Однородные члены предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. «Употребление однородных членов предложения

«Предложения с однородными членами»

· Конспект по теме «Предложения с однородными членами»

1. Однородными членами предложения являются:

а) повторяющиеся для большей выразительности слова;

б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

· Упражнение. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6. не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12. Эта пьеса современна и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько грязи. 14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21. Меня разбирали любопытство и радость. 22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 26. Я не люблю болеть и горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда ругают. 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

Карточка с упражнениями по теме «Употребление однородных членов предложения»
Упражнение 1.
Исправьте ошибку в согласовании однородных членов и обобщающих слов.
1) Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись. 2) Мой брат играет на таких инструментах: скрипка, рояль, гитара.

Упражнение 2.
Перед вами предложения с речевыми ошибками. Объясните, в чем ошибки, и исправьте их.
1) В программе вечера намечались песни русские и весёлые. 2) Слова бывают точные и иностранные. 3) Леса бывают хвойные и сырые.

Упражнение 3.
Найдите и исправьте, обьяснив, ошибки в предложениях.
1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм. 2) Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес. 4) Язык пьесы краток, но красочный. 5) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

Упражнение 4.
Определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.
2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.
3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
4) Ялюблю читать многое: рассказы повести, фантаастику, романы, стихи.
5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.
6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.
8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.
9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

Упражнение 5.
Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.
1) ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин). 2) В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3) Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 4) С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу. 5) Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй. 6) Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 7) Магазину требуются продавцы овощей и картофеля. 8) Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

Упражнение 6.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
1) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2) Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4) Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5) Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6) А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7) В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8) Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9) Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10) По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11) Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12) Эта пьеса современна и злободневная. 13) Я не столько против дождя, сколько грязи. 14) Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15) Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16) У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17) Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18) Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19) Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20) Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21) Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 22) Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 23) Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им. 24) Меня разбирали любопытство и радость. 25) Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 26) В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 27) Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 28) Я не люблю скуки и когда ругают. 29) В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 30) Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30) Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.


Приложенные файлы

Упражнение 1.

Исправьте ошибку в согласовании однородных членов и обобщающих слов.

1) Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись. 2) Мой брат играет на таких инструментах: скрипка, рояль, гитара.

Упражнение 2.

Перед вами предложения с речевыми ошибками. Объясните, в чем ошибки, и исправьте их.

1) В программе вечера намечались песни русские и весёлые. 2) Слова бывают точные и иностранные. 3) Леса бывают хвойные и сырые.

Упражнение 3.

Найдите и исправьте, обьяснив, ошибки в предложениях.

1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм. 2) Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес. 4) Язык пьесы краток, но красочный. 5) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

Упражнение 4.

Определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

Упражнение 5.

Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.

1) ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин). 2) В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3) Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 4) С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу. 5) Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй. 6) Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 7) Магазину требуются продавцы овощей и картофеля. 8) Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

Упражнение 6.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2) Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4) Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5) Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6) А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7) В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8) Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9) Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10) По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11) Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12) Эта пьеса современна и злободневная. 13) Я не столько против дождя, сколько грязи. 14) Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15) Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16) У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17) Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18) Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19) Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20) Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21) Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 22) Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 23) Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им. 24) Меня разбирали любопытство и радость. 25) Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 26) В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 27) Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 28) Я не люблю скуки и когда ругают. 29) В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 30) Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30) Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.

Тест по теме «Употребление однородных членов предложения»

1. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

1) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц.

2) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем.

3) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.

4) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.

2. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

1) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.

2) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13-15 лет.

3) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая.

4) Художники любуются природой и одухотворяют ее.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.

2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.

4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

2) И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.

3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов.

4) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец» положены известные образы-символы - лира и венец.

5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.

2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.

3) Этот художник – один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.

4) В романе «Обломов» несколько главных героев.

6. Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки.

1) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

2) Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия.

3) Ознакомьтесь со списком учеников, сдававших экзамен по биологии.

4) Трест организовал и руководит предприятием.

7. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

2) На столе не только лежали учебники, но и конспекты лекций.

3) Мы увлекаемся и смотрим передачи о спорте.

4) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.

8. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое.

2) Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы.

3) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

9. Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки.

1) Правительство неоднократно отмечало об экономической опасности неплатежей.

2) Бабушка любила и гордилась единственным внуком.

3) И в «Горячем снеге», и в «Береге» Ю.Бондарева более всего интересует одна тема: человек на войне.

4) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

10. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.

2) Общение с ребенком, захватившее меня всего, позволило по-другому взглянуть на привычные вещи.

3) Собеседник оказался жизнерадостный и весёлым человеком.

4) На песке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Она слушала его со страхом и жадно.

2) На том берегу весело кудрявились ракита, молодой дубок и маленькая березка.

3) Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.

4) Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

12.Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Борис понимает, что обманул ожидания Катерины и которая верила ему.

2) Он их лица запомнил, да где же их найдешь!

3) Все, кто хоть раз побывал в Крыму, никогда его не забудут.

4) Один из наших студентов, с отличием защитивший диплом, уехал работать на Север.

*Введите текст+

Упражнения по теме «Употребление однородных членов

предложения»

Упражнение 1.

Исправьте ошибку в согласовании однородных членов и обобщающих слов.

1) Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись. 2) Мой брат играет на таких

инструментах: скрипка, рояль, гитара.

Упражнение 2.

Перед вами предложения с речевыми ошибками. Объясните, в чем ошибки, и исправьте

1) В программе вечера намечались песни русские и весёлые. 2) Слова бывают точные и

иностранные. 3) Леса бывают хвойные и сырые.

Упражнение 3.

Найдите и исправьте, обьяснив, ошибки в предложениях.

1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм. 2) Избиратели хорошо знают

и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке

в лес. 4) Язык пьесы краток, но красочный. 5) Отец очень любит шахматные соревнования

и ловить рыбу.

Упражнение 4.

Определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно

должны быть построены предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное

чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в

хоккей и разные игры.

Упражнение 5.

Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.

1) ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке

овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин). 2) В работу надо как можно больше

включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3) Автобус

имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 4) С песнями и весельем

молодежь приехала на турбазу. 5) Тысячи новых машин, оборудования, приборов,

средств механизации и автоматизации вступили в строй. 6) Граждане пассажиры! При

входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 7) Магазину требуются

продавцы овощей и картофеля. 8) Рабочие завода поддерживают и голосуют за

кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

Упражнение 6.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте

предложения. Обоснуйте ответ.

1) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2) Я понимаю и сочувствую

площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4) Режиссёр опирался и развивал

в своей работе систему Станиславского. 5) Сборные панели из кирпича не уступают

железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6) А.С.

Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7) В

семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего

очага. 8) Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также

10) По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные

спектакли. 11) Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.

12) Эта пьеса современна и злободневная. 13) Я не столько против дождя, сколько грязи.

14) Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15) Для полного счастья мне

*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16) У Марины стройная фигура и

бодрое настроение. 17) Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18) Когда

хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19) Чехов высмеивал тех, кто были

хамелеонами и тщеславными. 20) Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких

стенгазет. 21) Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом

Булгакова «Мастер и Маргарита». 22) Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо

поднятой головой. 23) Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не

восхищаться им. 24) Меня разбирали любопытство и радость. 25) Софья, чтобы досадить и

оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 26) В стихах Пушкина звучит уверенность и

внутренней. 28) Я не люблю скуки и когда ругают. 29) В повести «Капитанская дочка»

Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 30)

Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и

которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30) Гуляя с утра до вечера и если не

заниматься, экзамена не сдашь.

Упражнения по теме «Обобщающие слова при однородных

членах предложения»

Упражнение 1.

Придумайте и запишите по три предложения с обобщающим словом, стоящим перед

однородными членами, и с обобщающим словом, стоящим после однородных членов.

Упражнение 2.

Перепишите, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены

предложений. Сделайте схемы предложений.

побелили и были они такие чистенькие без единого пятнышка просто любо посмотреть. (Н.

Носов.) 3) В окружаю..й осен(н, нн)..й природе было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 4)

(В)первые после отьезда из Феодосии мы огл..делись и увид..ли Восточный Крым Он был

пустын..н и бл..стел от (не) давних дождей. (К. Паустовский.) 5) Сухо чисто светло от листьев в лесу.

(В. Солоухин.)

Упражнение 5.

Спишите, графически объясните знаки препинания в предложениях, в которых встречаются все

известные случаи постановки запятых.

1) День был осенний, серый, но тихий, теплый. (И. Тургенев.) 2) Из-за крыш ближней деревни

медленно показывалась огромная красная луна. (А. Куприн.) 3) Со стороны деревни послышался

торопливый топот бойких овечьих ног. (Д. Мамин-Сибиряк.) 4) На девственном снегу пустынной

лесной дороги вился за ним вялый, извилистый, нечеткий след, какой оставляет раненый зверь.

(Б. Полевой.) 5) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно

изучавшими его. Твердый, немигающий взгляд несколько смугил Павку. Серый пиджак,

застегнугый сверху донизу, на широкой, крепкой спине был сильно нагянут. (Н. Островский.)

Упражнение 6.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Подчеркните определения, укажите, какие из них однородные и неоднородные, чем они

выражены (разряд прилагательных).

1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (И. Тургенев.) 2) Всю реку

запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед. (И. Тургенев.) 3) Я повернул в длинную

липовую аллею. (А. Чехов.) 4) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.

(А. Чехов.) 5) Был лунный ясный вечер. (А. Чехов.) 6) Направо была сплошная беспросветная тьма.

(А. Чехов.) 7) Стал накрапывать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая

дикая природа. (Л. Толстой.) 9) Вперял он неподвижный взор на отдаленные громады седых

румямых синих гор. (А. Пушкин.) 10) Потребность в новой лучшей жизни невыносимо больно


*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

защемила сердце. (А. Чехов.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. (Л.

Толстой.)

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

1) Снег, укрывший и лес, и травы, и кустарники в сверкающую белизною горностаевую мантию,

напугал тетерева. (Е. Пермитин.) 2) Свою избенку Трифон отделал первой: починил крыльцо,

навесил новую дверь, перебрал в сенях пол . (А. Андреев.) 3) Грохот воды, рев перекатов,

стремительный бег и нескончаемое эхо у скал - такое осталось впечатление от этой реки. (К.

Федин.) 4) От Балтики до Тихого океана, от Ледовитого океана до Памира - всюду слышен этот

мирный, но исполненный сдержанной и тяжкой силы гул. (М. Шолохов.) 5) Но теперь, в начале

марта, все: и овраг, и лес, и поляна - было укрыто глубоким снегом. (Г. Скребицкий.)

Упражнение 8.

Спишите сначала предложения, в которых запятая между однородными членами не ставится, а

затем предложения, в которых запятая между однородными членами ставится.

1) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Толстой.) 2) Невелика птичка, зато поет

хорошо. (Пословица.) 3) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча

смотрел ему в глаза (К. Симонов.) 4) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. (Пословица.) 5) Не

только штык, но и колос врага колет. (Пословица.) 6) Как летом так и зимой для наблюдательного

человека в тайге много интересного. (Е. Пермитин.) 7) Овсянников разъезжал либо на беговых

дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. (И. Тургенев.) 8) Лизонька

поднялась сегодня ни свет ни заря. 9) Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа

изредка принималась стегать по лицу. (Л. Толстой.)

Подчеркните однородные члены предложения.

Упражнение 9.

1) Составьте предложения с однородными членами, соединенными составными союзами не

только, но и; как, так и; хотя и, но; не столько, сколько; если не, то; если, то.

2) Составьте предложения с повторяющимися союзами то - то; не то - не то; и - и - и; ни -


3) Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями и день и ночь; ни да ни нет; ни два ни

полтора; и смех и грех; свет ни заря; ни рыба ни мясо.

Упражнение 10.

Запишите текст. Найдите однородные члены и способ их связи между собой. Укажите, какую роль

играет повторение союзов и других слов перед однородными членами в данном тексте .


*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

Как сложится судьба этих ребятишек? Вырастуг и улетят на Большую землю выучатся и, может

быть, будут жить и работать где-нибудь на Волге, на Украине, на благословенном юге. И пройдет

много-много лет. И уже забываться станет и эта бухта, и северное сияние над ней. Но вдруг ни с

того ни с сего затоскует сердце, четко станут перед глазами вот эти дали, вот это мохнатое

полуночное солнце над океаном, и так потянет сюда, так захочется по бывать здесь! И льды, хоть

на час, хоть на миг, покажутся роднее, дороже вишневого сада и ласкового солнышка.

Упражнение 11.

предложения они являются.

СКВОРЕЦ


(К Паустовский.)

Упражнение 12.

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1) В эту минуту человек оглянулся и сразу будто уткнулся в неотрывный пристальный взгляд

Достоевского.

2) Но все эти запахи забивал сквозной всюду проникающий запах сена.

3) Гончаров как будто набрасывал свои картины густыми сочными красками...

4) В один из теплых осенних дней Достоевский отправился в Академию художеств на ежегодную

выставку.

5) И бедного мальчика в стареньком шёлковом галстучке вы встретили здесь...

*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

Упражнения по теме «Однородные члены предложения»

Упражнение 1.

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения

являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите

схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко

(Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал

он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал...

(Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо

бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под

березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200

верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).

Упражнение 2.

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом

предложения они являются.

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и

рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков

и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его

корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для

Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей.

Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.

(К. Паустовский.)

Упражнение 3.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в

следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;

б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование)

значения;

в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление,

сопоставление) значения.

1. *О, О, О+.

2. *О, О и О+.

3. *О, но О+.

4. *О или О+.

5. *Не только О, но и О+.


*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

6. *То О, то О+.

7. *И О, и О, и О+.

Упражнение 4.

Распространите предложения однородными членами.

Образец: Писатели сильны своей связью с народом. - Великие русские писатели были сильны

своей связью с родным народом, сродной страной.

1) Они боролись за справедливость.

2) Пушкин создал русский литературный язык.

3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.

Упражнение 5.

Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите

ряды однородных членов.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на

базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди.

(М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и

нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись

вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова

вспыхнули. (А. Пушкин)

Упражнение 6.

Выпишите из записанных предложений ряды однородных членов предложения, составляя их

схемы.


1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным

огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда

холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток.

воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4)

Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей,

расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы

молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с

земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу

огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

Упражнение 7.

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы,

прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.


*Введите текст+

Банк заданий по блоку "Однородные члены предложения" 8 класс

1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже,

русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в

природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,

или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо

будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато

спокоен. (М. Лермонтов)

7) И снова солнечный, холодный и приятный

И день, и блеск садов.

И легкой зелени серебряные пятна

В прозрачности прудов. (В. Комаровский)

8) Был соловей влюблен в весну и зори,

И свил гнездо в смородинном кусте,

И до утра в невыплаканном горе

Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)




Статьи по теме: