Место погребения иисуса. Тайна могилы Иисуса Христа! На чём строятся гипотезы учёных. В поисках могилы Христа: изучение храма Гроба Господня

После того, как сняли его тело с креста. Как известно из Евангелия, ученик Иисуса Христа Иосиф из Аримафеи получил у Понтия Пилата разрешение снять тело Иисуса с креста и похоронить его. Иосиф из Аримафеи вместе с Никодимом, ночью совершили над телом Христа все необходимые процедуры и положили его в склепе, в саду, недалеко от места распятия. В Иерусалиме имеется несколько мест, где, предположительно, похоронили Иисуса. Наиболее вероятными местами захоронения Христа считается небольшая часовня, много раз разрушенная и восстановленная, или склеп в скале.

Святое для каждого христианина место захоронения Иисуса имеет сложную историю, полную разрушений и последующих восстановлений. Первая постройка храма на том месте, где похоронили Христа, была осуществлена римским императором Константином Великим в 325-326 годах. В течение тысячелетия храм неоднократно разрушали, затем восстанавливали, пока в 1149 году крестоносцами не было открыто новое здание, которое просуществовало до 19 века, пока не сгорело при пожаре.

Сейчас церковь, возведенная на месте захоронения Иисуса Христа, принадлежит всем христианским конфессиям, ее берегут, как бесценную святыню и регулярно реставрируют. Однако, до сих пор не проводилось фундаментального исследования археологами этого бесценного памятника христианства, и никто точно не знает, где похоронили Иисуса Христа.

Приоткрыть тайну решили два английских археолога из Оксфордского университета доктор Мартин Биддл и его супруга Бесс при помощи самых современных приборов. Они обратили внимание на эдикулу – небольшую часовню. По преданию, именно здесь находилось в скале место, где похоронили Иисуса. По сведениям из Евангелий, недалеко от места захоронения Иисуса Христа был сад. Современные исследования подтвердили, что в том месте, где сейчас находится часовня, действительно были сельскохозяйственные угодья. Несмотря на то, что город Иерусалим за прошедшее время сместился территориально, место, где похоронили Иисуса, вероятнее всего, находится именно там, где сейчас расположен Храм Гроба.

В настоящее время стали весьма популярными гипотезы о том, что Иисус Христос после Вознесения вернулся на землю, долго жил, проповедовал, имел семью, умер и был похоронен как обычный человек. Такую версию высказал русский писатель Н.Нотович, перешедший в христианство еврей. Ему последовал А. Фабер-Кайзер, утверждавший, что место захоронения Иисуса Христа находится в Индии. Немецкий журналист настолько проникся этой гипотезой, что выпустил книгу «Иисус умер в Кашмире», в которой рассказывает о жизни Христа после распятия под именем Юз Асаф. Сенсационную версию по поводу того, где жил и где был похоронен Иисус, озвучил Ден Браун в своем скандальном романе «Код да Винчи». Места захоронения Иисуса находят и в Японии и в других странах. На вопрос, чего в этих заявлениях больше – правды или стремления к сенсациям, вдумчивый читатель ответит сам.

И католики, и православные согласны с тем фактом, что Иисуса распяли в Иерусалиме накануне праздника Пасхи по приговору синедриона. Достаточно раскрыть Новый Завет, чтобы ознакомиться со всеми этапами суда над Иисусом, распятием на горе Голгофе и погребением в выдолбленной в скале пещере. Оглашение приговора происходило перед дворцом римского наместника, а дорога к месту распятия вела на окраину тогдашнего города. Лобное место находилось в той незаселенной его части, которая возвышалась над Иерусалимом.

Скальный склеп Иосифа Аримафейского

Считается, что и могила располагалась поблизости. Евангелия гласят, что скальный склеп принадлежал Иосифу Аримафейскому и был им приготовлен для собственного погребения. Но не сложилось, Иосиф пожертвовал свой склеп распятому Учителю. Именно в этом склепе и происходили чудеса, которые увидели последователи Иисуса: женщины, еще недавно увивавшие его тело погребальным саваном и умащавшие его маслами, вдруг увидели, что склеп пуст, а саван лежит на камен ном ложе. Иными словами, тело исчезло. Иисус воскрес и покинул последний приют. Навсегда.

В 326 году византийскому императору Константину потребовалось срочно обзавестись христианскими святынями. Иерусалимским христианам был дан однозначный приказ: срочно найти Голгофу и пещеру. Они и нашли. Правда, римляне успели пещеру засыпать, замостить площадку камнем и возвести в 135 году храм Афродиты с языческим жертвенником.

Первый христианский император распорядился вернуть все в первозданное состояние: храм снесли, над пещерой, от которой мало что осталось, возвели храм Гроба Господня. Перед Константином отчитались. Тот был счастлив.

С той поры верующие обрели округлое углубление в камне, куда, по их мнению, вставлялся крест, на котором был распят Иисус, остатки неизвестного склепа, мгновенно ставшего главной святыней христиан, и даже огромный округлый камень, закрывавший некогда вход в пещеру, который получил имя «камня, отваленного от двери гроба». В каком виде была христианами обретена пещера и имелся ли там сей камень, современники не сообщали. Главное, что они теперь обладали всеми необходимыми святынями - вплоть до гвоздей и Креста Животворящего, хотя с момента казни Иисуса прошло уже 300 лет. Насколько историческая Голгофа соответствует найденной - об этом тогда никто не думал. Но прошли века.

Мусульмане и пророк Иса

Мусульмане, которые считают Иисуса не Сыном Божиим, а обычным пророком, и которые поклоняются ему как пророку, ни в какое распятие и чудесное воскрешение не верили. К христианскому храму и могиле, которые достались им после завоевания Иерусалима, относились безо всякого пиетета. По одним арабским легендам, озлобленные иудеи действительно собирались распять Иисуса, и им даже показалось, что они его распяли, но на самом деле Аллах взял своего пророка на небеса живым. Следовательно, никакого креста, никакого распятия, никакой смерти и - само собой - никакого погребения не было. По другим арабским легендам, Иисус не был казнен на кресте, а бежал из Иерусалима и прожил долгую жизнь пророка. Женился, родил детей, имел множество учеников. А потом умер собственной смертью, был оплакан любящими его людьми и с почетом погребен. Местом погребения они называли то Индию, то Турцию. Тут легенды никак не сходились - на то они и легенды.

Так что в мусульманской части Индии (Кашмире) появилась своя достопримечательность -гробница Роза-бал в Шри-нагаре. Правда, почему-то тамошнего Иисуса звали Юз Асаф, но жители Шринагара объясняют это просто - он ведь был беглец, нелегал, не мог своего истинного имени раскрыть. Надпись над входом знает его под этим именем, а название святыни Роза-Бал означает просто «гробница пророка». Имеется аналогичный памятник и на турецкой горе Бейкос, недалеко от Стамбула. Тамошняя достопримечательность называется по-местному могилой святого Юши, то есть святого Иисуса (Иешуа). Это довольно большой комплекс, длиной 17 метров и шириной 2 метра. Самой гробницы, то есть склепа, там нет. Но есть зато два огромных округлых камня, один из которых с дырой посередине. Некоторые считают, что в эту дыру вставляли крест. В древности туда помещали копье, которым проткнули бок Иисусу. Очень похоже, что когда-то это было место, священное для христианской общины, которая потом была уничтожена. Вероятно, тамошние христиане инсценировали новозаветные события, создав собственную Голгофу и собственную гробницу. Ведь до турецкого завоевания в этих местах жили византийцы. И уж они-то ни в коем случае не были мусульманами!

В саду у Голгофы

Но что Турция! Что Индия! Что следы Иисуса на Тибете! «Могилу» Иисуса покажут вам и в далекой Японии. Тамошние кланы Такенучи и Савагучи из городка Шинго покажут ее вам на местном кладбище. До 1935 года эту странную могилу от всех прочих отличала лишь надпись на надгробной плите: «Иисус Христос, основатель рода Такенучи». Современные потомки Иисуса из Шинго расскажут вам, что в незапамятные времена Иисус бежал из Иерусалима и добрался до Японских островов. Здесь он осел, обзавелся женой, родил троих детей и умер в возрасте 112 лет. История жизни Иисуса, его скитаний по Индии и Сибири и долгой счастливой жизни в Стране восходящего солнца записана, как утверждают «наследники», в древних свитках, возраст которых 1500 лет. Правда, свитки, которые Такенучи и Савагучи могут показать, переписаны 200 лет назад, когда в Японии стало распространяться христианство. А более старых не сохранилось, что наводит на вполне понятные умозаключения...

Но не надо забираться так далеко на восток от Иерусалима. В самом городе тоже имеется несколько гробниц, где мог быть погребен Иисус. Первая и самая знаменитая связана с альтернативным адресом Голгофы. В XIX веке английский генерал Чарльз Гордон, который, как и все люди той эпохи, отлично знал Новый Завет, задумался, насколько соответствует современное расположение Голгофы географии Иерусалима I века. Перечитав священные тексты, он заявил, что император Константин ошибся. Могила Иисуса была расположена в саду, но вокруг Константиновой Голгофы никакого сада никогда не было. Зато он нашел идеальное место, где есть гора, на которой распяли Христа, и сад, где его погребли. Место это с тех пор так и называется «Голгофой Гордона».

Однако через столетие археологические изыскания дали сразу несколько гробниц, каждая из которых могла бы быть местом последнего упокоения Иисуса. Одна из них была открыта во время строительства в Тальпиоте в 1980 году. Во время рытья котлована неожиданно обнаружили древнее захоронение, и сразу же место рабочих заняли археологи. Они вскрыли склеп и нашли там десять сосудов I века с костями мертвецов. На погребальных оссуариях имелись весьма интересные имена: Мария, Матфей, Иисус, Иосиф, еще одна Мария, Иуда (сын Иисуса)... Режиссер Джеймс Кэмерон так вдохновился этими именами, что снял фильм «Потерянная гробница Иисуса», в котором заявил однозначно, что археологи нашли семейный склеп Христа.

Впрочем, археологи к выводам Кэмерона отнеслись скептически. Подобные гробницы в Иерусалиме находили и до этого. И там тоже имелись Иисусы, Иосифы, Марии, Иуды... Был даже Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса. Все просто. В те времена эти имена были самыми популярными! Только вряд ли хоть один оссуарий принадлежит тому самому Иисусу. И по самой простой причине: внутри этих сосудов имеются, извините, части скелета, то есть кости. А тот Иисус, в которого верят христиане, как известно, воскрес и был облачен плотью. Проще говоря: в его склепе не может быть никаких костей. Да и вообще ни в какой оссуарий тело Иисуса не попало. Так что все это не те, не те могилы...

Точное место захоронения тела Иисуса волнует умы христиан уже несколько тысячелетий. За это время выдвигалось множество ошибочных версий, и проводилась масса археологических раскопок в пределах Иерусалима, целью которых была могила Иисуса Христа. Несмотря на то что на сегодняшний момент мировое научное сообщество склоняется в пользу официальной версии, согласно которой захоронение расположено в храме Гроба Господня, доказать это пока еще не удалось. Давайте попробуем выяснить, где находится могила Иисуса Христа на самом деле?

Священное Писание: источник информации о захоронении

Для многих людей непонятно само понимание термина "могила Иисуса Христа", ведь согласно Священному Писанию, Он вознесся на небеса через сорок дней после своей земной кончины на Голгофе. Что же тогда ищут паломники и археологи уже несколько веков? О какой святыне они говорят?

На самом деле могила Иисуса Христа в Иерусалиме - это то место, куда по тексту Нового завета Иосиф из Аримофеи и Никодим перенесли тело Спасителя после распятия. Они обернули его тканью, пропитанной благовониями, и оставили в пещерном склепе, вход в который закрыли огромным валуном.

Именно из этой пещеры тело Христа исчезло на третий день, а ее местоположение описано как склеп в саду недалеко от Голгофы за пределами города.

Древние традиции захоронения иудеев: как это происходило?

В поисках могилы Христа археологи изучили множество различных захоронений иудеев и четко понимали, каким образом происходил данный обряд в интересующие их времена. Каждый знатный иудей имел собственный семейный склеп, где находили покой несколько поколений одной фамилии. Традиционно он представлял собой пещеру, где в выдолбленные ниши укладывались покойники. Согласно обычаям их клали на каменное ложе ногами на восток, что обычно соответствовало входу в пещеру. Стоит отметить, что большинство пещер являются рукотворными, они оставались после добычи камня, применяемого для строительства городов. На стенах таких пещер просматриваются четкие следы от инструментов рабочих. Именно таким образом должна выглядеть могила Иисуса Христа, которую до сих пор безрезультатно ищут археологи и ученые всего мира. Это находка может стать самой важной и значимой святыней христианства, которая будет служить самым явным доказательством правдивости текста Библии.

Ученые не зря так скрупулезно изучали места захоронений иудеев, ведь таким образом можно точно определить историческое соответствие предполагаемой могилы Христа традициям определенного времени. За несколько столетий была обнаружена масса могил, из которых делали сенсацию, объявляя о том, что нашли то самое захоронение Спасителя, описанное в Новом Завете. Но после беглого изучения становилось понятно, что все это являлось весьма грубой подделкой, так называемым новоделом, созданным только для того, чтобы вызвать общественный интерес. Стоить отметить, что работу ученых осложняет большое количество старинных склепов в пределах Иерусалима, каждый из которых может претендовать на звание святыни.

Где могила Иисуса Христа: варианты и предположения

В последнем столетии интерес к могиле Христа заметно усилился, это связывают с развитием технологий, которые практически с точностью до одного года могут определить возраст тех или иных предметов. Несмотря на это, уже много десятилетий на место главной христианской святыни претендуют пять найденных захоронений. Не все из них располагаются в Иерусалиме, что весьма удивительно для христиан. О каждом из предположительных захоронений мы расскажем максимально подробно.

Пещера Святого Семейства

Тридцать семь лет назад при строительстве одного из домов в Иерусалиме рабочие обнаружили большой склеп, в котором располагалось десять могил. На шести из надгробных плит были надписи с именами усопших. Одну из женщин звали Мария Магдалина. Этим захоронением заинтересовался знаменитый режиссер Джеймс Камерон, который собрал группу профессионалов и принялся изучать захоронение. Собрав необходимую информацию, они пришли к выводу, что найденный склеп является местом захоронения Иисуса Христа и его семьи. Но данную версию официальное научное сообщество не приняло, хотя она получила довольно широкое распространение в обществе.

Истинная Голгофа

Это место известно как альтернативная могила Иисуса Христа. Стоит отметить, что оно по многим параметрам соответствует описаниям, данным в Новом Завете. Найденная пещера в первом веке от Рождества Христова находилась именно за стенами Иерусалима и образовалась в результате добычи камня. В то время она была окружена сельскохозяйственными угодьями и располагалась в предельной близости к Голгофе. Обнаружил пещеру в конце девятнадцатого века Чарльз Гордон, абсолютно уверенный в том, что раскрыл тайну захоронения Христа.

Могила в Японии

Японский поселок Синго уже много лет привлекает к себе толпы туристов, ведь по одной из версий, именно здесь прожил свою жизнь Иисус Христос и в этой земле похоронен после смерти.

Как бы ни была невероятна данная версия, но она вполне имеет право на существование. Ведь в начале прошлого века в Японии нашли древние документы, согласно которым Христос не был распят на Голгофе, а исполнив свою миссию, приехал в Японию, где уже был ранее. Он женился на местной девушке и счастливо прожил до седых волос на этих землях.

В качестве доказательств жители деревни приводят традицию рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля, а на кимоно довольно часто изображается звезда Давида.

Индия - место захоронения Христа

Если вы окажетесь в Индии, то вам наверняка покажут могилу Иисуса Христа. Не удивляйтесь, но индийцы уверены, что Спаситель покоится в склепе Рауза Бал. Об этом месте они могут рассказывать бесконечно.

Здесь уверены, что Христос спасся после Голгофы и приехал в Индию, взяв иное имя. Здесь он прожил до старости и похоронен в Рауза Бал. Трудно утверждать, насколько правдива эта версия, но у нее есть немало защитников. Дело в том, что склеп, вопреки мусульманским традициям, ориентирован на восток. Это полностью соответствует еврейским ритуалам, к тому же существует отпечаток израненных ступней человека, похороненного здесь. Они совпадают с описанием ран Христа, полученных на кресте, к тому же они повторяют рисунок на Туринской плащанице.

Христианская святыня в Иерусалиме

Эта версия является официальной и заслуживающей пристального изучения. Именно в Иерусалим, в Старый город приезжают миллионы паломников со всего мира, которые хотят немного приблизиться к святыне. Ведь считается, что храм Гроба Господня выстроен именно над той пещерой, где был захоронен Христос. Его предположительная могила закрыта мраморной плитой уже несколько сотен лет. Недавно ученые открыли могилу Иисуса Христа, чтобы собрать необходимую информацию, которая поможет определить подлинность захоронения и, наконец, раскрыть эту многовековую тайну.

Храм Гроба Господня: место христианского паломничества

Сегодняшний храм, который известен практически каждому христианину в мире, на самом деле далеко не первое строение на данном месте. Историки утверждают, что римский император Константин, приняв христианство в 325-м году, приказал построить над пещерами красивейший храм, чтобы увековечить это место в веках. Практически в течение семисот лет храм несколько раз полностью разрушался и отстраивался вновь, но приход крестоносцев в начале второго тысячелетия на земли Палестины открыл новую страницу в истории храма.

Через сто лет на развалинах старинных сооружений была возведена новая церковь, простоявшая вплоть до девятнадцатого века, когда ее практически полностью уничтожил страшный пожар. Сейчас на данном месте стоит храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из шести конфессий имеет свою часть храма и определенное время для служения.

Над предполагаемым местом захоронения тела Иисуса возведено специальное сооружение - Кувуклия. А сама ниша закрыта Это сделано с целью сохранения святыни, ведь она сделана из известняка, и паломники часто увозили с собой частичку Гроба Господня.

Несмотря на то что храм считается христианской святыней, ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос, действительно ли храм выстроен вокруг склепа Иисуса Христа. Как доказать или опровергнуть сей факт?

В поисках могилы Христа: изучение храма Гроба Господня

В начале двадцатого века ученые проводили реставрационные работы в храме Гроба Господня и обнаружили остатки древних сооружений, которые полностью совпадают с описанием строения первого тысячелетия нашей эры. Это в очередной раз всколыхнуло интерес к месту захоронения Христа, и в храме начались серьезные исследовательские работы.

Один из ученых, Мартин Биддл, тщательно обследовал храм в течение нескольких лет и пришел к выводу, что предположительное место захоронения тела Иисуса вполне может оказаться настоящим. Об этом свидетельствует несколько фактов:

  • во время жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • совсем рядом с пещерой и храмом располагались обширные сады;
  • пещера имеет характерные следы инструментов;
  • помимо предполагаемой могилы Иисуса, рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями (а это значит, что на данном месте располагалось кладбище);
  • все признаки захоронения полностью совпадают с описанными в Новом Завете ориентирами.

Ученые очень долго говорили о том, что вскрытие могилы Иисуса Христа поможет получить недостающую информацию о предполагаемом захоронении. Ведь буквально с шестнадцатого века никто не видел самой могилы, закрытой огромной мраморной плитой. По всей длине плиту пересекает глубокая трещина, о ее появлении существует давняя легенда. Считается, что мусульмане хотели забрать ее на украшение новой мечети, но в тот момент, когда они подошли к ней, плита с грохотом треснула. Это было воспринято как знамение, и пришедшие в храм отступили. С этого момента о том, что может быть вскрыта могила Иисуса Христа, никто даже не упоминал вплоть до недавнего момента. В октябре прошлого года произошло знаменательное событие, которое, как считают ученые, может изменить ход истории.

В конце октября 2016 года было принято беспрецедентное решение о поднятии мраморной плиты, закрывающей каменное ложе, куда предположительно было опущено тело Христа после распятия. Впервые за пять столетий была вскрыта могила Иисуса Христа на шестьдесят часов. Что увидели там ученые? И какие выводы ими были сделаны?

Стоит отметить, что, подняв мраморную плиту, ученые нашли большое количество камней, заполняющих ложе. Работа продолжалась несколько часов без остановки, и тяжелый труд был вознагражден - перед глазами археологов и реставраторов возникла вторая мраморная плита с вырезанным крестом. Под ней оказалось каменное ложе из известняка, практически не затронутое временем. Этот факт поразил ученых, ведь это доказывает, что могила находилась здесь несколько столетий, а над ней менял свое очертание древний храм. Спустя отведенный срок археологи вновь закрыли гробницу, проведя сбор всех необходимых данных. Планируется, что реставрационные работы в Кувуклии будут проводиться вплоть до Пасхи 2017 года.

После этого полученные данные подвергнутся многосторонней обработке и только потом будут предъявлены мировой общественности. Но уже сейчас ученые утверждают, что у них нет иного объекта, который настолько совпал бы с описанием захоронения по всем параметрам. Они надеются разгадать таинственные надписи на стенах пещерных склепов около храма, ведь многие видят именно в них указание на могилу Христа.

Возможно, уже в апреле сего года ученые заявят о результатах своих первых исследований. И человечество наконец откроет тайну захоронения тела Иисуса Христа.

Мф. XXVII, 57-66: 57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Мк. XV, 42-47: 42 И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Лк. XXIII, 50-56: 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Ин. XIX, 38-42: 38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Снятие с креста и погребение Спасителя
(Мф. XXVII, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; от Ин. XIX, 38-42)

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

32. Погребение Господа Иисуса Христа

(Мф. XXIV, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; Ин. XIX, 38-42)

О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем некоторые сообщают каждый свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, хотя и приближалась, т.е., надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота. Это ясно указывают все четыре Евангелиста: Матф. 27:57, Марк. 15:42, Лук. 23:54 и Иоан. 19:42, а особенно подчеркивают св. Марк и Лука. Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лук. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисусово для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу. По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Иоан. 3 гл.), который принес состав из смирны и алоя около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе. Св. Златоуст, а за ним и бл. Феофилакт, считают, что упоминаемая Евангелистами «Мария, Иакова и Иосии мати» есть Пресвятая Богородица, «поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его». Однако, другие того мнения, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери. Все они сидели против входа в пещеру, как свидетельствует о том св. Матфей (27:61), а затем, по свидетельству св. Луки, возвратившись приготовили благовония и масти, чтобы по окончании дня субботнего покоя придти и помазать Тело Господа, по иудейскому обычаю (23:56). По сказанию св. Марка, эти женщины, именуемые «мироносицами», купили ароматы не в самый день погребения Господа, а по прошествии субботы, т.е. в субботу вечером. Тут нельзя видеть противоречия. В пятницу вечером оставалось очевидно очень мало времени до захода солнца. Отчасти, что успели, они приготовили еще в пятницу, а чего не успели, закончили в субботу вечером.

Св. Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения – «во утрий день, иже есть по пятце», т.е. в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «помянухом, яко льстец (обманщик) Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третьяго дне: да не како пришедше ученицы Его нощию, украдут Его, и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя» (и будет последний обман хуже первого). «Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат им сказал: «имате кустодию», т.е. стражу, «идите, утвердите, якоже весте». В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» – они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, т.е., вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.

Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не думая, подготовили неоспоримые доказательства Его преславного воскресения из мертвых.

Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.

На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.

Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю.

Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.

Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой , преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.



Статьи по теме: