Христос пантократор из синайского монастыря

Христос Пантократор из Синайского монастыря - энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора . Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа , а также стало применяться в иконографии святых .

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства . Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб , возможно, имевший инкрустации , ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды» . На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля .

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

Примечания

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - М .: Азбука, 2010. - С. 236-240. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-9985-0447-1
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. - М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. - Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. - Москва-Афины: Христианский восток, 1999. - 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ . Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. - Αθήνα, 1995. - Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. - Los Angeles: Getty Publications, 2006. - pp. 51–52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters . An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197–208.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос Пантократор из Синайского монастыря" в других словарях:

    Иконы Спасителя Спас Вседержитель … Википедия

    ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

    ЕГИПЕТ - Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. [Арабская Республика Египет (АРЕ); араб. ; копт. khme], гос во в сев. вост. части Африки и на Синайском п ове в Азии, к его территории также относятся неск.… … Православная энциклопедия

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - [греч. ᾿Ιωάννης τῆς Κλίμακος] (VI VII вв.), прп. (пам. 30 марта и в 4 ю Неделю Великого поста), игум. Синайского монастыря, автор классического произведения визант. аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие Основным… … Православная энциклопедия Энциклопедический словарь

    ИОАНН ПРЕДТЕЧА - [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) - образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос - Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений - это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный - мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос - главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона - это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Истинно верующему человеку сложно представить церковь, в которой нет иконы Спасителя. Лик Христа — украшение каждого храма Божьего и пристанище для всех потерянных и заблудших душ. Вера помогает наладить жизнь, укрепить дух, ощутить Высшую помощь, поэтому подлинный символ христианства, заточенный в иконе «Христос Пантократор», должен находиться не только в каждом храме, но и в каждом доме .

История иконы «Христос Пантократор»

Известно, что «Пантократор» или «Вседержитель» — это основной образ Сына Господа, написанный на иконах. Святой образ заключает в себе два лика Иисуса Христа, который выражается в облике человека и божества. Данный образ возник еще в древности, в Византии. Одной из главных старейших святынь, дошедших до наших дней, является икона «Христос Пантократор из Синайского Монастыря», которая относится к середине VI века.

Ни один православный храм не обходится без образа Спасителя, это даже немыслимо. Святыня украшает каждую православную церковь и является главным элементом всей христианской веры. С давних времен верующие со всего мира возносили свои молитвы перед иконами Христа Пантократора с просьбами о помощи в бедах и несчастьях. Чудодейственный образ Спасителя и по сей день является важным религиозным символом.

Где находится образ Христа

Как известно, данный образ Спасителя можно найти в каждом христианском храме. Наиболее известные иконы находятся:

  • В Санкт-Петербурге, в храме «Спас на Крови»;
  • В Москве, в храме Рождества Иоанна Предтечи;
  • В Нижнем Новгороде, в храме Святой Софии.

Первая и старейшая икона Христа Пантократора из Синайского монастыря, которая и послужила зарождению данного типа иконографии, располагается в Египте, в монастыре Святой Екатерины.

Описание иконы Спасителя

Спаситель на святыне иконографического типа «Пантократор» изображен в одежде, присущей древним грекам, которая состоит из просторной рубашки без рукавов и надетой поверх нее угловатой накидки. Возраст Спасителя на святыне соответствует годам, когда Он начал проповедовать Свое учение. Прямые волосы Христа ниспускаются до плеч. Пальцы на Его правой руке сложены в жесте, символизирующем благословение, а в другой руке Он держит Библию. Священное Писание может быть как в закрытом виде, так и в раскрытом.

Существует три вида икон с изображением Христа Пантократора, которые имеют некоторые различия: Спаситель может быть изображен во весь рост, по пояс, а также сидящим на царском престоле. Все три лика Спасителя заключают определенный смысл.

Значение иконы «Христос Пантократор»

На протяжении многих веков данный тип иконографии имеет огромную значимость в христианстве. Иконы Христа Пантократора служат напоминанием о раскаянии и всепрощении, а также о Суде Божием, который коснется каждого человека.

Святой образ не оставляет без поддержки верующих, помогая справиться со всеми горестями и неудачами, встать на путь праведной жизни. Лик Сына Божьего на иконах «Пантократор» является символом и напоминанием всему человечеству о единстве материального и духовного, а вместе с тем — о страданиях Иисуса, принесшего себя в жертву во имя отпущения людских грехов и их прощения.

В чем помогает чудотворный образ Иисуса

Лик Сына Господа помогает людям достигнуть душевной гармонии, стойкости, а также обрести утешение в моменты горя и отчаяния. Уберегает от дурных намерений и деяний, лечит душевные и телесные раны, служит оберегом от напастей .

Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами уберечь их от обмана и злости, от бессердечия и подлости. Также христиане в молитвах своих читают слова благодарности Спасителю, желая обрести Его благословение в новых начинаниях.

Чудодейственный образ Христа Пантократора является могущественным покровителем для семей. Он защищает и оберегает детей от заболеваний и несчастья. Перед ликом Спасителя преклоняются люди, страдающие даже самыми страшными и неизлечимыми болезнями. Считается, что нет такого заболевания души и тела, от которого не смог бы исцелить Сын Господа. Но лишь тот обретет поддержку и исцеление, чьи молитвы перед священной иконой лишены притворства и плохих помыслов, а слова их чисты и искренни, идут из глубины самого сердца и направлены к Христу Спасителю.

Дни празднования

Русская Православная Церковь не отводит официального дня в честь празднования данной иконы. В христианстве принято считать, что святой образ Христа Пантократора не нуждается в особом дне его празднования. Это обуславливается тем, что Иисус, чей лик заключен на данном типе иконографии, Сам является воплощением Праздника, Счастья и Благоденствия.

Молитва Иисусу Христу перед Его иконой

Чаще всего перед иконой Христа Пантократора читают «Отче наш», но существуют и другие молитвы, с которыми обращаются к чудотворному образу. Одна из таких молитв звучит так:

«О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Испокон веков верующие люди обращались к святым угодникам Божиим в надежде на чудо , но тот, кто хоть раз обращался напрямую к Христу, получал помощь мгновенно. В нем сила, вера и любовь. И образ его — напутствие для людей, желающих жить в праведности и благоденствии. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии - древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами. Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П.

Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.


Христос Пантократор. Фрагмент иконы.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами - прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами.

На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима - небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником - архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием.

Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы.

Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них - сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова - в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая - спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица - бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судие и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» - это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке - Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции - с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы - разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.



Статьи по теме: