Виды коносамента. Что такое коносамент и как его правильно оформить

При отправке грузов морским путем оформляются различные виды коносамента. Различия оформления этих документов заключается в определенных условиях отправки.

Коносамент - (фр. connaissement):

  1. Документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о коносаменте содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а также в настоящее время в действующем Кодексе торгового мореплавания СССР.;
  2. Товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в коносаменте не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер).

Может составляться:

  • на предъявителя, на имя получателя (именной);
  • приказу отправителя или получателя (ордерный).

Коносамент на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной коносамент - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному коносаменту груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если не указано, что коносамент составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно коносамент составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.

Коносамент относится к ценным бумагам. Коносамент называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

В коносаменте указываются:

  • наименование транспортного средства,
  • перевозчик,
  • отправитель,
  • получатель,
  • место приема или погрузки,
  • назначение груза,
  • его наименование,
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента,
  • число составленных экземпляров.

Передача коносамента осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный или на предъявителя) и равносильна передаче груза. Коносамент является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.

  • Бортовой коносамент - On Board Bill of Lading (Board B/L) - удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
  • Долевой коносамент - Delivery order - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
  • Застрахованный коносамент - Insured Bill of Lading - представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
  • Именной коносамент - Straight Bill of Lading (Straight B/L) - составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.
  • Коносамент на предъявителя - передается в обмен на груз путем простого вручения.
  • Коносамент на груз, принятый для погрузки - Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
  • Линейный коносамент - Liner bill of Lading (Liner B/L) - коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
  • Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) - Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
  • Местный коносамент - Local bill of Lading - со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
  • Ордерный коносамент или оборотный коносамент - Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) - по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. "Приказ" - пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.
  • Прямой коносамент - Direct bill of lading - коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
  • Сборный коносамент или групповой коносамент - Combined (Collapsible) bill of lading - на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
  • Сквозной коносамент - Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) - предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками - принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства - каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

Морской коносамент (Bill of Lading) - является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки, содержит в себе все основные условия данного договора. Несет функцию «расписки» - документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве. Морской коносамент (Bill of Lading) – это документ, дающий право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ!). Это, выражается в том, что, коносамент, с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

    Основные виды коносамента:
  1. Общее деление:
    • Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента, в обязательном порядке, проставляется запись "Приказу имярек". (К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты).
    • Не оборотный коносамент (non-negotiable bill of lading) - коносамент в котором грузополучатель точно определен, и получает груз сам.
  2. В зависимости, от того, кто именно, будет получателем груза, коносамент бывает:
    • Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
    • Ордерный - (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель, может определять ("приказу отправителя" либо "приказу получателя"), какому именно, третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте, делается передаточная надпись (индоссамент).
    • Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения, передается предъявителю коносамента.
  3. В зависимости от типа перевозки:
    • Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading). Оформляется, при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах. (Линейные морские перевозки).
    • Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (Трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик). Где, фрахтовщик предоставляет фрахтователю, за определенную плату, часть судна, все судно или несколько судов сразу, для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
  4. В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
    • «Чистый» (clean bill of lading) коносамент - повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза, соответствует указанному в коносаменте.
    • «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками, оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза, и других замечаниях к качеству груза.
  5. В зависимости от общей схемы перевозки:
    • Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
    • Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
  6. В зависимости от того когда груз принят перевозчиком:
    • Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) - оформляется, при уже погруженном на судно грузе.
    • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.

Одним из главных документов, который применяется при таможенном контроле различных товаров и при таможенном оформлении, перемещаемых морским транспортом, является коносамент , поэтому, данный вид документации предполагает более детальное рассмотрение, итак, коносамент – это?

В первую очередь, коносамент - это документ , который выдается перевозчикам грузоотправителю удостоверяя тем самым, принятие груза и допуск его к перевозке транспортом морского типа, с обязательством доставить указанный груз в определенный порт, и выдать его держателю коносамента. Что такое коносамент в переводе? С французского – это документ, который содержит заявки договора морской перевозки, служит свидетельством того, что груз принят, и удостоверяет факт составления и заключения договора.

Функции коносамента

1. Официальная квитанцией перевозчика (судовладельца), удостоверяющая, что все товары, которые находятся в указанном состоянии, виде и количестве, отправлены в прописанное место назначения на определенном судне.
2. Подтверждает составление договора перевозки морского типа заключаемого до подписания коносамента.
3. Является товарораспределительным документом, позволяющим покупателю, распоряжается им при помощи передаточной надписи и предъявления коносамента. Другими слова, коносамент предоставляет своему обладателю право собственности на перевозимый товар.

В коносаменте указывается:

1. Место нахождения перевозчика и его наименование.
2. Наименование порта погрузки.
3. Место нахождение отправителя и его наименование.
4. Порт погрузки.
5. Дата приема груза.
6. Наименование получателя.
7. Название груза (особые свойства, марка, вес, количество).
8. Внешнее состояние и вид упаковки и груза.
9. Место выдачи коносамента с указанием времени (число оригиналов).
10. Подпись перевозчика.

После того, как на борт судна погружается груз, перевозчик выдает отправителю бортовой коносамент, в котором указанно, что груз находиться на определенном судне (название) и дата погрузки. Если перевозчик не указал в коносаменте состояние груза, значит его принято считать хорошим. Коносамент можно выдавать на имя конкретного получателя, данный документ называется, именной коносамент. Существует также ордерный коносамент, этот документ не имеет информации о своем факте выдачи по приказу получателя или отправителя. По желанию отправителя можно выдавать несколько оригиналов (экземпляров) коносамента, при этом в каждом документа отмечается число существующих оригиналов. Как только груз будет выдан на основании первого оригинала, остальные теряют свою силу.

Виды коносаментов

Существуют следующие виды коносаментов:

Бортовой – признает, что груз на борт судна погружен.
Коносамент для погрузки товаров на судно,
Именной коносамент.
Чистый коносамент.
Оборотный коносамент.
Линейный пароходный коносамент.
Коносамент на предъявителя.
Чартерный.
Сквозной.

Коносаменты различаются также от особенностей перевозки:

Рейсовый – используется при перевозки различных товаров на судах, которые совершают рейсы по расписанию.
Чартерный – применяется в нерегулярных перевозках.
Фрахтовый – заключается для перевозки груза с третьим лицом.

Также коносамент может быть сквозным (перевозка осуществляется разными морскими и наземными перевозчиками) и прямым (используется при перевозках от одного порта до другого порта). Если судоходная компания применяет комбинированные перевозки, она в праве выдать специальный коносамент (контейнерный). Как правило, контейнерные коносаменты не являются бортовыми. Если в коносамент входит страховой полис, он именуется, как застрахованный коносамент.

Коносамент - это судовой документ, фиксирующий перевозку груза, данный вид документа имеет много видов, каждый из которых обладает своими нюансами в оформлении.

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Лицам, которые обслуживают перевозки грузов на морских судах, часто приходится сталкиваться с проблемами связанными с коносаментом, а также выдачей груза, который перевозится по коносаменту. В частности, от правильного оформления коносамента зависит многое. Неправильное его оформление может повлечь значительные убытки для капитанов судов, отправителей и получателей грузов, экспедиторов, морских агентов, брокеров и других лиц, принимающих участие для осуществления успешной морской перевозки. Важное значение правильного оформления коносамента имеет место при возникновении следующих ситуаций:

Требования выдачи чистого коносамента при явных повреждениях груза;

Требования выдачи груза без предъявления коносамента;

Наличия разночтений между коносаментом и штурманской распиской и т.д.

Защита прав и интересов ответственных лиц значительно усложняется, в случае непонимания значения такого многофункционального документа, как коносамент.

Краткая история развития коносамента

С уверенностью можно сказать, что использование коносамента имеет многовековую практику. Так, первое упоминание об обязанности судовладельца составить перечень грузов на борту судна, было закреплено еще в Королевском своде законов Испании в 1255 году. Уже в X1V в. коносамент, как необоротная расписка судовладельца (капитана), регулярно выдается купцам, которые не намерены были путешествовать со своими грузами. В этих расписках судовладельцы, как правило, отмечали наименование, количество и качество груза принятого на борт. В последствии данный документ стал отражать и условия договора перевозки груза с целью разрешения споров, которые неизбежно возникали между грузовладельцами и перевозчиками. И наконец, на рубеже ХVIII в. коносамент приобретает свою третью основную «черту» - оборотного документа, позволяющего грузовладельцу распорядиться грузом до его прибытия в порт назначения с помощью индоссамента, передаточной надписи. XIX в. ознаменовался становлением коносамента в таком виде, в котором он существует и в настоящее время.

С развитием линейного судоходства, значение коносамента еще более возрастает. За счёт сокращения употребления чартера, коносамент наделяется дополнительными функциями и выступает как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза, начинает регулировать отношения между перевозчиком и получателем груза даже при наличии чартера.

Источники регулирования

Началом унификации норм, регулирующих вопросы использования коносамента, считают работу Ассоциации для реформы и кодификации международного права, которая разработала и опубликовала Гамбургские и Лондонские правила фрахтования. Однако данные правила использовались в добровольном порядке и отражали, в основном, интересы грузовладельцев. Новая волна правотворческих усилий привела к разработке Гаагских правил о перевозках грузов по коносаменту 1921 г. Данные Правила были одобрены Международной конференцией судовладельцев и нашли своё применение в виде условий коносаментов, однако ситуация осложнилась так, что национальное законодательство оставалось в силе, коллизии были неизбежны. Назревала острая необходимость в создании единой обязательной конвенции. Так, в Брюсселе в 1924г. принимается Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, сохранившая название Гаагских правил. В связи с внедрением контейнеризации грузов усиливалась критика Гаагских правил, а именно размер ответственности перевозчика, к тому же коллизии Правил с национальными законодательствами не были исчерпаны. С целью дальнейшего усовершенствования международно-правового режима перевозок грузов, был подписан Протокол об изменении Гаагских правил 1924 г., который получил название Правила Висби, вступившие в силу в 1977 г. Данные Правила были приспособлены для регулирования отношений между развитыми странами, в свою очередь развивающиеся страны оставались неудовлетворёнными. В последствие, именно развивающиеся страны, которые составляли большинство в ООН, добились выработки новой Конвенции о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. Следует заметить, что эта Конвенция ввела довольно непривычный правовой режим коносаментных перевозок. Упомянутая Конвенция слабо учитывала специфическую роль судовладельца-перевозчика в морском бизнесе, международное сообщество считало, что Конвенция не в полной мере регулирует отношения по поводу прямых смешанных (мультимодальных) перевозках, которые получили стремительное развитие в конце XX века наряду с тенденцией контейнеризации перевозок. Таким образом, все эти перипетии привели к разработке проекта новой конвенции в рамках работы Комиссии ООН по праву международной торговли. В результате, Конвенция ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов была подписана в Роттердаме в 2009 г. и получила название Роттердамских правил. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 г. призвала все страны стать участниками данной Конвенции.

Итак, на данном этапе разработка новых нормативно-правовых актов международного значения приостановлена, так как каждая из Конвенций, в определённой степени, урегулировала проблемные аспекты, сложности связанные с выдачей коносамента.

Понятие и функции коносамента

Коносаментом является документ установленной формы, который выдаётся перевозчиком (судовладельцем) в доказательство факта принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Основные функции коносамента сводятся к тому, что он содержит условия договора перевозки груза, выполняет роль расписки перевозчика (судовладельца) и выступает товарораспорядительным документом. Рассматривая каждую из функций коносамента, становится очевидным уникальность и многофункциональность данного документа.

В осуществлении морской перевозки центральное место занимает перевозчик. Отношения перевозчика с отправителями и/или получателями груза складываются в сложную многообразную систему. Она столь велика, что международной практикой были выработаны эффективные формы организации отношений перевозчика с получателем груза - проформы коносаментов. Таким образом, коносамент, выдаваемый перевозчиком отправителю, регулирует отношения не столько между отправителем груза и перевозчиком, а сколько между перевозчиком и получателем груза. Также, стоит заметить, что договор перевозки, который оформляется посредством коносамента, определяет взаимные права и обязанности между перевозчиком и грузополучателем, что свидетельствует о правовой природе договора в пользу третьего лица – получателя. При этом следует помнить, что коносамент - документ односторонний, содержит подпись и печать только перевозчика, так что формой договора морской перевозки груза он никак не может считаться. Тем не менее, он содержит все реквизиты, необходимые и достаточные для заключения такого договора.

Следующей важной функцией является то, что коносамент выступает как расписка перевозчика в приеме груза. Так, ч.3 ст. 3 Правил Гаага-Висби закрепляет, что «получив грузы и приняв их под свой контроль, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен, по требованию отправителя, выдать отправителю коносамент должным образом описывающий груз, содержащий опознавательные знаки, количество груза, внешний вид и состояние груза». Обязанность перевозчика подтвердить принятие груза выдачей коносамента также содержится в ч.1 ст. 14 Гамбургских правил, которая гласит: «когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент».

Коносамент выдаётся после принятия груза к перевозке по просьбе отправителя. Приобретение бланков коносаментов и первоначальное их заполнение осуществляется отправителем груза. Далее коносамент поступает в сферу ответственности перевозчика, который должен оформить коносамент окончательно, сопоставить данные отправителя с информацией штурманской расписки. Штурманская расписка выдаётся отправителю до выдачи коносамента и также является распиской в приёмке груза к перевозке. После чего, перевозчик должен выдать коносамент отправителю груза по его просьбе. Выдача коносамента связывается с установлением трёх важных фактов: - получение груза перевозчиком, - погрузка груза на борт судна, - отход судна в рейс.

Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна, или же другим лицом, уполномоченным капитаном. Обычно подписание коносамента производится в день его выдачи. Также, полномочия на подписание коносамента имеет морской агент, в частности линейный агент, а в отдельных случаях грузовой агент.

Важным элементом является дата выдачи коносамента. Как правило, дата выдачи свидетельствует о дате исполнения поставки и дате заключения договора морской перевозки. Дата выдачи коносамента также имеет важное значение в расчётных отношениях. Неправильное указание даты может быть в случае проставления даты в коносаменте более поздним днём (Stale Bill of Lading) и датирования коносамента более ранней датой, предшествующей погрузке груза на борт (Antedated Bill of Lading). Датирование коносамента задним числом является грубым нарушением (антидатирование), а иногда может представлять собой уголовно наказуемое деяние – мошенничество или фальсификацию документов.

Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий названные в нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что коносамент, являясь ценной бумагой, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз. Таким образом, отправитель, выступая законным держателем коносамента, сохраняет своё право распоряжаться грузом на протяжении его транспортировки и затем передавая его должному лицу. Выдача груза в порту назначения производится после предъявления коносамента.

Виды коносамента

Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”, то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”. В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают.

С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги, используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого, коносаменты подразделяются на линейные и чартерные. Линейный коносамент – это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.

В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение, как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской. Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.

Следует отметить, в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы. Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время, как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.

Домашний коносамент

Отдельно выделяется такая разновидность коносамента как домашний коносамент. Как было сказано ранее, коносамент выдаётся перевозчиком (судовладельцем) грузоотправителю в подтверждение принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Однако коносамент может быть выдан не только перевозчиком, но и экспедитором, выполняющим функции перевозчика (контрактным перевозчиком), и экспедитором, заключившим договор с перевозчиком. Коносамент экспедитора, как и всякий другой может играть роль ценной бумаги, то есть быть оборотным документом.

Сравнивая особенности домашнего и линейного коносаментов, следует отметить, что их основные позиции и внешняя форма являются сходными. На лицевой стороне коносамента, как домашнего, так и линейного, обыкновенно будут содержаться такие реквизиты, как наименование груза, его описание, включая упаковку и маркировку; вес брутто; подпись уполномоченного представителя перевозчика; наименование судна и его флаг. Однако существует и ряд реквизитов, которые будут различны в зависимости от вида коносамента, в частности: грузоотправитель, грузополучатель и сторона, которую перевозчик обязан уведомить о прибытии груза (получатель) по коносаменту.

Право выдавать домашний коносамент принадлежит также NVOCC – перевозчику, не владеющему тоннажем. Одним из способов организации деятельности NVOCC является выдача грузовладельцу одного документа (домашнего коносамента) на весь процесс перевозки. Домашний коносамент NVOCC, оформленный в соответствии с требованиями сторон может быть использован и в расчётных операциях между сторонами сделки, в том числе с применением аккредитива

Домашний коносамент также выдаётся экспедитору, когда тот объединяет в одном контейнере партию грузов, которые принадлежат разным грузовладельцам и представляют собой различные партии грузов. В этом случае обычно выдаются несколько документов на каждую из партий, объединённых в одну. Такие документы обычно выдаются в форме деливери-ордера, который в некоторых юрисдикциях признаётся как ценная бумага – долевой коносамент. Грузы, указанные во всех долевых коносаментах в сумме равняются грузам, которые перевозились по первоначальному коносаменту. Совокупность долевых коносаментов может быть выдана только в обмен на оригинал такого коносамента. Это также имеет место в случае, когда партия груза, находясь в пути, разбивается на более мелкие партии, которые продаются разным покупателям.

В заключении, хотелось бы ещё раз указать, что коносамент действительно универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции столь многообразны, что в общем случае, он заменяет три документа. Коносамент широко используется в линейном, трамповом, торгово-промышленном судоходстве, а также для организации смешанных, мультимодальных и интермодальных перевозок. Практика использования коносамента доказала, что этот документ достаточно гибкий по своей природе, поэтому его можно приспособить для оформления грузовых перевозок в условиях появления не только новых форм судоходства, но и новых способов организации грузоперевозок в целом.

В практике Interlegal вопросы, связанные с применением коносамента, занимают особое место. Наши клиенты: перевозчики, экспедиторы, грузовладельцы, имея противоположные интересы, часто по-разному смотрят на правоотношения, опосредованные коносаментом. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и распространённость документа, эффективное решение практических проблем, связанных с коносаментом, без юристов представляется нецелесообразным и чреватым необоснованными потерями вовлеченных сторон.

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

    расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

    товарно-транспортной накладной.

    подтверждения договора на перевозку.

    товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

    Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

    Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

    Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

    Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

    если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

    обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

    также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

    отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

    если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

    также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

    указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

    зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

    важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.



Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Коносамент: подробности для бухгалтера

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за апрель 2017

    Вместе с тем, обязательные условия коносамента прописаны в статье 144 Кодекса... назначения, необходимо исходить из содержания коносамента, согласно которому пункт отправления и...

  • Представление госслужащими сведений о доходах за 2018 год

    Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек, сберегательный сертификат и...

  • Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...

  • Октябрь - 2018: правила для экспортеров скорректированы

    Налоговые органы не нужно; – копия коносамента, морской накладной или любого иного...

  • Обязательно ли проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов?

    2011 N 272, железнодорожной накладной, коносаментом, товарной накладной по форме, разработанной...

  • Доставку товара продавцом можно перевести на ЕНВД

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...



Статьи по теме: