Прилагательные сложные в написании. Правописание сложных прилагательных. Правила написания сложных прилагательных через дефис

В русском языке существуют сложные прилагательные, которые могут писаться как слитно, так и через дефис. Познакомиться с правилами правописания сложных прилагательных можно в этой статье.

Особенности правописания сложных прилагательных

В русском языке сложные имена прилагательные пишутся слитно и через дефис. Способ правописания сложных прилагательных зависит от лексико-грамматических особенностей слов и словосочетаний, от которых они образуются.

Примеры сложных прилагательных: двухсотграммовый, железобетонный, дикорастущий, светло-зеленый, западноевропейский, физико-химический .

В школе правила написания сложных прилагательных изучаются в 6 классе.

Правила написания сложных прилагательных слитно

Сложные имена прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:

  • Если сложное прилагательное образовано от словосочетания на основе подчинительной связи, связи согласования, управления или примыкания (вагоноремонтный (ремонт вагонов), скороспелый (скоро спеть), белоснежный (белый снег)) . Исключение всемирно-исторический .
  • Если одна из частей сложного прилагательного не употребляется самостоятельно (белобрысый, скоротечный, всеядный) .
  • Если сложное прилагательное образовано от сложного существительного со слитным написанием (лесостепной (лесостепь), водосточный (водосток), радиотехнический (радиотехник)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный) . Исключения 5-балльный, 30-летний .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – наречие на или (нижеподписавшийся, сильнодействующий, высоконравственный) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть представлена элементами – верхне-,нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро- и др. (древнегреческий, раннецветущий, среднеевропейский).
  • Большинство научно-технических и книжных определений (энергосиловой, хлебопекарный, глубокоуважаемый) .

Правила написания сложных прилагательных через дефис

Через дефис пишутся сложные прилагательные следующих категорий:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз «и», «но» (торгово-промышленный союз (торговый и промышленный), яблочно-апельсиновый сок (яблочный и апельсиновый), русско-французский словарь (русский и французский)) .
  • Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с написанием через дефис, в том числе географических наименований (нью-йоркский (Нью-Йорк), контр-адмиральский (контр-адмирал), северо-восточный (северо-восток)) .
  • Обозначающие оттенки цвета, вкуса, других признаков с дополнительным качеством (нежно-розовый, кисло-сладкий, темно-красный) .
  • Образованные от имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (джек-лондоновский (Джек Лондон), ильфо-петровский (Ильф и Петров), лев-толстовский (Лев Толстой)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть оканчивается на -ико (историко-философский, химико-биологический, лексико-грамматический) .
  • Сложные прилагательные, части которых представлены неоднородными признаками, (часто имеют начальными элементы – военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-) (учебно-воспитательный, военно-медицинский, народно-поэтический) . Исключения военнопленный, военнослужащий, военнообязанный .
  • Образованные путем повторения одного и того же прилагательного (чистый-чистый, теплый-теплый, серый-серый) .
Конспект урока русский язык

Класс 6«Б»

Программа под редакцией В.В. Бабайцевой

Тема урока : Образование и правописание сложных имен прилагательных Цели урока:

1. образовательные:

    повторить основные способы образования прилагательных;

    повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;

    повторить разряды прилагательных;

    познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;

    повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;

    сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

2. развивающие:

3. воспитательные:

    формировать интерес к изучению русского языка;

    воспитывать любовь к русскому языку;

    формировать познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.

Оборудование:

    карточки для индивидуальной работы;

    сигнальные карточки зеленого и красного цвета;

    мультимедийная презентация

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.

Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).

Но сначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.

Я приглашаю двоих учеников к доске. Остальные работают со мной

    Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 433 выписать словосочетания «прилагательные с не + определяемые слова», объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку.

негодным (не употребляется без не) мальчишкой

в незатейливую (простую) жизнь

нечто неожиданное (не употребляется без не)

нетвердыми (шаткими) шагами

нетерпеливого (сильного) гнева

- Какие словосочетания выписали? (подчинительные)

- Как узнали?

- А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)

- Что для них характерно?

- На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?

- Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.

    Проверка выполнения индивидуальной работы

- Проверим работу по карточкам

Карточка 1.

    Образуй прилагательные приставочным способом:

вежливый

надежный, нравственный, сердечный, добрый.

2 Определи разряд прилагательных.

Карточка 2.

    Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:

солома

длина, гусь, серебро, стекло.

- Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.

- Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)

3.Выявление места и причины затруднения.

Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный,…..)

Почему? Чего не знаем? (это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Что в этих словах одинакового? (имена прилагательные, состоят из двух корней)

Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)

Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).

Сформулируйте тему урока. (Образование и правописание сложных имен прилагательных.)

Запишите число, Классная. раб., тему урока.

- Какие цели поставим на урок?

    Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом.

    в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).

    Потренируемся в их образовании и написании .

А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

- Составим план выхода из затруднения?

(1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

5.Реализация построенного проекта.

Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами.

Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)

Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.

(Слайд)

Русский язык русскоязычный

Дальний восток дальневосточный

Русский и немецкий русско-немецкий

Темный красный темно-красный

От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных гласных).

Какие знаете соединительные гласные? (о, е)

От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)

Соединительные гласные

О Е

(основа на твердый согласный) (основа на мягкий согласный)

6.Самостоятельная работа

Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.

Что необходимо сделать?

Будем выполнять задание по вариантам: I вариант выписывает слова с соединительной гласной о , II – с е . Орфограмму обозначьте графически.

К доске пойдут… (2-е)

С о С е

железнодорожный нефтеперевозочный

машиностроительный картофелеуборочный

снегоочистительный общеобразовательный

благоприятный путепроводный

победоносный сталелитейный

любознательный

благородный

Придумайте свои примеры.

Проверим работу. (Проверка учителем)

От чего же зависит выбор соединительной гласной?

7. Формирование орфографического навыка.

    Наблюдение над языком

Прочитайте текст:

Слайд № 5

У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово - ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.

Озаглавьте текст.

О каком прянике идет речь?

Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».

Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)

Выпишите из текста сложные прилагательные.

Проверьте, все ли прилагательные выписали?

Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.

Какую особенность написания сложных прилагательных заметили? (Пишутся слитно или через дефис.)

Работа над правилом

Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.

Кто готов объяснить написание сложных слов?

Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

На какой пункт правила в тексте не было примера?

Приведите свой пример.

От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Образованы Образованы

от подчинительных словосочетаний сочинительных словосочетаний

пишутся слитно пишутся через дефис

Обозначают цвет

пишутся через дефис

пишутся через дефис

Тренировочные упражнения.

Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)

    имеющий отношение к железной дороге

    сделанный собственными руками

    синий и зеленый

    южный и западный

    защищающий от солнца

    сладкий с кислым привкусом

При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?

Через дефис?

8. Закрепление (если останется время)

Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.

Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный, литературно-художественный.

9.Рефлексия.

О каком способе образования сложных прилагательных узнали?

На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.

Какие цели были поставлены?

Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?

От чего зависит выбор соединительной гласной?

Я предлагаю вам выбрать д/з.

1. Параграф 107 – учить рамочку, упр. 441: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.

2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.

Какие цели были поставлены?

Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?

Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.

Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.

Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.

В русском языке огромный лексический пласт принадлежит сложным именам прилагательным, правописание которых может вызвать затруднения и спровоцировать ошибку. Однако их не стоит бояться, потому что есть четко определенные правила.

Имена прилагательные, образованные путем сложения двух основ, пишутся слитно, если:

1. Произошли от слитно пишущихся существительных. Например:

  • новороссийский (Новороссийск), краснодарский (Краснодар), свободолюбивый (свободолюбие).

2. Произошли от словосочетаний, типами связи между которыми изначально были подчинение или сочинение. Например:

  • железнодорожный (железная дорога), законнорожденный (рожденный в законном браке), красноармейский (красная армия), деревообрабатывающий (обрабатывающий дерево), мясозаготовительный (заготавливающий мясо), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа) и др.

К этой же группе относятся прилагательные, обозначающие единое понятие, в том числе и терминологический единицы. Они образованы от словосочетания типа «наречие + прилагательное». Например:

  • дикорастущий, вечнозеленый, глубокоуважаемый, малоупотребительный и т.д.

Примечание 1. Прилагательные, образованные от сложных имен собственных, пишутся с маленькой буквы.

Примечание 2. Сложные прилагательные, образованные от слияния наречия с простым прилагательным, часто путают со словосочетаниями типа «наречие + прилагательное (или причастие)», которые, естественно, пишутся раздельно. Например:

  • детски доверчивый, плохо скрываемый, дико досадная, вечно молодой.

Отличаются такие словосочетания от сложных прилагательных тем, что не носят устойчивого характера.

3. Являются терминологическими единицами, образованы от нескольких основ, характер которых значения не имеет. Например:

  • тазобедренная (кость), голеностопный (сустав), старославянский (язык), глухонемой и т.д.

Имена прилагательные, образованные путем слияния двух основ, пишутся через дефис, если:

1. Произошли от имен существительных, написание которых изначально было через дефис. К этой группе также относятся сложные прилагательные, образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. К этой же группе относятся названия географических объектов (чаще всего населенных пунктов), образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. Например:

  • дизель-моторный, социал-демократический, алма-атинский, орехово-зуевский, северо-восточный, бурят-монгольский;
  • лев-толствоский, александр-пушкинский, стивен-кинговский, чак-полановский и т.д.
  • ерофей-павловичский

Примечание 1. Исключением является прилагательное «замоскворецкий», которое пишется слитно.

Примечание 2. Все вышеперечисленные подгруппы прилагательных, образованных от имен собственных, пишутся слитно, если в них появляется приставка:

  • подалмаатинский, заореховозуевский.

2. Произошли от двух или более равноправных слов:

  • беспроцентно-выигрышный, садово-огородный, мясо-молочный, букетно-конфетный (период в отношениях), сине-бело-красный (флаг) и т.д.

2. Произошли от двух основ и обозначают либо качество с дополнительным оттенком, либо оттенки цветов и полутона. Например:

  • раскатисто-громкий, переливчато-напевный, задорно-звонкий;
  • бледно-розовый, сине-зеленый, светло-оранжевый, темно-голубой, изжелта-красный, иссиня-черный, дымчато-серый и т.д.

3. Входят в состав географических названий с первыми частями северо- (северно-), южно- (юго-), восточно-, западно-, например:

  • Северо-Кавказский, Южно-Корейский, Восточно-Китайский, Западно-Украинский и т.д.

Примечание 1. Все остальные прилагательные, образованные от двух и более основ, пишутся через дефис. Например:

  • Литературно-художественный (кружок), политико-массовая (пропаганда), словарно-технический (отдел) и т.д.

Примечание 2 . Слова, первой частью которых является основа «сам-», «сама-» тоже пишутся через дефис. Например:

  • Сам-третий, сама-пята и т.д.

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .



Статьи по теме: