Сочинение по роману Д. Дефо "Робинзон Крузо". Стали известны скандальные подробности жизни реального робинзона крузо

Когда-то книга «Робинзон Крузо» не считалась детским произведением. Ничего удивительного. Детям её читать скучно и сложно, а вот для взрослых она в самый раз! Не верите? Перечитайте. Такого «Робинзона Крузо» Вы не знаете — сколько нового откроете для себя! В эпоху её создания, книга считалась серьёзным философским трактатом, написанным в лёгкой форме. Она доступно излагала основные идеи модного тогда Просвещения. Примерно так сегодня пишет Паоло Коэльо. Только Даниель Дефо придумал всё сам...

Как Вы помните, в книжке много говорится о Боге. Одна из первых вещей, которую спасает Робинзон Крузо - это судовая Библия.

Так потом и повелось: в английских домах, где не держали никаких библиотек, в самых скромных семействах, было три книги: Библия, «Путь паломника» (непременный атрибут протестанта) и... роман «Робинзон Крузо».

Какова же главная, центральная проблема этой книги? Как Вы уже догадались - проблема одиночества. Причём одиночества АБСОЛЮТНОГО, утрированного - человек-то выброшен на необитаемый остров!

Роман про Робинзона Крузо можно и нужно рассматривать как рецепт борьбы с одиночеством.

Проблема одиночества человека - это центральная проблема, которой занимаются все мировые религии вообще и в частности. Вот и главная христианская книжка эпохи Просвещения занимается тем же.

Это злые дяди и тёти, слуги Государства-Левиафана сейчас начнут рассказывать Вам, как Вы не одиноки! Они скажут Вам, плачущему у калитки: «Что ты, мальчик, плачешь? Все дети играют в «ручеёк». Иди и играй с ними - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все дети гуляют друг у друга на свадьбах, берут кредиты и делают ремонт. Иди, толкайся среди них - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все пенсионеры находят себе много дел. Не выбивайся из стада - так ты не будешь никогда одинок!»

А мудрые философы, цель которых не со-гнать стадо а, наоборот, его разо-гнать , сразу скажут наоборот:

Да, одинок. Одиночество - условие его существования на этой земле. Чувствуете удалённость от Рая?

Да, от этого человек испытывает страдание.

Да, осознав своё одиночество, человек начинает чего-то искать и к чему-то стремиться.

Чаще всего, человек понимает, что преодоление одиночества возможно только через Бога.

Чтобы преодолеть одиночество, человек должен уподобиться Богу.

И, наконец, частичное (!) преодоление одиночества на этой земле... возможно!

Почему преодолеть одиночество на этой земле можно только частично? Потому что здесь любые отношения - временны . Время - атрибут тварного мира, несовершенного мира. Вечность же не знает, что такое Время.

Как же победить страх одиночества? Есть только один способ: осознать Всеединство. Вы, конечно, понимаете, в чём разница между толпой (стадом) и Всеединством. В толпе - каждый несёт своё одиночество. Осознав же Всеединство, человек прозревает, и страх одиночества отступает от него.

Чуть выше я говорила о том, что для преодоления одиночества человек должен уподобиться Богу. Примерно так, как это сделал Робинзон Крузо. Итак,

Урок Робинзона Крузо

Оказавшись на необитаемом острове, в полной изоляции, что начал делать Робинзон Крузо? Он стал заново сотворять мир . Новый мир вокруг себя. Его маленький остров стал очагом жизнетворения. Робинзон Крузо был в этом диком месте - исполняющим обязанности Бога-Творца.

Он встретил первозданный хаос, запустение, а сотворил - Очаг Жизни, построенный на разумных началах.

И вот тогда к нему начали подтягиваться живые люди...

Живые люди всегда подтягиваются туда, где горит свет, курится дымок и вкусно шкворчит на огне ужин.

У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: ВЕРА и ДЕЙСТВИЕ.

Если веришь и действуешь - один не останешься. Видя, какую ты развёл бурную и интересную деятельность, к тебе подтянутся другие одинокие люди. И вот уже вы все не одиноки...

История Робинзона постоянно повторяется в жизни, потому что эта история - архетипична. Считайте, что Даниэль Дефо рассказал нам некий миф, некий вечно случающийся сюжет, запрограммированный где-то там, в платоновском мире идей на постоянное повторение.

А как делать НЕ НАДО
или...
игра в прятки

У одного из русских писателей (сдаётся мне, что у Набокова) есть очень сильный короткий рассказ о том, как дети на даче играли в прятки.

Мальчика «сдали» на денёк на дачу к знакомым, где было сложившееся детское общество. Короче, с ним никто не хотел играть. Молодой гувернёр-студент пытался затеять игры и ввести в них новичка. Но новичка в игры упрямо не брали... И вот, наконец, сами дети придумали играть в прятки и равнодушно «позволили» мальчику тоже участвовать. Ну, как бы, никто не противился.

Обрадованный тем, что его приняли в компанию, он побежал в самый дальний угол сада и спрятался так отлично, что его бы не нашли даже взрослые, перерыв весь дом! Ведь по правилам игры в прятки, молодцом считается тот, кто лучше всех спрятался, не так ли? Мальчик был молодцом...

Вначале он радовался, что его так долго никто не может найти. Потом, когда всех нашли, он начал беспокоиться. Потом он перестал слышать голоса - дети ушли играть в другой угол сада. Потом ему стало всё равно, и он заснул...

Проснулся он, когда летний день начал уже темнеть. Он испугался так, что это трудно себе представить! Впервые на мальчика обрушилось всей многотонной мощью осознание своего абсолютного одиночества. Он вылез из убежища, которое казалось таким славным ещё несколько часов назад, с чувством глубокого омерзения. Он пробежал через весь дом и вышел наружу сквозь парадный выход. Дети сидели на веранде под пледами и слушали, чтение гувернёра. Когда мальчик вошёл, никто не выразил особых чувств.

Немного отреагировал только гувернёр. Поморщившись, с досадой, что прервали его чтение, он холодно, с лёгким удивлением произнёс: «Как, Вы ещё здесь? Я полагал, что за Вами давно прислали горничную и увезли домой».

Если Вы чувствуете одиночество - никогда не забирайтесь в глухой уголок сада, ожидая, что Вас непременно и с радостными криками «обнаружат». Все будут играть в другом конце сада. Никому даже в голову не придёт, что Вас нужно разыскивать.

Поступайте лучше, как Робинзон.

Елена Назаренко

Центральное место в романе занимает тема возмужания и духовного становления героя.

Перед читателем проходят все этапы его развития: безмятежное существование в отчем доме; юношеский бунт против воли родителей и тяга к путешествиям; душевное огрубение и стремление к скорейшему обогащению; первоначальное отчаяние на необитаемом острове после кораблекрушения и сосредоточенная борьба за выживание; наконец, постепенное духовное возрождение героя и - в результате многолетнего пребывания на острове - более глубокое постижение смысла бытия. Как видим, «Робинзон» не в меньшей мере «роман воспитания», чем «Том Джонс» или «Перигрин Пикль».

Однако «Робинзон Крузо» не просто история воспитания беспутного юнца, вставшего в конце концов благодаря горькому жизненному опыту на верный путь. Это аллегорическая притча (можно и так прочесть роман) - повествование о скитаниях заблудшей души, отягченной первородным грехом и через обращение к богу обретшей путь к спасению. Действительно, с определенного момента своего пребывания на острове Робинзон начинает осмысливать каждое пустячное происшествие как «промысел божий». В тех же терминах переоценивает он и всю свою предшествующую жизнь: «Теперь, наконец, я ясно ощутил, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми ее страданиями и невзгодами, счастливее той позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вел прежде.

Все во мне изменилось: горе и радость я понимал теперь совершенно иначе; не те были у меня желания; страсти потеряли свою остроту...» В уповании на милосердие божие, в убежденности, что его трагическое положение - не случайное стечение обстоятельств, а справедливая кара и искупление за прегрешения, находит Робинзон душевное равновесие и силы переносить выпавшие на его долю невзгоды. Даже совпадение даёт представляется герою осмысленным и символическим: «...мое бегство из родительского дома в Гулль, чтобы оттуда пуститься в плавание, произошло в тот же месяц и число, когда я попал в плен к салеским пиратам и был обращен в рабство. Затем в тот самый день, когда я остался живым после кораблекрушения на Ярмутском рейде, я впоследствии вырвался из салеской неволи на парусном баркасе.

Наконец, в годовщину моего рождения, а именно 30 сентября, когда мне минуло двадцать шесть лет, я чудом спасся от смерти, будучи выброшен морем на необитаемый остров. Таким образом, греховная жизнь и жизнь уединенная начались для меня в один и тот же день». Последнее совпадение особенно знаменательно: герой как бы переживает второе рождение - отбрасывает все суетное, что влекло его раньше, и сосредоточивается полностью на сфере духа. Литературной моделью для такого построения мог послужить «Путь паломника», с которым неоднократно сопоставляли «Робинзона» советские и зарубежные исследователи. Сопоставил их в «Серьезных размышлениях Робинзона Крузо» и сам Дефо, отнеся свое произведение, как и роман Беньяна, к жанру «притчи»: «Таковы исторические притчи в Священном писании, таков «Путь паломника» и таковы, одним словом, приключения вашего друга-скитальца Робинзона Крузо».

Герой романа Беньяна Христиан бежит из Города Разрушения и, пройдя через узкие врата, находит дорогу к праведной жизни. Миновав на пути соблазны, искушения и препятствия, в том числе «Ярмарку Житейской Суеты» (именно из Беньяна почерпнул Теккерей название своего знаменитого романа), пройдя через всевозможные нравственные и физические испытания, герой в финале достигает земли обетованной. Как притчу о духовном падении и возрождении Человека можно рассматривать и роман Дефо, причем Робинзон, как и Христиан, выступает в двуединой ипостаси - и как грешник, и как избранник божий. Смыкается с таким осмыслением книги и интерпретация романа как вариации библейского сюжета о блудном сыне: Робинзон, презревший советы отца, покинувший отчий дом, постепенно, пройдя через жесточайшие испытания, приходит к единению с богом, своим духовным отцом, который, как бы в награду за покаяние, дарует ему в конечном счете спасение и благоденствие.

Впрочем, при всей обобщенности образа Робинзона в романе есть и конкретный автобиографический момент, на что указывал и сам Дефо в «Серьезных размышлениях Робинзона Крузо»: «Короче говоря, «Приключения Робинзона Крузо» - это общая схема действительной жизни в течение двадцати восьми лет, проведенной в скитании, одиночестве и огорчениях, какие вряд ли выпадали на долю смертного; в продолжение этих лет я пребывал в мире чудес, в беспрестанных бурях, сражался с самыми ужасными дикарями И людоедами, и пережил бесчисленные удивительные приключения - сталкивался с чудесами большими, чем в истории с воронами; испытал все проявления жестокости и тирании; ощущал несправедливость упреков и презрения людей, атаки дьяволов, небесные кары и земные гонения; пережил бесчисленные превратности фортуны, был в плену, хуже турецкого, и избавился от него столь же хитроумным способом, как в истории с Ксури и салеским баркасом; попадал в море бедствий, вновь всплывал на поверхность и вновь погибал, - и таких взлетов и падений было у меня в течение одной жизни больше, чем у кого-либо другого; часто терпел крушения, хотя больше на суше, чем на море, короче, нет ни одного обстоятельства в воображаемой истории, которое не было бы намеком на реальное событие и не отозвалось бы, шаг за шагом, в неподражаемом „Робинзоне Крузо"» -. Это признание (хотя и сделанное от лица Робинзона) дает основание критикам утверждать, что перед нами духовная автобиография самого Дефо, изложенная в иносказательной форме. Есть даже исследование, где делается попытка буквально каждому эпизоду книги найти соответствие в реальной жизни ее создателя. При таком прочтении побег Робинзона из дома соответствует отказу Дефо, вопреки родительской воле, принять священнический сан, кораблекрушение - разгром восстания Монмута (согласно другой версии, банкротство), необитаемый остров - это Англия, а противоположная сторона - Шотландия, дикари - реакционеры-тори и т.д. Соблазну подобной интерпретации поддался и историк-марксист А. Л. Мортон, восклицающий по поводу эпизода продажи в рабство мальчика Ксури: «Уж так ли нереально видеть в негритянском мальчике-рабе прежних товарищей Дефо по левому лагерю, а в капитане - Вильгельма Оранского?»

Жан Жак Руссо нашел роману Дефо еще одно жанровое определение - «удачнейший трактат о естественном воспитании». Он, пожалуй, первым увидел в романе не просто развлекательное чтиво, а определенную нравственно-философскую тенденцию. Для Руссо Робинзон - один из первых в литературе образов «естественного человека», не испорченного современной цивилизацией, отделенного от нее, что и делает его жизнь гармоничной и счастливой. В таком аспекте роман Дефо и рассматривали в конце XVIII - начале XIX в. авторы многочисленных литературных обработок, именно так, в духе сентиментализма, трактовал его, в частности, И. Г. Кампе, лишивший своего героя даже тех необходимых предметов, которые английский Робинзон забирает с корабля.

Однако у Дефо, поборника прогресса и материального благосостояния наций, не было намерения превозносить преимущества «естественного» состояния над цивилизованным. Из книги это ясно видно: «Целыми часами - целыми днями, можно сказать, - я в самых ярких красках представлял себе, что бы я делал, если бы мне ничего не удалось спасти с корабля. Моей единственной пищей были бы рыба и черепахи. А так как прошло много времени, прежде чем я нашел черепах, то я просто умер бы с голоду. А если бы не погиб, то жил бы как дикарь». «Жил бы как дикарь», - этот ужас просвещенного англичанина перед дикарским, «естественным» состоянием точно подметил Д. Ур-нов: «Не опроститься и одичать, а, напротив, вырвать дикаря из так называемой «простоты» и «природы» старается Робинзон». Однако далее он противопоставляет Дефо его последователям: «Между тем энтузиазм «робинзонады» строится на искусственном извлечении человека из общества». Но разве не именно так поступает Дефо?

И Руссо, если вдуматься, был не прав лишь отчасти. Робинзон, безусловно, цивилизованный человек, продукт цивилизации, пользующийся ее знаниями, духовным опытом, материальными богатствами, стремящийся приумножить их, но - и это «но» весьма знаменательно- помещенный вне цивилизации, предоставленный лишь собственному труду, терпению и изобретательности. «Так жил я на моем острове тихо и спокойно, всецело покорившись воле божьей и доверившись провидению. От этого жизнь моя стала лучше, чем если бы я был окружен человеческим обществом; каждый раз, когда у меня возникали сожаления, ЧТО я не слышу человеческой речи, я спрашивал себя, разве моя беседа с собственными мыслями и (надеюсь, я вправе сказать это) в молитвах и славословиях с самим богом была не лучше самого веселого времяпрепровождения в человеческом обществе?»

Робинзон отделен от жизни общества, где царят гоббсовские законы «войны всех против вся»; весь свой интеллект, изобретательность, энергию он должен направить лишь на покорение природы, а не на общение с себе подобными. Величие Дефо в том и состоит, что он показал обыкновенного человека в противоборстве с природой и с самим собой, его упорство, добрую волю и конечную победу в этой борьбе. Гуманистический пафос книги хорошо поняли романтики. «Ты становишься просто Человеком, пока читаешь ее», - говорит о «Жизни Робинзона» С. Т. Колридж.

Голод не признает ни дружбы, ни родства, ни справедливости, ни права и потому недоступен угрызениям совести и неспособен к состраданию», - весьма прагматично утверждает автор в «Дальнейших приключениях Робинзона Крузо». Поэтому в обществе Нужда толкает человека на преступления, что подтверждается судьбами героев других романов Дефо: Молль Флендерс, капитана Джека, Роксаны - каждый старается урвать кусок пожирнее за счет другого. Да и сам Робинзон, находясь в обществе, поступает не лучше: вспомним хотя бы продажу в рабство мальчика Ксури. Истинное величие герой Дефо обретает только во время своего одинокого пребывания на острове. В присутствии кошек, собаки, попугая и даже верного Пятницы гармоничные отношения сохраняются, но стоит появиться людям на Робинзоновом острове, как начинаются козни, распри, вражда. Знаменательно, что во второй части романа, даже добившись мира и порядка в своих «владениях», Робинзон все же не решается оставить пушки обитателям острова.

Уединение героя на острове позволяет автору затронуть и обнажить некоторые социально-экономические вопросы. Производство и потребление, ценность и стоимость, разнообразие трудовой деятельности и наглядность ее результатов - все это живо занимало Дефо, автора «Опыта о проектах» (1697), «Всеобщей истории торговли...» (1713) и «Совершенного английского негоцианта» (1725-1727). Не случайно известный английский литературовед Ян Уотт назвал «Робинзона» «классической идиллией свободного предпринимательства».

Пока человек существует вне общества, все эти проблемы гармонизируются и упрощаются: «...я сеял ровно столько, чтобы хватило для меня. У меня было множество черепах, но я довольствовался тем, что изредка убивал по одной. (...) Я был сыт, потребности мои удовлетворялись, для чего же мне было все остальное? Если бы я настрелял больше дичи и посеял больше хлеба, чем был в состоянии съесть, мой хлеб заплесневел бы в амбаре, а дичь пришлось бы выкинуть...» Однако достаточно появиться на острове нескольким испанцам, чтобы Робинзон ощутил всю неосмотрительность такого хозяйствования.


Книга – источник знаний, читая художественные произведения можно не только узнать много нового, но и пережить множество жизненных ситуаций вместе с литературными героями, окунуться в мир прекрасного и неизведанного. Однажды я прочла высказывание Цицерона, которое мне запомнилось: «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия». Я полностью согласна с этим великим человеком, удовольствие от чтения получаешь только тогда, когда книга тебя захватывает, и ты можешь к ней возвращаться постоянно и находить каждый раз что-то новое, интересное и волнующее. Такой книгой для меня стал роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Несколько раз я перечитывала замечательные страницы романа, которые увлекали меня все больше и больше. «Приключения Робинзона Крузо» поведали мне о том, как пережил томительное одиночество «моряк из Йорка». Оказавшись после кораблекрушения на необитаемом острове, он сумел прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а позже с дикарем Пятницей.

Мое восхищение перед героем романа безгранично. Он не спасовал перед испытанием, посланным ему, освоил остров, завел хозяйство. Робинзон Крузо подробно рассказывает о том, как устраивал свой быт, стараясь обеспечить себя всем необходимым для жизни. Конечно, по началу Робинзона охватило отчаяние, как любого здравомыслящего человека, но сила духа, упорство и труд помогли ему выстоять в неравной схватке с одиночеством.

Крузо вспоминает свою прежнюю жизнь и обращается к чтению Библии, которую захватил с корабля, у него много времени для осмысления своих поступков, и он делает для себя вывод, что все беды происшедшие с ним закономерны. Это кара за его неповиновение родительской воли. Оказавшись наедине с природой и с самим собой, герой произведения сумел увидеть свои недостатки, переосмыслить свою жизнь. В своем новом положении он по- иному смотрит на жизнь и духовные ценности.

Робинзону пришлось не только переосмыслить свою жизнь, но и научиться выживать среди дикой природы, ему пришлось освоить ремесло портного, гончара, из нескольких зернышек вырастить урожай пшеницы, смастерить календарь и научиться многое делать своими руками.

Одно из тяжелейших испытаний для героя романа – отсутствие человеческого общения, его друзьями были собака и кот, которых он захватил с корабля, позже научил попугая четко произносить слова и слушать его было очень приятно. Робинзону пришлось прожить больше двадцати лет прежде чем он встретил человека. Когда дикари – людоеды пристали к острову, чтобы устроить пир, он спасает одного из пленных и дает ему имя Пятница. И опять труд, Робинзон осваивает профессию учителя и передает все свои знания туземцу, учит его английскому языку.

Я считаю, роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» это своеобразный гимн человеку.

Эту книгу можно читать всю жизнь и каждый раз находить для себя что – то новое, когда я прочла приключенческий роман первый раз, то мне понравилась интересная история о жизни человека на необитаемом острове. Спустя год прочла роман еще раз и совершенно по – другому отнеслась к прочитанному. Я поняла на сколько сильным, мужественным и упорным может быть человек, если поставит перед собой цель и титаническим трудом будет добиваться ее достижения. Думаю, если через несколько лет я опять прочту роман «Робинзон Крузо», то открою для себя много нового, но, пожалуй, не перестану восхищаться обычным человеком, который смог выжить в суровых условиях.

Для Дефо, как воплотителя идей раннего Просвещения, роль труда в освоении природы человеком неотделима от духовного совершенствования героя, от познания природы через разум. Ориентируясь на Дж. Локка - основоположника английского деизма, Дефо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистической концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робинзоном, которое автор изображает не как физическое освоение острова, а как познание разумом законов природы.

Самый прозаический факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Как "естественный" человек, Робинзон Крузо не "одичал" на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

В самом начале романа он не слишком симпатичный человек, он шалопай и бездельник. Он проявляет свою полную неспособность, нежелание заниматься каким-либо нормальным человеческим делом. У него только один ветер в голове. И мы видим, как потом, осваивая это жизненное пространство, научаясь владеть разными инструментами и производить разные действия, он становится другим, потому что он находит и смысл, и ценность человеческой жизни. Это первый сюжет, на который следует обратить внимание - настоящий контакт человека с предметным миром, то как происходит добыча хлеба, одежды, жилища и так далее. Когда он испек себе первый раз хлеб, а случилось это спустя много лет после того, как он поселился на острове, то говорит, что мы и не подозреваем, сколько разнообразных трудоемких процедур нужно произвести для того, чтобы получить обычный ломоть хлеба.

Робинзон - великолепный организатор и хозяин. Он умеет использовать случай и опыт, умеет рассчитывать и предвидеть. Занявшись земледелием, он точно высчитывает, какой сможет получить урожай из посеянных им семян ячменя и риса, когда и какую часть урожая сможет употребить в пищу, отложить про запас, посеять. Он исследует почву и климатические условия и узнаёт, где надо ему сеять в период дождей и где - в сушь.

"Чисто человеческий пафос покорения природы, - пишет А. Елистратова, - сменяет в первой и важнейшей части "Робинзона Крузо" пафос коммерческих авантюр, делая необычайно увлекательными даже самые прозаические подробности "трудов и дней" Робинзона, которые захватывают воображение, ибо это история свободного, всепобеждающего труда" .

Дефо наделяет Робинзона своими мыслями, вкладывая в его уста просветительские взгляды. Робинзон высказывает идеи веротерпимости, он свободолюбив и гуманен, ненавидит войны, осуждает жестокость истребления туземцев, живущих на землях, захватываемых белыми колонизаторами. Он вдохновенно относится к своему труду.

В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам. В романе мы видим, что после двухмесячных неутомимых трудов, когда Робинзон, наконец, нашел глину, он её накопал, принес домой и начал работать, но у него получилось только две больших безобразных глиняных посудины.

Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из-под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы".

Но главное в представлении труда для Даниэля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку, " сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилий человека на окружающую действительность, наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо". В первой части романа герой в одиночестве осваивает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, основанных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Исследователи творчества Д. Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного дела символизирует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духовное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всегда способного найти повод "возблагодарить Провидение".

На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т.д. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени.

Этот факт - на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова - сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания естественного человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности через труд. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Эволюция сознания естественного человека Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций естественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается "общественным животным"; во-вторых, одиночество противоестественно.

Вся жизнь героя на острове есть процесс возвращения человека, волею судьбы поставленного в естественные условия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества. Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - элемент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безусловно, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессивных взглядов своего времени - доказывает, что вся история цивилизаций есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись, как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, находящегося вне контактов с обществом, Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная мини цивилизация, создатель которой - разумный "естественный" человек.

Герой Дефо сделался живым воплощением представлений просветителей о современном им человеке как о человеке "естественном", не исторически возникшем, а данном самой природой.

Прожив четверть века в одиночестве, на необитаемом острове, Робинзон спасает от людоедов их молодого пленника и дает ему имя Пятницы. Их отношения сразу же складываются, как отношения хозяина и слуги. Робинзон давно уже мечтал приобрести слугу. Все двадцать пять лет одиночества, тоска по людям не изменили ничего в мировосприятии Робинзона: ему не столько нужно разумное существо, сколько помощник в хозяйстве. Первое слово, которому Робинзон учит Пятницу, - «господин».

Он должен усвоить это английское слово раньше названий самых необходимых предметов. Робинзон и не пытается узнать настоящего имени дикаря: он для него «Пятница», поскольку освобожден от каннибалов и «приобретен» Робинзоном именно в этот день.

Но «Робинзон» Дефо, наверное, не стал бы настольной книгой для юношества в течение двух с половиной столетий, если бы автор ограничился в ней изображением эгоистичного и расчетливого буржуа. Для буржуазного просветителя Дефо - Робинзон идеальный человек. И он стремится привнести в этот образ как можно более привлекательных человеческих качеств. Жестокие колонизаторы, истребляющие туземные племена, алчные накопители, готовые наживаться на человеческой крови, глубоко противны Дефо, я его Робинзон не похож на них. Дефо пытается воплотить в нем идеал для своего класса, который был в эпоху Просвещения еще прогрессивным; но в сущности, этот идеал недостижим и для прогрессивной буржуазии той эпохи, ибо он несет в себе мечту о гармоническом человеке и гимн физическому труду - то, что становилось чуждым буржуазии XVIII в.

Робинзон храбр и великодушен: он рискует своей жизнью для спасения неизвестных ему людей - Пятницы, его отца, капитана корабля. Он добрый хозяин. Его взаимоотношения с Пятницей, их беседы перерастают в настоящую дружбу, Робинзон начинает ценить природный ум и благородство Пятницы, ценить в нем товарища, а не слугу. Какой урок дал Дефо британским колонизаторам и работорговцам, рисуя обаятельный образ Пятницы и эту дружбу между добродетельным английским купцом и темнокожим аборигеном!

Сама религиозность Робинзона весьма относительна, чужда фанатизма.

Под внешним пуританским благочестием Робинзона и его автора таится очень здоровое, восприятие мира, а порой и насмешливое отношение к религии. Дефо не упускает случая столкнуть пуританские рассуждения Робинзона с его же практицизмом или просто трезвым взглядом на мир. Еще в начале своего пребывания на острове Робинзон видит недалеко от своего жилья колосья ячменя и риса. При богатейших тропических урожаях они скоро должны обеспечить его хлебом, в котором он так нуждается. И Робинзон падает на колени, воссылая страстные благодарственные молитвы за ниспосланное чудо. Но тут же он вспоминает, что сам вытряхнул на этом месте пустой мешочек из-под птичьего корма. «Чудо исчезло, а вместе с открытием, что все это самая естественная вещь, значительно остыла, должен признаться, и моя благодарность промыслу». Так мог написать только просветитель, предшественник Дидро и Вольтера.

В другой раз, на восемнадцатом году пребывания на острове, Робинзон неожиданно видит на песке след босой человеческой ноги. С оттенком насмешки Дефо пишет о том, как его герою приходит в голову чисто пуританская мысль: это, по-видимому, след ноги дьявола, который явился на остров, чтобы искушать Робинзона. Но, еще не продумав эту гипотезу, Робинзон уже мчится в свою пещеру и начинает ее укрепляет, против возможного нападения: ему ясно, что на острове появились дикари.

Интересны споры Робинзона и Пятницы о религии, в которых «естественный человек», Пятница, без труда опровергает богословские доводы Робинзона, взявшегося обращать его в христианство, и подвергает сомнению существование дьявола. Пятница не может понять, зачем добрый и всемогущий бог терпит дьявола. Так Дефо (устами Пятницы) критикует одну из главных доктрин пуританства и находит самое уязвимое место любой религии - вопрос о существовании зла.

Сам Робинзон, узнав от Пятницы о проделках туземных жрецов, сопоставляет их с католическим (а если разобраться, и с англиканским) духовенством и говорит, что обман практикуется жрецами всех религий без исключения.

Но подлинное обаяние Робинзона, величие этого образа проявляется в процессе труда, изменяющего природу. В этом и его общечеловеческое значение. По словам Маркса, «все отношения между Робинзоном и вещами, составляющими его самодельное богатство, просты и прозрачны».

Дефо рисует в романе труд упорный, тяжкий, повседневный, иногда приводящий к ничтожным результатам. В течение года Робинзону удается обтесать колья и воздвигнуть ограду вокруг своего жилища; долго он мастерит, не имея необходимых инструментов, стол и стул. На Робинзона обрушиваются беды, часто он впадает в отчаяние. Ужасающие минуты переживает он, когда уходит корабль, не заметивший его сигналов. И все же огромная душевная сила и готовность к труду поддерживают Робинзона в его невероятной жизни. В этом пафосе труда, в этом гимне человеку - залог бессмертия книги Дефо. Поэтому «Робинзон» имеет такое воспитательное значение для детей. Руссо назвал эту книгу единственной, которую будет читать в детские годы его Эмиль.

Пристрастие к цифровым данным проявляется во всем. Писатель сообщает точные суммы, заплаченные Робинзоном за тот или иной товар, количество ярдов материи, точные размеры вещей и расстояний между ними.- Описания трудовых процессов сменяются логическими рассуждениями самого героя. В конце первой части (там, где появляется Пятница) писатель пытается решить трудную для романиста тех времен проблему диалога, который занимает в общей структуре романа еще незначительное место, но, все же это достаточно живой диалог, отражающий характеры героев - спокойную деловитость и целеустремленность Робинзона и живость, непосредственность, природный ум Пятницы.

Бесхитростность и точность описаний создавала впечатление строгой правдивости. Роман был написан анонимно, и для читателей той эпохи его автором был сам Робинзон. Книгу принимали за правдивый отчет о пребывании на необитаемом острове. Но там, где современники видели точность и правдивость очевидца, мы видим незаурядное реалистическое мастерство.

    Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он очутился неподалеку от той самой скалы, о которую меня чуть не расшибло волной. Должно быть, ночью его приподнял прилив,...

    В произведении Д.Дефо "Робинзон Крузо" главный герой Робинзон Крузо, который остался человеком в трудных условиях. Робинзона с детства тянуло к морю, и он мечтал стать моряком, но его отец хотел, чтобы тот стал судьей и поэтому проклял сына. Робинзон...

    Корабль, на котором Робинзон Крузо отправился в путешествие, во время шторма потерпел аварию: сел на мель. Вся команда погибла, кроме одного моряка. Это и был Робинзон Крузо, которого волной выбросило на необитаемый остров. От имени главного героя...

    Практически у каждого человека есть свои стремления и цели в жизни, планы и предположительные способы их осуществления. Кто-то стремится к власти, кого-то манят деньги и богатство, кто-то посвящает жизнь воспитанию детей. Но иногда бывает так, что все...



Статьи по теме: