Образуются деепричастия несовершенного и совершенного. Все о деепричастии

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: « Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Цели:
1) ознакомить обучающихся со способами образования
деепричастий совершенного и несовершенного видов;
2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;
4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Записи на экране:
Этикет, поведение, мораль, комплимент.

Эпиграф урока: «Поступай с другими
так, как ты хотел, чтобы поступали
с тобой».
(Золотое правило этики.)
^ Ход урока.
1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».
(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)
Индивидуальные задания на карточках.

^ 1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

^ 2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

^ 3-й ученик . Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
(Не) привыкайте к чудесам,-
Д.витесь им, д.витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т.нитесь.
Пр.глядывайтесь к облакам,
Пр.слушивайтесь к птицам,
Пр.клад.вайтесь к родникам,-
(Ни)что (не) повторится!
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье!
(В. Шефнер.)
А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.
- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)
(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)
- Молодцы, ребята!

    ^ Изучение новой темы.
    Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
    Перед вами таблица по теме урока.

    Деепричастие.

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

А (я), -учи

В. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
- Наши выводы совпадают с материалом учебника
- Молодцы!

    Закрепление.
    - Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
    Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
    Образуйте деепричастия совершенного вида.
    Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
    С двумя деепричастиями устно составьте предложения.
    - Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?
    Осторожно: слово!
    Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
    «Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
    А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
    Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
    Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
    (С. Львов)
    - Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
    Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
    - Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.
    (Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)
    ^ Групповая работа .
    - Сейчас будем выполнять задания по группам.
    1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

    1-я карточка.
    Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)

    1-я группа. (Встречаться) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.

    2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
- Как живёшь?
- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
- Как идёшь?
- Вот так! (По ладони два пальца.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
- Как даёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
- Как берёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
- Как шалишь?
- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
- Как грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
- Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.

- Укажите, какой глагольныйпризнак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)
положив документы в стол;
положив руку на пульт управления;
положив руку на сердце;
положив вещи в чемодан.

Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;
д) глядят;
е) кричат.

Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).
- Умеем ли мы говорить?
- Как мы говорим?
- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)

Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

Умей не только говорить, но и слушать.
Творческий диктант.
- Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
Образец : Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)
Итоги.
- Итак, ребята, подведём итоги.
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
(Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)

Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.



Статьи по теме: