Эффектные химические фокусы. Фокусы в домашних условиях

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Вы, конечно, уже не раз убеждались, что прием гостей, больших или маленьких, – труд не из легких. Удовлетворив свой гастрономический интерес, эти самые гости немедленно требуют развлечений. Вот и приходится хозяевам (речь, разумеется, идет о людях радушных и ответственных) задействовать и свой скромный творческий багаж, и весь нехитрый домашний реквизит, придумывая все новые забавы и свежие фокусы. Можно, конечно, пригласить настоящих клоунов, мимов и факиров, или даже целую цирковую труппу. Незабываемые впечатления от торжества в таком случае обеспечены. А что, если попробовать сотворить волшебство самостоятельно?

Кстати, что там у Вас в школе было по химии?

Только не вздрагивайте, пожалуйста! Это совсем не та химия, которая с учительницей, невыученной таблицей Менделеева и двойкой в дневнике... Для чудесных опытов, о которых мы вам сегодня расскажем, не потребуется каких-то особенно глубоких знаний, громоздких формул или замысловатых лабораторных приборов - нужны лишь осторожность, внимание, аккуратность и немного легкодоступных реактивов. Покажите химические фокусы собравшимся гостям, и успех вашему празднику гарантирован!

Чтобы избежать неприятных неожиданностей, требуется соблюдать всего два правила: во-первых, никогда нельзя экспериментировать дома с незнакомыми веществами и следует помнить о том, что любое самое безобидное вещество в больших количествах может быть опасным!

А во-вторых, все опыты следует проводить в присутствии взрослых, обезопасив себя фартуками и резиновыми перчатками. Неплохо было бы также запастись очками, на случай разбрызгивания и разбрасывания веществ. Зрителей (ежели таковые будут) нужно усадить на безопасном расстоянии, впрочем, последнее - правило всех фокусников. И конечно, потренируйтесь выполнять все фокусы заранее, ведь любой фокус - это мастерство рук, и никакого обмана!

Итак, начнем. Путешественники говорят, что одно из самых запоминающихся природных зрелищ - это извержение вулкана. Покажите своим друзьям свой маленький

“Домашний вулкан”:

Чтобы устроить вулкан, вполне безопасный и, тем не менее, очень эффектный, потребуется:

тарелка, пластилин, питьевая сода (гидрокарбонат натрия), столовый уксус уксусная кислота (можно воспользоваться 3-9%-ным раствором уксусной кислоты), краситель (можно взять красный пищевой краситель или свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин разделите на две части и одну из них раскатайте в плоский блин - основание “вулкана”, а из второй слепите полый конус с отверстием наверху (склоны “вулкана”). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что “вулкан” не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости “вулкана” не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл, это равно объему чайной чашки или обычного стакана).

Тарелку с “вулканом” поставьте на поднос. Чтобы “зарядить вулкан лавой”, приготовьте смесь из жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь налейте в “вулкан”, а потом добавьте туда уксус (примерно 40-50 мл, или четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа . Из “жерла” вулкана показывается ярко окрашенная пена... После опыта не забудьте тщательно вымыть тарелку!

Среди химиков и факиров большой популярностью пользуются фокусы со змеями. Предлагаем вам вырастить у себя дома парочку змей. Обещаем, что они будут необыкновенной красоты и совсем невредные

Чтобы завести у себя дома

“Черную гадюку”

насыпьте в тарелку 3-4 столовые ложки сухого просеянного речного (морского) песка, сделайте из него горку с углублением на вершине, пропитайте песок этиловым спиртом , а потом заложите в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь из 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды. Смесь подожгите. Через 2-3 минуты на поверхности смеси появятся черные шарики, а у основания - черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь почернеет, и из песка медленно выползет извивающаяся толстая черная змея с “воротником” из догорающего спирта. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получится змея. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ заставляет горящую массу двигаться.

Если “Черная гадюка” покажется вам не очень симпатичной или, наоборот, вы захотите завести ей подружку, то сделайте

“Белую глюконатную змею”

Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция , который продается в каждой аптеке и, скорее всего, есть у вас дома. Зажмите таблетку пинцетом и поднесите к горящей свечке . Из таблетки выползет змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества.

Вашим гостям наверняка понравится очень эффектный фокус

“Несгораемая нить”

Этот опыт требует предварительной подготовки. Для начала сделайте насыщенный раствор поваренной соли (раствор считается насыщенным, когда соль перестает растворяться). Возьмите хлопчатобумажную нить , пропитайте ее насыщенным раствором поваренной соли , высушите и повторите операцию 5-7 раз. Для опыта возьмите не слишком тяжелый предмет, например кольцо . В него протяните нить, пропитанную раствором, а концы привяжите к двум штативам. Штативы нужно установить так, чтобы нить была натянута (можно использовать две кастрюли и привязать нить к ручкам). Кольцо поместите примерно посередине нити. Затем с помощью спички подожгите нить с одного конца. Огонек пробегает к другому концу, однако кольцо продолжает висеть и не падает. Для красоты зрелища рекомендуем “отмотать” заранее приготовленную нить с целой шпульки, чтобы у зрителей не возникли подозрения.

“Химический огнетушитель”

прост и хорошо подходит не только для вашего химического шоу, но и для иллюстрации некоторых свойств углекислого газа, на которых основано его применение в огнетушителях. Внутри высокого цилиндра или стакана (можно использовать трехсотмиллилитровую баночку из-под майонеза) укрепите две свечи разной высоты. Пламя одной свечи должно быть на 3-4 см ниже края сосуда, а другой - на 2-3 см выше стенок сосуда. На дно стакана насыпьте равномерно столовую ложку соды . Свечи зажгите и убедитесь, что они горят. Затем заявите зрителям, что сможете потушить нижнюю свечу, а верхняя при этом останется гореть. Для этого на дно стакана вылейте столовую ложку уксуса (или любой другой кислоты). Нижняя свеча погаснет, а вот верхняя свеча останется гореть. Сомневающимся зрителям можно предоставить возможность самим проделать опыт.

Надеемся, что эти красивые и несложные опыты доставят вам и вашим гостям удовольствие. И кто знает, возможно, ваш ребенок или кто-то из ваших друзей захочет стать настоящим химиком… или волшебником - это уж кому как нравится!

Статья напечатана в журнале "Игра и дети" , 2002, №6

Образовательный портал

Да и некоторые другие химические опыты смело можно показывать как фокусы. Впрочем, фокусы производят гораздо более сильное впечатление, если показывать их подряд, один за другим, окружая происходящее тайной, заклинаниями и медленными пассами «волшебной палочки»...

Химической сути фокусов (а она не так уж сложна) раскрывать не будем. Отыщите ее самостоятельно, и тогда вы не просто развлечете зрителей, но и пополните свои знания.

Количественные соотношения надо соблюдать, но не очень строго. Чтобы вам каждый раз не взвешивать реактивы, сделайте из дерева мерные ложечки, вмещающие около 10 мг сухого реактива. Можно воспользоваться и пластмассовыми ложечками, которые прикладывают к некоторым порошкообразным лекарствам. Каждый раз мы будем пояснять, сколько таких мерок надо взять.

Сначала - фокус с превращением воды в молоко. В один стакан поместите пять мерных ложечек хлорида кальция, в другой - столько же карбоната натрия (стиральной соды) и залейте водой примерно до трети стакана. Растворы на вид ничем не будут отличаться от воды. Слейте их вместе - и жидкость станет белой, словно молоко. Не тратя времени зря (иначе осадок может опуститься на дно, и все увидят, что это никакое не молоко), добавьте к жидкости раствор соляной кислоты в избытке - и «молоко», мгновенно вскипев, снова станет «водой».

Теперь фокус чуть посложнее - вода в нем будет превращаться не только в молоко, но и в чернила. Для фокуса понадобятся три стакана. В один насыпьте две ложечки хлорида бария (или стронция), в другой - одну ложечку танина. Влейте в оба стакана по половине чайной ложки воды. Порошки на дне после размешивания растворятся, а воды так мало, что издалека стаканы будут казаться зрителям пустыми.

В третий стакан поместите пять ложечек двойного сульфата железа и аммония FeSO 4 (NH 4) 2 SO 4 (соль Мора). Этот стакан наполните водой почти доверху. Все готово к фокусу. На глазах у зрителей возьмите третий стакан, с солью Мора, и отлейте из него бесцветный раствор в «пустые» стаканы. В одном из них (там, где хлорид бария) вода мгновенно превратится в «молоко», во втором - в «чернила».

Следующий фокус ничуть не труднее. В пробирке с водой растворите две ложечки хлорида кобальта (его раствором вы делали невидимые надписи). Белый хлопчатобумажный платок намочите в этом растворе и высушите его. Платок станет голубым.

Фокус заключается в том, что вы показываете зрителям голубой платок, а потом комкаете его и сжимаете в руке. Если вы несколько раз сильно дунете на платок, то он увлажнится и вновь станет белым. Разожмите кулак и покажите белый платок зрителям. Его, кстати, можно использовать еще несколько раз: после просушки платок вновь поголубеет.

Для очередного фокуса с изменением цвета понадобятся три соли: красная кровяная, салицилат натрия и соль Мора. Всех этих веществ надо совсем немного, по одной ложечке; растворите их по отдельности в пробирках, до половины наполненных водой. Суть фокуса в том, что красная кровяная соль дает с солью Мора синее окрашивание, а салицилат натрия - красное. Если вы простым карандашом слегка наметите контур рисунка на бумаге, а затем смочите его с помощью кисточки двумя растворами: красной кровяной соли и салицилата натрия - и дадите просохнуть, то зрители не заметят даже, что на бумагу что-то нанесено. «Чистый» лист повесьте на стену и проведите по нему кистью, смоченной в растворе соли Мора (зрителям скажите, что это обычная вода). Рисунок мгновенно, прямо на глазах, окрасится в красные и синие цвета.

Еще один традиционный фокус - как без огня зажечь свечу. Наверное, вы знаете принцип этого фокуса, но очень многое зависит от его оформления.

Советуем поступить так. Стеклянную пробирку облейте снаружи стеарином или парафином, чтобы она стала похожей на свечу. Закройте пробирку металлическим колпачком с отверстием, сквозь которое пройдет фитиль. В пробирку налейте немного спирта, чтобы он пропитал фитиль. После этого колпачок тоже залейте стеарином или парафином, чтобы наружу выглядывал только фитиль. «Свеча» готова.

Волшебной палочкой вам будет служить обычная стеклянная палочка, на конец которой вы наберете совсем немного кашицы из перманганата калия и серной кислоты. Предупреждение: смесь готовить в очень малом количестве, необходимом только для одного опыта! Не трогать смесь руками!

Как обставить этот опыт, вы и сами, наверное, сообразите (не забудьте про пассы и заклинания). А затем коснитесь палочкой фитиля - и на конце его сразу вспыхнет пламя.

Опыты-фокусы с изменением цвета выглядят очень своеобразно, когда пользуются не просто водными, а загущенными растворами. Загустителем может быть силикат натрия, водный раствор которого называют жидким стеклом. Вполне подойдет для фокуса и разбавленный водой вдвое конторский силикатный клей.

Налейте в стакан немного раствора хлорида кальция и добавьте одну-две капли фенолфталеина. В другой стакан введите раствор силиката натрия. Как только вы выльете в него первый раствор и взболтаете смесь, она, само собой разумеется, станет красной, и что еще более любопытно, густой, будто фруктовое желе.

Вместо хлорида кальция можно взять 3 мерки сульфата магния (аптечная горькая соль), залить водой, взболтать и добавить несколько капель раствора силиката натрия. После размешивания и на этот раз образуется «желе», только не ярко-красное, а бледно-розовое.

Окрашенные силикатные студни позволяют «рисовать» волшебные картинки. Сделайте набросок рисунка, и те места, которые должны быть окрашены, смочите бесцветным раствором фенолфталеина. Другой лист бумаги смочите раствором силиката натрия - тоже бесцветным. Прижмите листы один к другому и спустя несколько минут (тем временем вы можете показывать другой фокус) осторожно разделите листы. Картинка «сама собою» стала красной! Для посвященных нет ничего удивительного - ведь у растворов силиката натрия щелочная реакция...

И последний фокус, тоже обещанный ранее, - с превращением «воды» в «кровь». Приготовьте непрозрачный сосуд, например, оклеив стеклянную банку цветной бумагой; для большей таинственности нарисуйте на бумаге алхимические символы. В банку налейте воду.

Приготовьте несколько чистых стаканов. Вообще-то достаточно трех, но для того, чтобы создать у зрителей впечатление, будто превращения очень сложны, возьмите пять или шесть стаканов. В один стакан насыпьте четыре ложечки гидросульфата калия или капните несколько капель уксусной кислоты и пометьте для себя (но так, чтобы не было заметно зрителям) этот стакан, чтобы его можно было сразу отличить от остальных. В другой стакан насыпьте ложечку кальцинированной соды, в третий - несколько капель раствора фенолфталеина. Сухие реактивы залейте чалым количеством воды и размешайте до растворения. Теперь можно показывать фокус.

Прежде всего убедите зрителей, будто в банке простая вода; а поскольку так оно и есть, то можно в доказательство отпить из банки несколько глотков. А затем все стаканы наполните водой из банки. Не произойдет ровным счетом ничего. Перелейте всю воду обратно в банку из всех стаканов, кроме одного, с гидросульфатом натрия (или с кислотой). Жидкость в банке станет краской, словно кровь, и зрители убедятся в этом, как только вы выльете ее обратно в стаканы.

Вновь слейте содержимое стаканов в банку - на этот раз из всех без исключения стаканов. Жидкость обесцветится, «кровь» превратится в «воду», которую вы опять разольете по стаканам. Однако пить ее уже не надо.

Опыт нехитрый, но достаточно эффектный, если, разумеется, не забыть про заклинания...

Какие дети не любят фокусов? Все они от природы любопытны и можно не сомневаться, что различные трюки приведут их в полный восторг. Однако фокусы в домашних условиях по достоинству оценят не только дети, но и взрослые. С их помощью можно немного развлечь собравшихся гостей и повысить градус праздника.

Незамысловатые трюки

Существуют простые фокусы, для выполнения которых не понадобится какого-то особого реквизита и подготовки. Этот трюк можно проделать в большой компании, состоящей из 9 человек как минимум.

Произведенный на участников эффект может быть еще более фееричным, если вы назовете имя приглашенного, с которым не были знакомы ранее.

Для этого вам понадобится лист бумаги и ручка, с помощью которой лист нужно разделить на 9 квадратов. В каждый прямоугольник участник должен вписать свое имя и только в центральный квадрат должно быть вписано имя участника, которое предстоит найти и назвать.

Порвав лист бумаги на количество полученных квадратов, их нужно перемешать, чтобы создать полную иллюзию магии и вытащить из этой кучи листочек с именем лишь одного заранее выбранного участника. Это будет легко сделать потому, что у всех квадратиков кроме центрального будет иметься по одной-две гладкой стороны и найти один-единственный листочек с неровными краями не составит труда.

Для выполнения следующего трюка также понадобятся только лишь желающие участвовать в нем и лист бумаги с ручкой. Попросите одного из участников загадать любое трехзначное число и записать его на бумаге. Затем участник должен приписать к нему те же самые цифры еще раз.

Сосед, взявший после этого листок в свои руки, должен разделить получившееся значение на 7, причем калькулятором при этом пользоваться не воспрещается. Последний из участников делит полученный результат на 11 и передает листок фокуснику. Все, что ему нужно сделать – это разделить записанное число на 13 и предстать перед глазами собравшихся полным экстрасенсом и магом.

Химические фокусы

Такие трюки могут особенно впечатлить детей, но для их демонстрации необходимо подготовиться заранее. Каждый из нас помнит из уроков истории, как главный советский революционер Ленин слал послание рабочим и крестьянам, написанное молоком на чистом листке бумаги. Достаточно было поджечь листок и прочитать то, что хотел сказать Владимир Ильич.


На этом же принципе основан следующий трюк, для выполнения которого понадобится такой реквизит:

  • лист бумаги;
  • кисточка. Если таковой не нашлось, можно обойтись пальцами;
  • сок лимона;
  • включенная лампа или горящая свеча.

Окунув кисточку или палец в сок лимона, написать им любое послание на бумаге и оставить в сторону на некоторое время, чтобы просохло. При обычных условиях прочитать то, что написано на бумаге будет невозможно, но если поднести ее к теплу – зажженной свече или лампе, буквы на бумаге начнут проявляться коричневым цветом.

Химические фокусы включают и трюк с несгораемой купюрой.

Реквизитом для нее выступят:

  • какой-либо зажим, который позволит уберечь пальцы от огня;
  • зажигалка или спички;
  • раствор спирта 50%;
  • соль.

В раствор спирта нужно добавить щепотку соли, размешать и окунуть в нее купюру любого достоинства, но в качестве тренировки лучше не рисковать большой суммой денег. Пропитанную полностью купюру вынуть, подождать, пока стечет лишняя жидкость и поджечь. Деньги полыхнут огнем, но когда он погаснет, можно будет увидеть, что с ними ничего страшного не произошло.

Детские фокусы могут стать гвоздем программы любого праздника и оставить неизгладимое впечатление в душах маленьких зрителей.

Удивит и порадует их такой трюк, для демонстрации которого понадобится следующий реквизит:

  • плоское блюдо;
  • монета любого достоинства;
  • вода;
  • немного простой бумаги;
  • стакан;
  • зажигалка или спички.

Необходимо положить монету на блюдо и налить немного воды, ровно столько, чтобы она покрыла ее собой. Задача участников достать монету, не замочив руки в воде. Ни один из присутствующих детей, не знакомый с этим трюком, ни за что не догадаются, как это можно сделать. А вот фокусник знает.

Его задача – поджечь кусок бумаги, бросить ее в стакан и быстро перевернуть его дном к верху, поставив на блюдо рядом с монетой. По мере горения бумаги в стакане вода из блюда будет собираться внутрь его. В конце концов монета останется лежать на пустом дне тарелки и ее можно будет взять, не замочив пальцев.

Все дело в том, что горящая в стакане бумага создает в нем давление воздуха и выход газа наружу. Перевернув стакан, трюкач провоцирует остывание воздуха и ослабление давления, за счет чего под сосудом начинает скапливаться жидкость, нагнетаемая наружным воздухом.

Такие физические фокусы чрезвычайно популярны у детей, потому как они еще не знают сути тех или иных явлений и не понимают, как мастер выполняет свои трюки. К ним можно отнести и трюк с проколотым воздушным шариком.

Для его выполнения понадобится следующий реквизит:

  • бамбуковая палочка с заостренным концом;
  • растительное или любое другое масло, например, машинное;
  • сам воздушный шар.

Необходимо хорошо надуть воздушный шарик, а потом спустить его на треть и завязать. Смазав бамбуковую палочку маслом, приставить ее острый конец к верхушке шарика, что напротив узла, и начинать крутить ее пальцами с одновременным надавливанием.

Задача трюкача – проткнуть шарик, не лопнув его, но для этого придется потренироваться и испортить немалое количество шаров. Таким же образом нужно поступить с палочкой, когда она достигнет противоположного конца. То есть она должна выйти из шарика рядом с узлом, не повредив его.

Забавные трюки

Прикольные фокусы и опыты, которые не только детей, но взрослых поставят в тупик, должны быть сопряжены с элементами магии. Казалось бы, как можно апельсин превратить в яблоко? А очень просто и для этого вовсе не обязательно учиться волшебному искусству. Достаточно заранее снять с цитрусового фрукта кожуру, стараясь как можно меньше ее повредить.

Друзья, доброе утро всем! С Вами Ирина Иваськив. Устраивая тусовку для подростков, все мы рыскаем по Интернету в поисках подходящих игр, шуток, загадок, конкурсов. Советую для таких случаев освоить несложные химические фокусы – и публику сможете развлечь, и удовлетворить интеллектуальные потребности, и даже привить любовь к нудному школьному предмету.

Немного о правилах безопасности

В подборке ниже – только безопасные химические фокусы. Но всё равно соблюдайте все меры предосторожности. А если у Вас ещё и актёрский талант имеется, то обыграйте фокусы актёрски, создавая интригу. чтобы пощекотать нервы юным тарзанам.

Обязательно потренируйтесь проводить химические фокусы заранее, запоминая наименование ингредиентов, строгое их количество и последовательность действий. Напишите себе на карточках шпаргалки и соблюдайте инструкции неукоснительно.

Химические фокусы

Вышел ёжик из тумана

Понадобятся: несколько видов колб, несколько пар перчаток (резиновые для мытья полов, перчатки, какие обычно кладут в набор для окрашивания волос, хлопчатобумажные перчатки, носки-перчатки, зимние перчатки), графин с водой, электрочайник с тёплой водой, пиала с сухим льдом.

Тот, кто проводит химические опыты, озвучивает любую фразу из знаменитого мультфильма “Вышел ёжик из тумана” и обыгрывает эту фразу, предлагая зрителям поразмышлять, из какого же тумана этот ёжик вышел.

Ведущий приглашает к себе одного добровольца и начинает “нагнетать” зрительский интерес.))) Это блиц-представление должно напоминать микс из разных прикольчиков работы с залом и каламбурной серии вопросов в стиле Луи дю Финеса: Как ты относишься к уроку химии? Только честно. Можно на ухо. Что значит “не относишься”? Прогуливаешь, что ли? Ааа! Не к уроку химии, а к учительнице химии? Ой, зачем же вслух? А она в зале??? (Подбежать к учительнице, на ходу доставая из карманов и затем пряча обратно гаечный ключ, колбу, огромные очки, вручить ей цветочек и вернуться к добровольцу). И всё в таком духе.

Добровольца можно отпустить тогда, когда он назовёт все предметы на столе (кроме сухого льда). Добровольца можно несколько раз отпускать и возвращать назад: А, забыл спросить, где тут конусная колба? Ты уверен? А, ну, иди! Нет, стой! Надо ещё выбрать перчатки для опыта! Вот эти? Какие-то они странные, да? Ну, ладно, иди! Да куда же ты? А что ты говорил здесь в графине? Вода? А как ты понял, что это вода? Прозрачная? Попробовал? Та я тоже не знаю, как проверить. Ну, из крана ж дома вода течёт? Вот и я так подумал (наклеивая на графин с водой наклейку с надписью “Вода”), что если из крана, значит, вода! А если её подогреть в чайнике (наклеивая на чайник наклейку “Тёплая вода”), то это будет тёплая вода.

После этого каламбура ведущий рассказывает зрителям о свойствах сухого льда и о том, что сухой лёд нужно брать только в хлопчатобумажных перчатках. В конусную колбу нужно будет налить тёплую воду, после этого – добавить в неё пару горстей сухого льда и… всем становится понятно, из какого же тумана вышел ёжик.

Жидкий хамелеон

Понадобятся: индикатор, щёлочь, лимонная кислота, 2 литровые круглые плоскодонные колбы (одна с водой, другая – пустая), ёмкость объёмом 300 мл.

Ведущий приглашает к себе второго добровольца и предлагает ему, используя только эти ёмкости, отмерить 250 мл. воды. Отмеренное количество воды вливают в пустую колбу.

После этого в каламбурной форме все пытаются объяснить понятие “индикатор”.

Сам фокус заключается в следующем: в воду нужно влить индикатор (вода при этом станет тёмно-зелёного цвета), затем в колбу добавляют немного лимонной кислоты (цвет жидкости станет жёлтым), затем в колбу добавляют щёлочь (гидрооксид натрия) – цвет жидкости становится малиновым.

Джин, выходи!

Понадобятся: колба, скалка, медицинский спирт, перекись водорода (бутылочка ёмкостью 50 мл), зелёнка, перманганат калия (марганцовка), пищевой краситель, резиновые перчатки, пищевая сода, очки, мерная ложка.

Ведущий приглашает к себе третьего добровольца и предлагает ему, внимательно рассмотрев предметы на столе, закончить начатое предложение одним из этих предметов: Ничто не красит женщину так, как … ! Все ответы будут прикольными, но остановиться нужно будет на ответе: перекись водорода.

В колбу нужно влить перекись водорода (всю бутылочку). Затем среди предметов на столе нужно будет назвать взрывоопасное вещество (марганцовка). Ведущий отпускает добровольца, а сам, прячась под стол и сощурив глаза, рассказывает, почему это вещество является взрывоопасным. Он даёт всем задание бурно аплодировать, как только Джин появится из колбы.

Ведущий надевает защитные очки и перчатки, отмеряет половину мерной ложки марганцовки и на расстоянии вытянутой руки высыпает марганцовку в колбу с перекисью водорода. Все встречают Джина громкими аплодисментами.

Снег заказывали?

Понадобятся: супер абсорбент (полиакрилат натрия), вода. 2 больших пластиковых стакана (0,5 л), мерная ложка, электрочайник с тёплой водой.

Ведущий спрашивает у зрителей, как называют вещество, которое способно впитывать в себя большие объёмы жидкости. Ведущий обыгрывает ответы из зала, делая вид, что не расслышал, переспрашивая, нарочито называя вещество неправильно (правильный ответ – супер абсорбент).

В 1-й стакан нужно налить 0,5 л. тёплой воды, во 2-й стакан нужно положить 5 мерных ложек полиакрилата натрия. После этого воду из 1-го стакана нужно быстро перелить во 2-й. Затем можно громко считать: 1, 2, 3… Результат будет заметен уже через 3-5 секунд. Абсорбент впитывает воду, стремительно увеличиваясь в объёме и высыпаясь из стакана белоснежными гранулами, похожими на снег.

Зубная паста для слона

Понадобятся: перекись водорода, жидкое мыло, йодистый калий, жидкий краситель, литровая конусная колба, пипетка, мерная ложка.

Ведущий задаёт зрителям в зале вопрос: Сколько зубов у слона? и обыгрывает ответы из зала. Затем рассказывает всем, что у слона есть только 4 жевательных зуба: 2 зуба на верхней челюсти справа и слева и 2 зуба на нижней челюсти справа и слева. Зубы слона представляют собой мощные пластины 30 см в длину и 10 см в ширину. За свою жизнь слоны меняют зубы 4 раза. И чтобы слоны не меняли зубы 44 раза, мы изготовим зубную пасту для слона по древнему рецепту.

В колбу налить перекись водорода высотой в 1 см, затем добавить 100 мл. жидкого мыла, затем – 5 капель жидкого красителя. Всё нужно будет перемешать. А после этого добавить 1 мерную ложку йодистого калия. Вуа-ля! Зубная паста для слона – готова!

Стакан с водой на голову ведущего

Понадобятся: супер абсорбент (полиакрилат натрия), вода, 2 пластиковых стакана (200 мл), электрочайник с тёплой водой, мерная ложка.

Ведущий приглашает к себе очередного добровольца и снова каламбурит, спрашивая у добровольца, хотел бы тот вылить стакан с водой ему на голову? Ведущий объясняет порядок действий.

В 1-й стакан нужно налить 200 мл тёплой воды. Во 2-й стакан нужно насыпать 2 мерные ложки абсорбента (называть его лучше по имени – полиакрилат натрия). Затем из 1-го стакана нужно быстро перелить воду во 2-й, громко посчитать до 3-х и… перевернуть стакан с водой ведущему на голову. Из стакана, естественно, ничего не выльется – абсорбент впитал всю жидкость и образовал студенистый гель, который из стакана надо выковыривать ложкой, потому что сам он не выпадает.

Закончить эксперимент можно разъяснениями, где используют свойства абсорбентов.

Заключение

Друзья, безопасные химические фокусы помогут сделать тусовку незабываемой. Запаситесь ингредиентами (благо, они – не лабораторная редкость). Некоторые ингредиенты Вы найдёте в аптеках, некоторые – входят в наборы для химических опытов типа “Юный химик”. Успехов Вам в работе с детьми и хорошего настроения!

© Ирина Иваськив

Друзья, если Вы нуждаетесь в уникальных библейских уроках для работы со своими подростками, учитывающих все основные их нужды и возрастные особенности, Вы можете приобрести программу для подростковой библейской школы. Ознакомиться с программой Вы можете перейдя по этой ссылке .



Статьи по теме: