Декабрьские события в алма-ате

Мы продолжаем цикл статьями и публикациями, которые вышли в период с 1996 по 2005 годы о трагических событиях декабря 1986 года.

Архивные материалы для публикации в мультимедийном портале сайт предоставлены Фондом Алтынбека Сарсенбайулы. Статьи публикуются в сокращенном варианте.

Часть первая

1996 год

Желтоксан - наша боль

Поначалу власти представили это как бунт казахов-наркоманов, бесчинства, творимыми пьяными, разнузданными юнцами. Помню, вызвали балхашских руководителей предприятий, учебных заведений, ответственных работников горисполкома, актив города в горком партии и ознакомили с секретным письмом нового правительства республики с обвинением в бесчинствах, производимых казахской молодежью. Впечатление было удручающим, многие вышли тогда из горкома молча, подавленными.

Меня, в ту пору заведующую отделом культуры Балхашского горисполкома, обязали следить за учреждениями культуры, усилить охрану в местах скопления людей. Народ был взбудоражен, обеспокоен. Чтобы не спровоцировать какие-то столкновения, приходилось до поздней ночи дежурить. По поручению горкома партии все руководители встречались с трудовыми коллективами, учителями школ, призывали к спокойствию.

И все же были люди, не поверившие в официальную версию. Заведующая детской библиотекой Гульнара Сагиндыкова открыто заявили: «Я не верю этим сообщениям. Если студенты-казахи оказались в центре драки, значит, задело за живое. Я тоже считаю оскорбительным, что кого-то сверху прислали на место первого секретаря. Были и всегда будут достойные люди у нашего народа». Так говорить в то время было смелым поступком.

Одним из участников декабрьских событий является Жалел Ауэзов - сын известного руководителя сельского хозяйства Токырауынского района Ауэза Испекова. Жалел в ту пору учился в Алматы, сейчас живет в пос. Шашубай. Не раз я слышала его воспоминания:

17 декабря я вышел на площадь с другими студентами, мы несли лозунги «У каждого народа должен быть свой вождь!», «Да здравствует ленинская национальная политика!». В руках больше ничего не было. Мы требовали, чтобы на площадь вышли руководители государства и объяснили толком, за что убрали Кунаева. Никто не думал, что на площадь направят танки и спецназовцев… А меня за лозунг арестовал и дали пять лет, из института я был исключен.

Был снят с поста управляющего РАПО его отец, Ауэз Испеков, с должности секретаря райкома комсомола - брат Даниял. Изменилось отношение к этой семье, многие поверили в "виновность" сына, только не отец. Он был горд за сына, хотя пришлось выслушать много неприятных слов и в свой адрес. Но ему ни в чем было упрекнуть себя: он воспитывал детей честными, правдивыми, трудолюбивыми. Таким был и сам Ауэз Испеков, он рано ушел из жизни, может, сказались годы тревоги за сына…

Жалел был реабилитирован, окончил институт, работает, имеет семью. Его сестра Назым учится в Турции, другая - Бахыт - в Алматы, братья ведут свое хозяйство. Все, казалось бы, позади. Но были и другие судьбы: Ляззат Асанова, Кайрат Рыскулбеков, Сабира Мухаметжанова погибли в 18-20 лет.

Желтоксан - неугасимая боль казахского народа. Уроки декабря напоминают нам, как важен мир, и взаимопонимание между людьми разных национальностей, живущих на нашей земле.

Куляш Сардарбекова,
Источник: газета «Центральный Казахстан», 13 декабря 1996 года


Декабрь: десять лет спустя…

Декабрьские события 1986 года всколыхнули общество. Это стало новой точкой отчета в истории нашего государства.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с тогдашним заведующим отделом науки и образования горкома компартии Ерболатом Заманбековичем Батылхановым. Он был не только свидетелем, но и невольным участником тех событий. Пострадал, как человек, отвечающий за работу молодежью…

Ерболат Заманбекович, давайте начнем разговор с обстановки, сложившейся в Алма-Ате накануне декабрьских событий 1986 года .

Надо признать, что обстановка в городском комитете партии Алма-Аты накануне декабрьских событий была довольно напряженная. В то время в Москве, например, болезненно воспринимали известия об открытии у нас казахских школ, классов. А необходимость в их открытии назревала. Многие родители хотели, чтобы их дети получали образование на родном языке. Прежде у нас в городе мы эти вопросы решали самостоятельно, а тут по одному факту открытия казахской школу в микрорайоне Карасу к нам выехали инструктора ЦК КПСС Головка и Захарченко.

Усиленно начали поднимать вопрос о приеме в вузы. Речь шла о якобы происходящем сокращении среди учащейся молодежи русских. И при этом никто не интересовался количеством поданных заявлений, их процентом соотношением. Скажем, в то время в вузы Алма-Аты подавалось 24-28 тысяч заявлений. Принимали на учебу до 7 тысяч человек. Около 2 тысяч из них составляли русские, остальные - представители других национальностей. То есть, здесь процентное соотношение от поданных заявлений выдерживалось полностью. Шла речь и о том, что мало ребят поступает из северных областей республики. И опять никто не учитывал, что там рядом Омск, Курган, Челябинск и этого гораздо ближе, чем Алма-Ата, а вузы такие же престижные. Фактически обвинения шли огульно.

С приходом на должность первого секретаря обкома партии Мендыбаева М.С. эти вопросы стали муссироваться с еще большей силой. Повсеместно стал обсуждаться вопрос подборка кадров. Прежде это не выпячивалось. Отбор шел по деловым качествам. При Мендыбаева М.С. усиленно стали "нажимать" на национальный вопрос.

Начались гонения на ректора КазГУ академика Жолдасбекова У.А. сложная обстановка сложилась вокруг ректора Института народного хозяйства Мамырова Н.К.

В это же время пошел целый поток анонимок, которые тщательно изучались комиссии. Парткомитеты стали превращаться в карательные органы. На заседаниях бюро, пленумах стали говорить о том, сколько исключено из партии, сколько снято с работы и т.д. Все это вызывало внутреннее у населения и особенно у молодежи.

Уже были молодежные волнения в Якутске, Фрунзе. По этим вопросам мы получали письма ЦК, но все это тщательно скрывалось.

В стране объявили начало перестройки. Наш областной комитет партии понял перестройку как разгон кадров.

Историческое значение декабря 86-го

Итак, перед нами стоит нелегкая задача определения сущности декабрьских событий.

Что это было: революция? Восстание? Движение? Рядовое событие?

Декабрьское выступление не является революцией, так как революция - это захват государственной власти лидерами массового движения путем насилия в целях осуществления коренных социальных изменений.

Но также нельзя декабрьское выступление молодежи назвать и рядовым событием. Почему? Для утвердительного ответа на поставленный вопрос существует ряд веских оснований.

Тоталитарный режим, как правило, требует от своего народа активного проявления лояльности, что находит выражение в квазидобровольных митингах, манифестациях по революционным праздникам и другим событиям, политической активности, молодежных, профсоюзных, женских, ветеранских организаций, направленной в поддержку правящей партии. Последние годы "застоя" характеризовались молчаливым сопротивлением народа тоталитарному режиму. Однако в Алма-Ате было взорвано «болото» молчания. Впервые за период «перестройки» режим столкнулся с активным проявлением нелояльности, явившимся «первым звонком» о серьезных сбоях системы.

О неординарности декабрьских выступлений можно судить также по обостренности ответной реакции властей, явно неадекватной рядовому событию. Для ликвидации последствий была задействована вся мощь репрессивного и пропагандистского аппарата советского режима, началась целая кампания по травле не только непосредственных участников событий, но и всего казахского народа. Система, жестоко расправилась с «декабристами», многим из них сломав судьбу. По всей огромной стране были организованы осуждающие собрания, а народу специальным постановлением ЦК КПСС был повешен ярлык, «казахский национализм» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Серьезным фактором стало противоречие между провозглашенными Горбачевым демократическими переменами и реальным их отсутствием. Такая ситуация несмывающихся ожиданий порождала массовые фрустрации населения, психологический дискомфорт и негативную психическую энергию, которую необходимо было правильно направить на созидательные цели. Людей как бы заставляли верить в наличие демократии, а жить при тоталитаризме, что порождало серьезную психологическую проблему раздвоения личности. Особенно восприимчиво к таким вещам молодое поколение, причем образованное, интеллектуально развитое, поэтому неудивительно то, что на площади оказалось студенчество.

На наш взгляд, события декабря 1986 г. можно и следует охарактеризовать как восстание. Конечно, классическое определение восстания включает такие признаки, как массовость, применение со стороны выступающих насилия, организованности в действиях и наличие штаба повстанцев, материальная, техническая, военная подготовка и так далее. Тем не менее, декабрьские события есть восстание. Восстание, которое, несмотря на стихийность и неорганизованность предопределило весь ход дальнейших общественно-политических процессов. Восстание, положившее начало широкому социальному движению.

Декабрьские события в Казахстане взорвали молчаливое сопротивление союзных республик диктату центра, нарушили «затишье перед бурей». В Алма-Ате начался процесс развала «колосса на глиняных ногах», казавшегося со стороны незыблемой коммунистической империей. С этой точки зрения движение можно расценивать, во-первых, как событие, имевшее внутринациональное значение (пробуждение национального самосознания), во-вторых, как событие общесоюзного масштаба (давшее толчок к суверенизации союзных республик), в-третьих, как явление мировой значимости (начало распада "социалистического лагеря").

Абиш Кекилбаев, государственный советник Республики Казахстан,
Источник: газета «Новое поколение», 13 декабря 1996 года

Декабристки

Возьму на себя смелость назвать декабристками и двух моих современниц. Так уж совпало в истории, что восстание русских дворян и события, произошедшие десять лет назад в Казахстане, свершились в декабре. Люди вышли на площадь, чтобы заявить о своих человеческих правах. Не обошлось без крайностей, были и жертвы. И в этом водовороте событий, когда многие характеры испытывались на прочность, женщины вновь показали себя с самой лучшей стороны. Я расскажу о двух из них.

…Молодые актеры Павлодарского областного музыкального драматического театра имени Ж. Аймаутова Бакытбек Имангожаева и Курмангазы Айтмурзаев десять лет были осуждены как «зачинщики массовых беспорядков». И во время следствия, и во время судебного процесса, и потом их любимые всем сердцем были рядом с ними. Потому что они - не только любимые, но и любящие…

Сапаргуль

… Они оба учились на актерском факультете Казахского института искусств имени Жургенова и, как это ни банально звучит, полюбили друг друга с первого взгляда. На курсе их считали видной парой. Бакытбек - высокий, стройный, мужественный, настоящий "герой-любовник" (таков его сценически типаж), и хрупкая, изящная Сапаргуль с необычными для казашки с серо-зелеными глазами. Он сделал ей предложение, она дала свое согласие. На каникулы уехала домой пораньше, чтобы поставить родителей в известность. Уже готовились встречать сватов, но в назначенный день Бакытбек не приехал. Непонятным было и его молчание ни телефонных звонков, ни письма, ни телеграммы. Сапаргуль не знала, что и думать: то ли возмущаться, то ли волноваться. Ответ она почти угадала чуть позже, из сообщений радио, газет, телевидения о событиях в Алматы 16-17 декабря. И уже приехав в столицу, она окончательна узнала, что Бакытбек арестован как один из организаторов "беспорядков".

Свидания с ним были запрещены, увидеть его смогла лишь в зале суда. Он был холоден и сдержан. Потом Сапаргуль получила от него письмо, в котором Бакытбек предлагал ей право выбора: либо отказаться от него, либо ждать, но ждать придется долго. С его стороны это был честный поступок. "Я понимал, что требовать самоотверженности от нее я не имел права", - так объяснил мне Бакытбек. Сапаргуль от ранее данного ему слово не отказалось. Она готова была ждать, готово была выдержать все вставшие на их пути трудности. Самым тяжелым испытанием для нее было объяснение с родителями. Плохой доли своей дочери они не желали. Отец воспротивился браку. Но, выросшая в строгом подчинении старшим, Сапаргуль на этот раз проявила характер. Для молодой девушки, сумевшей отстоять свой выбор в то время - время всеобщего осуждения любимого человека, - было равносильно самопожертвованию. К тому же родом Сапаргуль из казахского района Ташкентской области, где все еще живы и строго чтятся обычаи старины. На семейном совете, где собрались все родные, ее поддержал старший брат. Зная твердый характер своей внешне робкой сестренки, он сказал: «пусть решает сама, ей жить». Его слово было решающим.

…Затем были краткие свидания через решетку, где она еще раз подтвердила Бакытбеку, что готова стать его женой.

«У нас не было ни свадебного тоя, ни предшествовавшего ему сватовства, ни свадебного кортежа, ни платья с фатой, - вспоминала Сапаргуль. - Наш брак зарегистрировали в тюремном учреждений, в присутствии двух конвоиров за спиной Бакытбека. Тюремный надзиратель, начальник тюрьмы, да эти солдаты были нашими свидетелями. Наш медовый месяц продлился всего лишь три дня в тюремном лазарете, на казенной постели среди серых стен, где единственным украшением было небольшое зеркало…".

…Три года спустя, отсидев срок почти от звонка до звонка, Имангожаев был освобожден. Сегодня он реабилитирован. Времена и оценки тех событии поменялись. Бакытбек восстановился в институте, закончил его. Вместе с Сапаргуль приехал в только что созданный в Павлодаре театр.

Завсегдатаи казахского театра наверняка смогли отметить и выделить из группы Сапаргуль Кулдаулетову. Она сразу запоминается: у нее прекрасный голос, она хорошо танцует, играет с чувством, с экспрессией. Ей по плечу как комедийные, так и трагические роли. С Бакытбеком они составляют отличный семейно-профессиональный дует. "Лучшей парой для исполнителей гласных ролей в спектакле "Укрощение строптивой" не найти", - так охарактеризовал их главный режиссер театра Ерсаин Тапенов.

В дружной семье растут две дочурки. Пусть не будет в их жизни черных декабрей.

Алма

Если у Сапаргуль было право выбора и она могла поменять свое решение в любой момент, то для Алмы все было гораздо сложнее. Она уже была женой и ждала ребенка. Можно позавидовать выдержке этой скромной, всегда спокойной женщины, которая, страдая от тревоги и боли за судьбу своего мужа, носила под сердцем ребенка и умудрялась в это время быть опорой для пожилых родителей Курмангазы, сильно переживавших по поводу случившегося. Все девять месяцев ее беременности совпали с его арестом, следствием, судебным процессом, и все это время существовала вероятность высшей меры наказания.

«…Записка о том, что у меня родился сын, была передана мне из зала суда перед самым прочтением приговора, а за минуту до этого уже был оглашен приговор Кайрату Рыскулбекову - «высшая мера наказания». Я не знал, что ждет меня, но когда я прочитал записку, то мне было все равно, я уже ничего не боялся - ни большого срока, ни даже - самой смерти. Радость от рождения сына для меня была в тот момент превыше всего, затмив собою все мои переживания и страхи», - рассказывал мне Курмангазы.

Через три года, когда его перевели на «химию» в один из мордовских поселков с выразительным названием Силикатный, Алма вместе с сыном приехала к нему из далекого казахского аула, где жила все это время с его родителями. Она приехала, чтобы поддержать мужа, чтобы семейным уютом и теплом отогреть его после тюрьмы.

Курмангазы Айтмурзаев играет сейчас в основном роли комедийного жанра. Он всеобщий любимец и балагур. Павлодарцы любят приглашать его как тамаду на свадебные и юбилейные тои. Глядя на него такого, жизнерадостного, не поверишь, что в его жизни было столько передряг. "В этом заслуга моей Алмы", - признается сам Курмангазы.

Сейчас у них растут два сына: Акниет, которому в этом году исполнится десять, и Артур…

И Айтмурзаев, и Имангожаев реабилитированы сегодня полностью.

1997 год

Декабрьское восстание - пробный камень демократизации СМИ

Казахстанские СМИ в течение последних 12-13 лет пережили замечательную эволюцию демократизации, и следует признать, что пробным камнем этого неординарного процесса явилось Декабрьское восстание 1986 года.

По мнению некоторых исследователей, само восстание ввело все средства массовой информации в шоковое состояние. Перед ними тогда в стала дилемма - продолжать, как органам существовавшей однопартийной системы, писать о том, что диктовали "сверху", или все-таки отважиться говорить о том, что происходило, давать правдивую информацию. Журналистам было не легко писать под диктовку, все-таки интеллектуальный уровень работников СМИ значительно возрос по сравнению с 1937 годом, когда во время репрессий сначала "очерняли" имена тех, кто был негоден системе, и кто уже намечался в "кандидаты" для репрессий, затем следовали аресты...

Но, видимо, права народная мудрость - казахская пословица гласит: "В пятьдесят лет обновляется народ, а в сто лет общество". Все-таки за пятьдесят лет обновилось и выросло национальное самосознание, потому и не было спада и скольжения вниз по спиральному витку истории. Трагедия 1937 года не повторилась в 1986 году. И СМИ не повторили своей прежней ошибки, хотя частичные отступления и наблюдались, особенно в первые дни событий, когда во всех изданиях печатались сообщения ТАСС о выходе на площадь имени Брежнева "преступных элементов", "наркоманов и пьяниц". Все газеты слово в слово перепечатывали это сообщение, все каналы радио и телевидения передавали его. Даже случались такие курьезные вещи, обернувшиеся для некоторых людей личной трагедией. Например, радиожурналист У.Абназаров не полностью, по техническим причинам, передал это сообщение в эфир, из-за чего его уволили с работы.

Период с 1986 по 1989-с полным правом можно назвать годами безвременья . В этот период печатное слово было не в ладу с истиной. Хотя, конечно, другие ретроспективные темы находили освещение на страницах газет и появлялись материалы, угодные идеологическим установкам того времени, неумело замаскированные "суррогаты" под истину, что, конечно, не содействовало поднятию престижа прессы.

И только после выступления на 1 съезде депутатов СССР в июле 1989 года поэта и общественного деятеля Мухтара Шаханова и после ухода Колбина из Казахстана, стали появляться на страницах казахстанской прессы материалы, приоткрывающие таинственную завесу в истории декабрьских событий.

1998 год

«Декабрь» 1986-го ждет возмездия

На основе подлинных докумен-тов, которыми располагает редакция, шаг за шагом будем затягивать веревку вокруг шеи тех, кто в те суровые дни выступали жестокими палачами: организаторами и испол-нителями карательных операций против восставшей молодежи. Из-за их рвения сотни казахских юношей и девушек были осуждены на длительные сроки заключения в лаге-ря строгого режима, тысячи уволены с работы, исключены из учебных заведений, нема-ло из них, потеряв молодость и здоровье, в тяжелых нынешних условиях влачат жалкое существование.

Самое обидное то, что немало из тех, кто проявлял большую активность в преследованиях декабристов, и поныне пребывают в верхних «эшелонах».

Известно, что студенты и учащиеся вузов и техникумов чуть ли не автоматически от-странялись от учебы только за то, что 17-18 декабря отсут-ствовали на занятиях. Сейчас уже трудно установить, как осуществлялась проверка их наличия или отсутствия в ауди-ториях. Не исключен и вари-ант доноса, получивший широ-кое распространение в 1937 году.

Особенно усердствовали де-каны факультетов, особенно неказахской национальности. Да и начальствующие казахи тоже не очень отставали.

В истории Казахстана было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Именно такими в новейшей отечественной истории стали три декабрьских дня и ночи 1986 г. Исполнилось 20 лет со дня этих событий. В этой связи лидеры политических партий, известные политические деятели, а также подавляющее большинство депутатов Парламента от имени миллионов наших граждан внесли предложение Президенту о необходимости новой объективной политической и правовой оценки этих событий в преддверии этой даты. Это обращение было опубликовано в десятках газет как на казахском, так и на русском языках. И очень своевременно. Полной информации о декабрьских событиях в Казахстане до сих пор не собрано, её не смогли представить ни многочисленные общественные комиссии, ни депутатская группа, которая проводила специальное расследование. Документы этих общественных организаций до сих пор остаются закрытыми для населения, а их выводы не содержат никаких откровений. Большая же часть документов уже никогда не получит публичного оглашения, поскольку была уничтожена. А между тем декабрьские события до сих пор волнуют умы людей, и этот вопрос постоянно будируется.

Теперь, когда прошло немало лет, с высоты сегодняшнего времени, наверное, небезынтересно взглянуть на то время, когда существовали СССР, КПСС, когда начиналась горбачевская перестройка. Особенности социально-экономического и политического развития республики в эти годы и следует считать историческими причинами интересующих нас событий. Перечислим их. Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил. Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60 % товаров, необходимых народу, завозились из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь искривленную, колониальную структуру экономики. Идеологический тоталитаризм и остаточный принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека. Науки превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. Казахский язык перестал функционировать во многих общественных местах и превратился в сугубо бытовой. Этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов. И наконец, возмущение вызывало явное противоречие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.

Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня и явились декабрьские события. Поводом к ним послужила смена высшего руководства Казахстана . Задолго до этого в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д.Кунаева , которому в то время было около 75 лет. Все понимали неизбежность смены правящей верхушки, тем более что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

15 декабря 1986 г . в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г.Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г.Колбин . Утром 16 декабря состоялся У Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос — организационный. Пленум длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов — смена политического руководителя Д.А.Кунаева, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо него был избран Г.В.Колбин, до избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения не известный. То есть главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.

Утром 17 декабря 1986 г. В Алма-Ате на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г.Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики. Привыкшее к администрированию руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади военными силами. После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства Министром внутренних дел СССР А.В.Власовым было принято решение о переброске из 8 разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск Министерства внутренних дел. Против мирных демонстрантов войска использовали дубинки, малые саперные лопатки и служебных собак; людей на морозе обливали водой, задержанных избивали, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. В разгоне демонстрации были задействованы дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий, вооруженные железными прутьями и обрезками кабеля.

В ходе трагических событий 17-18 декабря погибли люди, многие были ранены и травмированы . Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

В постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 г. подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Число задержанных составило около 8,5 тыс. человек. Возбуждено 99 уголовных дел (46 человек через некоторое время были реабилитированы). Приговорены к расстрелу 2 человека; 83 — к лишению свободы от 1,5 до 15 лет. 52 человека были исключены из партии, 787 — из членов ВЛКСМ, 1138 — получили комсомольские взыскания, 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности, 271 студент отчислен из учебных заведений, 1200 человек были уволены из Министерства внутренних дел, 309 — из Министерств здравоохранения и транспорта.

В июле 1987 г. ЦК КПСС принял Постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», где декабрьские события были оценены как «проявление казахского национализма». В средствах массовой пропаганды была развернута целая кампания по поиску «националистов». Одновременно с демагогическими заявлениями Г.Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое «избиение» национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась «охота за ведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У.Джолдасбеков и Н.Надиров, ученый-антрополог О.Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться с учетом процентных квот по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности.

После настойчивых просьб общественности, содержавшиеся в постановлении ЦК КПСС обвинения в казахском национализме были признаны ошибочными. На 1 съезде народных депутатов СССР народный депутат, известный поэт Мухтар Шаханов первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий. Все участники декабрьских событий были реабилитированы в первые годы суверенного Казахстана.

Декабрь 1986 г. до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь , поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно не известный в Казахстане руководитель среднего ранга был назначен Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии». Они выразили протест против лицемерия Москвы, против решений всесильной каменной крепости Советской империи. Это был первый случай, когда население Казахстана в лице студенческой молодежи, показало, что может проявить и выразить свою волю.

В преддверии юбилея информационное агентство «Политон» провело экспертный опрос о том, какую политическую роль сыграли декабрьские события в истории Казахстана. Практически все эксперты отметили, что, несомненно, декабрьские события в истории Казахстана сыграли в целом положительную роль, потому что способствовали развитию национального самосознания казахов, оказали влияние на общество в целом, его политическое сознание. «Это была мощная встряска для казахстанского общества, особенно для казахской его части, которая испытала очень сильное потрясение во время декабрьских событий», — считает известный казахстанский политик и общественный деятель Пётр Своик .

Многие думают, что студенты не могли стихийно появиться на Площади Республики, чтобы выразить свой протест, который активно выражался шёпотом на всех кухнях страны. Невидимые организаторы и инициаторы этого массового митинга до сих пор остаются нерассекреченными, так же как и те, кто активно участвовал в оголтелых репрессиях против участников декабрьских событий. С другой стороны, немало аналитиков полагают, что декабрьское выступление молодежи было спонтанным и неорганизованным.

Вопрос о количестве пострадавших получил совершенно различные оценки. Но все согласились с тем, что количество пострадавших больше, нежели перечисляется в отчетах различных комиссий по расследованию. Много фактов по гибели молодежи осталось неозвученным, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. Вместе с тем пострадавшими были не только участники событий, но и люди, имевшие иную от официальной точку зрения или эмоцианально выражавшие свои чувства, а таких по Казахстану было очень много.

Заведующий отделом внутренней политики Казахстанского Института стратегических исследований при Президенте РК Серик Бельгибаев не сомневается в том, что в декабре 1986 г. была какая-то политическая сила, которая организовала молодежь, что это не было спонтанным всплеском эмоций.

Политолог Санат Кушкумбаев объясняет стихийность декабрьских событий отсутствием нормальной политической культуры в проведении мирных митингов, шествий и демонстраций в те годы и со стороны студентов, и со стороны власти, но не сомневается в спланированности такого массового скопления людей на главной площади страны.

Практически в казахстанском обществе нет сомнений в том, что актуализация данной темы не повлияет на межэтническое согласие, однако преобладает мнение о том, что лучше не ворошить прошлого. Экс посол Казахстана в странах Ближнего Востока Балатхан Тайжан считает, что «наоборот, тесное расследование будет способствовать тому, что будут убраны шоры с глаз у всех этнических групп Казахстана».

И наконец, в уже упомянутом обращении известных деятелей Казахстана к Президенту говорится: «Кахарманы Желтоксана, несмотря на массовое их избиение, обливание холодной водой, использование против них собак, БТР, особых отрядов милиции, курсантов и солдат специальных войск и т.п. в течение нескольких дней по всему Казахстану, где открыто, а где скрыто, выражая волю и чаяния народа, продолжали борьбу за идеи самостоятельности, свободы и суверенитета Республики . Они жертвовали своим здоровьем, благополучием, судьбой и даже жизнью! Почему мы не гордимся ими? Почему не воспитываем на их примере сегодняшних школьников и студентов? Мы хотим на таких примерах поднять упавший сегодня патриотизм молодежи. Мы хотим на таком мощном нравственном и идеологическом фундаменте мобилизовать казахстанцев совершить прорыв, подвиг — вывести страну в число 50 конкурентноспособных государств мира».

Таким образом, обсуждение темы декабрьских событий подняло массу пока еще не разрешенных и не исследованных вопросов в этой области и открыло новые аспекты проблем, которые необходимо изучать и анализировать в интересах исторической правды и в память о жертвах декабрьских событий.

18 сентября 2006 г. в Алматы на пересечении проспекта Желтоксан и улицы Сатпаева состоялось торжественное открытие памятника «Рассвет свободы», посвященного 20-летию декабрьских событий 1986 г. Выступая перед алмаатинцами, Глава государства отметил, что декабрьские события, которые вывели молодежь на площадь, были предвестниками нашей независимости. Эти события пытались назвать межнациональным столкновением, но это не так, что и показала история. Все, чего хотела молодежь, вышедшая тогда на площадь, — это справедливости и независимости Казахстану. Все 20 лет, которые прошли с тех пор, показывают, что наш народ живет в единстве и согласии, ощущая стабильность и спокойствие в стране. И это единение — главное условие нашего успеха и процветания.

Список литературы

5. Мысль. — 2005. — № 12.

6. Мысль. — 2006. — № 5, 6.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра Истории Казахстана и СПД

На тему: «Декабрьские события в Казахстане в 1986 году»


Введение

1. Причины

3. Ход событий

Заключение

Список литературы


Введение

Декабрь 1986 года до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно неизвестный в Казахстане руководитель среднего ранга Г.В.Колбин (первый секретарь Ульяновского обкома ЦК КПСС) был назначен Первым секретарем Центрального комитета Компартии Казахстана.

Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии», они выразили протест против лицемерия Москвы, протест против решений всесильной каменной крепости Советской империи.

С высоты прошедших лет, многие считают, что студенты не могли стихийно появиться на Площади Республики, чтобы выразить свой протест, который активно обсуждался шепотом на всех кухнях страны. Невидимые организаторы и инициаторы этого массового митинга до сих пор остаются не рассекреченными, также как и те, кто активно участвовал в оголтелых репрессиях против участников декабрьских событий. С другой стороны, немало аналитиков полагает, что декабрьское выступление молодежи было спонтанным и неорганизованным.


1. Причины

Избрание Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из 20-ти первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило, использовался в качестве трамплина для прыжка на следующую ступень карьеры. Аналогичное положение с руководящими кадрами было и в других организациях и ведомствах. Так, руководителями КГБ республики за годы Советской власти были лишь два казаха. Назначенные центром руководители, не имеющие корней в республике, не связанные с ее народом, культурой, бытом, традициями и языком, подбирали себе кадровую команду по своему вкусу. Ни один из присланных центром руководителей, после их освобождения или ухода на пенсию, не пожелал остаться в Казахстане. Пренебрежительное отношение центра к окраинам иногда доходило до курьезов. Так, в свое время Хрущев Н.С., прибыв в Казахстан, воскликнул с трапа самолета: «Пламенный привет узбекскому народу!»

Выступления начались 16 декабря, первые группы казахской молодёжи вышли на Новую (Брежнева) площадь столицы с требованиями отмены назначения Колбина. Правительство в Москве передало дело МВД, для разгона митинга. В городе сразу была отключена телефонная связь, эти группы были разогнаны милицией (операция «Метель»). Были собраны спец отряды спецназа с сибирского военного училища, а также солдаты местного пограничного училища. Всех студентов стали жестоко избивать, войска использовали сапёрные лопатки, водомёты, служебных собак; утверждается также, что применялись арматурный лом, стальные тросы. Слухи о выступлении на площади мгновенно облетели весь город. Утром 17 декабря на площадь имени Л. И. Брежнева перед зданием ЦК вышли уже толпы молодёжи, «подстрекаемые националистическими элементами». Плакаты демонстрантов гласили «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!»Два дня шли митинги, оба раза заканчивающиеся беспорядками. Для поддержания порядка в городе использовались рабочие дружины.

Утром 16 декабря студенты стали стекаться к площади перед зданием ЦК компартии Казахстана. Все лозунги и плакаты призывали к отставке Колбина, требовали избрать вместо него казаха или хотя бы казахстанца, при этом назывались конкретные кандидаты, в числе них были и русские и представители других национальностей, для которых Казахстан являлся родиной. Перед собравшимися выступило несколько руководителей республики, пытаясь уговорить их разойтись, но все было безрезультатно.

Свидетели этих событий описывали эту ситуацию так: «Обстановка накалялась с каждым часом, появились ораторы, склонившие на свою сторону студентов, некоторые начали призывать к штурму здания ЦК.

В целях недопущения беспорядков к площади приказали подтянуть внутренние войска, а само здание ЦК охраняли курсанты пограничного училища. У солдат не было огнестрельного оружия.

Уговоры не увенчались успехом, зато дали результат призывы подстрекателей. Собравшиеся на площади с громкими криками бросились на штурм здания ЦК, пытаясь опрокинуть шеренги солдат, милиции и пограничников. Завязалась драка. В ход пошли колья, арматура, камни, солдаты вынуждены были применить ремни и дубинки.

Разбушевавшиеся хулиганы подожгли несколько автомашин, разгромили витрины двух магазинов неподалёку от площади. Число погромщиков множилось. Попытки усмирить толпу оказались безрезультатными. Появились раненные с обеих сторон, и был зверски убит дружинник - работник местного телевидения. Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Здесь уместно сказать, что потом называлось самое разное число погибших. Их исчисляли сотнями. Я должен свидетельствовать официально: во время описываемых событий погибло три человека. Это уже упомянутый мною дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший - казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня.

К тому времени, когда мы прибыли в Алма-Ату, столкновения между теми, кто охранял здание ЦК, и нападавшими уже прекратились, и все занялись поисками виновных…

На площади перед зданием ЦК людей уже почти не было, остались немногочисленные группы, главным образом любопытных. Площадь, как я уже сказал, производила тяжкое впечатление: разбитые машины, следы пожаров, камни, разбросанные палки, колья, сожжённая, ещё дымящаяся пожарная машина. На улицах, в принципе, было спокойно, если не считать редких стаек молодёжи, бросавших камни в патрульных солдат. Жертв в ту ночь больше не было.

В результате беспорядков в Алма-Ате по данным КГБ КазССР погибло три человека, получили телесные повреждения 11З7 человек, среди которых только 365 были участниками беспорядков, а остальные - сотрудниками силовых структур и случайными жертвами погромщиков. Правоохранительные органы задержали около 2200 участников беспорядков, среди которых более 90 % были этническими казахами. Студенты учебных заведений Алма-Аты составляли не менее половины задержанных, хотя основная масса участников беспорядков охарактеризована как «молодые рабочие».»

Самосознания народа». В связи с тем, что, как считали некоторые представители оппозиции, ни президент республики, ни правительство не были заинтересованы в рассмотрении выводов и предложений Комиссии по расследованию декабрьских событий 1986 года в Казахстане и принятии действенных мер по ним, в 1992 году ряд представителей общественности республики и отдельные потерпевшие лица обратились в...

И престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров». 1.1 Последекабрьский период 1987-1989 гг Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое...

Ранее в зависимости от Средне Азиатских ханств вошли в состав Российской империи. Присоединение Казахстана к России завершилось. 51. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века. Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношении не могли не...

спублики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть исторические предпосылки становления независимого Казахстана. 2. Описать этапы становления суверенитета Республики Казахстан и особенности их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства Глава 1. Исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана 1.1. Идеи национального...

Предыстория

Основная статья:

Утром 16 декабря студенты стали стекаться к площади перед зданием ЦК компартии Казахстана. Все лозунги и плакаты призывали к отставке Колбина, требовали избрать вместо него казаха или хотя бы казахстанца, при этом назывались конкретные кандидаты, в числе них были и русские и представители других национальностей, для которых Казахстан являлся родиной. Перед собравшимися выступило несколько руководителей республики, пытаясь уговорить их разойтись, но всё было безрезультатно.В целях недопущения беспорядков к площади приказали подтянуть внутренние войска, а само здание ЦК охраняли курсанты пограничного училища. У солдат не было огнестрельного оружия.

Уговоры не увенчались успехом, зато дали результат призывы подстрекателей. Собравшиеся на площади с громкими криками бросились на штурм здания ЦК, пытаясь опрокинуть шеренги солдат, милиции и пограничников. Завязалась драка. В ход пошли колья, арматура, камни, солдаты вынуждены были применить ремни и дубинки. Число погромщиков множилось. Попытки усмирить толпу оказались безрезультатными. Появились раненные с обеих сторон, и был зверски убит дружинник - работник местного телевидения. Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Здесь уместно сказать, что потом называлось самое разное число погибших. Их исчисляли сотнями. Я должен свидетельствовать официально: во время описываемых событий погибло три человека. Это уже упомянутый мною дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший - казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня.

К тому времени, когда мы прибыли в Алма-Ату, столкновения между теми, кто охранял здание ЦК, и нападавшими уже прекратились, и все занялись поисками виновных…

На площади перед зданием ЦК людей уже почти не было, остались немногочисленные группы, главным образом любопытных. Площадь, как я уже сказал, производила тяжкое впечатление: разбитые машины, следы пожаров, камни, разбросанные палки, колья, сожжённая, ещё дымящаяся пожарная машина. На улицах, в принципе, было спокойно, если не считать редких стаек молодёжи, бросавших камни в патрульных солдат. Жертв в ту ночь больше не было.

17 декабря Н. А. Назарбаев, наряду с другими официальными лицами республики, выступал перед разбушевавшейся толпой, призывая молодежь вернуться на свои учебные и рабочие места Однако дальнейшее развитие истории Казахстана, равно как и поздние мемуары , написанные в годы его президентства, заставляют многих политологов выдвигать гипотезы об участии самого Назарбаева в организации беспорядков .

Выступления в Караганде

Выступление студенческой молодёжи в Караганде произошло 19-20 декабря 1986 года. Около восьми вечера 19 декабря студенты нескольких вузов - примерно 80-120 человек - собрались на площади имени Гагарина. Затем двинулись к Советскому проспекту, где были разогнаны милицией. 83 человека были задержаны. 20 декабря студенты стали собираться на площади возле обкома (около 300 человек). Из служебной записки: «…никто из них хулиганских действий не допускал». Против студентов были направлены курсанты школы МВД, произведены массовые аресты.

Значение

Основная статья: История казахского национализма

События декабря 1986 стали первыми в СССР массовым митингом, в ходе которых выдвигались антисоветские лозунги. Нежелание подчиняться решению центральных властей, открытое недовольство новым генеральным секретарём ЦК КПСС и проводимой им политикой «зачистки кадров» и, главное, неспособность центральных властей полностью взять ситуацию под свой контроль, создали прецедент, которым воспользовались местные элиты по всему СССР . Представители казахского патриотического движения оказались среди тех, кто первыми бросили открытый политический вызов действующей власти.

Независимость

Казахстан провозгласил независимость 16 декабря 1991 года , ровно через пять лет после Желтоксана. Многие документы, касающиеся декабрьских событий, хранятся в архивах Москвы и Алма-Аты и ещё не опубликованы, в частности не до конца ясна роль Н.А. Назарбаева, нынешнего Президента Казахстана (как независимого государства) правящего в течение 21-летнего периода (фактического главы республики как Первого секретаря ЦК КП Казахстана еще раньше - с июня 1989 г.).

Память

Памятная монета номиналом 50 тенге, посвящённая 20-летию декабрьских событий.

В 2006 году, в день 20-летия декабрьских событий, Н. А. Назарбаевым был открыт монумент «Тәуелсіздік таңы» (Заря независимости), который установлен рядом с той самой Новой площадью .

В кино события представлены фильмом Калдыбая Абенова (Kaldybai Abenov), “Аллажар” (Allazhar) законченным в 1996 году.

См. также

  • Протестное движение профсоюзов нефтегазовой промышленности Казахстана (2011 год)

Примечания

Ссылки

  • Декабрь 1986 : аналитические материалы и воспоминания очевидцев. Сайт «радио Азаттык» (казахскоязычный филиал «радио Свобода ») (рус.)

На XXVII съезд КПСС в феврале 1986 года были рассмотрены вопросы ликвидации в короткие сроки тормозящих факторов в экономике, ускорении научно-технического прогресса, повышении жизненного уровня населения. До декабря 1986 года в республике не произошло заметных перемен. Старыми методами ЦК КПСС в один день решило сменить руководство Казахстана. В десятилетие правления Д. Кунаева в Казахстане были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере. По указанию ЦК КПСС 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. По предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в республике человек неизвестный. Накопившиеся за десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах породили гнев и возмущение молодёжи республики. Необоснованная смена первого руководителя республики послужила толчком к проявлению массового недовольства. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Выступление казахской молодежи 18 декабря не было националистическим, демонстрация была мирной и носила политический характер, не призывала к свержению государственного строя. Руководство республики, обладающее низкой политической культурой, способствовало превращению мирной демонстрации 17 декабря в массовые беспорядки. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки. Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы. Как символ борьбы за свободу выделялся молодой демократ Кайрат Рыскулбеков, который впоследствии был приговорен к смертной казни и погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». На самом деле, события носили политический характер и не были направлены против других народов. Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР. Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года». В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…» В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы. Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими - это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.…». События в Алма-Ате в декабре 1986 года привлекли внимание всего мира и стали началом демократических преобразований в Советском Союзе, стали первым столкновением двух противоборствующих сил командно-административной системы и неокрепшей демократии.



Статьи по теме: