников и честь.

Ин кондак праведному Филарету Милостивому

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, доброде́тели о тезоимени́те.

Перевод: Богатство твое раздал ты нищим и Небесное богатство сейчас получил, Филарет всеблаженный, потому почитаем тебя, празднуя память твою, добродетели одноименный (Филарет с греч. Φιλάρετος — «любящий добродетель»).

О, преди́вне избра́нниче Бо́жий, Филаре́те Ми́лостивый! А́мнии преще́дрый хлебода́телю, Правосла́вия свети́льниче, Го́спода Бо́га ра́бе благи́й и ве́рный! Ты́ бо все́м се́рдцем ева́нгельски Христу́ после́довавый и да́нный тебе́ тала́нт прему́дре умно́живый: си́рых и убо́гих оде́явый и напита́вый; стра́нных и ни́щих в до́м сво́й введы́й, в ско́рбех и печа́лех су́щих уте́шивый, уме́рших и на сто́гнах пове́рженных гро́бу преда́вый; все́м вся́чески послужи́вый, и та́ко ве́ру свою́ в дела́х показа́л еси́. Е́й, святы́й уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, печа́льми жите́йскими изныва́емых и страстьми́ грехо́вными обурева́емых. Во вся́ дни́ уны́ние и малоду́шие коле́блют на́шу ве́ру, жестокосе́рдие и озлобле́ние снеда́ют сердца́ на́ша и охлажда́ют любо́вь на́шу; честолю́бие же и нетерпе́ние растлева́ют души́ на́ша, и та́ко, а́ки ни́щии, в дела́х благи́х обнища́хом. Ты́ же, О́тче пра́ведный, милосе́рдствуя о на́с, умоли́ Христа́ Бо́га, да обогати́т сердца́ на́ша Ду́хом Свои́м Святы́м, исцели́т душе́вныя и теле́сныя неду́ги на́ша, и, а́ки ни́ву жа́ждущую, напои́т на́с щедро́тами человеколю́бия Своего́; да ве́ре, долготерпе́нию и милосе́рдию твоему́ подража́юще, во благоче́стии и чистоте́ поживе́м вся́ дни́ живота́ на́шего. Еще́ мо́лим тя́, преблаже́нне, егда́ приспе́ет жития́ на́шего отше́ствие, к покая́нию нелицеме́рному на́с подви́гни, да Христу́ Спаси́телю на́шему чрез святы́я Его́ Та́инства приобщи́мся и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго бу́дем, иде́же в ра́дости святы́х и А́нгелов сподо́бимся и мы́ покланя́тися и воспева́ти Трисвято́е И́мя: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь!

Каноны и Акафисты

Акафист святому праведному Филарету Милостивому

Сей акафист св. Филарету Милостивому, написан Высокопреосвященнейшим Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный угодниче Христов Филарете! Похвальная приносим ти, Авраамлева страннолюбия усердный подражателю, ты бо о людех милосердствуя, рукама неимущих, Богу взаим даяти возлюбил еси, темже ти, любовию Божиею обогатившемуся и дерзновение к Нему стяжавшему, припадающе, молимся: не остави и нас, к тебе в нуждах прибегающих и со умилением зовущих:

Икос 1

Ангелом радование и человеком веселие бысть житие твое, Филарете Милостивый. Ты бо праотцу Аврааму в вepe, Иову же в терпении последуя, яко отец чадолюбивый: алчущих питая, странных же с радостию приемля, любезно тех упокоевал, и тако дом твой прибежище радования соделал еси. Сице, видяще тя волю Божию в делах Милосердия творяща, приносим ти таковыя похвалы:
Радуйся, страны Пафлагонския светильниче светозарный.
Радуйся, человеколюбия образе преславный.
Радуйся, ты бо в житии твоем всем сердцем Бога возлюбивый.
Радуйся, горением любви к Нему богатство добродетелей мудре расточивый.
Радуйся, ты бо, милосердием распаляемь, благодать Духа Святаго обильно стяжавый.
Радуйся, в любви Божией богатея, никогдаже обнищавый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 2

Видяще тя ближнии и дальнии, состраданием распаляема, и служение людем аки Самому Господу усердно творяща, в нуждах и печалех к тебе притекаху, их же ты елеем милосердия во имя Христово утешал еси. Мы же, милосердие твое, разум человеческий превосходящее зряще, вопием о тебе Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Премудраго воистинну стяжал еси, всеблаженне Филарете, яко благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть, сего ради словеса Господня: «Понеже сотвористе единому из братий моих меньших, Мнe сотвористе» - паче меда и сота сердцу твоему быша. Сице тебе о таковых милосердствующа, приносим похвальная сия:
Радуйся, Божественнаго разума предивное вместилище.
Радуйся, благоутробия Божия всеусерднейший проповедниче.
Радуйся, елей милосердия никогдаже в дому твоем истощися.
Радуйся, яко же в Сарепте Сидонской, мука добродетели твоея николиже умалися.
Радуйся, боголюбивых душ щедрое увеселение.
Радуйся, в скорбех унывающих благодатное укрепление.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 3

Силою Духа Святаго, Его же стяжа душа твоя, не поколебася дух твой, блаженне Филарете, егда Человеколюбец Бог, якоже иногда на угодника своего Иова, попусти на тя полчища Исмаилтян, огнем и мечем опустошивших села же, и нивы, и вертограды твоя, и побиша домочадцы твоя, дабы испытати незлобие души твоея. Ты же, вся сия со смирением приял еси, устами праведнаго Иова благословляяй Бога: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду, Господь даде - Господь отъят, - велегласно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

В Боге, упование имеяй, в нищите и напастех суще, не поскорбел, ниже согрешил еси устами твоими пред лицем Всевышняго, всеблаженне, но якоже о многом богатстве, о нищите своей веселяся, по слову бо Господню: в поте лица ядый хлеб твой, его же, яко избыточествующий, с нищелюбцы разделял еси. Ублажая таковое упование твое со умилением вопием ти:
Радуйся, сердца твоего земным сокровищем не приложивый.
Радуйся, таковым бо ближним твоим со благоговением послуживый.
Радуйся, милостыней аки миро многоценное в церкви Христовой благоухающий.
Радуйся, вдов и сирот, и неимущих хлебом жизни питающий.
Радуйся, благочестия столпе непоколебимый, небес досязующий.
Радуйся, добродетельми твоими ангельски любовь Божию воспевающий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 4

Бурею испытаний и укорением от ближних своих не поколебался еси, боголюбиве Филарете, егда же узрел ecu земледельца убога в беде суща, супруг волов единых в дому твоем бывших, сему отдал еси, евангельски убеждая жену и чад своих воззрети на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их. Тако сих утешающе, Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще тя боголюбивый друг твой в нищету впадше, умилосердися, и довольно пшеницы посла ти, да дом свой препитаеши, достоблаженне Филарете. Ты же сия, аки от рук Божиих приял еси, и домочадцы, и соседи своя, и неимущую братию оделил еси. Людие же Божии, зряще тя милосердием избыточествующе, ублажаше тя похвалы таковыми:
Радуйся, церкве домашния благодатное утверждение.
Радуйся, земледельцев в делании щедрое благословение.
Радуйся, алчущим и жаждущим благий хлебодателю.
Радуйся, в бедах и печалех сущим скорый предстателю.
Радуйся, незлобия преизрядный рачителю.
Радуйся, добротолюбия смиренномудрый учителю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 5

Медоточней струе уподобился еси, богоблаженне Филарете, егда хлеба насущна не бе в храмине твоей, обаче, нищу пришедшу в дом твой, да сего не презреши, ниже тща отпустиши, от пчел мед отъял еси, и тако душу раба Христова увеселил еси. Мы же, милосердия сего в житии нашем не стяжавше, но яже даде нам Господь, безумно расточающе, како принесем похвальная милующему нас Богу, аще не о тебе возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышаще и видяще яко милость и истина сретостеся, правда же и мир в делах твоих облобызастася, кто не ублажит подвиги твоя, воистинну Милостивый Филарете, или кто не удивится нищелюбию твоему - ты бо, в крайней нищете суще: на Бога упование имея, псаломски исповедал еси: Аще пойду посреде скорби, Господь живит мя, и спасет мя десница Его. К стяжанию богомудрия сего подвигни и нас, взывающих ти таковая:
Радуйся, пламене веры божественнаго горения.
Радуйся, фимиаме благовоннаго пред Богом курения.
Радуйся, кладязе милосердия неисчерпаемаго.
Радуйся, странноприимче чертога незатворяемаго.
Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.
Радуйся, друже Христов, и о нас пред Ним верный предстателю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 6

Проповедник милосердия и человеколюбия Христова явился еси благонравным житием твоим, святе Филарете, и тако инаго Авраама показа тя мирови Бог. Сего ради призре Господь на смирение твое и от нищеты крайния к роду царственному вознесе наследие твое, да узриши сыны и дщери рода твоего, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея вся дни живота твоего, да и мы о тебе познаем како печется Господь о уповающих на Него, и с любовию возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное горением любве твоея ко Господу, и на камене веры утвердися сердце твое, премудрый делателю винограда Христова и, яко крин многоцветный, подвигом веры процвел еси со чады твоими, их же долготерпением твоим уповати на Бога научал еси. Они же, уразумеша грех роптания своего и, сокрушаяся сердцем, благословляху Бога, сотворшаго милость. С ними же и мы к тебе припадаем и умильно взываем:
Радуйся, брак честный и житие нескверное угодная пред Богом сотворивый.
Радуйся, церковь домашнюю на камене веры богомудренно утвердивый.
Радуйся, супружеской верности твердое охранение.
Радуйся, в подвиге сем изнемогающих благодатное укрепление.
Радуйся, юным супругом образ христианского жития добре показующий.
Радуйся, молитвой пред Богом в нуждах их споспешествующий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 7

Хотяще воздати благодарение Богу, за яже дарова ти неизреченная благая, рекл еси жене со чады твоими: сотворим убо пир и умолим Царя нашего со вельможами приити к нам. Бывшу сему ими уготовану, потекл еси, всеблаженне, на стогны града и распутия, и елика обрел еси нищих, и слепых и хромых, и разслабленных, в дому твоем царскую трапезу уготовал еси, и имже с домочадцы своими, яко Царю царей, послужил еси. С ними же, яко со други Христовы, научаеши и нас взывати в Троице певаемому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго светильника, в делех милосердая просиявшаго, обрете тя Церковь Христова, милостиве Филарете, понеже не прилепися сердце твое сокровищем земным, ниже царским милостыням и щедротам, их же нивочтоже вменял еси, и вся яже тебе приношаху, убогим и страждущим обильно расточал еси. Внемли же и нам, о всеблаженне, да твоими молитвами душевнаго и телеснаго вреда избавльшеся, щедролюбием твоим уязвимся, приносяще тебе сия похвалы:
Радуйся, отцем и праотцем нашим в вере подражателю.
Радуйся, сокровищ Небесных премудрый стяжателю.
Радуйся, благонравием твоим целомудрию и страху Божию нас научаеши.
Радуйся, болезнующих жестосердием щедролюбием исцеляеши.
Радуйся, паче царских почестей нищету Христову возлюбивый.
Радуйся, Царствия Христова паче земных красных искати нас научивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 8

Странно и преславно бысть житие твое, преблажене Филарете, во еже дивитися мнозем, како убо царскими почестями почтенну ти сущу, нищету духовную паче богатства мира сего возлюбив, в посте и молитве богатство некрадомое душе твоей стяжал еси. Кто убо возможет изрещи болезни и борения твоя, яже Христа ради претерпел еси, аще божественной любовию не возгорится, во еже чистым сердцем непрестанно взывати ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых, Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в вышних, праведне Филарете, егда Духом Святым возвестися ти жития твоего скончание и, якоже древле Патриарх Иаков, призвал еси чады твоя и чады чад твоих, им же, пророчески, вся, яже имать волею Божиею совершитися, предвозвестил еси. И, тако их благословляя, яко солнцe лицем твоим просиял, и псаломски к Богу воззвал еси: Милость и суд воспою Тебе, Господи, когда приидеши ко мне; и, сице молящуся, дух твой в руце Божии предал еси. Они, сокрушающеся, рыданьми вопияху:
Радуйся, отче милостивый и кроткий, любве Христовой нас научающий.
Радуйся, грядущая яко настоящая нам сказующий.
Радуйся, трие внуки твоя на подвиг иноческий пророчески благословивый.
Радуйся, послушанию, целомудрию и нищете Христовой их научивый.
Радуйся, состраданием и нищелюбием премного Богу угодивый.
Радуйся, милостынею Царствие Божие унаследивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 9

Всяко колено земных: царие и вельможи, странницы и убозии, от градов и весей, яко мравия ко гробу твоему стекашася, блаженне Филарете, друг друга тесняще и со слезами взываху: О, Господи Боже наш! Почто лишил еси нас отца и питателя нашего? Кто ныне алчущих напитает, нагих одеет, странных в дом свой введет? Кто же умершую и на стогнах повержену братию нашу гробу предаст? Мы же содрогаемся сердцем и душею, яко ничтоже благо таковым сотворихом, да вопием с ними хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают: киими словесы восхвалити по достоянию в супружеском подвиге непорочное Богу служение твое, боголюбиве Филарете, ниже исповесть вся преславная чудеса твоя, ими и по смерти в скорбех к тебе притекавших утешал еси. Сице бо человек от духа злаго многолетне страждущий, егда ко гробу твоему повержеся, от козней сего мучительных свободися, хвалу велию Богу воздаде. Народ же, чудесе сего свидетель быв, благословляя Бога, со страхом и умилением принесе тебе таковая:
Радуйся, якоже Архистратиг Божий сатану долу низринувый.
Радуйся, милосердием твоим лона Авраамова достигнувый.
Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.
Радуйся, молитвенниче о нас у Престола Божия непостыдный.
Радуйся, за любовь твою святую любве Царя Небеснаго cподобивыйся.
Радуйся, евангельски на земли потрудивыйся, сожительства ангелом удостоивыйся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 10

Спасительнаго пристанища и сладости райския преславно достигл еси смиренномудрием твоим, достохвальне Филарете, и реку огненную, нечестие попаляющую, невредимо прешел еси, идеже со избранными Божиими дадеся ти венец славы неувядаемыя, в ней бо тя муж праведный узре, и от Ангела Господня услыша: се Филарет Амнийский есть, иже премногою своею к нищим любовию, милостию и чистым своим житием, вторым Авраам бысть. Тако, видяще тя в Боге ликовствующа, смиренно и мы вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и надежное прибежище еси, милостиве Филарете, всем к заступлению твоему притекающих, о них же яко о чадех своих пред Богом в молитве ходатайствуеши. Тем же и нам, к тебе с любовию припадающих, и твоего заступления пред Богом просящих, буди стена и ограждение непреодолимое, и от всех козней вражиих избавление непреоборимое, да твоими молитвами пристанища райского достигнем и, в Бозе веселящеся, вопием ти радостно:
Радуйся, от богомыслия к боговедению славно возвысивыйся.
Радуйся, о Боге мудрствуя, лепотою безсмертия украсивыйся.
Радуйся, о нищих печаляся, у врат дому твоего утреневавый.
Радуйся, тако утренююще, любовь Божию стяжавый.
Радуйся, христианского благочестия дивный глашателю.
Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 11

Пение всехвальное приносим ти, досточудне Филарете, и псаломски вопием: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век. Тако, о всеблаженне, житием твоим показал еси, яко монаси и мирстии, священницы и вельможи, богатии и убозии звани суть внити в радость Господа своего, аще уразумеют яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и в делех благих восхвалят Трисвятое имя Его: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным служителем милосердия и человеколюбия предстал еси престолу Всевышняго Владыки и Господа Сил, всеблаженне Филарете, отонюдуже Божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваеши нас, во тьме греховней блуждающих, на светлую стезю покаяния и доброделания наставляеши: не скрывати себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Мы же, сладкое сие Христово вещание в послушание приемлюще, с радостию зовем ти:
Радуйся, колесницею добродетелей от земных к небесным восход сотворивый.
Радуйся, вся козни вражия милосердием к людем посрамивый.
Радуйся, святыя Церкве похвало и украшение.
Радуйся, среди соблазнов мира сего, непорочное Богу в супружестве служение.
Радуйся, о спасении твоем Небеснии Лики радуются.
Радуйся, о имени твоем вси земнороднии, веселящеся хвалятся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, праведне Филарете, еюже укрепися сердце твое в любви ко Христу Богу, сице бо, долготерпением и верою просияв, от земнаго твоего жития в Небесная селения со Ангельскими лики водворился, милосердия Божия проповедник преизряден явился еси. Ему же, со дерзновением предстоя, молимся тепле: благодатию Святаго Духа окропити сердца наша, да твоего жития подражатели будем, ко исполнению заповедей Христовых усердно потщимся, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченныя добродетели твоя, ихже ради подражатель Христова благосердия был еси, и яко крин неувядаемый посреде земнородных красотою ума твоего процвел, милостиве Филарете, чертога Небеснаго зрети и воспевати славу Божию удостоился еси. Сицеваго блаженства испроси и нам, чтущим верою и любовию пресветлую память твою, да твоим ходатайством услышим Божественный глас Грядущаго судити живым и мертвым: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, да благодарне зовем ти:
Радуйся, высотою ума твоего скорогибнущее мира сего познавый.
Радуйся, чистотою сердца твоего любовь Христову стяжавый.
Радуйся, добродетельми твоими на пир Агнца Божия нас призывающий.
Радуйся, молитвами твоими двери Царствия Христова нам отверзающий.
Радуйся, трубо ангельская, воздаяние Божие гласящая.
Радуйся, любы неизреченная, чрез реку огненную в чертог Небесный верных вводящая.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 13

О, преблагий угодниче Божий, Филарете Милостивый! Приими от нас убогое веры и долготерпения твоего восхваление и, яко имеяй дерзновение ко Господу и о людех сострадание, испроси у Человеколюбиваго Бога Церкве Христовой благостояние непоколебимое, нам же, веры благочестивыя утверждение, надежды неложное упование и братолюбие нелицемерное, да не умалится правда Божия в делех наших, ниже постыдимся пред отцы и праотцы нашими, егда поем Богу, Трисвятую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстьми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнищахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 декабря, Православная Церковь совершает память святого праведного Филарета Милостивого.

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын Иоанн и дочери Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о Страшном Суде и о малых сих (Мф. 25, 40); слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7); строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды израильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него остались два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь».

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797-802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780-797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета.

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов».

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго - лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец девяноста лет. Предвидя свою кончину, он отправился в константинопольский монастырь Родольфию, раздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Дорогие братья и сёстры, сегодня также совершается память святых:

прор. Наума (VII в. до Р. Х.);

мч. Анании Персянина.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.
Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще большими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей.

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Честная глава святого Филарета Милостивого находится в монастыре Святая Лавра в местечке Калаврита , Пелопоннес, Греция.

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (1), - сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, - как свидетельствует о сем его блаженная жизнь.
Блаженный Филарет жил в Пафлагонии (2) в селении, называющемся Амния (3). Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозва, от которой у него родилось трое детей: сын Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ, и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и в умилении души говорил:
- Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (4)? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том суде не получат милости те, кто не оказывал милости (5)? Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертной пищей и питьем? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «Ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем» (6). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собой мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Юнейший бых, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы» (7).
Так размышляя в душе, блаженны Филарет стал милостив к нищим, как отец к своим детям: кормил голодных, одевал нагих, принимал в свой дом странников и с любовью доставлял им всякий покой. И был сей праведный человек подобен древнему странноприимцу Аврааму (8) и нищелюбцу Иову (9). Посему невозможно было утаиться под спудом такому светильнику, украшенному делами милосердия, и он прославился по всей стране, как город, красующийся на вершине горы (10). В дом его, как в надежное прибежище, спешили приютиться все нищие и убогие. И кто из них чего просил у него - пищи ли, одежды ли, коня, вола, осла или чего-нибудь другого – то и доставлял ему Филарет с благодетельною щедростью.
И вот наступило время, когда Человеколюбец Господь, все устрояющий на пользу человека, допустил и Филарета праведного, подобно древнему угоднику Своему Иову, подвергнуться искушению, дабы и терпение святого могло проявиться подобно терпению Иова и чтобы он, очищенный искушением, как золото в горниле, явился бы рабом Божиим. Началось с того, что блаженный Филарет стал впадать в нищету: однако сие нисколько не изменило его сострадательности и милосердия к нищим, и он продолжал раздавать нуждавшимся из того, что оставалось у него.
В то время, по Божию попущению, на ту страну, в которой жил Филарет, напали Измаильтяне (11); подобно вихрю сокрушающему и пламени пожигающему, они опустошили всю страну и увели в плен множество жителей; уведены были и у Филарета все его стада овец и волов, коней и ослов, и взяты были в плен многие из рабов его. Тогда сей милосердный муж дошел до такого разорения, что у него остались, наконец, только два раба, пара волов, лошадь и корова. Остальное же все имущество Филарета или роздано было бедным его щедрою рукой, или разграблено Измаильтянами; селами же его, садами и нивами завладели живущие вокруг земледельцы, одни – просьбами, другие – насилием. И остался у Филарета только тот дом, в котором он жил, да одна нива. Претерпевая такую нищету, лишения и такие напасти, сей добрый муж никогда не скорбел и не роптал и, как второй Иов праведный, ни в чем не согрешил перед Богом, ни даже словом, - «и не даде безумия Богу» (12). Но подобно тому, как кто радуется множеству своего богатства, так и он радовался своей нищете, которую вменял за великое сокровище, разумея, что в бедности есть более верный путь к спасению, чем богатство, как и Господь сказал, что «неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (13).
Однажды, взяв двух своих волов, Филарет пошел возделывать оставшееся у него поле. Работая, он восхвалял и радостно благодарил Бога, что начинает, по заповеди Его святой, в поте лица своего есть хлеб свой (14), и что труд спасает его от лености и праздности, - этих учительниц всякому злу.
Вспоминал он и слова Апостола, возбраняющего есть ленивому и любящему праздность человеку: «Аще кто не хочет делати, - сказал Апостол, - ниже да яст» (15). И возделывал свою землю блаженный Филарет, чтобы не оказаться ему недостойным есть хлеб свой.
В тот же день возделывал свое поле и один поселянин. И вот внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец и скорбел неутешно, тем более, что и волы у него были не свои, - он едва выпросил их у своего соседа для обработки нивы. Тогда вспомнил он о блаженном Филарете и сказал:
- Ах, если бы не обнищал сам этот милостивый нищелюбец! Сейчас подошел бы к нему и получил бы от него наверно не только одного, но даже двух волов. Но он и сам теперь в большой нужде, и ему нечем помочь другому, как бы этого не желало его сердце. Однако же, пойду я все-таки к нему, - он, по крайней мере, пожалеет меня и хоть словом своим утешит меня и облегчит мою тяжелую скорбь и печаль.
Взяв свой посох, поселянин отправился к блаженному Филарету и, встретив его за работой в поле, поклонился ему и со слезами рассказал о своем горе – неожиданной гибели вола. Блаженный Филарет, видя, как огорчен этот человек, сейчас же выпряг из-под ярма одного из своих волов, отдал его поселянину и сказал:
- Возьми, брат, этого вола моего и ступай обрабатывать свою землю, благодаря Господа.
С благодарностью поклонился поселянин блаженному Филарету, принимая его щедрое подаяние, и сказал:
- Господин мой! Велико и достойно удивления твое решение и угодно Богу твое милосердие, но не хорошо разлучать двух волов, трудившихся вместе, и с одним трудно будет обойтись тебе самому.
- Возьми, брат, вола, которого я тебе дарю, - отвечал ему праведник, - и иди с миром; у меня же есть еще вол дома.
Земледелец поклонился блаженному до земли и, взяв вола, отошел, прославляя Бога и благодаря милостивого благотворителя.
Филарет, взяв оставшегося вола и взвалив ярмо на свои плечи, пошел домой. Когда он под к воротам своего дома, то жена его, увидев, что вол идет впереди, а муж ее следует за ним с ярмом на своих плечах, сказала ему:
- Господин мой! Где же у тебя другой вол?
Филарет же отвечал ей:
- В то время, как я отдыхал после работы, а волы паслись на свободе, то один из них ушел и заблудился, или, может быть, кто-нибудь взял его и увел к себе.
Услышав сие, жена Филарета сильно огорчилась и поспешила послать своего сына разыскать пропавшего вола. Обойдя много полей, юноша, наконец, нашел своего вола в ярме у того земледельца. Признав вола, он с гневом сказал земледельцу:
- Злой, нечестный человек! Как смел запрячь ты чужого вола и работать на нем? Где и каким образом ты достал этого вола и припряг к своему? Разве это не тот самый вол, который пропал у моего отца? А ты, найдя его, похитил, как волк, и присвоил его себе. Отдай мне вола, а если не отдашь, то ответишь на суде за него, как вор!
Земледелец кротко отвечал ему:
- Не гневайся на меня, юноша, сын святого мужа, и не обижай меня без всякой вины с моей стороны. Ведь отец твой, сжалившись над моей бедой и нищетой, добровольно дал мне этого вола своего, так как мой вол, работая под ярмом, вдруг неожиданно пал.
Услышав сие, юноша устыдился своего напрасного гнева. Поспешив домой, он рассказал обо всем этом своей матери. Она же, выслушав его, со слезами воскликнула:
- Горе мне, бедной жене немилостивого мужа!
И рвала на себе волосы и, с криком и воплями прибежав к своему мужу, упрекала его:
- Бесчеловечный ты, с каменным сердцем человек! Зачем ты задумал преждевременно уморить нас голодом? Вот за грехи наши мы уже лишились всего своего имущества, но Господь, милующий и грешников, оставил нам двух волов, чтобы мы с помощью их могли прокормить детей наших; ты же, живший прежде в большом богатстве и никогда не работавший своими руками, находясь теперь в нищете, обленился и не хочешь трудиться и возделывать землю, но желаешь сладко почивать в своей комнате. И потому не ради Бога ты отдал своего вола поселянину, но ради себя самого, чтобы не трудиться впрягать его в ярмо, а жить в лености и праздности. Однако же, какой ответ дашь ты Господу, если из-за твоей лености я с детьми твоими погибну от голода?
Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей:
- Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» (16): ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицей обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся?
Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждой на воздаяние сторицей в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа.
Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему:
- Господин! Согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелья и издох.
Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал:
- Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным.
Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили:
- Поистине немилосерд отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голода, и тех отдал он чужому человеку.
Видя скорбь и слезы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:
- Дети! Зачем предаетесь скорби? Зачем терзаете себя и меня? Ужели вы считаете меня жестокосердым? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства и столько сокровищ, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.
Говоря это, праведный Филарет не обманывал своих детей, а поистине прозирал своими духовными очами то, чему предстояло сбыться впоследствии.
Вскоре после этого в ту страну пришло царское повеление, собраться всем воинам в свои полки и выступить против нечестных варваров, восставших на Греческую империю; при этом требовалось, чтобы всякий воин явился в полном вооружении и с двумя конями. Причислен был к одному из тех полков и один бедный воин, именем Мусилий; у него был только один конь, но и тот, как раз в это самое время, внезапно заболел и пал. Не имея средств купить коня, бедный воин пошел к блаженному Филарету и сказал ему:
- Господин мой! Сжалься надо мной, помоги мне. Знаю я, что ты и сам обеднял до крайности, и у тебя самого только один конь. Но ради милосердного Господа, умоляю тебя, дай мне своего коня, чтобы мне не попасться в руки тысящника и чтобы не избил он меня жестоко.
Блаженный Филарет сказал ему на это:
- Возьми, брат, моего коня и ступай с миром; но только знай, что не ради страха наказания от тысящника даю я его тебе, а ради милости Божией.
Воин же, взяв коня от святого, ушел от него, славя Бога. И осталось тогда у святого Филарета из всего имущества только корова с теленком, один осел да несколько ульев пчел. Меж тем один бедняк из дальней стороны, услышав о Филарете Милостивом, пришел к нему и стал просить его, говоря:
- Господин мой! Дай мне одного теленка из стада твоего, чтобы и мне послужил твой дар в благословение от тебя, потому что мне известно, что даяние твое приносит благословение в дом и всячески обогащает его.
С радостью привел тогда своего единственного теленка блаженный Филарет и отдал его просящему, сказав:
- Господь да ниспошлет тебе Свое благословение, брат, и да даст тебе изобилие во всем, что тебе требуется.
И поклонился Филарету тот человек и ушел от него, уведя с собой теленка. Меж тем корова, не видя своего теленка, стала искать его и, не находя нигде, подняла жалобный рев на весь двор. Все домашние Филарета сильно жалели о корове, особенно же огорчилась жена Филарета. Со слезами она стала упрекать мужа, говоря:
- Долго ли нам все это терпеть от тебя? Кто не посмеется над твоим безрассудством? Вижу ясно я теперь, что ты нисколько не заботишься обо мне, жене твоей, и детей своих заморил ты; а теперь даже не пожалел и бессловесной скотины, кормящей своего теленка и без милосердия отнял его от матери. Кому же ты этим сделал благодеяние? И дом свой лишил и огорчил, и того, кто выпросил у тебя теленка, не обогатил, потому что и у него теленок без матери погибнет, и у нас без теленка своего корова будет тужить и реветь; итак, какая же польза и нам и тому человеку?
Слыша такие слова от жены своей, праведный Филарет отвечал ей с кротостью:
- Вот теперь ты истинную правду сказала, жена моя! Действительно я не милостив и не милосерд, так как разлучил малого теленка с его матерью; но теперь я лучше поступлю. И поспешив вслед за человеком, уведшим теленка, Филарет стал звать его:
- Возвратись, брат, возвратись с теленком; корова без теленка не дает нам покоя, ревет и мычит у ворот дома.
Бедняк, услышав сие от Филарета, подумал, что он хочет отнять у него подаренного ему теленка, и сказал сам себе: «видно недостоин я получить от сего праведного мужа даже одну эту малую скотину; вероятно, он пожалел о нем и зовет меня, чтобы отнять его у меня». Когда человек тот возвратился к Филарету, теленок, увидав мать свою, побежал к ней, также и мать с радостным мычанием бросилась к нему. Теленок, припав к сосцам ее, долго не отходил от совей матери и Феозва, жена Филарета, видя это, радовалась, что теленок был возвращен в дом. Блаженный же Филарет, увидев бедняка, печально стоявшего и не осмеливающегося даже выговорить ни слова, сказать ему:
- Брат! Жена моя говорит, что я согрешил, разлучив теленка с его матерью, и это правду она сказала. Посему возьм�

Значение ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо

ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филарет Милостивый (+ 792 г.), праведный.

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797 - 802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780 - 797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Филарет со всей семьей отправился в Константинополь, где в 788 г. и был совершен брак Марии с Константином. Прав. Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов".

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Тропарь прав. Филарету Милостивому

Аврааму в вере подражая, / Иову же в терпении последуя, / отче Филарете, / благая земли разделял еси неимущим / и лишение сих терпел еси мужественне. / Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, / Егоже моли спастися душам нашим.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие св. Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития св. Филарета было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге "Новый Рай или различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста" (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса "Μέγας Συναξαριστής" (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого можно признать наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопаревым в его "Описании некоторых греческих житий святых" , где даны выдержки из рукописи XV в., принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития св. Филарета в брошюре "Житие Филарета Милостивого" (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820—842 гг., т.е. к эпохе, довольно близкой ко времени св. Филарета Милостивого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции, жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Литература

"Церковные ведомости". 1901, №№ 13—14, стр. 504—506.

Источники, использованные при подготовке статьи

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/107/107027.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3048.htm

http://www.hramvsr.by/Filaret.php

"Византийский временник", 1897, стр. 348—352

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ
    святой, род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мст. Амнии. Отличался …
  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой; род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мcт. Амнии. …
  • ФИЛАРЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного …
  • ФИЛАРЕТ ПЕТУХОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фортунат Иванович Петухов (1789—1872), архимандрит енисейского Спасского м-ря; образование получил в Тобольской дух. семинарии. В течение 20 лет был миссионером …
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Филарет - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын бояринаНикиты Романовича. Предполагают, что он родился от второго брака НикитыРомановича, между …
  • ФИЛАРЕТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словарике:
    (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -ив (устар.). Проявляющий, выражающий милость (в 3 знач.). Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ
    ФИЛАР́ЕТ (Романов Фёд. Никитич) (ок. 1554/ 1555-1633), патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Фёдоровича, боярин (с 1587). Приближённый …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Вас. Мих. Дроздов) (1783- 1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, поч. ч. Петерб. АН (1827). Ректор …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Дм. Григ. Гумилевский) (1805-66), историк Церкви, богослов. Архиепископ Черниговский с 1859. Основатель ряда церк.-ист. изданий. Автор "Истории …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ми"лостивый, ми"лостивая, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивой, ми"лостивого, ми"лостивых, ми"лостивому, ми"лостивой, ми"лостивому, ми"лостивым, ми"лостивый, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивых, …
  • ФИЛАРЕТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    благосклонный, благорасположенный, добрый, доброжелательный, ласковый, снисходительный. Ср. . См. …
  • ФИЛАРЕТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИЛОСТИВЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    благорасположенный, благосклонный, …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ФИЛАРЕТ
    Филарет, (Филаретович, …
  • ФИЛАРЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    филарет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ФИЛАРЕТ в Орфографическом словаре:
    филар`ет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    проявляющий, выражающий милость N3 Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    милостивая, милостивое; милостив, милостива, милостиво (книжн.). Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. Судьба была к ней милостива. Милостиво (нареч.) обойтись с кем-н. || Снисходительно-благосклонный …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    милостивый прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. II прил. Употребляется при обращении к …
  • ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет Московский, имя двух Московских епископов: Филарет (Романов) , патриарх Московский и всея Руси (+ …
  • ФИЛАРЕТ (РОМАНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Романов-Юрьев) (+ 1633), Патриарх Московский и всея Руси (1619 - 1633). В миру Романов-Юрьев …
  • ФИЛАРЕТ (МИЧЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Мичевич) (род. 1947), епископ Милешевский (Сербская Православная Церковь). В миру Мичевич Еленко …
  • ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Дроздов) (1782 - 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель. Память 5 …
  • ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Гумилевский) (1805 - 1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель. Память 9 …
  • ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вознесенский) (1903 - 1985), митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом …
  • ФИЛАРЕТ (ВАХРОМЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вахромеев) (род. 1935), митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный …
  • ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Амфитеатров) , в схиме Феодосий (1779 - 1857), митрополит Киевский и Галицкий, …
  • ФЕОФАН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Милостивый, Газский, преподобный. Память 29 сентября. Жил в сирийском городе Газы. …
  • ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Милостивый (+ ок. 619) патриарх Александрийский, святитель. Память 12 ноября в день …
  • ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский (Флорентийский), святитель. Память 19 декабря . С детства отличался …
  • УБИЙЦА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:04:17 Цитаты из рассказа "Убийца", 1953 (автор Рэй Брэдбери) ""Перевод с английского: Нора Галь "" * …
  • ТОРЧВУД в Цитатнике Wiki.
  • СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.


Статьи по теме: